Как регулируют сертификацию в России и в мире

Что такое экомаркировка и где ее применяют

Экомаркировка — знак, который наносится на упаковку и свидетельствует о том, что продукция соответствует определенным экологическим стандартам. Такие знаки могут присваиваться и организациям, оказывающим услуги. Сейчас экомаркировка относится к добровольной сертификации. Это означает, что решение о получении такого знака принимает производитель.

Как и большинство систем добровольной сертификации, экомаркировка не является универсальной: в каждой стране может одновременно действовать несколько видов. Одним из первых знаков экомаркировки в мире был «Голубой Ангел», разработанный в ФРГ в 1977 году. В России экологическая сертификация впервые появилась в 1998-м — в виде пометки «Свободно от хлора». Этот знак можно отнести к государственным видам экомаркировки, потому что порядок его присвоения регулируется Национальным стандартом ГОСТ Р 51150-98.

Как регулируется экомаркировка в России

В некоторых странах существует развитая система законодательства в сфере экомаркировки, в России этот вопрос до сих пор урегулирован только отдельными гостами:

ГОСТ Р ИСО 14021-2000 был введен в 2000 году. Он запрещает производителям использовать для маркировки продукции расплывчатые формулировки вроде «экологически безопасная», «зеленая», «благоприятная для природы». Стандарт предусматривает, что любые экологические заявления производителей, включая специальные знаки, должны быть проверяемыми. Это означает, что производитель должен иметь всю необходимую документацию для подтверждения своих экологических заявлений.

Принцип проверяемости экологических заявлений и маркировок также указывается в качестве основополагающего во введенном позже ГОСТ Р ИСО 14020-2011.

С 1 января 2020 года в силу вступает новый федеральный закон, который направлен на борьбу с использованием терминов «органическая продукция», «био», «эко», «органик» при отсутствии соответствующей маркировки. По этому закону производителей обяжут подтверждать экологический статус продуктов с помощью добровольной сертификации. Нововведение также предусматривает создание открытого реестра производителей органической продукции.

Сейчас рассматривается законопроект об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии. Если закон примут, то в России будет введена система добровольной сертификации производства сельскохозяйственной продукции и создан открытый реестр производителей.

Виды экологической маркировки

Согласно международным стандартам ISO есть три основных типа экомаркировки:

Экологическая маркировка первого типа (ISO 14024, ГОСТ Р ИСО 14024–2000)

Сертификаты экологической маркировки первого типа выдаются общественными, частными, межгосударственными или международными сертифицирующими организациями. Большинство из них входят во Всемирную организацию экомаркировки (Global Ecolabelling Network — GEN). Если проверка подтверждает, что продукт соответствуют экологическим стандартам организации, то на его упаковку можно поместить графический знак.

Экологическая маркировка второго типа (ISO 14021:2016, ГОСТ Р ИСО 14021-2000)

Второй тип маркировки наносится на упаковку в виде надписей без графических знаков: например, «содержит вторсырье», «биоразлагаемый», «не наносит вреда окружающей среде». Такое заявление может сделать любая инстанция, которая участвовала в разработке или дистрибуции продукта. При этом контроль за нанесением знаков экомаркировки фактически отсутствует.

Проверить общие заявления трудно: ни потребитель, ни эксперт не смогут определить, действительно ли продукт «произведен из экологически чистого сырья». А вот конкретные обещания производителей, например «не содержит сульфатов», можно подтвердить или опровергнуть после проведения независимых экспертиз. Такие проверку может инициировать потребитель.

Маркировка формата «одобрено дерматологами/аллергологами» часто встречается на косметике и может означать как проведение исследования продукции в независимых лабораториях, так и заключение одного специалиста. Но есть производители, которые ссылаются на определенные авторитетные организации: например, на Британскую ассоциацию аллергологов. Такие знаки похожи на экомаркировку первого типа, так как предоставляются независимым экспертным учреждением после проведения испытаний.

Экологическая декларация третьего типа (ISO14025:2006, ГОСТ Р ИСО 14025-2012)

Третий тип маркировки выдается организациями, не связанными с производителем: это параметры жизненного цикла продукции, инвентаризационного анализа жизненного цикла продукции, воздействия на протяжении жизненного цикла. Такая маркировка включает в себя также дополнительную информацию, например о содержании рециклированного (повторно используемого) материала или о содержании токсичных веществ. Этот вид экомаркировки предназначен в первую очередь для обмена данными между предпринимателями. Эта маркировка выглядит как таблица на трех-пяти листах, содержащая экологически значимую информацию.

Как получить экомаркировку

Инициатором получения экомаркировки первого типа всегда выступает производитель. Ответственные организации не предоставляют эту услугу без тщательного анализа образцов продукции и процесса производства. Право на использование знака экомаркировки нужно подтверждать раз в несколько лет.

Проверка на экологичность стоит дорого. Оптимальным решением было бы создание организации по экомаркировке, которая финансируется государством. Таким образом организована система сертификации в Германии.

Отсутствие четкого регулирования способствует развитию гринвошинга (англ. greenwashing). Так называется практика использования необоснованных, а также слишком общих утверждений об экологических свойствах продукта.

Не только FMCG

Экомаркировка чаще всего встречается на продуктах питания. Но спектр ее применения в России шире:

Экомаркировка гостиниц. Пока единственный признанный на международном уровне знак российской экомаркировки «Листок жизни» был присвоен только одному отелю в России — «Коринтия Санкт-Петербург» (прим. Эколог. союз — с 2019 года экомаркировка «Листок жизни» присвоена петербургскому отелю Garden Street).

Экомаркировка офисов. Офисные пространства все чаще стараются получить «зеленый» сертификат. Названия такого знака могут быть разными: их устанавливают сертифицирующие организации. Чтобы получить «зеленую» маркировку, нужно оснастить офис энергоэффективным оборудованием, продемонстрировать экономию электричества и бумаги. Важные условия — отсутствие протечек и наличие специальной оценки условий труда. Подробнее читайте в материале В красивой «обертке»: как отличить фальшивый экоофис от настоящего.

Запрос «ИСО» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Запрос «ISO» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Международная организация по стандартизации, ИСО (англ. International Organization for Standardization, ISO; фр. Organisation internationale de normalisation, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово (исос) — равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «ИСО».

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации, ИСО занимается проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Члены ИСОПравить

Существует три категории членства. Они различаются уровнем доступа к электронным ресурсам ИСО и степенью влияния на содержание разрабатываемых документов. Это помогает учитывать различные потребности и возможности каждого национального органа по стандартизации. Таким образом, страны с ограниченными ресурсами или без достаточно развитой национальной системы стандартизации имеют возможность получать актуальную информацию в области международной стандартизации.

  • Полноправные члены влияют на содержание разрабатываемых стандартов ИСО и стратегию, посредством участия в голосовании и международных заседаниях. Полноправные члены имеют право продажи и принятия международных стандартов на национальном уровне.
  • Члены-корреспонденты наблюдают за разработкой стандартов ИСО и стратегией путём просмотра результатов голосования, так как не имеют права голосования, и посредством участия в международных заседаниях в качестве наблюдателя. Члены-корреспонденты имеют право продажи и принятия международных стандартов на национальном уровне.
  • Члены-подписчики получают актуальную информацию о работах проводимых в ИСО, но не могут принимать участие в работе. Члены-подписчики не имеют права продажи и принятия международных стандартов на национальном уровне.

Россию в ИСО представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве полноправного члена ИСО.

Организационная структураПравить

Генеральная ассамблея — это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трёх делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-подписчики участвуют как наблюдатели. Генеральная ассамблея 2013 года прошла в Санкт-Петербурге.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право не созывая Генеральной ассамблеи направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путём переписки.

Совет ИСО берёт на себя решение большинства вопросов, связанных с управлением. Заседания Совета проводятся дважды в год. В состав Совета входят 20 представителей из стран комитетов — членов ИСО председателей таких комитетов как CASCO, COPOLCO и DEVCO. При Совете существует ряд органов, обеспечивающих руководство и управление по конкретным вопросам.

  • Президентский комитет консультирует Совет ИСО и контролирует исполнение принятых им и Генеральной ассамблеей решений;
  • КАСКО (CASCO — Committee on conformity assessment) Комитет по оценке соответствия — занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО — содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем.
  • КОПОЛКО — Комитет ИСО по потребительской политике (COPOLCO — Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.
  • ДЕВКО — Комитет ИСО по вопросам развивающихся стран (DEVCO — Committee on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.
  • Council Standing Committees — Постоянные комитеты по финансовым вопросам и стратегической политике
  • Ad hoc Advisory Committees — Специальные консультативные группы

Членство в Совете открыто для всех комитетов-членов ИСО и в нем происходит ротация для того, чтобы представительство стран — членов сообщества было полным.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), ПРОФКО (методическая и информационная помощь); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

Техническое руководящее бюро (ТРБ)

Техническое руководящее бюро (ТРБ) отвечает за общее руководство структурой технических комитетов, которые занимаются разработкой стандартов, и любые стратегические консультативные органы, созданные по техническим вопросам.

Одним из технических комитетов под руководством ТРБ является РЕМКО (REMCO — Committee on reference materials), который оказывает методическую помощь ИСО путём разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО — координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ — Международной организацией законодательной метрологии.

Порядок разработки стандартовПравить

Международный стандарт является результатом консенсуса между участниками организации ИСО. Он может использоваться непосредственно или путём внедрения в национальные стандарты разных стран.

Международные стандарты разрабатываются техническими комитетами ИСО (ТК) и подкомитетами (ПК) в ходе шести-стадийного процесса:

  • Стадия 1: Стадия предложения — Первый шаг в разработке международного стандарта — подтверждение того, что конкретный международный стандарт необходим. Новое предложение (НП) направляется на голосование членам соответствующего ТК или ПК, чтобы определить необходимость включения соответствующего пункта в программу работы. Предложение принимается, если большинство У-членов ТК/ПК («участники») голосуют «за», и если, по крайней мере, пять У-членов заявляют о том, что примут активное участие в проекте. На этой стадии обычно назначается лидер проекта, ответственный за данный пункт программы.
  • Стадия 2: Подготовительная стадия — Обычно для подготовки рабочего черновика ТК/ПК создаёт рабочую группу экспертов, председателем (созывающим членом) которой является лидер проекта. Могут приниматься различные редакции рабочих черновиков, до тех пор, пока рабочая группа не решит, что ею разработано наилучшее техническое решение рассматриваемой проблемы. На этой стадии черновик передаётся вышестоящему комитету рабочей группы для прохождения фазы выработки консенсуса.
  • Стадия 3: Стадия комитета — Как только первый черновик комитета готов, он регистрируется Главным Секретариатом ИСО. Он рассылается для замечаний и, если необходимо, голосования У-членов ТК/ПК. Могут готовиться разные редакции черновика комитета до тех пор, пока не будет достигнут консенсус по техническому содержанию текста. Как только консенсус достигнут, текст окончательно редактируется для представления в качестве черновика международного стандарта (ЧМС).
  • Стадия 4: Стадия вопросов — Черновик международного стандарта (ЧМС) распространяется среди всех членов ИСО Главным Секретариатом ИСО для голосования и замечаний в течение пяти месяцев. Он одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если критерии одобрения не выполнены, текст возвращается в исходный ТК/ПК для дальнейшего изучения, и исправленный документ снова публикуется для голосования и замечаний в качестве черновика международного стандарта.
  • Стадия 5: Стадия одобрения — Окончательная редакция черновика международного стандарта (ОЧМС) распространяется среди всех членов ИСО Главным Секретариатом ИСО для итогового голосования за/против в течение двух месяцев. Если в этот период поступают технические замечания, на этой стадии они уже не рассматриваются, но регистрируются для анализа в ходе будущего пересмотра данного международного стандарта. Текст одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если эти критерии одобрения не выполнены, стандарт возвращается в исходный ТК/ПК для пересмотра с учётом технических причин, представленных в поддержку голосов «против».
  • Стадия 6: Стадия публикации — Когда окончательная редакция черновика международного стандарта одобрена, в итоговый текст разрешается, при возникновении такой необходимости, вносить только небольшую редакторскую правку. Итоговый текст отсылается в Главный Секретариат ИСО, который публикует данный международный стандарт.

Все международные стандарты рецензируются всеми членами ИСО, по крайней мере, через три года после публикации и каждые пять лет после первого рецензирования. Решение о подтверждении, пересмотре или отзыве международного стандарта принимается большинством голосов У-членов ТК/ПК.

Таблица условных обозначений стадий даёт наглядное представление о стадиях разработки:

Если в начале работы над проектом стандарта уже имеется более или менее завершённый документ, например, стандарт, разработанный другой организацией, некоторые стадии можно опустить. При так называемой «ускоренной процедуре» документ направляется непосредственно на одобрение членам ИСО в качестве черновика международного стандарта (ЧМС) (стадия 4) или, если документ был разработан международным органом стандартизации, признанным Советом ИСО, в качестве окончательной редакции черновика Международного стандарта (ОЧМС, стадия 5), без прохождения предыдущих стадий.

Ниже приводится обзор всех шести стадий.

Более подробное описание процесса разработки международных стандартов см. в публикации «Директивы ИСО/МЭК, Часть 1, Процедурные правила».

Сертификация на соответствие стандартам ИСОПравить

ИСО является организацией, которая разрабатывает международные стандарты, однако она не осуществляет оценку соответствия и/или сертификацию на соответствие стандартам. В связи с этим, ИСО никогда не выпускает сертификаты и никакая компания не может быть сертифицирована ИСО.

Также ИСО не предусматривает права использовать собственный логотип ISO для декларации соответствия либо подтверждения того, что компании и/или ее продукты сертифицированы на соответствие стандартам ИСО. Нанесение логотипа ISO на продукцию, этикетки, упаковку и т.д. запрещено.

Сертификация осуществляется независимыми органами по сертификации, наиболее крупными и узнаваемыми (история каждого из них превышает 100 лет) являются органы т.н. большой семерки, включая: TÜV (Австрия и Германия), BSI (Великобритания), BVC (Франция), DNVGL (Норвегия), SGS (Швейцария), ABS (США), LRQA (Великобритания).

Критика ИСОПравить

ТакжеПравить

ПримечанияПравить

  1. https://www.iso.org/about-us.html
  2. 1 2 3 https://web.archive.org/web/20071004225623/http://www.iso.org/iso/iso_catalogue/how_to_use_the_catalogue.htm
  3. Frendship Among Equals — 1997.
  4. The ISO Story — founding (англ.). ISO. Дата обращения: 13 декабря 2011. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  5. Как пользоваться каталогом ИСО (недоступная ссылка — история). ISO (2010). Дата обращения: 13 ноября 2011. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  6. ISO — ISO members. Дата обращения: 1 декабря 2009. Архивировано 3 мая 2012 года.
  7. Структура и руководящие органы. Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано 27 марта 2019 года.
  8. Vote closes on draft ISO/IEC DIS 29500 standard (англ.). ISO (4 сентября 2007). Дата обращения: 4 сентября 2007. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  9. Front-page: OOXML triggers demonstration in Norway: «Let’s throw OOXML out of ISO». Дата обращения: 11 апреля 2008. Архивировано из оригинала 10 апреля 2008 года.
  10. Pamela Jones. Microsoft Office 2007 Fails OOXML Conformance Tests, Alex Brown Admits, Hopes For the Best (англ.). Groklaw (21 апреля 2008). Дата обращения: 22 апреля 2008. Архивировано 10 сентября 2008 года.
  11. David Meyer. OOXML ratification faces delay after objection (англ.). ZDNet.co.uk. CNET Networks, Inc. (27 мая 2008). Дата обращения: 31 мая 2008. Архивировано из оригинала 31 мая 2008 года.
  12. M. Kuscus, CEO, South African Bureau of Standards (SABS). Appeal from the South African national body regarding the outcome of the fast-track processing of DIS 29500 Office open XML (англ.). Дата обращения: 31 мая 2008. Архивировано из оригинала 8 декабря 2010 года.
  13. Индия и Бразилия подали апелляцию против OOXML. Фонд Шаттлворта разъясняет ситуацию. OpenNET (30 мая 2008). Дата обращения: 31 мая 2008. Архивировано 3 августа 2008 года.
  14. Peter Sayer. India and Brazil File Appeals Against OOXML Standardization (англ.). PC World Communications, Inc. (IDG) (30 мая 2008). Дата обращения: 31 мая 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  15. Peter Sayer. Venezuela joins line appealing OOXML standard approval (англ.). IDG News Service (3 июня 2008). Дата обращения: 3 июня 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  16. Pamela Jones. Now an OOXML Protest from Denmark’s OSL (англ.). Groklaw (31 мая 2008). Дата обращения: 2 июня 2008. Архивировано 5 мая 2010 года.
  17. Four national standards bodies appeal against approval of ISO/IEC DIS 29500 (англ.) (недоступная ссылка — история). ISO (6 июня 2008). Дата обращения: 13 июня 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  18. ISO заморозил принятие OOXML. The OpenNET Project (11 июня 2008). Дата обращения: 13 июня 2008. Архивировано 28 мая 2012 года.
  19. Pamela Jones. ISO to TMB: Here Are the Appeals Against OOXML; They Should Be Denied — Updated 2Xs — Responses. Groklaw (9 июля 2008). Дата обращения: 11 июля 2008. Архивировано 10 сентября 2008 года.
  20. http://www.infoworld.com/article/08/08/15/ISO_IEC_reject_appeals_approve_OOXML_spec-IDGNS_1.html Архивная копия от 18 августа 2008 на Wayback Machine ISO, IEC reject appeals, approve OOXML spec
  21. Stefan Krempl. Renewed protest against the ISO certification of Microsoft’s OOXML (англ.). Heise Media UK Ltd. (2 сентября 2008). Дата обращения: 5 сентября 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  22. Georgina Prodhan; Sharon Lindores.: Microsoft decision sparks dissent amid ISO members (англ.). Thomson Reuters (1 сентября 2008). Дата обращения: 5 сентября 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  23. zoobab. Norwegians leave their Standards Body in protest (англ.) (недоступная ссылка — история). <NO>OOXML (2008). Дата обращения: 2 октября 2008. Архивировано 23 июня 2012 года.
  24. IT-bransjen rømmer fra Standard Norge (норв.) (недоступная ссылка — история) (29 сентября 2008). Дата обращения: 2 октября 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  25. Skandaleprosess av Standard Norge | Åpne standarder, It-politikk, Office. Дата обращения: 26 февраля 2012. Архивировано 16 сентября 2008 года.
  26. The Microsoft-Stacked SC 34 Committee Makes a Move (англ.). Groklaw (2 октября 2008). Дата обращения: 4 октября 2008. Архивировано 5 мая 2010 года.
  27. djwm. Is Microsoft trying to take control of ODF? (англ.). Heise Media UK Ltd (2 октября 2008). Дата обращения: 4 октября 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  28. Maxim Chirkov. Microsoft может получить контроль над развитием стандарта ODF. OpenNET (2 октября 2008). Дата обращения: 4 октября 2008. Архивировано 3 октября 2008 года.

СсылкиПравить

  • Официальный сайт ИСО (рус.)
  • Новости ИСО (рус.)



ISO 9000 — серия международных стандартов, содержащих термины и определения, основные принципы менеджмента качества, требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий, а также руководство по достижению устойчивого результата.

Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом 176 (ТК 176) Международной организации по стандартизации. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).

Принято считать, что при разработке первой версии стандартов ISO 9000 ТК 176 руководствовался британским стандартом BS 5750, разработанным Британским институтом стандартов (BSI). В свою очередь, считается, что британский стандарт базировался на отраслевых стандартах ВПК.

История создания стандартов серии ISO 9000Править

В 1955 году в Организации Североатлантического договора (НАТО) был создан комитет AC/250, известный под названием Group of National Directors for Quality Assurance. Этот комитет должен был оценить надежность цепи поставок в случае военного конфликта с СССР в Европе, и в частности при блокировании поставок военной техники и вооружений из США через Атлантический океан. Сначала решение проблемы виделось во введении специального инспекционного контроля на предприятиях. Однако этот метод не обеспечивал необходимого уровня уверенности и был экономически затратным. К концу 60-х годов прошлого века у членов комитета появилось осознание необходимости оценки поставщиков на основе неких взаимосвязанных принципов, которые сейчас известны под названием «system of quality management». Возникло понимание того, что критическими являются процессы разработки, используемые подрядчиком, и его система управления. Подобные идеи еще в 1949 году были изложены японским специалистам доктором У. Э. Демингом, но известно, что его система взглядов на управление и обеспечение качества не была известна в США и Западной Европе до начала 80-х годов. В соответствии со стандартом НАТО STANAG 4107 Mutual Acceptance of Government Quality Assurance and Usage of the Allied Quality Assurance комитет AC/250 в 1969 году опубликовал документ Allied Quality Assurance Procedures (AQAPs). AQAP был предназначен для замены неэффективных систем контроля и обеспечения уверенности в том, что для продуктов и услуг, поставляемым по военным контрактам, будет установлен минимальный набор процедур управления качеством. НАТО потребовало от министерств обороны каждого государства – члена Организации Североатлантического договора закрепить требования AQAP в контрактах на поставку и создать процессы подтверждения того, что подрядчики не только привержены
соблюдению принципов AQAP, но также, что они были оценены и зарегистрированы соответствующим компетентным органом. Таким образом агентства закупок в оборонной промышленности перешли от проверки продукции к оценке компетентности менеджеров и систем управления предприятий-поставщиков.

В Великобритании Управление закупок Министерства обороны (MoDPE) приняло AQAP как стандарты Def Stan 05-21 и Def Stan 05-24. В 1972 году был представлен «Новый подход к закупкам в области обороны» (The New Approach to Defence Procurement), и указанные стандарты были введены в качестве обязательных условий контракта для всех поставщиков. К концу семидесятых годов прошлого века не только генеральные подрядчики, но и тысячи их субподрядчиков и поставщиков были оценены и зарегистрированы MoDPE. В это же время контр-адмирал Дерек Спикернелл стал исполнительным директором Совета по обеспечению качества Министерства обороны (DGDQA). Этого человека впоследствии стали называть «отцом ISO 9000». Подход MoDPE базировался на том, что, если какая-то организация хочет заключить контракт с Министерством обороны, система управления этой организации должна быть проверена на соответствие принципам и требованиям, изложенным в AQAP. В 1970-х годах BSI организовал ряд встреч с представителями промышленности, чтобы создать общий для всех отраслей стандарт. В 1979 году был принят стандарт BS 5750, который, несмотря на многочисленные консультации, оказался почти точной копией стандартов Министерства обороны Def Stan 05-21 и Def Stan 05-24. В 1982 году правительство Великобритании, возглавляемое Маргарет Тэтчер, опубликовало доклад, подготовленный Департаментом торговли и промышленности (DTI), под названием «Стандарты, качество и конкурентоспособность на международном уровне» (Standards, quality and international competitiveness). Этот документ указывал на то, что недостатки системы управления – это основная причина неспособности поставлять конкурентные товары на международные рынки. Также этот документ сформулировал концепцию сертификации системы управления качеством компаний как средства снижения нагрузки при повторной внешней оценке и в качестве маркетингового инструмента.

Версии стандартов ISO 9000Править

Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась:

  • первая версия была подготовлена в 1987 году;
  • вторая версия была выпущена в 1994 году и представляла собой уточненную версию 1987 года.
  • третья версия была разработана в 2000 году путём радикального пересмотра версии 1994 года;
  • четвёртая версия стандарта вышла разобщенно: в 2005 году был выпущен стандарт ISO 9000:2005, в 2008 и 2009 годах — стандарты ISO 9001 и 9004. Несмотря на ожидавшийся полный пересмотр версии 2000 года, ТК 176 решил ограничиться «косметическими» правками — исправлением неточностей и разночтений. Причинами отказа от существенных изменений и задержки с выпуском новой версии были названы желание продлить срок действия существующих сертификатов у организаций (то есть сохранить статус-кво в сертификационном бизнесе).
  • пятая версия ISO 9001 была выпущена 23.09.2015 совместно с ISO 9000.

Новая версия стандарта 9001 существенно изменилась по сравнению с предыдущей версией. Стандарт ISO 9001:2015 года разработан в соответствии с приложением к директиве ISO Annex SL (ISO/IEC Directives, Part 1 Consolidated ISO Supplement — Procedures specific to ISO), которая определяет требования к нормативным документам на системы управления. Она устанавливает новый, единый стандарт для структуры систем управления (не только ISO 9001, но и для других систем менеджмента).

Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 190 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности.

Сертификация производится по единственному стандарту из этой серии, содержащему требования — ISO 9001. Организация ISO не проводит сертификацию по ISO 9001. Действует двухуровневая система подтверждения соответствия. Сертификацией систем менеджмента качества отдельных организаций занимаются специально сформированные аудиторские организации (органы по сертификации). Они, в свою очередь, аккредитуются национальными аккредитационными обществами. Также существуют и независимые системы аккредитации.

О природе стандартов ISO 9000Править

Процессный подход согласно ISO 9000

Применение стандартов ISO/TC 176 в процессном подходе.

Соответствие требованиям ISO 9001 свидетельствует о некотором уровне надёжности поставщика и добротности его компании. С точки зрения современных компаний соответствие требованиям ISO 9001 — тот минимальный уровень, который даёт возможность вхождения в рынок. Сам сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта.

Цель серии стандартов ISO 9000 — стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году третьей версии стандартов ISO 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нём термины и определения используются во всех стандартах ISO серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания основных элементов системы менеджмента качества продукции согласно стандартам ISO серии 9000. ISO 9000 определяют 7 принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения.

Процессы создания продукции входят в цепь «поставщик — организация — потребитель» и на рисунке показаны как «выпуск продукции». Только данные процессы добавляют ценность, потому что создают то, что установлено в договоре с потребителем, остальное — вспомогательные, поддерживающие процессы.

Стандарты, входящие в сериюПравить

  • ISO 9000. Словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9000:2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
  • ISO 9001. Содержит набор требований к системам менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования».
  • ISO 9004. Содержит руководство по достижению устойчивого успеха любой организацией в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде, путём использования подхода с позиции менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9004:2019 Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации».
  • ISO 19011. Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 19011:2018 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».

Стандарты ISO серии 10000 (технологии поддержки)

  • ISO 10001. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство, касающееся кодексов поведения организации.
  • ISO 10002. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по обращению с жалобами потребителей в организациях.
  • ISO 10003. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по разрешению споров вне организаций.
  • ISO 10004. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по мониторингу и измерению.
  • ISO 10005. Системы менеджмента качества. Руководство по программам качества.
  • ISO 10006. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества проектов.
  • ISO 10007. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту конфигурации.
  • ISO 10008. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания для бизнес-потребителей электронных торговых операций (Стандарт на стадии проекта ISO/DIS 10008).
  • ISO 10012. Управление системами измерения. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию.
  • ISO/TR 10013. Руководство по документированию системы менеджмента качества.
  • ISO 10014. Менеджмент качества. Руководство по реализации финансовых и экономических преимуществ.
  • ISO 10015. Менеджмент качества. Руководство по обучению.
  • ISO/TR 10017. Руководство по статистическим методам применительно к ISO 9001:2000…
  • ISO 10018. Менеджмент качества. Руководство по вовлечению и компетентности персонала (вступил в силу 1 сентября 2012[4][5]).
  • ISO 10019. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг.

Дополнительные стандарты, изданные ТК 176

ТК 176 издал один отраслевой стандарт для организаций-поставщиков автомобильной отрасли:

Национальные эквиваленты ISO 9000Править

Российские версии стандартов:

  • ГОСТ ISO 9000-2011[6] — аналог ISO 9000:2005 (подготовлен открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе применения ГОСТ Р ИСО 9001-2008)
  • ГОСТ Р ИСО 9001-2015 — аналог ISO 9001:2015, введён в действие 01 ноября 2015 года, утвержден в Росстандарте 28 сентября 2015 года.

Украинские версии стандартов:

  • ДСТУ ISO 9000:2007 — аналог ISO 9000:2005
  • ДСТУ ISO 9001:2009 — аналог ISO 9001:2008
  • ДСТУ ISO 9001:2015 — аналог ISO 9001:2015

Белорусские версии стандартов:

  • СТБ ISO 9000-2006 — аналог ISO 9000:2005
  • СТБ ISO 9001-2009 — аналог ISO 9001:2008
  • СТБ ISO 9004-2010 — аналог ISO 9004:2009
  • СТБ ISO 9001-2015 — аналог ISO 9001:2015

ПримечанияПравить

  1. Поляков А. Н. ISO 9001 и GMP: сходство и различия
    стандартов в историческом ракурсе (рус.) // Management : журнал. — 2019. — № 1 (49). — С. 70 — 76.
  2. Вадим Лапидус: Управление качеством как высшая форма проявления регулярного менеджмента Архивная копия от 4 июня 2012 на Wayback Machine
  3. Гарантирует ли ISO 9001 высокое качество услуг или продукции? Дата обращения: 24 апреля 2012. Архивировано из оригинала 16 декабря 2012 года.
  4. TÜV SÜD Ukraine: ISO 10018:2012 — человеческий фактор (недоступная ссылка)
  5. Новый стандарт ISO 10018:2012 (недоступная ссылка)
  6. В российской версии стандартов цифры пишутся через дефис, а в международной — через двоеточие.

СсылкиПравить

  • ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования
  • ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
  • М.:Стандартинформ, 2012. ГОСТ ISO 9001-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования (ISO 9001:2008, IDT) Quality management systems. Requirements (введен в действие с 1 января 2013 года Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст)
  • М.:Стандартинформ, 2012. ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (ISO 9000:2005, IDT) Quality management systems. Fundamentals and vocabulary (введен в действие с 1 января 2013 года Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст)
  • А. В. Гарин. Роль стандарта ISO 9001 в цепи поставок, 25 Марта, 2010 []
  • Национальный фонд технических нормативных правовых актов Республики Беларусь (тексты изданных в Беларуси стандартов ISO 9000).
  • Обзор ISO 2010 (статистическая информация о сертификации систем менеджмента организаций в мире). (англ.)
  • David Parker, Quality — ISO 9001:2015 (О версиях ISO 9001) (англ.)



Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 февраля 2015 года; проверки требуют 8 правок.

ГОСТ Р ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.

  1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС)
  2. Внесён Управлением сертификации Госстандарта России
  3. Принят и введён в действие Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. № 332-ст.

Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 9000-2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

Настоящий стандарт устанавливает основные положения систем менеджмента качества, являющихся объектом стандарта серии ИСО 9000, и определяет соответствующие термины.

Заменяющий: ГОСТ Р ИСО 9000—2008

Область и условия примененияПравить

Настоящий стандарт может использоваться:

a) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;
b) организациями, которые хотят быть уверенными в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;
c) пользователями продукции;
d) теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы);
e) теми сторонами, внутренними и внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют её на соответствие требованиям ИСО 9001:2000 (например, аудиторы, регламентирующие органы, органы по сертификации/регистрации);
f) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества для данной организации;
g) разработчиками соответствующих стандартов

Семейство стандартов ИСО 9000Править

Семейство стандартов ИСО 9000, разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование результативных систем менеджмента качества:

  • ГОСТ Р ИСО 9000
  • ГОСТ Р ИСО 9001
  • ГОСТ Р ИСО 9004
  • ГОСТ Р ИСО 19011

ТакжеПравить

СсылкиПравить

ИСО (ISO) – организация международного уровня в области стандартизации, главной задачей которой, является всестороннее развитие принципов стандартизации и сертификации, а также создание на их основе эффективных стандартов для различных направлений производственной деятельности.

Основными задачами ISO выступают:

  • содействие развитию в мире сферы стандартизации, а также смежных с нею видов деятельности в целях обеспечения международного обмена продукцией и услугами;
  • развитие сотрудничества и взаимодействия в экономической, технической и интеллектуальной сферах.

Сертификация ИСО – особое семейство стандартов, которые широко используются при создании или усовершенствовании систем менеджмента качества (СМК) компаний и организаций. Внедрение подобной системы является определённой гарантией прохождения контроля каждого этапа производства либо предоставления услуг. При этом контролируются и проверяются все составляющие данных процессов, включая различные ресурсы, документацию, руководство (управление), материалы, оборудование и другие элементы.

Сертификация систем управления качества является высокоэффективным рыночным инструментом

Сертификация систем управления (менеджмента) качества является достаточно высокоэффективным рыночным инструментом, поскольку сертификат, выданный международной авторитетной организацией, признается, как осязаемое свидетельство качества.

Международная сертификация ISO означает соответствие производимой продукции или оказываемых (предоставляемых) услуг общепринятым высоким стандартам качества мирового уровня. После прохождения у независимого эксперта процедуры международной сертификации компании получают документальное качественное подтверждение в виде сертификата ISO.

Данная система благодаря своей эффективности получила практически повсеместное и мировое распространение. Так, сегодня данные сертификаты серии ИСО приняты и действуют в России в качестве национальных стандартов систем менеджмента предприятий.


Получение и внедрение компаниями сертификатов серии ИСО имеют ряд неоспоримых преимуществ:

  • полная оптимизация бизнес-процессов и максимальное снижение производственных издержек за счёт сокращений дублирующих процессов;
  • применение нового подхода (мотивированной системы) к управлению компанией;
  • повышение уровня качества выпускаемой продукции или услуг;
  • снижение потерь в течение производственного процесса (уменьшение рекламаций и брака);
  • повышение ответственности и дисциплины среди персонала;
  • ведение деятельности предприятия по мировым стандартам;
  • увеличение уровня доверия среди инвестиционных организаций;
  • расширение рынка сбыта и увеличение количества лояльных потребителей;
  • возможность выхода продукции предприятия на европейский рынок;
  • реализация производимой продукции или оказываемых услуг по мировым ценам.

Исходя из этого, наличие СМК на предприятии является своеобразной гарантией соблюдения действующих требований и норм, соответствующих стандартов и позволяет производителю быть уверенному в грамотном контроле и управлении каждого элемента деятельности организации, независимо от размера, профиля или иных атрибутов и характеристик компании. Это означает, что сертификаты ISO являются универсальными и могут быть использованы на любом предприятии.


Оцените статью
Маркировка-Про