Цепь приводная роликовая маркировка

Цепь приводная роликовая маркировка Маркировка

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 июля 2022 года; проверки требует 1 правка.

У этого термина существуют и другие значения, см. Цепь (значения).

Цепь приводная роликовая маркировка

В различной технической литературе и каталогах приводные роликовые одно, двух, трёх и четырёхрядные цепи могут обозначаться как по ГОСТ 13568-97 (реже по ГОСТ 13568-75), так и по DIN (ISO-606). Ниже мы приводим таблицу соответствия обозначений с наиболее значимыми размерами.

Содержание
  1. Соответствие обозначения однорядных приводных роликовых цепей по ГОСТ и ISO
  2. Маркировка приводных цепей
  3. Стандарты, действующие в отношении приводных цепей
  4. Маркировка приводных цепей по ГОСТ 13568-97
  5. Обозначение приводных цепей по ANSI B29
  6. Почему действуют разные стандарты?
  7. Что указывается в стандартах?
  8. Роликовые цепи по ГОСТ 13568-97
  9. Роликовые цепи по стандарту ISO (DIN 8187, BS)
  10. Роликовые цепи американского стандарта ANSI B29
  11. Размеры приводных цепей
  12. ГОСТы изготовления цепей
  13. Соответствие стандартов роликовых цепей
  14. Почему важно подбирать цепи по ГОСТам
  15. Помощь в подборе аналогов цепей
  16. Как подобрать приводную роликовую цепь
  17. Примеры соединительных звеньев — замков
  18. Примеры переходных звеньев
  19. Ниже приводим совпадения типоразмеров однорядных цепей по ГОСТ 13568 и по ISO 606
  20. Стандарты и маркировка
  21. Сравнение с другими видами приводных цепей
  22. Применение приводных роликовых цепей.
  23. O-ring и X-ring цепи
  24. Приводные роликовые длиннозвенные цепи (ПРД)
  25. Транспортерные роликовые длиннозвенные (ТРД)
  26. Приводные роликовые с изогнутыми пластинами (ПРИ)
  27. Приводные вариаторные цепи
  28. Конструкция цепей приводных роликовых
  29. Маркировка и размеры цепей приводных роликовых
  30. Маркировка роликовых цепей по ГОСТу
  31. Как определить размер приводной роликовой цепи по стандартам ЕС
  32. Маркировка роликовых цепей по ANSI
  33. Смазка и защита цепи
  34. Конструкция цепей и применяемые материалы.
  35. Виды приводных цепей.
  36. Основные параметры цепей.

Соответствие обозначения однорядных приводных роликовых цепей по ГОСТ и ISO

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 ноября 2018 года; проверки требуют 2 правки.

Приводная цепь — цепь, предназначенная для передачи механической энергии от ведущего вала к ведомому в цепных передачах.

Цепь приводная роликовая маркировка

Приводные роликовые цепи двух типоразмеров

Цепь состоит из соединённых шарнирами звеньев, обеспечивающих подвижность или «гибкость» цепи. Основными геометрическими характеристиками цепей являются шаг цепи t и расстояние между внутренними пластинами Bвн, основной силовой характеристикой — разрушающая нагрузка, которая определяется экспериментальным путём.

Для приводных цепей характерны (в сравнении с тяговыми цепями) малые шаги (для уменьшения динамических нагрузок) и износостойкие шарниры (для повышения долговечности).

Цепи приводные роликовые являются незаменимыми компонентами разнообразных механизмов, в которых необходимо на расстояние передать механическую энергию. Приводы такой конструкции простые и долговечные, при этом у них за счет наличия роликов сведено к минимуму трение, в результате чего получается высоким КПД. Собственно, наличие роликов — это главный фактор, который различает цепи приводные роликовые и втулочные: у последних роликов как раз нет.

Цепь приводная роликовая маркировка

Приводные роликовые цепи настолько распространены, что производятся на заводах по всему миру. Благодаря этому на изделия сохраняется конкурентная цена. Что касается размеров, их также выпускается превеликое множество, что позволяет каждому заказчику подобрать подходящее изделие, исходя из конкретных задач. О видах приводных роликовых цепей, существующих стандартах и размерах подробнее поговорим ниже.

Маркировка приводных цепей

Цепь приводная роликовая маркировка

Маркировка приводных цепей

Даже в век высоких технологий приводные цепи не теряют своей актуальности. С их помощью вращаются барабаны зернообрабатывающих комбайнов, двигаются конвейеры, поднимаются грузы. За десятилетия эксплуатации производители только незначительно корректировали конструкцию изделий, но базовый принцип работы остается неизменным. Как и сто лет назад, единая конструкция из звеньев передает механическую энергию от ведущего вала к ведомому. Даже маркировка приводных цепей за это время не изменилась. Она остается прежней.

Стандарты, действующие в отношении приводных цепей

В России и мире приводные цепи производятся десятками предприятий. И все они обязаны придерживаться определенных стандартов. Цель — унификация оборудования. Не должны возникать ситуации, когда на конкретный станок или конвейерную линию можно установить цепь, изготовленную одним-единственным заводом.

В России производство приводных цепей регламентируется ГОСТ 13568-97, в США — ANSI B29.1M. Отечественные производители сертификацию проводят в обязательном порядке, зарубежные — в добровольном. В Европе изготовители придерживаются стандарта ISO 606. В рамках данной статьи отдельно о нем говорить не будем, так как маркировка по данному документу практически такая же, как по ANSI B29.1M за исключением одного нюанса.

Применительно к стандартам нужно отметить, что они регламентируют практически все: от материала изготовления до маркировки. Последнее особенно важно. Покупатель только по названию на упаковке должен понимать, что он держит в руках. Об обозначении цепей приводных речь и пойдет далее. Рассмотрим особенности применительно к российскому и американскому стандартам.

Маркировка приводных цепей по ГОСТ 13568-97

Здесь сразу можно отметить, что российский нормативный документ намного строже американского и европейского. В обозначении покупатель может увидеть до 15 групп цифр, расположенных в определенной последовательности. Чаще всего это относится к изделиям особого назначения.

Но и применительно к стандартным роликовым и втулочным важно понимать, о чем идет речь. Сам стандарт представляет собой множество таблиц с обозначениями и соответствиями. Но на практике важно обращать внимание на несколько основных моментов. Это:

Цепь приводная роликовая маркировка

Теперь можно переходить непосредственно к рассмотрению маркировки цепей приводных роликовых и втулочных. Сначала — общие требования, потом рассмотрим на нескольких примерах для наглядности:

В таблице ниже приведены возможные варианты обозначения цепей, выпускаемых в России.

Цепь приводная роликовая маркировка

Рассмотрим пример маркировки цепи 2ПР-38,1-254. Здесь:

Материал изделия, дополнительные обработки, например, термическая закалка в название не выносятся.

Обозначение приводных цепей по ANSI B29

Американский стандарт опирается на следующие параметры:

В таблице ниже можно сопоставить параметры российских и американских цепей.

Цепь приводная роликовая маркировка

Как отличить приводную роликовую цепь ISO, ANSI, ГОСТ?

Цепь приводная роликовая маркировка

В мире действует несколько систем стандартов. Каждая разрабатывалась для применения в конкретной стране или группе стран. Но появление глобального рынка привело к тому, что товары производятся не только для внутреннего потребления, но и для продажи, в том числе на других континентах. Потребитель в такой ситуации вынужден разбираться в особенностях маркировки, сертификации товаров, решать, что подойдет именно ему.

В данной статье рассмотрим стандарты на роликовые цепи. Речь пойдет о российском ГОСТе, европейском ISO и ANSI из США. Расскажем об особенностях производства и маркировки. Вам потребуется всего 5 минут на чтение.

Почему действуют разные стандарты?

Несколько веков назад хозяйство было преимущественно натуральным. Каждый производил то, что нужно было ему. Излишки шли на продажу. Со временем пришло понимание, что нужно договариваться о размерах и иных параметрах изделий. Иначе, например, горшки не помещались в печи, а топорище не состыковывалось с колуном.

Но ввести единые стандарты абсолютно для всех не получалось. Страны воевали друг с другом, заключали торговые союзы и старались не принимать в них противников или явных конкурентов.

Как следствие, на территории России на роликовые цепи стандарт обозначается, как ГОСТ 13568-97. Этот же нормативный акт принимается большей частью стран СНГ. Европейские заводы и концерны ориентируются на положения ISO 606. Этот нормативный акт содержит требования, уже включенные в стандарты DIN 8187, DIN 8188. В США и ряде иных стран преобладает ANSI B29.1M. Отличия затрагивают не только непосредственно цепи, но и звездочки.

Цепь приводная роликовая маркировка

Единый стандарт для всего мира отсутствует. Это создает сложности для производителей, импортеров и экспортеров как самой техники различного назначения, так и запчастей к ней.

Что указывается в стандартах?

Все существующие нормативы предписывают, что цепи должны иметь определенные размеры и иные параметры, например:

Цепь приводная роликовая маркировка

Поначалу все измерения проводились в дюймах. Но даже после перехода к системе СИ США, страны Европы не стали ничего менять в своей документации. И на текущий момент времени измерения в миллиметрах и сантиметрах характерны только для российского ГОСТа.

На роликовые цепи стандарт ISO можно считать самым проработанным. Помимо размеров, он описывает требования техники безопасности при эксплуатации оборудования, комплектность цепей. Отдельное внимание уделено предельным допустимым отклонениям от указанных размеров и минимальным разрушающим нагрузкам.

Затронем тему шага цепи. В ISO 606, DIN 8187 (ФРГ) и BS (Великобритания) в качестве единицы отсчета выбрана 1/16 дюйма. Минимальный размер — 6 мм, максимальный — 114, 3 мм или 4,5 дюйма. В американском ANSI B29.1M и немецком DIN 8188 для расчета шага выбрана 1/8 дюйма. Максимальный размер не может превышать 3 дюйма.

Перейдем к маркировке цепей. Именно она позволяет узнать, по какому стандарту изделие изготовлено, если, например, утрачены сопроводительные документы.

Роликовые цепи по ГОСТ 13568-97

Российский стандарт самый требовательный в вопросах маркировки. Производитель обязан указать все параметры: от типа цепи и ее шага до разрушающей нагрузки. Рассмотрим вариант обозначения — 3ПР-19,05-37,8. Здесь:

Американский и европейский стандарты менее требовательны к маркировке. Столь подробные данные производители на изделии не указывают.

Роликовые цепи по стандарту ISO (DIN 8187, BS)

Обязательных групп знаков три:

Например, для цепи 14В-3, шаг будет равен 14/16 дюйма или 22,23 мм. Цепь соответствует стандартам DIN 8187 и BS. Количество рядов — 3. Если бы значилась литера «А», изменилось бы только соответствие стандарту. Основой бы служил американский ANSI или DIN 8188.

Роликовые цепи американского стандарта ANSI B29

Стандарт ANSI B29.1M предусматривает, что в маркировке должны быть указаны:

Например, на изделии можно увидеть маркировку 80-3. Это означает, что шаг составляет 8/8 дюйма, цепь — роликовая, рядов в ней 3. Возможен и такой вариант, как 100-2. В этом случае первые две цифры обозначают шаг. Он будет равен 10/8 дюйма или 31,75 мм.

Мы рассказали, как определить цепь, изготовленную по ISO, ANSI, ГОСТ. Ниже приведена таблица, позволяющая установить соответствие между разными стандартами.

Цепь приводная роликовая маркировка

Размеры приводных цепей

Цепь приводная роликовая маркировка

Размеры приводных цепей

Цепь приводная роликовая маркировка

Размеры приводных цепей регламентируются стандартами: в России и странах постсоветского пространства это ГОСТ 13568-97, в Великобритании и Германии – ISO 606 или DIN 8188, в Соединенных Штатах — ANSI B29.1M. Первоначально каждый производитель выпускал собственные цепи по индивидуальным размерам, в дальнейшем они были стандартизованы для удобства подбора подходящих аналогов. Стандартная величина поставки – рулон длиной 5 метров, длина может быть изменена по требованию заказчика.

ГОСТы изготовления цепей

В России цепи, применяемые в промышленности, выпускаются в соответствии с государственными стандартами: ГОСТ – основной документ, на который ориентируются все производители. В стандарте прописывается применяемый материал, тип покрытия, конфигурация и прочие особенности продукции. Российский государственный стандарт широко применяется на территории бывшего СНГ и Восточной Европы, международные стандарты ISO и ANSI востребованы в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки. Из-за этого возникают сложности с подбором размеров, так как продукция российских и зарубежных изготовителей может не соответствовать по нескольким параметрам.

Стандарт определяет список марок стали, которые применяются в производстве цепей, в перечень входят сплавы с повышенной устойчивостью к коррозии и механическим нагрузкам. В стандартах указываются основные требования к производству цепей всех конфигураций, в том числе роликовых, втулочных и прочих, а также требования к производству звездочек для цепных приводов.

На российских предприятиях используются следующие государственные стандарты:

Использование стандартов позволяет обеспечить качество выпускаемых цепей, не допускать брака, а также обеспечить точное соответствие размеров цепей и используемых звездочек.

Соответствие стандартов роликовых цепей

Размеры роликовых цепей, применяемых в промышленности и транспорте, рассчитываются по нескольким параметрам – это пространство между внутренними пластинами, шаг роликов, а также разрушающая нагрузка. Российские и зарубежные изготовители выпускают цепи с величиной шага от 8,0 до 103,2 мм: изделия с мелким шагом используются в приводах с невысокой нагрузкой, с крупным – в цепях для тяжело нагруженных приводов в горнодобывающей, нефтяной или металлургической промышленности.

Роликовые приводные цепи используются для различных машин и механизмов, они стали одним из самых распространенных решений. Размеры и ключевые параметры наиболее востребованных разновидностей отражены в таблице, все числовые значения приведены в мм:

Цепь может иметь неразборную или разборную конструкцию, один или несколько рядов роликов. Многорядные изделия позволяют повысить мощность привода, при этом его размеры увеличиваются лишь незначительно. Такие цепи применяются в тяжело нагруженных приводах, от них требуется повышенная механическая прочность и устойчивость к рывкам. Конструкция многорядной цепи отличается размерами валика, а также в нее добавляется дополнительная внутренняя пластина.

В разборных конструкциях наружная пластина закрепляется с использованием штифта, это позволяет при необходимости извлечь и заменить поврежденные звенья. Такие изделия востребованы в приводах буровых установок и иного промышленного оборудования, их можно быстро отремонтировать, чтобы продолжать работу.

Производство цепей в странах Европы регламентируется тремя стандартами: ISO606, BS228 и DIN 8187, шаг по ним составляет от 6 мм до 114,3 мм. Сложность в подборе аналогов возникает из-за несоответствия дюймовой и метрической системы мер: так максимальный размер шага по британскому стандарту составляет 4,5 дюйма. При этом размер в миллиметрах рассчитывается до третьего знака после запятой, что создает дополнительные трудности с подбором.

Маркировка изделий расшифровывается по следующему принципу. К примеру, цепь 08B-2 имеет следующие параметры:

По стандарту, принятому в Соединенных Штатах Америки, ANSI B29.1 цепи изготавливаются с диапазоном шага от 1/4 до 3 дюймов. Основное отличие от цепей, изготовленных по стандарту BS/ISO – уменьшенный размер штифта, из-за чего они отличаются меньшей износостойкостью. Аналогичная двухрядная роликовая цепь с шагом в половину дюйма будет иметь маркировку ANSI 40-2. Маркировка расшифровывается следующим образом:

При подборе аналогов роликовых и втулочных цепей необходимо руководствоваться составленными таблицами. Наиболее распространенные типоразмеры роликовых цепей имеют следующие аналоги:

Почему важно подбирать цепи по ГОСТам

Соблюдение ГОСТов в процессе производства позволяет создавать цепи, которые будут точно соответствовать требованиям надежности и износостойкости при сборке привода. Даже небольшое расхождение в 1-2 миллиметра значительно снижает износостойкость привода: ухудшается плавность хода, в движении цепи возникают резкие рывки, что неизбежно приведет к ее преждевременному износу. Правильно подобранная роликовая или втулочная цепь будет соответствовать следующим требованиям:

Каждая цепь в процессе производства проходит ряд динамических тестов, после этого изделие сертифицируется в соответствии со стандартами страны-производителя и международными требованиями надежности. Правильно подобранные втулочные цепи работают практически бесшумно, это обеспечивает комфорт использования механизмов и агрегатов. Использование таблиц соответствия не всегда позволяет быстро подобрать нужную цепь – рекомендуется получить консультацию специалистов, чтобы не ошибиться в выборе.

Помощь в подборе аналогов цепей

Сотрудники компании «ЦЕПЬИНВЕСТ» проконсультируют вас по подбору приводных цепей с использованием российских ГОСТов или зарубежных стандартов производства. Аналоги подбираются по всем параметрам, что позволит избежать несоответствий при сборке привода и предотвратить его преждевременный износ. При необходимости подбираются изделия с нестандартными параметрами, возможно изготовление на заказ.

Здесь вы сможете приобрести качественную продукцию с гарантированным соответствием требованиям российских и международных стандартов, чтобы создать надежный и износостойкий привод, рассчитанный на высокие нагрузки и длительное использование. Получите консультации специалистов, чтобы заказать нужные цепи в требуемом количестве с доставкой в любой регион России.

Как подобрать приводную роликовую цепь

Цепи, пожалуй, так же как и подшипники, присутствуют в огромном количестве окружающих нас механизмов. Как в быту, так и на производстве. Назначение цепи, если говорить по-простому, передавать движение (вращающий момент).

Цепь приводная роликовая маркировка

Цепь приводная роликовая маркировка

Каких же видов бывают цепи? В нашем интернет — магазине Вы можете сделать заказ на цепи приводные роликовые.
ГОСТ13568-2017 регламентирует изготовление цепей
ПР – роликовых однорядных
2ПР – роликовых двухрядных
3Пр – роликовых трёхрядных
4ПР – роликовых четырёхрядных.

Цепь приводная роликовая маркировка

На рисунке цепь типа ПР
1- внутреннее звено
2- наружное звено
3- соединительное звено
4-переходное звено
5- двойное переходное звено.

Примеры соединительных звеньев — замков

Цепь приводная роликовая маркировка

Цепь приводная роликовая маркировка

Примеры переходных звеньев

Цепь приводная роликовая маркировка

Цепь приводная роликовая маркировка

Для заказа цепи необходимо знать шаг – t
Второе число в обозначении цепи – разрушающая нагрузка в кН
При подборе цепи для замены или ремонта уже имеющегося образца, можно руководствоваться расстоянием между внутренними пластинами b1 и шириной b7 (см. рисунок ниже).

Цепь приводная роликовая маркировка

Числовые значения приведены в ГОСТ13568-2017.
Таким образом, для выбора цепи нужно указать
ПР- цепь приводная однорядная
9,525 – шаг цепи
9,1 – разрушающая нагрузка в кН

То есть
Цепь ПР-9,525-9,1 ГОСТ13568-2017
Соединительное звено С- ПР-9,525-9,1 гост 13568-2017
Переходное звено П- ПР-9,525-9,1 гост 13568-2017.

При выборе цепи возможны следующие варианты:

Цепи приводные роликовые прецизионные с коротким шагом по ISO 606:2015 (импортные или имеющие импортные аналоги)
Приводные роликовые прецизионные цепи обозначают стандартным «номером цепи» ISO.

К обозначению номера цепи справа добавляют через дефис цифры:
1 — для обозначения однорядной цепи;
2 — для обозначения двухрядной цепи;
3 — для обозначения трехрядной цепи.

Например:
16В-1 (однорядная),
16В-2 (двухрядная),
16В-3 (трёхрядная).

Значение шага и разрушающей нагрузки для цепей маркированных по ISO также приводятся в ГОСТе.
Например цепь 16В-1 имеет шаг 25,4мм.
Разрушающая нагрузка 80 кН.

Кроме описанных выше широко применяются цепи из нержавеющих сталей и цепи с полками. Полки имеют монтажные отверстия. Размеры полок и отверстий в них не произвольные, они также соответствуют требованиям ГОСТ.
Многие (но не все) отечественные цепи имеют полностью совпадающий импортный аналог.

Ниже приводим совпадения типоразмеров однорядных цепей по ГОСТ 13568 и по ISO 606

Взаимозаменяемость цепей – аналоги импортных и отечественных цепей:

Стандарты и маркировка

Первые роликовые цепи и стандарты на них создавались в британской дюймовой системе мер, поэтому шаг и другие размеры выпускаемых цепей кратны целым долям дюйма, а в миллиметрах указываются с точностью до 2-го — 3-го знака после запятой.

В России конструкция, сортамент и маркировка роликовых цепей определяются ГОСТ 13568-97 — советским стандартом, приведённым в некоторое соответствие с международным ISO 606-94. В США действует стандарт ANSI B29.1-2011.

Маркировка и размеры некоторых распространённых цепей, мм:

Сравнение с другими видами приводных цепей

Роликовая цепь имеет меньшие силы трения в сравнении с более простыми конструкциями, в частности втулочной цепью без вращающихся роликов. Благодаря этому повышается КПД и снижается износ при работе с большими нагрузками и в условиях загрязнения. Однако сравнительно большая масса роликов и возможность их раскалывания при ударах о зубья передачи ограничивают быстроходность роликовых цепей. В то же время втулочная цепь, работающая в масляной ванне при оптимальных условиях, достаточно долговечна, менее шумна и незначительно ухудшает КПД всего механизма. Поэтому в быстроходных машинах, например в ГРМ и моторных передачах ДВС, применяются другие виды цепей — втулочная или пластинчатая цепь Рейнольдса.

Применение приводных роликовых цепей.

Приводная роликовая цепь является наиболее распространенным видом цепей, применяемых в цепных приводах для передачи механической энергии от ведущего вала к ведомому. Относительная простота конструкции, возможность передачи широкого диапазона мощностей, стойкость к агрессивным средам и различным видам загрязнений, высокая механическая прочность способствовали распространению применяемости приводных роликовых цепей во всех отраслях промышленности.

Конструкция роликовой цепи: 1. Пластина внешнего звена. 2. Пластина внутреннего звена 3. Валик 4. Втулка 5. Ролик

Приводная роликовая цепь с изогнутой пластиной (ПРИ) и одним периодическим звеном

Приводные цепи по конструкции бывают:

В подвижных сопряжениях втулки с валиком и роликом имеет место трение скольжения, в сопряжении роликов с зубцами звёздочек преобладает трение качения.

Приводные роликовые цепи бывают одно- (ПР), двух- (2ПР), трёх- (3ПР) и четырёхрядными (4ПР). Нагрузочная способность многорядных цепей почти пропорциональна числу рядов. Использование многорядных цепей позволяет значительно уменьшить габаритные размеры передачи в плоскости, перпендикулярной к осям валов. Их выполняют из тех же элементов, что и однорядные, только валики имеют увеличенную длину. В связи с наличием двух типов звеньев число звеньев в цепном контуре должно быть чётным. В случае необходимости использования цепей с нечётным количеством звеньев применяют специальные переходные звенья.

Разновидностью роликовых цепей являются приводные роликовые цепи типа ПРИ (с изогнутыми пластинами и одним периодическим звеном). Такие цепи имеют однотипные звенья, благодаря чему число звеньев в контуре может быть как чётным, так и нечётным. Роликовые цепи с одним периодическим звеном имеют большую продольную податливость, и поэтому их используют при нагрузках ударного характера.

O-ring и X-ring цепи

Цепи с сальниками O-ring и X-ring.

Во время сборки цепи между ее внутренними и наружными пластинами устанавливаются резиновые уплотнители для снижения шума цепи, увеличения ресурса цепи и в тех случаях, когда использование смазки невозможно.

Применяется два типа резиновых уплотнителей:

Основным размерным параметром приводной роликовой цепи является её шаг t. В зависимости от величины шага, в стандартных цепях выбирают размеры всех других деталей. Среди других размерных параметров цепей используются площадь A опорной поверхности шарнира, которая равна произведению диаметра валика и ширины внутреннего звена. Этот параметр цепи учитывается в расчётах шарниров на износостойкость.

Характеристикой прочности роликовой цепи является разрушающая нагрузка, которая регламентируется стандартом и которая определяется экспериментально на предприятиях-производителях.

Конструкции шарниров зубчатой цепи: а) шарнир скольжения; б) шарнир качения

Зубчатая цепь состоит из набора пластин двух типов. Основные пластины имеют внешние боковые плоские поверхности, с помощью которых они сопрягаются с двумя зубцами звёздочки. Направляющие пластины обеспечивают центровку цепи относительно звёздочек. Для этих пластин посередине венца звёздочек предусматривается соответствующая канавка.

Зубчатые цепи различаются по конструкции шарниров. В них используют шарниры скольжения, в которых вкладыши 1 и 2, закреплённые в пластинах на всей ширине цепи, контактируют с валиком 3. Шарнир допускает поворот пластин в две стороны на угол φ = 30°. Шарниры качения не имеют валика, их изготовляют с двумя сегментными вкладышами 1 и 2. При взаимном повороте пластин вкладыши не скользят, а перекатываются, что позволяет повысить КПД передачи и долговечность цепи.

Зубчатые цепи в сравнении с роликовыми допускают несколько более высокие скорости, они характеризуются большей плавностью работы, имеют повышенную надёжность благодаря многопластинчатой конструкции. Однако у них масса больше, они сложнее в изготовлении и дороже. Из-за этого зубчатые цепи нашли ограниченное применение.

Приводные роликовые длиннозвенные цепи (ПРД)

Используются в различной сельскохозяйственной технике: сеялки, транспортеры и т.д.

Транспортерные роликовые длиннозвенные (ТРД)

Цепи ТРД чаще всего используются в комбайнах: зерновых или колосовых транспортерах и элеваторах.

Приводные роликовые с изогнутыми пластинами (ПРИ)

Используются в экскаваторах и дорожной технике.

Приводные вариаторные цепи

Используются в машинах и механизмах, где предъявляются повышенные требования к передаче.

Конструкция: 1. Наружная пластина 2. Внутренняя пластина 3. Валик (пин) 4. Втулка 5. Ролик

Цепь состоит из чередующихся звеньев двух видов. Первый — внутреннее звено, имеющее две пластины, удерживаемые вместе двумя жестко закреплёнными втулками с надетыми на них свободно вращающимися роликами. Второй — внешнее звено, состоит из двух внешних пластин, удерживаемых вместе запрессованными валиками (в англоязычной терминологии — пинами), проходящими через втулки внутренних звеньев. При касании цепью звёздочки ролик перекатывается по зубу, заменяя трение скольжения в этой открытой паре трением качения, что в целом улучшает КПД и уменьшает износ передачи.

Внутреннее звено может иметь также «безвтулочную» (англ. ) конструкцию, в которой роль втулки выполняют точно выполненные глубокие пуклёвки отверстий внутренних пластин, обращённые друг к другу. Такая цепь заметно дешевле в производстве, но менее стойка из-за малой толщины стенок пуклёвок, неоптимального их материала и взаимной подвижности пластин внутреннего звена.

Для соединения/разъединения цепи используются специальные инструменты — «выжимки», представляющие собой небольшую жёсткую струбцину с удлинённым наконечником винта из твёрдой стали, диаметром чуть меньше валика цепи. Также часто применяются разборные внешние звенья («замки»). Их легко приобрести отдельно для любых распространённых типоразмеров цепей, но из-за большей ширины они могут мешать прохождению цепи в механизме.

Известен вид цепи с изогнутыми пластинами, в которой передняя (условно) часть звена аналогична внутренней, а задняя — после изгиба — внешней (цепь имеет вид «ёлочки»). Преимущества конструкции в том, что, во-первых, все звенья одинаковы и возможно извлекать одно звено из собранной цепи, а во-вторых — цепь более упруга и лучше противостоит ударным нагрузкам. Недостаток — повышенное упругое растяжение под нагрузкой влияет на точность кинематики передачи. Одно такое звено может быть вставлено в обычную цепь, чтобы получить нечётное количество звеньев в контуре.

Для передачи больших усилий цепи изготовляются многорядными — по нескольку рядов звеньев на каждом валике (согласно отечественному ГОСТ — до 4-х рядов), работающими по цельным многовенцовым звёздочкам.

Конструкция цепей приводных роликовых

Для однорядной приводной роликовой цепи типовыми компонентами являются:

Цепь приводная роликовая маркировка

Сама цепь собирается таким образом, что звенья располагаются друг от друга на разных расстояниях — получаются внутренние и внешние звенья. Конструкция внутреннего звена однорядной роликовой цепи представляет собой две пластины с зафиксированными втулками, на которые нанизаны подвижные ролики. Внешние звенья также состоят из двух металлических пластин, валики которых проходят сквозь втулки внутренних звеньев. Таким образом получается подвижная конструкция, которая приводится в движение вращающимися звездочками.

Цепи приводные роликовые имеют высокий КПД как раз благодаря наличию роликов. Прокатываясь по зубу звездочки, у него отсутствует трение скольжения — вместо него присутствует трение качения. За счет этого требуется на порядок меньшее усилие, поскольку сводится к минимуму потеря энергии. Наличие роликов в приводной цепи работает еще и на длительность эксплуатации конструкции — у нее низкий износ, что дает возможность увеличить периодичность замены.

Чтобы еще больше снизить трение, детали цепей приводных роликовых обрабатываются специальными смазками. В их состав помимо всего прочего входят присадки для защиты стали от коррозии и воздействия агрессивных сред.

Существуют также бюджетные однорядные приводные роликовые цепи без втулок. У них внутренние пластины соединяются при помощи пуклевок. В производстве такие конструкции дешевле, но срок их службы меньше.

Маркировка и размеры цепей приводных роликовых

Цепь приводная роликовая маркировка

Поскольку цепи приводные роликовые производятся по всему миру, легко можно запутаться в их ассортименте, поскольку маркировка будет сильно различаться в зависимости от страны выпуска и действующего там стандарта. В каталогах можно найти следующие варианты стандартизации:

Маркировка роликовых цепей по ГОСТу

Цепь приводная роликовая маркировка

Разобраться с размером цепей приводных роликовых ПР довольно легко, поскольку они изготавливаются и маркируются по ГОСТу, и в маркировке зашифрована необходимая информация.

Пример маркировки цепи приводной роликовой по ГОСТу:

Первая часть индекса состоит из цифр и букв и характеризует тип цепи. Возможны следующие варианты:

Однорядные, двухрядные, трех- и четырехрядные приводные цепи имеют соответствующую цифровую маркировку:

Соответственно, в нашем примере речь идет об однорядной приводной роликовой цепи повышенной точности.

Вторая часть маркировки указывает на размер: 9,525 — это шаг цепи в миллиметрах. 3-й индекс — 9,1 — отображает разрушающую нагрузку в килоньютонах.

Как определить размер приводной роликовой цепи по стандартам ЕС

Цепь приводная роликовая маркировка

Маркировка роликовых цепей, произведенных по стандартам ISO606, BS228 и DIN 8187/8188, также отражает размеры изделия, но есть существенное различие — параметры указываются в дюймах. Читается маркировка на примере цепи 08В-2 следующим образом:

Маркировка роликовых цепей по ANSI

Американский стандарт ANSI по большинству показателей соответствует требованиям производства, принятым в Европе. Основное различие заключается в диаметре штифта: у американских изделий он меньше, поэтому они имеют не такой высокий рабочий ресурс, как европейские. Шаг приводной роликовой цепи полностью соответствует европейскому ряду, он находится в диапазоне от 0,25 до 3 дюймов.

Размеры приводных роликовых цепей по маркировке ANSI на примере ANSI 60-2 считываются следующим образом:

Цепь приводная роликовая маркировка

Заказать приводные роликовые цепи любого размера и изготовленные по разным мировым и российским стандартам вы можете в каталоге: https://privod-tsepi.ru/katalog-tsepi/privodnyie-czepi/privodnyie-rolikovyie-czepi/.

При изготовлении приводных цепей применяют следующие стандарты:

— в России — ГОСТ 13568-97, ГОСТ 4267-78 и ГОСТ 13552-81;

— в США — ANSI B29.1M и ANSI B29.3M;

— в Германии — DIN 8187;

— в международной стандартизации — ISO 606, ISO 1275 и ISO 1395.

Смазка и защита цепи

Роликовая цепь представляет собой набор открытых пар трения, небольшой износ каждой из которых складывается в значительное растяжение всей цепи. Для надёжной работы открытая передача должна регулярно очищаться и смазываться.

Применение консистентных смазок требует их предварительного расплавления («проварка» снятой цепи) или растворения (современные специальные смазки для цепей, в том числе аэрозольные), чтобы масло проникло во все внутренние зазоры. После остывания цепи или испарения растворителя густая смазка надёжно удерживается в зазорах; снаружи цепь должна быть вытерта насухо. В специальные консистентные цепные смазки могут добавляться также липкие вещества, уменьшающие сброс смазки при движении цепи, и твёрдые противозадирные и антифрикционные компоненты — например, порошок графита.

Незащищённой цепи (например, велосипедной) желательна периодическая полная промывка от грязи и остатков старой смазки. Используются растворители типа керосина, горячая вода с моющими средствами и т. п. Для велосипедистов выпускаются «машинки для чистки цепи» без снятия с велосипеда — накладные ванночки с роликами, в которых цепь проходит несколько изгибов. После мойки цепь необходимо быстро высушить и заново смазать.

Высококачественные цепи — в частности, современных мотоциклов — могут снабжаться сальниками, закладываемыми между звеньями при сборке вместе со смазкой — резиновыми колечками круглого (O-ring) или фасонного (X-ring) сечения. Срок стабильной работы такой цепи определяется сроком истирания сальников и увеличивается в несколько раз по сравнению с обычной. Недостатки — бóльшая потеря мощности на изгиб цепи, до нескольких л. с. в задней передаче мотоцикла, чуть большая цена и габаритная ширина.

Применяются также многочисленные варианты кожухов приводов — от простых противопыльных до жёстких с масляной ванной. Кожух намного продляет срок жизни цепи, но в то же время затрудняет её контроль, а из-за биений цепи должен быть достаточно просторным. В жёстком кожухе при разрыве цепи может быть заблокирована одна из звёздочек, в худшем случае — ведущего колеса. Поэтому на мотоциклах от жёстких кожухов отказались, не ставя их вовсе или используя легкоразрушаемые конструкции.

Открытые цепи стационарных механизмов могут смазываться жидким маслом капельными маслёнками-лубрикаторами.

Конструкция цепей и применяемые материалы.

Конструктивно приводная роликовая цепь состоит всего из пяти деталей: наружной и внутренней пластин, валика, втулки и ролика. Пластины внутренние в комбинации со втулкой и роликом образуют так называемое внутренне звено цепи. Отдельные внутренние звенья, которые иногда еще называют блоками, с помощью валиков и наружных пластин объединяются в готовую цепь. Замыкается в контур такая цепь с помощью специального соединительного звена, обычно поставляемого вместе с цепью.

Эксплуатационные характеристики приводной роликовой цепи и ресурс определяются главным образом качеством исходного металлопроката, термообработкой и качеством сборки. Пластины цепей в большинстве случаев изготавливают из углеродистых марок сталей, например Сталь 35, Сталь 40 или Сталь 45 с объемной термообработкой на всю глубину. Тела вращения (ролики, втулки и валики) могут изготавливаться из менее углеродистых сталей, например Сталь 10 или Сталь 20 с последующей цементацией. В этом случае твердость достигается лишь на поверхности детали, а ее сердцевина остается мягкой. Это позволяет добиться стойкости цепи к высоким динамическим нагрузкам, которые неизбежно возникают в работе цепного привода. В отдельных случаях могут быть использованы легированные марки сталей с добавлением хрома, марганца, ванадий и т.п. Нормативно-технической документацией не оговариваются марки материалов и способ их термообработки, поэтому разные производители самостоятельно выбирают металлопрокат исходя из собственного опыта или пожеланий потребителя.

Виды приводных цепей.

Конструктивно приводная роликовая цепи может быть однорядной или многорядной, разборной и неразборной. Применение в приводах так называемых многорядных цепей дает возможность существенно увеличить передаваемую мощность без существенных изменений размеров привода. Конструктивно такая цепь отличается от однорядной только длиной валика. В том случае, когда доступ к цепи в эксплуатации затруднен, вместо неразборной конструкции могут использоваться цепи разборные, в которых наружная пластина с одной или двух сторон замыкается с помощью штифта или шплинта. Такое решение нашло широкое применение в нефтяной промышленности, где приводные роликовые цепи применяются в составе буровых установок. Наш каталог включает описание большинства видов приводных цепей.

Основные параметры цепей.

Основные параметры цепи – шаг, расстояние между внутренними пластинами и разрушающая нагрузка. Сегодня производители, как отечественные, так и иностранные выпускают роликовые цепи широкого диапазона для приводов абсолютно любого назначения с шагом от 8,0 до 103,2 мм. Цепи мелкого шага применяются в основном в малонагруженных приводах, крупного шага в нефтяной и металлургической промышленностях.

Оцените статью
Маркировка-Про