Что такое кран-балка?

Что такое кран-балка? Маркировка

Что такое кран-балка?

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

БАЛКИ
ПОДКРАНОВЫЕ СТАЛЬНЫЕ ДЛЯ МОСТОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ КРАНОВ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ ДО 50 т

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Ордена
Трудового Красного Знамени Центральным научно-исследовательским и проектным
институтом строительных металлоконструкций (ЦНИИпроектстальконструкция) Госстроя
СССР

В. М. Бахмутский
(руководитель темы), Т.Ф. Королева, И.М. Сорокина, Л.А.
Пескова, В.А. Алексеев, В.Т. Ильин, П.П. Домерщиков

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам
строительства от 28 апреля 1978 г. № 72

Постановлением
Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 28
апреля 1978 г. № 72 срок действия установлен

с 01.01.1979
г.

до 01.01.1984
г.

Настоящий стандарт
распространяется на стальные сварные разрезные подкрановые балки пролетами 6 и
12 м, двутаврового поперечного сечения, составленные из трех листов,
устанавливаемые на стальные или железобетонные колонны зданий и открытых
крановых эстакад, возводимых в районах с расчетной температурой наружного
воздуха минус 65 ° С и выше и сейсмичностью до
9 баллов включительно.

Балки предназначаются для
мостовых электрических кранов общего назначения грузоподъемностью до 50 т
легкого, среднего и тяжелого режимов работы.

Балки должны удовлетворять
требованиям ГОСТ 23118-78 и
требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящего
стандарта.

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

1.1. Балки должны
изготовляться пролетами 6 м (5,5 м) или 12 м (11,5 м).

1.2. Балки, в зависимости от
места их расположения, должны изготовляться двух видов:

концевые, примыкающие к
торцам зданий и температурным швам.

1.3. Схемы и основные
размеры балок должны соответствовать указанным на
чертеже.

Схемы и основные размеры
балок

Что такое кран-балка?

1 — верхний пояс; 2 — нижний
пояс; 3 — стенка балки; 4 — ребра жесткости; 5 — опорные
ребра

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Балки должны
изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 23118-78 и СНиП III-18-75 по
рабочим чертежам КМД, утвержденным в установленном
порядке.

2.2. Предельные отклонения
линейных размеров балок и их деталей от номинальных приведены в табл. 1.

2.3. Предельные отклонения
формы и расположения поверхностей балок от проектных приведены в табл. 2.

2.4. Шероховатость
механически обработанной торцевой поверхности опорного ребра не должна быть
грубее первого класса по ГОСТ 2789-73.
Кромки поясов подкрановых балок после машинной кислородной резки не должны иметь
неровностей, превышающих 0,3 мм.

2.5. Детали балок, в
зависимости от расчетной температуры, должны изготовляться из сталей классов,
приведенных в табл. 3.

2.6. Материалы для сварки
должны приниматься в соответствии со СНиП II -В.3-72.

2.7. Поясные швы должны
выполняться автоматической сваркой с плавным переходом швов к основному
металлу.

2.8. При выполнении сварных
швов, соединяющих верхний пояс со стенкой, должен обеспечиваться полный провар
стенки на всю ее толщину.

2.9. Все сварные швы должны
быть непрерывными.

2.10. Заводские стыки листов
поясов и стенок балок должны выполняться встык без накладок с применением
двухсторонней сварки. Односторонняя сварка допускается при условии подварки
корня шва.

2.11. Поверхность стыковых
швов листов поясов должна быть зачищена заподлицо с основным металлом.
Допускается зачистка швов только в местах установки кранового рельса и
соединений листов со стенкой.

1. Марки
сталей должны приниматься по СНиП II-В.3-72 и СНиП II-28-73.

2. Вариант
1 или 2 выбирается на основании результатов сравнения их технико-экономических
показателей.

2.12. При выполнении
стыковых сварных швов должен обеспечиваться полный провар. Расчетное
сопротивление наплавленного металла должно быть равно расчетному сопротивлению
основного металла.

2.13. Балки должны быть
огрунтованы и окрашены. Грунтовка и окраска должны соответствовать пятому классу
покрытия по ГОСТ
9.032-74.

КОМПЛЕКТНОСТЬ

3.1. Балки должны
поставляться предприятием-изготовителем комплектно.

В состав комплекта должны
входить:

балки или блоки
балок;

монтажные прокладки толщиной
6 мм в количестве, равном количеству балок;

техническая документация в
соответствии с требованиями ГОСТ
23118-78.

3.2. Подкрановые балки для
среднего ряда колонн должны поставляться блоками.

Блок должен состоять из двух
балок, соединенных по верхнему поясу тормозным устройством, и установленными
между двумя балками вертикальными связями для обеспечения неизменяемости на
время транспортирования блока.

Допускается по согласованию
между предприятием-изготовителем и потребителем поставлять раздельно балки,
устанавливаемые по средним рядам колонн.

ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Балки для проверки
соответствия их требованиям настоящего стандарта должны быть приняты техническим
контролем предприятия-изготовителя поштучно.

4.2. Контроль отклонения
линейных размеров балок и их деталей (в том числе размеров поперечных сечений
листов) от номинальных, отклонения формы и расположения поверхностей деталей от
проектных, качества сварных соединений и подготовки поверхности под защитные
покрытия должен производиться до грунтования балок.

4.3. Потребитель имеет право
производить приемку балок применяя при этом правила приемки и методы контроля,
установленные настоящим стандартом.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

5.1. Контроль отклонения
линейных размеров балок и их деталей от номинальных, отклонения формы и
расположения поверхностей деталей от проектных, а также шероховатости
механически обработанной поверхности следует производить универсальными методами
и средствами.

5.2. Контроль качества швов
сварных соединений и размеров их сечений должен производиться в соответствии со
СНиП
III-18-75.

МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

6.1. Изготовленные балки
должны быть замаркированы.

На каждой балке должны быть
нанесены следующие маркировочные знаки:

номер чертежа КМД, по
которому изготовлена балка;

условное обозначение балок
по чертежу КМД с указанием порядкового номера
изготовления.

где 300 — номер
заказа;

5 — номер чертежа
КМД;

Б1 — условное
обозначение;

2 — порядковый номер
изготовления.

6.2. Маркировочные знаки
должны наноситься несмываемой краской на наружной стороне одного из опорных
ребер — выше монтажной прокладки и на наружной стороне нижнего пояса — в средней
части балки.

6.3. При транспортировании и
хранении балки должны опираться на деревянные подкладки и
прокладки.

Толщина деревянных подкладок
должна быть не менее 50 мм при транспортировании и не мене 150 мм при хранении
балок на строительной площадке.

Толщина прокладок должна
быть не менее 25 мм.

Длина подкладок и прокладок
должна быть больше габарита опирания балок не менее чем на 100
мм.

При транспортировании и
хранении должна быть обеспечена надежность закрепления балок и сохранность их от
повреждений.

Монтажные прокладки должны
быть соединены с опорными ребрами временными болтами.

Балки должны храниться в
штабелях высотой не более чем 2,3 м.

УКАЗАНИЯ ПО МОНТАЖУ

7.1. Монтаж балок должен
производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 23118-78 и СНиП
III-18-75.

ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

8.1. Изготовитель должен
гарантировать соответствие балок требованиям настоящего стандарта при соблюдении
условий транспортирования, хранения и монтажа, установленных
стандартом.

1.
Основные размеры .. 2

2.
Технические требования . 4

3.
Комплектность . 6

4.
Правила приемки . 6

5.
Методы контроля . 6

6.
Маркировка, транспортирование и хранение . 7

7.
Указания по монтажу . 7

8.
Гарантии изготовителя . 7

Что такое кран-балка?

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР

КРАНЫ
МОСТОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
ОДНОБАЛОЧНЫЕ ОПОРНЫЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО СТАНДАРТАМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА
ССР

Несоблюдение стандарта
преследуется по закону

Настоящий стандарт
распространяется на мостовые электрические однобалочные опорные краны (в
дальнейшем — краны), группы режима работы 3К по ГОСТ 25546 с электрической
талью и электрическим механизмом передвижения, грузоподъемностью от 1 до 5 т,
работающие на трехфазном токе напряжением 220, 240, 380, 400, 415 В частотой 60
Гц и напряжением 220, 380, 400, 440 В частотой 60 Гц, изготавливаемые в
климатическом исполнении У и Т, категории размещения 1, 2 и 3 по ГОСТ 15150, для работы при
температуре от плюс 40 до минус 40°.

Стандарт устанавливает
требования к кранам, изготавливаемым для нужд народного хозяйства и для
экспорта.

Стандарт не распространяется
на краны, предназначенные для работы во взрывоопасной и пожароопасной средах, в
помещениях с парами кислот и щелочей, концентрации которых вызывают разрушение
электрической изоляции, для транспортирования грузов, нагретых свыше 300 °С и
расплавленного металла, шлака, ядовитых и взрывчатых веществ и других опасных
грузов.

Требования настоящего стандарта
являются обязательными, кроме п. 1.4, таблицы 1- 14 в части показателя
«Конструктивная масса, т»; пп. 2.4; 2.5; 2.12.3; 2.16.

(Измененная редакция. Изм. №
1).

ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. Краны должны
изготовляться типов:

1 — для работы в помещениях;

2 — для работы на открытом
воздухе.

Каждый тип крана
изготавливается двух исполнений:

А — управление с пола;

Б — управление из кабины.

1.2. Краны следует
изготовлять по нормативно-технической документации и рабочим чертежам,
утвержденным в установленном порядке, в соответствии с требованиями настоящего
стандарта, «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»,
утвержденными Госгортехнадзором СССР, «Правил устройства электроустановок»,
утвержденными Министерством энергетики и электрификации СССР.

1.3 . Краны, предназначенные для
экспорта, должны соответствовать условиям договора, заключенного между
предприятием-изготовителем и внешнеэкономической организацией, а для районов с
тропическим климатом — также требованиям ГОСТ
15151.

1.4. Основные параметры и размеры
кранов типа 1 (исполнение А) должны соответствовать указанным на черт. 1 и 2 и в табл.
1, 3, 5, 7;
кранов типа 1 (исполнение Б) — на черт. 3 и 4 и в табл. 2, 4,
6, 8; кранов типа 2 (исполнение А)
— на черт. 5 и в табл. 9, 11, 13; кранов типа 2 (исполнение Б)
— на черт. 6 и в табл. 10, 12, 14.

Кран типа I
исполнения А для пролетов от 4,5 до 16,5 м

Что такое кран-балка?

Кран типа 1 исполнения А для пролетов от 19,5 до 28,5 м

Что такое кран-балка?

Кран типа 1 исполнения Б для
пролетов от 4,5 до 16,5 м

Что такое кран-балка?

Кран типа 1 исполнения Б для
пролетов от 19,5 до 28,5 м

Что такое кран-балка?

Чертежи 1 – 4 (Измененная редакция. Изм. № 1).

Краны типа 1 исполнения А грузоподъемностью 1 т

Краны типа 1 исполнения Б грузоподъемностью 1 т

Размеры в мм

Краны
типа 1 исполнения А грузоподъемностью 2 т

Краны типа 1 исполнения Б грузоподъемностью 2 т

Краны типа 1 исполнения А грузоподъемностью 3,2 т

Краны типа 1 исполнения Б грузоподъемностью 3,2 т

Краны типа 1 исполнения А грузоподъемностью 5 т

Краны типа 1 исполнения Б грузоподъемностью 5 т

(Измененная
редакция. Изм. № 1).

Кран типа 2 исполнения А для пролетов от 13,5 до 28,5 м

Кран типа 2 исполнения Б для пролетов от 13,5 до 28,5 м

Что такое кран-балка?

Краны типа 2 исполнения А грузоподъемностью 2 т

Краны типа 2 исполнения Б грузоподъемностью 2 т

Краны типа 2 исполнения А
грузоподъемностью 3,2 т

Краны
типа 2 исполнения Б грузоподъемностью 3,2 т

Краны
типа 2 исполнения А грузоподъемностью 5,0 т

Краны типа 2 исполнения Б грузоподъемностью 5,0 т

1. Черт. 1-6
не определяют конструкцию крана.

2. Размеры,
заключенные в скобки, применять не рекомендуется.

3. Для кранов типа 1 пролетом до 16,5 м указано
максимальное значение размера Н и
минимальное значение размера Н1
с учетом размеров промежуточных элементов (проставок), устанавливаемых по
требованию заказчика.

Размеры Н и Н1
для кранов типа 1 пролетом до 16,5 м без промежуточных элементов (проставок)
указаны в справочном приложении.

4. В табл. 1-14 приведены данные для кранов, оснащенных электрическими
талями по ГОСТ 22584.

Пример условного обозначения мостового опорного крана
типа 1 исполнения А, грузоподъемностью 2 т, пролетом 10,5 м, высотой подъема 6
м, напряжением трехфазного тока 220 В:

Кран мостовой
однобалочный 1-А-2-10,5-6-220

То же, крана типа 1 исполнения A , грузоподъемностью 2 т,
пролетом 10,5 м — высотой подъема 6 м,
напряжением трехфазного тока 220 В с проставками:

Кран мостовой
однобалочный 1-А-2-10,5-6-220 (П)

То же, крана типа 2
исполнения Б, грузоподъемностью 5 т, пролетом 25,5 м, высотой подъема 12 м,
напряжением трехфазного тока 380 В:

Кран мостовой
однобалочный 2-Б-5-25,5-12-380

1.5. По заказу потребителя
допускается:

изготовление кранов любых
пролетов, но на базе кранов ближайших больших пролетов из числа указанных в
настоящем стандарте;

изготовление кранов,
оснащенных электроталями с высотами подъема до 36 м включительно, при этом
масса крана увеличивается в соответствии с увеличением массы тали, размеры l 1 и l 2 при высоте подъема 24 м
увеличиваются на 120 мм, при высоте подъема 30 м — на 240 мм, при высоте
подъема 36 м — на 360 мм по отношению к размерам l 1 и l 2 указанным в табл. 1- 14 для кранов с высотой подъема 18 м;

изготовление кранов,
оснащенных двухскоростными механизмами передвижения и подъема. При этом
конструктивная масса в зависимости от оснащения крана может увеличиваться на
величину разниц масс комплектующих изделий. При изготовлении кранов с
токоподводом к тали на жесткой направляющей
масса крана может быть увеличена до 5% по сравнению с табличным значением.

1.6 . Для кранового пути следует
применять железнодорожные рельсы узкой колеи Р24 ГОСТ
6368 или квадрат 50 ГОСТ 2591.

2.1 . Краны типа 1 исполнения Б
должны оснащаться открытыми кабинами, краны типа 2 исполнения Б — закрытыми
кабинами с электрическими отопительными приборами.

2.2. Краны должны оснащаться
электрическими талями со скоростью подъема до 0,2 м/с и скоростью передвижения
до 0,5 м/с (пред. откл. для скорости 0,2 м/с плюс 5%; для скорости 0,5 м/с плюс
6%).

2.3. Скорость передвижения кранов
— от 0,32 до 0,8 м/с (пред. откл. для скорости 0,32 м/с минус 15%; для скорости
6,8 -м/с плюс 4%).

2.4 . Удельный расход
электроэнергии должен быть не более 16 Вт × ч/ (т × цикл).

2.5 . Наибольшие значения
установленной мощности электродвигателей приведены в табл. 15.

2.6. Требования к
конструкции

2.6.1.
В кранах
типа 2 электрическая таль, привод механизма передвижения крана и
электрооборудование должны быть защищены от непосредственного воздействия
осадков.

2.6.2. Конструкция крана
должна обеспечивать совмещение рабочих движений в любых сочетаниях, допускаемых
условиями эксплуатации.

2.6.3.
По
требованию потребителя краны должны быть оснащены дистанционным
радиоуправлением.

2.6.4.
По
требованию потребителя краны должны быть оборудованы приводами, обеспечивающими
плавный пуск и остановку всех механизмов, а также регулируемые и (или)
установочные скорости.

2.6.5 . Механизмы и
металлоконструкции кранов должны состоять из транспортабельных узлов,
обеспечивающих их сборку на месте монтажа. Механизмы и узлы крана должны иметь
проушины, скобы или места для безопасной строповки.

2.6.6. На кранах типа 2
полые элементы (за исключением элементов с герметическими замкнутыми полостями)
должны иметь отверстия для стока жидкости диаметром от 10 до 20 мм.

2.6.7.
Токоподвод
к кранам должен осуществляться троллейными токоприемниками или гибким кабелем,
токоподвод к тали — гибким кабелем на гибкой или жесткой направляющей.

2.7 . Требования к материалам

2.7.1. Несущие элементы
металлоконструкций кранов должны быть изготовлены из сталей с механическими
свойствами (в том числе и ударной вязкостью), химическим составом,
свариваемостью, обеспечивающими работоспособность кранов в диапазонах
температур от плюс 40 до минус 40°С или от плюс 40 до минус 20°С.

2.7.2 . Материалы для изготовления
кранов в тропическом исполнении должны соответствовать требованиям ГОСТ
15151.

2.7.3. Качество металлов,
применяемых для изготовления крановых металлоконструкций, должно быть
подтверждено сертификатом.

2.8. Требования к деталям
и сборочным единицам

2.8.1 . Допускаемое количество
стыков пролетных балок ездовых двутавров и поясных уголков металлоконструкции
кранов пролетом от 10,5 до 16,5 м — не более одного, кранов пролетом от 22,5 до
28,5 м — не более двух.

Стыки ездового двутавра и поясных
уголков должны быть расположены не ближе 300 мм от узлов решетки
металлоконструкций и не должны находиться в одной плоскости.

При стыковке несущих
двутавров допускается превышение горизонтальной и вертикальной плоскостей полок
двутавров не более 2 мм.

Образующиеся при этом уступы
должны быть сняты с уклоном 1:50.

2.8.2 . Места посадки подшипников
качения должны выполняться по ГОСТ 3325.

2.8.3 . Отклонения от номинальных
размеров и взаимного расположения ходовых колес не должны превышать значений,
указанных в табл. 16.

2.8.4.
Разность диагоналей между центрами ходовых колес в плане не более 5 мм.

2.8.5.
Кривизна заготовок двутавров швеллеров и уголков не должна
превышать 2 мм на 1000 мм.

Кривизна
пролетной балки крана после правки не должна превышать L /2000 мм, где L — полная длина балки в мм.

На
рабочей поверхности нижней полки двутавра пролетной балки допускаются забоины и
вмятины глубиной не более 1 мм.

2.9. Требования к сварным
соединениям

2.9.1. Сварные соединения
металлоконструкции кранов должны быть выполнены в соответствии с требованиями
«Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»
утвержденными Госгортехнадзором СССР, и нормативно-технической документации на
сварку.

2.10 .
Требования к покрытиям

2.10.1 . Подготовка
металлических поверхностей к окраске — в соответствии с ГОСТ
9.032

2.10.2. Внешний вид поверхности
покрытия должен соответствовать VI
классу по ГОСТ
9.032.

2.10.3. Покрытия для
эксплуатации в районах с умеренным климатом — по ГОСТ
9.401-91, для эксплуатации в районах с тропическим климатом — по ГОСТ 9.401 .

(Измененная редакция. Изм. № 2).

2.10.4. Требования
по технологии подготовки поверхности металлоконструкций к окраске и к качеству
исполнения покрытий для кранов, изготовляемых на экспорт, — в соответствии с
условиями договора, заключенного между предприятием-изготовителем и внешнеэкономической
организацией или, если в договоре не указано, по V классу ГОСТ
9.032.

Цвета окраски должны быть
в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76, а для
кранов, изготавливаемых на экспорт, — в соответствии с условиями договора между
предприятием и внешнеэкономической организацией.

(Измененная редакция.
Изм. № 1).

2.10.5. Крепежные детали кранов
типа 2 должны быть подвергнуты кадмированию по ГОСТ
9.306-85 или цинкованию.

2.10.6.
Допускается по согласованию с заказчиком изготовлять краны с загрунтованными
металлоконструкциями.

2.11. Требования к электрооборудованию

2.11.1. На кране должны быть
подготовлены места для установки шкафа или отдельных электроаппаратов и
крепления кабеля или отдельных электроаппаратов и крепления кабеля.

2.11.2 . Электрическая
аппаратура со степенью защиты ниже IP 20 по ГОСТ 14254
должна устанавливаться в шкафу.

Допускается
устанавливать электроаппаратуру со степенью защиты не ниже I Р 20 ГОСТ 14254 без
шкафа для кранов, предназначенных для работы в помещениях и со степенью защиты
не ниже I P
44 ГОСТ
14254 для кранов, предназначенных для работы на открытом воздухе.

2.11.3. Внутренний
электромонтаж кабины и шкафа производит предприятие-изготовитель.

Окончательный монтаж
электрооборудования на кране производится у потребителя.

2.11.4.
По заказу
потребителя крапы могут изготовляться со степенью защиты электрооборудования не
ниже IP 44 по ГОСТ 14254.

2.11.5. Краны исполнения А
могут изготавливаться со следующими расположениями пульта и идущего от него
кабеля:

пульт через кабель
непосредственно соединен с талью;

пульт через кабель
непосредственно соединен с кареткой и может перемещаться независимо от тали,
при этом масса крана может быть увеличена по сравнению с табличной на величину
массы дополнительного оборудования;

пульт и кабель стационарно
прикреплены к пролетному строению.

2.12.1. Показатели
надежности кранов должны соответствовать следующим:

Полный установленный срок службы, лет

в помещении                                                                                                                                20

на открытом воздухе                                                                                                                  15

2.12.2 . Критериями наработки на отказ крана являются:

выход из строя (вследствие
разрушения, наступления предельно допустимого износа, появления трещин,
заклинивания и т. п.) любого из элементов кинематической цепи механизмов крана;

возникновение опасных для
дальнейшей эксплуатации трещин в элементах металлической конструкции крана;

выход из строя
электродвигателей, аппаратуры управления и устройств токоподвода.

При определении наработки
на отказ не принимаются во внимание отказы, вызванные мелкими неисправностями
(срабатыванию аппаратов электрозащиты, выход канатов из ручьев блоков,
перегорание электрических ламп и т. п.), устранение которых производится силами
обслуживающего персонала за время не более 30 мин, а также отказы, устраняемые
при плановом техническом обслуживании крана, явившиеся следствием скрытых
дефектов комплектующего оборудования.

Не подлежат учету отказы,
явившиеся следствием нарушения требований по транспортированию, хранению,
монтажу, эксплуатации и ремонту, предусмотренных в эксплуатационной документации на кран, а также в «Правилах
устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных
Госгортехнадзором СССР.

2.12.3.
Удельная суммарная оперативная трудоемкость технических обслуживания должна
быть не более 0,07 чел.-ч/ч; удельная суммарная оперативная трудоемкость
ремонтов, не более 0,025 чел.-ч/ч.

2.13.1.
Конструкция и компановка элементов и механизмов кранов должна обеспечивать
безопасность при их эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте в
соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором, «Правил устройства
электроустановок», ГОСТ
12.2.003, ГОСТ
27584.

2.13.2.
Краны должны быть оборудованы ограничителями высоты подъема груза, концевыми выключателями
механизмов передвижения для кранов, управляемых из кабины, упругими буферами,
устройствами для автоматического снятия напряжения с крана, аварийными
выключателями, нулевой защитой.

2.13.3.
Краны должны быть оснащены предохранительными деталями для предотвращения схода
их с путей в случае поломки колес или других элементов ходовой части.

(Измененная редакция.
Изм. № 2).

2.13.4. Колеса ходовой части
кранов должны быть защищены сбрасывающими щитками, предотвращающими попадание
посторонних предметов под колеса кранов.

2.13.5 . На кабины, крюковые
обоймы, а также внешние элементы ходовых частей должна быть нанесена
предупреждающая окраска в соответствии с требованиями ГОСТ
12.2.058 и ГОСТ 12.4.026. Указания
по выполнению окраски должны быть в инструкции по монтажу крана.

2.13.6. Рабочее место
крановщика, органы управления и конструкции кабины управления краном, а также
звуковой сигнал по своим гигиеническим и эргономическим показателям должны
соответствовать «Санитарным правилам по устройству и оборудованию кабин
управления мостовых и козловых кранов», утвержденных Минздравом СССР.

2.13.7.
На аппараты управления кранов должны быть нанесены надписи пли графические
символы — по ГОСТ 12.4.040.

2.13.8.
Пол кабины должен быть покрыт материалом с низкой теплопроводностью.
Поверхность пола не должна быть скользкой. В кабине должен быть диэлектрический
коврик размерами не менее 500 ´ 700 мм.

2.13.9.
Кабины
кранов должны быть укомплектованы огнетушителем, вешалкой для одежды, аптечкой,
термоизолированным бачком для воды вместимостью не менее двух литров.

Закрытые кабины кранов,
кроме этого должны быть также укомплектованы вентилятором и кондиционером.

2.13.10 .
Освещенность в кабине на рабочих местах, поверхностях пульта должна быть не
менее 30 лк.

2.13.11.
Расстояние между грузозахватным органом в его верхнем положении и наружной
поверхностью кабины должно быть не менее 0,4 м.

2.13.12.
Общие требования безопасности по шуму и допустимые уровни шума на рабочем месте
крановщика должны соответствовать требованиям «Санитарных норм допустимых
условий шума на рабочих местах», утвержденных Минздравом СССР.

2.13.13.
Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот и уровни
звука в закрытой кабине не должны превышать значений, указанных в табл. 17.

2.13.14. Уровни общей
вибрации на рабочем месте крановщика должны соответствовать «Санитарным нормам
вибрации на рабочих местах», утвержденным Минздравом СССР для
транспортно-технологических машин.

2.13.15.
Среднеквадратичные значения виброскорости и их уровни в октавных полосах частот
на сиденье и полу кабины не должны превышать значений, приведенных в табл. 18.

2.13.16.
Среднеквадратичные значения виброскорости и их логарифмические уровни, передаваемые
на руки крановщика от рычагов управления (локальные или местные вибрации), не
должны превышать значений указанных в табл. 19.

2.13.17 . Пульт управления и
металлоконструкция крана должны иметь защитное заземление по ГОСТ
12.1.030.

2.14.1.
В комплект
крана должны входить:

сборочные единицы в
соответствии с табл. 20 (отмечены знаком +),

электрооборудование,
выполненное в виде подготовленных для установки на кране блоков и узлов.

1. Краны,
предназначенные для эксплуатации на открытом воздухе и в неотапливаемых
помещениях, должны комплектоваться закрытой кабиной с электрическими
отопительными приборами.

2.
Допускается, по требованию заказчика, комплектование кранов, работающих в
отапливаемом помещении закрытой кабиной.

3. При
подводе питания к крану посредством гибкого кабеля на кране должна быть
предусмотрена присоединительная коробка или устройство, заменяющее ее.

2.14.2.
К каждому крану должны прилагаться:

комплектовочная ведомость и
упаковочные листы;

руководство по эксплуатации;

2.15.1 . На пролетной балке крана
должна быть установлена табличка по
ГОСТ
12970, на которой указывают:

наименование или товарный
знак предприятия-изготовителя;

условное обозначение крана;

год и месяц выпуска;

порядковый номер крана по
системе нумерации предприятия-изготовителя;

На каждом кране,
изготавливаемом на экспорт, должна быть прикреплена табличка, содержащая:

товарный знак
предприятия-изготовителя, при условии его регистрации страной, в которую
экспортируется кран;

высота подъема, м;

напряжение сети . В;

частота тока, Гц;

масса крана, т;

надпись: «Сделано в СССР».

Надписи выполняются на
русском языке или на языке, предусмотренном в договоре, заключенном между
предприятием-изготовителем и внешнеэкономической организацией.

2.15.2 . Маркировка грузовых мест —
по ГОСТ 14192, а для кранов в
экспортном исполнении — с учетом требований договора между
предприятием-изготовителем и внешнеэкономической организацией. Фирменные
таблички предприятия-изготовителя должны соответствовать требованиям ГОСТ
12969-67 и ГОСТ 12971-67.

2.16 . Упаковка

2.16.1 . Консервация кранов и
запасных частей — по ГОСТ
9.014, группа изделий 1.

2.16.2. Металлоконструкции
кранов транспортируются неупакованными, при этом они должны быть закреплены от
смещения при транспортировании.

2.16.3 . Упаковка электрических талей — по ГОСТ
22584.

2.16.4. Кабины кранов
должны отправляться потребителю в частично упакованном и закрытом виде. Стекла
кабины должны быть защищены от повреждений деревянными щитами. Допускается
отгружать стекла в отдельной таре (ящиках).

2.16.5.
Остальные детали, сборочные единицы и эксплуатационная документация должны быть
упакованы в тару. Документация, ключ от кабины, ключ кнопочного поста должны
быть вложены в пакет из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354.

2.16.6.
Тара для кранов, изготавливаемых для нужд народного
хозяйства, должна выполняться по ГОСТ 2991-85, а для кранов, предназначенных на
экспорт — по
ГОСТ
24634-81 и в соответствии с
условиями договора между предприятием, и внешнеэкономической организацией.

(Новая редакция. Изм. № 1).

2.16.7 . В тару для упаковки
деталей, сборочных единиц и эксплуатационной
документации вкладываются мешочки с силикагелем марки КСМ по ГОСТ 3956,
влажность которого должна быть не более 2%, и в количестве, предусмотренном
нормативно-технической документацией на краны.

2.16.8. Детали и сборочные
единицы, упаковываемые в тару, должны быть закреплены от смещений при
транспортировании.

В каждый ящик должен быть
вложен упаковочный лист, в котором указывается:

дата упаковки, фамилия
упаковщика.

ПРИЕМКА

3.1. Для проверки
соответствия требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель проводит
приемо-сдаточные и периодические испытания.

3.2. Приемо-сдаточным
испытаниям подвергается каждый кран. При приемо-сдаточных испытаниях проверяют
сборочные единицы металлоконструкций, электрооборудование и механизмы на
соответствие требованиям разд. 1 и пп. 2.1- 2.5, 2.6.1- 2.6.7, 2.7- 2.10, 2.11.1, 2.11.2, 2.13.2- 2.13.12.

3.3.
Приемо-сдаточные испытания кранов, изготовляемых в тропическом исполнении,
должны проводиться с учетом требований ГОСТ
15151, а для кранов, изготовляемых на экспорт, также по программе,
согласованной предприятием-изготовителем с внешнеэкономической организацией.

3.4. Периодическим
испытаниям подвергают до 2% годового выпуска кранов, но не менее одного крана
каждой грузоподъемности один раз в два года по программе, согласованной и
утвержденной в соответствии с ГОСТ
15.001;

Допускается проводить
испытания у потребителя кранов.

3.5. При периодических
испытаниях должны проводиться:

контрольная сборка крана;

техническое
освидетельствование в объеме, предусмотренном с Правилами устройства и
безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»;

обкатка кранов без нагрузки;

испытание кранов под
нагрузкой по программе и методике периодических испытаний.

При этом проверяют состояние
металлоконструкций и сварных соединений, основные параметры и размеры, скорости
подъема и передвижения крана и тали, энергопотребление, значения показателей
надежности, уровни шума и вибрации и другие требования безопасности,
установленные настоящим стандартом.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ

4.1. Основные параметры и
размеры (пп. 1.4- 1.6, 2.1, 2.2, 2.4,
2.5, 2.6.4, 2.8.1, 2.13.8, 2.13.11, 2.13.12), а
также допустимые отклонения (пп. 2.8.3- 2.8.5, 2.13.18) проверяют универсальными и специальными
средствами измерений.

4.2. Массу кранов ( п. 1.4) проверяют взвешиванием отдельных элементов крана
с погрешностью измерения ±2%.

4.3. Соответствие материалов
( п. 2.7) требованиям действующих стандартов проверяют
по сертификатам на них.

4.4 . Контроль швов сварных
соединений ( п. 2.9.1) проверяют внешним осмотром,
измерением, радиографическим просвечиванием стыковых швов по ГОСТ
7512 и механическим испытаниям по ГОСТ 3242 и ГОСТ 6996.

4.5. Качество металлических
поверхностей ( п. 2.10) проверяют внешним осмотром и
сравнением с эталоном по ГОСТ 9.402.

4.6. Качество монтажа электрооборудования
( п. 2.11) контролируют внешним осмотром и проверяют
на соответствие электрическим схемам.

4.7. Измерение
шума, вибрационных характеристик, уровней освещенности (пп. 2.13.11, 2.13.13- 2.13.17) проводят в соответствии с требованиями
Санитарных правил по устройству и оборудованию кабин управления мостовых и
козловых кранов, утвержденных Минздравом СССР. Требования к измерению
параметров шума и вибрации — по ГОСТ 12.1.050 и ГОСТ 12.1.012-90.
Условия проведения испытаний устанавливают в нормативно-технической
документации.

4.8 . Показатели надежности ( п. 2.12.1) проверяют по данным, полученным в условиях
эксплуатации по методике, утвержденной в установленном порядке.

Методы
контроля и оценки показателей надежности по отраслевой нормативно-технической
документации .

(Измененная редакция. Изм. №
2).

4.9. Проверку требований пп.
2.3, 2.6.1- 2.6.3, 2.6.5, 2.13.2- 2.13.7, 2.13.9, 2.13.10 проводят
внешним осмотром.

5.1. Транспортирование
деталей и сборочных единиц кранов допускается любым видом транспорта в
соответствии с правилами, действующими на транспорте данных видов.

5.2. Условия транспортирования —
группа (7) Ж1 по ГОСТ
15150.

5.3 . Условия хранения — группа
(6) ОЖ2 по ГОСТ
15150. Условия хранения комплектующих изделий и оборудования, упакованного
в транспортные ящики или кабины крановщика — по группе хранения 2 (С) ГОСТ
15150.

Срок действия защиты кранов
до переконсервации:

в помещении — не более 24
мес.;

на открытых площадках — не
более 12 мес.

Предприятие-изготовитель
гарантирует соответствие кранов требованиям настоящего стандарта при соблюдении
условий эксплуатации, транспортирования, хранения и монтажа, установленных стандартом.

Гарантийный срок
эксплуатации — 18 мес со дня ввода в эксплуатацию для кранов, изготавливаемых
для нужд народного хозяйства, для кранов, изготавливаемых на экспорт,-18 мес со
дня ввода в эксплуатацию, но не более 24 мес с момента проследования их через
Государственную границу СССР.

Размеры Н и Н1, без учета промежуточных
элементов (проставок)
для кранов, управляемых с пола

( введено дополнительно. Изм. № 1).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого,
энергетического и транспортного машиностроения СССР

А. С. Липатов. Г. А. Воронцов, Н. М. Колпаков, В. И.
Гридасов, А. С. Дзехцер, Б. И. Левченко, Т. М. Косолапова

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.03.89 № 757

3. Срок проверки-1994 г., периодичность-5 лет

4. Взамен ГОСТ 22045-82

5. ССЫЛОЧНЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Типы, основные параметры и
размеры .. 1

2. Технические требования . 14

3. Приемка . 20

4. Методы контроля и испытаний . 21

5. Транспортирование и хранение . 21

6. Гарантии изготовителя . 21

Приложение Размеры Н и Н1, без учета промежуточных
элементов (проставок)   для кранов,
управляемых с пола . 22

Одна из разновидностей мостового крана – кран-балка. Получила широчайшее распространение благодаря универсальности использования. Кран-балка применяется на производственных и строительных площадках, в складских помещениях, незаменима при монтаже или демонтаже различных конструкций.

Устройство предназначено для эксплуатации в помещениях, соответствующих по размерам, а также под тентами или под открытым небом. Кран-балка рассчитана на неблагоприятные погодные условия и может работать в температурном диапазоне от -40°C до +40°C. Предназначена для безопасного переноса груза в вертикальных и горизонтальных направлениях. Отличается простым управлением. Производится из прочных металлических сплавов, не боящихся высоких нагрузок.

Общее устройство

Если сравнивать описываемую разновидность с мостовыми кранами, то различия заметны невооруженным глазом. Конструкция крана-балки включает:

  • приспособление для подъема грузов (подъемник);
  • пролетную балку, направляющую движение конструкции;
  • две концевые балки, направляющие движение крана.

Кран-балку обычно крепят под потолком склада или производственного цеха, где она осуществляет возложенную задачу. Работает надежно, не создавая лишнего шума, обеспечивая высокую производительность труда.

Используется в доках и ангарах, хранилищах, цехах. Впрочем, кран-балки применяются практически во всех отраслях промышленности, как легкой, так и тяжелой. Это универсальная конструкция, постоянно применяемая в производстве.

Виды кран-балок

Различаются два вида кранов-балок: подвесные и опорные. По эффективности, грузоподъемности и производительности не уступают друг другу, но сфера применения различается.

Особенности и характеристики опорной кран-балки

Конструкция этой разновидности включает: несущую балку, концевые балки, систему управления. Может быть электрической или ручной в зависимости от конкретной конфигурации. Такая кран-балка опирается на специально оборудованный подкрановой путь, перемещаясь по рельсам сверху. Это безопасно, высокоэффективно, универсально в плане эксплуатации.

При использовании описанного варианта, не приходится ограничивать протяженность рельсовых путей, а эстакада сама по себе получается независимой. Плюс, производится захват и поднятие груза гораздо большего тоннажа, чем у подвесных конструкций, одинаковых по параметрам.

Управляется двумя способами: посредством ручного привода, когда используется физическая сила человека, или с помощью электричества. Первый вариант менее продуктивен, потому что требует больших трудозатрат, плюс невыгоден при работе с тяжелыми грузами. Электрические кран-балки легко справляются с задачами, соответствующими их техническим характеристикам, и не требуют человеческого усилия. Чаще всего встречаются в помещениях, относительно небольших по площадям: производственные цеха, складские хранилища, ангары, порты.

Особенности и характеристики подвесной кран-балки

Подвесные кран-балки отличаются только тем, что крепятся не сверху, а снизу грузовых путей. Разделяются на однопролётные и двухпролётные. Конструкция первых включает две концевые балки, а вторых – три.

При таком расположении основная нагрузка приходится на нижнюю часть подкранового пути, что отрицательно влияет на грузоподъемность. Однако есть и существенное преимущество, которое необходимо учитывать, если вы собираетесь по максимуму использовать полезную площадь склада.

Подвесные модели не требуют наличия опорных колонн, поэтому легко перемещаются по участкам вдоль стен, а не только под потолком. У описываемого устройства нет «мертвых» зон, и, если на производстве не предполагается поднятие грузов более 10 тонн, подвесная кран-балка – более подходящий вариант, хоть и дороже по цене.

Несмотря на некоторые различия, подвесные и опорные кран-балки обладают общими характеристиками, обеспечившими им повсеместную распространенность:

  • простота в установке, управлении, эксплуатации;
  • компактность (некоторые модели подходят для маленьких помещений)
  • нетребовательность в обслуживании;
  • грузоподъемность (зависит от конкретной модели);
  • ценовая доступность.

Кроме того, рынок предлагает впечатляющее разнообразие конфигураций описываемых устройств, из которых всегда можно выбрать подходящее вам. Часто завод-производитель выпускает изделие, ориентированное на определенные требования заказчика, что тоже делает кран-балки популярными.

Типы привода

Как уже вскользь отмечалось выше, привод подобных устройств бывает ручным или электрическим. Если сравнивать по цене, то первый вариант выгоднее. Однако для перемещения такой кран-балки требуется человеческое усилие. Вот почему тяжелые, многотонные грузы поднимать не получится, более того, производительность намного снизится по сравнению с электрическим приводом. В современных цехах описываемые варианты давно считаются устаревшими и неэффективными.

Кран-балки с электрическим приводом продуктивнее и удобнее в работе. Они не требуют ни малейшего человеческого усилия. Перемещение груза производится посредством слаженной работы электродвигателя, редуктора и трансмиссионного вала. Рассматриваемые устройства легко поднимают тяжелые грузы и отличаются следующими эксплуатационными преимуществами:

  • высокая производительность труда;
  • малые трудозатраты;
  • интенсивность использования техники.

Выбирая привод, учитывайте все вышеперечисленное, плюс: краны с электроприводом более тяжелые и дорогие. Если не предполагается постоянного использования устройств, а также перемещения многотонных изделий, подойдет конструкция с ручным приводом.

Принцип работы

Независимо от того, какую именно модель и конфигурацию кран-балки используют, принцип работы у всех одинаков. Состоит из четырех этапов (операций):

  • Захват и подъем. Кран-балка берет груз, а затем фиксирует его на высоте, изначально заданной оператором.
  • Перемещение. Устройство переносит груз из точки А в точку В.
  • Выгрузка. Доставив материалы до указанного места, кран опускается на обозначенную высоту. Происходит разгрузка устройства.
  • Возвращение в исходное положение.

Конструкция кран-балок настолько проста и эффективна, что они используются повсеместно, не требуя сложного ухода или специально организованного сложного рабочего пространства. Достаточно создать направляющие, по которым будет двигаться описываемое оборудование, и правильно установить его.

Оцените статью
Маркировка-Про