Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Содержание
  1. Статор асинхронного двигателя
  2. Цифровая маркировка конденсаторов онлайн калькулятор
  3. Обработка ошибок
  4. Практическое подключение
  5. Выбор пускового конденсатора для электродвигателя
  6. Пуск электродвигателя с коллектором
  7. Подключение пускового и рабочего конденсаторов для трехфазного электромотора
  8. В чем сложность выбора такого конденсатора?
  9. Ротор асинхронного двигателя
  10. Проверка емкости конденсатора мультиметром
  11. Проверка обмоток статора — двигателя
  12. Устройство электродвигателя вентилятора
  13. Подключение электродвигателя вентилятора
  14. Как правильно подключить конденсатор в электродвигателе
  15. Ремонт напольного вентилятора
  16. Сравнение рабочего и пускового конденсатора
  17. Логирование событий
  18. Написание функций[1]
  19. Подключение трехфазного двигателя к сети 220 или 380 В по схеме
  20. Общая информация
  21. Схемы подключения обмоток двигателя
  22. Звезда
  23. Треугольник
  24. Варианты подключения
  25. В однофазную сеть
  26. В трёхфазную сеть
  27. Видео по теме
  28. Емкость конденсатора
  29. Онлайн расчет емкости конденсатора мотора
  30. Отправка сообщений на несколько выходных портов
  31. Схема подключения трёхфазного двигателя через конденсатор
  32. Маркировка проводников

Статор асинхронного двигателя

Статор асинхронного двигателя представляет из себя сердечник, состоящий из пластин электротехнической стали и содержащий в себе медные обмотки, которые определенным образом уложены в пазах статора.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Как было упомянуто, сердечник статора состоит из пластин, которые изолированы друг от друга. С внутренней стороны статора есть пазы

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

в которые укладывается изоляция

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Далее в эти пазы наматывается медный лакированный провод определенным образом, который представляет из себя обмотки статора

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Асинхронный двигатель имеет три «куска» медного провода

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Которые определенным образом уложены в пазы статора под углом в 120 градусов друг относительно друга.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Все 6 концов обмоточных проводов выведены в клеммную коробку, которая находится на корпусе двигателя.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Статор двигателя, а точнее, размеры сердечника, количество катушек в каждой обмотке и толщина моточного провода из которого намотаны катушки определяют основные параметры двигателя. Например, от числа катушек в каждой обмотке зависит номинальное число оборотов двигателя, а от толщины провода, которым они намотаны, зависит номинальная мощность двигателя. Количество обмоток для трехфазного асинхронного двигателя всегда равно трем. А вот количество катушек в каждой из этих обмоток разное. Катушки могут наматывать в один или два провода. Учитывая, что номинальное число оборотов двигателя обратно пропорционально номинальной нагрузке, можно смело сказать, что скорость вращения вала асинхронного двигателя будет уменьшаться при увеличении нагрузки. Если при работе двигателя начнут уменьшаться его обороты из-за роста нагрузки, то не остановка этого процесса может привести к полной остановке двигателя. Двигатель начнет сильно гудеть, вал ротора не будет крутиться – возникнет сильный нагрев катушек, с последующим разрушением изоляции моточного провода, что приведет к короткому замыканию и возгоранию обмоток.

Реальное фото статора одного из асинхронного двигателя выглядит вот так.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Цифровая маркировка конденсаторов онлайн калькулятор

  • Форум
  • Новости
  • Блог
  • Почта
  • Обратная связь
  • Ссылки
  • Сотрудничество
  • Авторам
  • Вебмастерам

Генератор символов для LCD HD44780
Расчёт делителя напряжения
Определение сопротивлений резисторов по цветовой маркировке
Расчёт сопротивления резистора для светодиода
Расчёт ширины дорожки печатной платы
Цветовая маркировка резисторов, конденсаторов и индуктивностей
Расчёт резонансной частоты колебательного контура
Калькулятор фьюзов AVR
Расчёт DC-DC преобразователя на базе MC34063A
Расчёт частоты таймера 555
Расчёт линейного стабилизатора
Конвертер даты и времени в UNIX формат и обратно
Cхемы
Цифровые устройства

Программаторы
Таймеры, часы, счётчики
Для ПК
Для дома
Игрушки
Аналоговые устройства

Генераторы
Усилители
Видео и ТВ
Регуляторы
Звукотехника

Фильтры, эквалайзеры
Для музыкантов
Акустика
Разное
Светотехника

Преобразователи и ИБП
Зарядные устройства
Альтернативная энергетика
Arduino
Авто и мото
Станки с ЧПУ
Статьи
Антенны

Цифровая техника
Микроконтроллеры
Аудиотехника
Видеотехника
Программные пакеты
Измерения
Разное
Секреты самодельщика
Файлы
Программы

Компиляторы, программаторы
Для печатных плат
Схемы, панели и шкалы
Расчёты
Разное
Книги

Цифровые устройства и МП
Математический анализ
Основы теории цепей
Теория вероятностей
РТ цепи и сигналы
Метрология
Микроконтроллеры
Программирование
Справочники
Схемотехника
Устройства СВЧ и антенны
РПДУ и УГФС
РПУ и УПиОС
РТС и СТРТС
Телевидение и видеотехника
Журналы

Теория вероятностей
РТ цепи и сигналы
Радиоавтоматика
Метрология
ОКиТПРЭС
Гуманитарные науки
Электроника
Цифровые устройства и МП
Электродинамика и РРВ
Схемотехника
УГиФС и РПДУ
Основы теории скрытности
Устройства СВЧ и антенны
УПиОС и РПУ
ЭПУ РЭС
Оптические устройства
ОКПиМРЭС
ССПРЭУС
РТС и СТРТС
СИТ
Телевидение и видеотехника
Разное
Документация
Микросхемы

Atmel
Microchip
NXP Semiconductors
Texas Instruments
Маркировка компонентов

Обработка ошибок

Если функция наткнется на ошибку, останавливающую работу текущего потока, то ничего не вернет. Чтобы активировать ноду «Catch», находящуюся в той же вкладке, эта функция должна вызвать node. error(), вторым параметром которой служит исходное сообщение.

Практическое подключение

Если есть двигатель, который следует подключить к сети, то требуется внимательно изучить его табличку, где приведены номинальные значения машины и конденсатора (или нескольких конденсаторов). Далее по наименованию модели электрической машины рекомендуется найти схему.

Схема подключения однофазного электродвигателя для разных устройств может быть различна, поэтому рекомендуется подобрать схему для конкретного варианта. В противном случае могут возникнуть проблемы, вплоть до полного выхода из строя движителя (когда он сгорит). Далее следует подобрать конденсатор (если он вышел из строя или его нет). Подбор осуществляется по специальным таблицам, которые есть в справочной литературе.

Рассмотрим в качестве примера стиральную машину последних годов выпуска. Там обычно применяется коллекторный или трехфазный движитель. В случае наличия трехфазного движителя осуществить его пуск можно только подключением специального пускового блока, который необходимо подобрать под конкретную модель стиральной машины.

В случае наличия коллекторной машины на клеммник будут выведены около 7 проводов (±1) без учета вывода заземления (он маркируется соответствующим знаком, и к нему подходит желто-зеленый провод). Пара выводов обычно имеет тахометр, они не подключаются к сети. И по 2 выхода имеют статор и ротор электрической машины и маркировку буквенно-цифирную (например, А1-а1, или А-а). Первая буква (заглавная) обозначает начало обмотки, вторая – конец. Другая обмотка обозначается следующей буквой латинского алфавита. Питание подается на начало роторной и конец статорной обмотки. Для этого необходимо заранее определиться с обмоткой (какая откуда). После чего свободные выводы обмоток соединяются при помощи перемычки.

После этого следует осуществить пробный пуск устройства, причем соблюдая правила техники безопасности.

Однофазные асинхронные электродвигатели мощностью до 1 кВт, редко до 2 кВт, широко применяются в условиях, когда имеется только однофазная сеть, например для привода механизмов различных приборов, электрифицированного инструмента, в бытовых механизмах и т. Если обмотку двигателя питать однофазным током, то электромагнитное поле в нем будет не вращающимся, как в трехфазных машинах, а пульсирующим, энергетические показатели станут хуже, чем у трехфазных, а. пусковой момент будет равен нулю, т. двигатель без специальных устройств не будет запускаться. Поэтому в статорах однофазных двигателей устанавливают две обмотки, которые часто называют также фазами обмотки. Одна из них главная, или рабочая, другая вспомогательная. Обмотки располагаются по пазам статора так, что их оси сдвинуты относительно друг друга в пространстве на электрический угол 90° (рис.

Рис. Оси обмоток двух- и однофазных двигателей: а — расположение катушек разных фаз в пазах статора; б — условное изображение фаз обмотки.

Если фазы токов обмоток будут не одинаковы, т. сдвинуты во времени, то электромагнитное поле в статоре двигателя становится вращающимся. Энергетические показатели двигателя улучшаются и появляется пусковой момент. При сдвиге фаз токов на электрический угол 90° и одинаковых МДС обмоток поле становится круговым и КПД однофазного двигателя будет наибольшим. Добиться этого можно, выполнив обе обмотки двигателя одинаковыми и последовательно подключив к одной из них конденсатор (рис. Такие двигатели называются однофазными конденсаторными.

Рис. Схемы включения однофазных двигателей: а — с постоянно включенным конденсатором (конденсаторные двигатели); б — с рабочим и пусковым конденсаторами; в — с пусковым элементом; Ср — рабочий конденсатор; Сп — пусковой конденсатор; ПЭ — пусковой элемент.

Емкость конденсатора, необходимая для получения кругового поля, зависит от активных и индуктивных сопротивлений обмоток двигателя и от его нагрузки. Для однофазных конденсаторных двигателей конденсатор рассчитывают так, чтобы поле было круговым при номинальной нагрузке. Его включают последовательно с одной из фаз обмоток на все время работы. Этот конденсатор называют рабочим и обозначают Ср. Во время пуска двигателя емкость рабочего конденсатора оказывается недостаточной для образования кругового поля и пусковой момент двигателя невелик. Для увеличения пускового момента параллельно с рабочим конденсатором включается второй — пусковой конденсатор (Сп). Суммарная емкость пускового и рабочего конденсаторов обеспечивает получение кругового вращающегося поля во время пуска двигателя и пусковой момент его увеличивается. После разгона двигателя пусковой конденсатор отключается, а рабочий остается включенным (рис. Таким образом, двигатель запускается и работает с номинальной нагрузкой при вращающемся круговом поле.

Рис. Схема однослойной концентрической обмотки с m = 2, z = 16, 2р = 2,выполненной вразвалку.

В статорах большинства одно- и двухфазных двигателей применяют всыпные однослойные обмотки с концентрическими катушками (рис. Они имеют либо четыре вывода — начала и концы главной и вспомогательной фаз, либо только три. При трех выводах концы главной и вспомогательной фаз соединяются между собой внутри корпуса и наружу выводится провод от места их соединения общей точки обмотки.

Рис. Схема однослойной концентрической обмотки с m = 2, z= 24, 2р = 4, q = 3, выполненной с «расчесанными» катушками.

Для уменьшения вылета лобовых частей катушек однослойные обмотки часто выполняют вразвалку. Если число пазов на полюс и фазу четное, то обмотки вразвалку по существу не отличаются от таких же обмоток трехфазных машин. Если же число ц нечетное, то большие катушки в группах делают «расчесанными» т. отгибают лобовые части половины их витков в одну, а второй половины — в другую сторону (рис. Необходимость установки конденсаторов удорожает однофазные двигатели, увеличивает их габариты и снижает надежность, так как конденсаторы выходят из строя чаще, чем двигатели. Поэтому большинство однофазных асинхронных двигателей рассчитывают на работу только с одной — главной обмоткой. Однако для того, чтобы их можно было пускать, устанавливают и вторую — вспомогательную обмотку, которую часто называют пусковой. Она предназначается только для создания вращающегося поля при пуске двигателя. Такие однофазные двигатели называются двигателями с пусковой фазой (или с пусковой обмоткой). Сдвиг фаз токов главной (рабочей) и пусковой обмоток достигается изменением сопротивления пусковой обмотки путем последовательного включения с ней так называемого пускового элемента (рис. в) — конденсатора или резистора (чаще всего используют более дешевый — резистор). Пусковые обмотки, как правило, отличаются от рабочих и по числу витков, и по числу катушек, и сечением провода. Они обычно занимают 1/3 всех пазов статора. В оставшихся 2/3 пазов располагается рабочая обмотка. Схемы соединений и числа полюсов рабочей и пусковой обмоток одинаковы (рис.

Рис. Схема однослойной концентрической обмотки однофазного двигателя с пусковой фазой с z = 24, 2р = 4; С1-С2 — главная фаза, В1-В2 — пусковая фаза.

Чтобы избежать установки резисторов, которые должны быть рассчитаны на полный пусковой ток, во многих однофазных двигателях пусковую обмотку выполняют с повышенным сопротивлением пусковой фазы. Для этой цели пусковую обмотку наматывают из провода меньшего сечения, чем рабочую, или выполняют ее с частично бифилярной намоткой.

Рис. Образование бифилярных витков.

При этом длина провода возрастает, ее активное сопротивление увеличивается, а индуктивное сопротивление и МДС остаются такими же, как и без бифилярных витков. Чтобы образовались бифилярные витки, катушку пусковой обмотки выполняют из двух секций со встречным направлением намотки (рис. Одна секция, направление намотки которой совпадает с нужной для пуска машины полярностью, называется основной, а секция со встречной намоткой — бифилярной. Последняя имеет всегда меньше витков, чем основная. На схемах обмоток катушки, имеющие частично бифилярную намотку, обозначаются петлей (рис. 7а). На рис. 7б показана схема обмотки с пусковой фазой, имеющей частично бифилярную намотку. Главная обмотка выполнена концентрическими катушками вразвалку. Петли у катушек пусковой фазы указывают на то, что катушки выполнены с частично бифилярной намоткой.

Рис. Схема обмотки с катушками, имеющими бифилярные витки: a — изображение катушек с бифилярными витками на схеме обмотки, б — схема обмотки с z = 24, 2р = 4.

В обмотке с бифилярными катушками надо учитывать, что в каждой катушке вспомогательной фазы часть витков намотана встречно. Это уменьшает число эффективных проводников в пазу, нейтрализуя действие такого же количества витков, намотанных в основном направлении, поэтому для нахождения числа эффективных витков в катушке (эффективных проводников в пазу) надо из общего числа вычесть удвоенное число встречно намотанных витков. Если, например, в пазу лежит катушка, в которой всего 81 виток, из них встречно намотаны 22, то число эффективных проводников в пазу будет: 81-2-22 = 37. Для определения числа встречно намотанных витков при известных общем числе проводников в пазу и числе эффективных проводников в пазу надо произвести обратное действие, т. из общего числа вычесть число эффективных проводников и полученный результат разделить на два. При общем числе проводников 81 и числе эффективных 37 число встречно намотанных витков должно быть: (81-37)/2 = 22. Бифилярную катушку можно получить, если уложить в одни и те же пазы две секции катушки, одна из которых поворачивается на 180° вокруг оси параллельной пазам. Правая и левая стороны повернутой секции при этом меняются местами. Пусковая обмотка однофазных двигателей рассчитана только на кратковременную работу — на время пуска двигателя. Ее необходимо отключать от сети сразу же, как только двигатель разгонится, иначе она перегреется и двигатель выйдет из строя. Такие двигатели применяются, например, для привода компрессоров во всех бытовых холодильниках, привода стиральных машин и т. Пускозащитное реле, установленное на холодильниках и стиральных машинах, включает обе обмотки двигателя, а после его разгона отключает пусковую обмотку. Двигатель работает с одной включенной рабочей обмоткой.

Главная » Электрооборудование » Электродвигатели » Однофазные » Как подключить однофазный электродвигатель через конденсатор: пусковой, рабочий и смешанный варианты включения

В технике нередко используются двигатели асинхронного типа. Такие агрегаты отличаются простотой, хорошими характеристиками, малым уровнем шума, легкостью эксплуатации. Для того, чтобы асинхронный двигатель вращался, необходимо наличие вращающегося магнитного поля.

Такое поле легко создается при наличии трехфазной сети. В этом случае в статоре двигателя достаточно расположить три обмотки, размещенные под углом 120 градусов друг от друга и подключить к ним соответствующее напряжение. И круговое вращающееся поле начнет вращать статор.

Однако бытовые приборы обычно используются в домах, в которых чаще всего имеется только однофазная электрическая сеть. В этом случае обычно применяются однофазные двигатели асинхронного типа.

Выбор пускового конденсатора для электродвигателя

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Современный подход к данному вопросу предусматривает использование специальных калькуляторов в интернете, которые проводят быстрый и точный расчет.

Для проведения расчета следует знать и ввести нижеприведенные показатели:

  • Тип соединения обмоток двигателя: треугольник или звезда. От типа соединения зависит также и емкость.
  • Мощность двигателя является одним из определяющих факторов. Этот показатель измеряется в Ваттах.
  • Напряжение сети учитывается при расчетах. Как правило, оно может быть 220 или 380 Вольт.
  • Коэффициент мощности – постоянное значение, которое зачастую составляет 0,9. Однако, есть возможность изменить этот показатель при расчете.
  • КПД электродвигателя также оказывает влияние на проводимые расчеты. Эту информацию, как и другую, можно узнать, изучив нанесенную информацию производителем. Если ее нет, следует ввести модель двигателя в интернете для поиска информации о том, какой КПД. Также, можно ввести приблизительное значение, которое свойственно для подобных моделей. Стоит помнить, что КПД может изменяться в зависимости от состояния электродвигателя.

Подобная информация вводится в соответствующие поля и проводится автоматический расчет. При этом, получаем емкость рабочего конденсата, а пусковой должен иметь показатель в 2,5 раза больше.

Провести подобный расчет можно самостоятельно.

Для этого можно воспользоваться следующими формулами:

  • Для типа соединения обмоток «звезда», определение емкости проводится при использовании следующей формулы: Cр=2800*I/U. В случае соединения обмоток «треугольником», используется формула Cр=4800*I/U. Как видно из вышеприведенной информации, тип соединения является определяющим фактором.
  • Вышеприведенные формулы определяют необходимость расчета величины тока, который проходит в системе. Для этого используется формула: I=P/1,73Uηcosφ. Для расчета понадобятся показатели работы двигателя.
  • После вычисления тока можно найти показатель емкости рабочего конденсатора.
  • Пусковой, как ранее было отмечено, в 2 или 3 раза должен превосходить по показателю емкости рабочий.

При выборе, стоит также учесть нижеприведенные нюансы:

  • Интервал рабочей температуры.
  • Возможное отклонение от расчетной емкости.
  • Сопротивление изоляции.
  • Тангенс угла потерь.

Обычно на вышеуказанные параметры не обращают особого внимания. Однако их можно учесть для создания идеальной системы питания электродвигателя.

Габаритные размеры также могут стать определяющим фактором. При этом, можно выделить следующую зависимость:

  • Увеличение емкости приводит к увеличению диаметрального размера и расстояния выхода.
  • Наиболее распространенный максимальный диаметр 50 миллиметров при емкости 400 мкФ. При этом, высота составляет 100 миллиметров.

Кроме этого, стоит учитывать, что на рынке можно встретить модели от иностранных и отечественных производителей. Как правило, зарубежные имеют большую стоимость, но и надежнее. Российские варианты исполнения также часто используются при создании сети подключения электродвигателя.

Пуск электродвигателя с коллектором

Этот случай самый распространенный. В главе выше он обозначен под примером №3. Такие двигатели часто применяются для бытовых устройств, ведь они просты и дешевы.

Обычно концы у таких двигателей нумеруются. Поэтому для подключения следует соединить выводы 2 и 3 друг с другом (один идет от якоря, а другой от статора), а номера 1 и 2 подключить к источнику питания.

Следует знать, что если подключить такую машину без специальных электронных устройств, то она будет выдавать только максимальное количество оборотов и регулировка скорости будет невозможна. При этом будет большой пусковой ток и рывковое усилие при пуске.

Если требуется изменение направления вращения движителя, то следует изменить местами подключение выводов статора либо якоря.

Подключение пускового и рабочего конденсаторов для трехфазного электромотора

Вот оно соответствие всех нужных приборов элементам схемы

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Теперь выполним подключение, внимательно разобравшись с проводами

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Так можно подключить двигатель и предварительно, используя неточную прикидку, и окончательно, когда будут подобраны оптимальные значения.

Подбор можно сделать и экспериментально, имея несколько конденсаторов разных емкостей. Если их присоединять параллельно друг другу, то суммарная емкость будет увеличиваться, при этом нужно смотреть, как ведет себя двигатель. Как только он станет работать ровно и без перенагрузки, значит, емкость находится где-то в районе оптимума. После этого приобретается конденсатор, по емкости равный этой сумме емкостей испытываемых конденсаторов, включенных параллельно. Однако можно при таком подборе измерять фактический потребляемый ток, используя измерительные токовые клещи, а провести расчет емкости конденсатора по формулам.

В чем сложность выбора такого конденсатора?

В принципе большего отличия нет, но различные конденсаторы для асинхронных электродвигателей потребует другого расчета допустимого напряжения. Потребуется около 100 ватт для каждого мкФ емкости устройства. И они отличаются доступными режимами работы электродвигателей:

  • Используется пусковой конденсатор и слой дополнительной обмотки (только для процесса пуска) тогда расчет емкости конденсатора – 70 мкФ для 1 кВт от мощности электродвигателя;
  • Используется рабочий вариант конденсатора с емкостью в 25 – 35 мкФ на основе дополнительной обмотки с постоянным подключением в процессе всей длительности работы устройства;
  • Применяется рабочий вариант конденсатора на основе параллельного подключения пусковой версии.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Но в любом случае необходимо отслеживать уровень разогревания элементов двигателя в процессе его эксплуатации. Если замечено перегревание тогда необходимо принять меры.

В случае с рабочим вариантом конденсатора рекомендуем уменьшить его емкость. Рекомендуем использовать конденсаторы, работающие на основе мощности в 450 или больше В, поскольку они считаются оптимальным вариантом.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

  • Ротор электродвигателя — особенности конструкции и принцип работы устройства. Инструкция по ремонту и восстановлению
  • Подключение электродвигателя — основные схемы, способы и особенности подсоединения различных моделей (инструкция + фото)
  • Однофазный электродвигатель: основные виды, принцип работы и инструкция по подключению и настройке. Обзор лучших производителей!

Чтобы избежать неприятных моментов до подключения к электродвигателю рекомендуем убедится в работоспособности конденсатора с помощью мультиметра. В процессе создания необходимой связки с электродвигателем пользователь, может, создать полностью работоспособную схему.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Почти всегда выводы обмоток и конденсаторов находятся в клеммной части корпуса электродвигателя. За счет этого можно создать фактически любую модернизацию.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Так, чем отличается однофазный асинхронный вариант электродвигателя? Разберемся в этом подробно:

  • Его часто применяют для бытовых приборов;
  • Для его запуска используется дополнительная обмотка и потребуется элемент для сдвигания фазы – конденсатор;
  • Подключается на основе множества схем с помощью конденсатора;
  • Для улучшения пускового момента применяется пусковая версия конденсатора, а рабочие характеристики увеличиваются с помощью рабочего варианта конденсатора.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Теперь вы получили необходимую информацию и знаете, как подключить конденсатор к асинхронному двигателю чтобы обеспечить максимальную эффективность. А также у вас появились знания о конденсаторах и способах их применения.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

  • Перемотка электродвигателей: пошаговая инструкция по ремонту и восстановлению обмотки двигателя своими руками (инструкция с фото и видео)
  • Схема электродвигателя — способы подключения и запуска двигателя. Обзор типовых конфигураций и принципа работы
  • Электродвигатель своими руками: инструкция по сборке самодельного механизма. Возможные модификации и простейшие модели

Ротор асинхронного двигателя

Давайте более подробно рассмотрим, из чего же состоит ротор асинхронного двигателя.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Самая главная часть — это вал. Иначе, как бы происходило вращение?

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

На вал ротора с двух сторон надеваются подшипники, которые крепятся к передней и задней крышкам и центруют ротор ровно посередине статора.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Далее идет сердечник, набранный из листов специальной электротехнической стали, которые изолированы друг от друга. Кстати, сетевые трансформаторы собираются из такой же стали.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Как вы можете далее заметить, в сердечнике ротора есть специальные пазы

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

В них вставляются медные или алюминиевые стержни,

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

которые замыкаются на кольцо с обеих сторон, образуя так называемую «беличью клетку».

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

В общем виде полностью собранный ротор асинхронного двигателя выглядит вот так.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

А вот так он выглядит в реальном двигателе.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Всегда помните, что в асинхронном двигателе вращается ротор, а не статор. Статор — это неподвижная часть, а ротор — подвижная часть электродвигателя. В рабочем состоянии двигателя между ротором и статором всегда имеется воздушный зазор. При работе двигателя ротор ни в коем случае не должен задевать статор двигателя.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

Проверка емкости конденсатора мультиметром

Начнем с проверки конденсатора, состоящего в электрической схеме электродвигателя фото №3.

Здесь нам наглядно видно, что емкость на корпусе конденсатора составляет:

  • 0,51 микрофарад;
  • допустимое номинальное напряжение — 630 Вольт.

Чтобы проверить конденсатор на наличие емкости фото №4, нужно отсоединить его от электрической схемы отрезать провода ножницами. Предварительно перед измерением его емкости, необходимо разрядить конденсатор замкнуть контакты конденсатора накоротко и затем уже проводить измерение.

Для данной емкости конденсатора, прибор устанавливается в диапазон от 200 нанофарад до 2 микрофарад, так как емкость конденсатора составляет 0,51 микрофарад и установленный диапазон соответствует нашему измерению.

Дисплей прибора фото №6 как видно из фотоснимка, при измерении показывает при этом — 0,527 микрофарад. Данный показатель емкости вполне соответствует емкости указанной на корпусе конденсатора, так как здесь учитывается отклонение в емкости.

Проверка обмоток статора — двигателя

От обмоток статора электродвигателя выведены четыре провода фото №7 и для данной проверки нам необходимо измерить сопротивление каждой из двух обмоток.

Первое что мы должны сделать — это выставить прибор в соответствующий диапазон измерения сопротивления.

Далее, соединяем щупы прибора с одной парой проводов одинаковой цветности как это показано на фотоснимке №8. Дисплей прибора при этом измерении показывает значение — 1125, точнее такое показание будет составлять — 1, 125 кОм.

При измерении второй обмотки статора электродвигателя фото №9, дисплей прибора для данного примера, показывает число — 803. То есть точнее, сопротивление второй обмотки статора электродвигателя составляет — 803 Ом.

Чтобы измерить общее сопротивление фото №10 двух обмоток статора, — одну пару проводов нужно замкнуть накоротко и ко второй паре проводов подсоединить два щупа прибора. Такой способ является окончательным и более точным на выявление целостности либо разрыва последовательно соединенных двух обмоток.

Дисплей прибора как мы обратили свое внимание, показывает общее сопротивление двух обмоток статора электродвигателя — 1927, а точнее — 1,927 кОм.

При каком либо замыкании в схеме электродвигателя прибор укажет на нулевое значение сопротивления, — как это показано на фотоснимке №11.

Устройство электродвигателя вентилятора

Так что из себя представляет электродвигатель рис. 12 настольного вентилятора? Двигатель вентилятора — асинхронный, однофазный с короткозамкнутым ротором.

Почему именно с короткозамкнутым ротором? — Спросите Вы. Потому что ротор как видно из фотоснимка, выполнен путем заливки пазов сердечника расплавленным алюминием, а также отливанием на его короткозамыкающих кольцах — лопастей вентилятора. Точнее, здесь не наблюдается визуально — обмоток ротора.

Лопасти на роторе служат как для охлаждения так и для циркуляции воздуха электродвигателя. Конденсатор служит для первоначального сдвига ротора запуска ротора.

Скорость вращения ротора во вращающемся электромагнитном поле статора данного типа двигателя составляет 1200 об. мин. Входная мощность такого двигателя небольшая — 60 Вт. Потребляемая мощность в общем то сравнима с мощностью лампы накаливания электрической лампочки.

Электродвигатель в своем исполнении — простой. Единственной основной причиной неисправности электродвигателя здесь может быть:

  • перегорание обмоток статора;
  • неисправность конденсатора.

С электродвигателем мы разобрались, разобрав его основательно и теперь конечно же нам нужно усвоить — как правильно выполнить соединения проводов. То есть необходимо правильно подключить электродвигатель, при неправильном подключении электродвигатель просто выйдет из строя.

Подключение электродвигателя вентилятора

По схеме рисунка №1 видно, что электродвигатель настольного вентилятора состоит из двух обмоток:

  • рабочей;
  • пусковой.

Если смотреть по фотоснимкам, можно заметить, что статор состоит из четырех катушек. То есть каждая обмотка в этом примере состоит из двух полуобмоток если можно так выразиться.

При измерении сопротивления первой обмотки, сопротивление составило — 1,125 кОм. При измерении сопротивления второй обмотки, сопротивление составило — 803 ом.

Нам необходимо правильно подключить конденсатор в электрической схеме электродвигателя.

Как правильно подключить конденсатор в электродвигателе

Итак друзья, для напоминания, — мы рассматриваем подключение однофазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором.

Для правильного подключения конденсатора, состоящего в электрической схеме двигателя, необходимо определить:

  • рабочую;
  • пусковую

обмотки статора. Конденсатор в схеме соединяется последовательно с пусковой обмоткой.

Здесь нужно усвоить, что пусковая обмотка по своему значению имеет наибольшее сопротивление и в данном варианте такое сопротивление составляет — 1,125 кОм. Ни в коем случае нельзя соединять конденсатор с рабочей обмоткой, — это приведет к перегоранию обмоток статора электродвигателя в следствии первоначального возникновения большого пускового тока. Из раздела электротехники нам известно, что сила тока увеличивается — по мере уменьшения сопротивления.

Ремонт напольного вентилятора

напольный вентилятор эленберг

Мы вновь друзья встречаемся на этой странице и я считаю своим гражданским долгом поделиться с Вами своим опытом и знаниями.

Недавно мне отдали в ремонт напольный вентилятор «Эленберг». Ремонт сопровождался выполнением личных фотоснимков и это послужит Вам в дальнейшем небольшим практикумом. Причина неисправности напольного вентилятора в начале была не ясна, конечно же необходимо было разобрать вентилятор, чтобы проверить отдельные участки электрических соединений.

Чтобы удобней было проводить ремонт фото№1, разъединим непосредственно сам вентилятор от его стойки. Далее нам нужно снять защитный металлический каркас вентилятора для удобства в проведении ремонта фото №2, фото №3.

Затем, нам нужно освободить пластмассовый чехол от электродвигателя, чтобы полностью осмотреть и непосредственно проверить сам электродвигатель вентилятора. То есть необходимо открутить болтовые соединения фото №4, фото №5.

После снятия пластмассового чехла электродвигателя, мы сможем проверить конкретно как сам электродвигатель так и конденсатор состоящий в электрической схеме фото №6.

Конденсатор фото №7, состоящий в электрической схеме электродвигателя напольного вентилятора Эленберг, — содержит следующие значения:

  • емкость конденсатора — 0,85 микрофарад;
  • номинальное допустимое переменное напряжение конденсатора — 400 Вольт

Другие значения указанные на конденсаторе, — не столь важны в проведении ремонта. Нам нужно проверить конденсатор, устанавливаем мультиметр в диапазон измеряемой емкости фото №8. Емкость конденсатора для нашего примера составляет — 0,85 микрофарад, то есть прибор устанавливается в диапазоне от 200 нанофарад до 2 микрофарад.

Емкость вполне соответствует значению, указанному на корпусе конденсатора фото №9. Как видно на дисплее прибора, емкость при измерении составляет — 0,84 микрофарад. Учитывая допуск: +-5%, емкость вполне не утрачена и конденсатор является действующим.

Что еще нам необходимо проверить? — Конечно же электродвигатель вентилятора фото №10.

И что же мы здесь наблюдаем? — Дисплей мультиметра показывает общее значение сопротивления для двух обмоток статора электродвигателя — 1215 Ом или же точнее — 1,2 кОм. Отсюда следует, что электродвигатель вентилятора и конденсатор — исправны.

Так в чем же причина неисправности напольного вентилятора? Что еще нам необходимо проверить? Нам необходимо проверить непосредственно сам сетевой шнур, а также выключатель состоящий в последовательном соединении фото №11.

Откручиваем болтовые соединения, чтобы осмотреть выключатель вентилятора и также нам необходимо будет проверить шнур в соединении от электрической вилки до соединения с выключателем фото №12.

На фотоснимке №13 можно заметить, что провод с черной изоляцией отпаян от контакта с выключателем. То есть выключатель для данного примера является не подключенным к электрической схеме вентилятора.

Устраняем неисправность с помощью паяния оловом фото №14, для ремонта нам понадобится:

  • паяльное олово;
  • паяльная кислота либо другой припой;
  • паяльник.

На место соединения проводов после паяния оловом — надеваются кембрики для изоляции. В данном изображении фото №15 показано соединение конденсатора, такой способ изоляции прост и удобен в проведении какого либо ремонта бытовой техники.

Вот мы и починили напольный вентилятор Эленберг. Неисправность заключалась в самой простой причине, разрыве электрического соединения — через выключатель вентилятора.

Итак друзья, мы прошли небольшое обучение — как пользоваться цифровым мультиметром.

Тема будет дополнена информацией по различным видам вентиляторов.

На этом пока все.

Есть 2 типа однофазных асинхронных двигателей — бифилярные (с пусковой обмоткой) и конденсаторные. Их различие в том, что в бифилярных однофазных двигателях пусковая обмотка работает только до разгона мотора. После она выключается специальным устройством — центробежным выключателем или пускозащитным реле (в холодильниках). Это нужно потому, что после разгона она снижает КПД.

В конденсаторных однофазных двигателях конденсаторная обмотка работает все время. Две обмотки — основная и вспомогательная, они смещены относительно друг друга на 90°. Благодаря этому можно менять менять направление вращения. Конденсатор на таких двигателях обычно крепится к корпусу и по этому признаку его несложно опознать.

Сравнение рабочего и пускового конденсатора

Сравнительная таблица применения конденсаторов для асинхронных двигателей, включенных на напряжение 220 В.

Таблица сравнения характеристик.

Цветовая маркировка выводов обмоток асинхронного двигателя

В связи с тем, что указанные типы конденсаторов имеют относительно большие габариты и стоимость, в качестве рабочего и пускового конденсатора можно использовать полярные (оксидные) конденсаторы. Они обладают следующим достоинством: при малых габаритах они имеют намного большую емкость, чем бумажные. Наряду с этим существует весомый недостаток: включать в сеть переменного тока напрямую их нельзя. Для использования совместно с двигателем, нужно применить полупроводниковые диоды.

Будет интересно Что такое ионистор?

Схема включения несложная, но в ней есть недостаток: диоды должны быть подобраны в соответствии с токами нагрузки. При больших токах диоды необходимо устанавливать на радиаторы. Если расчет будет неверным, или теплоотвод меньшей площади, чем требуется, диод может выйти из строя и пропустит в цепь переменное напряжение. Полярные конденсаторы рассчитаны на постоянное напряжение и при попадании на них напряжения переменного они перегреваются, электролит внутри них закипает и они выходят из строя, что может принести вред не только электромотору, но и человеку, обслуживающему данное устройство.

Напряжение 220 В – является напряжением опасным для жизни. В целях соблюдения правил безопасной эксплуатации электроустановок потребителей, сохранения жизни и здоровья лиц, эксплуатирующих данные устройства, применение данных схем включения должен проводить специалист.

Логирование событий

Если вам нужно с помощью ноды «Function» выполнить логирование в терминал, для этого можно воспользоваться одной из следующих функций:

// «Что-то произошло»
«Something happened you should know about»
// «Произошло что-то, о чем вы должны знать»
«Oh no, something bad happened»
// «О нет, случилось что-то ужасное!»

Функции warn() и error() также будут отправлять сообщения на вкладку «Debug» боковой панели.

Нужны более подробные логи? Воспользуйтесь функциями trace() и debug(). Но если ваш инструмент для чтения логов не настроен на то, чтобы считывать информацию этих уровней логирования (TRACE и DEBUG), то вы эту информацию, соответственно, и не увидите.

Написание функций[1]

Нода «Function» позволяет применять JavaScript-код к проходящим через нее сообщениям.

Эти сообщения приходят в ноду «Function» в виде объекта под названием «msg». Как правило, у него есть свойство «msg. payload», содержащее тело сообщения.

Другие ноды могут добавить в сообщение собственные свойства (более подробно об этом читайте в документации к этим нодам).

Подключение трехфазного двигателя к сети 220 или 380 В по схеме

Среди электрических машин, предназначенных для совершения механической работы, одними из наиболее продуктивных считаются трехфазные агрегаты. Вращение ротора осуществляется посредством одновременного воздействия магнитного потока от фазных обмоток.

Что и обеспечивает одновременное усилие сразу трех моментов, пропорционально взаимодействующих друг с другом.

Как можно выполнить  подключение трехфазного двигателя в зависимости от их конструктивных особенностей и параметров электрической сети мы рассмотрим далее.

Общая информация

Подключение трехфазных двигателей подразумевает относительно сложную операцию, которая требует понимания процессов, протекающих в электроустановке. Для чего необходимо рассмотреть как составляющие элементы, так и их назначение.

Конструктивно трехфазные электродвигатели состоят из:

  • Статора с магнитопроводом;
  • Ротора с валом;
  • Обмоток.

В зависимости от типа двигателя встречаются модели с короткозамкнутым или фазным ротором. В одних ротор вращается только за счет электромагнитного поля, наводимого от обмоток статора, в других, вращение вала получает усилие от поля ротора при протекании тока в его обмотках. Для включения трехфазных двигателей необходимо разобраться с тем, как фазы обмоток соединяются между собой.

Схемы подключения обмоток двигателя

В трехфазных асинхронных электродвигателях применяется два варианта соединения – в звезду и треугольник. В трехфазных асинхронных электрических машинах, в зависимости от модели, можно реализовать схему:

  • Звезда;
  • Треугольник;
  • Звезда и треугольник.

Простейший способ определения возможностей конкретного асинхронного электромотора – посмотреть на шильд (металлическая пластина с техническими параметрами).

На них обозначается в том числе и номинал рабочего напряжения для соответствующего соединения.

Здесь может указываться обозначение только для звезды, только для треугольника или и тот и другой вариант одновременно, пример такой маркировки приведен на рисунке ниже:

Пример обозначения на шильде

Если шильд отсутствует или информация на нем стерлась, то схему подключения можно узнать, открыв блок распределения начал обмотки (БРНО).

Если вы увидите 6 выводов, имеющих клеммные соединения, можно определить тип включения обмоток. Гораздо хуже, когда борно имеет только три вывода, а подключение производится внутри корпуса.

В этом случае нужно разобрать трехфазный электромотор, чтобы увидеть способ соединения.

Звезда

Схема подключения трехфазного двигателя звездой предусматривает, что начало каждой обмотки объединяется  в одну точку, а к их концам подключаются фазы от питающей линии.

Такой тип обеспечивает значительно более плавный пуск и относительно щадящий режим работы. Однако мощность, с которой вращается ротор, в полтора раза ниже, чем при подключении треугольником.

Схематически данное подключение выглядит следующим образом:

Схема подключения звезда

Как видите на рисунке, концы выводов обмоток трехфазного двигателя A2, B2, C2 соединены в один электрический узел. А к клеммам  A1, B1, C1 – подключаются фазные провода, как правило, на 220 или 380 вольт.

Если рассматривать данную схему на примере борна, выглядеть оно будет так:

Соединение обмоток звездой

Треугольник

Чтобы подключить электродвигатель треугольником вам необходимо подвести конец одной обмотки к началу другой. И таким образом замкнуть обмотки в своеобразное кольцо, в точки соединения которых и подключаются выводы питающей линии.

Схема соединения треугольником обеспечивает максимальный момент и усилие на валу, что особенно актуально для больших нагрузок.

Однако и ток в обмотках при номинальной нагрузке также пропорционально повысится, не уже говоря о режимах перегрузки.

Поэтому включение трехфазного двигателя треугольником и требует понижения напряжения. К примеру, если одну и ту же электрическую машину можно подключить с соединением обмоток и треугольником, и звездой, то звезда будет иметь напряжение питания 380, а треугольник 220 вольт или 220 и 127 вольт соответственно. Схематически подключение обмоток треугольником будет выглядеть так:

Схема подключения треугольник

Как видите, соединение производится от A2 к B1, от B2 к C1,  от C2 к A1, в некоторых моделях электрических машин маркировка выводов может отличаться, но на крышке борна будет отображаться их принадлежность к той или иной обмотке и возможные варианты соединения между собой.

Соединение обмоток треугольником

Варианты подключения

Трехфазные двигатели имеют отличные характеристики, довольно широкий модельный ряд и применяются в самых разнообразных устройствах. Поэтому их применяют как в промышленных устройствах с трехфазным питанием, так и в бытовых однофазных электроустановках. Далее разберем оба варианта подключения электрических машин.

В однофазную сеть

Конструктивная особенность трехфазного агрегата, в отличии от однофазных асинхронных двигателей, состоит в необходимости сдвига фаз в обмотках, иначе вращения вала не будет происходить.

Чтобы изменить ситуацию одну фазу разделяют для всех трех обмоток, в две из которых включаются дополнительная индуктивность и пусковая емкость. Которые и обеспечивают сдвиг тока и напряжения относительно напряжения в сети.

Индуктивность позволяет осуществить сдвиг напряжения в отрицательную область до -90°,  а вот однофазный конденсатор, наоборот, в положительную до +90°.

Графически функция отставания напряжения от тока будет выглядеть следующим образом:

Изменение тока и напряжения на емкости и индуктивности

Однако на практике смещение обеспечивается только емкостными элементами, которые включаются в цепь электроснабжения одной из обмоток, а две другие запускаются между фазным и нулевым проводом. Схема подключения трехфазного двигателя в однофазной цепи приведена на рисунке ниже:

Схема включения в однофазную сеть

Как видите на рисунке, от фазного провода делается отпайка, содержащая конденсаторный однофазный магазин из двух элементов, один для пуска C2, второй для постоянной работы C1.

При нажатии кнопки пуска происходит одновременное замыкание контактов SA1 и SA2, но после создания достаточного момента и начала вращения  SA1 отбрасывается и выводит C1 из цепи, оставляя C2.

Мощность, при такой схеме включения двигателя, снижается до 30 – 50%.

  • Расчет конденсаторного пуска производится по формуле:
  • Сраб = (2800*I)/U — для включения трехфазного двигателя звездой
  • Cраб = (4800*I)/U — для включения трехфазного двигателя треугольником

Пусковой конденсатор используется только в нагруженном пуске, поэтому в легком запуске его можно не применять. Тогда вместо емкости пускового будет задействоваться рабочий.

В трёхфазную сеть

В трехфазной сети, несмотря на наличие необходимого типа питающего напряжения, всегда используется магнитный пускатель для приведения двигателя во вращение. Производить запуск без пускателя или контактора довольно опасно, поэтому они являются неотъемлемым элементом.

Схема включения в трехфазную сеть

На рисунке выше приведена обычная схема подключения двигателя к трехфазной сети, которая работает по такому принципу:

  • далее, при включении кнопки пуска 6 осуществляется питание катушки контактора 4, которая притягивает силовые контакты пускателя 3;
  • после чего двигатель начинает вращение, а пусковая кнопка  6 шунтируется через повторитель 5;
  • для остановки трехфазного двигателя используется кнопка Стоп – 7, находящаяся в нормально замкнутом положении;

Данная схема может упрощаться в связи с конструктивными особенностями применяемых пускателей.

Так как некоторые из них изготавливаются без повторителей, могут иметь функцию реверсирования трехфазного двигателя или выпускаться без защиты.

Видео по теме

настольный вентилятор Vitek

Рассмотрим подробно, — как проводится проверка электродвигателя вентилятора. В качестве примера приведен электродвигатель, соответствующий варианту бытовых настольных вентиляторов.

На фотоснимке показан небольшой электродвигатель фото №1 настольного вентилятора. Чтобы изложить более понятливо эту тему, разъяснение будет сопровождаться личными фотоснимками — по проведению диагностики электродвигателя.

Проведение диагностики электрических соединений начинается с предварительной проверки непосредственно самого прибора фото №2.

Для чего необходима такая проверка? — Проверка проводится для убеждения в том, чтобы провода щупа прибора не имели разрыв. То есть в практике часто встречается такая неисправность прибора как обрыв провода в соединении со щупом металлический штырек в соединении с проводом.

При разрыве, для определенного участка электрической схемы дисплей прибора Мультиметр — показывает » единицу». Если два щупа прибора замкнуть между собой накоротко при выставленном диапазоне наименьшего сопротивления, — дисплей прибора покажет нулевое значение сопротивления. Для этого примера это будет означать, что прибор действующий исправен.

Емкость конденсатора

Наиболее значимый параметр данного прибора – это его ёмкость. От нёё зависят его сфера применения, условия эксплуатации и назначение. Измеряется ёмкость в фарадах. В отечественной литературе данный параметр обозначается буквой «Ф», в зарубежной –  «F». На самих электронных компонентах можно встретить такую буквенную кодировку: pF, nF или uF. Она указывают на то, что радиодеталь обладает ёмкостью, равной 10-12, 10-9 и 10-6 фарад. Рядом также будет маркировка цифрами, выполняющими роль множителя, т. 2,2uF = 2,2*10-6 фарад.

Дополнительная информация. Отрицательная степень десяти часто вызывает трудности даже у бывалых специалистов. Для удобного преобразования единиц измерения всегда можно использовать калькулятор конденсаторов онлайн. Также для того, чтобы вычислить ёмкость имеющейся детали, подойдёт цифровой мультиметр с соответствующим режимом измерения.

Сам конденсатор представляет собой пару металлических пластин. Их поперечные размеры должны быть намного больше, чем расстояние между ними. Посередине пластин помещён слой диэлектрика. Во время работы прибора на его выводы подаётся напряжение. В результате электроны пытаются прийти в движение, но не могут преодолеть диэлектрик, из-за чего между пластинами накапливается некоторый электрический заряд. Он измеряется в кулонах. Способность конденсатора накапливать электрический заряд называется его ёмкостью. Если рассматривать аналогию с сосудом для жидкости, то это его объём.

Онлайн расчет емкости конденсатора мотора

Введите данные для расчёта конденсаторов — мощность двигателя и его КПД

Есть специальная формула, по которой можно высчитать требуемую емкость точно, но вполне можно обойтись онлайн калькулятором или рекомендациями, которые выведены на основании многих опытов:

Рабочий конденсатор берут из расчета 0,8 мкФ на 1 кВт мощности двигателя; Пусковой подбирается в 2-3 раза больше.

Конденсаторы должны быть неполярными, то есть не электролитическими. Рабочее напряжение этих конденсаторов должно быть минимум в 1,5 раза выше, чем напряжение сети, то есть, для сети 220 В берем емкости с рабочим напряжением 350 В и выше. А чтобы пуск проходил проще, в пусковую цепь ищите специальный конденсатор. У них в маркировке присутствует слова Start или Starting.

Пусковые конденсаторы для моторов

Эти конденсаторы можно подбирать методом от меньшего к большему. Так подобрав среднюю емкость, можно постепенно добавлять и следить за режимом работы двигателя, чтобы он не перегревался и имел достаточно мощности на валу. Также и пусковой конденсатор подбирают добавляя, пока он не будет запускаться плавно без задержек.

При нормальной работе трехфазных асинхронных электродвигателей с конденсаторным пуском, включенных в однофазную сеть предполагается изменение (уменьшение) емкости конденсатора с увеличением частоты вращения вала. В момент пуска асинхронных двигателей (особенно, с нагрузкой на валу) в сети 220 В требуется повышенная емкость фазосдвигающего конденсатора.

Отправка сообщений на несколько выходных портов

В меню редактирования ноды «Function» можно, помимо прочего, поменять количество выходных портов. Если у ноды больше одного выходного порта, то функция может вернуть не одно сообщение, а массив сообщений для отправки на разные выходные порты в зависимости от определенных условий.

К примеру, функция ниже устроена таким образом, что если в свойстве «Topic» сообщения значится «banana», то это сообщение будет отправлено на второй выходной порт, а не на первый.

Код ниже отправит исходное сообщение как есть на первый выходной порт, а сообщение, содержащее размер «payload» – на второй выходной порт.

Схема подключения трёхфазного двигателя через конденсатор

Здесь напряжение 220 вольт распределяется на 2 последовательно соединенные обмотки, где каждая рассчитана на такое напряжение. Поэтому теряется мощность почти в два раза, но использовать такой двигатель можно во многих маломощных устройствах.

Максимальной мощности двигателя на 380 В в сети 220 В можно достичь используя соединение типа треугольник. Кроме минимальных потерь по мощности, неизменным остается и число оборотов двигателя. Здесь каждая обмотка используется на свое рабочее напряжение, отсюда и мощность.

Важно помнить: трехфазные электродвигатели обладают более высокой эффективностью, чем однофазные на 220 В. Поэтому если есть ввод на 380 В — обязательно подключайте к нему — это обеспечит более стабильную и экономичную работу устройств. Для пуска мотора не понадобятся различные пусковики и обмотки, потому что вращающееся магнитное поле возникает в статоре сразу после подключения к сети 380 В.

Маркировка проводников

Для цветового обозначения допускаются следующие цвета:

Причем, цветовую маркировку рекомендуется выполнять по всей длине проводника, в крайнем случае, на его концах.

Синий (голубой) цвет должен использоваться для маркировки нулевых рабочих проводников (N) и средних проводников (M), если речь идет о цепях постоянного тока.

Средний проводник (M) — это проводник, электрически присоединенный к средней части электрической системы постоянного тока, находящейся под напряжением, и используемый для передачи электрической энергии.

Также он может применяться для PEL- , PEM- , PEN-проводников, но в этом случае на его концах должна быть желто-зеленая маркировка. Допускается и обратное сочетание – по всей длине желто-зеленый цвет, а на концах синий.

Отдельно стоит отметить, что синий цвет применяется во взрывобезопасных цепях и это относится не только к проводникам, но и к маркировке зажимов, штепсельным вилкам, розеткам, соединительным коробкам.

Сочетание желто-зеленой комбинации цветов используется только для защитных проводников, предназначенных для электробезопасности (PE), функциональных заземляющих проводников (FE) и защитных проводников уравнивания потенциалов (PB).

Здесь стоит немного пояснить эти термины.

Защитные проводники (PE) применяются в электроустановках для защиты людей и животных от поражения электрическим током. Они, как правило, имеют электрическую связь с заземляющим устройством и поэтому в нормальном режиме электроустановки здания находятся под потенциалом локальной земли.

Функциональный заземляющий проводник (FE) не выполняет защитных функций, он служит для обеспечения нормальной работы электрооборудования, на корпусе которого не должен присутствовать электрический потенциал.

Защитный проводник уравнивания потенциалов (PB) представляет собой защитный проводник, предназначенный для выполнения защитного уравнивания потенциалов.

В требованиях указано, что на любых 15 мм длины проводника, где применяют цветовое обозначение, один из этих цветов должен покрывать не менее 30% и не более 70% поверхности проводника, а другой цвет остаток этой поверхности.

Далее переходим к фазным проводникам.

В однофазных электрических цепях переменного тока  допускается использовать фазный провод различных цветов, хотя предпочтительным цветом является коричневый. Но в принципе, часто используются белый, серый, черный цвета, это также допустимо.

В случае трехфазных цепей, рекомендуется использовать коричневый провод для фазы L1, черный для фазы L2 и серый для L3.

Хотя до сих пор, часто встречаются фазные проводники, имеющие желтую, зеленую и красную маркировку и буквенное обозначение A, B, C. Такое обозначение указано в ПУЭ п. 30, но вступает в противоречие с ГОСТ 33542–2015.

Такая же ситуация возникает и в случае маркировки проводников в цепях постоянного тока.

ГОСТ 33542–2015 рекомендует для положительного проводника применять коричневый цвет. Для отрицательного проводника – серый цвет.

В ПУЭ прописано более традиционное обозначение – положительный проводник красным, а отрицательный – синим.

То есть на данный момент допустимо и такое и такое обозначение. Буквенное обозначение может быть как L+ и L- , так и просто + и —.

Что касается цепей управления, измерения, сигнализации, то на данный момент не существует каких-либо жестких требований к их цветовой маркировке, поэтому действуют скорее внутренние стандарты фирм производителей. Важнее, чтобы каждый проводник имел свою цифровую или буквенную маркировку у каждого из зажимов, в соответствии с технической документацией.

Оцените статью
Маркировка-Про