ГОСТ Р 50574-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования

Стандарт распространяется на составные части транспортных средств по ГОСТ Р 52051, выпускаемых в обращение в качестве сменных (запасных) частей, и принадлежности (дополнительное оборудование). Стандарт устанавливает общие технические требования к структуре, содержанию идентификационного номера (кода) СЧ и нанесению его знаков на СЧ. По усмотрению изготовителя идентификационный номер (код) СЧ может заменить или дополнить уже существующие национальные или международные системы идентификации, где при маркировании используются: наименование и адрес предприятия-изготовителя, его товарный знак (товарная марка), год и месяц изготовления, порядковый производственный номер и др. Стандарт предназначен для унификации структуры маркировки и распространяется на СЧ, изготовленные после даты введения в действие стандарта.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

Составные части транспортных
средств

Цели и принципы стандартизации в
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О техническом
регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской
Федерации — «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием
«Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский
автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный
транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 915-ст

4 Настоящий стандарт разработан с частичным применением международных
стандартов 3779:1983
«Транспорт дорожный. Идентификационный номер автомобилей. Содержание и
структура»,
3833:1977 «Транспорт дорожный. Типы. Термины и определения», ISO 4100:1980 «Транспорт дорожный. Всемирный
код обозначения фирм-изготовителей деталей», ISO/TR
8357:1996«Транспорт дорожный. Инструкции по присвоению всемирных
идентификационных кодов изготовителей (WMI) для систем автомобильных идентификационных
номеров (VIN) и для всемирных
кодов изготовителей деталей (WPMI)»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к
настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно
издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае
пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление
будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном
сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Parts of
vehicles.
Marking. General technical requirements

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на составные части
транспортных средств (далее — ТС) по , выпускаемых в обращение в качестве сменных (запасных) частей, и
принадлежности (дополнительное оборудование) (далее — СЧ). Стандарт
устанавливает общие технические требования к структуре, содержанию
идентификационного номера (кода) СЧ и нанесению его знаков на СЧ.

По усмотрению изготовителя идентификационный номер (код) СЧ
может заменить или дополнить уже существующие национальные или международные
системы идентификации, где при маркировании используются: наименование и адрес
предприятия-изготовителя, его товарный знак (товарная марка), год и месяц изготовления,
порядковый производственный номер и др.

Настоящий стандарт предназначен для унификации структуры
маркировки и распространяется на СЧ, изготовленные после даты введения в
действие настоящего стандарта.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на
следующие стандарты:

Единая система конструкторской документации. Виды изделий

Единая система конструкторской документации. Указания на чертежах
о маркировании и клеймении изделий

Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования

Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и
определения


При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные
стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным
в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании
настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)
стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с
соответствующими определениями:

3.1 составные части: Агрегаты, узлы и детали,
предназначенные для обязательной установки на всех экземплярах ТС (одной
модели).

3.2 принадлежности (дополнительное оборудование): Дополнительные
устройства, предназначенные для установки на ТС с целью улучшения их
потребительских свойств и не предназначенные для обязательной установки на всех
экземплярах ТС (одной модели).

3.3 транспортные средства: Автомототранспортные средства и
колесная самоходная техника других видов.

3.4 международный идентификационный код изготовителя ТС -World Manufacturer Identifier, WMI (далее — код ):
Первый раздел кода ,
обозначающий изготовителя ТС. Код WMI присваивают изготовителю ТС для целей идентификации данного
изготовителя. Код при
использовании совместно с остальными разделами кода VIN обеспечивает неповторяемость последнего для
всех произведенных в течение 30 лет ТС во всех государствах мира.

3.5 идентификационный номер (код) составной части (далее —
НСЧ-код): Структурная комбинация знаков, присваиваемая составной части или
принадлежности (дополнительному оборудованию) ТС для целей их идентификации.

3.6 международный идентификационный код изготовителя составной части —
World Parts Manufacturer Identifire, WPMI (далее — WI-код):
Первые четыре знака НСЧ-кода, обозначающие изготовителя составной части и (или)
принадлежности (дополнительного оборудования) ТС. WPMI-код позволяет однозначно идентифицировать
изготовителя в любой стране мира в течение не менее 30лет.

3.7 изготовитель: Организация независимо от ее организационной
формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для
реализации потребителям.

4 Требования к структуре и содержанию НСЧ-кода

4.1 НСЧ-кодсодержит18 знаков, в качестве
которых используют арабские цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита, за
исключением букв I, O и Q.

4.2 На первых четырех знаках НСЧ-кода должен быть приведен
четырехзначный WPMI-код.

4.3 Знаки НСЧ-кода с 5-го по 10-й включительно используются
для кодировки основных признаков СЧ. Выбор знаков для кодирования и их
последовательность определяет изготовитель.

4.4 На 11-м знаке НСЧ-кода, как правило, указывается год
выпуска СЧ. Код для обозначения года выпуска СЧ должен присваиваться в
соответствии с приложением А.

4.5 Знаки НСЧ-кода с 12-го по 18-й включительно используются
для простановки серийного номера конкретной СЧ с учетом требований пункта 1
примечания к 5.3.

4.6 Знаки идентификационного номера с 15-го по 18-й
включительно должны быть только арабскими цифрами.

5 Основные и специальные характеристики WPMI-кода

5.1 WPMI-код должен содержать четыре буквенно-цифровых
символа.

5.2 WPMI-коды учитывает и контролирует Международное
агентство под наблюдением Международной организации по стандартизации (ИСО).


В настоящее время функции такого агентства возложены на Общество автомобильных
инженеров — Society of Automotive Engineers
(SAE),находящееся по
адресу: 400,Commonwealth Drive,Warren-dale, PA 15096-0001, USA.

5.3 WPMI-код изготовитель СЧ
формирует самостоятельно, если изготовитель СЧ является также изготовителем ТС
и имеет код WMI (3.1.4 ГОСТ Р 51980) с признаком
годового объема производства ТС до 500 шт. или свыше (3.1.6.3 ГОСТ Р 51980).

В этом случае правила формирования WPMI-кода следующие:

— в качестве трех первых символов применяются три символа
кода WMI;

— четвертым символом должна быть цифра «0»;

1 Комбинацию трех символов, идентифицирующих конкретного
изготовителя ТС с признаком годового объема производства ТС менее 500 шт.
(3.1.6.3 ГОСТ Р 51980), проставляют на 12, 13, 14 позициях НСЧ-кода.

2 Если изготовитель ТС имеет два кода WMI (с признаком годового объема
производства ТС более и менее 500 шт.), то при формировании WPMI-кода такой
изготовитель может применить один из кодов WMI по своему усмотрению.

5.4 Если изготовитель СЧ не является изготовителем ТС, то
WPMI-код присваивает компетентный орган страны по следующим правилам:

— в качестве двух первых символов применяются комбинации
символов, закрепленных за Российской Федерацией Международным агентством
(3.1.6.1 и 3.1.6.2 );

— в качестве третьего и четвертого символов должны
использоваться буквы и цифры по 4.1, кроме цифры «9» для третьего символа и цифры
«0» для четвертого символа.


В Российской Федерации компетентным органом страны по присвоению WPMI-кодов
является Федеральное государственное унитарное предприятие Центральный
научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (ФГУП «НАМИ»),
который одновременно является компетентным органом страны по присвоению кодов WMI по и находится по адресу: 125438 г. Москва, Автомоторная ул., 2.

5.5 WPMI-код, присвоенный изготовителю, не должен быть
повторно присвоен другому изготовителю, по крайней мере, в течение 30 лет после
последнего года, когда этот код был использован.

5.6 Если изготовитель изменяет свои юридические наименование
и (или) адрес, то он должен направить в адрес компетентного органа страны,
присвоившего WPMI-код, официальный запрос о присвоении нового или
перерегистрации WPMI-кода. Решение о присвоении нового или перерегистрации
WPMI-кода принимает компетентный орган страны, присвоивший WPMI-код.

6 Требования к маркированию НСЧ-кодом

6.1 Маркирование НСЧ-кодом выполняет изготовитель СЧ.

НСЧ-код, формируемый изготовителем, не должен повторяться в
течение всего срока выпуска СЧ и должен быть уникальным в течение, по крайней
мере, 30 лет.


В случае изготовления СЧ последовательно несколькими предприятиями наличие
маркировки изготовителя конечного изделия является обязательным. Допускается
наличие маркировки на промежуточных этапах. Такая маркировка может служить
дополнительным идентификационным признаком конечного изделия.

6.2 Маркированию НСЧ-кодом подлежат:

6.2.1 Принадлежности (дополнительное оборудование) ТС.

6.2.2 Составные части ТС:

а) двигатели внутреннего сгорания;

б) шасси, кабины, кузова и блоки двигателей внутреннего
сгорания, выпущенные в обращение изготовителями ТС в качестве сменных
(запасных) частей или в качестве покупных изделий, применяемых другими
предприятиями в составе новых конструкций изделий;

в) СЧ, разработанные предприятиями как взаимозаменяемые с
аналогичными оригинальными СЧ (разработанными в составе ТС), но отличающиеся от
них по конструкции и выпущенные в обращение в качестве сменных (запасных)
частей;

г) СЧ, изготовленные предприятиями по дубликатам КД,
полученным от изготовителей ТС, и поставляемые в порядке кооперирования или как
покупные по .

Примечание — Необходимость маркирования НСЧ-кодом СЧ,
выпущенных изготовителями ТС в качестве сменных (запасных) частей (кроме приведенных
в перечислениях а) и б) 6.2.2), устанавливается изготовителем ТС
самостоятельно или в договоре (контракте ит. п.) на поставку СЧ между
изготовителем ТС и продавцом1 СЧ.

Организация
независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный
предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи (в
редакции Федерального закона от 17.12.1999 № 212-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в закон Российской Федерации «О защите прав
потребителей»»).

6.3 НСЧ-код должен быть нанесен непосредственно на СЧ
(неотъемлемую часть, деталь функциональной составной части конструкции) не
менее чем в одном месте.

1 Двигатели внутреннего
сгорания маркируют НСЧ-кодом на блоке. На раме шасси и кабине грузового
автомобиля, на кузове легкового автомобиля, выпущенных в обращение
изготовителями ТС по перечислению б) 6.2.2, НСЧ-код должен быть
нанесен, по возможности, в передней части, с правой стороны.

2 Нанесение НСЧ-кода
непосредственно на СЧ допускается не выполнять, если это конструктивно
недопустимо или технологически невозможно. В этом случае НСЧ-код должен быть
приведен на ярлыке (бирке, упаковке и т. п.) и в товаросопроводительной
документации.

6.4 НСЧ-код должен быть нанесен четко, способом,
обеспечивающим его долговечность и исключающим легкое изменение его знаков.

6.5 НСЧ-код следует наносить на поверхность, не имеющую
следов механической обработки.


Допускается нанесение НСЧ-кода на поверхность, имеющую следы механической
обработки, предусмотренной технологическим процессом.

6.6 Не допускается уничтожение и (или) изменение НСЧ-кода
при проведении ремонта СЧ и ТС.

6.7 Высота буквенных
и цифровых знаков, используемых в маркировке СЧ, должна быть не менее:

— 7 мм — для шасси,
рамы, кабины или кузова ТС;

— 4 мм — для
двигателей внутреннего сгорания и их блоков;

— 2 мм — для других
СЧ.

Шрифт буквенных
знаков изготовитель выбирает из типов шрифтов, установленных в нормативных
документах, с учетом принятого технологического процесса.

В любом случае
знаки, используемые при нанесении маркировки, должны быть легко читаемыми,
долговечными и трудноизменяемыми на аналогичные по начертанию знаки.

6.8 НСЧ-код
наносится на СЧ без пробелов между знаками и может быть представлен в виде
одной или двух строк.

При нанесении
НСЧ-кода на СЧ в две строки каждая строка должна содержать девять знаков, а в
начале и в конце строк должен быть проставлен разделитель, который
устанавливается изготовителем СЧ.


В качестве разделителя должен применяться символ, знак или ограничительная
рамка, которые не должны являться ни одним из используемых в НСЧ-коде знаков и
должны быть такими, чтобы их нельзя было спутать с арабскими цифрами или
латинскими буквами.

В технических документах НСЧ-код должен быть изображен в
одну строку без пробелов и разделителей.

6.9 Содержание,
способ маркировки и место нанесения маркировки должны быть установлены в
технических документах на СЧ по , а также в эксплуатационном документе (паспорте, инструкции по
эксплуатации и т. п.), прикладываемом к каждому СЧ.

Приложение
А
(обязательное)

Коды для обозначения года выпуска (модельного
года)

Ключевые слова: составные части транспортных средств,
маркировка, принадлежности транспортных средств, идентификационный номер, WPMI

Предисловие

1. Разработан Федеральным казенным учреждением «Научный центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФКУ «НЦ БДД МВД России»).

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения».

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 февраля 2019 г. № 25-ст.

4. Взамен ГОСТ Р 50574-2002.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru).

Настоящий стандарт распространяется на автомобили, автобусы и мотоциклы (далее – транспортные средства), оборудованные в соответствии с назначением и принадлежащие оперативным службам:

а) скорой медицинской помощи;

б) пожарной охраны;

г) военной автомобильной инспекции (ВАИ);

е) органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России);

ж) следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

и) военной полиции Вооруженных сил Российской Федерации;

к) Войск национальной гвардии Российской Федерации.

Стандарт устанавливает общие требования к цветографическим схемам наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб и их элементам, а также технические требования к устанавливаемым специальным световым и звуковым сигналам.

Настоящий стандарт в части требований к специальным световым (проблесковым маячкам синего цвета) и звуковым сигналам также распространяется на транспортные средства министерств, ведомств и организаций по перечню, утверждаемому законодательными актами Российской Федерации, на которые при отсутствии цветографических схем могут устанавливаться специальные световые и звуковые сигналы.

На наружных поверхностях транспортных средств оперативных служб надписи и рисунки рекламного содержания не допускаются.

Не допускается использование согласно настоящему стандарту цветографических схем, специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах, не относящихся к оперативным службам.

Стандарт не распространяется на транспортные средства оперативных служб, не предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.

Требования стандарта направлены на выделение и идентификацию транспортных средств оперативных служб в транспортном потоке для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении ими неотложных служебных заданий, а также на унификацию их цветового оформления.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения;

ГОСТ 19715 Эмблема Красного Креста. Форма, размеры и порядок применения;

ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 величина освечивания: Произведение силы света (кд) на время свечения (с) источника света.

3.2 декоративные полосы: Горизонтальные полосы контрастирующего цвета по отношению к основному цвету транспортного средства, нанесенные на боковые и иные его поверхности, являющиеся отличительным признаком, который обеспечивает мгновенное зрительное восприятие транспортного средства и выделение его из общего транспортного потока.

3.3 доминирующая длина волны: Длина волны, которая расположена в центре тяжести кривой спектрального распределения энергии.

3.4 информационные надписи: Надписи, содержащие текстовую информацию о ведомственной принадлежности и/или функциональном назначении транспортного средства.

3.5 контрастирующие цвета цветографической схемы: Цвета декоративных полос, отличающиеся от основного цвета транспортного средства по трем параметрам восприятия: цветовому тону, насыщенности и светлоте.

3.6 насыщенность: Свойство зрительного восприятия человека, позволяющее оценивать пропорцию чистого хроматического (спектрального или пурпурного) цвета, заключающуюся в полном цветовом ощущении.

3.7 опознавательные знаки: Графическое изображение информации, информирующее о ведомственной принадлежности и/или функциональном назначении транспортного средства; к опознавательным знакам относятся гербы, эмблемы, логотипы и т. п.

3.8 основной цвет цветографической схемы: Цвет покрытия, занимающего наибольшую площадь наружной поверхности транспортного средства.

3.9 продолжительность свечения: Период времени, в течение которого сила света вспышки специального светового сигнала превышает 10% максимальной силы света.

3.10 светлота: Свойство зрительного ощущения, вследствие которого тело кажется пропускающим или рассеивающим более или менее значительную часть падающего на него света; психофизиологически это свойство близко фотометрической величине – коэффициенту яркости.

3.11 специальный звуковой сигнал: Устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве звукового сигнала, отличаясь от него спектральным составом издаваемых звуков, и устанавливается в/на транспортное средство дополнительно.

3.12 специальный световой сигнал (проблесковый маячок): Устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов установленных цветов, частоты мигания и продолжительности свечения; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора и устанавливается на него дополнительно.

3.13 угол видимости: Угол в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения, в пределах которого световой сигнал, подаваемый проблесковым маячком, не экранируется деталями транспортного средства, на котором он установлен.

3.14 цветовой тон: Свойство зрительного ощущения человека, определяемое словами: «синий», «зеленый», «желтый» и т. п. ; психофизиологически это свойство близко колориметрической величине – доминирующей длине волны.

3.15 цветографическая схема: Графическое изображение компоновки, конфигурации и композиционной взаимосвязи основного цвета, декоративных полос, опознавательных знаков и информационных надписей, нанесенных на наружные поверхности транспортных средств.

3.16 световозвращение: Отражение светового потока, возвращающегося в направлении, близком направлению его излучения.

3.17 световозвращающие пленки: Самоклеящиеся пленки, обладающие способностью отражать свет в направлениях, близких к направлению его падения.

3.18 удельный коэффициент световозвращения (R’): Количество света, отраженное 1 м2 поверхности световозвращающего материала в сторону глаз водителя транспортного средства от фары транспортного средства.

3.19 флуоресцентный материал: Материал, обеспечивающий высокую видимость в дневное время.

Требования к цветографическим схемам

4.1 Состав цветографических схем

4.1.1 Цветографические схемы наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб состоят из следующих элементов:

а) основного цвета наружных поверхностей транспортного средства;

б) декоративных полос;

в) информационных надписей;

г) опознавательных знаков.

4.1.2 Цветографические схемы транспортных средств оперативных служб должны соответствовать рисункам приложения А.

1 Транспортные средства (включая их марки и модели) изображены условно.

2 На транспортных средствах полиции, Госавтоинспекции и Военной автоинспекции допускаются любые цветографические схемы, примеры которых приведены на рисунках А.10 – А.20, с соответствующими наименованию службы надписями. При этом правую дверь салона кузова-фургона транспортного средства, изображенного на рисунке А.16, в контрастирующий цвет, соответствующий цвету декоративных полос, не окрашивают. Для транспортных средств, изображенных на рисунке А.18, вместо панельной краски допускается применение декоративных полос. На транспортные средства, имеющие информационные надписи: «Госавтоинспекция», «ДПС», «Военная автоинспекция», «ВАИ», дополнительно к проблесковым маячкам со световыми сигналами синего цвета могут устанавливаться проблесковые маячки со световыми сигналами красного цвета.

4.1.3 На правую и левую стороны транспортных средств наносят одинаковые по виду, цвету, размеру и размещению цветографические схемы.

4.1.4 Рама и детали ходовой части, передний и задний буфера безопасности (за исключением транспортных средств противопожарной службы), подножки кабин, диски колес, элементы дополнительного оборудования кузова (кронштейны и корпуса зеркал заднего вида, противотуманных фар, фонарей и прожекторов) могут иметь покрытие, выполненное предприятием – изготовителем транспортного средства, шасси или этих изделий.

1 Допускается не наносить цветографические схемы на детали кузова, заводская комплектация которых предусматривает их установку в неокрашенном виде.

2 Допускается не наносить декоративные полосы на решетки радиаторов и элементы оборудования, установленного на буферах безопасности транспортного средства.

4.2 Цвета основные и декоративных полос

4.2.1 Основные цвета покрытий наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб должны соответствовать указанным в таблице 1.

Примечание – Цветометрические характеристики лакокрасочных покрытий наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб и рекомендуемые цвета лакокрасочных материалов приведены в приложении В.

Цвета покрытия наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб

Вид оперативной службыОсновные цвета покрытияЦвета декоративных полос

Скорая медицинская помощь:

а) автомобили классов A и BБелыйЛимонный1Красный

б) автомобили класса C (реанимобили)Лимонны(флуоресцентный)Красный

Полиция, Госавтоинспекция3Белый или серый4Синий

Военная автомобильная инспекция:

а) легковые автомобили, маломестные автобусыБелый4Синий

б) легковые и грузопассажирские автомобили повышенной проходимостиЗащитныйБелый4Синий

в) грузовые автомобили и мотоциклыЗащитныйСиний

Аварийно-спасательные службыБелый4Двухцветный:оранжевый, синий5

Органы Федеральной службы безопасности:

а) пресечение террористических актовЧерныйТрехцветный:«белый-синий-красный»6

в) пресечение нарушений режима государственной границы Российской ФедерацииСветло-серыйЧерныйЗеленыйДвухцветный:зеленый, синий7

Следственные органы Следственного комитета Российской ФедерацииСинийЧерныйКрасный

Военная полиция Вооруженных сил Российской Федерации (легковые автомобили, маломестные автобусы, легковые и грузопассажирские автомобили повышенной проходимости, грузовые автомобили)ЗащитныйКрасный и белый

Войска национальной гвардии Российской ФедерацииСерый4Серый или белый4Рубиново-красныйСиний

1Допускается по согласованию с заказчиком.2Допускается окраска передних дверей грузовых автомобилей в цвета декоративных полос.3Для легковых автомобилей и маломестных автобусов полиции и Госавтоинспекции допускается использование в качестве основного цвета бежевый с номером RAL-1000, RAL-1001, RAL-1002, RAL-1011 по Картотеке образцов цвета RAL.4Для автомобилей ВАИ, полиции, Госавтоинспекции, МЧС России и Войск национальной гвардии Российской Федерации допускается использовать в качестве основного цвета светло-серебристый типа металлик.5Полоса синего цвета имеет ширину не более 1/4 от ширины декоративной полосы оранжевого цвета и наносится вдоль ее оси симметрии.6Декоративные полосы, равные по ширине, размещаются одна под другой.7Полоса зеленого цвета имеет ширину не более 3/5 ширины декоративной полосы синего цвета и наносится вдоль ее оси симметрии.

4.2.2 Цветовые сочетания основные и декоративных полос могут быть любыми из приведенных в таблице 1 для оперативной службы конкретного вида, но должны быть одинаковы для всех наружных элементов одного транспортного средства.

4.2.3 Для нанесения декоративных полос используют самоклеящиеся пленки, в том числе световозвращающие, а также лакокрасочные материалы в соответствии с нормой цветности, указанной в таблице В.1 приложения В.

Цвета декоративных полос, выполненных с использованием самоклеящихся пленок, должны находиться в пределах зоны, ограниченной координатами цветности, указанными в таблице 2 для соответствующего минимального коэффициента яркости.

Примечание – Для нанесения декоративных полос на транспортные средства полиции, скорой медицинской помощи, а также пожарной охраны используют только световозвращающие пленки.

Цветометрические характеристики декоративных полос

Цвет покрытияКоординаты цветности угловых точек допустимых цветовых областейМинимальный коэффициент яркости Yмин, %

4.2.4 Ширина декоративных полос, нанесенных на боковые поверхности грузовых автомобилей и автобусов, должна быть от 150 до 230 мм. Ширину декоративных полос, наносимых на боковые поверхности легковых и грузопассажирских автомобилей, определяют с учетом конфигурации указанных поверхностей.

4.2.5 Ширина каждой из двух параллельных декоративных полос, нанесенных на переднюю и заднюю части транспортного средства симметрично относительно его продольной оси, должна быть от 120 до 180 мм с расстоянием между полосами (90 +/– 5) мм.

4.3 Информационные надписи и опознавательные знаки

4.3.1 Информационные надписи и опознавательные знаки (за исключением гербов и эмблем), наносимые на поверхности транспортного средства, имеющие основной цвет, должны иметь цвет декоративной полосы: на декоративной полосе белого цвета – основного цвета; на декоративной полосе прочих цветов – белого цвета.

1 Цвет информационных надписей и опознавательных знаков, наносимых на транспортные средства с трехцветной или двухцветной декоративной полосой, настоящим стандартом не регламентируют, а устанавливают нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и организаций, в структуру которых входят соответствующие оперативные службы (за исключением транспортных средств аварийно-спасательных служб), исходя из условий обеспечения восприятия и контрастности надписей и знаков по отношению к основному цвету транспортного средства.

2 На трехцветную и двухцветную декоративные полосы (за исключением декоративных полос транспортных средств, используемых для проведения неотложных действий по пресечению нарушений режима государственной границы Российской Федерации), информационные надписи и опознавательные знаки не наносят.

4.3.2 Способ нанесения информационных надписей и опознавательных знаков не нормируют. При их нанесении методом окрашивания должны выполняться требования раздела 5.

4.3.3 Изображения и цвета гербов и эмблем должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов о порядке их применения, описании и изображении.

4.3.4 Содержание информационных надписей и опознавательных знаков – согласно таблице 3.

Вид оперативной службыИнформационная надпись и опознавательный знакВысота букв, мм, не менее

а) автомобили линейной службы«СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ», наименование медицинской организации и гаража (номер станции, подстанции), эмблема «Красный Крест»1

б) автомобили специализированной помощи (реанимобили)«СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ», «РЕАНИМАЦИЯ», наименование медицинской организации и гаража (номер станции, подстанции), эмблема «Красный Крест»1

а) автомобили МЧС Россииномер пожарной части, геральдический знак – эмблема МЧС России

территориальная или иная принадлежность, буквенно-цифровое обозначение автомобиля, телефоны вызова2

ведомственная, территориальная или иная принадлежность, буквенно-цифровое обозначение автомобиля, телефоны вызова260

Полиция«ПОЛИЦИЯ», буквенно-цифровое обозначение автомобиля3

Военная автомобильная инспекция«ВОЕННАЯ АВТОИНСПЕКЦИЯ»60

или «ВАИ»4; геральдический знак – эмблема федеральных органов исполнительной власти в которых федеральным законом предусмотрена военная служба5200

а) МЧС России«МЧС РОССИИ»; геральдический знак – эмблема МЧС России, территориальная или иная принадлежность, буквенно-цифровое обозначение автомобиля, телефоны вызова2

Органы Федеральной службы безопасности6:60

а) пресечение террористических актовИнформационные надписи не регламентируются

б) разминирование«ФСБ РОССИИ», геральдический знак – эмблема органов Федеральной службы безопасности7

в) пресечение нарушений режима государственной границы Российской Федерации«ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА ФСБ РОССИИ»8, геральдический знак – эмблема органов Федеральной службы безопасности7

Следственные органы Следственного комитета Российской Федерации«СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» или «СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ», геральдический знак – эмблема Следственного комитета Российской Федерации9

«ВП»10,буквенное обозначение территориальной принадлежности, телефон доверия и геральдический знак – эмблема Вооруженных сил Российской Федерации6200

Войска национальной гвардии Российской Федерации«РОСГВАРДИЯ» и геральдический знак – эмблема Войск национальной гвардии Российской Федерации11 (для транспортных средств с рубиново-красным цветом контрастирующих декоративных полос или панелей);«ПОЛИЦИЯ», геральдический знак – эмблема Войск национальной гвардии Российской Федерации и буквенно-цифровое обозначение автомобиля11 (для транспортных средств с синим цветом контрастирующих декоративных полос или панелей)60

1Номенклатура дополнительных информационных надписей и опознавательных знаков определяется органами здравоохранения; эмблему «Красный Крест» по ГОСТ 19715 наносят на боковые поверхности автомобилей в качестве опознавательного знака, а также на крышу симметрично продольной оси транспортного средства в местах, обеспечивающих ее видимость сверху. Яркость эмблемы на крыше автомобиля должна быть не менее яркости декоративных полос, а ее размеры – вписываться в квадрат со стороной не менее 400 мм.2Номенклатуру дополнительных информационных надписей и опознавательных знаков, их размеры (за исключением высоты букв) и правила размещения на транспортном средстве устанавливает соответствующая аварийно-спасательная служба.Геральдический знак – эмблему МЧС России допускается наносить в качестве опознавательного знака только на автомобили МЧС, его размеры и правила размещения определяет МЧС России.3На боковые поверхности автомобилей и автобусов допускается также наносить информационные надписи: «ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ», «ЛАБОРАТОРИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ», «ЛАБОРАТОРИЯ ДОРОЖНАЯ», телефон доверия, телефон дежурной части, наименование города, наименование территориального органа МВД России или строевого подразделения.В средней части двери кабины (передней двери) наносится опознавательный знак в виде геральдического знака. Высота геральдического знака не должна превышать 1/2 средней части двери кабины (передней двери).4Надпись «ВОЕННАЯ АВТОИНСПЕКЦИЯ» наносят на боковые двери легковых и грузопассажирских автомобилей, маломестных автобусов, а также задние части грузопассажирских автомобилей, маломестных автобусов; надпись «ВАИ» – на капот и крышку багажника легковых автомобилей, ветровой щиток обтекателя и задние части бокового прицепа к мотоциклам, а также на капот полноприводных легковых и грузопассажирских автомобилей, маломестных автобусов и боковые двери кабины грузовых автомобилей. Номенклатуру дополнительных информационных надписей, их размеры (за исключением высоты букв) и способы их размещения на транспортном средстве определяют федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.5Геральдический знак – эмблему федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, наносят на боковые поверхности транспортных средств в качестве опознавательного знака государственной принадлежности. Размеры и место положения геральдического знака определяет федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.6Номенклатуру дополнительных информационных надписей и опознавательных знаков, их размеры (за исключением высоты букв) и размещение на транспортном средстве устанавливает Федеральная служба безопасности Российской Федерации.7Геральдический знак – эмблему органов Федеральной службы безопасности наносят на транспортные средства в качестве опознавательного знака, его размеры и правила размещения определяет Федеральная служба безопасности Российской Федерации.8На грузовые автомобили информационные надписи могут не наноситься.9Геральдический знак – эмблему Следственного комитета Российской Федерации наносят на транспортные средства в качестве опознавательного знака, его размеры и правила размещения определяет Следственный комитет Российской Федерации.10Надпись «ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ» наносится на боковые двери легковых и грузопассажирских автомобилей, маломестных автобусов, а также задние части грузопассажирских автомобилей, маломестных автобусов, грузовых автомобилей; надпись «ВП» – на капот легковых, грузопассажирских, грузовых автомобилей и маломестных автобусов. Номенклатуру дополнительных информационных надписей, их размеры (за исключением высоты букв) и способы их размещения на транспортном средстве определяет Министерство обороны Российской Федерации.11Номенклатуру дополнительных информационных надписей и опознавательных знаков, их размеры (за исключением высоты букв) и способы их размещения на транспортном средстве устанавливает федеральная служба Войск национальной гвардии Российской Федерации.Геральдический знак – эмблему Войск национальной гвардии Российской Федерации наносят на транспортные средства в качестве опознавательного знака, его размеры и правила размещения определяет федеральная служба Войск национальной гвардии Российской Федерации.

4.3.5 Информационные надписи должны быть на русском языке и могут быть дублированы на государственном языке республики в составе Российской Федерации.

4.3.6 Написание букв на русском языке и цифр – в соответствии с приложением Б, а на других языках – согласно ГОСТ Р 52290.

Требования к покрытиям

5.1.1 Транспортные средства оперативных служб, кроме автобусов и грузовых автомобилей, должны окрашиваться в основной цвет автомобильными синтетическими эмалями высокотемпературной сушки (от 120 до 145 °C). При ремонте они могут окрашиваться синтетическими эмалями пониженной температурной (от 60 до 80 °C) и воздушной (20 °C) сушки.

Автобусы и грузовые автомобили могут окрашиваться эмалями пониженной температурной и воздушной сушки.

5.1.2 Не допускается получение требуемых цветов путем смешения эмалей разных марок.

5.2 Лакокрасочные покрытия

5.2.1 Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей транспортных средств по внешнему виду должны быть не ниже класса II по ГОСТ 9.032.

5.2.2 При нанесении цветографических схем методом окрашивания линии стыка (контура) эмалей разных цветов должны быть четкими и ровными. Потеки эмали не допускаются.

5.2.3 Технические требования к окрашиваемым поверхностям, маркам лакокрасочных и пленочных материалов, а также способы их нанесения (окрашивание, клейка, аппликация, декалькомания, шелкография и т. д.) должны быть указаны в «Картах цветографического решения», включаемых в состав нормативной документации на транспортные средства оперативных служб.

5.3 Самоклеящиеся пленки

5.3.2 Оценка стойкости самоклеящихся пленок к механической мойке и ударным нагрузкам приведена в приложении Г.

Примечание – Соответствие требованиям по стойкости самоклеящихся пленок по 5.3.1 и их световозвращению по 5.3.3 подтверждается изготовителем (поставщиком) пленок.

Минимальные значения коэффициента световозвращения R’

Угол наблюдения αУгол падения β2Минимальные значения R’ для пленок цвета

Требования к специальным световым и звуковым сигналам

6.1 Оснащение сигналами

6.1.1 Транспортные средства оперативных служб оснащаются специальными световыми и звуковыми сигналами в порядке, определенном нормативными правовыми актами.

6.1.2 Проблесковый маячок должен устанавливаться на крышу транспортного средства или над ней. При этом угол видимости специального светового сигнала в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения света, должен быть равен 360°.

Проблесковые маячки в других местах транспортного средства устанавливать не допускается. Способы установки проблескового маячка должны обеспечивать надежность его крепления на всех режимах движения и торможения транспортного средства.

1 Допускается установка на одно транспортное средство более одного проблескового маячка.

2 Для транспортных средств на шасси грузовых автомобилей, а также транспортных средств Госавтоинспекции, органов Федеральной службы безопасности и Военной автоинспекции, сопровождающих колонны транспортных средств, допускается уменьшение угла видимости проблескового маячка до 180°, при условии видимости его со стороны передней части транспортного средства.

3 На транспортные средства на шасси грузовых автомобилей допускается устанавливать дополнительные проблесковые маячки на крыше кузова или над ней.

6.1.3 Допускается применение проблесковых маячков, конструктивно объединенных в одном корпусе с излучателем звука специального звукового сигнала, при условии обеспечения соответствия каждого устройства в отдельности требованиям настоящего стандарта. Такие объединенные устройства должны устанавливаться на крыше транспортного средства и приводиться в действие с помощью одного блока управления.

6.1.4 Допускается установка излучателей звука специальных звуковых сигналов в подкапотном пространстве передней части транспортного средства.

6.1.5 При установке блоков управления устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов в салоне (кабине) транспортного средства должны выполняться требования по обеспечению внутренней пассивной безопасности.

6.1.6 Транспортные средства, не имеющие специальных цветографических схем, нанесенных на наружные поверхности, могут быть в установленных случаях оборудованы специальным звуковым сигналом и одним проблесковым маячком синего цвета высотой не более 230 мм и диаметром основания корпуса не более 200 мм.

6.2 Требования к световым сигналам

6.2.1 Проблесковые маячки транспортных средств оперативных служб всех видов должны быть синего цвета.

На транспортных средствах Госавтоинспекции, органов Федеральной службы безопасности и Военной автоинспекции дополнительно с проблесковыми маячками синего цвета могут применяться маячки красного цвета.

6.3 Требования к звуковым сигналам

6.3.1 Специальный звуковой сигнал должен иметь изменяющуюся основную частоту. Изменения основной частоты должны быть от 150 до 2000 Гц.

6.3.2 Продолжительность цикла изменения основной частоты специального звукового сигнала – от 0,5 до 6,0 с.

6.3.3 Уровень звукового давления сигнального устройства при подаче специального звукового сигнала не должен быть ниже:

116 дБ(А) – при установке излучателя звука на крыше транспортного средства;

122 дБ(А) – при установке излучателя звука в подкапотное пространство.

Примечание – Уровень звукового давления специального звукового сигнала измеряют на расстоянии 2 м от излучателя звука по оси, перпендикулярной плоскости его выходного отверстия.

6.3.4 Направление максимального уровня звукового давления специального звукового сигнала должно совпадать с продольной осью транспортного средства в направлении его движения вперед.

6.3.5 Допускается подача одним звуковым сигнальным устройством нескольких специальных звуковых сигналов, отличающихся основными частотами, формой и продолжительностью изменения основных частот.

6.3.6 Использование устройств для подачи звуковых сигналов с изменяющейся основной частотой (за исключением входящих в состав автомобильных охранных систем) на транспортных средствах, не относящихся к оперативным службам, запрещается.

Оцените статью
Маркировка-Про