Согласно главе 5.3 приложения А к ДОПОГ при перевозке опасных грузов в упаковках к транспортному средству спереди и сзади должно быть прикреплено по одной табличке оранжевого цвета размером 400 мм х 300 мм, на которых отсутствуют идентификационный номер опасности и номер ООН, соответствующие перевозимому грузу. Если размеры и конструкция транспортного средства не позволяют прикрепить эти таблички, то длина их основания может быть уменьшена до 300 мм, высота — до 120 мм (см. пункт 5.3.2.2.1 приложения А к ДОПОГ). Таблички должны иметь световозвращающее покрытие оранжевого цвета с окантовкой по периметру черного цвета шириной 15 мм (при уменьшенных размерах таблички окантовка должна иметь ширину 10 мм). На эти таблички наносить какие-либо номера не требуется. При перевозке взрывчатых веществ и изделий, а также радиоактивных материалов требуется дополнительная маркировка транспортного средства в виде информационных табло, которые представляют собой увеличенные (до размера 250 мм х 250 мм) знаки опасности, прикрепленные к упаковкам. Эти информационные табло должны быть размещены на обеих боковых сторонах и сзади транспортного средства. Обычно они изготавливаются из самоклеющейся пленки.
Оцените качество ответа
Каждая грузовая единица, содержащая опасный груз, должна иметь маркировку, характеризующую вид и степень опасности груза.
Допускается не наносить маркировку, характеризующую транспортную опасность груза, на транспортный пакет, если с его боковой и торцовой поверхности четко видна маркировка, нанесенная на упаковку.
Контейнер, заполненный опасными грузами разных наименований, должен иметь маркировку, характеризующую вид опасности каждого груза.
Грузовые единицы, неочищенные из-под опасных грузов или содержащие неочищенную тару, должны иметь маркировку, соответствующую требованиям настоящего стандарта.
Маркировка должна содержать:
- на упаковке и (или) транспортном пакете — знак опасности, транспортное наименование груза, номер ООН, классификационный шифр;
- на крупногабаритной таре или контейнере — знак опасности, номер ООН, а также номер аварийной карточки при транспортировании по железной дороге (если такой номер установлен). Аварийная карточка, не имеющая номера, должна прилагаться к грузовым документам.
Маркировка, характеризующая вид и степень опасности груза, наносится на:
- контейнер — на дверь, боковую стенку и, если позволяет конструкция, крышку;
- контейнер-цистерну — на днище и обечайку цистерны (сверху и сбоку).
Допускается совмещение маркировки, характеризующей вид и степень опасности, с транспортной маркировкой и маркировкой, характеризующей груз на одном ярлыке, при этом размер ярлыка должен быть увеличен на величину, кратную количеству знаков. Размер знака опасности допускается уменьшать до 25 мм.
Допускается не наносить знаки опасности на грузовые единицы с опасными грузами подкласса 1.4 группы совместимости S, а также с грузами растительного и животного происхождения подклассов 4.1 и 4.2 (такие как хлопок, жмых, копра, рыбная мука). Вместо знака опасности указывается номер подкласса, а также группа совместимости (для подкласса 1.4).
На грузовых единицах, предназначенных к перевозке морским транспортом, маркировка должна быть выполнена так, чтобы содержащаяся в ней информация оставалась различимой после пребывания грузовой единицы в морской воде в течение 3 мес.
В нормативной документации на продукцию указывают:
- температуру вспышки, если она не более 61 °С;
- температуру разложения, если она не более 50 °С;
- класс (подкласс), номер чертежа знака опасности; классификационный шифр, номер ООН (для опасных грузов в мелкой фасовке номер чертежа знака опасности не указывают);
- для грузов класса 9 — надпись «Опасные только для _____________», указать вид транспорта и классификационный шифр.
Требования к маркировке транспортных средств изложены в главе 5.3 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее — ДОПОГ). Требования этой главы ДОПОГ применяются в том случае, если количество опасных грузов в упаковках, перевозимых на транспортной единице, превышает максимальное количество, указанное для этих грузов в подразделе 1.1.3.6 ДОПОГ.
В соответствии с положениями главы 5.3 ДОПОГ транспортные средства, перевозящие опасные грузы класса 1 в упаковках, маркируются информационными табло и табличками оранжевого цвета.
В соответствии с положениями пункта 5.3.1.5.1 ДОПОГ информационные табло крепятся по бокам и сзади транспортных средств. Подразделом 5.3.1.1 ДОПОГ предусмотрено, что информационные табло должны соответствовать образцам знаков опасности, предписанным для перевозимого опасного груза в Перечне опасных грузов главы 3.2 ДОПОГ. К транспортным средствам, перевозящим вещества и изделия разных подклассов 1-го класса, крепятся только информационные табло, соответствующие наиболее опасному подклассу в следующем порядке: 1.1 — наиболее опасный; 1.5, 1.2, 1.3, 1.6, 1.4 — наименее опасный. При перевозке веществ подкласса 1.5D вместе с веществами или изделиями подкласса 1.2 к транспортному средству крепятся информационные табло, соответствующие подклассу 1.1. Информационные табло для взрывчатых веществ и изделий подкласса 1.4 группы совместимости S к транспортному средству не крепятся.
Согласно положениям пункта 5.3.2.1.1 ДОПОГ транспортные единицы, перевозящие опасные грузы (в том числе и опасные грузы класса 1 в упаковках), обозначаются двумя расположенными в вертикальной плоскости табличками оранжевого цвета, которые соответствуют положениям пункта 5.3.2.2.1 ДОПОГ. Одна из этих табличек крепится спереди, а другая — сзади транспортной единицы, причем обе — перпендикулярно продольной оси транспортной единицы. Следует обратить внимание на то, что в этом пункте ДОПОГ не упоминаются номер ООН и идентификационный номер опасности. В пункте 5.3.2.2.1 ДОПОГ приводится описание табличек и также не упоминаются номер ООН и идентификационный номер опасности ДОПОГ в отношении опасных грузов класса 1. Таким образом, в соответствии с положениями пунктов 5.3.2.1.1 и 5.3.2.2.1 ДОПОГ на табличках оранжевого цвета, которые крепятся спереди и сзади транспортных единиц, перевозящих опасные грузы в упаковках, не требуется указывать идентификационный номер опасности и номер ООН перевозимого груза.
В соответствии с положениями ДОПОГ идентификационный номер опасности указывается на табличках оранжевого цвета только при перевозке опасных грузов в цистернах, навалом/насыпью, а также при перевозке радиоактивных материалов одного номера ООН полной загрузкой, которые должны перевозиться в условиях исключительного использования, и при условии, что для этих грузов идентификационный номер опасности указан в колонке 20 Перечня опасных грузов главы 3.2 ДОПОГ. В случае опасных грузов класса 1 идентификационный номер опасности указан только для двух позиций перечня опасных грузов № ООН 0331 и № ООН 0332, которые разрешается перевозить в цистернах. Поскольку остальные опасные грузы этого класса к перевозке в цистернах и навалом/насыпью не допускаются, то для них в Перечне опасных грузов идентификационные номера опасности не определены.
ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов) – это Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, которое было принято ООН. Цель Соглашения заключается в установке и принятии общих правил и требований к перевозке опасных грузов по дорогам с помощью специального автомобильного транспорта.
В России перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2200 (Далее — Правила).
Нормативные документы
- Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ-ADR) 2023. Том 1
- Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ-ADR) 2023. Том 2
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 2200 Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации
- Правила дорожного движения (ПДД). Постановление правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изменениями на 31 декабря 2020 г.) (редакция, действующая с 1 марта 2021 г.) (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения)
- Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 282 Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
- Приказ Минтранса России от 11.01.2022 № 1 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов»
- Приказ Минтранса РФ от 28 июля 2020 г. № 257 «Об утверждении порядка проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»
- Приказ Минтранса РФ от 30 июля 2020 г. № 265 «Об утверждении порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки»
- Приказ Минтранса РФ от 3 сентября 2013 года № АК-966фс «Об утверждении Инструкции по порядку оформления и выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы»
Классы опасности грузов
Классификация опасных грузов регламентируется ГОСТ 19433-88 – Грузы опасные. Классификация и маркировка, ГОСТ Р 57478-2017 Грузы опасные. Классификация, ГОСТ Р 57479-2017 Грузы опасные. Маркировка.
Классификационные коды опасных грузов
Для указания на опасные свойства опасных грузов, а также их химические и физические свойства или на принадлежность к определенной группе опасных веществ, используются классификационные коды, которые сами по себе раскрывают свойства груза.
Классификационный код опасных грузов состоит с буквы (букв), обозначающей(их) группу опасных свойств, которая может быть дополнена цифрой, характеризующей физические или химические свойства груза или его принадлежность к определенной группе химических веществ.
Для опасных веществ или изделий класса опасности 1 код состоит из номера подкласса и буквы группы совместимости. Для опасных веществ или изделий класса опасности 2 код состоит из номера и буквы(букв), обозначающей(их) группу опасных свойств. Опасные вещества или изделия класса опасности 7 не имеют классификационного кода.
Значения букв, которые используются в классификационных кодах опасных грузов:
- A — Удушающие газы
- C — Коррозионные вещества
- D — Десенсибилизированные взрывчатые вещества
- F — Легковоспламеняющиеся вещества
- I — Инфекционные вещества
- M — Другие опасные вещества
- O — Окисляющие вещества
- P — Органические пероксиды
- SR — Самореактивные вещества
- S — Вещества, способные к самовозгоранию
- T — Токсичные вещества
- W — Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой
Примеры классификационных кодов опасных грузов разных классов:
- 1.1А, 1.2B, 1.3C, 1.4S – для опасных грузов класса опасности 1;
- 1А, 2TC, 3O, 5F — для опасных грузов класса опасности 2;
- D, F1, FO, ST3 — для опасных грузов других классов опасности.
Классификационный код опасного груза указывается в столбце 3b таблицы А главы 3.2 ДОПОГ / ADR (перечень опасных грузов в алфавитном порядке). Значения классификационных кодов опасных грузов приведены в главе 2.2 ДОПОГ / ADR.
Кто может получить свидетельство ДОПОГ
К перевозке опасных грузов допускаются водители, согласно Приказа Минтранса РФ №282 от 31.07.2020 г. с 01.01.2021 г., имеющие:
- российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.
- свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов
К водителю автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза) предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
- В зависимости от типа управляемого транспортного средства, дополнительно к знаниям водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории), водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза) должен знать: общие требования, установленные Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
- В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к умениям водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории), водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза) должен уметь: оказывать первую помощь пострадавшим в случае инцидента с перевозимым опасным грузом; контролировать погрузку, разгрузку грузового автомобиля, перевозящего опасный груз; принимать меры по локализации или ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия с перевозимым опасным грузом.
- К управлению транспортными средствами, осуществляющими перевозку опасных грузов, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории) не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.
Программы обучения ДОПОГ
Учебный центр «Строитель» проводит предэкзаменационную подготовку ДОПОГ и обучение водителей по утвержденным в УГАДН программам обучения согласно приказа Минтранса России от 31.07.2020 г. № 282 Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2020 года, рег. № 6107).
1. Базовый курс – обязательный курс для всех водителей, (перевозка опасных грузов в упаковках/навалом/насыпью – не взрывчатка и не радиация) классов 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3, 5.1, 6.1, 6.2, 8,9)
Длительность обучения до 5 дней.
Базовый курс обязателен для всех водителей.
2. Специальный курс по перевозке опасных грузов в Цистернах (в дополнение к Базовому курсу) – класса 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3, 5.1, 6.1, 6.2, 8, 9 (особенности транспортировки опасных грузов в цистернах, динамических характеристик цистерн, способы заливки и слива и т.д.)
Если вы перевозите опасные грузы (не взрывчатку и не радиацию) в цистерне – Вам необходим: Базовый курс + Специальный Цистерны.
Длительность обучения до 3-х дней.
3. Специальный курс по перевозке веществ и изделий класса 1 (в дополнение к Базовому курсу) – класса 1, 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3, 5.1, 6.1, 6.2, 8, 9 (необходим при перевозке взрывчатых веществ и изделий, пиротехники).
Если вы управляете Смесительно-Зарядной Машиной (МЕМU) АЗСМ, МЗУ, МЗВ, МЗ-ЗБ, МЗС и др. – Вам необходим: Базовый курс + Цистерны + Специальный курс 1 класс.
4. Специальный курс по перевозке радиоактивных материалов и изделий класса 7 (требования к упаковкам и дополнительному оборудованию транспортных средств, способы радиационной защиты, особенности перевозки радиоактивных веществ и т.д.).
5. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автотранспортом в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 28 июля 2020 г. № 257 «Об утверждении Порядка проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».
Длительность обучения до 10 дней.
6. Специальный курс для сопровождающих опасные грузы. Все члены экипажа транспортного средства, кроме водителей, имеющих свидетельство ДОПОГ, должны пройти подготовку, предусмотренную в главе 1.3 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), уметь пользоваться противопожарными средствами и иметь при перевозке удостоверение личности с фотографией.
Длительность обучения до 4-х дней.
Сдача экзамена и порядок получения свидетельства в УГАДН
За 3 дня до окончания обучения Учебный центр направляет в отделение Уральского МУГАДН извещение об окончании курса с копиями приказа о зачислении в группу (начальной подготовки, переподготовки или повышения квалификации) водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, а также список водителей, зачисленных на обучение по соответствующим курсам подготовки, после чего группа направляется на экзамен, согласно расписанию.
Для сдачи экзамена необходимо прийти в установленные дату и время по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 158.
На экзамен водитель должен прибыть со следующим пакетом документов:
- Заявление, оформленное согласно образцу;
- Документ, подтверждающий прохождение обучения в образовательном учреждении (оригинал и копию);
- Паспорт или документ, его заменяющий (оригинал);
- Национальное водительское удостоверение, выданное в Российской Федерации (оригинал и копию);
- Для лиц, прошедших курсы переподготовки или повышение квалификации действующее свидетельство ДОПОГ о подготовке водителей (оригинал и копию).
Водители прибывают на экзамен с заполненными бланками экзаменационных листов.
После успешной сдачи экзамена необходимо оплатить госпошлину (за первичное изготовление/продление свидетельства) в размере 1300 руб, исходя из подпункта 72 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации. Свидетельство оформляется при наличии протокола экзаменационной комиссии об успешной сдаче экзамена, а также предоставлении национального водительского удостоверения и паспорта.
Что делать, если не получилось сдать экзамен
При обращении водителей, не сдавших или не прибывших на экзамен, в учебное заведение, где они проходили обучение, для повторной сдачи экзаменов, учебное заведение направляет не позднее 12.00 четверга, предшествующей недели проведения экзаменов, в экзаменационную комиссию УФО уведомление. К уведомлению прилагается список водителей.
На повторный экзамен водитель должен прибыть со следующим пакетом документов:
- Документ, подтверждающий прохождение обучения в образовательном учреждении (оригинал) (Приложение № 3-6);
- Паспорт или документ, его заменяющий (оригинал);
- Национальное водительское удостоверение, выданное в Российской Федерации (оригинал);
- Для лиц, прошедших курсы переподготовки или повышение квалификации действующее свидетельство ДОПОГ о подготовке водителей (оригинал).
О нас
Учебный центр «Строитель» сегодня это:
Современный учебный класс с мультимедийным оборудованием
Учебные пособия и наглядные материалы
Преподаватели-практики с огромным опытом
Обучение в удобное время без отрыва от производства
Дипломы и удостоверения установленного образца
Широкий перечень образовательных программ
Доступны следующие формы обучения:
- очное обучение;
- дистанционное (электронное) обучение.
Внутренние номера специалистов