Какие марки существуют для битумов

Какие марки существуют для битумов Маркировка
Содержание
  1. Характеристика изделия
  2. Битумы нефтяные дорожные вязкие
  3. Маркировка транспортной упаковки
  4. Гарантия производителя
  5. Особенности транспортировки
  6. Как пользоваться?
  7. Сферы применения
  8. Где применяется?
  9. Маркировка автоцистерн по ДОПОГ при транспортировке нефти, нефтепродуктов и жидких углеводородов
  10. Виды дорожного битума БНД
  11. Штрихкодирование упаковки
  12. Физико-технические показатели
  13. Применение и назначение дорожного продукта
  14. Как убрать с одежды?
  15. Правила приемки
  16. Характеристика разновидностей
  17. Природный
  18. Асфальтовый порошок
  19. Искусственный
  20. Гудронный
  21. Другие
  22. Из чего делают?
  23. Технические характеристики битума СГ 130 200
  24. БНД 50/50
  25. БНД 70/100
  26. БНД-90/130
  27. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение
  28. Получение жидких битумов
  29. Преимущества
  30. Технические характеристики и применение
  31. Расход
  32. Правила использования
  33. Все о дорожном битуме
  34. Как растапливать?
  35. Требования безопасности
  36. Чем можно разбавить?
  37. Особенности нанесения и расход материала
  38. Как выбрать марку дорожного битума
  39. Новые методы подбора марки дорожного битума
  40. Необходимая документация
  41. Классы и назначение жидких битумов
  42. Технические характеристики и маркировка
  43. Густеющие со средней скоростью
  44. Медленно густеющие

Характеристика изделия

Битум представляет собой строительный материал. Он применяется в ходе:

  • гидроизоляции конструкций, труб, поверхностей;
  • строительстве автомобильных дорог;
  • производстве лакокрасочных материалов.

Производители выпускают несколько видов битума, который отличается значениями в таких показателях, как:

  • растяжимость;
  • пенетрация;
  • температура, при которой изменяется физическое состояние твердого материала;
  • температура хрупкости и вспышки;
  • растяжимость.

Битумы нефтяные дорожные вязкие

Нефтяные дорожные битумы делятся на вязкие и жидкие. Вязкие битумы различаются: БНД (битумы нефтяные дорожные) и БН (битумы нефтяные).

Вязкие нефтяные дорожные битумы вырабатывают пяти марок: БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 130/200; битумы нефтяные (БН) — четырех марок: БН 60/90, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300 (табл.

Буквы БНД означают «битум нефтяной дорожный», цифры-дроби 40/60, 60/90 и т. указывают на допустимые для марки пределы показателей глубины проникания стандартной иглы при 25°С, косвенно характеризующие вязкость битума. Битумы марок БНД отличаются хорошим сцеплением с каменными материалами и имеют достаточно высокую пластичность при отрицательных температурах, стойки к климатическим воздействиям. Технические условия на вязкие нефтяные битумы нормированы ГОСТ 22245—90.

Вязкие нефтяные дорожные битумы применяют для приготовления горячих, теплых и холодных асфальтобетонных смесей, для поверхностной обработки, пропитки, а также для разжижения с целью получения жидких битумов, применяемых для приготовления холодного асфальтобетона, поверхностной обработки и для смешения на дороге и т.

Вязкие битумы относятся к той или иной марке на основании трех основных показателей: глубины проникания иглы, температуры размягчения и растяжимости. Глубина проникания иглы и растяжимость нормируются при двух температурах: 25 °С и 0 °С. По физико-механическим показателям вязкие битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.

В табл. 2 показано определение индексов пенетрации битумов по глубине проникания иглы при 25 °С и температуре размягчения.

При промежуточных значениях глубины проникания иглы при 25 °С индекс пенетрации определяют интерполяцией или по формуле

где А = (2,9031 – log П) / (Т – 25),

где П — глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм;

Т — температура размягчения, °С.

Температуру хрупкости битумов марок БН допускается определять по номограмме (рис.

Область применения битумов в дорожном строительстве должна соответствовать рекомендациям, приведенным в табл.

Вязкие дорожные нефтяные битумы являются горючими веществами с минимальной температурой воспламенения 368 °С. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны составляет 300 мг/м3.

По степени воздействия на организм, битумы являются малоопасными веществами и относятся к 4-му классу опасности.

При работе с битумом помещение должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией и должны применяться средства индивидуальной защиты. При загорании небольших количеств битума его следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем, развившийся пожар следует тушить пенной струей.

Отходы производства битума (газы окисления) обезвреживаются сжиганием в печи дожига.

Рис. Номограмма для определения температуры хрупкости дорожных битумов марок БН

1) цифры на прямых — глубина проникания иглы при 25°С;

2) при П0 / П25—, равном или большем 0,27, его значение необходимо брать с поправкой по графику (а).

Таблица 1. Технические требования к битумам нефтяным дорожным (БНД) и битумам нефтяным (БН)

№ п/п
Наименование показателей
БНД 200/300
БНД 130/200
БНД 90/130
БНД 60/90
БНД 40/60
БН 200/300
БН 130/300
БН 90/130
БН 60/90
Метод испытаний

1
Глубина проникания иглы, °С, не менее:

по ГОСТ 11501

при 25 °С
201-300
131-200
91-130
61-90
40-60
201-300
131-200
91-130
60-90

при 0 °С
45
35
28
20
13
24
18
15
10

2
Температура размягчения по КиШ, °С, не ниже
35
40
43
47
51
33
38
41
45
по ГОСТ 11506

3
Растяжимость, при 0 °С см, не ниже:
-20
70 6
65 4
55 3,5
45-

80-
80-
70-
по ГОСТ 11505

4
Температура хрупкости, °С, не выше
-20
-18
-17
-15
-12
-14
-12
-10
-6
по ГОСТ 11507 с допол. по п. 2

5
Температура вспышки, °С, не ниже
200
220
230
230
230
220
230
240
240
по ГОСТ 4333

6
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более
7
6
5
5
5
8
7
6
6
по ГОСТ 18180, 11506, допол. по п. 3

7
Индекс пенетрации
от-1,0 до+1,0
от -1,5 до + 1,0
по прил. к ГОСТ 22245-90

8
Массовая доля водорастворимых соединений, %, не более
0,200,200,300,300,30    по ГОСТ 11510

Таблица 2. Таблица определения индексов пенетрации битума

Дорожно-климатическая зона
Среднемесячные температуры наиболее холодного времени года, °С
Марка битума

I
не выше -20
БНД 90/130, БНД, 130/200,БНД 200/300

II и III
от-10 до-20
БНД 60/90, БНД 90/130,БНД 130/200, БНД 200/300

II, III, IV
от-5 до-10
БНД 40/60, БНД 60/90,БНД 90/130, БНД 130/200,БН 90/130, БН 130/200,БН 200/300

IV и V
не ниже +5
БНД 40/60, БНД 60/90,БНД 90/130, БН 60/90,БН 90/130

Гарантийный срок хранения битумов — один год со дня изготовления.

Важными показателями битумов марок БНД являются показатель сцепления и температура хрупкости. К сожалению, показатель сцепления, характеризующий адгезионные свойства битума к кислым и основным породам в существующем ГОСТе не нашел отражения, что безусловно является его недостатком.

Если имеющиеся битумы не удовлетворяют необходимым требованиям, следует подобрать состав битумных смесей из нефтяных битумов двух различных марок или смесей нефтяных битумов с природными. Чаще всего битумы улучшают добавлением модифицирующих добавок, типа ПАВ и т.

Улучшенные битумы и их смеси, свойства которых оптимизированы специальной химической обработкой и добавлением пластификаторов, применяют главным образом для устройства верхних слоев покрытий с целью обеспечения повышенной теплоустойчивости и динамической прочности.

До выхода в свет ГОСТ 22245—90 на битумы нефтяные дорожные вязкие требования к дорожным битумам нормировал ГОСТ 11954, который включал в себя требования на битумы марок БНД и БН.

Разработчики этого ГОСТ ориентировались при его составлении на окисленные битумы III структурного типа по классификации А. Колбановской. Этот тип битумов отличается промежуточными свойствами от битумов I и II типов, т. вбирает в себя как преимущества, так и недостатки битумов крайних структурных типов. Битумы марок БНД обладают более широкими интервалами пластичности по отношению к битумам марок БН, но имеют меньшую растяжимость.

В отношении остаточных битумов марок БН некоторые источники ставят под сомнение рекомендуемую их область применения и считают, что эти битумы должны быть исключены из существующего ГОСТ на вязкие дорожные битумы. Однако такая точка зрения вызывает очень веские возражения и несогласие, которые хорошо обоснованы Г. Кирюхиным. Автор отмечает, что в большинстве развитых стран в дорожном строительстве остаточные битумы, которые относятся ко II структурному типу, широко применяются в дорожном строительстве. Эти битумы отличаются высокими показателями растяжимости, но при этом они характеризуются узкими интервалами пластичности (разностью между температурой размягчения и температурой хрупкости). В отечественных и зарубежных публикациях отмечается большая устойчивость битумов II структурного типа («золь») к старению по сравнению с битумами III типа («золь-гель») и тем более битумами I типа («гель»).

Поделитесь ссылкой в социальных сетях

Маркировка транспортной упаковки

Формируя транспортные партии продукции, выпускающие компании должны отражать на транспортной упаковке следующую информацию:

  • наименование изделия и его марка;
  • вес продукции;
  • дата изготовления товара;
  • номер партии;
  • нормативный документ, по которому выпускается продукт.

Если продукция отнесена к категории опасных грузов, то с учетом норм, прописанных в ГОСТ 19433-88 дополнительно:

  • указывают данные об опасности груза;
  • на упаковке отражают шифр, предупреждающий знак и номер ООН.

Гарантия производителя

Заводом на изготовленный битум нефтяной кровельный в паспорте продукции указывается согласно ГОСТ, производимого материала, срок хранения и использования не более одного года с даты производства. Купить строительный битум можно за цену от 50 руб за 1 кг.

Особенности транспортировки

Правильная перевозка битума довольно трудна. По железной дороге он должен транспортироваться в емких бункерных контейнерах (собираемых в группы по 4 штуки). Один контейнер вмещает до 10 тонн вещества. Паровые змеевики позволяют поддерживать продукт в разогретом виде. По шоссе гоняют обычно битумовозы (специально спроектированные полуприцепы-цистерны типа «термос» с двойными стенками).

Загрузка идет при 180 градусах. Битум поступает и сливается самотеком. Вспомогательные насосы не нужны. При сохранности теплоизоляции возить битум без подогрева можно до 48 часов.

Перед разгрузкой продукт подогревают.

Как пользоваться?

Попытаемся разобраться, как же правильно пользоваться жидким битумом и наносить его.

  • Для начала битум требуется нагреть. Нагрев должен производиться в спецустановках, но чаще субстанцию греют в бочках из металла на огне.
  • Готова смесь будет в тот момент, когда её поверхность будет очень гладкой, практически глянцевой, без каких-либо признаков перегрева. Его допускать ни в коем случае нельзя, иначе покрытие будет хрупким.
  • После этого требуется разводить состав с применением растворителя. Наилучшим решением в данном случае будет масло солярового типа и дизтопливо. Первый тип вещества найти не всегда просто, поэтому обычно применяют дизтопливо. Битум требуется развести до состояния от 30 на 70 до 50 на 50 с растворителем в зависимости от необходимой консистенции и температуры воздуха. Если объём работ велик, то растворитель наливается в битум, если невелик – то наоборот.
  • Если говорить о нанесении, то после переноса вещества из ёмкости на его выравнивание будет всего минута-полторы. Перед его нанесением лучше провести начальную обработку поверхности, куда будет наноситься состав, при помощи праймера. Для выравнивания можно использовать валик, швабру или кисть.

Экономить состав не нужно, и стыки требуется промазывать хорошо. А при герметизации кровли следует обращать внимание, чтобы новый битум после застывания не создавал трудностей для схода воды.

Сферы применения

Пластичность, хорошая прилипаемость, нечувствительность к замерзанию – здесь битум незаменим для гидроизоляции дорог (и в дорожном строительстве в целом), зданий, строений и сооружений. Битумные стройматериалы трудно повредить.

БНД – битум нефтяной дорожный – самый дешёвый материал. Битумная кровля и гидроизоляция стен и фундамента – отличный способ защитить постройку от сырости (мокрого грунта и осадков). Вышеупомянутый толь, а также гидростеклоизол – тому примеры. Мастики, содержащие битум, выпускаются на базе битумно-каучуковой смеси, латекса, уретана, акрила – они применяются в качестве гидроизолирующего кровельного слоя. С ними протечка в крыше и перекрытиях полностью исключена.

Если обратиться к памятникам истории и строениям, найденным при раскопках, то уже в древние времена битум применяли при постройке зданий и строений различного назначения.

Где применяется?

Если говорить о применении битумного состава, то в зависимости от целей, которые нужно достичь, методика подготовки и нанесения состава будет различаться.

Несмотря на то что долговечность тут ниже, нежели у битумных мастик, замазанные дефекты будут на длительный срок закрыты от воздействия воды.

При наличии низких температур битум становится хрупким, а при высоких – плавится. Подбор того или иного типа материала будет определяться нагрузками и природными условиями применения. При прокладывании магистралей, где ездят тяжёлые машины, применяется соответствующий битум. Кроме того, смесь для асфальта не может обойтись без гравия и песка.

Пропорции данных веществ зависят от требований к покрытию. Чем больше количество песка и меньше гравия, тем большую гладкость будет иметь покрытие.

Маркировка автоцистерн по ДОПОГ при транспортировке нефти, нефтепродуктов и жидких углеводородов

№ ООН
№ опасности
Наименование
Табличка
Информационные табло

1202
30
Газойль, дизельное топливо, топливо печное легкое

+

1203
33
Бензин моторный, газолин, петрол

+

1206
33
Гептаны



1208
33
Гексаны



1223
30
Керосин

+

1262
33
Октаны



1265
33
Пентаны жидкие



1267
33
Нефть сырая

+

1267
30
Нефть сырая

+

1268
33
Нефти дистилляты и нефтепродукты, не указанные конкретно

+

1268
30
Нефти дистилляты и нефтепродукты, не указанные конкретно

+

1300
33
Скипидара заменитель



1300
30
Скипидара заменитель



1863
33
Топливо авиационное для турбинных двигателей

+

1863
30
Топливо авиационное для турбинных двигателей

+

1920
30
Нонаны



1999
33
Гудроны жидкие, включая битум дорожный, растворенный в нефтяном дистилляте

+

1999
30
Гудроны жидкие, включая битум дорожный, растворенный в нефтяном дистилляте

+

3082
90
Вещество жидкое опасное для окружающей среды, не указанное конкретно

+

3256
30
Жидкость при повышенной температуре, легковоспламеняющаяся, не указанная конкретно

+/-
+
3257
99
Жидкость при повышенной температуре, не указанная конкретно

+/-
+
3295
33
Углеводороды жидкие, не указанные конкретно

+/-

3295
30
Углеводороды жидкие, не указанные конкретно

+/-

3494
336
Нефть сырая сернистая легковоспламеняющаяся токсичная

+
+/-

3494
36
Нефть сырая сернистая легковоспламеняющаяся токсичная

+
+/-

У нас вы можете приобрести технику, которая соответствуют требованиям ДОПОГ:

  • автотопливозаправщики АТЗ;
  • бензовозы;
  • автоцистерны нефтепромысловые АЦН;
  • вакуумные автоцистерны АКН, АКНС.

Виды дорожного битума БНД

Битумы делят на две категории – вязкие и жидкие. Жидкие битумы используют только при укладке дороги в холодное время года при минусовой температуре. Во всех остальных случаях, используют вязкие битумы.

Битум БНД вязкий также имеет множество маркировок. Для каждой климатической зоны подойдет свой тип битума. Так, в местности, в которой средняя температура зимой составляет до — 20 °С следует использовать битум БНД с маркировкой 200/300 или 90/130. Там, где температура не опускается ниже +5 °С, для укладки асфальта подойдет и БНД 60/90 или 40/60.

Штрихкодирование упаковки

Штрих-код производители отражают в добровольном порядке. Такой элемент позволяет:

  • автоматизировать прием и отгрузку изделий;
  • сократить время на внесение сведений об излишках или недостатках;
  • сократить ошибки в учете.

Штрих-код перед использованием должен пройти регистрацию. По желанию выпускающего предприятия регистрируется код внутреннего формата для его использования внутри Российской Федерации или код международного формата.

Сокращение БНД означает «битум нефтяной дорожный» и красноречиво характеризует применение этого вещества. Цифры в обозначении марки показывают, в каких пределах может меняться пенетрация в норме при температуре +25 градусов. Встречаются такие марки, как:

  • БНД 200/300;
  • БНД 130/200;
  • БНД 90/130;
  • БНД 60/90;
  • БНД 40/60.

В зависимости от конкретной марки могут меняться:

  • глубина проникновения металлической иглы при 0 и при +25 градусах;
  • минимальная температура размягчения по кольцу и по шару;
  • уровень растяжимости;
  • температуры хрупкости и вспышки;
  • пенетрационный индекс.

БН 50/50 — битум, отличающийся хорошим прилипанием. Это легко перетекающий состав. На ровных поверхностях он будет постепенно оплывать. БН 70/30 размягчается при 70-72 градусах. Этот состав отличается превосходной адгезией и распадается без мелких обломков на большие куски. Такой продукт оптимально подходит для обустройства гидроизоляции.

БН 90/10 размягчается при температурах примерно 90 градусов. Этот битум отличается превосходной адгезией. Он почти нечувствителен к высоким температурам. Такой продукт можно разбить молотком. При ударе формируются осколки, имеющие блестящую поверхность.

Битумы нефтяные кровельные делятся на 3 группы:

  • БНК 40/180;
  • БНК 45/190;
  • БНК 90/130.

Физико-технические показатели

Наименование показателя

БНД
200/300

БНД 
130/200

БНД 
90/130

БНД
60/90

БНД
40/60

Глубина проникания иглы в битум, 0,1 мм:

при 25°С

201-300

131-200

91-130

61-90

40-60

при 0°С

45

35

28

20

13

Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже:

35

39

43

47

51

Растяжимость, см, не менее:

при 25°С

65

60

50

40

при 0°С

20

6

4,2

3,5

Температура хрупкости, °С, не выше:

-20

-18

-17

-15

-10

Температура вспышки, °С, не ниже:

200

220

220

220

220

Сцепление с мрамором или песком

Выдерживает по контрольному образцу №2

Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более:

8

7

6

6

6

Индекс пенетрации:

+1

-1

-1

-1

Содержание водорастворимых соединений, %, не более:

0,2

0,2

0,3

0,3

0,3

Применение и назначение дорожного продукта

Основным назначением битума БНД является связывание минерального состава смеси в единое целое. Таким образом, связующая функция дорожного битума является преимущественной и позволяет сохранять дорожное полотно в эксплуатируемом виде долгие годы.

Помимо этого, БНД применяется для поверхностной обработки, пропитки, а также для разжижения с целью получения жидких битумов, применяемых для приготовления холодного асфальтобетона, поверхностной обработки и для смешения на дороге. А в строительстве битумы применяются для гидроизоляции зданий, труб, фундаментов.

Как убрать с одежды?

Снять с поверхности ткани битум или гудрон в домашних условиях можно ножом или иным острым инструментом. Действовать надо осторожно, чтобы ткань осталась цела. Но необходимо также использовать специальное чистящее средство. Ацетон и прочие растворители применять нельзя. Они, конечно, смоют загрязнение, однако и с одеждой придется распрощаться. Для борьбы с гудроновыми и битумными пятнами применяют специальные препараты. Например, российский «Элтранс» либо английский Superb Degreaser. Работать надо строго по инструкции. В любом случае требуется использовать средства индивидуальной защиты и меры предосторожности. После очистки проблемное место надо замачивать и отстирывать.

Небольшие кусочки и брызги можно смыть дизельным топливом либо автомобильным шампунем. Некоторые самостоятельно готовят чистящий раствор. Для его приготовления используют:

  • скипидар;
  • глину;
  • крахмал;
  • нашатырь.

Битумы классифицируют по нескольким параметрам. В первую очередь, они различаются по происхождению, консистенции и области применения. Рассмотрим подробнее каждый из этих критериев.

  • природный.
  • искусственный.

Первый встречается возле нефтяных месторождений, где образует битумные озера или линзы. В то же время в чистом виде соединение встречается достаточно редко. Чаще всего оно пропитывает осадочные породы, что усложняет его получение из полезных ископаемых. Природные битумы бывают:

  • поверхностными. Появляются в результате выхода на поверхность битумосодержащих пород;
  • жильными. Залегают между слоями горных пород и содержат примеси различных минералов;
  • пластовыми. Представляют собой пропитанную битумом горную породу.

Какие марки существуют для битумов

Чистый природный битум из битумосодержащего сырья получают в несколько этапов. Сначала добывают горную породу карьерным, шахтным, скважинным или иным способом. Затем происходит разделение добытой массы на минеральные и органические компоненты. Для этого используются растворители или метод выпаривания в воде. После этого из полученного органического промежуточного сырья производят чистое углеводородное соединение. Процесс переработки является достаточно трудоемким и дорогим, что ограничивает сферу использования природного битума.

Искусственные, или нефтяные, битумы производятся из гудрона – остаточной фракции после перегонки нефти. Сегодня используют три основных технологии получения данных материалов:

  • концентрирование. Их получают из высокосмолистого сырья, образующегося после перегонки сернистой нефти. Битумы, которые изготавливаются методом концентрирования, отличаются высокой твердостью и малым коэффициентом вязкости;
  • окисление. Эта технология используется чаще других. Метод подразумевает продувку кислородом нефтяных остатков и других соединений при температуре 180–300 оС. Такой подход позволяет увеличить содержание асфальтенов и смол в конечном продукте, благодаря чему он получается более эластичным и теплостойким;
  • смешивание. Этим методом получают компаундированные битумы. Он заключается в смешивании веществ, полученных по технологиям концентрирования и окисления с добавлением дистиллятов и других остатков. Также в сырье вносятся различные присадки – например, каменноугольные масла, полимеры, деготь и пр. Это позволяет получить битум с определенными свойствами и характеристиками.

В зависимости от вязкости битум бывает:

  • жидким. Он получается путем добавления растворителей к вязким компонентам и перемешивания их на специальном оборудовании в среде инертного газа. Технические условия и требования к жидкому битуму изложены в ГОСТ 11955-82. Популярные марки материала — МГО: 40/70; 70/130; МГ: 40/70; 130/200, СГ: 70/130; 130/200;
  • вязким. Это изначальный продукт, который образуется при окислении остаточной массы, получаемой после перегонки нефти. К вязким битумам относятся марки БНД: 200/300; 40/60, 90/130; 60/90, БН: 130/200; 90/130; 200/300; 60/90. Требования и технические условия на данные материалы регламентируются ГОСТ 22245-90.

Материал применяется для решения широкого спектра задач. В зависимости от назначения выделяют следующие виды битума:

  • кровельный. Из такого битума изготавливают рубероид, рубемаст, еврорубероид и другие рулонные материалы, а также мягкую черепицу. Для покрытия кровли и создания финишного слоя используют марки БНК 90/30. Для пропитывания поверхностей для гидроизоляционной защиты применяется битум БНК 40/180. В качестве сырья для производства кровельных материалов подходит марка БНК 45/190;
  • изоляционный. Это битум общего назначения, который используется для гидроизоляции конструкций. Данная задача решается с помощью марок БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10. Стоит учесть, что чем больше числитель в маркировке битума, тем выше температура его размягчения. Отдельным подвидом можно считать изоляционные битумы БНИ-IV-3, БНИ-IV. Ими обрабатываются подземные трубопроводы с целью защиты от коррозии.

Помимо этого, есть битумы специального назначения. Они применяются в лакокрасочном производстве, прецизионном литье и при изготовлении электротехнической продукции.

Правила приемки

После того, как вся партия битума кровельного нефтяного будет подготовлена к отгрузке, на нее оформляется паспорт качества. На каждую партию оформляется только один паспорт качества. Партией можно признать различное количество битума, однородное по качественным показателям.

Получение неудовлетворительных результатов испытаний по одному или нескольким показателям приводит к повторным испытаниям, но объем пробы необходимо удвоить. Заключение повторных результатов испытания действительно на всю партию.

Изготовителем проводится проверка на присутствие воды (массовой доли) не реже одного раза в полгода. Один раз в три месяца определяются растворимость и доля парафина (массовая).

Характеристика разновидностей

При уточнении вида или разновидности битума учитывают следующие характеристики.

  • Плотность, или удельный вес битума, – 950-1500 кг/м3. Куб битума не должен весить больше максимальной отметки – в противном случае стоит заподозрить наличие в нём камней и иного мусора. Не всякий битум легче воды. Объёмный вес – масса одного кубометра – определяется конкретной маркой данного стройматериала.
  • Температура плавления битума зависит от марки. Данный параметр позволяет оценить, при какой температуре битум становится жидким настолько, что он льётся, подобно сиропу. Но, охладив расплавленный битум любой марки до температуры ниже 80 градусов, вы гарантированно получите среду с густотой деревенской сметаны, которую вылить уже невозможно.

Каждая разновидность и марка битума определяет его конкретную область применения. Например, битум, применяемый для изготовления толя (рубероида), использовать для дорожного строительства затруднительно – асфальт на морозе может быстро растрескаться, а на жаре – размягчиться и сместиться, искривив дорожное покрытие, сбив на его поверхности волны.

Такая дорога подлежит срочному ремонту.

Природный

Натуральный битумный состав – горючие полезные ископаемые. Конкретно – природные реагенты, входящие в них. Природный битум – продукт переработки нефти силами природы. Он формируется, когда месторождение подверглось конкретным изменениям, к примеру, в процессе окисления при вступлении в реакции с окружающими их минералами либо в естественный резервуар, где находилась нефть, проникли бактерии-экстремофилы, способные изменить состав нефтефракций.

Для доступа к натуральному битуму сооружают шахты или карьеры.

Натуральный битум – асфальт естественного происхождения, озокерит, мальт – производные, источником которых являются горючие полезные ископаемые.

Асфальтовый порошок

Он образуется среди горных пород, похож на известняк. При переработке асфальтопорошка нужные реагенты извлекаются при температуре, отличной от комнатной.

Искусственный

Нефтяной, или искусственный битум, образуется лишь при перегонке нефти. Используются процессы крекинга, отложения (осаждения) и окисления тяжёлых фракций нефти, по сути, образующих мазут (гудрон).

Гудронный

Фракции битума – по процентной составляющей – вычисляются при химическом анализе мазута, оставшегося после испарения газов и жидкостей, входящих в состав нефти. Гудронный битумный состав – важная составляющая тёплого и горячего асфальтов, без которых не осуществить прокладку (или ремонт) дорог. Из гудронного битума получают прочие разновидности битумного стройматериала.

Другие

Например, холодный состав, содержащий дополнительные полимерные включения, в своём составе имеет резиновую крошку, пластмассы, улучшающие его свойства, углеродно-органические растворители. Подплавленный, размягчённый кусок битума, используемого для асфальта или при производстве толя, разводят уайт-спиритом. Образуется битумная краска, создающая лучший, чем, к примеру, масляная, эффект гидроизоляции стен. Но одним уайт-спиритом присадки в холодный битум не ограничиваются.

Битум, отслуживший свой срок, осыпается, и его перерабатывают, получая из него летучие углеводородные соединения, либо загружают вместе с дровами в пиролизную печь.

В последнем случае удаётся получить много жара, находящего своё применение, к примеру, в ТЭЦах и котельных.

Из чего делают?

Искусственный битум производится на основе гудрона – остаточного материала после крекинга (расщепления) нефти. Гудрон, который представляет собой нефтяной остаток после выделения газов, жидкостей разной степени густоты, являющихся таковыми при комнатной температуре, подвергают одной из трёх процедур.

  • Осаждение тяжёлых фракций нефтяных остатков с использованием пониженного давления (вакуума). Полученный состав обладает достаточной легкоплавкостью и мягкостью. Сырьём для производства «вакуумного» битума является нефть с повышенным содержанием серы и смолы.
  • Гудрон окисляют, разогрев его до температуры порядка 200 градусов и продувая воздухом. При продувании разогретого гудрона чистым кислородом выходит относительно термостабильный стройматериал.
  • Применение дистиллятов при смешанном составе гудрона. Последний может содержать в разных пропорциях окисленный и остаточный гудрон.

Полученный битум классифицируется по определённым признакам. Он поставляется в виде брикетов, которые допустимо укладывать в штабели – при невысоких температурах хранения.

Технические характеристики битума СГ 130 200

Агрегатное состояние вещества

Вязкая жидкость

Цвет

Черный

Маркировка

СГ (класс среднегустеющих битумов)

Состав

Нефтяной битум с органическими растворителями

Условная вязкость

131-200 с

Температура вспышки

+60° С

Температура размягчения верхнего слоя после испарения растворителя

От +39° С

ГОСТ

11955-88

Один из самых легкоплавких. Размягчается при 40-градусной температуре. Применение его ограничено тем, что в южных регионах России, даже при облачной, но жаркой погоде, он близок к размягчению. Используется преимущественно в северных широтах, где лето почти никогда не бывает жарким.

Морозоустойчив, может сохранять свои свойства зимой, почти не подвержен разбитию на куски и осколки.

БНД 50/50

Состав, который размягчается лишь при температуре 50 градусов. Это не является завышением требований ГОСТ. Фактически он способен нагреться – в составе асфальта – в летний зной. Великолепно прилипает – это свойство идёт в пользу ямочного ремонта дорог, на полную перепрокладку которых средства из местного или федбюджета ещё не выделены в полном объёме.

При установке куска на ровной поверхности данное вещество растекается в ровную лужу. Это даёт возможность получить ровный, без нежелательных изменений слой.

БНД 70/100

Для размягчения эта марка битума должна нагреться до 72 градусов. Отличается высоким прилипанием. Применяется для выпуска рубероида. Возможно применение состава в качестве нижнего или верхнего слоя асфальта – им, к примеру, поливают старый асфальт перед укладкой нового, если дорогу требуется поднять на 10 и более сантиметров. Разбитие асфальта даёт фрагменты, не поднимающие пыль с дороги при их извлечении.

Данная марка благодаря повышенной температуре размягчения имеет предрасположенность к формированию трещин в асфальте, и на морозе такое твёрдое покрытие растрескивается быстрее.

БНД-90/130

Нагревается до 90 градусов, что относит его к реагентам для горячего асфальта. Разбитие асфальта с таким битумом усложнено, но при действии кувалды или отбойника покрытие дороги рассыпается на осколки.

В чистом виде разбитый состав данной марки обладает блестящими, глянцевыми сколами.

Битум является аморфным веществом, которое даже в твердом состоянии проявляет свойства жидкости. При температуре более 160 оC он становится полностью текучим. Им можно пропитывать различные поверхности, поскольку при охлаждении соединение снова полимеризируется, образуя твердый монолитный слой. Также материал проявляет хорошие диэлектрические свойства, устойчив к воздействию кислот, щелочей, солевых растворов.

Битумы обладают свойством «стареть». Со временем их физико-механические характеристики ухудшаются. Вещество становится более хрупким, под действием ультрафиолетовых лучей происходит изменение структуры соединения, которое сопровождается уменьшением содержания смолистых веществ и снижением гидроизоляционных качеств.

Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение

Для доставки с последующим хранением в складских помещениях или на строящиеся объекты битума существует упаковочная тара, которая служит защитой от пыли и грязи, обеспечивает компактность расположения груза на транспортных средствах.

Применяются основные способы упаковки, такие как кловертейнеры, евробочки (металлические), биг-беги и крафт-мешки. Для транспортировки битума в состоянии готовом для применения используются битумовозы.

  • кловертейнер имеет форму куба. Поддон и крышка выполняются из фанеры, стенки из гильзового картона. Распаковка занимает пару минут при помощи болгарки.
  • металлическая евробочка проста в процессе использования тем, что крышка имеет металлический хомут. Нет необходимости в распаковке, достаточно открыть бочку, нагреть битум, отлить нужное количество и вновь закрыть. Сохранность качества обеспечивается за счет крышки с хомутом.
  • биг-бег – упаковка представляет собой универсальный полипропиленовый мешок, который может принять форму той тары, которая рассчитана под выгрузку погрузочными механизмами.
  • крафт — мешки – самая не практичная тара, как при транспортировке, так и при вскрытии упаковки.
  • битумовоз – автоцистерна с двойными стенками и наличием подогрева стенок. За счет подогрева битум не нуждается в длительном разогреве на строящихся объектах.

Для определения того, какой вид материала, его характеристика, характерные особенности хранения и транспортировки, объем или масса, номер партии и сертификация (при наличии) существует маркировка, информация, которая наносится на каждую товарную единицу.

Для битума нефтяного кровельного — это БНК, числа 40/180; 45/190; 90/30 в числителе температура, при которой битум становится мягким, а в знаменателе предполагаемая температура твердого состояния.

Обеспечение сохранности битумов нефтяных в таре производится с применением стеллажей или поддонов. При хранении в штабелях в закрытых складских помещениях, под навесами или на спланированных промышленных площадках с бетонированными или асфальтированными покрытиями, что обеспечивает их защищенность от воздействия солнечных лучей и осадков.

В случаях транспортировки битумов в твердом состоянии перевозка осуществляется на специально оборудованных разборных формах. Транспортировка продуктов из углеводородов требует обеспечения всех необходимых требований пожарной безопасности по причине самовоспламенения. Соблюдение элементарных правил безопасности исключает возможность возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций.

https://youtube.com/watch?v=WdfE-mg7n6g%3Ffeature%3Doembed

Получение жидких битумов

Жидкие битумы относятся к синтетическим. Их получают двумя способами:

  • В результате смешивания вязких дорожных битумов марок БН и БНД с растворителями, которые играют роль разжижителей. Например, для приготовления битумов, густеющих со средней скоростью, в качестве растворителя используют керосин. В жидком состоянии битум обволакивает гранулы щебня и связывает их между собой. На открытом воздухе растворители испаряются и битумы твердеют.
  • В результате переработки остаточных нефтепродуктов (например, мазута) или их смесей. Такой битум маркируется МГО.

Для получения жидких битумов подходят только те вязкие битумы, у которых показатель глубины проникновения иглы диаметром 0,1 мм при температуре +25 °С не более 90 мм: БН 60/90, БНД 40/60 или БНД 60/90.

Преимущества

Среди достоинств материала можно выделить сравнительно невысокую цену в сочетании с хорошими эксплуатационными качествами. Битум достаточно прочный, стойкий к различным внешним факторам. Он обладает отличными гидроизоляционными свойствами и удобен в применении.

Технические характеристики и применение

  • Что это такое?
  • Технические характеристики и маркировка
  • Где применяется?
  • Как пользоваться?

В различных секторах строительства благодаря целому ряду неповторимых и высоких практических свойств применяется такой материал, как жидкий битум. Его применяют для облегчения осуществления различных процессов технологического характера при строительстве объектов жилой и промышленной направленности, создании кровельных конструкций, прокладывании трубопроводов, дорог и различного рода инженерных коммуникаций.

Данный стройматериал имеет отличную вязкость, пластичность и хорошие водоотталкивающие показатели. При проникновении в поры, а также различные трещины в покрытиях он может стать связующим веществом, улучшить износостойкость и обеспечить хорошую адгезию.

Расход

Этот показатель может меняться в широких пределах. Но рассчитывается он отдельно для каждого применения. В любом случае затрата на 1 м2 определяется сообразно типу материала и варианту его использования. Обычно показатель расхода приводится на упаковке (с поправкой на толщину слоя). Так, при нанесении гидроизоляции на фундамент слоем 2 мм можно будет потратить 3-3,9 кг реактива на каждый «квадрат» (в сухом весе).

При покрытии кровли обычная затрата начинается от 0,8 кг. Она может достигать (в одном слое) 1,8 кг. Многое зависит от:

  • марки;
  • температуры воздуха;
  • подготовки поверхности.

Правила использования

Работа с битумом требует соблюдения определённой стадийности работ – прогревание, добавка присадок и тщательное перемешивание. После исчерпывающей подготовки полученный состав наносят на поверхность, нуждающуюся в таком покрытии.

Нагревание осуществляется в битумоплавильных установках. Простейший вариант – растапливание битума в бочках на огне. Рекомендуется после размягчения начать перемешивать битум, чтобы он не выгорал и не разлагался. Шипение и вспенивание состава при его нагреве – естественное проявление свойств битума. Полностью расплавленный битум обладает гладкой и блестящей поверхностью, зеркально отражающей падающий на него свет.

Появление едкого задымления воздуха – признак начавшегося разложения битумного состава, при этом дым становится едким, с жёлто-зеленой палитрой. Для гидроизолирующих слоёв битум перегревать недопустимо – после остывания, ввиду начавшегося разложения, он потрескается. При нагревании необходимо держать в шаговой доступности лист фанеры – если битум загорится, накрывание горловины бака приведёт к перекрытию доступа кислорода, и пламя тут же погаснет.

Добавляя растворитель, выберите бензин или уайт-спирит. Если битум перегрели до температуры выше 160 градусов, можно применить керосин. Чем тяжелее и гуще фракция, тем в более перегретый битум можно её добавлять, не опасаясь, что она выпарится раньше времени, не успев разжижить состав.

Битума должно быть больше, чем растворителя: 30 или 50 процентов растворяющей добавки. Разогревают битум с растворителем по отдельности – это исключит самовоспламенение.

При большом объёме битумной смеси растворитель вливается в битум. При малом – по-другому.

Процесс розлива вяжущих составов – битумосодержащих смесей – учитывает скорость затвердевания стройматериала. Перенося битум на покрываемую поверхность, мастер столкнётся с тем, что его слой загустевает и сохнет через 2 минуты, и дальнейшее выравнивание стены или перекрытия станет невозможным. Предварительно поверхность обрабатывается при помощи битумного праймера. Последний застывает существенно дольше, чем основной битумный состав, а значит, допустимо использование кисти или валика. При нанесении толстого слоя битума применяют, например, швабру, крепко обмотанную тканью.

Норма расхода битума варьируется исходя из характера работ. Для гидроизоляции – максимум 2 кг на 1м2. Толщина покрытия – не более 2 мм. Тонкий слой пропускает воду, толстый – быстрее трескается. Для дорог и тротуаров – до 3 кг/м2. Если перелить – битум застывает дольше, а на жаре станет вязким. Меньший слой не даст хорошей прочности. Пропитывание асфальта (или асфальтобетона) может потребовать до 1 кг на 1 м2.

О том, как происходит укладка асфальта, вы можете посмотреть в видео ниже.

Все о дорожном битуме

  • Что это такое?
  • Из чего делают?
  • Характеристика разновидностей
  • Марки
  • Сферы применения
  • Правила использования

В строительстве, кроме цемента, песка и щебня, широкое применение нашёл и битум. Он имеет хорошие значения водонепроницаемости и проникновения в сыпучие стройматериалы, включая просачивание в стройсмеси. Его применение – дорожное и частное строительство.

Как растапливать?

Твердые виды битума обязательно требуется расплавить. Чтобы повысить эффективность растапливания, необходимо колоть битум на небольшие фрагменты. Эти куски обрабатывают соляркой либо отработанным маслом (с полным покрытием, но без толстого слоя сверху). Простым бытовым нагревателем битума оказывается обычно костер. Плавление идет в стальной бочке или ведре на слабом монотонном огне. В противном случае оно будет происходить неравномерно.

Расплавленный материал оставляют прогреваться дальше, пока не остановится появление пены. Добавляют наполнитель — распушенный асбест, мел, цемент или гипс. Далее доливают растворитель (ни в коем случае нельзя применять нефтепродукты).

Разжиженный битум разогревать не требуется. Он изначально подготовлен с расчетом на оптимальную консистенцию.

Требования безопасности

Битумы нефтяные кровельные для кровельной мастики относятся к четвертому классу опасности. Данный класс представляет малоопасные горючие вещества. Для них температура вспышки не ниже 240 градусов Цельсия. Возможно самовоспламенение при температуре 300 градусов Цельсия.

Для паров расплавленного битума характерно умеренное раздражающее действие на тело и слизистые верхних дыхательных путей и оболочку глаз.

Нефтяные битумы не токсичны как в воздухе, так и в водной среде.

Рабочие, занятые работами с битумом, обеспечиваются специальной одеждой, обувью и специальными приспособлениями для защиты органов дыхания и зрения:

Попавший на тело рабочего битум требуется охладить проточной водой. Используя вазелин либо любой смягчающий крем, осторожно удалить с поврежденного участка тела частицы битума. Необходимо оказание первой помощи для пострадавших от термических ожогов.

Рабочее место для проведения работ с битумом необходимо оборудовать вентиляционным оборудованием.

В случае возникновения пожара необходима локализация очага пожара с помощью пенной струи. Малые очаги возгорания локализуют при помощи огнетушителя ОВП, песка или кошмы.

Чем можно разбавить?

В случае загустения потребуются разбавители. В этом качестве применяют низкооктановый бензин или более безопасный уайт-спирит. Мастики разводят авиационным керосином, уайт-спиритом либо скипидаром, иногда используют сольвент и ацетон. Выбор варианта разбавления определяется методом нанесения. Он определяет, надо ли добиваться жидкой либо густой консистенции. Битумно-каучуковые мастики очень эластичны. Потому их активно применяют, чтобы защищать трубы и другие подземные коммуникации. Масляные компоненты пригодны для самых разных применений, за исключением кровельных работ.

Они увеличивают клейкость и понижают жесткость вещества. Предотвращается растрескивание. Гарантируется целостность в течение длительного времени. Мастики с вхождением масел устойчивы к холодам до -50 и к нагреву до +80 градусов. Введение резиновой крошки является хорошим выбором для формирования прочных покрытий даже на металлических кровлях. Растворенный состав часто используют только как грунтовку.

Особенности нанесения и расход материала

При нанесении нефтяного битума указанной выше марки необходимо соблюдать определенные правила безопасности в виду того, что вещество является огнеопасным. Относительно непосредственно нанесения материала, то начать следует с подготовки поверхности – очищение определенного участка от грязи и старого дорожного покрытия.

Перед распределением материала, его необходимо нагреть и при необходимости ввести некоторое количество растворителя. Асфальтная смесь тщательно перемешивается до приобретения оптимальной пластичности. Далее смесь перекладывают на подготовленную поверхность – это можно сделать вручную или при использовании спецтехники. Наложенный слой подлежит разравниванию и уплотнению.

Расходное количество битума зависит от способа применения и типа поверхности. Стоит отметить, что есть определенные пропорции соотношения компонентов в асфальтной смеси. Расход преимущественно зависит от массы щебня, а количество варьируется от 1,5 до 3% от общей массы смеси.

Как выбрать марку дорожного битума

Дорожный битум имеет буквенно-цифровую маркировку, которая выглядит следующим образом: БНД ХХ/YY. Расшифровывается она так:

  • БНД – битум нефтяной дорожный;
  • ХХ и YY – верхний и нижний предел глубины проникновения в битум иглы диаметром 0,1 мм при температуре +25 °С. Этот параметр говорит о твердости битума и температуре его размягчения. Он служит основой для выбора определенной марки битума для эксплуатации в определенных климатических условиях.

Есть несколько марок битума, которые можно разбить на две группы в зависимости от предельных температур эксплуатации дорожного покрытия:

  • БНД 60/90 и БНД 70/100 можно использовать в регионах, где температура в холодное время года не опускается ниже -20 °С.
  • БНД 90/130, БНД 100/130 и БНД 130/200 допускается применять в регионах с температурой в холодное время года ниже -20 °С.

Какие марки существуют для битумов

От битума зависит качество и срок службы укладываемого дорожного покрытия

Новые методы подбора марки дорожного битума

До недавнего времени битум изготавливали и подбирали для дорожных работ, руководствуясь двумя нормативными документами: ГОСТ 22245-90 и ГОСТ 33133-2014. Они дают достаточно размытое понимание к подходу в выборе требуемой марки материала для определенных условий эксплуатации.

Чтобы правильно подобрать битум для дорожного покрытия, эксплуатирующегося в определенных климатических условиях, нужно учитывать его сдвигоустойчивость. Особенность этого параметра состоит в том, что он может изменяться в четыре раза при изменении температуры всего на 10 °С. Поэтому так важно как можно точнее знать температурные пределы эксплуатации будущего дорожного покрытия. Для этого нужно иметь статистические данные о максимальной и минимальной температуре в регионе за последние 20 лет.

Такую информацию можно получить из уже разработанного и введенного в действие ПНСТ 397-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Метод определения температурных условий эксплуатации конструктивных слоев дорожных одежд». В нем приведены температурные показатели для разных населенных пунктов и регионов страны.

Разработаны и введены в действие еще два нормативных документа:

  • ГОСТ Р 58400.1-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом температурного диапазона эксплуатации».
  • ГОСТ Р 58400.2-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок».

Согласно этим документам битум маркируется уже по-другому: PG X-Y, где PG – его марка, а X и Y – допустимая верхняя и нижняя температура эксплуатации. Более того, теперь при выборе битума можно будет учитывать и транспортную нагрузку на покрытие. В ближайшее время материалы, соответствующие новым требованиям, появятся в продаже.

Обратите внимание на правила хранения и транспортировки битума. Мы посвятили этой теме отдельную статью.

Необходимая документация

Обращаясь за помощью в разработке этикетки, предприниматель предоставляет:

  • регистрационное свидетельство и ИНН;
  • данные о продукции – код ТН ВЭД, характеристика состава и свойств;
  • нормативную документацию на товар;
  • сведения о предприятии-изготовителе;
  • прочие сведения и документы. Точный перечень того, что нужно предоставить, формируется при проведении консультации.

Получить дополнительную информацию об особенностях маркировки и узнать о полном перечне услуг, которые предоставляет ЦС, можно позвонив специалистам или заполнив форму обратной связи.

Классы и назначение жидких битумов

Жидкие битумы делятся на два класса: густеющие со средней скоростью (СГ) и медленногустеющие (МГ и МГО). Первые используют только для дорожного строительства, вторые, помимо дорожного строительства, применяют для приготовления холодного асфальтобетона.

Какие марки существуют для битумов

Жидкий битум востребован для дорожного строительства

Для битума типичен черный либо темно-коричневый цвет. Это термопластичное вещество, которое будет при различной температуре твердым или приобретающим смолоподобную консистенцию. Если его сильно разогреть, происходит расплавление. Но текучесть даже у расплавленного вещества незначительна. Когда оно остынет, вернется исходная вязкость, однозначной температуры плавления нет.

Битум иногда, при нарушении техники безопасности, кипит в цистерне. Это происходит, если не слить оттуда остатки воды, а затем подать излишне горячий (около 120 градусов) продукт. В подобном случае разливаются небольшие «смоляные озера». Кислоты и щелочи битум обычно не растворяют, как и солевые растворы.

Образование пор для него не характерно, и даже тонкий слой окажется совершенно непроницаем для воды.

То, сколько сохнет битум и основанные на нем вещества, определяется рядом факторов. Играют роль и толщина слоя, и степень влажности воздуха, и температура. Объемный удельный вес равен 1500 кг, потому в 1 м3 содержится ровно 1,5 тонны вещества. В состав типичного битума входят:

  • от 70 до 85% углерода;
  • от 8 до 15% водорода;
  • от 1 до 8% серы;
  • от 1 до 5% кислорода;
  • не более 2% азота.

Точно охарактеризовать химический состав весьма сложно. Однако элементарные соединения в составе битума удалось разделить на 4 основные категории. Твердый компонент представлен высокомолекулярными углеводородами. Смолы — это содержащие серу аморфные вещества. А также есть кислоты (менее 3%) и нефтяные масла (их количество варьируется от 30 до 60%).

Технические характеристики и маркировка

Теперь скажем немного о технических характеристиках и маркировке данного вещества, которое чаще всего реализуется в вёдрах, хотя иногда встречается в баллончиках. Повышение температуры для такого материала становится причиной его размягчения, увеличения пластичности, что даёт возможность применять битумные смеси. Если говорить об основных характеристиках, имеющих важное значение для применения битума, стоит назвать следующие:

  • пенетрация определяет вязкость или плотность материала;
  • дуктильность – показатель пластичности состава на битумной основе;
  • термическая стабильность определяет температуру, при которой происходит размягчение битумных масс и переход вещества в состояние жидкости.

Следует сказать, что характеристики эксплуатационного характера данного материала ещё определяет и температура хрупкости, когда в битумном слое появляется первая трещина.

Если же говорить о такой вещи, как маркировка, то следует обратиться к ГОСТу. Согласно ему, битумные составы делятся на 3 категории в зависимости от класса и вязкости:

  • СГ 40/70, 70/130, 130/200;
  • МГ 40/70, 70/130, 130/200;
  • МГО 40/70, 70/130, 130/200.

Также существует и автодорожный битум, который маркируется аббревиатурой БНД. На сегодняшний день применяется 5 типов такого вещества:

  • 40/60;
  • 60/90;
  • 90/130;
  • 130/200;
  • 200/300.

Цифры означают степень вязкости сырья. Естественно, что и расход на 1 м2 различных типов такого состава будет разным.

Также буквенное словосочетание обозначает 2 класса маркировки по ГОСТу по мере темпов создания структуры:

  • медленно густеющие;
  • густеющие со средней скоростью.

Теперь скажем о каждой категории несколько слов.

Густеющие со средней скоростью

Данная категория составов, имеющих обозначение СГ, получается при помощи разжижения битумов вязкого типа для дорог с применением нефтепродуктов в жидком виде. Она используется обычно для возведения дорожных облегчённых и капитальных покрытий, а также для формирования их оснований в любой климатическо-дорожной области страны.

Медленно густеющие

Дорожные битумы используют при изготовлении асфальтобетона. Задача этого материала – равномерно покрыть гранулы щебня, связать их между собой и ослабить деформационные и температурные напряжения.

Дорожные битумы могут быть двух видов:

  • Жидкие отличаются тем, что в их состав добавляют растворители, которые играют роль разжижителей. На открытом воздухе растворители испаряются и битумы твердеют. Такие материалы применяют для изготовления холодных асфальтобетонных смесей, которые можно использовать ранней весной и поздней осенью.
  • Вязкие битумы не содержат растворителей. Их применяют для изготовления горячих асфальтобетонных смесей, которые используют для дорожных работ в теплое время года. О них и пойдет речь ниже.

№Наименование показателейБНК-90/40Метод испытаний
1Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм35-45По ГОСТ 11501
2Температура размягчения по кольцу и шару, °С80-95По ГОСТ 11506
3Температура хрупкости, °С, не выше-10По ГОСТ 11505
4Растворимость в толуоле или хлороформе, %, не менее99,50По ГОСТ 20739
5Изменение массы после прогрева, %,не более0,50По ГОСТ 18180
6Температура вспышки °С, не ниже240По ГОСТ 4333
7Массовая доля водыСледыПо ГОСТ 2477
8Массовая доля парафина, %, не более-По ГОСТ 17789
9Индекс пенетрации- 
10Глубина проникания иглы при 25 °С в остатке после прогрева, %от первоначальной величины, не менее
70По ГОСТ 11501

Какие марки существуют для битумов

Кровельные нефтяные битумы — пропиточные и покровные, применяемые для производства кровельных материалов.

Оцените статью
Маркировка-Про