Федеральный закон от 22.12.2020 N 436-ФЗ

Федеральный закон от 22.12.2020 N 436-ФЗ Маркировка

Принят Государственной Думой 20 декабря 2022 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2022 года

Внести в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года N 18-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553; 1999, N 2, ст. 245; 2001, N 53, ст. 5022; 2002, N 30, ст. 3026; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3113; 2007, N 1, ст. 11; N 31, ст. 3994; N 49, ст. 6063; 2009, N 1, ст. 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 15, ст. 1737; 2011, N 30, ст. 4566; 2012, N 53, ст. 7584, 7611; 2013, N 30, ст. 4065; 2015, N 1, ст. 43, 44, 47; N 27, ст. 3973; 2016, N 1, ст. 20; N 27, ст. 4193, 4194; 2017, N 31, ст. 4827; 2018, N 1, ст. 17; N 49, ст. 7520; N 53, ст. 8486; 2019, N 52, ст. 7776, 7799; 2020, N 24, ст. 3740; N 52, ст. 8582; 2021, N 18, ст. 3069; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5173; 2022, N 1, ст. 56; N 13, ст. 1963; N 29, ст. 5296) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) подпункт 1 дополнить словом «, ромовый»;

б) подпункт 18 изложить в следующей редакции:

«18) мощность основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции (производственная мощность) — максимально возможный объем производства этилового спирта (за исключением этилового спирта, произведенного из непищевого сырья растительного происхождения, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового) за периоды, определенные пунктом 10 статьи 8 настоящего Федерального закона, или максимально возможный годовой объем производства алкогольной продукции, этилового спирта, произведенного из непищевого сырья растительного происхождения, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового на принадлежащем организации и установленном ею основном технологическом оборудовании для производства соответствующей продукции, выраженные в декалитрах;»;

в) дополнить подпунктом 34 следующего содержания:

«34) производство коньяка полного цикла — полный цикл производства коньячных дистиллятов, полученных фракционированной дистилляцией (перегонкой) вина наливом (виноматериала), полностью (на 100 процентов) произведенного из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, выдержка полученных дистиллятов (хранение в специальной производственной таре до достижения свойств дистиллятов, определенных техническими документами организации) в контакте с древесиной дуба не менее трех лет, производство из таких дистиллятов коньяка и розлив его в потребительскую упаковку.»;

2) абзац двадцатый статьи 5 после слов «за исключением» дополнить словами «этилового спирта, произведенного из непищевого сырья растительного происхождения,», после слова «вискового» дополнить словом «, ромового»;

3) в пункте 10 статьи 8:

а) абзац пятый изложить в следующей редакции:

«В случае, если одной организации принадлежит более 70 процентов акций другой организации (других организаций), осуществляющей (осуществляющих) производство этилового спирта, и (или) непосредственно принадлежащая одной организации доля (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации (других организаций), осуществляющей (осуществляющих) производство этилового спирта, составляет (составляют) более 70 процентов и суммарная производственная мощность основного технологического оборудования для производства этилового спирта указанных организаций составляет не менее 20 миллионов декалитров в год (далее — группа организаций), установление факта несоблюдения нормы минимального использования производственной мощности осуществляется в целом для группы организаций исходя из общего объема этилового спирта, произведенного указанными организациями.»;

б) абзац тринадцатый после слов «на производство» дополнить словами «этилового спирта, произведенного из непищевого сырья растительного происхождения,», дополнить словом «, ромового»;

4) в статье 12:

а) пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания:

«Федеральные специальные марки, содержащие эмблему (знак) «Вино России», указанную в пункте 5 части 10 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», выдаются производителям вина, крепленого вина, игристого вина при наличии подтверждения Федеральной саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов России права заявителей на получение ими таких федеральных специальных марок и на получение заявленного количества таких марок, определяемого на основании предоставляемых Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России ее членами сведений об объемах винограда, выращенного на территории Российской Федерации и использованного для производства указанной продукции. Запрос в Федеральную саморегулируемую организацию виноградарей и виноделов России о наличии такого подтверждения направляется федеральным органом по контролю и надзору в форме электронного документа с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы в день регистрации заявления о выдаче федеральных специальных марок.»;

б) в абзаце втором пункта 7 слова «срок рассмотрения заявления» заменить словами «срок предоставления государственной услуги»;

в) пункт 10 дополнить подпунктом 8 следующего содержания:

«8) отсутствие подтверждения Федеральной саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов России права на получение федеральных специальных марок, содержащих эмблему (знак) «Вино России», указанную в пункте 5 части 10 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», и на получение заявленного количества таких марок — для производителей вина, крепленого вина, игристого вина, подавших заявление о выдаче федеральных специальных марок, содержащих эмблему (знак) «Вино России».»;

г) пункт 14 дополнить абзацем следующего содержания:

«Указанное в абзаце четвертом пункта 6 настоящей статьи подтверждение (неподтверждение) федеральный орган по контролю и надзору получает от Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России. Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России направляет федеральному органу по контролю и надзору в форме электронного документа с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы указанное подтверждение (неподтверждение) в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.»;

д) абзац первый пункта 15 дополнить предложениями следующего содержания: «Не могут быть нанесены на алкогольную продукцию федеральные специальные марки, содержащие эмблему (знак) «Вино России», в случае, если получатель таких федеральных специальных марок лишен Федеральной саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов России права использования эмблемы (знака) «Вино России». Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России направляет в федеральный орган по контролю и надзору информацию в форме электронного документа с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы о лишении или возобновлении права использования эмблемы (знака) «Вино России» в день принятия соответствующего решения.»;

5) в статье 18:

а) в абзаце пятом пункта 1 слова «, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций» исключить;

б) пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:

«Лицензия на осуществление вида деятельности по производству, хранению и поставкам произведенной алкогольной продукции (коньяка), в том числе с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, предусматривает право организации на производство, хранение и поставки указанной алкогольной продукции, а также на осуществление производства коньяка полного цикла, его хранение и поставки.»;

6) в подпункте 2 пункта 1 статьи 25 слова «этиловый спирт,» исключить;

7) в статье 27:

а) в подпункте 2 пункта 12 цифры «2023» заменить цифрами «2025»;

б) в подпункте 6 пункта 2 цифры «2023» заменить цифрами «2025»;

8) дополнить статьей 29 следующего содержания:

«Статья 29. Особенности применения отдельных положений настоящего Федерального закона на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области

1. В отношении юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на производство и оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), осуществляющих деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, которые на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области:

1) до 1 января 2023 года не применяются положения пункта 7 статьи 9 и подпункта 5 пункта 1 статьи 102 настоящего Федерального закона;

2) до 1 июня 2023 года не применяются положения абзацев восьмого, четырнадцатого — семнадцатого, двадцать второго, двадцать третьего пункта 2 статьи 8, абзаца пятого подпункта 1 пункта 1 статьи 25, абзацев четвертого и двадцать первого пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона;

3) до 1 января 2024 года не применяются положения абзацев двадцатого и двадцать первого пункта 2, абзаца первого пункта 11 статьи 8, пункта 61 статьи 11, абзаца второго пункта 6, абзаца второго пункта 7, подпунктов 1, 2 и 4 пункта 9, подпунктов 1, 3, 4, 6 и 7 пункта 10 статьи 12, статьи 141, подпункта 3 пункта 31 статьи 20 (в части оборота алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), подпунктов 1 (за исключением требования об изъятии продукции без фиксации и передачи информации об объеме производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему) и 7 пункта 1 статьи 25, абзацев тридцать седьмого и сорок первого пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона;

4) до 1 января 2026 года не применяются положения пункта 1, абзацев первого и второго пункта 2, пунктов 6 и 10 статьи 8, пунктов 21, 22, абзацев первого и второго пункта 23 статьи 11 (в части требования иметь соответственно производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более), подпунктов 7 — 10, 12 и 13 пункта 1, подпункта 5 пункта 14, подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 19, абзацев пятого (в части использования основного технологического оборудования, предназначенного для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции) и десятого пункта 1, подпункта 7 пункта 32 статьи 20, абзаца третьего подпункта 5 пункта 1 статьи 25, абзацев четвертого (за исключением производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему), одиннадцатого и шестьдесят первого пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона;

5) до 1 января 2028 года не применяются положения абзаца первого пункта 5 статьи 8, абзаца восьмого пункта 1 статьи 20, абзаца двадцатого пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

2. В отношении юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), осуществляющих деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, которые на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области:

1) до 1 января 2024 года не применяются положения пункта 61 статьи 11, подпункта 15 пункта 2 статьи 16, абзаца тридцать седьмого пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона;

2) до 1 января 2025 года не применяются положения абзацев восьмого, шестнадцатого и семнадцатого пункта 2 статьи 8 (в части розничной продажи алкогольной продукции), подпункта 13 пункта 2 статьи 16, абзаца пятого подпункта 1 пункта 1 статьи 25 (в части изъятия алкогольной продукции без фиксации и передачи информации об объеме розничной продажи алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему) и абзаца двадцать первого пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона;

3) до 1 января 2026 года не применяются положения абзацев первого и второго пункта 10 статьи 16 настоящего Федерального закона.

3. До 1 января 2026 года органы государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области вправе самостоятельно устанавливать минимальный размер общей площади стационарных торговых объектов и складских помещений организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских и сельских населенных пунктах Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.

4. До 1 января 2026 года не применяются положения подпункта 9 пункта 2 и абзаца третьего пункта 10 статьи 16 настоящего Федерального закона в отношении розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями.

5. До 1 января 2026 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции не применяются положения пункта 41 статьи 16 настоящего Федерального закона.

6. До 1 января 2024 года требования абзацев восьмого и семнадцатого пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области не применяются в отношении закупки пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями.».

Внести в Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 52, ст. 7786; 2021, N 27, ст. 5173) следующие изменения:

1) в части 10 статьи 9:

а) дополнить пунктом 51 следующего содержания:

«51) определение порядка предоставления Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России ее членами деклараций производственного баланса продукции виноградарства и виноделия (балансных деклараций), содержащих сведения об объемах винограда, выращенного на территории Российской Федерации и использованного для производства винодельческой продукции;»;

б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6) направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю (надзору) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информации о подтверждении (неподтверждении) права на получение членами Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России федеральных специальных марок, содержащих эмблему (знак) «Вино России», и их количества в соответствии с декларациями производственного баланса продукции виноградарства и виноделия (балансными декларациями);»;

2) статью 26 дополнить частью 8 следующего содержания:

«8. Члены Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России вправе маркировать производимое ими вино, крепленое вино, игристое вино федеральными специальными марками, содержащими эмблему (знак) «Вино России», в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» при наличии у них права использования эмблемы (знака) «Вино России», полученного в соответствии с настоящим Федеральным законом.».

Абзац шестой подпункта «а» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 329-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 29, ст. 5296) после слов «посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» дополнить словами «или с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы в случае, если документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, были представлены на бумажном носителе,».

1. Установить, что юридические лица, имеющие лицензии (разрешения), выданные на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, действующие на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и предоставляющие право на осуществление деятельности по производству и (или) обороту (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, представляют в лицензирующий орган заявления о переоформлении лицензий (разрешений) с приложением действующих лицензий (разрешений) и иных документов, имеющихся в распоряжении лицензиатов и относящихся к указанной деятельности (при наличии).

2. Установить, что лицензии (разрешения), выданные организациям на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, действующие на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и предоставляющие право на осуществление деятельности по производству и (или) обороту (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, переоформляются лицензирующим органом путем внесения в государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции записи о переоформлении лицензий на соответствующие виды деятельности, предусмотренные пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», до окончания сроков действия лицензий (разрешений), которые предусмотрены действующими лицензиями (разрешениями), выданными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, на основании заявлений, указанных в части 1 настоящей статьи, без проведения оценки соответствия заявителей лицензионным требованиям, а также без уплаты государственной пошлины.

3. Установить, что юридические лица, имеющие лицензии (разрешения), выданные на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, действующие на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и предоставляющие право на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции (в том числе розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), представляют в соответствующие органы государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, осуществляющие функции по контролю в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, заявления о переоформлении таких лицензий (разрешений) с приложением действующих лицензий (разрешений) и иных документов, имеющихся в распоряжении лицензиатов и относящихся к указанной деятельности (при наличии).

4. Соответствующие органы государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявлений и документов, указанных в части 3 настоящей статьи, рассматривают их и направляют в лицензирующий орган с предложением о возможности или невозможности переоформления лицензий (разрешений), указанных в части 3 настоящей статьи.

5. Установить, что лицензии (разрешения), выданные организациям на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, действующие на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и предоставляющие право на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, переоформляются лицензирующим органом путем внесения в государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции записи о переоформлении лицензий на розничную продажу алкогольной продукции или розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания до окончания сроков действия лицензий, которые предусмотрены действующими лицензиями (разрешениями), выданными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, на основании заявлений и документов, указанных в части 3 настоящей статьи, представленных органами государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, осуществляющими функции по контролю в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, без проведения оценки соответствия заявителей лицензионным требованиям, а также без уплаты государственной пошлины.

6. Установить, что основанием для отказа в переоформлении лицензий на осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, является непредставление юридическими лицами, имеющими лицензии (разрешения), выданные на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и предоставляющие право на осуществление деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, действующих лицензий (разрешений) в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи.

7. Установить, что действие лицензий (разрешений), которые переоформлены в соответствии с частями 2 и 5 настоящей статьи и сроки действия которых истекают в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июня 2023 года, продлевается лицензирующим органом на двенадцать месяцев в порядке, предусмотренном настоящей статьей для переоформления лицензий (разрешений).

8. Установить, что лицензии (разрешения) на осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданные на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, сроки действия которых истекли в период с 5 октября 2022 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действующими до 5 октября 2023 года и подлежат переоформлению в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

9. Установить, что внесение в государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сведений о переоформленных лицензиях (разрешениях), указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, осуществляется лицензирующим органом в течение десяти рабочих дней со дня получения соответствующих заявлений и документов, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи.

10. Установить, что лица, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона деятельность в сфере производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, обязаны в течение тридцати рабочих дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона провести однократную инвентаризацию имеющихся остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю (надзору) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее — федеральный орган по контролю и надзору), информацию об указанных остатках, содержащую сведения о видах продукции, ее наименованиях и об объемах.

11. Установить, что для осуществления со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области деятельности по производству алкогольной продукции, подлежащей маркировке федеральными специальными марками в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», лицензиатам необходимо получить федеральные специальные марки в порядке, предусмотренном указанной статьей, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей и статьей 29 указанного Федерального закона.

12. Установить, что положения пункта 20 статьи 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не распространяются на алкогольную продукцию, произведенную на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Заявление о выдаче федеральных специальных марок, предусмотренное пунктом 5 указанной статьи, может быть подано организацией в территориальный орган федерального органа по контролю и надзору как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее — единая государственная автоматизированная информационная система).

13. Установить, что алкогольная продукция, подлежащая маркировке федеральными специальными марками в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», произведенная на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, может маркироваться указанными федеральными специальными марками, а также марками, предусмотренными законодательством соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области. Обмен сведениями, предусмотренными пунктом 8 указанной статьи, может осуществляться с использованием официального адреса электронной почты федерального органа по контролю и надзору и адресов электронной почты заявителей, указанных в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

14. Установить, что юридические лица, созданные на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны до 1 марта 2023 года представить в федеральный орган по контролю и надзору расчет производственной мощности основного технологического оборудования, составленный в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом по контролю и надзору.

15. Установить, что лица, владеющие основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта с производственной мощностью более 200 декалитров на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или залога, находящимся на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, а также лица, осуществляющие хранение основного технологического оборудования для производства этилового спирта с производственной мощностью более 200 декалитров на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, в течение тридцати рабочих дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязаны представить в федеральный орган по контролю и надзору имеющиеся документы на указанное основное технологическое оборудование (копии паспортов основного технологического оборудования (при наличии) и (или) иные сведения, позволяющие идентифицировать основное технологическое оборудование (в том числе содержащие заводской номер), правоустанавливающие документы на основное технологическое оборудование, а также документы, подтверждающие принятие основного технологического оборудования к бухгалтерскому учету).

16. Установить, что оборот алкогольной продукции, произведенной на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и маркированной в соответствии с законодательством данных субъектов Российской Федерации, допускается исключительно на территориях данных субъектов Российской Федерации до окончания срока годности такой алкогольной продукции.

17. Установить, что до 1 января 2023 года поставки этилового спирта на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области могут осуществляться без наличия сопроводительных документов, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 102 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

18. Установить, что до 1 января 2023 года для производства, изготовления спиртосодержащих лекарственных препаратов предприятиями Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области используются фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол) и (или) этиловый спирт, сведения о поставках которых зафиксированы в единой государственной автоматизированной информационной системе.

19. До 1 января 2023 года для производства, изготовления спиртосодержащих медицинских изделий предприятиями Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области используются фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол) и (или) этиловый спирт, сведения о поставках которых зафиксированы в единой государственной автоматизированной информационной системе.

20. Установить, что до 1 января 2023 года при обороте этилового спирта, реализуемого организациям, которые на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и осуществляют на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, а также лекарственных средств и (или) медицинских изделий, сопроводительные документы, указанные в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 102 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», не требуются.

Установить, что до 1 января 2023 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области допускается производство лекарственных средств и (или) медицинских изделий с использованием этилового спирта.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 4 статьи 1 и статьи 2 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 4 статьи 1 и статья 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 марта 2023 года.

3. Действие положений статьи 29 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», частей 17 — 20 статьи 4 и статьи 5 настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 30 сентября 2022 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

По ним для получения марок производителям не потребуется предъявлять такие документы как обязательство об использовании марок и документ, подтверждающий его исполнение; отчет об использовании ранее выданных марок; копии лицензии и договора поставки (для импортеров); расчет потребности в марках. Достаточно будет просто предоставить заявление, поданное через ЕГАИС.

«Требование предоставлять ряд документов потеряло актуальность после введения в 2018 году «помарочного» учета алкогольной продукции, который позволяет осуществлять прослеживаемость каждой единицы алкогольной продукции», — пояснили в Минфине.

Кроме того, по новым правилам будут унифицированы типы марок для импортного и отечественного алкоголя — для любого алкоголя, подлежащего маркировке, будут применяться федеральные специальные марки. Таким образом, полномочия по выдаче марок будут централизованы в одном ведомстве — Росалкогольрегулировании.

Правда, цена федеральной специальной марки по новым будет индексирована. Последняя индексация проводилась в 2018 году.

«В рамках общественного обсуждения предлагается определить оптимальный уровень цены, который позволит производителю обеспечить необходимый уровень качества марки для их эффективного применения, и одновременно не будет обременительным для бизнеса», — рассказали в Минфине.

В проекте постановления предлагается установить цену одной марки в размере 1,89 рублей — на 20 копеек больше, чем установлено сейчас (1,69 рублей).

По данным «ГОЗНАК», такое повышение объясняется индексацией стоимости марки на уровень инфляции, индексацией заработной платы, а также ростом общепроизводственных затрат на содержание резервных программно-аппаратных средств ЕГАИС, общехозяйственных затрат на расширение складов из-за необходимости увеличить запасы готовой продукции, затрат на доставку марок для сокращения ее сроков, используя перевозки авиатранспортом.

«Индексация цены позволит производителю и в дальнейшем обеспечивать высокую степень защиты марок, исключающую какую-либо возможность их подделки и повторного использования», — считают в министерстве.

Новые правила позволят значительно сократить время с момента размещения заказа на изготовление марок до их получения заказчиком, считают в Гознаке. Помимо этого, весь сопутствующий документооборот планируется перевести в цифровой формат. Это потребует дополнительных затрат. Но они, наряду с индексацией стоимости марки на уровень инфляции, уже учтены в предлагаемой новой цене на изготовление федеральных специальных марок, пояснили в Гознаке.

Напомним, по действующему порядку алкогольная продукция, произведенная в России, маркируется федеральными специальными марками, которые выдаются Росалкогольрегулированием. Весь алкоголь, который ввозиться (импортируется) на территорию страны, маркируется акцизной маркой на алкоголь, выдаваемой таможенными органами.

Основные изменения касаются порядка выдачи федеральных специальных и акцизных марок.

Сейчас алкогольная продукция, произведенная в России, маркируется федеральными специальными марками, которые выдаются Росалкогольрегулированием. А весь импортный алкоголь маркируется акцизной маркой, которую выдают таможенные органы. По новым правилам федеральными специальными марками будет маркироваться весь алкоголь. Полномочия по выдаче марок будут централизованы в одном ведомстве — Росалкогольрегулировании. А ФТС России будет контролировать маркировку алкогольной продукции при ее декларировании и совершении других таможенных операций.

Упрощается сама процедура получения спецмарок. Производителям не потребуется предъявлять такие документы как обязательство об использовании марок и документ, подтверждающий его исполнение; отчет об использовании ранее выданных марок; копии лицензии и договора поставки (для импортеров); расчет потребности в марках. Достаточно будет просто предоставить заявление, поданное через ЕГАИС.

Это позволит сократить финансовые и административные затраты как государственных органов, так и бизнеса, а также сократить сроки получения марок.

Закон вступает в силу с 1 января 2021 года. Но до 1 апреля 2021 года таможня сможет выдавать акцизные марки для импортного алкоголя по заявлениям, принятым до 1 января 2021 года. Ввоз в Россию алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, будет возможен до 1 января 2022 года, а ее реализация — до окончания срока годности такой продукции.

Также в рамках механизма «регуляторной гильотины» изменениями исключаются избыточные и дублирующие обязательные требования, которые подлежат проверке при госконтроле производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Помимо этого, закон допускает выдачу лицензии на производство, хранение и поставки вина с защищенным географическим указанием или наименованием места происхождения на срок до 15 лет. Такой же срок действия будет возможен и для лицензии на производство, хранение, поставки и розничную продажу произведенной сельхозпроизводителями винодельческой продукции. При этом объем продажи вин из собственного винограда крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и ИП увеличивается втрое — до 15 тысяч декалитров в год.

Маркировка алкогольной продукции в 2021 году претерпела значительные изменения. В чем их суть? Как работать с алкогольной продукцией в 2021 году? Какие нормативные акты внесли коррективы в прежний порядок? Рассматриваем новшества маркировки алкоголя в нашем обзоре.

Особенности маркировки алкоголя

Маркировка некоторых видов товаров становится обязательной в 2021 году. Новые правила вводят постепенно по срокам и по видам товаров, которые закон обязывает маркировать. Для этой процедуры разработана система «Честный знак».

Маркировка алкогольной продукции также является обязательной процедурой в 2021 году. Однако система «Честный знак» к маркировке алкогольной продукции не имеет никакого отношения. Обязательная маркировка алкогольной продукции подчинена специальному закону и не входит в нормативное поле иных маркируемых товаров. То есть маркировка алкогольной и табачной продукции происходит по разным правилам и законам.

О маркировке в системе «Честный знак» мы писали в статье «Маркировка товара в 2021 году».

Дальнейшая информация о требованиях к маркировке алкогольной продукции основана на следующей законодательной базе:

Федеральный закон от 22.12.2020 N 436-ФЗ

Итак, правила маркировки алкогольной продукции в 2020 году устарели. В 2021 году необходимо работать по новым правилам. Ниже расскажем, в чём они заключаются и в чём отличия от прежнего порядка.

В Калининградской области проводится эксперимент по маркировке алкогольной продукции. Оформите пробный бесплатный доступ к системе «КонсультантПлюс» и узнайте, в чём суть этого эксперимента. Как правило, удачные эксперименты впоследствии распространяются на всех участников рынка.

Разница между старым и новым порядком маркировки алкоголя

Опишем новшества правил маркировки алкогольной продукции с 2021 года.

Основное отличие ― отмена маркировки акцизными марками алкогольной продукции. Закон о маркировке алкогольной продукции оперирует понятием «федеральные специальные марки» (ФСМ). То есть в 2021 году осуществляется маркировка алкогольной продукции федеральными специальными марками.

Что такое подакцизные товары, мы писали в статье.

Акцизные марки не отменены резко с 1 января. Их удаление из оборота произойдет постепенно. Если на акцизную марку было подано заявление до 01.01.2021, то использовать ее допустимо:

Еще один плюс новаций ― сокращение документооборота по получению ФСМ.

И также отметим, что четко определены виды алкогольной продукции, маркировка которой не производится ФСМ.

Вынесем на схему, какая алкогольная продукция не подлежит маркировке:

Федеральный закон от 22.12.2020 N 436-ФЗ

Ко всей прочей алкогольной продукции применяются инновационные правила маркировки. Ниже расскажем о них подробнее.

Об ином виде слежения за оборотом товаров читайте в статье «Как работает система прослеживаемости товаров с 1 июля 2021 года».

Требования нового порядка маркировки алкоголя

Итак, мы говорим об алкогольной продукции, подлежащей маркировке ФСМ. Что собой представляют эти марки?

Федеральная специальная марка — это документ, удостоверяющий законность производства и оборота на территории РФ алкогольной продукции. Она также является носителем информации ЕГАИС. На ней содержится двухмерный штриховой код, нанесенный изготовителем марки и содержащий идентификатор ЕГАИС в кодированном виде.

Правительством установлена фиксированная цена ФСМ — 1 890 рублей за 1 000 штук без учета НДС. Оплату марок их получатель производит авансом за свой счет.

Кто должен получать новые марки:

  • организации, производящие алкоголь на территории РФ;
  • организации, покупающие алкоголь для ввоза в РФ.

Если алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке, какая последовательность действий должна быть произведена для получения ФСМ? Могут ли отказать в выдаче марок?

Федеральный закон от 22.12.2020 N 436-ФЗ

Ниже представлены сроки оборота федеральных специальных марок, как долго их можно хранить и можно ли их просто выбросить, если они не использовались:

Федеральный закон от 22.12.2020 N 436-ФЗ

Итоги

С 2021 года действует новый порядок маркировки алкогольной продукции. Прежние акцизные марки, заказанные до начала 2021 года будут еще действовать некоторое время. Новые ФСМ применяют в 2021 году. Для их получения необходимо подать только заявление в электронном виде.

С 2021 года вступают в силу изменения, внесенные в порядок маркировки алкогольной продукции. Они связаны с принятием Федерального закона от 22.12.2020 № 436-ФЗ.

С 2021 года акцизные марки отменены

Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

  • алкогольная продукция, которая производится в РФ, маркируется федеральными специальными марками. Они приобретаются в территориальном органе Росалкогольрегулирования;
  • алкогольная продукция, которая ввозится в РФ, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах.

Указанное следует из пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

С 1 января 2021 года акцизные марки отменяются.

С этого времени весь алкоголь, в том числе ввозимый, маркируется только федеральными специальными марками.

При этом, заявления на выдачу марок отдельно подаются по алкоголю, который ввозится как из стран – участниц ЕАЭС, так и из других стран.

Таможенные органы до 31 марта 2021 года включительно могут продолжать выдавать акцизные марки для маркировки ввозимого алкоголя, в том числе из государств — членов ЕАЭС, если заявления на выдачу марок, были приняты до 31 декабря 2020 года включительно.

Кроме того, до 31 декабря 2021 года включительно разрешен ввоз в РФ алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, а до окончания срока годности такой алкогольной продукции – закупки, поставки, розничная продажа алкогольной продукции, маркированной акцизными марками.

Как получать федеральные специальные марки

Для получения марок организация – производитель или импортер алкоголя должны направить электронное заявление через личный кабинет ЕГАИС Росалкогольрегулирования.

При этом импортеру алкоголя потребуется в заявлении о выдаче марок указать:

  • номер (при наличии) и дату договора поставки алкогольной продукции, при исполнении которого будет осуществляться ввоз продукции;
  • полное наименование поставщика алкогольной продукции, место его нахождения, фактический адрес.

Чтобы получить марки производитель алкоголя должен зафиксировать в ЕГАИС сведения о наличии у него в собственности сырья, объем которого соответствует количеству запрашиваемых федеральных специальных марок.

Росалкогольрегулирование должно рассмотреть заявление в течение 29 рабочих дней.

Этот срок может быть продлен, например, если на дату выдачи у Росалкогольрегулирования отсутствуют данные об объеме сырья.

Если Росалкогольрегулирование выявит, что у заявителя нет лицензии, в выдаче марок ему откажут.

Изготовление марок оплачивается за счет средств заявителя. Для этого организации надо предварительно перечислить на счет территориального органа Росалкогольрегулирования плату в размере, кратном количеству марок.

Изменен срок нанесения марок

Для нанесения федеральных специальных марок на алкоголь установлен более продолжительный срок – 9 месяцев со дня их получения. Тот же срок установлен и для импортной продукции – ее следует ввезти в течение 9-ти месяцев со дня получения марок. До 2021 года наносить марки надо в течение 6-ти месяцев.

Если в этот срок марки не нанесут на алкоголь, а импортную продукцию не ввезут в РФ, то марки надо уничтожить. Если этого не сделать, действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции простановят.

Оцените статью
Маркировка-Про