Сегодня на ваш автомобиль можно приобрести совершенно разные колеса. Это касается не только их великолепного дизайна, но технологии производства. Помимо штампованных и литых, в продаже все чаще стали появляться кованые диски. Создаются они методом горячей штамповки, но не из стали, как старые добрые колеса Жигулей, а уже из того же сплава, что и литые колеса.
И тут возникает одна интересная проблема – иногда при попытке купить кованые диски вы можете получить в свои руки обычное литье. Надо в общих чертах понимать, как отличить кованые диски от литых. Это действительно очень сложно, почти нереально без применения специализированного оборудования и сложных исследований. Остается только рассчитывать на компетентность продавца, а также на его честность, разумеется.
Но в народе есть свои способы различия литых и кованых дисков. Маркировка – наиболее популярный из них. Итак, служебная маркировка в дисках кованых серийного производства является вдавленной, а в литых – выпуклой. Причиной, как вы догадались, являются технологии – штамповка и литье соответственно.
Тем не менее, из данного правила есть многочисленные исключения, причем в обе, так сказать, стороны. Так что не рассчитывайте особо на то, что диск с вдавленной маркировкой будет гарантированно кованым, а не просто отлитым из алюминиевого сплава. Чаще всего исключениями становятся диски, выпущенные под заказ различными тюнинговыми ателье, а также серьезными автопроизводителями.
Если заглянуть в спецификации производителя, то можно увидеть, что литые диски там обозначаются латинским словом CAST, а кованые – FORGED. Правда, на самих дисках такие слова встречаются крайне редко, а дешевое литье из КНР либо других стран может вообще иметь на себе слово, присущее по праву кованым дискам. Однако, тут уловка рассчитана, прежде всего на ваш разум: кованые диски никогда дешевыми не бывают и дешевле высококачественного литья уж точно не стоят.
Можно отличить хотя бы косвенно кованые диски от литых по форме, массе и внешности изделий. Кованые диски всегда обрабатываются на фрезерных и токарных станках, отчего их формы всегда более ровные – точеные, скажем так. Правда, сегодня это различие уже очень трудно зафиксировать. Зато вес и поныне у кованых колес легче на добрую четверть (20-30%), нежели у литых, но и это правило работает лишь для высококачественных дисков, произведенных точно не в РФ или том же Китае.
И, наконец, качественные кованые диски стоят сравнительно много – литые на их фоне выглядят примерно как штамповка из стали на фоне литья.
- Оставьте свой голос
- Маркировка диска
- Чем они отличаются от литых?
- Пролог
- Как отличить кованые автодиски от стальных
- Ковка или литье
- Как отличить ковку от литья?
- Где больше творчества и уникальности?
- Ковка из Германии
- Недостатки легкосплавных изделий
- Колесные диски — типы, маркировка
- Расположение маркировки
- Особенности типовой маркировки
- Маркировка литых дисков
- Маркировка штампованных изделий
- Маркировка кованых дисков
- Расшифровка маркировки дисков
- Как узнать ширину обода
- На что влияет ширина обода литого диска
- Установка дисков с нестандартной шириной обода
- Крепежные параметры и разболтовка pcd
- Диаметр болтовых отверстий
- Дополнительная маркировка и ее расшифровка
- Особенности японских дисков
- Как выбрать диск колеса
- Подведение итогов
Оставьте свой голос
Это вопрос, на который могут дать ответ автолюбители с большим практическим опытом вождения или с большим опытом работы в сфере торговли автомобильными запчастями. Есть и другие методы для определения способа производства диска, но это уже из области экспертизы.
Как мы понимаем, такой вариант большинство автолюбителей не рассматривают. Рассмотрим реальные варианты поиска ответа на популярный вопрос. Чтобы выбрать диск тот, который вам нужен, надо обратить внимание на показатели маркировки диска, вес изделия, форму диска, цену и сертификат на изделие.
Если при оценке этих показателей в комплексе каждый показатель не будет противоречить оставшимся четырем – это значит, что вы на правильном пути, и тогда вам придется окончательно поверить продавцу, рекомендовавшему это изделие.
Маркировка диска
Кованый диск от литого диска отличается маркировкой (надписью на металле). Если рассматривать диски серийного производства от солидного производителя, то у литого диска маркировка выпуклая. Маркировочные значки можно определить на ощупь, как выступающие.
У кованого изделия маркировка наносится штамповкой, имеет вид вдавленной конфигурации. В большинстве случаев такой алгоритм при выборе диска работает, но это не «железное правило». Поэтому полагаться в полной мере на него не следует.
В перечнях специфических особенностей от завода-производителя на кованом диске стоит маркировка «Forged», а на литом изделии «Cast». Это показатель, который сразу бросается в глаза как отправная точка поиска нужного изделия.
Чем они отличаются от литых?
Техникой производства. Как и литые диски, кованые изготавливают из металлических сплавов. Чаще всего используется алюминиевая основа. Отличие же заключается в технологии производства.
Литые диски делают методом заливки расплавленного металла в готовые формы. При этом сразу же формируется структура обода вместе со спицами. После того, как заготовка застыла, её извлекают из формы, удаляют лишний материал и отправляют на механическую обработку. На последнем этапе производства готовые диски тестируют при определённых скоростных и ударных нагрузках.
Чем автоматическая коробка передач отличается от робота и вариатора?
Кованые диски производятся путем промышленной горячей штамповки. Из расплавленного металла изготавливают заготовки цилиндрической формы, затем они проходят несколько этапов прессования. Первый пресс содержит усилие в 10 тонн, а второй уже в 20 тонн. Так формируется сплошной колёсный обод без спиц и отверстий. После прессовки диски отправляются на металлорежущий аппарат, где в них формируются спицы и необходимые отверстия, а также обрабатываются края. На завершающей стадии производства, как и литые диски, кованые проходят процесс тестирования на специальном оборудовании.
Пролог
В основе всех рассуждений на тему какой нож лучше — из кованой стали или из прокатной, лежит прочный стереотип, что при ковке сталь улучшается, а при прокатке, должно быть, портится или как минимум не улучшается. Иногда еще можно услышать фразы «штампованная сталь» или «штампованный нож», которым придается крайне негативный оттенок и воспринимается, как что-то заведомо некачественное, худшее, нежели столь благородно звучащее — «кованый нож».
Необходимо внести ясность, что на самом деле штампованная сталь сама по себе не существует отдельно от того или иного конкретного изделия, получаемого методом штамповки, а ножи как раз методом штамповки не производят вообще. Штамповка это процесс формовки материалов посредством давления штампом определенной формы. Но к клинкам ножей это не относится, потому что технологически нет нужды — нечего там штамповать. Про ширпотребные китайские кухонники мы тактично не упоминаем, так как большинство из них всё-таки очень трудно называть полноценными ножами.
Если обобщить, именно клинок ножа, с его характерной формой и габаритами, может быть получен двумя способами:
1. Объемная горячая формовка из заготовки стали почти любой формы, то есть методом ковки, причем преимущественно ручной — молотком на наковальне. Это подразумевает случаи единичного производства клинков, когда над каждым из них работает кузнец с молотком и вручную формует клинок требуемого размера и конфигурации.
2. Резка. Начиная от человека с ножовкой по металлу, заканчивая лазерным станком с программным управлением. Осуществляется методом вырезания из заготовки заведомо плоской формы, которая в свою очередь может быть получена либо прокаткой, либо ковкой. Причем самое интересное, что на сегодняшний день практически любая кованая заготовка для будущего клинка производится методом ковки из стального прутка, который в свою очередь был получен опять же методом проката.
Так что такое кованая сталь и чем она отличается от не кованой, если всё равно изначально получается из прокатной?
Ясно, что нас интересует не просто технологическая разница, но различие результативное, по факту, чем так называемый «кованый нож» лучше ножа из прокатной стали? Ведь не даром можно слышать от многих производителей, что их ножи кованные, а потому заведомо лучшие. Без каких-либо объяснений и доказательств. И подавляющее большинство потенциальных покупателей замечательно подкупается подобными лозунгами, кстати так же, как и словом «булат». Производители это прекрасно осознают и пользуются ситуацией, а именно, отсутствием у покупателя понимания процессов, происходящих со сталью во время производства.
Чтобы разобраться во всей этой путанице, важно обозначить главный момент: решающим является вопрос терминологии. Не определившись с терминами, трудно что-либо согласовать и уложить по полкам. Жонглируя словами «простой, булатный, порошковый, кованый, прокатный» и их сочетаниями можно вводить человека в заблуждение бесконечно долго. Это фразы, которыми оперируют коммерчески продвинутые производители, сути происхождения стали они не отображают, и о свойствах каждого конкретного ножа они ничего не говорят.
Поэтому необходимо чётко разделить понятия: что такое нож кованый и нож не кованый.
Как отличить кованые автодиски от стальных
Незнанием покупателем характеристик и внешнего вида дисков пользуются не совсем честные продавцы, но определить подделку можно в основном по весу. Средняя масса стального диска не должна превышать 4-5 кг при диаметре 15 дюймов, а вот кованый при таком же диаметре будет иметь вес уже в 7-8 кг. Описанное отличие позволит правильно определить материал изготовления диска.
Второе отличие основывается на том, что каемка кованой детали может быть слегка неровной и шероховатой. Это происходит, потому что в процессе производства заготовки этой части колеса далее обрабатываются на токарном станке, в то время как стальные эту процедуру не проходят, и, соответственно, их поверхность будет ровной и гладкой. Стоит обращать внимание и на характер нанесения фирменных надписей. На стальных деталях они будут более объемные, а на кованых — выдавлены на поверхности.
Основные характеристики кованых ободов следующие:
- долгий срок службы;
- низкая масса;
- привлекательный внешний вид;
- не «травмирует» ходовую часть автомобиля;
- позволяет восстанавливать любые повреждения.
Обычно в маркировку входят следующие данные:
- Ширина обода — первая цифра в строчке, обозначающая расстояние между внутренними частями обода в дюймах.
- Тип кромки — показывает форму окраины обода, т. е. место стыка колеса и обода.
- Разъемность — обозначается символами «х» и «-». Первый из них обозначает, что обод неразъемный, а второй показывает, что его легко можно собрать и разобрать.
- Монтажный диаметр — размер посадочного обода под шину.
- Кольцевые выступы или подкаты — расположены по двум сторонам металлической части колеса и применяются, чтобы перекрывать отток воздуха при внешнем давлении на крышку. Дополнительная функция этих подкатов в том, чтобы закреплять шину на диске.
- Вылет диска — интервал между точкой прикосновения конструкции со ступицей и центром дискового поперечного сечения.
- Диаметр посадочного отверстия — центральное отверстие, как правило, указывается в миллиметрах. Данный фактор у легковых автомобилей находится в интервале от 50 до 70 мм. Необходимо, чтобы диаметр точно совпадал с посадочным пояском автомобильной ступицы.
Ковка или литье
Всё зависит от задач.
Литые объекты являются более прочными и твёрдыми, но хрупкими. А кованые — более пластичными и менее жесткими. Поэтому, например, оконные решетки лучше сделать методом ручной ковки. А крупную цельную деталь, которая должна выдерживать серьезные нагрузки, лучше создать методом литья. Например, лестничные ступени или плитку лучше отлить из сплава.
Кованые изделия легче поддаются ремонту — элемент можно приварить или скрепить методом обжима (холодной ковки). Литые изделия при появлении трещин не поддаются ремонту. Причина в том, что чаще всего причиной раскола являются внутренние полости, образованные при застывании металла.
Литые предметы могут служить несколько веков, они более устойчивы к коррозии и не требуют постоянной обработки. Кованые изделия требуют ежегодной обработки краской.
Как отличить ковку от литья?
Кованые предметы будут иметь больше фактуры — сделанные руками мастера, будут иметь и неровности, и шероховатости, которые придадут шарма. Даже отшлифованные, будут иметь следы окалины. Литые всегда более гладкие и блестящие, чаще более тяжелые.
Где больше творчества и уникальности?
Считается, что получить эксклюзив проще с помощью ручной ковки. Действительно, ковка — это менее трудозатратный процесс, а значит, более доступный. Создание шедевра сосредоточено в руках одного мастера. Даже если он захочет повторить творение, оно будет все равно другим — ведь многое зависит от исходного материала, настроения, от того, «как рука ляжет».
Однако и ковка и литьё позволяют получать как серийные изделия, так и уникальные. При литье однотипные товары создают с помощью многоразовых (обычно чугунных) форм, в которые многократно наливают расплавленный металл. Для получения единичных изделий (например, статуи) литейные формы делают из недорогого металла. При ручной ковке можно также автоматизировать процесс и получать повторяемые изделия за счет применения станков и различных обжимов.
Ковка из Германии
Одними из самых интересных по дизайну, и с качеством, присущим немецкой продукции в целом, являются диски Hartge. Фирма с одноимённым названием Herbert Hartge GmbH (по имени основателя Герберта Хартге) основана ещё в 1971 году и в то время стала единственным сервисным центром на южном рубеже Германии с Францией для BMW.
Позднее хозяин, страстно увлекавшийся гонками, и хорошо изучивший внутреннее устройство автомобилей, решил создать ещё и тюнинговое ателье. Правда, до дисков дело дошло только в 1993 году, когда была выпущена их первая линейка. Колёса и многое другое, что производила эта мастерская, больше всего полюбилась почитателям Mercedes, и на сегодняшний день Herbert Hartge GmbH является одним из официальных поставщиков этого концерна.
Красивые и надёжные диски Hartge
Не менее популярной и заслуженно почитаемой за отменное качество и современный дизайн, является и торговая мака кованых дисков AEZ. Бренд основан в 90-х годах и сначала был известен только в Германии. Но после вхождения в крупнейшую компанию Alcar, что способствовало росту производства, данная торговая марка стала одним из самых крупных «игроков» на европейском рынке колёсных дисков.
На российских прилавках так же можно увидеть диски под логотипом Proline Wheels, или PLW. Их родиной является тоже Германия, компания базируется в г. Мангейме. Однако производство размещено в Азии, скорее всего в Китае — поэтому и ценник у этих дисков более адекватный.
ProLine Wheels TX100
ProLine Wheels ZX100
Недостатки легкосплавных изделий
Главный недостаток легкосплавного диска в его уязвимости на плохих дорогах. При сильном ударе он получает трещину, через которую начинает выходить воздух либо от обода при ударе отлетает целый кусок и шина может просто соскочить с колеса.
Если диск достаточно прочный и выдержал силу удара, то велика вероятность перерезать боковину шины. Впоследствии по трещине начинается разрушение самого диска. После такого происшествия легкосплавный диск, как правило, приходится заменять. Сейчас некоторые шиномонтажные мастерские предлагают ремонт таких повреждений заваркой, но это тоже недешёвая операция. К тому же нет уверенности, что после ремонта колесо останется достаточно прочным.
Колесные диски — типы, маркировка
Колесные диски делятся на две большие группы: стальные и сделанные из легких сплавов.
1. Стальные диски 2. Легкосплавные диски
Стальные диски, точнее, их части, штампуют из листа, а потом эти части соединяют сваркой. Получается предельно дешево и достаточно качественно — именно поэтому подавляющее большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными.
+ невысокая цена;+ довольно высокая прочность и возможность восстановления даже в случае очень сильного смятия закраин.
— большая масса;- невысокая точность изготовления (а значит, возможны проблемы с балансировкой) и устаревший дизайн;- невысокая коррозионная стойкость, во многом обусловленная качеством покрытия. При этом самая низкая коррозионная стойкость у дисков, покрытых эмалью и электрофорезом.
Легкосплавные диски по многим свойствам лучше стальных. Они допускают любые игры с дизайном, у них высочайшая точность изготовления, они прекрасно отводят тепло от тормозного узла, но главное — они легкие (чем легче диски, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля, а значит, тем лучше). Это общие достоинства. Уточненно же судить об их плюсах и минусах можно, лишь учитывая, каким способом и из какого именно сплава они сделаны — тут много нюансов, колесо колесу рознь.
По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые.
Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и потому опасных), которые рано или поздно проявят себя — от сильного удара диск может расколоться.
— литой диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро покрывается белесой оксидной пленкой и теряет товарный вид;- литой диск довольно хрупкий: при очень сильном ударе раскалывается, что на высокой скорости чрезвычайно опасно. Чтобы обеспечить достаточную механическую прочность, приходится увеличивать толщину стенок, а это снижает столь желанный выигрыш в весе.
Кованый диск. Ковка обеспечивает исключительно высокую прочность и жесткость конструкции. Кованый диск держит сильнейшие удары; в крайнем случае он не лопается, как литой, а гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее. Кроме того, он очень легкий. Сравните: стальной штампованный диск, допустим, для 7-й модели ВМW весит 9 кг, литой алюминиевый — 7,8 кг, а кованый алюминиевый — 6,8 кг. Помять его теоретически можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого колеса.Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности. Если бы не высокая стоимость, обусловленная сложностью технологии, кованые диски, наверное, давно бы вытеснили все остальные — по большинству характеристик кованым нет равных.Льют и куют диски из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в порядке «от минуса к плюсу» по чисто техническим параметрам, то ряд будет таким: литой магниевый (легкий, но капризный, быстро растрескивается), литой алюминиевый (нормальный по совокупности качеств), кованый алюминиевый (прочный и легкий) и кованый магниевый (сверхпрочный и легкий). Но при выборе дисков, понятно, не только технические параметры играют роль. Советуем сразу отбросить крайности: магниевые диски, как литые, так и кованые, — большая редкость, их, как правило, делают только на заказ для спортивных машин.
На диске должно быть указано:
— Товарный знак или наименование производителя.- Дата изготовления. Обычно год и неделя. Например: 0407 означает, что диск выпущен в 4-ю неделю 2007 года.- Вылет колеса (некоторые американские фирмы почему-то игнорируют это требование; европейцы указывают вылет всегда).– SAE, ISO, TUV — клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам (по-русски ОТК, многие фирмы клеймят свою продукцию не сухими буквенно-цифровыми индексами, а птичками, цветочками и прочим художеством).- Отдельное клеймо рентгеноконтроля (как правило, для литых, говорящее об отсутствии внутренних дефектов — раковин).– MAX LOAD 2000LB — очень часто встречается обозначение максимальной нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или фунтах). Например, максимальная нагрузка 2000 фунтов (908кг).
Кроме этого на диске может быть указано:
— PCD 100/4 – присоединительные размеры;- MAX PSI 50 COLD – означает, что для данного диска давление в шине не должно превышать 50 футов на квадратный дюйм (3,5кгс/кв.см). словo COLD (холодный) напоминает, что измерять давление следует в холодной шине.- Номер плавки.- Способ производства. Если диск кованый — FORGED («Кованый»). Эта надпись не предусмотрена никакими стандартами, выбивается на диске исключительно для престижа.
Полный размер, по которому специалист или Вы сами сможете понять, подходит данный диск на тот или иной автомобиль. Схема колесного диска выглядит следующим образом: 6,5JxR15 ET33 4*98 D58.1.
6,5 — ширина обода в дюймах. Стандартный ряд: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и 7,0 дюймов; тюнинговые, спортивные и внедорожные машины могут иметь колеса и шире.Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики — реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5-1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0-1,5 дюйма — для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.
15 — монтажный диаметр обода в дюймах. Стандартный ряд для легковых машин и внедорожников: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов.
ET33 — вылет колеса в миллиметрах. Может обозначаться как OFFSET или DEPORT. Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной (привалочной) плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу относительно середины обода) и отрицательным (ступица утоплена). Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц. Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная), французы — DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.
Установка на автомобиль дисков с нештатным вылетом:
— уменьшение вылета делает колею колес шире; хотя это немного и повышает устойчивость автомобиля и придает ему «стильный гоночный вид», но вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску.
— увеличение вылета, т.е. сужение колеи, как правило, невозможно — диск упрется в тормозные механизмы.
Для установки «неродных» дисков с неправильны выносом (но правильной сверловкой) необходимо наличие проставки между привалочной плоскостью диска и ступицей – для корректировки вылета.
4*98 — PCD (Pitch Circle Diameter). Цифра 4 — количество крепежных отверстий для болтов или гаек. Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию.
Поскольку отверстия крепления делают с солидным допуском в плюс по диаметру, можно ошибиться в выборе PCD, если он отличается от штатного на пару миллиметров.
Например, на ступицу с PCD100/4 часто надевают колесо PCD98/4 (98 мм от 100 на глаз не отличишь). Это недопустимо. В этом случае из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью; остальные же отверстия «уведет» и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом — посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет «бить», кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.
При необходимости PCD можно рассчитать, измерив расстояние между центрами соседних отверстий (S). Это можно сделать обычной линейкой не снимая колеса с автомобиля.
У дисков с тремя крепёжными болтами (или гайками), для получения значения PCD, расстояние S нужно разделить на коэффициент 0.8658.
Существуют диски с большим количеством крепежных отверстий, что называется двойной сверловкой. Двойная сверловка 5×100/114,3 подразумевает, что на диске присутствует 10 отверстий, 5 из которых рассчитаны на сверловку 100, а 5 на сверловку 114,3. Устанавливать такие диски можно как на автомобили с размерами 5х100, так и на машины с дисками 5х114,3.
D58.1 — Диаметр центрального отверстия (DIA)
Диаметр центрального отверстия, который измеряется со стороны привалочной плоскости, должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Точное сопряжение этих размеров обеспечивает предварительное центрирование колеса на ступице, что облегчает установку болтов. Окончательное центрирование осуществляется по коническим или сферическим поверхностям в отверстиях крепления диска колеса болтами или гайками.
При покупке «неродных» дисков центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители запчастей часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD.
При установке колеса затягивайте элементы крепления в очередности, показанной на схеме.
в 15:02 22.02.2023
Чтобы подобрать колесные диски для своего автомобиля, нужно ознакомиться с их основными параметрами. Маркировка стандартизирована для всех изделий, в том числе штампованных, литых и кованных. В данной статье будут раскрыты основные характеристики колесных дисков, на которые следует обращать внимание.
Расположение маркировки
У стальных изделий маркировка дисков указывается по их периметру. Если вы выбираете литые диски, информация может быть размещена на спицах или внешней стороне между ними (в месте, где находятся отверстия для крепления колеса). Примечательно, что дополнительные данные, например код 6jx14h2 или его аналоги, наносятся у пазов под колесные болты. Важно не путать маркировку дисков и маркировку шин. Они совершенно разные.
Особенности типовой маркировки
Маркировка автомобильных дисков требует особого внимания. Часто автолюбители не могут ее расшифровать, из-за чего не понимают, подойдет ли конкретный комплект для их автомобиля или нет. Чтобы выбрать диски, достаточно ознакомиться с документацией, которая является официальной на территории РФ.
Маркировка литых дисков
Параметры, которые указываются на колесах, также актуальны для литых изделий. Так, надпись 6jx15h2 можно расшифровать следующим образом:
- 6 – ширина, которая указывается в дюймах;
- J – служебное обозначение, ни о чем не говорящее потребителю;
- X – информация о том, что диаметр и ширина изделия неразъемные;
- 15 – посадочный диаметр, который также измеряется в дюймах;
- H2 – еще одно служебное обозначение. Его можно встретить на моделях с кольцевыми выступами.
Маркировка штампованных изделий
Примечательно, что маркировка колесных дисков стандартизирована для всех видов дисков – она буквально говорит об их параметрах. На штампованных моделях размещаются технические данные, а также информация о производстве и стране-изготовителе.
Маркировка кованых дисков
Кованые изделия для легковых автомобилей отличаются от литых выпуклой маркировкой. Параметры изделия наносятся на обод путем штамповки. Также распознать кованый диск можно по специфическим особенностям. Так, например, на таких моделях обычно размещается маркировка «Forged».
Расшифровка маркировки дисков
Ранее уже была описана расшифровка диска 6jx15h2, однако раскрыть особенности нанесения информации на обод нужно подробнее. У каждого параметра есть свои особенности, о которых следует знать при покупке новых колес. На примере диска с маркировкой 7,5jx16h24x98 ET 45 d54.1 далее будут рассмотрены нюансы, которые помогут расшифровать маркировку любой модели.
Первое число в ранее упомянутой маркировке (7,5), позволяет вычислить ширину обода диска, а именно – дистанцию между гранями обода. Эта информация позволяет выяснить, какие покрышки потребуются для таких колес. Ширина обода измеряется в дюймах, впрочем, как и другие подобные параметры.
Как узнать ширину обода
Чтобы узнать размеры дисков, в том числе ширину обода, достаточно внимательно взглянуть на их маркировку. Например, в описанном ранее варианте этот параметр равен 7,5 дюймам. Если новые колеса заказываются дистанционно, для наглядности дюймы можно перевести в сантиметры.
На что влияет ширина обода литого диска
Размеры диска, в частности ширина, влияют на вылет колеса, управляемость автомобиля и даже расход топлива. Так, например, слишком широкие колеса в жаркую погоду создают дополнительное трение о дорожное полотно, из-за чего динамические характеристики машины снижаются.
Установка дисков с нестандартной шириной обода
Покупая диски с нестандартной шириной, нужно обращать внимание на то, как изменится поведение автомобиля. У использования слишком широких покрышек есть несколько недостатков:
- снижение стойкости к аквапланированию;
- шумность;
- плохая проходимость зимой.
По этой причине, используя диски с нестандартной шириной обода, нужно учитывать условия, в которых будет эксплуатироваться авто.
Следующее за шириной обозначение дисков – вид кромки. Согласно общепринятым правилам, этот параметр для легковых автомобилей обозначается буквой JJ, JK, K, B, D или P. Для грузовых авто такая информация описывается буквами H, G, E и F.
Говоря о параметрах дисков, нужно упомянуть разъемность обода. В описанном ранее примере он обозначается буквой X, которая демонстрирует, что диск неразъемный. В случае, если обод собран из составных элементов, на нем выбивается символ «-».
Неразъемные диски используются на большинстве легковых авто. Это существенный плюс, поскольку у автовладельцев появляется возможность установки эластичной резины. Разъемные диски устанавливаются на грузовые авто, поскольку на них можно надеть жесткие покрышки.
Следующий параметр дисков – монтажный диаметр, который соответствует аналогичному показателю для покрышек. На легковых автомобилях обычно используются обода, размеры которых варьируются от 13 до 17 дюймов. Покрышки с диаметром шире 17 дюймов устанавливаются на мощные авто, в том числе грузовики и внедорожники.
В описанном ранее примере кольцевые выступы для колесного диска имеют обозначение H2. Эта информация означает, что колесо имеет двусторонние выступы для монтажа бескамерных покрышек. Кольцевые подкаты позволяют надежно закрепить резину на ободе, однако стоит учесть, что их не всегда два.
Так, например, если на изделие нанесен символ H, это значит, что оно оснащено только одним выступом. Впрочем, встречаются и другие обозначения:
- FH – плоский выступ;
- CH – комбинированный подкат;
- AH – ассиметричный хамп;
- SL – выступы отсутствуют и покрышка крепится на закраины обода.
Наиболее надежными являются конструкции с двумя выступами. Тем не менее у них есть недостаток, который заключается в сложности монтажа и демонтажа покрышек.
Крепежные параметры и разболтовка pcd
Обозначение 4х98, описанное в ранее приведенном примере, рассказывает о четырех крепежных отверстиях определенного диаметра. На импортных дисках этот параметр обозначается аббревиатурой PCD, например PCD 4. Примечательно, что также существует определение «Разболтовка», которое характеризует эту характеристику.
Вылет – крайне важный параметр, обозначающий дистанцию между плоскостью диска и точкой, где он соприкасается со ступицей. При этом существуют изделия со следующими типами вылета:
- Положительный – означает, что плоскость симметрии находится дальше от центральной точки корпуса машины, чем место соприкосновения обода со ступицей. Если говорить проще, изделие с положительным вылетом не выпирает над уровнем корпуса автомобиля.
- Отрицательный. Точка, где ступица соприкасается с диском, расположена на определенной дистанции от плоскости симметрии. Показатель выноса у таких ободов имеет отрицательное значение.
- Нейтральный. Плоскость симметрии и место соприкосновения диска и ступицы совпадают. На таких колесах указывается параметр ET
Выбирать диски нужно с учетом требований автопроизводителя – в противном случае автомобиль будет терять устойчивость на дороге. При этом погрешность вылета должна варьироваться в пределах 2 мм.
Диаметр болтовых отверстий
Параметр dia, размещенный на диске, позволяет вычислить диаметр болтовых пазов на ступице. Данная характеристика указывается в миллиметрах, причем для легковых автомобилей она варьируется в пределах от 50 до 70 мм. Для центровки дисков с крупными болтовыми отверстиями, многие автопроизводители рекомендуют использовать специальные шайбы.
Дополнительная маркировка и ее расшифровка
Все характеристики, которые были перечислены выше, требуют внимания при покупке колесных дисков. При этом внимания заслуживают и другие параметры:
- MAX PSI. Маркировка означает, какое давление на один квадратный дюйм должно быть в покрышках. Чтобы перевести это значение в более привычное, можно воспользоваться калькулятором. Так, например, если параметр равен 50, он будет равен 3,5 атмосферам. Дополнительные надписи, например COLD, говорят о необходимости проведения измерений на холодной резине.
- SAE, TUV или ISO. Наименование контролирующих органов, требования которых были учтены при изготовлении дисков. Отечественные производители часто размещают на своей продукции наименования ГОСТов.
При наличии опыта расшифровка маркировки дисков не вызывает сложностей. При этом некоторые параметры, например дата и страна изготовления, будут понятны даже для обывателя.
Особенности японских дисков
Вторая непривычная для россиян аббревиатура, VIA, указывается на ободе только в случае, если он подвергался испытаниям со стороны контролирующих органов Японии. Это полноценная торговая марка, поэтому ее нельзя встретить на неоригинальных изделиях. Диски с такой аббревиатурой дорогие, но при этом они крайне надежные.
Как выбрать диск колеса
Расшифровка характеристик дисков вызывает трудности у водителей. Чтобы не ошибиться с выбором диска, можно взять в пример типовую резину с маркировкой 185/60 R14. Для таких покрышек необходимы изделия, ширина профиля которых будет на четверть меньше.
Это значит, что от первого параметра (185) нужно вычесть четверть, после чего перевести полученное число в дюймы. Все остальные параметры можно уточнить в документации от автопроизводителя. Также рекомендуется ознакомиться с требованиями изготовителей покрышек.
Подведение итогов
Основа, на которую нужно опираться при выборе колесных дисков – техническая документация к автомобилю. На многих транспортных средствах могут использоваться изделия с разным диаметром. Чтобы не ошибиться с выбором, следует обязательно обращать внимание на все параметры, описанные в данной статье.