ГОСТ Р 51045-2014 Рельсы для путей промышленного железнодорожного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ Р 51045-2014 Рельсы для путей промышленного железнодорожного транспорта. Общие технические условия Маркировка

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 31 октября 2013 г. N 2334р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ВЕДЕНИЯ РЕЛЬСОВОГО ХОЗЯЙСТВА ОАО «РЖД»

Для проведения системной работы в рельсовом хозяйстве путевого комплекса.
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2014 года прилагаемое Положение о системе ведения рельсового хозяйства ОАО «РЖД» (далее — Положение). 2. Начальникам дирекций инфраструктуры, дирекций по ремонту пути обеспечить в установленном порядке изучение с причастными прилагаемого Положения.

Вице-президент ОАО «РЖД»
А.В.Целько

УТВЕРЖДЕНО распоряжением ОАО «РЖД»
от 31 октября 2013 г. N 2334р

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ВЕДЕНИЯ РЕЛЬСОВОГО ХОЗЯЙСТВА ОАО «РЖД»

1. Общие положения

2.  Маркировка рельсов

3. Входной контроль рельсов на предприятиях

4.  Оптимальные сферы применения рельсов

5. Сварка рельсов

6.  Эксплуатация рельсов и ремонт их в пути

Интенсивность бокового износа рельсов

С учетом интенсивности бокового износа рельсов окончательное решение о целесообразности и схемах перекладки принимается комиссионно по результатам оценки их состояния.
Для выбора схемы и возможности перекладки плети не ранее чем за 10-15 дней до ее выполнения производится оценка ее состояния. По результатам осмотров формируются ведомости. Ведомости осмотра составляются на все плети, перекладываемые с заменой рабочего канта. Особое внимание при осмотрах и дефектоскопировании перекладываемых плетей бесстыкового пути необходимо обращать на состояние сварных стыков, наличие коррозии подошвы рельсов и, соответственно, дефектов рельсов, классифицируемых по коду 69. Не допускаются к перекладке плети с дефектами по кодам 10.2, 11.2, 14, 17.2, 18, 40, 41.2, 46.3, 49, параметры которых требуют ограничения скорости движения поездов. Если указанные выше дефекты расположены вне конца плети (12,5 м и более от конца плети), то перед перекладкой плети они должны быть вырезаны, а плеть восстановлена сваркой. При наличии приведенных дефектов на концевых участках перекладываемой плети (не более 12,5 м) концы плетей должны быть обрезаны. Окончательное восстановление плети производится электроконтактной или алюмотермитной сваркой до ее перекладки.
Не допускаются к перекладке плети, которые имели хотя бы один излом по дефекту 69 или этот дефект был обнаружен при осмотре и дефектоскопировании плети перед ее планируемой перекладкой. Такие плети должны быть исключены из перекладки и заменены в плановом порядке. Запрещается перекладка плетей с заменой рабочего канта в пределах мостов и тоннелей и на подходах к ним.

7. Гарантии качества и надежности рельсов и сварных стыков

Гарантийная наработка категорий рельсов, выпущенных после 1 октября 2010 г.

Тип рельсов      Категория    рельсов             Норма гарантийной наработки,        млн. т брутто

Р75, Р65            В                  500                   425

Т1                 450                   320

СС                 500                   350

НЭ, НК               450                   320

Р65, Р65К           ИК                 500                   350

Гарантийная наработка рельсов, выпущенных до 1 октября 2010 г.

Тип рельсов  Категория рельсов         Норма гарантийной наработки,         млн. т брутто

650 м<R<=1000 м  R<=650 м

Р75, Р65           В               300            300            —

Т1, Т2            240            150           120

СС              310            190            —

НЭ, НК            280            170           140

Р65К           Т1, Т2             —             220           180

Р65 и Р65К          ИЭ               —              —            180

Срок гарантии сварных стыков устанавливается по количеству пропущенного по ним груза: для рельсов типа Р75 и Р65 — 150 млн. т брутто, а типов Р50 — 120 млн. т брутто, но не более пяти лет с момента поставки.
Для сварных стыков, сваренных из репрофилированных старогодных рельсов 1 группы — 120 млн.т.брутто, 2 группы — 100 млн. т брутто, стыков из рельсов, сваренных без ремонта: 1 группы — 75 млн. т.брутто, 2 группы — 50 млн. т. брутто, но во всех случаях не более пяти лет с момента укладки в путь после сварки.

8. Дефектоскопия рельсов в пути

9. Работа с рельсами при капитальном ремонте пути

10. Повторное использование рельсов

10.1.  Отбраковка рельсов, изъятых из пути
Старогодные рельсы перед плановой их заменой непосредственно в пути должны быть продефектоскопированы с применением ультразвуковых дефектоскопов, осмотрены, обмерены и замаркированы как годные для повторной укладки в путь без ремонта в РСП, с ремонтом в пути или в РСП непригодные для повторной укладки в путь. Группа годности рельсов устанавливается на месте их изъятия из пути, а отремонтированных в РСП или в пути — после завершения ремонта. Снимаемые из пути рельсы должны быть осмотрены, обмерены и замаркированы с разделением каждого типа рельсов на группы годности с учетом термоупрочнения. По данным результатам на основе адресного плана использования старогодных рельсов, снимаемых при всех видах ремонта, составляется баланс использования старогодных рельсов.
Основным критерием отнесения термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 к той или иной группе годности независимо от конструкции, класса, группы и категории пути, с которого они были сняты, является нормативная наработка тоннажа Тн. Нормативная наработка тоннажа Тн для рельсов первой укладки составляет:
для термоупрочненных рельсов категории Т1 типа: Р65 — 600 и 700 млн. т брутто, соответственно звеньевой и бесстыковой путь;
Р75 — 700 и 800 млн. т брутто, соответственно звеньевой и бесстыковой путь; Р50 и легче — 400 млн. т брутто;
для нетермоупрочненных рельсов нормативная наработка тоннажа уменьшается в 1,5 раза. Характеристики, определяющие группу годности старогодных рельсов, приведены в таблице 4.

┌──────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐ │                                          │ Предельная величина показателей │
│                                          │ критериев годности для рельсов  │ │                                          │     типов и групп годности      │
│         Наименование показателей         ├─────────────────────┬───────────┤ │                                          │      Р75, Р65       │   Р50 и   │
│                                          │                     │   легче   │ │                                          ├──────────┬──────────┼───────────┤
│                                          │    I     │    II    │     I     │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤
│                                          │  до 20%  │более 20% │           │ │Наработка тоннажа, млн. т бр.             │ сверх Тн │  до 50%  │  до 400   │
│                                          │          │ сверх Тн │           │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤
│Износ головки, мм, не более               │          │          │           │ │               вертикальный               │    6     │    6     │     5     │
│                 боковой                  │    6     │    8     │     5     │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤
│Глубина плавных вмятин и забоин на        │          │          │           │ │поверхности,                              │          │          │           │
│мм, не более                              │          │          │           │ │                 головки                  │    1     │    2     │     2     │
│                 подошвы                  │    3     │    4     │     4     │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤
│Плавный износ кромки подошвы от костылей, │    3     │    3     │     3     │ │мм, не более                              │          │          │           │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤ │Уменьшение толщины подошвы от коррозии,   │    3     │    3     │     2     │
│мм, не более                              │          │          │           │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤
│Равномерный наплыв металла на головке без │          │          │           │ │трещин и                                  │          │          │           │
│расслоений, мм, не более:                 │          │          │           │ │         со стороны рабочей грани         │    2     │    2     │     1     │
│        со стороны нерабочей грани        │    4     │    4     │     2     │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤
│Глубина волнообразного износа поверхности │          │          │           │ │катания головки на длине 1 м, мм, не более│   1,5    │   2,0    │    1,0    │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤ │Седловины, мм, не более                   │   1,5    │   2,0    │    1,0    │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤ │Вертикальное смятие головки в сумме с     │          │          │           │
│провисанием концов, мм, не более          │   1,5    │   2,0    │    1,0    │ ├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤
│Скрученность рельсов (доля от длины       │  1/5000  │  1/5000  │  1/5000   │ │рельса)                                   │          │          │           │
└──────────────────────────────────────────┴──────────┴──────────┴───────────┘

11.  Эксплуатация рельсов в условиях скоростного и высокоскоростного движения

На участках со скоростями движения более 140 км/час нормы износа рельсов и неровностей на поверхности их катания в эксплуатации не должны превышать значений, приведенных в таблице 5.

N    Характеристика износа, неровности        Размерность                 Значение

Допускаемые скорости, км/ч

Более 140 до 200  вкл        Более 200 до 250 вкл

1 Приведенный износ              мм              8,0                7,0

2 Вертикальный износ             мм              6,0                6,0

3 Боковой износ                  мм              6,0                4,0

4 Величина ступеньки в стыке     мм              1,0                1,0

5 Глубина волнообразной     неровности                     мм        1,0 (при длине   неровности до 1 м)    1,0 (при длине   неровности до 2 м)

6 Провисание концов, включая смятие и седловины             мм              1,0                1,0

7 Пробуксовка                    мм              0,5                0,3

Выкрашивание                   мм           0,5/1,5*            0,3/1,3*

Примечания: * — при длине (вдоль рельса) более 25 мм: в числителе — «широкий» дефект, ширина более 35 мм;
в знаменателе — «узкий» дефект, ширина от 6 до 35 (вкл.) мм; — при длине менее 25 мм независимо от ширины и глубины дефекта ограничение скорости не требуется.
Шлифование рельсов назначается при превышении средних значений глубин неровностей на поверхности катания головки на базе измерений 1,5 м, которые составляют для скоростей движения более 140 до 200 км/ч включительно — 0,4 мм, для скоростей движения более 200 до 250 км/ч включительно — 0,3 мм, а также после каждой сплошной замены рельсов. При этом неровности на поверхности катания головки рельса после шлифовки на базе измерений 1,5 м, не должны превышать для скоростей движения более 140 до 200 км/ч включительно — 0,10 мм, для скоростей движения более 200 до 250 км/ч включительно — 0,08 мм.
Не допускается перекладка рельсов с боковым износом головки с одной нити на другую или из кривых участков пути в прямые.

Перечень ссылочных нормативных документов

N пп          Наименование документа          Дата утверждения документа, номер

1 ГОСТ Р 51685-2000 Рельсы               
железнодорожные. Общие технические      условия                                 постановление Госстандарта России  
18 декабря 2000 г. N 378ст

2 Инструкция по применению старогодных  
материалов верхнего строения пути       распоряжение ОАО «РЖД» от 10      
февраля 2012 N 272р

3 СТО РЖД 1.08.002-2009 «Рельсы         
железнодорожные, сваренные              электроконтактным способом. Технические
условия»                                распоряжение ОАО «РЖД» от 19      
октября 2009 г. N 2111р

4 СТО РЖД 1.11.003-2009 Метод           
ультразвукового контроля сварных стыков рельсов                                 распоряжение ОАО «РЖД» от 13 мая  
2013 г. N 983р

5 Технологическая инструкция по           ультразвуковому контролю стыков        
алюминотермитной сварки рельсов в пути  распоряжение ОАО «РЖД» от 6 декабря
2011 г. N 2630р

6  Положение о системе неразрушающего     контроля рельсов и эксплуатации средств
рельсовой дефектоскопии в путевом       хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД»       распоряжение ОАО «РЖД» от 27       декабря 2012 г. N 2714р

7 Технические указания по шлифованию      рельсов                                 распоряжение ОАО «РЖД» от 22      
февраля 2011 г. N 388р

8 Условия гарантии качества              железнодорожных рельсов и порядка      
предъявления и рассмотрения претензий на рельсы, не соответствующие гарантийным 
обязательствам                          распоряжение ОАО «РЖД» от 28 июня 
2010 г. N 1386р

9 Инструкция по устройству, укладке,    
содержанию и ремонту бесстыкового пути  распоряжение ОАО «РЖД» от 29      
декабря 2012 N 2788р

10 Технические условиями на ремонт, сварку
и использование старогодных рельсов     «Рельсы железнодорожные старогодные»    утверждена МПС России от 10 октября
2003 N ЦПТ-80/350

На торец подошвы рельса наносят номер плавки, указанной на шейке рельса.

2. Маркировка старогодных рельсов

3. Срок службы рельсов

4. Признаки остродефектных рельсов

5. Признаки дефектных рельсов

Все новые рельсы маркируют на заводах, маркировка делается постоянной (клейменые) и временные (красками).

На одной стороне на средней линии шейки вдоль каждого рельса выкатываются выпуклые цифры и буквы высотой от 30 до 40мм в следующем порядке:

1) Т – Нижнетагильский завод (Т).

3,4) Года изготовления (91).

5) Затем идёт тип рельсов (Р-65) и обозначение головного конца стрелкой (ï).

6) Номер плавки в двух-шести местах по длине рельса на расстоянии не менее 1м от его концов, высотой 12мм (4213).

Знаки углублены в тело на 0,8-1,5мм. Расстояние между ними 20-40мм.

После окончания отделки рельсов на торце выбиваются следующие символы:

· для рельсов первого сорта 1 керн,1 знак ключ и молоток, серп и молот

· для рельсов второго сорта 2 знака керна и 2 знака ключ и молоток.

На торце, в нижней части шейки рельса, знак о закалке рельса:

· буква К – закалены только концы

· буква З – закалены по всей длине

На торце шейки выше знака о закалке наносят знаки головных и донных рельсов:

· 1-рельс прокатан из головной части слитка.

· x- из донной части слитка.

ГОСТ Р 51045-2014 Рельсы для путей промышленного железнодорожного транспорта. Общие технические условия

Маркировка класса закаленных рельсов

ГОСТ Р 51045-2014 Рельсы для путей промышленного железнодорожного транспорта. Общие технические условия

Для указания особенностей каждого рельса делают дополнительную маркировку красками:

1)На принятые рельсы 1-го сорта наносится обводка клейма по контуру несмываемой голубой краской у рельсов 1-ой группы, белого цвета у рельсов 2-ой группы.

2)Рельсы 1-го класса в верхней четверти рельса обозначаются поперечной полосой фисташкового цвета;2-го класса – желтой поперечной полосой.

На рельсах дополнительно указывается закалка. Вдоль «сырого» рельса на головке на расстоянии около 0,5м от торца наносится полоса шириной 20мм голубого (1-ой группы) и белого (2-ой группы).

Маркировка делится на товарную, отправительскую, транспортную и специальную.

Отправительская маркировка должна содержать реквизиты, определяющие принадлежность грузовых мест к определенной партии груза, следующей по накладной: дробь, числитель которой представляет собой номер места и знаки отправителя, а знаменатель – число мест; наименование отправителя и получателя; пункты отправления, перевалки (при смешанном сообщении), назначения.

Транспортная маркировка наносится отправителем на все грузовые места независимо от отправительской маркировки в виде дроби (или через тире): в числителе – порядковый номер, под которым отправка зарегистрирована в книге отправления; в знаменателе – число грузовых мест данной отправки. При перевозке груза транспортными пакетами до­полнительно па каждом из них должна быть нанесена марки­ровка в виде дроби: в числителе — порядковый номер пакета и его масса брутто, в знаменателе — количество мест в пакете и масса нетто пакета.

Наличие и правильность отправительской и транспортной маркировок проверяют путем сопоставления с данными грузовых документов.

Нанесение транспортной маркировки на грузовые места обусловлено требованиями, к основным из которых относятся (ГОСТ 14192 — 77):

· обеспечение сохранности груза при перегрузке, транспортировании и хранении посредством нанесения на грузовые места манипуляционных знаков, а в некоторых случаях – предупредительных надписей;

· установление взаимосвязи между грузом и сопровождающими его транспортными документами;

· соблюдение особых условий транспортирования и хранения груза.

Место и порядок расположения транспортной маркировки в качестве примера приведены соответственно на рис.3.1 и 3.2.

Специальная маркировка наносится отправителем на грузовые места, если они требуют особого обращения при погрузочно-разгрузочных работах, перевозке и хранении, и представляет собой условные знаки или короткие надписи. Наносится на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары, за исключением знаков «Стропить здесь», «Центр тяжести», которые следует наносить в обозначенных местах.

Маркировка наносится: на ящиках – на одной из боковых сторон; на мешках – в верхней части у шва; на тюках – на одной из боковых сторон; на кипах – на торцевой поверхности; на бочках и барабанах – на днище или на корпусе; на других видах тары и на грузах, не упакованных в тару – в наиболее удобных, хорошо просматриваемых местах. При перевозке металлических прутков, труб или других громоздких предметов, доставляемых в адрес нескольких получателей, допускается наносить маркировку на концы этих предметов масляной краской.

Система маркировки контейнеров, разработанная ISO (международный стандартный код ВIC – CODE) включает код владельца, серийный номер и код страны, информацию о размерах и типе контейнера. Применение международного кода позволяет по маркировке контейнера установить владельца или по коду владельца разыскать его контейнер.

При перевозке однородных грузов в адрес одного грузополучателя допускается нанесение маркировки не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех грузовых местах. В этом случае замаркированные грузовые места укладываются: в фургонах – у двери маркировкой наружу; на открытом кузове – в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного борта кузова маркировкой наружу.

При перевозке грузов навалом, насыпью или наливом маркировка не производится.

Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на способы обращения с грузом (рис. 3.3):

· «Осторожно, хрупкое» – знак наносят на хрупкие, ломкие, повреждающиеся при сотрясении и ударе грузы. Груз с таким знаком следует предохранять от ударов и падений;

· «Боится нагрева» — знак наносят на груз в том случае, если повышение температуры может привести к его повреждению или изменению свойств. Груз с таким знаком при транспортировании и хранении нельзя устанавливать близко к источникам тепла или на солнце;

· «Боится сырости» – знак наносят на груз, который должен быть предохранен от действия атмосферных осадков и воды. Груз с таким знаком нельзя транспортировать на открытых транспортных средствах без защиты и хранить под открытым небом, на земле без прокладок;

· «Боится излучения» – знак наносят на груз, если любой из видов лучистой энергии может влиять на свойства груза и изменять их;

· «Соблюдение интервала температур» – знак наносят на груз, если его транспортирование и хранение в другом интервале температур приводит к порче. Груз с таким знаком при транспортировании и хранении необходимо содержать в атмосферных условиях с указанным интервалом температуры;

· «Скоропортящийся груз» – знак наносят на груз, который при транспортировании и хранении не может находиться под влиянием высокой или низкой температуры и для его зашиты требуются соответствующие мероприятия (искусственное охлаждение или нагревание, проветривание и др.). Знак наносят на груз, который транспортируют в соответствии с правилами перевозок скоропортящихся грузов, установленными транспортными министерствами;

· «Герметичная упаковка» – знак наносят на груз, чувствительный к повреждению от воздействия окружающей среды. Груз с таким знаком при транспортировании и хранении запрещается открывать;

· «Крюками непосредственно не брать» – знак наносят на груз, когда повреждение упаковки крюками приводит к его порче или потере. Груз с таким знаком следует поднимать и перемещать без захвата крюком непосредственно за упаковку;

· «Место строповки» – знак наносят на груз в том случае, если для его подъема приложение строп (канатов, цепей) в другом месте опасно или приводит к повреждению изделия или упаковки. При подъеме груза стропы должны быть приложены в месте, указанном знаком;

· «Место подъема тележкой» – знак наносят на груз, если подъем тележкой в другом месте опасен или приводит к повреждению изделия или упаковки. При подъеме груза тележка должна быть подведена в месте, указанном знаком;

· «Верх, не кантовать!» – знак наносят на груз в том случае, если изменение его положения может привести к повреждению. Груз с таким знаком при транспортировании, хранении и перегрузочных работах всегда должен находиться в положении, при котором стрелки направлены вверх;

· «Центр тяжести» – знак наносят на груз, когда центр тяжести находится вне геометрического центра груза, а также когда высота груза превышает 1 м. Расположение знака следует учитывать при креплении груза на транспортных средствах и при выполнении перегрузочных работ;

· «Тропическая упаковка» — знак наносят на груз, когда повреждение упаковки при перегрузочных работах, транспортировании или хранении может привести к порче груза вследствие неблагоприятного воздействия тропического климата (в числителе Т – знак тропической упаковки, в знаменателе – месяц и год упаковывания, например 05 – 76);

· «Штабелировать запрещается» – знак наносят на груз, если не допускается штабелирование. На груз с таким знаком при транспортировании и хранении не допускается класть другие грузы;

· «Поднимать непосредственно за груз» – знак наносят на груз, если подъем стропом (поднимающим устройством) осуществляется непосредственно за груз. Груз с таким знаком при транспортировании и хранении не допускается поднимать за упаковку;

· «Открывать здесь» – знак наносят на груз, если место его открытия имеет определенное значение (например, отбор проб, испытание изделия и др.). Груз с таким знаком можно открывать только в указанном месте.

Манипуляционные знаки в зависимости от грузового места (упаковки) имеют размеры:

— 75 х 105 мм — при длине и ширине грузового включительно;

— 108 х 148 мм — при длине и ширине грузового места от 1 до 1,5 м;

— 148 х 210 мм — при длине и ширине грузового места свыше 1,5 м.

Знаки и надписи должны быть черного цвета на светлых поверхностях и белого или светло-желтого — на черных и темных.

Расположение знаков следует учитывать при креплении грузов на транспортных средствах и при выполнении перевозочных работ. Допускается применять предупредительные надписи в том случае, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом, например «Наверх не ставить» и др.

В нормативно-технической и конструкторской документации обозначение манипуляционных знаков должно содержать: наименование знака, размер ярлыка (мм), обозначение стандарта по маркировке грузов, например «Осторожно, хрупкое!» 75 х 105 ГОСТ 14192-96.

Система маркировки
рельсов

ГОСТ Р 51045-2014 Рельсы для путей промышленного железнодорожного транспорта. Общие технические условия

а — 1-й сорт, б — 2-й сорт, в — промышленный брак.

1 — инспекторские клейма,
2 — керн,
3 — клеймо ОТК завода,
4 — голубая (белая) окантовка,
5 — место нанесения номера рельса (1-2 — главные, х — донные),
6 — признак закаливания (3 — закаленные, К — незакаленные рельсы),
7 — место нанесения номера плавки (номер плавки для рельсов 1 группы начинается с «П»),
8 — маркировка на шейке рельса выпуклыми буквами и цифрами, обозначающими завод-изготовитель, месяц и год проката, тип рельса,
9 — красная краска (рельс 2-го сорта),
10 — синяя краска (забракованный рельс).

Примеры маркировки рельсов

ГОСТ Р 51045-2014 Рельсы для путей промышленного железнодорожного транспорта. Общие технические условия

а — рельс типа Р65 изготовленный заводом «Азовсталь» в марте 1979 г. 1 сорта II группы, с закаленными концами, «твердая» плавка А-293;

б — рельс типа Р75 изготовленный Кузнецким металлургическим комбинатом
в январе 1981 г., плавка П 356, 1 сорта 1 группы, закаленный по всей длине, по качеству закаливания 1 класса;

в — рельс типа Р50 изготовленный на Нижнетагильском металлургическом комбинате в феврале 1982 г., плавка ПЯ751, 1 сорта 1 группы, закаленный по всей длине, по качеству закалки 2 класса, укороченная на 80 мм для рельса 12,5 м и на 160 мм для 25 м. Стрелкой обозначенный головной конец.

2.2. Осмотр и маркировка изымаемых из пути рельсов

2.2.1. За 10 — 50 суток перед изъятием старогодных рельсов из пути производят их комиссионный осмотр. За 10 суток и менее производят проверку рельсов средствами дефектоскопии и их маркировку непосредственно в пути.

2.2.2. Осмотр и маркировку рельсов производит комиссия в составе: начальника ПЧ или его заместителя, старшего или дорожного мастера (начальника участка), бригадира пути, дефектоскописта, представителя ПМС.

2.2.3. Одиночно снимаемые с пути рельсы должен осматривать дорожный мастер или бригадир пути. Маркировку таких рельсов производят в день их изъятия.

ГОСТ Р 51045-2014 Рельсы для путей промышленного железнодорожного транспорта. Общие технические условия

Рисунок 2.1. Образец маркировки старогодных рельсов:

1 — левый стык; 2 — место маркировки

Маркировку наносят на шейку рельса с указанием: группы годности рельса (по данным таблицы 2.1), вида и наличия упрочнения, пропущенного тоннажа (с округлением до 10 млн. т брутто), номера ПЧ, с которой сняты рельсы. Термоупрочненные по всему сечению рельсы маркируют буквой У, поверхностно упрочненные — буквами ПУ, нетермоупрочненные — буквой Н. В зимний период допускается временная маркировка мелом с последующим возобновлением ее светлой несмываемой краской.

где: I — группа годности рельса, У — термоупрочненные, 620 — пропущенный тоннаж, с округлением до 10 млн. т брутто, 4 — номер дистанции пути, с которой сняты рельсы.

2.2.5. Если маркировка, выполненная в пути, потеряет четкое изображение необходимо возобновить ее краской того же цвета.

Запрещается изменять группу годности маркированных старогодных рельсов. В случае необходимости изменения группы годности старогодных рельсов для их перемаркировки назначается комиссия в составе: начальника ПЧ или его заместителя, дефектоскописта, представителя ПМС. Перемаркировка рельсов производится установленным порядком.

2.2.6. Старогодные рельсы, не удовлетворяющие требованиям таблицы 2.1, пункта 2.4 настоящей Инструкции ремонту и повторному использованию не подлежат, они относятся к IV группе годности (металлолом) и маркируются на шейке рельса тремя косыми крестами.

2.2.7. Результаты осмотра, обмера и маркировки рельсов заносят:

— для звеньевого пути — в Дефектную позвенную ведомость результатов осмотра старогодных рельсов (Приложение 3 к настоящей Инструкции);

— для бесстыкового пути (отдельно по каждой нити) — в Дефектную ведомость результатов осмотра старогодных рельсовых плетей (Приложение 4 к настоящей Инструкции).

2.2.8. По результатам осмотра оформляют Акт о состоянии старогодных материалов верхнего строения пути (Приложение 5 к настоящей Инструкции, форма ПУ-81).

2.2.9. При капитальном ремонте пути на старогодных материалах рекомендуется разрезать рельсовые плети в местах сварных стыков.

Оцените статью
Маркировка-Про