Что означает маркировка на гребном винте лодочного мотора yamaha

Что означает маркировка на гребном винте лодочного мотора yamaha Маркировка

Характеристики гребного винта

Все зависит от типа мотора. К каждой модели нужно подбирать отдельный винт. Так можно гораздо удобнее использовать плавсредство и даже сэкономить на топливе. Винт нужно подбирать по следующим основным параметрам:

  • Количество лопастей. Их может быть 2, 3, 4 или даже 5. Каждое количество лопастей рассчитано под определенные цели использования лодки. Например, для перевозки грузов лучше всего подойдет винт с 4 лопастями.
  • Диаметр. Это расстояние между верхними точками лопастей винта, которые расположены напротив друг друга. Меньше диаметр – выше скорость лодки.
  • Шаг. Это расстояние, которое в воде проходит винт за один полный оборот лопастей в 360°. Больше шаг – выше скорость.
  • Конструкция ступицы. Это деталь, на которую «надевается» винт. Ступица может пропускать выхлоп мотора через него или под антикавитационной плитой, что уже не так эффективно.
  • Дисковое отношение. Чтобы получить его, нужно разделить общую площадь лопастей на площадь круга, диаметр которого, как у лопастей.
  • Количество шлицов на втулке. Этот показатель определяет качество крепления винта.

Главные характеристики винта производитель наносит на их корпус в виде маркировки. Расшифровываться они могут по-разному. Но в инструкции к винту всегда будут прописаны его полные параметры. Например, маркировка 4×8–3/8×12 R сообщает, что есть 4 лопасти, диаметр – 8 3/8, шаг – 12 дюймов. При этом лопасти повернуты вправо – R(ight).

Гребные винты для лодочных моторов Ямаха

Гребной винт для лодочного мотора – аксессуар, который поможет вам реализовать возможности двигателя на полную мощность. Такое приспособление способствует уменьшению шумности мотора, увеличивает ресурс двигателя, а также помогает экономить топливо. Из этой статьи вы узнаете как правильно выбрать гребной винт.

Как выбрать винт

Гребной винт на любом моторизированном плав-средстве – самая важная составляющая силовой установки. От его правильного выбора зависит приемистость, скорость, экономичность. На рынке России представлены различные производители гребных винтов. Коротко об основных направлениях в производстве и отличиях продукции разных производителей. Большинство производителей моторов устанавливает винты собственного производства. Это понятно, потому как лучший способ преобразовать мощность мотора в эффективную скорость – проектирование и разработка гребного винта, соответствующего характеристикам самого мотора.

Нужно заметить, что все производители силовых установок (как подвесных моторов, так и стационарных двигателей с угловыми колонками) рекомендуют устанавливать оригинальные винты. Но мы то люди “себе на уме” и не собираемся просто так на слово верить каким-то дядям, которые, к сожалению, стараются не только продать нам винт, но при этом еще и заработать.

По поводу “хорошести” оригинальных винтов поговорим ниже, но тут нужно заметить, что устанавливая на свой мотор гребной винт с другим шагом, всегда удобнее устанавливать именно оригинальный винт, поскольку кроме шага винт имеет еще несколько важных характеристик, которые у разных производителей могут отличаться. В результате, заменив оригинальный винт на винт другого производителя с тем же шагом, вы можете не получить ожидаемый эффект (если установите, например, на мотор Yamaha винт Solas). Попытаемся разобраться, что намудрили производители гребных винтов, и зачем они вообще это сделали.

Для чего нужно подбирать гребной винт

Редуктор подвесного лодочного мотора не имеет переключения передач, то есть передаточное число постоянно. Чтобы максимально эффективно реализовать мощность двигателя, нужно правильно подобрать гребной винт, то есть найти такие параметры, при которых достигается:

  • лучший выход на глиссирование;
  • максимальные обороты двигателя в пределах, установленных заводом – изготовителем;
  • максимальная скорость либо грузоподъёмность (в зависимости от требуемого результата).

Помимо очевидных показателей, оптимальный винт способствует:

Расшифровка маркировки гребного винта.

Что означает маркировка на гребном винте лодочного мотора yamaha

В последние годы все большая часть россиян выбирает активные способы проведения отдыха. Традиционными формами активного отдыха в России традиционно считаются охота и рыбалка. Существуют еще и экстремальные способы отдохнуть на природе такие, как сплав по рекам, а также альпинизм.

Но большинство городских жителей все-таки тяготеют к рыбалке. Маститые и опытные рыбаки никогда даже в мыслях не пытаются сравнивать рыбалку и с берега и рыбалку с помощью лодки. Стабильное увеличение доходов значительной части россиян в последнее время привело к тому, что стали, стремительно расти продажи малых плавсредств, моторных лодок и малоразмерных яхт.

Открытие и внедрение в массовое производство новых композитных материалов в 60-70 годах прошлого столетия привело к тому, что стоимость яхт снизилась в 2,5-3 раза. За последние 30-40 лет такие малые суда стали по карману значительному количеству европейцев и россиян с доходами выше среднего.

Сегодня даже застройщики при проектировании загородных коттеджных поселков, расположенных вблизи рек или озер, стремятся в инфраструктуру включить постройку лодочных причалов и стоянок.

Стоимость моторов Хонды в среднем на 10-15% меньше стоимости своих основных конкурентов на российском рынке за исключением китайских лодочных моторов. Оборудование марки Хонда с момента основания компании отличали высокие показатели КПД и недорогое техническое обслуживание.

Чаще всего в подвесных моторах для лодок и яхт выходит из строя гребной винт. Основной причиной для этого являются повреждения механического характера его лопастей. Это могут, главным образом, камни и крупные бревна.

Ремонтировать гребной винт бессмысленно, так как даже восстановленный винт значительно снизит динамические показатели мотора.

Если у вас обыкновенная надувная лодка, то для эксплуатации на речной или озерной рыбалке достаточно будет двигателя мощностью от 2 до 5 лошадок. Компания Хонда маркирует в технической документации такие агрегаты BF2 и BF5, где цифры, стоящие после латинских букв обозначают мощность мотора.

Если гребной винт такого двигателя пришел в негодность, то покупая новый технологический узел для мотора следует знать, что гребные винты для таких силовых агрегатов маркируются обычно следующим образом: 9 1/4х8 (3-х ал.

В этой записи, больше напоминающей алгебраическую формулу, зашифрованы основные технические и конструкционные характеристики гребного винта.

Цифра 9 ¼ означает величину диаметра винта, измеряемую в дюймах, английской меры длины, равной 2,5 см в дюйме.

Цифра 8 обозначает длину шага, расстояния между лопастями. Опять же в дюймах.

Далее по строке аббревиатура «3-х» указывает на количество лопастей в конструкции винта. Основные модификации гребных винтов в своей конструкции имеют 3 или 4 лопасти. 4 лопастной винт мощнее, и как следствие, на 20% в среднем дороже 3 лопастного гребного винта.

Далее в маркировке гребных винтов для моторов покупателю следует обратить внимание на сокращение «ал», означающего, что лопасти винта изготовлены из алюминия. Такой винт в среднем на 10% легче своего стального собрата.

Если лопасти изготовлены из стали, то производитель в маркировке указывает сокращенной надписью «ст». На изготовление лопастей идет нержавеющая сталь.

Латинские буквы R или L расскажут потенциальному покупателю о направлении вращения лопастей. R-правое вращение, L-левое.

Точно такой же алгоритм расшифровки маркирования гребного винта применяют и для винтов, которыми комплектуются двигатели большей мощности, 8 и 10 л.

Иногда маркировка винта представляется в таком виде: 3х13. 25х17R.

Расшифровывается все по аналогии: 3 лопасти, 13. 25 дюйма диаметр, 17 дюймов шаг, правое вращение.

То есть в маркировке главное выделить две основные цифры: диаметр и шаг винта. Затем найти число лопастей, направление вращения и материал винта.

Вот еще один пример маркировки винта Power-Tech

  • OFX — тип лопастей, т.е. в данном случае винт серии High Performance Offshore с лопастями способствующими подъему носовой части корпуса лодки из воды, для моторов Е класса (150 -300 л.с.).
  • 4 – Количество лопастей, т.е. в данном случае это 4-х лопастной винт.
  • R – Направление вращения винта, в данном случае правое R. Буква L, соответственно, будет обозначать левое вращение винта).
  • 17 – шаг винта
  • P – тип обработки поверхности винта (P – полированный, S — матовый). В данном случае винт полированный.
  • CLY200 — Тип втулки ступицы для установки на мотор, т.е. в данном случае буквы CL обозначают сокращенно втулку Cushion Lok для применения на моторах Yamaha V6 (см. таблицу подбора втулок).

Лопасть гребного винта

Как лодка будет вести себя в разных условиях зависит от количества лопастей. Чем их больше, тем лучше тяга, меньше скорость и вибрация. В основном используют винты, на которых:

  • 2 лопасти. Такой вариант встречается относительно редко. В основном 2-лопастные винты применяют на двигателях небольшой мощности. Например, для плавания по болотам.
  • 3 лопасти. Чем их больше, тем лучше толчок от воды, и выше движущая сила лодки. Для тех, кто хочет разгоняться без лишних грузов, 3 лопасти – оптимальный вариант.
  • 4 лопасти. Такие винты применяют на грузовых лодках. Да, сильно на них не разгонишься. Зато можно взять хорошую скорость со старта и быстро выйти на глиссер. Если плыть на крейсерской ходу, можно сэкономить топливо и снизить вибрации двигателя. Все это идеально для тягачей. Но при наборе максимальной скорости лодки топливо уже расходуется в обычном режиме, а вибрации усиливаются.

Что означает маркировка на гребном винте лодочного мотора yamaha

Чтобы определиться, какие винты лучше, снова нужно задуматься, как будет использоваться лодка. Такой подход поможет сэкономить время, а иногда и продлить срок службы двигателя.

Расчет гребного винта

Существует множество программ для расчета параметров гребного винта глиссирующего судна. Некоторые из них способны справиться с поставленной задачей с приемлемой точностью, например, используя диаграммы Папмеля, однако окончательный подбор характеристик производится эмпирическим путём, то есть методом тестовых заездов.

Для точного расчета необходимо знать:

  • Размерения судна
  • Килеватость
  • Водоизмещение
  • Размерения в зоне ватерлинии
  • Наличие и расположение реданов
  • Мощность и максимальные обороты двигателя
  • Редукцию и многие другие параметры.

Наша задача – научиться рассчитывать с приемлемой точностью требуемые параметры алюминиевого винта под имеющуюся глиссирующую моторную лодку, располагая минимумом информации.

Для этого нам понадобятся следующие данные:

  • Желаемая максимальная скорость. Указывается в паспорте на лодку или берется от аналогичных комплектов. Естественно, не стоит указывать скорость 70 км/ч, имея мотор 30 л/с на прогулочной лодке, нужно рассматривать реальные значения.
  • Обороты максимальной мощности двигателя. Указаны в табличке, размещенной на струбцине мотора либо в моторном отсеке. Также данные присутствуют на сайтах продавцов лодочных моторов.
  • Передаточное отношение редуктора (узнаём из инструкции к мотору или из Интернета).

Для расчета шага скоростного винта используем соотношение:

H = 750V/n, где V – скорость в км/ч, n – число оборотов гребного вала.

В качестве примера приведём расчеты для килеватого глиссирующего корпуса длиной 17 футов с подвесным мотором Suzuki DF90ATL.

  • Максимальная частота вращения коленчатого вала: 5300 – 6300 оборотов в минуту;
  • Передаточное отношение: 2,59
  • Максимальную скорость обозначим 68 км/ч.
  • Находим максимальные обороты гребного вала: 6300 : 2,59 = 2432 оборотов в минуту.
  • Считаем шаг: 750 х 68 : 2432 = 20,97″. Округляем до 21″.

Штатный винт имеет размерность 3 х 13 ¾ х 19, то есть достаточно близко к вычисленному. Его оставляем для движения с полной загрузкой и буксировки лыжника. В качестве скоростного приобретаем 21 шаг.

Поскольку обычно шаг и диаметр винта взаимосвязаны, в рамках одного шага предлагается не более двух – трёх различных диаметров винтов. Поэтому будем руководствоваться следующим правилом: если у нас мотор максимально разрешенной мощности, выбираем больший диаметр, если средней или минимальной – то меньший.

Для точного подбора винта следует взять под залог в магазине несколько винтов с шагом, близким к расчетному. После этого необходимо произвести замеры скорости лодки и оборотов двигателя. Следует заметить, что в некоторых регионах крупные продавцы водно-моторной техники периодически проводят фестивали винтов, где любой желающий может попробовать приглянувшийся винт, а также получить консультацию специалистов.

Разновидности гребных винтов

Разнообразие марок, моделей и мощностей лодочных моторов требует огромного количества гребных винтов. Они различаются по:

  • шагу (расстоянию, которое проходит винт за один оборот без учёта скольжения);
  • диаметру (окружности, описываемой наиболее удалёнными от центра точками лопастей);
  • дисковому отношению (отношению суммарной площади лопастей к площади круга с диаметром, равным диаметру винта);
  • количеству лопастей (обычно 3, реже 4 или 2);
  • материалу (сталь углеродистая и нержавеющая, алюминиевый сплав, пластик);
  • конструкции ступицы (резиновый демпфер, сменная втулка, сменные лопасти);
  • конструкции ступицы (выхлоп через ступицу или под антикавитационной плитой);
  • диаметру ступицы;
  • количеству шлицов втулки.

Композитные винты

Многим известны гребные винты Solas, Michigan. Менее известны композитные винты Компроп (неразборные четырехлопастные) и Пиранья (разборные трех- и четырехлопастные). Начнем с последних. Композитные (в народе – пластмассовые) винты отличаются коррозионостойкостью, полной неремонтопригодностью, низким КПД (толстый профиль лопасти – и с этим ничего здесь не поделаешь) и относительно невысокой ценой.

Вряд ли можно посоветовать покупать такие винты, если вы собираетесь эксплуатировать их сами (подарите их лучше врагу в красивой упаковке с блестящей ленточкой). Разница в цене быстро растает из-за повышенного расхода топлива и начнет незаметно “доить” ваш карман. Если вы богаты, не любите скорость, а может просто вам нравится пластмасса – это ваш выбор.

Винты Michigan

Каждый, кто ими интересовался, уже знает, что компания Michigan производит гребные винты уже более 100 лет. Руководство компании объявило это всем, напечатав новость на первой странице каталога на 2003 год. Мелочь, а приятно (если вы остановили свой выбор на винтах этой марки). Можно заявить друзьям, мол: “Истории моего винта – сто лет!”. Тем не менее, нужно отметить факт, что компания Michigan – крупнейший и авторитетнейший производитель. Опыта у них не отнять.

При производстве гребных винтов компания придерживается лучшей тактики – производит точные копии оригинальных винтов всех производителей (т. , например, винт для мотора Yamaha 50 шагом на 13 имеет такие же геометрию и характеристики, как и оригинальный).

Кроме того, компания имеет собственные разработки и воплощает их в сериях винтов, имеющих те или иные плюсы. Это алюминиевые винты серии Michigan Match, сборные винты серии Vortex (алюминиевые трех- и четырехлопастные), нержавеющие винты серий Michigan Match, Apollo и Ballistic.

Алюминиевые и нержавеющие винты серии Michigan Match имеют обычные характеристики, соответствующие характеристикам винтов большинства производителей моторов. Серия Vortex – это алюминиевые винты, имеющие сборную конструкцию втулки, позволяющую устанавливать эти винты на моторы разных производителей. Серия Apollo – это вентилируемые (для редукторов 4. 25 дюйма и больше, т. для моторов мощности от 90 лс) полированные винты повышенного качества (с ними можно рассчитывать на прирост скорости до 5 % и соответствующую экономию топлива).

Серия Ballistic имеет высокий КПД на больших скоростях и рекомендуется для установки на судах с большой энерговооруженностью (рассчитывайте на прирост скорости до 8% и, само собой, экономию топлива). Таким образом, среди плюсов винтов Michigan: меньшая по сравнению с оригинальными винтами цена, 100% совпадение характеристик алюминиевых винтов с винтами оригинальных производителей, индивидуальный подход при проектировании винтов для конкретных моторов, большой опыт в производстве и, как следствие, – высокие качественные характеристики (обычно КПД или не ниже или выше, чем у конкурентов). Минус – алюминиевые винты окрашиваются без предварительного грунтования.

Винты Power Tech

Гребные винты данной марки представлены производителем в очень широком диапазоне. Особенно это касается нержавеющих винтов. Можно сказать, что Power Tech Propellers производит самый широкий спектр нержавеющих винтов в мире.

Есть винты со сборными ступицами, с различным количеством лопастей (большее кол-во лопастей может быть полезно при большой энерговооруженности), есть винты, используемые на двигателях, имеющих гидравлический «лифт» и меняющих угол атаки корпуса в зависимости от степени погружения винта, есть винты, улучшающие разгон, есть винты, снижающие путевой расход топлива. винт подобрать можно для любых условий эксплуатации. А поскольку выбор очень большой, то и, как правило, всегда можно это сделать с положительным результатом.

Алюминиевые винты представлены несколькими сериями. Часть винтов является копиями винтов оригинальных производителей, а другая – универсальными под сборную втулку.

Винты Solas

Тактика компании проста – делать винты, которые можно приспособить для различных моторов (этот момент объяснить можно только стремлением удешевить производство). Геометрия винтов – собственная разработка компании Solas. Нельзя сказать, что характеристики гребных винтов плохи, с этим порядок. Но есть несколько минусов, часто напрочь отбивающих охоту использовать эти гребные винты. Первый – несоответствие характеристик винтов этой компании характеристикам винтов оригинальных производителей. Чаще всего это оборачивается падением скорости.

Избежать этого недостатка вам может помочь специалист (проведя тесты винтов различных производителей, измерив геометрию и узнав точные характеристики, специалисты компании East Marine могут грамотно аргументировать, в чем различие винтов, и посоветовать в выборе винта), но и его успех ограничен – чудес не бывает, универсальность не лучшее решение.

В результате, например, для мотора Ямаха 30 предлагается винт с диаметром ступицы на 11 (!) мм больше, чем диаметр редуктора. А это большое дополнительное сопротивление. Итак плюсы винтов Solas: меньшая по сравнению с оригинальными винтами цена, хорошее качество окраски. Минус – универсальность.

Расшифровка маркировки гребного винта.

Мы долгие годы использовали для защиты лодочных моторов и прочих металлических деталей аноды из цинка. Но доказательств долгосрочной токсичности этого металла всё больше. Альтернативные материалы для изготовления анодов дешевле, эффективнее и безопаснее. Но почему мы продолжаем его покупать?

Может быть, всё же подумать

На самом деле аноды — крутые штуки. В результате естественных электрохимических реакций металлы корродируют в воде. Аноды изготовлены из сплавов с особенно привлекательным диапазоном электрохимического напряжения.

Поэтому коррозионные реакции сосредотачиваются именно на элементах протекторной защиты, благополучно оставляя в покое соседние детали из металла. Это немного напоминает детский праздник, когда на стол одновременно подают торт и отварную брокколи.

Сладкий десерт юные гости сразу уничтожают с аппетитом, а вот капуста остаётся нетронутой.

https://youtube.com/watch?v=jUCEnTwNm7o%3Ffeature%3Doembed

Такой простой подход с «подсовыванием» коррозии специальных элементов защиты одинаково хорош на совсем маленьких лодках, серьёзных яхтах, коммерческих судах и береговых сооружениях (шлюзовые ворота и доки).

Что означает маркировка на гребном винте лодочного мотора yamaha

Аноды-протекторы отличаются размерами, формами, методами крепления. Всё зависит от предназначения и особенностей эксплуатации.

Традиционно аноды изготавливались из цинка: настолько традиционно, что в англоязычных странах их и называют «цинки».

Хотя это на самом деле эффективный материал, а для функционирования человеческого организма нужно немного соединений цинка, — в более высоких концентрациях он способен вызывать реальные проблемы.

Длительное интенсивное влияние его соединений на растения, беспозвоночных, рыб воздействует как токсин. Ещё один недостаток цинковых анодов — то, что в их составе есть небольшое количество кадмия, который также может вызывать проблемы со здоровьем.

Эти данные вызывают неизбежную обеспокоенность.

К примеру, южнее канадской границы, в американских штатах Калифорния и Мэрилэнд было предложено запретить использование традиционных анодов после того, как исследования выявили значительное повышение уровня содержания цинка в акваториях вблизи крупных пристаней. Так как в северной Канаде навигационный сезон  короче, подобных призывов отказаться от цинка здесь не было. Однако многие считают это лишь вопросом времени: доказательств его опасности всё больше.

К счастью, цинк не единственный и оптимальный выбор, когда речь идёт о защите наших лодок. Существуют нетоксичные альтернативы!

Начнём с алюминия. Такие аноды имеют многочисленные преимущества перед цинком, начиная с гораздо более высокой эффективности. Более того: превосходство алюминия над цинком как анодного материала настолько подавляющее, что он занял первое место в мире среди производителей лодочных моторов.

«Все компании, производящие двигатели для лодок и катеров, теперь устанавливают на свою продукцию аноды из алюминия», — говорит Майкл Швез, представитель канадской компании Canada Metal Pacific (CMP), выпускающей протекторную защиту.

Он знает, что говорит, поскольку  Canada Metal Pacific поставляет аноды практически для всех крупных производителей судовых двигателей. «Mercury, BRP, Honda, Suzuki, Yamaha, Volvo Penta — все используют алюминий.

И, безусловно, это наиболее эффективный анодный материал из ныне существующих».

Главное преимущество перед привычным цинком в том, что современные алюминиевые сплавы лучше «концентрируют» коррозию на себе. Кроме того, они заметно легче и совершенно нетоксичны. И у этой медали нет другой стороны, именно поэтому защита из алюминия считается продуктом премиум-класса в сравнении с давно знакомыми цинковыми протекторами.

Ирония судьбы в том, что увеличение срока службы новых анодов вызывает сомнения у пользователей: «Яхтсмены и водномоторники смотрят на анод, который разрушается медленнее, чем цинковый, и делают вывод — оно не работает!» — такое наблюдение сделал Майкл Швез.

— «Видимо, мы не очень хорошо объясняли, что алюминий просто служит значительно дольше!».

Также стоит объяснять клиентам: не все алюминиевые аноды одинаковы. Лучшие сделаны из первичного металла либо отлиты из высококачественных сплавов (ранее использовавшихся, к примеру, в качестве высоковольтных линиях электропередач или как материал для прецизионного оборудования).

«Одно дело — перепрофилировать сплав премиум-класса, и совсем другое — переплавка низкосортного лома», — поясняют эксперты. — «Звучит невероятно, но существуют нечестные поставщики. Они скупают на верфях использованные аноды, а потом продают их обратно судовладельцам.

До следующей проверки никто ничего и не узнает, а потом начнут искать козла отпущения».

Canada Metal Pacific продает анодную защиту покупателям во всём мире, в том числе и военным. Поэтому, говорит Швез, «CMP придерживается строгой системы управления качеством ISO 9001, а наши сплавы постоянно проходят химические испытания. Именно поэтому они отвечают самым строгим техническим требованиям. Без сторонней сертификации качества как вы знаете, что получите в результате?»

Такое же внимание Canada Metal Pacific уделяет качеству магниевых анодов: это ещё более эффективный способ защиты для катеров и лодок, используемых исключительно в пресной воде. Магниевые сплавы славятся чрезвычайно активным диапазоном электрохимического напряжения: это делает их отличными «защитниками», превосходящими и цинк, и даже алюминий.

«В пресной воде никакой материал не сравнится с магнием», — отмечает Швез. — «Для морской воды мы его не рекомендуем: он слишком эффективен. Он работает так хорошо, что может исчезнуть за короткое время, и судовладелец не заметит этого. В солёной воде магний растворяется как таблетка антацида. Но вот в пресной — магниевый анод лучшее, что можно придумать».

И алюминий, и магний не только превосходят по эффективности традиционные «цинки», но ещё и дешевле. Стоимость цинка за последние 4–5 лет увеличилась вдвое.

Кроме того, это тяжёлый материал, поэтому тарифы на доставку велики, да и хранить его на складе тоже непросто. Конечно, такие расходы можно было бы оправдать, будь это премиальный продукт.

Но алюминий и магний — гораздо лучше и оба дешевле.

Итак, нетоксичные альтернативы работают лучше, чем цинк; дольше, чем цинк и стоят меньше, чем цинк? Почему мы продолжаем жить по-старому?

Выходя на мировой уровень

Швез отметил: хотя Canada Metal Pacific давно продаёт нетоксичные аноды, доля цинка по-прежнему составляет около 60% от общего объёма реализации. Чтобы изменить ситуацию, компания разработала новую упаковку, которая доходчивее доносит преимущества альтернативных магния и алюминия. Производители также активно работают с дистрибьюторской сетью, чтобы выйти на мировой уровень.

«Мы должны дать людям понять: для цинка есть замена, которая служит лучше и стоит меньше», — говорит Швец. — «Сегодня яхтсмен в отделе запчастей просит «новые цинки» и покупает их. Наша задача: изменить это и дать людям информацию о новой протекторной защите».

Перевод статьи Craig Ritchie.

Устройство лодочного мотора на примере Honda BF5

Рассмотрим устройство подвесного лодочного мотора на примере четырехтактного Honda BF5, изображение которого мы взяли с официального сайта “Honda”. Мотор на картинке предстает перед нами в полураздетом состоянии и на ней наглядно можно разглядеть основные узлы ПЛМ.

https://youtube.com/watch?v=bH0sbXqkRN8%3Ffeature%3Doembed

Сразу скажем, что это одноцилиндровый, 4-х тактный мотор. На 2-х тактном основные узлы ничем не различаются, в нем только нет клапанной системы газораспределения (нет распредвала, клапанов, масляного картера). У двухтактников вместо этого есть специальные отверстия в стенках цилиндров, через которые в них поступает топливная смесь и выходят отработанные газы.

Что примечательно, то в этом, казалось бы маломощном, 5-ти лошадном лодочном моторе, уже есть термостат и это одноцилиндровый двигатель, на секундочку. Привод у Хонды немного другой, по сравнению с большинством аналогичных моторов. Вертикальный вал составной, части его соединяются прямо под редуктором. Так что устанавливать сапог после ремонта системы охлаждения будет не сложно.

Кроме того у Honda BF5 нет встроенного бензобака, да и вообще Хонда их не ставит на свои моторы. Ручной стартер здесь тоже не стандартного типа, как мы привыкли, с верхним расположением на маховике. Но зато у Хонды он надежнее, т.

ваши мышечные усилия передаются на маховик не лепестковой, а зубчатой передачей с передаточным отношением. Такое конструкторское решение японских инженеров уменьшило усилие при заводке мотора, так что лодочные моторы Хонда заводить может и женщина и ребенок.

Но это не уникальное решение, Evinrude и Johnson давно уже его практикуют.

Рычаг КПП здесь расположился сбоку, хотя последние мировые тренды (и мировые бренды) говорят о том, что в передней части мотора будет удобнее.

Карбюратора здесь не видно, но поверьте он есть.

У большинства маломощных лодочным моторов топливный насос крепится на паре болтов. Шток топливного насоса, через отверстия в блоке цилиндров, взаимодействует с кулачками распредвала. Аналогичные кулачки предназначены для толкателей клапанов.

Все эти кулачки на распредвале расположены так, чтобы кулачки и топливный насос работал в строго определенном режиме. Распредвал напрямую связан с коленвалом лодочного мотора через зубчатую передачу.

Но всё это относится исключительно к 4-х тактным моторам.

Чем Хонда 5 ничем не отличается от других ПЛМ так это системой охлаждения с крыльчаткой, редуктором и самим механизмом переключения передач. А вот выхлоп тут не через ступицу, а над гребным винтом, точно также как и у четырехтактной Ямахи 5.

Многие спорят о плюсах и минусах такого решения, но на наш взгляд – все равно, и та и та система выполняет свои функции. Противники выхлопа над винтом говорят, что он громче, но как это можно замерить на фоне шума самого двигателя.

Почему японцы пошли на такой шаг не известно, но явно тут не при чем влияние выхлопа на гидродинамику винта, мотор то всего 5 л. , не те тут скорости. Да и у всех более мощных лодочных моторов выхлоп идет через ступицу винта.

Надеемся, что после такого разбора устройства типичного лодочного мотора, вопросов у вас осталось меньше. Если остались – пишите, постараемся ответить.

Обзор лодочных моторов по видам и типам

Первые бензиновые лодочные моторы появились в 1909 году. Создателем данных моторов стал американец Олом Эвинруд. На сегодняшний день производство этих моторов продолжается и выбор их довольно широк – это 26 модификаций.

В наше время можно видеть, что основная масса лодочных моторов строится по той схеме, которую предложил Эвинруд еще в 1906 году.

То есть в данном случае подразумевается вертикальная компоновка всех деталей. Двигатель располагается в верхней части корпуса, а коленчатый вал идет вертикально вниз.

Нижняя часть промежуточного корпуса служит креплением для редуктора, передающего вращение на гребной винт.

Бензин поступает через шланг, который соединяет выносной бак с двигателем. Только моторы с небольшим расходом топлива оборудуются встроенным бензобаком.

Как же произвести выбор мотора для лодки? Во-первых, необходимо обратить внимание на тип судна. Подвесные моторы различаются по длине «ноги» (дейдвуда). Данная длина имеет зависимость от конструкции лодки. Также важна длина транца, которая может составлять 380-635 мм.

Мотор может по-разному крепиться. Если крепление жесткое, то здесь подразумевается неподвижная фиксация на транце. При использовании поворотной подвески мотор может перемещаться вдоль вертикальной оси.

Оптимальная подвеска – это поворотно-откидная, которая улучшает управление лодкой. Использование этой подвески смягчает удар о препятствие, что связано с откидыванием двигателя.

Лучшая подвеска считается та, которая изготовлена из упругих материалов, которые способны уменьшить уровень вибрации на корпусе вашего судна.

По управлению лодки разделяются на румпельные и с дистанционным управлением. Румпельные моторы подразумевают под собой наличие ручки (румпеля), которая соединена с мотором. Если же руль находится в центре судна, то здесь можно говорить о дистанционном управлении.

Также на выбор мотора влияет тип запуска. Как известно, мотор запускается с помощью троса или стартера. Если осуществляется запуск с помощью стартера, то для этого мотор должен быть оснащен системой электрозажигания и, соответственно, должен присутствовать замок зажигания, а также аккумулятор.

Перед выбором мотора необходимо обратить внимание на его мощность, и следует ее соотнести с тем, какая мощность двигателя предусмотрена для вашего типа лодки. Обычно мощность указывается на крышке двигателя.

Кроме этого, следует обратить внимание на типы лодочных моторов. Подвесные варианты моторов разделяют на двухтактные и четырехтактные.

У первых рабочий цикл – это два такта и они имеют более простое устройство, а также отличаются небольшими размерами и малым весом. Дешевизна и не требовательность к качеству бензина сохраняет достаточный спрос на двухтактные моторы.

В свою очередь четырехтактные моторы обладают более высоким ресурсом, и они значительно экономнее в плане расхода топлива.

Выбирая лодочный мотор, необходимо разбираться в маркировке мощности, которая имеет отличия в зависимости от производителя.

На российских агрегатах указывают цифры мощности по максимуму, и в данном случае подразумевается мощность на валу двигателя.

Что касается зарубежных производителей, то маркировка моторов означает мощность, которая создается на винте или гребном валу. Исходя из этого, российские моторы обладают меньшей мощностью.

Ремонт лодок пвх по шву своими руками

Yamaha

Yamaha относится к наиболее известным брендам. Модельный ряд этого бренда представлен семью основными типами моторов, которые имеют более 200 модификаций. В Россию поставляются только четыре серии, начиная от Enduro и заканчивая более простым вариантом Original. А серия HI-Tec отличается раздельной подачей топлива и неплохим выбором дополнительного оборудования.

Мercury

К бренду Mercury можно отнести такое преимущество, как широкий модельный ряд. Также стоит отметить высокую надежность двигателей этой марки.

Двухтактные моторы отличаются простотой в эксплуатации и в продаже можно найти двигатели мощностью от 2,5 до 30 л. Четырехтактные моторы обладают мощностью от 40 до 250 л.

На двигателях данного бренда установлена уникальная система переключения скоростей.

Suzuki

Моторы Suzuki, по мнению некоторых профессионалов, относятся к лучшим в мире. Эта формулировка имеет отношение к четырехтактным моторам данной марки.

Этот факт обуславливается повышенной надежностью, низким уровнем шума и небольшим расходом топлива.

Дорогие модели оборудованы бортовым компьютером, с помощью него происходит оптимизация электронного впрыска, что приводит к большей экономии топлива.

Тohatsu

Компанию Tohatsu можно отнести к лидерам по производству двухтактных двигателей. Модели этого бренда отличаются надежностью, у них существует оптимальное соотношение мощности и веса. Данные моторы разрабатываются в соответствии с экологическими стандартами. Двухтактные моторы фирмы Tohatsu, по мнению экспертов, являются наиболее надежными из ряда себе подобных.

Вихрь

К наиболее дешевым моделям можно отнести образцы отечественного производства, и в частности “Вихрь”, которые выпускаются в нескольких модификациях. Устройство данных моделей – это классическая схема двухтактных двигателей.

К положительным качествам можно отнести: большую мощность, низкую цену, ремонтопригодность и отсутствие проблем с запасными частями.

В свою очередь список недостатков довольно обширен: шумность, большой расход топлива, возможность возгорания мотора и т.

Двухтактные

Двухтактный лодочный мотор предусматривает совмещение фазы выпуска отработавшей смеси и впуска свежей. При этом выхлопные газы вытесняются с помощью свежей рабочей смеси. Данное обстоятельство увеличивает расход топлива и при этом повышается уровень вредных выбросов. Это связано с тем, что в двухтактном двигателе масло добавляется непосредственно в бензин.

https://youtube.com/watch?v=5zZNaRjMijM%3Ffeature%3Doembed

Положительными моментами этих моторов является их низкая цена, компактные размеры и простой ремонт, что немаловажно. Также можно отметить неприхотливость к отечественному 92-ому бензину. А если осуществить определенную регулировку, то двухтактный мотор прекрасно работает на таких бензинах, как А-76 и А-80.

Ресурс двухтактного двигателя может составить до 10-12 лет. То есть, в принципе, мотору требуется лишь один капремонт за весь срок его службы. Поэтому можно получить агрегат, который прослужит 15-20 лет.

Какой же мотор следует покупать: отечественный, японский или китайский? Если существует возможность потратиться, то стоит остановить свой выбор на японских моторах, так как они все отличаются высоким качеством.

Китайский производитель направлен на клонирование продукции Yamaha. От оригинальных моделей китайские клоны отличаются сборкой и качеством материала.

В общем, можно сказать, что китайский лодочный мотор идеально соответствуют такому параметру, как цена/качество.

По некоторым характеристикам китайская продукция явно превосходит моторы российских производителей, но в то же время она не соответствуют качеству оригинала.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие характеристики двухтактного лодочного двигателя:

  • простая конструкция;
  • компактные размеры;
  • обслуживание не только простое, но и дешевое;
  • может быстро набирать обороты;
  • в связи с малыми размерами отличается удобством при частых перевозках;
  • низкая цена, которая определяется простотой конструкции;
  • небольшой вес.

Четырехтактные

Главной отличительной чертой четырехтактного мотора является сжигание топлива.

То есть сжигание происходит в четыре этапа: топливо всасывается в камеру сгорания, происходит его сжатие, осуществляется сгорание и вывод выхлопных газов.

В отличие от двухтактного мотора (масло добавляется в бензин) в камере сжигается смесь топлива и воздуха. Масло в данном случае находится в изолированной системе.

Благодаря этому четырехтактный мотор позволяет существенно экономить топливо. Также можно отметить, что двигатель этого типа достаточно хорошо работает на небольших оборотах. Это условие идеально подходит рыбакам, так как в таком режиме двигатель работает очень тихо. А эффективное сжигание топлива позволяет говорить о более чистом выхлопе, что сказывается на экологической характеристике.

Плюсы четырехтактного двигателя:

Четырехтактный двигатель: устройство и порядок работы

  • большой ресурс;
  • экономия по топливу (около 40%);
  • меньше вредных выбросов;
  • тихий режим работы;
  • отличается стабильностью при работе на низких и холостых оборотах.

Что касается минусов, то считается, что он неремонтопригоден в пути. Данное высказывание оправданно, так как этот двигатель более сложен с инженерной точки зрения. Правда, если приобретен хороший импортный агрегат, то его поломки достаточно редки.

Также к недостаткам относится его трудность в перевозке и в хранении. Это связано с маслом, которое находится в двигателе. Чтобы масло не вытекло, моторы этого типа надо перевозить или вертикально, или на одном конкретном боку.

Еще отмечают такой показатель, как вес. Но этот показатель спорный, так как средний вес четырехтактного двигателя в среднем больше, чем вес двухтактного, всего на 7-10 кг.

Если говорить о целесообразности четырехтактных двигателей, то их полезное применение начинается с “Ямахи” (40 л. ) и “Хонды” (50 л.

При выборе более слабых моторов следует обратить внимание на двухтактный вариант двигателя.

Водометные

Водометные моторы предназначены для того, чтобы использовать лодку в тех местах, где применение винтового варианта невозможно, например, мелководье.

Принцип работы водомета построен на том, что возникает разряжение, которое создается импеллером, и вода устремляется по приемной трубе. Затем происходит выброс воды через сопло, что в свою очередь приводит лодку в движение. Поворот сопла позволяет поворачивать судно, а его перекрытие дает возможность для заднего хода, так как струя воды начинает идти в обратном направлении.

Лодки с водометными моторами обладают большей устойчивостью в связи с тем, что водомет “присасывает” катер к воде. Также водометы отличаются удобством в плане ремонта. Плюс ко всему данный тип мотора безопасен, так как импеллер находится внутри корпуса, и снаружи нет движущихся частей.

Водометные двигатели бывают стационарные и подвесные. В чем преимущества подвесных водометных двигателей?

они могут устанавливаться на любое судно и для этого транц не надо переделывать;

  • отличаются надежностью в плане эксплуатации;
  • водометная насадка легко демонтируется;
  • безопасны в воде;
  • отличаются удобством при ремонте и консервации.

Чем отличаются двухтактные и четырехтактные подвесные моторы

Ещё одна немаловажная характеристика двигателя — сколько раз опускается поршень цилиндра за один цикл. От этого зависит, как происходит очистка камеры цилиндра от выхлопного газа и её наполнение топливом: одновременно или в два этапа.

По этому параметру двигатели делятся на двухтактные и четырёхтактные.

Двухтактные двигатели весят меньше и из-за более простой конструкции их легче обслуживать. Они не привередливы к качеству топлива.

При равном объеме двигателя двухтактный будет чуть более мощным, чем четырёхтактный.

Ещё один плюс — двухтактные двигатели на 30–40% дешевле. Но в то же время они шумные и потребляют на 20% больше топлива, чем четырёхтактные.

К тому же из-за склонности к замасливанию свечей зажигания они работают неровно, особенно на низких и холостых оборотах. Хотя на современных моделях производители стараются свести все эти минусы к минимуму.

Двухтактными делают большинство маломощных подвесных моторов (2,5–4 л. Хотя такую систему можно встреть на моделях мощностью вплоть до 250 л. А для четырёхтактных двигателей каких-либо ограничений по мощности нет.

В первую очередь за счёт своей экономичности четырёхтактные двигатели намного популярнее. Кроме того, они тише и экологичнее.

У них более сложная конструкция, поэтому они тяжелее и их обслуживание не такая простая работа, как обслуживание двухтактных моторов.

К качеству топлива четырёхтактные моторы тоже более требовательны. Но зато не требуют смешивания бензина с маслом.

  • Это, правда, вызывает проблемы при транспортировке.
  • Если двухтактный двигатель можно перевозить в любом положении, то четырёхтактные – либо вертикально, либо на одном определённом боку.
  • Если не следовать этим рекомендациям, масло попадёт в камеру сгорания и зальёт свечи (а затем и багажник автомобиля).

Что следует учитывать при выборе гребного винта

Кроме того из-за этого к обслуживанию четырёхтактного двигателя добавляется смена масла после каждых 100 часов работы.

Подвесные моторы производства СССР/России[править | править код]

  • Мотор «
  • » (
  • УМЗ

, СССР, 1980-е гг. ), слева. Без кожуха, стартер снят.

  • Следует иметь в виду разницу отечественной и зарубежной маркировки моделей моторов и определения их мощности. Отечественные лодочные моторы до последнего момента выпускались с указанием в паспорте (и марке модели) максимальной мощности на валу двигателя
  • , а все зарубежные — непосредственнона винте или
  • гребном валу

Типы оригинальных гребных винтов Yamaha

Компания предлагает следующие разновидности гребных винтов ямаха для лодочных моторов:

  • Стандартные гребные винты. Поставляются в комплекте с лодочным мотором. Диаметр и шаг гребного винта рассчитывается строго исходя из характеристик лодочного мотора.
  • Скоростные гребные винты. Винты, которые специально разрабатываются для работы на высоких оборотах для достижения высоких скоростей. Если грамотно подобрать гребной винт под свой мотор то можно получить до 8% прироста в скорости и экономии топлива.
  • Грузовые гребные винты. Винты, специально разработанные для установки на судна большой грузоподъемности. Благодаря своим характеристикам они обеспечивают больше тяги при незначительной потери в скорости.

МодельДиам. ШагТребует смену ступицыЛоп- астейВращениеВес (кг. )Цена (руб. )
Yamaha 63V-45943-00-EL9-1/411нет3правое0,90
Yamaha 63V-45945-00-EL9-1/49нет3правое0,90
Yamaha 63V-45952-00-EL9-1/410нет3правое0,90
Yamaha 683-45941-00-E9-1/412нет3правое0,90
Yamaha 683-45943-00-EL9-1/410,5нет3правое0,90
Yamaha 683-45947-00-EL9-1/48нет3правое0,90
Yamaha 683-45949-00-EL9-1/46,5нет3правое0,90
Yamaha 683-45952-00-EL9-1/49,75нет3правое0,90
Yamaha 6G8-45941-00-0011-3/411нет3правое0,35
Yamaha 6G5-45945-01-981419нет3правое4,10
Yamaha 6G5-45947-01-9814-1/217нет3правое4,10
Yamaha 646-45944-01-EL7-1/44,5нет3правое0,34
Yamaha 6A1-45943-00-007-1/44нет3правое0,34
Yamaha 6F8-45942-01-EL7-1/45нет3правое0,30
Yamaha 664-45941-01-EL9-7/89нет3правое1,00
Yamaha 664-45943-01-E9-7/88нет3правое1,00
Yamaha 664-45945-00-EL9-7/810,5нет3правое1,00
Yamaha 664-45947-01-EL9-7/811,25нет3правое1,00
Yamaha 664-45949-02-EL9-7/813нет3правое1,00
Yamaha 664-45952-00-EL9-7/814нет3правое1,00
Yamaha 664-45954-01-EL9-7/812нет3правое1,00
Yamaha 6L5-45945-00-EL7-1/47,25нет3правое0,35
Yamaha 6L5-45947-00-EL7-1/48,25нет3правое0,35
Yamaha 6L5-45949-00-EL7-1/45нет3правое0,35
Yamaha 6E0-45949-00-EL7-1/26-1/2нет3правое0,30
Yamaha 663-45941-01-EL10-3/417нет3правое1,80
Yamaha 663-45949-01-EL10-3/416нет3правое1,80
Yamaha 663-45952-02-EL11-3/812нет3правое1,80
Yamaha 663-45956-01-EL12-1/49нет3правое1,80
Yamaha 663-45958-01-EL11-1/414нет3правое1,80
Yamaha 69W-45947-02-EL11-5/811нет3правое1,80
Yamaha 69W-45952-00-EL11-5/812нет3правое1,80
Yamaha 6H5-45943-00-EL1015нет3правое1,80
Yamaha 6H5-45945-00-EL10-3/813нет3правое1,80
Yamaha 6H5-45952-00-EL11-3/812нет3правое1,80
Yamaha 6G1-45941-00-EL8-1/28,5нет3правое0,65
Yamaha 6G1-45943-00-EL8-1/27,5нет3правое0,70
Yamaha 6G1-45947-00-EL8-1/26,5нет3правое0,65
Yamaha 6G1-W4591-01-EL97нет3правое0,65
Yamaha 6E5-45941-00-EL1319нет3правое3,10
Yamaha 6E5-45943-00-EL12-5/821нет3правое3,10
Yamaha 6E5-45945-01-EL13-1/417нет3правое3,10
Yamaha 6E5-45947-00-EL13-1/215нет3правое3,10
Yamaha 6E5-45949-00-EL13-5/813нет3правое3,10
Yamaha 6E5-45952-00-EL1323нет3правое3,10
Yamaha 6E5-45954-00-EL1411нет3правое3,10

Расшифровка маркировки гребного винта.

Что означает маркировка на гребном винте лодочного мотора yamaha

Оцените статью
Маркировка-Про