Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Транспортная маркировка — это нанесение надписей, специальных знаков и обозначений на упаковку груза. И, может, не стопроцентная, но гарантия того, что груз не потеряется в пути и доедет к пункту назначения в целости и сохранности. Ведь маркировка содержит полную информацию о грузе: его количество, масса и габариты , размер партии, сведения о поставщике и покупателе, места отправления и прибытия (если требуется, то и перегрузки), а главное — указания на то, как правильно обращаться с грузом во время пути и при погрузочно-разгрузочных работах, чтобы не повредить его и не испортить.

Транспортная маркировка включает в себя:

  • основные надписи;
  • дополнительные надписи;
  • информационные надписи;
  • манипуляционные знаки.

Все они, их содержание, обозначение, порядок и место нанесения стандартизированы и подчинены ГОСТу 14192-96 . Иначе, если бы каждый наносил маркировку так, как ему вздумается, и по собственному усмотрению, возникла бы такая неразбериха и такое непонимание, что ни о какой сохранности груза и речи бы не шло.

Маркировка наносится отправителем, и именно в таком виде, с маркировкой, упакованный груз передается перевозчику. Перевозчик, в свою очередь, дополняет ее надписью транспортной организации, а также (особенно что касается сборных грузоперевозок ) указанием количества груза в партии и порядкового номера грузовых мест.

Итак, какая же информация должна содержаться на упаковке груза?

Основные надписи — это:

  • наименование грузополучателя (полное или условное, зарегистрированное в установленном порядке);
  • пункт назначения (если груз едет с «пересадкой», то с обязательным указанием места перегрузки);
  • количество грузовых мест в партии и порядковый номер внутри партии: для обозначения используется дробь, где числитель — это порядковый номер грузового места, а знаменатель — количество грузовых мест в партии (если, например, партия содержит шесть мешков с одеждой, то для второго мешка обозначение будет выглядеть так — 2/6).

Основные надписи наносятся по центру тары и, кстати, могут не включать в себя указание на количество грузовых мест и порядковый номер места. Такое указание обязательно тогда, когда осуществляются сборные грузоперевозки (чтобы выделить грузы, идущие к одному получателю), при перевозках разнородных и разносортных грузов в одинаковой таре либо одинакового груза, упакованного в разную тару, а также для комплектов оборудования.

Дополнительные надписи содержат:

  • наименование грузоотправителя (полное или условное, зарегистрированное в установленном порядке);
  • пункт отправления;
  • надписи транспортных организаций (регламентируются Министерством транспорта).

Последнее наносится в правом верхнем углу, а информация о грузоотправителе и месте отправления — в правом нижнем.

К информационным надписям относятся:

  • масса брутто и нетто грузового места в килограммах или количество изделий в таре (указываются внизу посредине);
  • габариты грузового места (длина, ширина, высота или диаметр и высота) в сантиметрах: их место на таре — внизу слева.

Габаритные размеры, кстати, при автомобильных грузоперевозках обязательно отмечать тогда, когда один из параметров превышает 1,2 м, а массу брутто и нетто можно не наносить, если они уже указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию.

Что важно: если груз едет на паллетах (или, как еще называют, в транспортных пакетах), то на отдельные грузовые места, из которых сформирована паллета , в обязательном порядке наносятся только значения массы брутто и массы нетто, вся остальная информация размещается для паллеты в целом. При этом вместо количества грузовых мест в партии и порядкового номера грузового места указываются: общее количество паллет (пакетов) в партии, количество грузовых мест в паллете и ее порядковый номер.

Информация дается также в виде дроби, где числитель — это общее количество паллет в партии, знаменатель — количество грузовых мест в паллете, а в скобках — порядковый номер паллеты. Например, для третьей паллеты в партии, состоящей из пяти паллет по 20 коробок каждая, обозначение будет выглядеть так: 5/20 (3).

Кроме того, при комплектных автомобильных грузоперевозках (когда машина целиком везет груз от одного отправителя и предназначенный одному получателю) можно не наносить на упаковку (как на отдельное грузовое место, так и на паллеты) основные, дополнительные и информационные надписи. Обязательны к размещению только значения массы брутто и массы нетто.

Однако при сборных грузоперевозках такое упрощение маркировки не действует!

Но что уж точно в любом случае должно содержаться на упаковке груза (вне зависимости от того, объединен он на паллеты или едет отдельно, упакована машина комплектным грузом или сборным), так это манипуляционные знаки . Причем при перевозках на паллетах (в транспортных пакетах) знаки следует одновременно наносить и на паллету, и на каждое грузовое место, из которых она сформирована.

Манипуляционные знаки — это специальные обозначения, которые указывают на то, как необходимо обращаться с грузом, чтобы не повредить его и не ухудшить его качества. Они регламентируют условия хранения, транспортировки, погрузки и разгрузки и предназначены для всех участников перевозки: грузчиков, водителя, операторов склада и получателя товара.

Номера, наименование, изображение и назначение каждого манипуляционного знака также регламентировано ГОСТом 14192-96 и, кроме того, подчиненно международным стандартам.

Манипуляционные знаки размещаются в верхнем левом углы тары и, как правило, имеют вид картинок.

Знак №1. « Хрупкое. Осторожно»: используется для обозначения хрупких грузов и предупреждает об осторожном обращении с ними.

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №2. «Беречь от солнечных лучей» : настоятельно рекомендует защищать груз от солнечных лучей и нагревания.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №3 . «Беречь от влаги» : предупреждает о необходимости сохранять груз сухим и уберегать его от влаги. 

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №4 . «Беречь от излучения» : напоминает о том, что любой вид излучения может ухудшить качество груза.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №5 . «Ограничение температуры» : устанавливает диапазон температурных значений, при которых следует хранить, транспортировать, перегружать груз и т.д. и предполагает несколько вариантов — с указанием диапазона температур, допустимого минимального или максимального значения.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №6 . «Скоропортящийся груз» : наносится на скоропортящиеся грузы , которые требуют особых условий хранения и транспортировки — соблюдения температурного режима, защиты от высоких или низких температур, вентиляции и т.п.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №7 . «Герметичная упаковка» : запрещает открывать упаковку при транспортировке, хранении груза и при проведении погрузочно-разгрузочных работ.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №8 . «Крюками не брать» : не допускает применения крюков при подъеме груза.

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №9 . «Место строповки» : указывает, где должны располагаться канаты или цепи для подъема груза.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №10 . «Здесь поднимать тележкой запрещается» : обозначает места, где при подъеме груза нельзя использовать тележку.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №11 . «Верх» : устанавливает правильное вертикальное расположение груза.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №12 . «Центр тяжести» : наносится именно на место центра тяжести в том случае, если центр тяжести не совпадает с геометрическим.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №13 . «Тропическая упаковка» : требуется тогда, когда груз рискует оказаться под влиянием тропического (или соответствующего тропическому) климата, и для тех грузов, которым подобный климат вредит; напоминает, что во время транспортировки, хранения и при проведении погрузочно-разгрузочных работ следует быть очень осторожным и ни в коем случае не допускать открытия и малейшего повреждения упаковки. При этом буква «Т» — это знак тропической упаковки, а цифры под ней — месяц и год упаковки.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №14. «Штабелировать запрещается» : указывает на то, что на этот груз как при транспортировке, так и при хранении ни в коем случае нельзя класть другой груз.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №15. «Поднимать непосредственно за груз» : означает, что поднимать груз за упаковку запрещается — только непосредственно за сам груз.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №16. «Открывать здесь» : указывает на то место, где следует открывать упаковку.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №17. «Защищать от радиоактивных источников» : предупреждает, что проникновение излучения может уничтожить груз или ухудшить его качество.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №18. «Не катить» : запрещает подвергать груз качению.

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №19. «Штабелирование ограничено» : указывает на то, что на данный груз можно класть груз только определенной массы.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №20. «Зажимать здесь» : устанавливает места, за которые следует брать груз зажимами.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №21. «Не зажимать» : обозначает стороны упаковки, которые не должны зажиматься.  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №22. «Предел по количеству ярусов в штабеле» : определяет максимальное количество одинаковых грузов, которые можно ставить один на один (при этом n — это предельное количество грузов).  

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Знак №23. «Вилочные погрузчики не использовать» : запрещает использование вилочных погрузчиков при погрузке и разгрузке данного груза.

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Впрочем, в том случае, если для какого-то особенного способа деликатного обращения с грузом манипуляционные знаки еще не придуманы, или существующие знаки не отражают всех нюансов работы с грузом, или это какой-то уникальный груз, требующий уникального же «обхождения», допускается вместо знаков по ГОСТу просто писать (человеческим языком) предупредительные надписи.

Кроме того, вместо самих «картинок» можно указать номер или название знака вместе со ссылкой на ГОСТ. Например: 1 ГОСТ 14192-96. Или: «Хрупкое. Осторожно» ГОСТ 14192-96.

Как читается маркировка?

Для того чтобы прочитать маркировку груза (а значит, правильно понять информацию, которую она несет), нужно не только знать, какой смысл содержат те или иные знаки и надписи, но и учитывать, где именно на упаковке эти надписи стоят. Так, например, легко перепутать сведения об отправителе и получателе и пунктах отправления и назначения (они, в принципе, похожи друг на друга: наименование организации + адрес), если не иметь представления, в каких точно местах должны располагаться одни данные, а в каких — другие. То же самое с массой брутто и с массой нетто грузового места.

Итак, схема размещения маркировки на упаковке выглядит следующим образом

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

1 — манипуляционные знаки,

2 — допускаемые предупредительные надписи,

3 — количество мест в партии, порядковый номер внутри партии,

4 — наименование грузополучателя и пункта назначения,

5 — наименование пункта перегрузки,

6 — надписи транспортных организаций,

7 — объем грузового места (только для грузов, предназначенных для экспорта),

8 — габаритные размеры грузового места,

9 — масса брутто,

10 — масса нетто,

11 — страна-изготовитель и(или) поставщик,

12 — наименование пункта отправления,

13 — наименование грузоотправителя.

Кстати, маркировка опасных грузов регламентируется соглашением ДОПОГ. Специальные правила предусмотрены также для грузов, перевозимых навалом и насыпью или в специализированных транспортных средствах .

Маркировать грузы необходимо для того, чтобы их доставка была результативной и безопасной. Нанесение числовых значений, надписей и специальных знаков на продукцию регламентирует ГОСТ 14192-96.

Этот ГОСТ действует в России с 1998 года, устанавливает общие правила маркировки, распространяется в том числе на экспортные товары, не распространяется на продукцию, перевозимую спецтранспортом, на опасные грузы и почтовые отправления. Опираясь на этот документ, расскажем, какие именно данные должны размещать на грузах.

Для чего необходима транспортная маркировка

Специальные данные наносят на каждое грузовое место. Делают это для решения нескольких задач:

  • для того, чтобы товар следовал предписанными путями и успешно прибыл в пункт назначения к указанному получателю;
  • для того, чтобы продукцию правильно загружали, транспортировали, хранили, выгружали без риска ее повреждения;
  • для того, чтобы обеспечить комплектность груза.

Решение перечисленных выше задач обеспечивает полное и правильное нанесение всей необходимой информации.

Какие данные включает в себя маркировка

Согласно ГОСТ 14192-96, транспортная маркировка должна содержать такие блоки информации:

  • манипуляционные знаки;
  • основные надписи;
  • дополнительные надписи;
  • информационные надписи.

Рассмотрим, что включает в себя каждый блок. Манипуляционные знаки — это графические символы, сообщающие, как следует обращаться с грузом. Всего в четвертом параграфе ГОСТа указано 23 знака. Они представлены на иллюстрации ниже.

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Так, бокал сообщает о хрупкости содержимого и о необходимости бережного отношения к грузу. Символы 2-5, а также 13 и 17 обозначают, от каких влияний внешней среды стоит обезопасить товар: от солнца, дождя, излучения, низких или высоких температур, тропического климата, радиации. Шестое изображение наносят на продукцию, которую транспортируют по правилам перевозки скоропортящихся грузов.

Прочие символы рассказывают, как именно следует перемещать товары. Например, герметичную упаковку (знак 7) запрещено вскрывать во время транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ. 11-й символ «Вверх» сообщает правильное положение тары — вертикальное. 12-й рисунок наносят, если реальный центр тяжести не совпадает с геометрическим.

Подробнее с описанием каждого знака вы можете познакомиться в тексте ГОСТа.

Отметим, что помимо символов, если их недостаточно, разрешено использовать предупредительные надписи, чтоб обозначить корректные способы манипулирования грузами.

Основные надписи содержат информацию о грузе и его получателе, а именно:

  • наименование получателя груза,
  • название конечного пункта, если перевозки железнодорожные или водные, помимо станции/порта необходимо упомянуть сокращенное название дороги/пароходства назначения,
  • количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии, эти данные записывают в виде дроби,  где числитель — номер места в партии, знаменатель — количество мест в партии. Если продукцию перевозят транспортными пакетами, в числителе отмечают число пакетов в партии, в знаменателе — число грузовых мест в пакете, также в скобках пишут порядковый номер пакета.

Дополнительные надписи содержат информацию об отправляющей стороне:

  • наименование грузоотправителя,
  • название пункта отправления (а также в случае с ж/д перевозками краткое название дороги отправления),
  • данные транспортных организаций.

Информационные надписи нужны для фиксации данных о продукции: о массе брутто и нетто грузового места (указывается в килограммах), а также о его габаритах (указывается в сантиметрах). Габариты, то есть длину, ширину и высоту, разрешено не указывать, если все параметры не превышают одного метра, а товар перевозят на открытом подвижном составе.  Для крытого состава максимально допустимое значение, при котором указание габаритов необязательно, — 120 сантиметров, для воздушных судов — 70 сантиметров.

Помимо манипуляционных знаков, основных, дополнительных и информационных надписей, на упаковку к грузу могут нанести штрихкоды и радиочастотные метки. Это делается по согласованию между торговыми партнерами и транспортными организациями. Цель такой маркировки — автоматизация логистических операций.

Как размещать данные

Наносить транспортную маркировку грузов разрешается на саму тару, либо на ярлыки, выполненные из таких материалов, как бумага, картон, фанера, металл и т.д. Где на грузе и какие именно данные необходимо разместить, демонстрирует иллюстрация ниже.

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

В тексте ГОСТа указано: если груз планируют хранить более года, или он транспортируется по железной дороге в открытом составе и/или по  воде, маркировать следует саму тару, альтернативный вариант — изготовление и надежное крепление ярлыков из устойчивых к воздействию внешней среды материалов.

Где на упаковке можно размещать надписи?

  • Ящики: на одной из боковых сторон, а также на крышке, если речь идет о грузах с маркировкой «Вверх», которые  транспортируют в открытых вагонах небольшими отправками;
  • Бочки: на днище или корпусе;
  • Мешки: у шва в верхней части;
  • Тюки: на боку;
  • Кипы: на торце.

В целом, выбирая место для надписей, необходимо отдавать предпочтение наиболее заметным частям упаковки.

Маркировать разрешено и само изделие, если его перевозят неупакованным.

Манипуляционные символы помещают в левом верхнем углу контейнера, на двух соседних стенках, на бочках — на днище или корпусе, на мешках — с одной из сторон.

Фиксировать информацию о грузе можно различными способами. Например, наносить по трафарету, выжигать, штамповать, продавливать и так далее. В случае использования краски, необходимо выбирать устойчивые материалы, которые не сотрутся от воды, не выгорят на солнце и не повредятся любыми другими способами.

Цвет знаков и надписей должен быть черным. Исключения составляют 13-й символ «Тропическая упаковка», его делают красным, и шестой «Скоропортящийся груз» — он голубой.

Все виды надписей, кроме массы брутто и массы нетто, можно не размещать на грузах, если их перевозит автотранспорт в универсальных контейнерах (мелких отправок это не касается).

Ярлык, на котором располагается маркировка, должен быть достаточных размеров, чтобы вошла вся необходимая информация. Предпочтительные пропорции его сторон — два к трем. В приложениях к ГОСТу В и Г описаны нюансы шрифтов и размеров манипуляционных знаков.

Экспортный груз

Свои нюансы есть в маркировании товаров, отправляемых за границу. Блок основных надписей дополняют:

  • номер контракта/заказа иностранного получателя;
  • числовое значение заказа-наряда;
  • государство назначения;
  • товарные знаки отправителя груза.

К информационным надписям необходимо добавить объем грузового места в кубометрах, отметки «Экспорт», «Страна-изготовитель и (или) поставщик».

Все данные фиксируют на двух языках — государства-изготовителя и на том, что указан в заказе-наряде.

В целом же процесс маркирования для продукции на экспорт не сильно отличается от нанесения данных на товары, курсирующие по России.

Маркировка тары

Отдельный параграф в ГОСТ 14192-96 посвящен маркировке транспортной тары. На ней самой, либо на ярлыке или этикетке размещают такую информацию:

  • название и назначение тары;
  • ее номера по нормативному документу;
  • название страны-изготовителя;
  • название производителя и его юридический адрес;
  • товарный знак;
  • день, месяц и год изготовления;
  • экологический знак, обозначающий способ утилизации тары.

Наносит все эти данные производитель тары, при этом размещает информацию на той стороне, где нет маркировки груза. Разрешено использовать следующие способы:

  • для деревянной тары: маркировка краской по трафарету, выжигание, штемпелевание;
  • для картонной: штемпелевание, типографским способом;
  • для металлической: выдавливание, окрашивание по трафарету;
  • для пластмассовой: на пресс-форме.

Так в целом проходит транспортное маркирование грузов. С нюансами вы можете ознакомиться в приложениях к ГОСТ 14192-96. Чтобы узнать подробности о маркировке опасных грузов, обратитесь к ГОСТ 19433, для химической продукции предусмотрен ГОСТ 31340. Также советуем прочесть рекомендации Организации объединенных наций по перевозке опасных грузов.

Транспортная маркировка грузов — это все необходимые для перевозчика данные, которые располагаются на упаковке или самом грузе. Она содержит: сведения о поставщике, адрес отправления и получения, массу груза, а также правила обращения и хранения.

Что включает в себя транспортная маркировка

Маркировку грузов регулирует  ГОСТ 14192-96. В России четыре категории маркировки: основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки.

Основные надписи

В них содержится основная информация об участниках сделки:

  • имя (название) получателя груза;
  • адрес получения, при необходимости — адреса погрузки и смены транспорта;
  • информация об отправлении: номер в партии отгрузки и количество занимаемых мест в транспорте.

При этом адрес и имя получателя обязательны для нанесения, а обозначение грузовых мест нужны только в случае доставки сборным грузом или в случае одинаковой упаковки у объектов с разным назначением и адресатом.

Дополнительные надписи

Они содержат информацию об отправителе:

  • полное или условное имя (название) отправителя;
  • адрес отправления;
  • информацию о задействованных в перевозке транспортных организациях.

Информационные надписи

В них указывают габариты груза: массу нетто и брутто, а также длину, ширину и высоту тары. Если для перевозки груза используются паллеты или поддоны, то нужно указать массу для самого груза и габариты с учётом используемых паллет. Также необходимо отмечать количество используемых поддонов в грузовой партии и количество мест для груза на одной паллете.

Манипуляционные знаки

Это обозначения обращения с товаром в процессе перевозки. Они перечислены в ГОСТ и одинаковы для грузоперевозок всех стран. 


Особенности маркировки грузов при экспорте и импорте

Все указанные обозначения подстроены под международные стандарты и являются обязательными при перевозке грузов в другие страны. Однако, кроме информации об отправителе, получателе и грузе, в маркировке необходимы и другие данные: 

  • информация о заказе между сторонами в разных странах (номер международного контракта и самого заказа);
  • марки и товарный знак от отправителя;
  • точное указание адресата и описание дороги для грузоперевозчика;
  • в случае, если объём груза больше 1м³, необходимо указать его точный объем.

В этой статье рассказываем подробнее об обязательной маркировке товаров.


Правила нанесения маркировки

Транспортная маркировка грузов имеет особые правила нанесения. Это сделано для стандартизации маркировки и упрощения доставки грузов по всем странам.

Язык

При международной перевозке грузов маркировка пишется на языке получателя. В случае импорта необходимо продублировать на русском языке информацию о получателе и адресе прибытия. 

Расположение маркировки на таре

Разные элементы маркировки должны размещаться на разных участках тары:

  • Так, основные надписи располагаются по центру упаковки.
  • Дополнительные — на правой стороне (информация о транспортных организациях — сверху, а об отправителе — снизу).
  • Манипуляционные знаки могут быть расположены на разных сторонах и швах упаковки (например, знаки, обозначающие место крепления или подъема), а также в верхнем левом углу (информация о хранении и запрещающие знаки). 

Поверхность для нанесения маркировки отличается у разных видов тары: так, ящики маркируются с боковых сторон, бочки — на дне, мешки — у верхнего шва. Если у груза нет подходящей стандартной упаковки, то маркировку просто размещают в самом заметном месте.

Способ нанесения

Есть несколько основных способов нанесения информации на тару:

  1. красящими составами через трафарет,
  2. типографским или электролитическим способом,
  3. штамповкой,
  4. продавливанием,
  5. выжиганием,
  6. маркировочным аппаратом.

В случае использования красок используются только контрастные упаковке цвета. Однако не рекомендуется использовать цвета, которыми обычно обозначают опасные грузы. Если у груза отсутствует стандартизированная упаковка, маркировку наносят прямо на его поверхность. 


Неправильная маркировка

Грузоотправителю важно наносить маркировку на груз без ошибок, особенно, если товар пересекает границу. Какие могут быть последствия? 

  • Неправильно оформленные этикетки или отсутствие информации могут стать причиной задержки груза. Перемаркировка ждет всю партию товара.
  • Возбуждение дела об административном правонарушении и наложении штрафа (глава 16 КоАП РФ).
  • Возбуждение уголовного дела, если из-за неправильного оформления объем недополученных таможенных платежей превысит 2 миллионов рублей. Речь прежде всего о смене кода ТН ВЭД. 

Если вы отправляете груз с привлечением подрядчика, запросите у перевозчика или брокера образец этикетки и четкую инструкцию, как оформить упаковку именно вашего груза. 
Специалисты ТЭК Оператор перед отправлением груза проверяют каждый этап подготовки и транспортировки, в том числе упаковку и маркировку товаров. Мы отвечаем за безопасность перевозки, соблюдение сроков доставки и закрепляем свою ответственность в договоре.

Александр Солнцев
ТЭК Оператор

Маркировка грузов – это операции по нанесению информативных выписок, размещаемых непосредственно на упаковке или на корпусе самого изделия. По установленным правилам бумага должна включать в себя определенный набор данных: сведения о поставщике, адрес отправления, габаритные характеристики, вес и другое. В соответствии с регламентом на посылке также указываются условия хранения для каждой рассматриваемой группы объектов.

Все перечисленные нормативы представлены в ГОСТ 14192-96. Основной правоприменительный документ включает в себя подробное описание всех четырех категорий процедур по помещению маркеров (из списка действующих в России), рассказывает о манипуляционных знаках и обращает внимание пользователей на важные в юридическом плане нюансы.

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Виды и назначение транспортной маркировки грузов

Сегодня в Российской Федерации существует четкая классификация, позволяющая разделить процесс по типам используемых в его рамках отметок.

Отправительские

Сертификаты, информация в которых дублирует сведения из накладной. Благодаря подобному включению, приемщики и поставщики (а также надзорные органы) получают возможность для точной идентификации отдельных элементов партии.

Специальные

Перечень предупредительных обозначений, рассказывающих о том, как обращаться с группой объектов. Аналогичным образом в выписку вносятся данные о регламентах погрузочно-разгрузочных работ.

Товарные

Маркеры, повествующие о производителе конкретного товара, а также указывающие на коммерческое название и наличие специфических особенностей у обозреваемых вещей.

Транспортировочные

Наклейки, накладываемые на тару с целью предоставления свидетельств об общем количестве мест, регистрационных номерах и прочего.

Размещение надписей

Транспортная маркировка грузов – это набор определенных операций, реализуемых в четком соответствии с законодательными нормативами. Человек, не связанный с торговлей и международными пересылками, может попросту не знать о том, что для простой отправки применяется перечень достаточно важных в юридическом и техническом плане правил.

Абсолютно каждая посылка должна быть укомплектована специальным маркером, нанесенным до произведения непосредственной отгрузки. В 2021 году регламенты позволяют задействовать обозначения, полученные посредством:

  • штамповки;
  • клеймения;
  • трафаретов;
  • типографии;
  • литографии;
  • электрических методик;
  • аппаратного тиснения.

Мероприятие по помещению знаков также контролируется государством, а именно – стандартом ISO 6346.

Готовые решения для всех направлений

Компания Точка-Точка – это бренд, занимающийся грузоперевозками в России. Благонадежная организация с внушительным портфолио имеет опыт работы с самыми разными типами партнеров:

  • Магазины.
  • Склады.
  • Предприятия из сектора e-commerce.
  • Учреждения.
  • Производства и прочее.

Фирма не работает с крупногабаритными пересылками, скоропортящимися продуктами и переездами внутри одного города. Все остальные услуги (создание транспортных маршрутов, логистика, перевозка товаров между населенными пунктами и так далее) оказываются на максимально высоком уровне.

Общие правила маркировки грузового места

Как уже говорилось ранее, все регламенты обозреваемой отрасли прописаны в нормативах ГОСТ 14192-96. Действующий правоприменительный документ включает в себя наиболее полный список рекомендаций, касающихся, например, работы по нанесению условных обозначений. Перечень включает в себя базовые предписания к размещению элементов одной партии внутри ТС, а за соблюдением предложенных государственных выкладок следят в первую очередь сами поставщики.

Что входит в перечень

По общепринятым унифицированным стандартам на посылки могут быть нанесены маркеры четырех различных типов:

  • дополнительные надписи;
  • информационные блоки;
  • основные параметры;
  • манипуляционные знаки.

Пользователь, выполняющий тщательную проверку товаров перед отправкой, сумеет избежать неразберихи с выбором наиболее грамотных способов погрузки, а также избавит себя от проблем, связанных с возможным нарушением целостности рассматриваемых объектов.

В 2021 году предприниматели и бренды, занимающиеся перевозками, как правило, пользуются специализированным программным обеспечением – софтом, позволяющим контролировать, в том числе и некоторые аспекты обозреваемых работ. Например, применяемые на складах сканеры уже содержат набор алгоритмов, посредством которых проводится проверка нанесения тех или иных аббревиатур. Контактные принтеры, соединенные с товарно-учетными приложениями, печатают качественные унифицированные бланки, каждый из которых впоследствии наклеивается на корпус доставляемого изделия (или на его упаковку).

Грузовая маркировка для транспорта что это такое и зачем нужна грузовая маркировка

Основные 

В перечень группы разметок такого формата входят:

  • наименование субъекта, обладающего статусом получателя;
  • конечная точка маршрута;
  • число мест и порядковые номера элементов в рамках одной партии.

По установленным нормативам все описанные выкладки наносятся на центральную часть емкости, выступающей в виде тары.

Дополнительные 

Подобная категория включает список аббревиатур, уточняющих:

  • имя отправителя (или юридическое название компании);
  • сертифицированные Министерством транспорта реквизиты предприятия;
  • сведения о пункте, выступающем в роли начальной точки пути.

Перечисленные идентификаторы привносятся на нижние и верхние углы коробов, в строгом соответствии с порядками, применяемых на основании ГОСТ 14192-96.

Правила маркировки грузов: манипуляционные знаки

Практически каждому человеку доводилось хотя бы раз видеть какие-либо посылки с нанесенными на них всевозможными условными обозначениями. Такие знаки поставляются не только в формате полноценных текстовых выписок, предложенных в предыдущих разделах материала, но и в виде специальных пиктограмм. Рисунки, обладающие собственными уникальными характеристиками и нормами проставления, позволяют проверять следующий набор данных:

  • условия хранения;
  • стандарты транспортировки;
  • регламенты погрузочно-разгрузочных работ и прочее.

Люди, которым предназначаются подобные знаки – это грузчики, операторы склада, а также сами получатели. Нетрудно догадаться, что сфера размещения обозреваемых изображений аналогичным образом контролируется международными и государственными стандартами. Все сопутствующие правила перечислены в том же бланке ГОСТ 14192-96 – документ предлагает познакомиться, например, со списком символических и схематических картинок, имеющих прикладное справочное значение.

Пиктограмма, напоминающая небольшой стеклянный бокал для вина. Указывает на то, что в коробе находятся объекты, характеризуемые невысокой прочностью и слабой устойчивостью к механическому воздействию. Мастер складской зоны, увидевший подобный маркер, поймет, что тара требует осторожного, максимально аккуратного обращения.

Избегать солнечных лучей

Рисунок в виде дома и солнца. Помещается на емкости с веществами, способными нагреваться, возгораться и терять полезные свойства из-за длительного воздействия ультрафиолетового излучения.

Беречь от влаги

Картинка зонта и капель. Рассказывает об уязвимости к воздействиям жидкости – поставщик не должен оставлять его под дождем, позаботившись о создании сухого климата в точке хранения и транспортном средстве, применяемом для последующей доставки.

Защищать от излучения

Маркировка мест штучного груза по образцу должна быть нанесена в соответствии с регламентами сопутствующего норматива ГОСТ. В стандартах, предложенных государством, описывается и пиктограмма с надписью «FOTO». С ее помощью отмечаются тара, обладающая повышенной восприимчивостью к любым классам волновых воздействий (сверхвысоких частот, электрического поля, магнитного потока и так далее.).

Иконка небольшого градусника с указателями «°C». Здесь приводится двусторонний коридор – максимальные и минимальные допустимые значения холода и тепла, в рамках которых может находиться перевозимый предмет.

Картинка со схематичным начертанием рыбы, цветка и фрукта. Ее можно встретить на продукции, характеризующейся ограниченным сроком годности. Как правило, такие товары хранятся и доставляются с задействованием специализированной профильной техники – холодильного оборудования, промышленных морозильных камер и прочего.

Маркер в виде круга с заключенной в нем буквой «Н». Указывает на то, что короб запрещено открывать – нарушение его целостности приводит, например, к утрате первоначальных ценных свойств изделия.

Крюками не брать

Рисунок перечеркнутого крючка. Свидетельствует о мягкой, мнущейся упаковке, транспортировка которой не должна производиться с задействованием особых грузовых крючьев.

Небольшая цепочка из 2-4 звеньев. Показывает, где лучше поместить канат или стропу – элементы, обязательно применяемые для реализации многочисленных погрузочно-разгрузочных работ.

Схема круга и двух перпендикулярных линий в середине. Наносится на вещи, возможные весовые и габаритные показатели которых имеют расхождение с фактическими параметрами. Позволяют специалистам склада определить настоящую центральную точку.

Достаточно сложная картинка, состоящая из окружности, помещенной в нее буквы «Т», а также нескольких символов «II». Предупреждает о том, что объект может потерять свои важные свойства (повредиться, утратить целостность и так далее) из-за смены климатических условий при перевозке.

Значок в виде двух ящиков, верхний из которых перечеркнут парой угловых линий. Показывает, что на данную тару нельзя помещать какой-либо другой предмет – в емкости пребывает хрупкая вещь, способная сломаться вследствие чрезмерного механического давления.

Полярный медведь на небольшом айсберге. Уведомительная символика, позволяющая мастерам складских зон (а также конечным потребителям) понять, что короб нуждается в средствах мощного вторичного охлаждения. Как правило, идет в комплекте со «Скоропортящимся грузом».

Голова коровы, курица и собака. По законодательным нормативам, транспортные компании, занимающиеся доставкой зверей, должны позаботиться о создании комфортных условий для своих «пассажиров».

Перемещать на роликах

Ящик на двух некрупных бревнах. Указывает на то, что предмет нельзя носить или катать – его погрузка выполняется исключительно с задействованием особых роликовых механизмов.

Место подъёма тележкой

Изогнутая и плоская линия. Таким способом помечается точка, на которое может оказываться давление со стороны остальной массы емкости. Позволяет работникам склада определять край, за который можно зацепиться погрузочной тележкой или другим специальным оборудованием.

Коробка с указателем «KG» и смотрящей вниз стрелкой. Прилагаемая цифра – это максимальный вес, который может быть размещен сверху посылки. Нетрудно догадаться, что такое свидетельство предназначается, в основном, для человека, занимающегося разгрузочными делами.

Маркировка груза для транспортировки – это чрезвычайно ответственная деятельность, правильная реализация которой убережет поставщика и получателя от всевозможных неприятностей. Например, небольшая пиктограмма в виде бутылки и вытекающей из нее капли, повествует о том, что в емкости находятся продукты с жидкими субстратами. Такие модули требуют бережного, тщательного и аккуратного обращения.

Еще один сложный рисунок из линий, формирующих прямоугольник и схематичное место его закрепления. Рассказывает сотрудникам складских территорий о возможности использования специализированного кранового оборудования в адрес определенного предмета.

Крупная стрелка, смотрящая на одну из сторон коробки. Показывает на то, что вскрытие производится исключительно на определенном краю, а при несоблюдении этого правила вещь может повредиться, сломаться или утратить набор своих первоначальных свойств.

Защищать от радиоактивных источников

Дом и признанный на международном уровне символ радиации. Свидетельствует о том, что рассматриваемый объект обладает чрезвычайной уязвимостью к радиоактивному излучению по альфа, бета и гамма волнам.

Перечеркнутая трубка для курения табака. Еще один информативный знак, при виде которого мастер на складе должен задуматься о стандартах обращения с обозреваемой посылкой. Показывает, что вещество, находящееся внутри, может быстро разгореться.

Информационные надписи

Последняя группа маркеров, включающая:

  • массу одного грузового места;

  • габариты упаковки в формате высоты, ширины и длины.

Каждый из представленных значков обладает собственным набором уникальных свойств, нередко выражая ту или иную степень нужной безопасности. Соблюдение предложенных отправителем (производителем, продавцом и других) требований – это основная задача юридического или физического лица, занимающегося доставкой. Нетрудно догадаться, что при нарушении любого регламента можно столкнуться с неприятными последствиями – отправляемая вещь попросту сломается, а извозчик будет вынужден за нее заплатить.

Назначение транспортной маркировки грузов

Как уже говорилось ранее, все идентификаторы помещаются на упаковки с готовой к отправке продукцией в соответствии со строго очерченным набором правил. Например, по ГОСТ 14192-96, дополнительные надписи должны наноситься исключительно в верхних и нижних углах коробов. Аналогичные