A=- and Lada 2106 Borisoglebsk, Russia
30 — плюсовой выход выпрямителя (могут встречаться обозначения “+”, “В”, “В+”, “ВАТ”).31 — соединение с корпусом- “Масса” (могут встречаться обозначения; — , D- , DF, B- , М, Е, GRD).Ш — вывод обмотки возбуждения (могут встречаться обозначения; 67, DF, F, EXC, Е, FLD)15 — Вывод регулятора напряжения для подключения в бортовую сеть обычно к + аккумуляторной батареи (могут встречаться обозначения Б, S).61 — для соединения с контрольной лампой (могут встречаться обозначения D, D+, L, WL, IND).W — Вывод фазы-служит для подключения тахометра (могут встречаться обозначения R, STA) — вывод нулевой точки обмотки статора (могут встречаться обозначения Мр)IG — вывод регулятора напряжения для питания его от выключателя зажигания.F — вывод регулятора напряжения для соединения его с бортовым компьютером (могут встречаться обозначения FR)
Вопрос такой, что за клеммы подключения на генераторе D+ и W ?
406 мотор. греется генератор, плюсовой контакт на нем и провод до предохранителя. генератор новый на 100а. провод визуально нормальный. не могу понять причину. может у кого было так
«B+ идет зарядD+ идет возбуждение,W — это вывод одной из фазных обмоток статора (на ней переменное напряжение). Может использоваться, например, для подсоединения тахометра или счётчика моточасов на какой-нибудь спецтехнике. На автовазовских изделиях эта клемма не особо актуальна.»
информация из инета)
D+ — на приборку, напряжение.W — на тахометр.
так, D+ yна приборку или же возбуждение?
- Обозначения контактных выводов генератора
- Схема подключения автомобильного генератора
- Схема подключения автомобильного генератора представлена на следующем рисунке.
- Замена и снятие электрогенератора
- Подробно об алгоритме работы
- Частичный ремонт своими руками
- —>Автозапчасти и СТО —>
- Синхронные генераторы. Расшифровка наименований. Примеры
- Общие рекомендации
- Расшифровка наименований турбогенераторов
- Примеры расшифровки наименований турбогенераторов
- Расшифровка наименований гидрогенераторов
- Примеры расшифровки наименований гидрогенератора
- Расшифровка маркировки генераторов ТСС
- Портативные генераторы ТСС
- Сварочные генераторы ТСС
- Стационарные генераторы ТСС
- Режимы работы
- Маркировка клемм на корпусе
- Основные неисправности
- Автомобильный генератор. Как он работает и из чего состоит
- Как работает генератор автомобиля?
- Привод и крепление генератора
- Устройство автомобильного генератора
- Для чего нужен регулятор напряжения?
- Принцип работы автомобильного генератора
- Автогенераторы.
- Электрическая схема
Обозначения контактных выводов генератора
Контактные выводы (клеммы, штекерные разъемы и т. п.) генераторных установок разных моделей, годов выпуска и выпускаемых разными производителями электротехники могут иметь различное буквенное, цифровое или символьное обозначение. При этом не только неискушенный в ремонте систем бортовой электрической сети автомобилей начинающий автоэлектрик или механик, но даже опытный специалист по ремонту электрооборудования может столкнуться с незнакомыми для него обозначениями, что при ремонте и контрольно-диагностических проверках генератора может привести к неприятным последствиям технического характера.
Для тех, кто занимается диагностированием и ремонтом электрооборудования только отечественных автомобилей, запомнить не столь обширный перечень обозначений на выводах генераторов особого труда не составит, но контактные разъемы и клеммы генераторов иномарок нередко содержат множество незнакомых обозначений. Следует учитывать, что иногда выводы и контакты генераторов у отдельных производителей могут иметь одинаковое буквенное обозначение при различном функционале.
В Таблице 1 приведены наиболее часто встречающиеся обозначения электрических контактов и выводов генераторов, как отечественного, так и зарубежного производства.
Таблица 1. Обозначение контактных разъемов и выводов генераторных установок
— плюсовой выход выпрямителя (могут встречаться обозначения “+”, “В”, “В+”, “ВАТ”).31 — соединение с корпусом- “Масса” (могут встречаться обозначения; — , D- , DF, B- , М, Е, GRD). Ш — вывод обмотки возбуждения (могут встречаться обозначения; 67, DF, F, EXC, Е, FLD)15 — Вывод регулятора напряжения для подключения в бортовую сеть обычно к + аккумуляторной батареи (могут встречаться обозначения Б, S).61 — для соединения с контрольной лампой (могут встречаться обозначения D, D+, L, WL, IND).W — Вывод фазы-служит для подключения тахометра (могут встречаться обозначения R, STA) — вывод нулевой точки обмотки статора (могут встречаться обозначения Мр)IG — вывод регулятора напряжения для питания его от выключателя зажигания.F — вывод регулятора напряжения для соединения его с бортовым компьютером (могут встречаться обозначения FR)
«B+ идет заряд D+ идет возбуждение, W — это вывод одной из фазных обмоток статора (на ней переменное напряжение). Может использоваться, например, для подсоединения тахометра или счётчика моточасов на какой-нибудь спецтехнике. На автовазовских изделиях эта клемма не особо актуальна.»
D+ — на приборку, напряжение. W — на тахометр.
Схема подключения автомобильного генератора
Автомобиль хотя и работает на бензине, но содержит в себе множество устройств работающих от электричества. Главным источником электрической энергии в машине является автомобильный генератор.
По сути дела это внутренняя электростанция, которая преобразует вращение коленвала двигателя внутреннего сгорания в электричество.
Этим электричеством питаются все электроприборы автомобиля, в том числе за счет этого подзаряжается аккумуляторная батарея, также представляющая собой источник электричества при неработающем двигателе.
Схема подключения автомобильного генератора представлена на следующем рисунке.
Рекомендуем: Жидкость ГУР: когда и как её менять
R – потребляющие устройства.
Схема подключения автомобильного генератора и принцип его работы аналогичен для любых автомобилей. Отличия связаны только с качеством производства, мощностью и компоновкой узлов в моторе.
На все современные машины устанавливаются генераторные установки переменного тока, включающие сам генератор и регулятор напряжения.
Регулятор нормирует силу тока в обмотке вoзбуждeния, за счет этого варьируется мощность генераторной установки при неизменном напряжении на силовых выходных клеммах.
Современные автомобили дополнительно оснащаются электронным блоком на регуляторе напряжения, помощью чего бортовой компьютер контролирует величину нагрузки на генераторную установку.
В основе схемы автомобильного генератора лежит принцип электромагнитной индукции.
Если катушку из медного провода вращать в магнитном поле, создаваемом постоянными магнитами или обмоткой возбуждения питаемой от аккумулятора, то в медном проводе образуется (индуцируется) электрический ток.
Как правило, обмотка в которой генерируется рабочее напряжение электрического тока располагается в статоре. Обмотка возбуждения располагается на роторе (вращающемся вале).
Нашли ошибку? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+EnterКакая главная цель автомобильного генератора? Конечно же, преобразование энергии – из механической в электрическую, чтобы питать автомобиль.Устройство автомобильного генератора и принципы его работы Ни один автомобиль не обходится безКак провести проверку генератораДля начала отметим, что поломка генеВетряная энергия – самая дешевая, и ее можно получать даже у себя дома.Известно, что даже самый «очищенный» от электроники автомобиль не запустится без электричества.Тахометры для карбюраторных автомобилей ВАЗСхема подключения тахометра ВАЗ-2103, 2106, 2107:1 – тахометр;Основные функции генератораГенератор – это важное устройство в машине.Показать еще
Замена и снятие электрогенератора
Итак, если генератор сломан или требует чистки – необходимо его вытащить. Сделать это не сложно – понадобится только автомобильный набор головок и ключей.
Пошаговая инструкция демонтажа:
1 Сначала – отключите АКБ. Это важно, при подключенном аккумуляторе нельзя производить демонтаж – возможно внутреннее замыкание.
2. Затем – снимите колпак с вывода «30». Там будет гайка, которую понадобится скрутить и убрать провод.
3. После отключите колодку с контактами на генераторе.
4. Найдите крепление генератора к панели. Как правило, оно находится на гайках, которые нужно открутить. Затем поднимите его максимально вверх, чтобы ослабились ремни – снимите их.
5. Осталось окончательно снять болт крепления с блока цилиндров. Также должна быть пара креплений на нижнем кронштейне.
Обратите внимание, что все соединение на генераторе часто окисляются. Из-за постоянно напряжения, попадание воды вызывает активное образование ржавчины на резьбе.
Ни в коем случае нельзя рвать гайки — используйте любые «жидкие ключи» или проникающие смазки.
Подробно об алгоритме работы
Принцип действия генератора основан на простом физическом явлении, называемом электромагнитной индукцией. Суть в следующем: если навести на многовитковую обмотку из медной проволоки магнитное поле, изменяющее направление с определенной частотой, то на выходе катушки возникнет переменный ток той же частоты. Остается лишь создать упомянутое поле вокруг обмоток статора, вырабатывающих напряжение.
На практике генерация электричества происходит по такому алгоритму:
Рекомендуем: Технические характеристики двигателя
Реле-регулятор напряжения может входить в состав генераторной установки либо применяться в качестве отдельного блока.
Ток в статорных обмотках возникает в результате вращения переменного магнитного поля, создаваемого катушкой ротора. Чем быстрее крутится вал, тем выше напряжение и частота на выходе. Преобразование в постоянный ток обеспечивают полупроводники (диоды), закрепленные на теплоотводящей пластине и обдуваемые крыльчаткой вентилятора.
Устройство генератора безщеточного типа позволяет обмотке статора возбуждаться без внешнего источника питания. Намагничивание стальных втулок начинается при малых оборотах вала благодаря особой конструкции ротора и дополнительной катушке. Поэтому когда вы заводите с толкача машину с разряженным аккумулятором, оборотов коленчатого вала хватает, чтобы электрогенератор включился в работу.
Частичный ремонт своими руками
Некоторые поломки генератора возможно устранить своими силами. При перегоревшем предохранителе, вышедшем из строя реле регулятора или отошедших контактах ремонт заключается в замене нерабочих деталей и зачистке контактов. Если поломка случилась внутри корпуса, потребуется его разборка. Генераторы различных марок автомобилей разбираются по-разному, но общий алгоритм одинаков, и состоит из действий, осуществляемых в следующем порядке:
При отсутствии опыта ремонта генераторов или подобных изделий, ремонт своими руками возможен только в отношении мелких неисправностей, таких как замена блока реле напряжения, щеток, несложная пайка или зачистка контактов. Замена обмоток, подшипников, ремонт блока регулировки или диодного моста производится в условиях мастерской с наличием специального оборудования квалифицированным специалистом.
—>Автозапчасти и СТО —>
Нажмите на изображение чтобы увеличить
Ниже приведен дополнительный список обозначений, которые могли не попасть в представленную выше таблицу:
A — то же, что и IG плюс аккумулятора;
AS ( Alternator Sense ) — то же, что и S — плюс аккумулятора;
B+ батарея — (+) плюс аккумулятора;
B- батарея — (-) минус аккумулятора;
BVS ( Battery Voltage Sense ) — то же, что и S — плюс аккумулятора;
C ( Communication ) вход управления регулятором напряжения блоком управления двигателем. При подаче на этот вход напряжение на выходе генератора не будет превышать 12.5 V;
COM ( Communication ) — общее обозначение физического интерфейса управления и диагностики генератора. Могут использоваться протоколы BSD ( Bit Serial Device ), BSS ( Bit Synchronized Signal ) или LIN ( Local Interconnect Network ); приставка aRCI 011 ;
D+ — вывод (+) дополнительного диодного моста для питания регулятора напряжения. Служит для подключения индикаторной лампы, осуществляющей подачу начального напряжения возбуждения и индикацию работоспособности генератора контрольная лампа;
D ( Drive ) — вход управления регулятором с терминалом P-D ; приставка aRC-011 или VRT-RC ;
D ( Dummy ) — пустой, нет подключения, в основном на японских автомобилях;
D ( Digital ) — вход кодовой установки напряжения на американских Ford, то же, что и SIG ;
DF — то же, что и F внешний регулятор;
DFM ( Digital Field Monitor ) — то же, что и FR; приставка aRC-011 или VRT-RC ;
E ( Earth ) «земля», батарея (-);
F ( Field ) — выход регулятора напряжения внешний регулятор;
FLD — то же, что и F внешний регулятор;
FR ( Field Report ) — выход для контроля нагрузки на генератор блоком управления двигателем;
G ( Ground ) — то же, что и C ;
I ( Indicator ) — то же, что и L контрольная лампа;
IG ( Ignition ) — вход включения зажигания плюс аккумулятора;
IL ( Illumination )vто же, что и L контрольная лампа;
L ( Lamp ) — выход на лампу индикатора работоспособности генератора контрольная лампа;
LI ( Load Indicator ) — то же, что и FR ,только сигнал инверсный;
LIN непосредственное указание на интерфейс управления и диагностики генератора по протоколу LIN ( Local Interconnect Network );
M ( Monitor ) — то же, что и FR ;
N ( Null ) — вывод средней точки обмоток статора. Обычно служит для управления индикаторной лампой работоспособности генератора с механическим регулятором напряжения;
N/C (no connect ) — нет подключения;
P ( Phase ) выход с одной из обмоток статора генератора. Служит для определения регулятором напряжения возбужденного состояния генератора;
RC ( Regulator Control ) — то же, что и SIG ;
RLO ( Regulated Load Output ) — вход управления напряжением стабилизации регулятора в диапазоне 11,8-15 V («Toyota»)
RVC(L) ( Regulated Voltage Control ) — похоже на SIG ;
S ( Sense ) — сенсор, вход для сравнения напряжения в точке контроля. Обычно точка контроля находится в блоке предохранителей ближе к аккумулятору (предохранитель CHARGE) плюс аккумулятора;
S ( Stator ) — то же, что и P ;
SIG ( Signal ) — вход кодовой установки напряжения;
STA ( Stator ) — то же, что и P ;
Stato r — то же, что и P ;
W ( Wave ) — выход с одной из обмоток статора генератора для подключения тахометра в автомобилях с дизельными двигателями;
15 — то же, что и IG плюс аккумулятора;
30 — то же, что и B+ плюс аккумулятора; ; 31 — то же, что и B- минус аккумулятора4
61 — то же, что и L контрольная лампа;
67 — то же, что и F .
Дополнение: P , S , STA , Stator , R Phase/Stator выход с одной из обмоток статора генератора. Служит для определения регулятором напряжения возбужденного состояния генератора
Синхронные генераторы. Расшифровка наименований. Примеры
Наименование (номенклатура) синхронного генератора говорит о его конструктивном исполнении и параметрах. Умея его читать например можно узнать какое охлаждение используется для турбогенератора, габариты гидрогенератора.
Общие рекомендации
Номенклатура синхронных генераторов (расшифровка буквенных и цифровых обозначений наименования) не регламентируется какими-либо нормативными документами, а всецело определяется производителем оборудования. Поэтому, если название Вашего синхронного генератора не поддаётся расшифровке, то обратитесь к его производителю или посмотрите паспорт изделия. Приведенные ниже расшифровки букв и цифр названия синхронных генераторов актуальны для отечественных изделий.
Синхронные генераторы делятся на турбогенераторы и гидрогенераторы.
Расшифровка наименований турбогенераторов
Для турбогенераторов приняты следующие буквенные обозначения:
Таблица 1 — Расшифровка буквенных и цифровых обозначений наименования турбогенератора
Примечание: буквенные обозначения в названии генератора записываются слитно, а числовые — через тире.
Примеры расшифровки наименований турбогенераторов
Т-6-2 — турбогенератор мощностью 6 МВт с двумя полюсами;ТП-12-2 — турбогенератор приводимый паровой турбиной, мощностью 12 МВт с двумя полюсами;ТВС-30 — турбогенератор с водяным охлаждением, серия С, мощностью 30 МВт;ТВ-60-2 — турбогенератор с водяным охлаждением, мощностью 60 и двумя полюсами;ТВ2-100-2 — турбогенератор с водяным охлаждением, серия 2, мощностью 100 МВт, двумя полюсами;ТВФ-63-2 — турбогенератор с водяным форсированным охлаждением, мощностью 63 МВт и двумя полюсами;ТВВ-160-2 — турбогенератор с водородно-водяным охлаждением, мощностью 160 МВт и двумя полюсами;ТГВ-300 — турбогенератор с газовым водородным охлаждением, мощностью 300 МВт;
Расшифровка наименований гидрогенераторов
Для гидрогенераторов приняты следующие буквенные обозначения:
Таблица 2 — Расшифровка буквенных и цифровых обозначений наименования гидрогенератора
Примечание: буквенные обозначения записываются слитно, наружный диаметр и длинна активной стали записывается через дробь, а количество полюсов — через тире.
Примеры расшифровки наименований гидрогенератора
ВГС-700/80-40 — гидрогенератор вертикальный со статической системой возбуждения диаметром 7,0 м, высотой статора 80 см и 40 полюсами;СВ-750/75-40 — гидрогенератор синхронный, вертикального исполнения, диаметром 7,5 м, длинной активной стали (высотой статора) 75 см и 40 полюсами;СВЧ-790/106-52 — гидрогенератор синхронный, вертикального исполнения, диаметром 7,9 м, высотой статора 1,06 м и 52 полюсами;СВН-1340/150-96 — гидрогенератор синхронный, вертикального исполнения с воздушным охлаждением статора и ротора, диаметром 13,4 м, высотой статора 1,5 м и 96 полюсами;СВ1-850/190-40 — гидрогенератор синхронный, вертикального исполнения, серия 1, диаметром 8,5 м, высотой статора 1,9 м и 40 полюсами;СВФ-1500/130-88 — гидрогенератор синхронный, вертикального исполнения с форсированным охлаждением, диаметром 15 м, высотой статора 1,3 м и 88 полюсами;СГКВ — 480/115 — 64 — гидрогенератор синхронный, горизонтального исполнения, капсульный с водяным охлаждением, диаметром 4,8 м, высотой статора 1,15 м и 64 полюсами;СВО-733/130-36 — гидрогенератор синхронный, вертикального исполнения, обратимый, диаметром 7,33 м, высотой статора 1,3 м и 36 полюсами.
Расшифровка маркировки генераторов ТСС
В этой статье вы узнаете как определить характеристики генераторов компании ТСС взглянув лишь на название модели. У производителя есть три типа обозначения: длинное — для стационарных промышленных генераторов и два более коротких — для портативных, более привычных и сварочных. Начнём с портативных так как их у нас в каталоге представлено больше и название легче расшифровать. Название модели состоит из трех частей: вначале буквенное обозначение, далее цифры и снова буквы. Рассмотрим сначала обычные портативные генераторы.
Портативные генераторы ТСС
1. Буквенное обозначение вначале описывает тип топлива генератора:
2. Далее цифры, они обозначают номинальную мощность генератора в Вт.
3. И далее снова буквы, они обозначают следующее: E — наличие электростартера и АКБ, нет буквы «Е» — только ручной запуск, без АКБ.
4. H — есть комплект колес, обозначение отсутствует — без колес.
5. Цифра 3 — обозначает трехфазное выходное напряжение (380 В), если обозначение отсутствует, то напряжение однофазное (220 В).
6. L — установлен двигатель фирмы Loncin, N — бюджетная серия.
7. A — на панели управления есть разъем для подключения блока автозапуска.
8. U — есть переключатель режимов работы 380 В /220 В, что позволяет снять с электростанции полную (одинаковую) мощность в любом из режимов.
9. S — обозначает наличие шумозащитного кожуха.
10. i — генератор инверторный.
Сварочные генераторы ТСС
Теперь рассмотрим названия сварочных генераторов.
1. Буквенное обозначение вначале:
2-3. У категории сварочных генераторов циферное обозначение немного иначе — цифра/цифра, где первая цифра это максимальная мощность генератора в кВт, а вторая цифра обозначает максимальный ток сварки: 200 это 190 А, 250 — это 230 А и 300 это 300 А.
4-7. Буквы в конце обозначают следующее:
Стационарные генераторы ТСС
Ну и стационарные модели генераторов, хоть они дороже, на рынке их мало и название менее читабельно, но тоже расскажем как расшифровать:
2. Цифры — номинальная мощность в кВт.
3. Вариант исполнения: С — стационарные, Л — лыжи, отсутствие буквы — шасси.
4-5. Т 400 — трехфазное выходное напряжение (380 В), 230 — однофазное выходное напряжение (220 В).
6. Цифра 1, 2 или 3 — это степень автоматизации.
7. Р — радиаторное охлаждение (жидкостное), отсутствие буквы — воздушное охлаждение.
8. Вариант исполнения: К — шумозащитный кожух, П — погодозащитный кожух, Н — контейнер.
9. МХХ — модификация модели дизель-генераторной установки.
Режимы работы
При эксплуатации генератора машины существует 2 режима:
Поэтому для снижения просадок напряжения владельцы автозвука часто ставят второй аккумулятор, увеличивают мощность генератора или дублируют его еще одним устройством.
Рис. 13 Два генератора на одном авто
Маркировка клемм на корпусе
При самостоятельной диагностике мультиметром для владельца актуальна информация, как маркируются клеммы, выведенные на корпус генератора. Единого обозначения не существует, но общие принципы соблюдаются всеми производителями:
Рис. 22 Расположение клемм на корпусе генератора
Других обозначений не существует, а вышеуказанные присутствуют на корпусе генератора не в полном объеме, поскольку встречаются на всех существующих модификациях электроприборов.
Основные неисправности
Поломки «бортовой электростанции» вызваны неправильной эксплуатацией транспортного средства, выработкой ресурса деталей трения либо выходом из строя электрики. Вначале производится визуальная диагностика и выявление посторонних звуков, затем проверяется электрическая часть мультиметром (тестером). Основные неисправности сведены в таблицу:
Автомобильный генератор. Как он работает и из чего состоит
Электрооборудование любого автомобиля включает в себя генератор – основной источник электроэнергии. На автомобили устанавливаются генераторы переменного тока. В данной статье мы поговорим про автомобильный генератор, как он работает, из чего состоит и рассмотрим его устройство.
Как работает генератор автомобиля?
Сразу после пуска двигателя генератор становится основным источником электроснабжения.Генератор является источником постоянной подзарядки аккумуляторной батареи во время работы двигателя. Если генератор не будет работать, то аккумулятор очень быстро разрядиться.К автомобильному генератору предъявляют следующие требования:
одновременно снабжать электроэнергией работающих потребителей и заряжать АКБ; при включении всех штатных потребителей электроэнергии на малых оборотах двигателя не происходил сильный разряд аккумуляторной батареи; напряжение в бортовой сети находилось в заданных пределах во всем диапазоне электрических нагрузок и частот вращения ротора.Генератор должен иметь достаточную прочность, большой ресурс, небольшие массу и габариты, невысокий уровень шума и радиопомех.
Привод и крепление генератора
Привод генераторов осуществляется от шкива коленчатого вала ременной передачей.Натяжение поликлинового ремняПо своему конструктивному исполнению генераторы можно разделить на две группы – традиционной конструкции с вентилятором у приводного шкива и генераторы так называемой компактной конструкции с двумя вентиляторами во внутренней полости генератора.
Устройство автомобильного генератора
Из чего состоит генератор автомобиля? Любой генератор содержит статор с обмоткой, зажатый между двумя крышками — передней, со стороны привода, и задней, со стороны контактных колец.
Статор генератора: 1 – сердечник, 2 – обмотка, 3 – пазовый клин, 4 – паз, 5 – вывод для соединения с выпрямителемРотор автомобильного генератора: а – в сборе; б – полюсная система в разобранном виде; 1,3- полюсные половины; 2 – обмотка возбуждения; 4 – контактные кольца; 5 – валЩеточный узелВыпрямительные узлыНаиболее опасным для генератора является замыканиеПодшипниковые узлы генераторовОхлаждение генератора осуществляется
Система охлаждения генераторов: а – генераторы обычной конструкции; б – генераторы для повышенной температуры в подкапотном пространстве; в – генераторы компактной конструкции. Стрелками показано направление воздушных потоков
Для чего нужен регулятор напряжения?
Регуляторы поддерживают напряжение генератора в определенных пределах для оптимальной работы электроприборов, включенных в бортовую сеть автомобиля. Все регуляторы напряжения имеют измерительные элементы, являющиеся датчиками напряжения, и исполнительные элементы, осуществляющие его регулирование.Функцией регулятора напряжения является
Принцип работы автомобильного генератора
Классический электрический генератор берется за основу принципа деятельности автогенератора, который преобразует неэлектрический вид энергии (механический) в электрический. Исходя из нашего случая, механическое вращательное движение коленвала мотора позволит выработать электрическую энергию. Электромагнитная индукция (изменения одной энергии в другую) является базой для схемы работы электрических генераторов. Породить этот эффект можно, поместив в переменное магнитное поле катушку, которая создана из медных проводников. Затем появиться электродвижущая сила в проводе, что заставит двигаться электрические частицы. А с теории знаем, что движение электронов создает ток в проводе, а на концах провода возникнет разница потенциалов, зависящая от скорости изменения магнитного поля. В конце внешняя сеть должна получить сформировавшее напряжение переменной величины.
Автомобильный генератор имеет статор, в состав которого входят обмотки, необходимые для получения магнитного поля; в статоре под влиянием полей производит вращательное движение якорь. Вал якоря имеет в своем расположении специальные обмотки, которые позволяют проводить ток, они подключены к кольцевым контактам, закрепленные на вале и допускают с валом вращательное движение. Благодаря токопроводящим щеткам допускается передача тока с колец и в конечном виде напряжение будет передано электрическому оборудованию машины.
Запустить генератор позволяет влияние ремешка привода от колеса с ободом механической передачи коленвала мотора, причем этот должен запуститься от батареи. Для эффектной работы устройства, диаметр шкива подбираем минимальным, в сравнении с диаметром фрикционного колеса коленвала. С помощью этого повысим количество оборотов агрегата. Собственно, увеличим коэффициент полезного действия и позволим увеличить характеристику тока.
Автогенераторы.
С помощью элементов ТТЛ (НЕ, И, ИЛИ) можно проектировать автогенераторы, у которых выходная частота колебаний превышает 30 МГц. Чтобы автогенератор быстро возбуждался и работал устойчиво во всем диапазоне внешних воздействий, лежащая в его основе усилительная линейка должна быть инвертирующей с большим коэффициентом усиления КU, который по возможности следует стабилизировать.
Простейший автогенератор получается из двух инверторов, но при этом значение КU невелико. Удобнее включить три или четыре элемента из микросхемы. На рисунке 1 показана схема автогенератора, в которой положительная обратная связь через конденсатор охватывает два элемента DD1.1 и DD1.2, причем DD1.1 выведен в линейный, усилительный режим с помощью резистора отрицательной обратной связи R1 = 220 Ом. Элемент DD1.3 применяется здесь как буферный, чтобы уменьшить влияния нагрузки на частоту автогенератора. Частота автогенерации F = 1/3(R1С1).
На рисунке 2 дана аналогичная схема кварцованного автогенератора. Мультивибратор на рисунке 3 снабжен выводом разрешения выходных сигналов EO. Элементы DD1.3 и DD1.4 образуют RS-триггер. В таком применении его называют защёлкой. Если на вход E0подать напряжение низкого уровня, то вход 10 элемента DD1.3 получит напряжение высокого уровня и генерация в линейке DD1.1 — DD1.3 будет разрешена. Генерация прекратится, когда на вход E0 поступит напряжение высокого уровня (тогда на входе 10 элемента DD1.3 будет низкий потенциал). На выходе генератора появится напряжение высокого уровня.
Как основу для автогенератора с повышенной стабильностью удобно выбрать инвертирующий усилительный каскад с отрицательной обратной связью через резистор Rос рисунок 4. Здесь коэффициент усиления КU = Uвых./Uс ≈-Rос/Rc. Надо учитывзть, что собственное усиление цифрового инвертора КU не превышает 20, что весьма далеко от усиления идеального операционного усилнтеля. В схеме на рисунке 5 использовано два таких инвертора с КU =2(560/220)
На рисунке 8 показана схема кварцевого автогенератора с буферным выходным логическим элементом DD1.3. На цифровых инверторах удобно выполнять симметричные мультивибраторы которые генерируют парафазные выходные последовательности. Автогенераторы на рисунках 9 и 10 различаются способом подключения времязадающих конденсаторов и резисторов. Выходная частота автогенератора по схеме 9 составляет 2МГц при С1 = С2 = 100пФ. Если в автогенераторе по схеме 10 установлены конденсаторы C1 = C2 = 200 пФ, его выходная частота будет 1 МГц. Выходную частоту можно установить от 1 Гц до 1ОМГц, если емкости конденсаторов выбрать в пределах 50мкФ до 10пФ.
Схема автогенератора с колебательным контуром показана на рисунке 11 Частота автогенерации здесь определяется по формуле Р = 1/(2π√LCэ, причем эквивалентная емкость Сэ соответствует параллельному включению конденсаторов СI и С2, Сэ = С1С2/(С1 + С2). Достоинством такого автогенератора является использование в нем всего одного инвертора.
Электрическая схема
Производители учитывают конкретное количество потребителей в модели авто, поэтому в каждом случае применяется индивидуальная электрическая схема генератора. Наиболее востребованы 8 схем «мобильных электроустановок» под капотом машины с одинаковым обозначением элементов:
Рис. 15 Схема 1
В схемах 1 и 2 возбуждающая обмотка получает напряжение через замок зажигания, чтобы АКБ не разряжалась на стоянке. Недостатком является коммутация 5 А тока, снижающего эксплуатационный срок.
Рис. 16 Схема 2
Поэтому на схеме 3 контакты разгружены промежуточным реле, а потребление тока снижено до десятых долей ампера. Минусом в этом варианте является сложный монтаж генератора, понижение надежности конструкции, возрастает частота переключения транзистора. Фары могут моргать, а стрелки приборов подрагивать.
Рис. 17 Схема 3
В схеме 5 из трех диодов изготовлен дополнительный выпрямитель на пути к обмотке возбуждения. Однако при длительной парковке рекомендуется снимать «+» с клеммы аккумулятора, так как возможен разряд батареи. Зато при первичном возбуждении обмотки в момент запуска ДВС расход тока АКБ минимальный. Опасное для электроники машины повышение напряжения гаси стабилитрон.
Рис. 18 Схема 5
Для дизельных моторов применяются генераторы, использующие 6 схему. Они рассчитаны на напряжение 28 В, возбуждающая обмотка получает вдвое меньший заряд за счет подключения в «нулевую» точку статора.
Рис 19 Схема 6
На схеме 7 ликвидирован разряд АКБ при длительной парковке за счет снижения разницы потенциалов на «Д» и «+» клеммах. Из стабилитронов создано дополнительное крыло диодного мостика выпрямителя для ликвидации всплесков напряжения.
Рис. 20 Схема 7
Схема 8 обычно применяется в генераторах производителя Бош. Здесь усложнен регулятор напряжения, зато упрощена схема самого генератора.
Рис. 21 Схема 8