- Виды стропов и нормативные акты для их изготовления
- Текстильные стропы
- Модели
- Маркировка
- Стропы канатные
- Виды канатных строп и их характеристики
- Стропы канатные СКП (УСК1, двухпетлевые)
- Стропы канатные кольцевые СКК (УСК2)
- Стропы канатные 1СК одноветвевые
- Стропы канатные 2СК двухветвевые
- Стропы канатные 4СК четырехветвевые, «пауки»
- Стропы цепные
- Сетевые стропы
- Эксплуатация стропов
- Канатные стропы — из чего изготавливают, виды и преимущества
- Специфика использования строп
- Где купить грузовые стропы
- Форма бирки и место ее крепления
- Стропы стальные канатные. Особенности маркировки
- Что должно быть указано на этикетке (бирке) текстильного стропа?
- Стропы цепные. Особенности маркировки
- Маркировка и грузоподъемность цепных стропов
- Стропы текстильные. Особенности маркировки
- Руководящие документы
- Материал бирок
- Форма бирок
- Место размещения бирок
- Назначение
- Достоинства
- Условия работы и меры безопасности
- Основные способы заделки концов канатных строп
- Основные исполнения канатных строп
- Типы свивки канатов
- Сочетание направлений свивки канатов
- Выбор направлений навивки канатов
- Стропы из стальных канатов
- Виды и маркировка такелажных строп
- Цепные стропы
- Стропы от компании ПК «СКиТ»
Виды стропов и нормативные акты для их изготовления
Грузоподъемными стропами называются отрезки цепей, канатов или текстильных лент, выполненные в виде кольца или снабженные концевыми грузозахватными элементами, предназначенные для обвязки и навешивания грузов к грузоподъемным механизмам и обеспечивающие их удобное, быстрое, безопасное и надежное закрепление.
В настоящее время в составе грузоподъемного оборудования используются следующие основные виды стропов, каждый из которых выпускается согласно соответствующей нормативной документации, определяющей технические требования к их изготовлению, в том числе и к маркировке:
- канатные стропы изготавливаются по ГОСТ 25573-82; РД-10-33-93 и РД 11-07-2007;
- цепные стропы выпускаются по РД 11-07-2007 и ГОСТ 30441-97;
- текстильные стропы — плоские и круглопрядные — по РД 24-СЗК-01-01; РД 11-07-2007 и ПБ 10-382-00.
, в частности, описываются условные обозначения для всех категорий стропов, отражающие их вид и основные параметры. Согласно данному нормативному документу в структуру обозначения стропов входят: наименование, тип, грузоподъемность, длина, исполнение, класс прочности.
Текстильные стропы
Отличаются от других видов строп большей универсальностью. В качестве материала для текстильных строп используют полиэстеровую ленту. Такие грузоподъемные приспособления не портят груз при его перемещении. Цвет стропа зависит от того, какую нагрузку может выдерживать его конструкция.
Стропы защищает специальная ткань, что удлиняет их срок службы. Не составляет особого труда поведение их под груз и прикрепление к крюку крана. Они не портятся от контакта с нефтью, водой, кислотами.
Они могут применяться в любых климатических условиях. Не теряют своих свойств и при резком перепаде температуры.
Текстильный строп шириной в 30 миллиметров, длиной в 1 метр и грузоподъемностью 1 тонна стоит 140 рублей. Девятиметровый с такой же грузоподъемностью — 730 рублей.
Модели
- Ленточные стропы. Нужны, чтобы поднимать и перемещать разные грузы, которые требуют осторожного с ними обращения — мягкого захвата. Покрытие, форма, структура товара при этом не нарушаются.
- Круглопрядные стропы. Производят их из очень прочного полиэстерового кольцевого волокна. При помощи таких стропов поднимают и транспортируют большие по размерам (до ста тонн), но требующие деликатного обращения, грузы.
Маркировка
- СТК — стропы текстильные кольцевые, из одного или нескольких слоев.
- СТП — стропы текстильные петлевые, из одного или нескольких слоев.
Может быть и такая маркировка: 1СТ. Это означает, что в текстильном стропе одна ветвь.
Стропы канатные
Канатные стропы — это металлические тросы с захватными элементами на концах. Стропы этой категории делятся на петлевые, кольцевые и одно- и многоветвевые прямые.
Для петлевых и кольцевых тросов на первом месте в аббревиатуре обозначения стоят буквы соответствующие их наименованию: ВК
— ветвь канатная;СК — строп из круглопрядного каната. Далее идет буква, обозначающая тип стропа —П — петлевой,К — кольцевой. Затем следует число, обозначающее грузоподъемность стропа в тоннах и число, соответствующее длине стропа в миллиметрах. Затем идут буквы, обозначающие исполнение изделия:Во — волокнистый с органическими нитями,Вс — с синтетическими нитями,Вк — комбинированный;Вт — витой;Кск — со скользящим крюком;Пл — из плоского стального каната и др.
Таким образом, строп с обозначением СКП-6,3-4000-Пл — это строп канатный петлевой грузоподъемностью в 6,3 тонны длиной 4000 мм из плоского стального каната, а СКК-3,2-2000-Вт — строп канатный кольцевой грузоподъемностью 3,2 тонны длиной 2000 мм из витого круглопрядного каната.
У стропов ветвевых на первом месте условного обозначения стоит цифра, соответствующая количеству ветвей, соответственно: 1СК
;2СК ;3СК ;4СК — это одно-, двух-, трех- и четырехветвевые стропы. А условное обозначение 4CK-25,0-6000-Пл-ХЛ соответствует четырехветвевому стропу грузоподъемностью 25 т длиной 6000 мм из плоского стального каната для холодного климата. На рисунке 1 представлены основные условные обозначения для канатных стропов, а на рисунке 2 приведен пример маркировки изделия, предусмотренный нормативными документами, которая наносится на захват стропа и на все его элементы.
Виды канатных строп и их характеристики
Грузовые канатные стропы представляют собой конструкцию, в которой присутствует один или несколько канатов, собранные на концах в петли или имеющие специальные крепления (скобы, коуши, кольца и т.п.). Изделия, имеющие в своем составе несколько канатов, связанных в одной точке, называются многоветвевыми.
Стропы предназначены для тех ситуаций, где требуется подъем и перемещение больших грузов. Массивные объекты, с которыми ведется работа, имеют проушины и кольца. За них, собственно, стропы и крепятся: либо петли продеваются через такие отверстия, либо груз закрепляется с помощью крюков, расположенных на концах стропов.
Стропы канатные СКП (УСК1, двухпетлевые)
Это самые распространенные из строп. Их можно встретить на каждой крупной стройке. И это не случайно! Стропы УСК1 предназначены, прежде всего, для крепления груза к крану. Кольцевым аналогам грузовые чалки проигрывают в грузоподъемности при той же толщине каната.
Как и у всех канатных строп, их концы выполнены двумя производственными способами: либо методом опрессовки, либо заплеткой (оклетневкой).
Цены на стропы СКП и возможные объемы уточняйте у наших специалистов.
Связаться с менеджером
Стропы канатные кольцевые СКК (УСК2)
Аналогично петлевым одноветвевым изделиям, кольцевой строп СКК представляет собой стандартный стальной или оцинкованный канат, закрепленный в двух местах методом опрессовки или оклетневки. Такая конструкция дает большое преимущество по сравнению с СКП: при равной грузоподъемности диаметр троса уменьшается вдвое.
Свое применение УСК2 находит также, как и его собрат УСК1, в работе с подъемными кранами при закреплении грузов к крюку.
Цены на стропы СКК и возможные объемы уточняйте у наших специалистов.
Стропы канатные 1СК одноветвевые
В процессе производства канат с помощью опрессовки или ручной оплетки становится основой для единственной грузоподъемной ветви. Одноветвевые стропы могут комплектоваться по краям крюками, коушами, кольцами.
Применяется 1СК либо в качестве ремкомплекта, либо как и вышеуказанные изделия, для фиксации грузов на крюках кранов.
Цены на стропы 1СК и возможные объемы уточняйте у наших специалистов.
Стропы канатные 2СК двухветвевые
2СК состоит из двух канатных ветвей, что следует из его названия. Предназначены такие двухветвевые стропы для закрепления грузов к крану и другому аналогичному оборудованию с помощью крюков. Свое применение они находят как на предприятиях строительного комплекса, так и в транспортных компаниях. Большим помощником 2СК стали в складских помещениях, ангарах.
Крепления создаются с помощью опрессовки металла или полуавтоматической оклетневки.
Цены на стропы 2СК и возможные объемы уточняйте у наших специалистов.
Стропы канатные 4СК четырехветвевые, «пауки»
Четырехветвевые стропы 4СК, известные также, как «паук» по сути являются сдвоенным вариантом канатной конструкции 2СК.
Как можно догадаться, используются такие «пауки» также в промышленности и на складах, а также на объектах строительства. Скрепляются канаты с помощью опрессовки металлических втулок (чаще алюминиевых).
При эксплуатации данных видов строп важно соблюдать ряд правил:
- Следить за чистотой канатов, своевременно их очищать от загрязнений (это поможет удлинить срок службы изделия и не допустить появление ржавчины);
- Не допускать переплетение ветвей («лап паука») и неравномерные нагрузки на каждую из них;
- Запрещается использовать стропы 4СК, если их грузоподъемность ниже, чем требуется для данной работы. Это может привести к травмам и даже летальным исходам персонала, а также повреждению ценного оборудования.
Цены на стропы 4СК и возможные объемы уточняйте у наших специалистов.
Стропы цепные
В цепных стропах вместо канатов используются отрезки металлических короткозвенных цепей, изготовленных из высокопрочной стали методом сварки. Они так же, как и канатные, могут быть кольцевыми и одно- и многоветвевыми.
Условные обозначения их типов включают класс прочности, обозначаемый цифрой от 1 до 8, которая стоит на первом месте обозначения. Далее идут буквы, соответствующие типу стропа:
- ВЦ — ветвь цепная;
- СЦК — строп цепной кольцевой;
- 1СЦ ;2СЦ ;3СЦ ;4СЦ — одно-; двух-; трех-; четырехветвевой строп.
Сетевые стропы
На любом заводе-изготовителе сетевые стропы необходимы для перемещения больших и тяжелых материалов на складе. Созданные для того, чтобы выдерживать большой тоннаж веса и массы, стропы обычно состоят из высококачественного нейлона или полиэфира. Из-за природы этих материалов они подвергаются опасности при воздействии температур выше 90 ° C. Кроме того, другие факторы влияния, такие как ультрафиолетовое излучение и различные химические вещества, например, отбеливатель, кислоты и альдегиды, могут повредить волокна из нейлона и полиэфира.
Эксплуатация стропов
Общие правила строповки грузов.
1. Зацеплять груз следует только в соответствии со схемой строповки.
2. Зацепление захватных приспособлений стропа за проушины груза. Если груз не имеет штатных проушин, то ввинчиванием или электросваркой к грузу можно присоединить съемные скобы для строповки.
3. Применение вспомогательных цепных элементов – обвязки, за которую цепляют грузозахватные элементы стропа.
4. Крюк должен свободно заходить в зев петли.
5. При строповке груза многоветвевым стропом, ветви стропа должны иметь одинаковое натяжение, и угол между ними не должен превышать 90 градусов.
6. Строп накладывается без узлов и перекруток.
7. Неиспользованные концы многоветвевого стропа закрепляют так, что бы они не задевали встречающиеся на пути предметы при перемещении груза.
8. Снимать стропы с груза или крюка можно только после того, как груз прочно установлен, а при необходимости и закреплен.
9. перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении
Канатные стропы — из чего изготавливают, виды и преимущества
Конструктивно подобные изделия представляют собой стальной канат из большого количества нитей, у которого с двух сторон находятся петли с коушами (оправками различной формы). Последние предназначены для снижения степени износа каната, что позволит лучше распределить имеющуюся нагрузку, которая действует непосредственно на канатные стропы. Для повышения прочности и долговечности подобные изделия цементируют, а в качестве сырья используют низкоуглеродистые марки стали. Толщина стальной проволоки для изготовления составляет 0,8-2 мм в зависимости от требуемой грузоподъемности, а для обеспечения эластичности используют сердечник из пеньки, асбеста либо стали.
Применение канатных строп дает следующие преимущества:
- широкий температурный диапазон эксплуатации;
- постепенный износ и простота дефектовки;
- возможность износа;
- стойкость к динамическим нагрузкам;
- гибкость.
С конструктивной точки зрения все канатные стропы делят на петлевые и ветвевые. Первые используют для обмотки, фиксирования груза, а вторые, как правило, состоят из нескольких ветвей, которые соединены с крюком.
Специфика использования строп
Потенциальная опасность и значительный ущерб при падении с высоты груза требуют внимания со стороны персонала к соблюдению правил эксплуатации текстильных, канатных и цепных строп. В частности, поднимаемый груз должен соответствовать грузоподъемности, находиться в неподвижном положении, что предотвратит его срыв после подъема. Также обязательно каждые 10 дней выполняют при постоянной эксплуатации проверку состояния строп. В зависимости от их вида контролируют следующие моменты:
- цепные стропы: отдельные звенья не должны быть деформированы, в наличии все предохранительные замки, сварной шов сплошной, бирка на месте;
- текстильные стропы: на поверхности отсутствуют прожоги, потертости, надрывы ткани и другие дефекты, которые свидетельствуют о снижении прочности;
- канатные стропы: отсутствие надрывов на ленте, износ отдельных элементов и соединительного кольца не должен превышать 10%, бирка на месте.
При наличии хоть одного дефекта изделия отбраковываются и использовать их для подъема груза запрещено.
Где купить грузовые стропы
Если для выполнения грузоподъемных и других работ вам необходимы канатные, текстильные либо цепные стропы, то купить их можно в нашей компании. Мы непосредственно их изготавливаем и каждому покупателю предлагаем следующие преимущества:
- доступную цену за счет отсутствия посредников;
- широкий выбор строп в наличии на складе;
- возможность изготовления под заказ клиента;
- высокое качество.
Получить дополнительную информацию и запросить счет на оплату можно по телефону либо оставив заявку на сайте нашей компании. Мы гарантируем оперативную подготовку счета и предоставление консультаций, помощи в выборе конкретных вариантов стропов для решения конкретной вашей задачи.
Для предотвращения нецелевого использования строп стандарты предусматривают наличие бирки с их маркировкой, включающей основные параметры и характеристики изделия. Изготовлена она может быть из металла, кожи или пластика. Последние обычно используют на стропах из текстильных материалов, которые могут быть повреждены острыми стальными краями. Нанесение маркировки на бирки осуществляется методом вырубки (для металлических) либо термопечати, что позволяет сохранить читабельность информации в течение всего срока использования.
Форма бирки и место ее крепления
Стандарт не определяет жесткие требования по месту крепления маркировки чалок. На практике обычно они имеют круглую, квадратную либо овальную форму, но отдельные производители могут использовать и дизайнерские варианты в виде многоугольников. Крепятся обычно бирки в следующих местах:
- у цепных строп на скобе либо первом соединительном элементе, подвесном звене;
- у канатных на теле стропа либо петле с помощью опрессовки либо заклепывания;
- у текстильных или круглопрядных в точка крепления лент;
- у петлевых на основании самой петли.
Стропы стальные канатные. Особенности маркировки
В общем случае, обозначение на бирке кольцевой либо петлевой чалки включает следующие элементы:
- ВК – ветвь стальная канатная;
- СК – строп из каната многожильного стального круглопрядного (перед буквами может стоять цифра, обозначающая число ветвей каната).
- К – в форме кольца;
- П – в виде петли.
- Обозначение грузоподъемности (т).
- Маркировка общей длины стропа (мм).
- Маркировка исполнения чалки:
- Во – волокнистый с добавлением натуральных нитей;
- Вс – волокнистый с добавлением искусственных нитей;
- Вт – витой;
- Вк – комбинированный;
- Пл – изготовленный из плоского стального каната;
- Кск – со скользящим стальным крюком.
Дополнительно на бирке стропы в обязательном порядке указывают производителя, дату выпуска и заводской номер изделия. Последняя информация позволяет при необходимости определить компанию, которая выпустила чалку при наличии каких-либо вопросов к качеству готовой продукции, ее надежности и другим моментам.
Что должно быть указано на этикетке (бирке) текстильного стропа?
на которой указывают сведения, необходимые при его эксплуатации:
Ø обозначение стропа;
Ø товарный знак предприятия-изготовителя;
Ø название материала, из которого строп изготовлен;
Ø грузоподъемность стропа при использовании основных способов строповки;
Ø рабочая длина; дата испытания; номер стропа
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
Проверьте себя, назвав конструкцию строп, изображенных на этих рисунках:
Перед изготовлением стропы рассчитывают с учётом коэффициента запаса прочности.
Что такое коэффициент запаса прочности?
Коэффициент запаса прочности — это отношение разрывной нагрузки материала из которого изготовлен строп к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показывает, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи, ленты), из которого строп изготовлен.
С каким коэффициентом запаса прочности изготавливают стропы?
Для ветвей специальных стропов (транспортирующих, пакетирующих),
применяемых как «одноразовые», используемых не более чем для 5 перегрузок пакетов длинномерных грузов (металлопроката, труб, пиломатериалов)
ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что стропы рассчитаны с запасом прочности, недопустимо превышать грузоподъемность стропа, указанную на бирке.
Для чего предназначены траверсы? Какие конструкции траверс приме няют для строповки грузов?
Траверсы — это съемные грузозахватные приспособления, предназначенные для строповки длинномерных и крупногабаритных грузов. Они предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов.
По конструкции траверсы разделяют на плоскостные и пространственные.
Плоскостные траверсы (рис. 3.15, а)
применяют для строповки длинномерных грузов. Основной частью траверсы является балка2, или ферма, которая воспринимает изгибающие нагрузки. К балке подвешиваются канатные или цепные ветви1. Траверсы с возможностью перемещения обойм 4
вдоль балки называютуниверсальными (рис. 3.15, б). В обоймах установлены уравнительные блоки 5, которые обеспечивают равномерное распределение нагрузок между ветвями траверсыS 1 = S 2 . По этой причине такую траверсу называютбалансирной. Уравнительные блоки также могут применяться в конструкциях канатных стропов с числом ветвей более трех.Пространственные траверсы (рис. 3.15, в)
применяют для строповки объемных конструкций, машин, оборудования.
Разноплечую балансирную траверсу (рис. 3.15, г)
применяют для подъема груза двумя кранами, она позволяет распределить нагрузки между кранами пропорционально их грузоподъемностям.
Признаки браковки траверс:
Ø отсутствие клейма 3 или бирки;
Ø трещины (обычно возникают в сварочных швах);
Ø деформации балок, распорок, рам со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины;
Ø повреждения крепежных и соединительных звеньев.
Какие бывают захваты?
Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых — сокращение ручного труда. Захваты применяют в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные грузы. В связи с большим разнообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов. Большинство из них можно отнести к одному из указанных далее типов.
Клещевые захваты (рис. 3.16, а)
удерживают груз рычагами1 за его выступающие части.
Фрикционные захваты удерживают груз за счет сил трения. Рычажные фрикционные захваты (рис. 3.16, 6)
зажимают груз с помощью рычагов1. Рычажно-канатные фрикционные захваты (рис. 3.16,в) имеют канаты3 с блоками, их применяют для строповки тюков, кип.
В эксцентриковых захватах (рис. 3.16, г)
основной деталью является эксцентрик4, который при повороте надежно зажимает листовые материалы.
Клиновые (цанговые) захваты предназначены для строповки грузов, имеющих круглые отверстия.
Подхваты заводятся под груз или в специальные отверстия на грузе. К ним относятся вилочные захваты (рис. 3.16, д), предназначенные для строповки поддонов.
Признаки браковки захватов:
Ø отсутствие клейма 2 или бирки;
Ø затупление, износ или выкрашивание зубьев насечки на рабочих поверхностях, соприкасающихся с грузом;
Ø изгибы и изломы рычагов;
Ø износ шарниров.
Существуют также грузозахватные приспособления, обеспечивающие автоматическую (без участия стропальщика) расстроповку груза.
⇐ Предыдущая12Следующая ⇒
Стропы цепные. Особенности маркировки
В данном случае принцип обозначение аналогичен канатным, но имеет ряд специфических моментов. На первом месте стоит маркировка конкретного типа стропа, который может быть:
- ВЦ – ветвь стальная цепная;
- СЦК – строп (чалка) стальной цепной кольцевой;
- 1СЦ – строп стальной цепной с 1 ветвью (стандартны определяют, что количество ветвей может быть до четырех).
Дополнительно у подобной чалки указывают грузоподъемность, общую длину и исполнение, дату изготовления, порядковый номер выпущенного компанией изделия и наименование производителя.
Маркировка и грузоподъемность цепных стропов
Прежде всего уделяется внимание применяемой маркировке и показателю грузоподъемности. Цепные стропы представлены классическим изделие, которое состоит из отдельных звеньев. Ключевым признаком можно назвать количество цепей. По нему выделяют следующие разновидности цепей:
- Стропы с одной ветвью маркируются 1СЦ. Они обходятся намного дешевле, но подобные стропы цепные не могут применяться для транспортировки тяжелых заготовок.
- Вариант исполнения с двумя ветвями более прочные. В этом случае маркировка или обозначение 2СЦ.
- Три ветви обозначаются 3СЦ.
- Вариант исполнения с четырьмя ветвями маркируется 4СЦ. За счет подобного сочетания отдельных звеньев можно обеспечить требуемую прочность.
- Выделяют в отдельную группу изделия с единичной цепной ветвью, которая может быть выполнена в разомкнутом и замкнутом типе, а также виде кольца. Маркировка в разомкнутой цепи ВЦ, в виде кольца УСЦ-К.
Наиболее сложные варианты исполнения выполнены в комбинированном виде. Они характеризуются более высокой прочностью.
Эксплуатация цепных строп может проводиться исключительно с учетом показателя грузоподъемности. Эта характеристика зависит от прочности отдельных частей применяемого изделия. При повышении прочности существенно увеличивается долговечность. На практике получили широкое распространение следующие варианты исполнения:
- Третий класс рассчитан на грузоподъемность не более 100 килограмм.
- Пятый класс может применяться для нагрузки не более 300 килограмм.
- Восьмой обладает показателем грузоподъемности 800 килограмм.
- Десятый класс рассчитан на нагрузку до 1200 килограмм.
- Двенадцатый характеризуется свойствами, которые позволяют транспортировать груз весом до 3150 килограмм.
Не стоит забывать о том, что при рассмотрении грузоподъемности нужно учитывать температуру эксплуатации до 200 градусов Цельсия.
Более высокий показатель становится причиной существенного повышения пластичности, за счет чего прочность снижается до на 10-15%. Эти и многие другие моменты учитываются в случае выбора наиболее подходящего изделия.
Внутри каждого класса также проводится классификация по минимальному показателю диаметра. Не стоит забывать о том, что ГОСТа для подобного изделия пока нет, нормативные требования указываются в РД 11-07-2007. При производстве также учитываются нижеприведенные моменты:
- Класс прочности.
- Условное наименование.
- Диапазон температуры, при котором может применяться цепь.
- Длина и некоторые другие моменты.
Сегодня цепные стропы комплектуются не только захватными крюками, но и концевыми ограничителями. Класс прочности зависит от типа применяемого материала при изготовлении и некоторых других моментов.
Стропы текстильные. Особенности маркировки
Особенность искусственных волокон в возможности их окрашивания в разный цвет, что позволило ввести визуальную маркировку в зависимости от грузоподъемности, упрощая идентификацию и выбор конкретных чалок для работы. На сегодня общепринята следующая цветовая маркировка:
- фиолетовый – максимальная грузоподъемность составляет 1 тонну;
- зеленый – 2 т;
- желтый – 3 т;
- серый – 4 т;
- красный – 5 т;
- коричневый – 6 т;
- синий – 8 т;
- оранжевый – 10 т.
В зависимости от способа изготовления все подобные чалки делят на круглопрядные, ленточные и полотенца для подъема труб. Первые изготавливают из металлического сердечника, который оплетен нитями из полиэстера, воспринимающих нагрузку и определяющих грузоподъемность.
Дополнительно в материал вшивается бирка, которая включает следующие данные:
- вид стропа с обозначением числа его ветвей;
- максимально допустимую грузоподъемность;
- длину;
- дату производства;
- порядковый номер изделия;
- обозначение производителя и места его расположения;
- наименование ТУ либо ГОСТ, в соответствии с которым была произведена чалка.
Чаще всего для бирок используют ткань либо кожу, на которые наносится информация методом термопечати (альтернативой станет несмываемая краска). Вшивают их обычно в месте стыковки рукавов, где минимален контакт с поднимаемым грузом, что предотвращает их повреждение.
Одним из наиболее важных этапов в процессе изготовления стропов всех видов является маркировка. Маркировка (от нем. markieren, от фр. marquer — отмечать, ставить знак) — нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на объект, с целью его дальнейшей идентификации, указания его свойств и характеристик.
Именно маркировка изделия дает возможность его идентификации без лишних усилий. Хотя на некоторых видах стропов есть дополнительные признаки, по которым можно определить характеристики того или иного изделия, нет ничего проще чем посмотреть на бирку. Особо необходимо отметить, что отсутствие маркировки (бирки), равно как и невозможность прочесть указанную на ней информацию, является основанием для браковки стропов.
Руководящие документы
В данной статье мы покажем основные методы и способы маркировки строп, применяемые отечественными и зарубежными производителями. Способы маркировки стропов и необходимую для размещения на бирках информацию в России определяют ГОСТ 25573-82, РД 10-33-93, РД 24-СЗК-01-01, а также ТУ завода-изготовителя.
П. 7.1. ГОСТ 25573-82: «Каждый строп должен быть снабжен клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой, на которой указывают: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя; грузоподъемность стропа; дату испытания (месяц, год).».
7.2. Маркировка наносится несмываемой краской на специальную бирку, изготовленную из прочной ткани и обработанную защитным составом. Цвет маркировочной краски устанавливается рабочей конструкторской документацией, должен отличаться от цвета материала бирки и быть отчетливо виден во время использования стропа. В основном для маркировки светлой бирки выбираются темные цвета (черный, синий, зеленый, красный). В отдельных случаях для темных бирок в качестве маркировочного может применяться белый цвет. Допускается маркировать текстильные стропы несмываемой краской непосредственно на ленте стропа в местах, наименее подверженных истиранию. Размеры маркировки и способ нанесения должны обеспечивать сохранность и читаемость надписи до конца эксплуатации стропа.
7.3. Размеры бирки и ее расположение должны соответствовать рабочей конструкторской документации».
Материал бирок
Как видно из данных выдержек, четко не определены форма и материал, из которого должны быть изготовлены бирки. Основные требования относятся к перечню необходимой информации на бирке и возможность её прочтения на протяжении всего срока службы стропа.
При изготовлении металлических стропов (канатных и цепных) чаще всего для маркировки используют металлические бирки. Как правило, это штампованные изделия из алюминия, легированной или оцинкованной стали. Нанесение информации производится ударным или ударно-точечным методом. Довольно часто встречаются бирки с нанесением информации методом термопечати, получая таким образом болванки, при этом ключевая информация (номер, грузоподъемность строп, дата изготовления и т.д.) наносится ударным способом.
Для маркировки текстильных ленточных и круглопрядных стропов металлические бирки не используются, так как могут повредить стопы при эксплуатации. Альтернативой стали бирки из винила, полипропилена, натуральной или искусственной кожи. Информация наносится методом термопечати с использованием нестираемых чернил.
Форма бирок
Так как форма бирок четко не определена, производители выбирают её самостоятельно. Наиболее часто встречаются бирки простой формы — квадрат, прямоугольник, круг, овал — они просты в изготовлении и многие предприятия делают их своими силами.
Для подчеркивания фирменного стиля, ряд предприятий использует для маркировки фигурные бирки. Например, довольно распространены бирки в форме шести- и восьмиугольников, встречаются и более сложные дизайнерские решения.
Как правило, форма бирки не несет смысловой нагрузки, но иногда дизайнеры находят и им практическое применение. Например, цепные стропы компании RUD имеют специальные вырезы, с помощью которых можно проводить предварительный анализ состояния цепи без использования инструментов. Естественно это грубая оценка, но выявление отклонений может стать поводом для проведения более тщательного осмотра и браковки стропов.
Место размещения бирок
Для каждого из видов стропов есть общие и специфические места крепления бирок, связанные с особенностями их изготовления.
При изготовлении канатных стропов бирки нанизывают на канат и далее формируют петли, при этом бирка может располагаться как на теле стропа, так и на петле. Этот способ используется на производстве канатных строп и методом опрессовки и методом заплетки. Также при формировании петель методом заплетки бирку могут нанизать на одну из прядей каната, таким образом бирка вплетается в тело стропа.
На цепных стропах бирка крепится к подвесному звену, либо к первому соединительному элементу. Чаще всего бирка располагается на соединительном звене типа LL или скобе, это наиболее удобное место при сборке стропа.
В случае текстильными и круглопрядными стропами, бирка размещается в местах закрепки лент (чехла круглопрядных стропов). При изготовлении петлевых стропов маркировочная бирка располагается в основании петли.
Руководящие документы допускают размещение маркировки и дополнительной информации на теле ленточных стропов. Так как размер бирки не регламентирован, кроме обязательной информации производитель часто указывает грузоподъемность стропа при различных вариантах строповки, предупреждающую и прочую справочную информацию.
Назначение
Стропы из стальных канатов (также известные как чалки) изготавливаются согласно ГОСТ 25573-82 и предназначены для использования в качестве грузозахватных приспособлений в строительстве, на промышленных предприятиях и складских объектах, речных и морских портах, кораблестроении и атомной промышленности, железнодорожном транспорте.
Достоинства
- высокая прочность и износоустойчивость; коэффициент запаса прочности 6:1;
- способность компенсировать динамические нагрузки без повреждения груза;
- возможность использовать стропы при высоких температурах — до +400°С (с учетом понижающих грузоподъемность коэффициентов);
- постепенное разрушение стропа при перегрузке, что позволяет заметить его на ранних стадиях;
Условия работы и меры безопасности
Канатные стропы имеют определенные ограничения по температурному режиму работы. Стропы изготовленные из канатов с органическим сердечником допускается применять для подъема и транспортировки грузов, имеющих температуру не выше 100°С. Стропы изготовленные из канатов со стальным сердечником возможно использовать при работе с грузами, имеющими температуру не более 150°С, при работе с грузом имеющим температуру от 250°С до 400°С грузоподъемность стропов снижают на 25%. Канатные стропы заделка концов которого осуществлялась методом опрессовки алюминиевой втулкой применяются для подъема и транспортировки грузов, имеющих температуру не выше 150°С.
Не допускаются в работу стропы у которых: отсутствует бирка и (или) паспорт; есть узлы, перекручивания и заломы на канате; Ø каната вследствие износа или коррозии уменьшился на 7% и более; обрыв хотя бы одной пряди; выдавливание сердечника; термические и термоэлектрические повреждения; деформация и износ сечения коуша более 15%; трещины на втулках и изменение их размеров более чем на 10%.
При работе с грузами имеющими острые ребра рекомендуется размещать проставки из дерева, резины и аналогичных материалов, для предотвращения повреждения строп. Строповка груза с его свободной укладкой на петлевые стропы допускается только при наличии на грузе элементов, предотвращающих его смещение в продольном направлении.
Основные способы заделки концов канатных строп
Основные исполнения канатных строп
1. Универсальный канатный строп петлевого исполнения УСК1 (СКП) — представляет собой отрезок стального каната, концы которого заделаны методом заплетки или опрессовки алюминиевой втулкой таким образом, что формируют петли. Грузоподъемность строп данного вида составляет до 50т.
2. Универсальный канатный строп кольцевого исполнения УСК2 (СКК) — представляет собой отрезок стального каната, концы которого заделаны методом заплетки или опрессовки алюминиевой втулкой таким образом, что формируют замкнутое кольцо.
3. Ветвь канатная ВК — состоит из отрезка каната, двух коушей и элементов концевой заделки — втулок или заплетки. Канатная ветвь является основой для составления многоветвевых строп.
Возможно также одноветвевое (1СК) или многоветвевое (2СК, 3СК, 4СК — паук) исполнение строп. Многоветвевые стропы изготавливаются с использованием ветви канатной, звеньев типа Ов и Рт, крюков. Стропы комплектуются различными концевыми элементами по выбору клиента.
Принимаем заказы на изготовление вантовых конструкций — вант и вантовых растяжек — по чертежам заказчика. Вантовые конструкции — это геометрически не изменяемый тип конструкции, основанный на сочетании работы жестких опор и растяжении стальных тросов/стержней. Такого рода приспособления используются при строительстве вантовых мостов, для придания вертикального положения мачт и антенн, а также в конструкции кранов.
Заделка концов каната производится в резьбовые вантовые стаканы методом заливки цинковым сплавом, в качестве концевых элементов могут выступать и специальные вантовые коуши.
Изготавливаются в соответствии с требованиями ТР ТС 010/2011,ГОСТ 25573-82, РД 10-33-93 (с изменениями №1 РД 10-231-98),ФНП ПБ ОПО
Изготавливаем стропы из стального и оцинкованного каната.
При проведении подъемно-транспортных и такелажных работ используются множество механизмов и приспособлений, но нельзя представить эту работу без использования чалок и строп. Стропы используется в случаях отсутствия у груза специальных мест крепления под крюк грузоподъемного механизма (крана), или при работе с крупногабаритными грузами, для подъема которого требуются дополнительные элементы.
Стропы принято делить на три группы: канатные, цепные и текстильные. В свою очередь текстильные подразделяются на два основных вида — это ленточные и круглопрядные стропы. Каждый из этих видов имеют свои особенности изготовления и формы исполнения. В данной статье мы более подробно рассмотрим канатные стропы и стальные канаты, из которых они изготавливаются.
Канатные стропы, исходя из названия, изготавливаются из различных канатов. Материалом для них служат стальные, синтетические и канаты растительного происхождения (пеньковые и хлопчатобумажные). В качестве грузоподъемных строп чаще всего используются стальные канаты, поскольку они выдерживают высокие разрывные нагрузки, обладают повышенной износостойкостью, а также позволяют поднимать груз с высокой скоростью (динамическое нагружение).
Канатные стропы изготавливаются в соответствии с ГОСТ 25573-82 и РД 10-231-98 (РД-10-33-93 с изм. 1998г.). В грузоподъемных устройствах и на производстве строп применяются стальные канаты двойной (троссовой) свивки.
Стальные канаты изготавливаются способом последовательной свивки его отдельных элементов — проволок в пряди (спиральные канаты одинарной свивки), и прядей в канаты или стренги. В результате свивки прядей проволок получают канаты двойной (троссовой) свивки, которые в дальнейшем могут использоваться для изготовления канатов тройной свивки. При изготовлении тросов пряди навиваются на органический или металлический сердечник.
Типы свивки канатов
Различают канаты с точечным касанием проволок между слоями прядей (ТК) и линейным касанием (ЛК). Проволоки, из которых свивают пряди, могут быть одинакового или разного диаметра, при разном диаметре проволок в обозначение каната добавляют букву Р, при одинаковом — О.
При производстве тросов типа ТК послойно изготавливаются многослойные пряди с последующей свивкой их в канат. При этом способе производства стремятся свить прядь, сохраняя одинаковые углы свивок проволок по отдельным слоям, поэтому шаги свивки получаются разные и и проволоки в них между слоями перекрещиваются, образуя точечное касание. Стальные канаты с точечным касанием могут изготавливаться из проволок как одинакового, так и разного диаметра.
Пряди, изготовленные таким способом, отличаются повышенной жесткостью, при этом проволоки подвергаются значительному износу из-за перекрещивания, а также значительным контактным напряжениям.
На производстве тросов типа ЛК сохраняют постоянным шаг свивки, допуская различные углы свивки для каждого слоя прядей, при соответствующем подборе диаметров отдельных проволок как по слоям, так и в самом слое. Это дает возможность исключить перекрещивание проволок по отдельным слоям и обеспечивает взаимное линейное касание.
В прядях типа ТК проволоки внутреннего и наружного слоев загружены одинаково, а центральная проволока несет большую нагрузку. В прядях типа ЛК проволоки наружного слоя несут наименьшую нагрузку, а проволоки внутреннего слоя — значительно большую нагрузку, при этом центральная проволока даже перегружена. Канаты типа ЛК имеют лучшее заполнение сечения, они более гибкие и износостойкие в сравнении с канатами типа ТК.
Комбинированные канаты применяются когда использование тросов с линейным касанием проволок в прядях невозможно из-за нарушения установленных соотношений между диаметрами органов навивки и диаметрами проволок или необеспечения рекомендуемого запаса прочности. В зависимости от типа располагающегося слоя (ЛК или ТК), считая от центра пряди, получают канаты с точечно-линейным касанием (ТЛК), или с линейно-точечным касанием (ЛТК).
Сочетание направлений свивки канатов
Канаты изготавливаются с различным направлением свивки прядей — с правым и левым. При правом направлении свивки (обозначение Z) пряди идут слева-вверх-направо, при левом направлении (обозначение S): справа-вверх-налево. По сочетанию направлений свивки проволок в прядях и прядей в канатах различают канаты односторонней и крестовой свивки. В канатах односторонней свивки направления навивки проволок в наружном слое прядей и прядей в канате одно и то же, в канатах крестовой свивки эти направления противоположны.
Канаты односторонней свивки имеют более ровную поверхность, площадь сечения в них заполнена лучше, они более гибкие и долговечные, вследствие увеличенной поверхности соприкосновения проволок с поверхностью блока или барабана. В канатах крестовой свивки наружные проволоки смежных прядей соприкасаются по отдельным точкам, что увеличивает контактные напряжения. Из-за стремления к раскручиванию под действием растягивающей нагрузки, канаты односторонней свивки непригодны к использованию, если требуется свободно подвесить груз на одной ветви. В этих случаях используют некрутящиеся канаты крестовой свивки.
В случаях когда хотят уменьшить крутящий момент и износ каната благодаря линейному касанию проволок, используют канаты с комбинированной свивкой, в которых чередуется одинаковое количество прядей правой и левой свивок.
Выбор направлений навивки канатов
Грузоподъемные механизмы, на которых применяются стальные канаты, оснащаются тяговыми барабанами, к которым крепится один или оба конца каната. В зависимости от назначения и конструкции грузоподъемного механизма, на барабан производится однослойная или многослойная навивка каната. Как правило, применяется спиральная послойная навивка каната, при которой отдельные, спирально расположенные ветви каната плотно и равномерно навиваются на поверхность барабана, а при многослойной навивке — на ранее навитые слои.
В зависимости от направления свивки троса, направления вращения барабана и порядка укладки витков на барабан деформация кручения может увеличиваться или уменьшаться. При многослойной навивке каната, направление навивки чередуется в нарастающих слоях, поэтому направление навивки следует выбирать из условия правильной навивки первого слоя.
Требуемое направление свивки каната легко установить по направлению пальцев правой и левой руки.
При наличии абразивной или коррозийной среды предпочтительнее выбирать канаты из более толстой проволоки. Для уменьшения изнашивания и повреждения канаты покрывают защитными смазочными материалами. Разрушение каната происходит постепенно, что позволяет своевременно обнаружить дефект и заменить канат.
Стропы из стальных канатов
Канатные стропы изготавливают в 2 основных исполнениях — петлевые (УСК 1, СКП) и кольцевые (УСК 2, СКК). Двухпетлевые стропы в обиходе именуют «чалками» (происх. от чалить — вязать, связывать, увязывать). На основе петлевого исполнения изготавливаются многоветвевые стропы типа 1СК, 2СК, 3СК, 4СК, а также специальные виды с использованием канатных строп.
При изготовлении канатных строп концы канатов заделывают различными способами. Основными способами заделки концов являются опрессовка концов алюминиевой или стальной втулкой и заплетка. При изготовлении специальных видов строп иногда применяются заделка концов каната винтовыми зажимами, клиновыми зажимами, а также заливка концов в вантовом стакане или специальном коуше.
Виды и маркировка такелажных строп
Такелажные стропы представляют собой простые в техническом плане приспособления для удобного перемещения (подъема /опускания) грузов. Слово «стропа» пришло к нам из Голландии и в переводе оно звучит, как «петля». Данное приспособление состоит из эластичных лент, канатов или цепей, концы которых закреплены в специальные петли либо дополнены грузозахватными системами. Рассмотрим, какие бывают виды стропов и их маркировку.
Стропы от компании ПК «СКиТ»
Такие грузозахватные приспособления играют важную роль в большинстве грузоподъемных операций в портах, на предприятиях нефтегазовой и химической промышленности. Канатные стропы востребованы благодаря небольшой цене, удобству использования и универсальности. Главный элемент конструкции — особо прочный канат из стали (перевитая в крепкие пряди металлизированная проволока). Такие стропы снабжены сердечником, изготовленным из пеньки.
Плюсы канатных строп:
- высокая устойчивость к воздействию внешних факторов;
- отличная гибкость, эластичность;
- увеличенный срок годности благодаря высокой износостойкости;
- возможность оперативно определить дефектные участки, провести их браковку.
Используя канатные стропы, следует учитывать их высокую массу. При неаккуратном обращении ими можно повредить груз, особенно с острыми краями (если происходит разрыв, соприкосновение груза с оголенной проволокой).
Чаще всего канатные стропы используют для работы с большими грузами. Обычно контейнеры для таких видов строп для крана снабжаются кольцами или проушинами, к которым крепятся стропильные ветви. Канаты могут достигать диаметра до 45 мм и эксплуатироваться в температурном режиме от -60 С до +400 С.
По конструкционным особенностям канатные стропы подразделяются на:
- СКП (или УСК1) — канат с 2 петлями на краях.
- 1СК (одноветвевые). Модель комплектуется крюками/коушами.
- 2СК (двухветвевые). Они используются с кранами (для удержания груза с помощью крюков). Грузоподъемность моделей рассчитана до 16 т.
- 3 СК (трехветвевые). Востребованы в транспортных, строительных компаниях.
- 4СК (). Их еще называют «пауками», они имеют самую высокую грузоподъемность и способны выдерживать массу до 50 т. В основном применяются в строительной, производственной сфере.
Канатные стропы имеют различную длину — от 1 до 6 м. В ПК «СКиТ» вы можете заказать изготовление необходимых моделей по индивидуальным типоразмерам, с увеличенными ветвями.
Цепные стропы
Основной конструктивный элемент цепных строп — цепь из стали повышенной прочности. Звенья крепятся друг к другу с помощью сварки, во всех моделях идет дополнительная комплектация крюками, при этом длина ветвей вариабельна и может быть от 1 до 20 м. Это универсальные модели, которые особенно востребованы на предприятиях топливной, металлургической, химической и атомной промышленности. Стропы активно применяются на складах, а также в тяжелой металлургии.
К преимуществам цепных строп относятся:
- высокая грузоподъемность;
- расширенный температурный рабочий диапазон: от -400 С до +500 С;
- высокий уровень безопасности при использовании, при небольшом превышении нагрузки стропа деформируется, что дает время на ее замену;
- возможность уменьшать при необходимости длину ветви с помощью специального приспособления.
К недостатку цепных строп относится большая масса, но цепи повышенной категории прочности (8-12) производятся с уменьшенным диаметром, что нивелирует этот минус.
Цепные стропы классифицируются по конструкционным особенностям на кольцевые и ветвевые. По маркировке цепные стропы бывают следующих видов:
- 1СЦ (одноветвевые). Могут применяться как самостоятельные приспособления, так и для комплектации многоветвевых модификаций.
- 2СЦ (двухветвевые). Подходят для транспортировки тяжелых грузов, при серьезной нагрузке звенья растягиваются, но при этом не деформируются.
- 3СЦ (3-х ветвевые). Необходимы в строительных, такелажных работах, могут применяться для корректировки длины каждой ветви в отдельности.
- 4СЦ (4-х ветвевые или «цепные пауки»). Идеальны для взаимодействия с грузами сложной и нестандартной формы с несколькими точками крепления.
- ВЦ (цепная ветвь, дополненная кольцами или крюками).
- УСЦ (кольцевой строп).
- Показатель грузоподъемности строп такого вида зависит от категории прочности всех составляющих элементов, диаметра цепного звена.
Маркировка стропов из цепей отражает их основные характеристики: количество ветвей, размер звеньев (иногда его называют калибр цепи) и грузоподъемность. Например, наименование стропа 3СЦ-7,5/2000 13х39 сообщает нам, что эта стропа имеет три ветви, её грузоподъемность — 7,5 тонн и размер звеньев 13х39. Также указывается длина, которая в данном случае 2000 мм.
Стропы канатного и цепного вида по характеристикам отличаются большим весом и становятся слишком сложными для взаимодействия с окрашенными, хрупкими грузами. Специально для таких случаев существуют текстильные стропы, которые обладают требуемой гибкостью, легкостью и при этом прочно фиксируют грузы, обеспечивая надежную строповку.
К основным плюсам такого вида стропов относятся:
- малый вес и компактность;
- удобство при транспортировке на объект и последующем хранении;
- безопасность при подъеме грузов;
- невосприимчивость к температурным скачкам благодаря синтетической основе;
- устойчивость к химическим реагентам, нефтепродуктам, органическим растворителям, высокой влажности;
- эти типы стропов отличаются небольшой ценой.
Текстильные стропы неустойчивы к воздействию агрессивных кислот и щелочей.
Текстильные стропы подразделяются на несколько разновидностей:
- 1СТ (одноветвевые).
- 2СТ (двухветвевые).
- 3СТ (трехветвевые).
- 4СТ (четырехветвевые).
- СТП (петлевые).
- СТК (кольцевые).
Петлевые, кольцевые модификации относятся к классу универсальных и могут использоваться при обвязке различного груза.
Текстильные стропы могут быть в ленточном и круглопрядном исполнении, во втором случаей чехол из эластичной ткани дополняется прочным сердечником.
В маркировке текстильных стропов используется цветовая гамма:
- фиолетовые: 1 т;
- зеленые: 2 т;
- желтые: 3 т;
- серые: 4 т;
- красные: 5 т;
- коричневые; 6 т;
- синие: 8 т;
- оранжевые: от 10 т.
При необходимости заказчиком может быть выбран любой цвет.
Стропы от компании ПК «СКиТ»
Производственно-торговая компания «СКиТ» предлагает большой выбор различных видов грузоподъемных строп. При их производстве особенное внимание уделяется требованиям к безопасности, строгому контролю каждого производственного этапа. Все выпускаемые нами стропы соответствуют существующим нормам и стандартам безопасности. Прежде, чем продукция поступит в продажу, она проходит испытания на соответствие установленным правилам, гарантирующих надежность. Имеются все необходимые сертификаты на продукцию.