С учётом упоминания в источниках маркировок дизельного топлива по старому советскому стандарту, одновременное использование действующих российских ГОСТов, а также попутное применение технического регламента, действующего в рамках Таможенного Союза, в понимании видов, марок и классов дизтоплива у пользователей возникает абсолютная путаница и дезориентация. Для чёткого понимания классификации, видов и принципа маркировки в материале раскрыта тема действующих современных сортов дизельного топлива.
- Основные характеристики
- Гид по дизельному топливу
- Сорта дизельного топлива
- Классы дизельного топлива
- Температурные показатели дизтоплива
- В заключение
- Биодизель
- Классификация дизельного топлива в России
- Состав и плотность
- Разница стоимости марок дизтоплива
- Виды дизтоплива
- Ключевые виды
- Важнейшие свойства
- Маркировка ДТ и ее расшифровка
- Дизтопливо и солярка — это ведь одно и то же?
- Классы дизельного топлива в зависимости от содержания серы
- Летние марки
- Зимнее
- Арктическое
- Использование дизтоплива
- Маркировка дизтоплива по стандарту ЕВРО
- Маркировка по классификации Таможенного Союза
- Сфера применения дизельного топлива (солярки)
- Технология производства дизельного топлива
- На что влияет состав дизельного топлива
- Стандарты экологичности
- Евро 4
- Евро 5
- Евро 6
- Какие виды дизельного топлива существуют
- Сорта дизельного топлива для регионов с умеренным и теплым климатом
- Классы дизельного топлива для регионов с суровым климатом
- Насколько опасно дизельное топливо
- Был ли в СССР дизель?
- Как расшифровывается маркировка топлива?
- Маркировка дизельного топлива, принятая в рамках таможенного союза
- Нормативные акты стандарта дизтоплива
- Разница в цене на солярку
- Марки дизтоплива
- Использование дизельного топлива
- Принцип классификации и маркировки дизельного топлива
- Маркировка назначения
- Температура фильтрации
- Что вообще значит слово «дизель»?
- Область применения
Основные характеристики
Для процессов нагнетания и впрыска топлива важна его вязкость, от которой зависят и смазывающие характеристики
От плотности дизельного топлива зависит его эффективность и экономичность, потому что чем выше плотность, тем больше при сгорании вырабатывается энергии.
Важной характеристикой является количество серы, которую содержит дизельное топливо. Это сернистые соединения, которые снижают коррозионную стойкость топливной системы.
О качестве дизельного топлива говорит и предельная температура фильтруемости, то есть такая температура, при которой дизтопливо густеет настолько, что уже не проходит совсем или очень медленно проходит через фильтр с определенными размерами.
Она ниже температуры помутнения, то есть температуры, при которой парафин, который содержится в топливе, начинает кристаллизоваться.
Использование дизельного топлива экономически оправдывает себя. Расход горючего в дизельном моторе на 30–40 % меньше, чем в бензиновом. При этом мощность и тяговое усилие выше, а выхлопные газы безопаснее.
ДТ обеспечивает работу двигателей различной техники (автомобили, суда, тракторы, электрогенераторы, котлы автономных отопительных систем и пр.).
Дизельное топливо имеет следующие основные параметры.
- Вязкость. Влияет на процессы нагнетания и впрыска, а также на смазывающие характеристики.
- Плотность. От нее зависят эффективность и экономичность. Чем выше плотность, тем больше от сгорания дизельного топлива вырабатывается энергии.
- Содержание серы. Чем больше в составе горючего сернистых соединений, тем быстрее разрушается топливная система, а также увеличивается количество вредных выбросов в атмосферу.
- Предельная температура фильтруемости. Определяет, при каких условиях горючее густеет настолько, что уже не может пройти сквозь фильтры.
Дизельное топливо делят на классы и сорта в зависимости от двух последних характеристик.
Гид по дизельному топливу
Дизельное топливо (ДТ) классифицируется по многим признакам: температуре фильтруемости, содержанию серы (определяет экологичность), степени опасности. Эти показатели характеризуют основные свойства горючего и определяют возможности его применения. Ранее дизтопливо делилось только на марки в зависимости от сезона. Сегодня есть более широкая классификация, которая выделяет различные сорта и классы ДТ.
Сорта дизельного топлива
В регионах с умеренным климатом используются сорта дизельного топлива. Здесь горючее классифицируют по предельной температуре фильтруемости. Она соответствует максимально низкому значению, при котором горючее еще способно проходить через фильтр. Это один из важных показателей, который обязательно приводят в паспорте качества ДТ. От температуры фильтруемости зависят низкотемпературные свойства горючего и возможность его применения в разных погодных условиях.
- А (+5 °С);
- B (0 °С);
- C (–5 °С);
- D (–10 °С);
- E (–15 °С);
- F (–20 °С).
Показатель определяют в экспериментальных условиях. Топливо постепенно охлаждают и пропускают через фильтр в условиях, максимально приближенных к реальным, т. е. в постоянном вакууме. Далее фиксируют каждый градус вплоть до предельного показателя, при котором опытный образец будет проходить через фильтр дольше 60 секунд. Снизить температуру фильтруемости можно с помощью депрессорных присадок, которые уменьшают размеры кристаллизующихся парафинов.
Классы дизельного топлива
Если дизтопливо для умеренного климата делят на сорта, то горючее, предназначенное для использования при сильном и экстремальном холоде, классифицируется на классы. Их тоже различает температура, определяющая предел фильтрации горючего:
Отсюда можно сделать вывод, что там, где заканчиваются сорта, т. е. на F (–20 °С), начинаются классы для особо холодного климата, т. е. с класса 0 (–20 °С) и т. д.
Еще классы дизельного топлива выделяются в зависимости от содержания серы в составе. Здесь идет речь о классификации горючего по экологичности. По этому критерию выделяют классы:
- К2 — не более 500 мг/кг;
- К3 — не более 350 мг/кг;
- К4 — не более 50 мг/кг;
- К5 — менее 10 мг/кг.
Последние три соответствуют дизельному топливу класса ЕВРО. Это горючее, отвечающее наиболее современным требованиям экологичности. Здесь же стоит указать класс опасности дизельного топлива. Этот вид горючего относится к 4-му классу, что соответствует п. 7.1 ГОСТ 305-2013.
Температурные показатели дизтоплива
Температура вспышки дизельного топлива определяется в закрытом тигле. Горючее постепенно нагревают и при каждом увеличении показателей термометра на 2 °C открывают заслонку, которая закрывает дизтопливо от источника пламени. Действия повторяют вплоть до того, пока не произойдет вспышка. В этот момент фиксируют значение, которое и будет температурой вспышки. По ГОСТ 305-2013 она имеет следующие значения:
- не ниже 40 °С —для летнего и межсезонного ДТ;
- не ниже 30 °С — для зимнего и арктического ДТ;
Для ДТ, используемого для тепловозных и судовых ДВС, газовых турбин, установлены другие значения:
- не ниже 62 °С — для летнего и межсезонного ДТ;
- не ниже 40 °С — для зимнего ДТ;
- не ниже 35 °С — для арктического ДТ.
Другим важным показателем выступает температура застывания дизельного топлива. Она несколько ниже, чем показатель фильтруемости. Марки дизельного топлива:
- летнее — застывает при –10 °С;
- межсезонное — застывает при –15 °С;
- зимнее — при –20 °С;
- арктическое — при –50 °С.
Температура кипения дизельного топлива тоже различается в зависимости от марки: летнее — 360 °С, зимнее — 320 °С, арктическое — 280 °С.
В заключение
Сорта и классы дизтоплива выделяют по температурным характеристикам и содержанию серы. Перечисленные показатели имеют нормативные значения, закрепленные ГОСТом. По каждому сорту и классу определяют, где можно использовать дизтопливо, в каком регионе и климатических условиях.
Биодизель
Этот вид дизельного продукта заслуживает особого внимания. Это инновационная разработка европейских инженеров. Технология производства биологического дизтоплива подразумевает использование и переработку растительных масел. Главное отличие биодизеля от обычных марок ДТ — экологичность. Полный распад его продуктов сгорания без вредных последствий в природной среде происходит уже через 30 суток после попадании в почву, воду или атмосферу.
В борьбе за экологию сейчас вынуждены выступать правительства индустриально развитых стран и специально созданные по этому вопросу международные организации. К этому времени были введены новые стандарты в производстве и эксплуатации биотоплива.
Биодизель предназначен, в первую очередь, для использования в ДВС легкового транспорта, далее — для грузовиков и в промышленности. На его основе изготавливаются обычно летние марки высококачественного ДТ. Цетановое число биодизеля 58 единиц, а температура возгорания — 100°C, у него отличные смазывающие свойства, пониженный процент выброса в атмосферу СО2. Благодаря совокупности таких характеристик, разработчики продукта предоставили возможность автолюбителям и предприятиям не только значительно увеличить ресурс ДВС и уменьшить затраты на обслуживание, ремонт, но и существенно снизить риски взрывов и пожаров.
Особенность биологического ДТ — наличие в массе растительных и животных жиров. Структура биотоплива натуральна, а сам продукт есть результат переработки таких сельскохозяйственных культур как рапс, соя и прочие маслосодержащие виды растений, жир крупного рогатого скота. Отличительные характеристики дизельного топлива данного типа в том, что его можно применять в качестве добавок к традиционным видам горючего.
Биодизель имеет специальные обозначения. К примеру, в Соединенных Штатах Америки биологическое топливо в названии включает литеру «B», за которой идет цифровое значение, указывающее на процент содержания биодобавки в общей массе топлива. Цетановое число не ниже 50 ед.
Биодизель производят по технологии, аналогичной изготовлению дизтоплива из нефти. Сегодня существуют марки биодизеля не только летние, но для условий межсезонья и зимы в умеренных широтах.
Летнее дизельное биотопливо используется только при плюсовых температурах, промежуточные марки — до -10° ниже нуля, зимний биодизель — до минус 15-20°С. Морозоустойчивость зимних марок достигается благодаря применению специальных присадок, изначально разработанных для улучшения свойств ДТ.
Классификация дизельного топлива в России
В Советском Союзе, а затем и в России дизельное топливо подразделяли на три марки: летнее, зимнее и арктическое. Оно выпускалось в соответствии с ГОСТ 305-82. Несмотря на то, что стандарт уже устарел, многие пользователи и сейчас применяют эту терминологию и обозначения. Летнее горючее предназначено для использования при температуре выше 0 °С, зимнее — в холодное время года, но не ниже -20 °С, арктическое — до -50 °С. При обозначении марки указывают количество серы, температуру вспышки или замерзания (для холодостойких сортов).
С 2005 года в РФ стали переходить на европейские нормативы, и была введена спецификация EN 590 с ограничением на содержание серы. В соответствии с российским аналогом, в дизельном топливе Евро ее количество должно быть:
- в виде I — до 350 мг/кг;
- в виде II — до 50 мг/кг;
- в виде III — до 10 мг/кг.
Новый российский стандарт не рассматривает климатические условия использования ДТ Евро, а классифицирует его по сортам с предельной температурой фильтруемости. Для теплого времени года подходят сорта А и В с предельной температурой +5 и 0 °С соответственно. Дизельное топливо Евро сорта С можно использовать до -5 °С, это оптимальный вариант для межсезонья или регионов с мягким климатом. Для холодов предусмотрены сорта D, Е, и F с предельной температурой -10, -15 и -20 °С. Все перечисленные марки предназначены для применения в теплом и умеренном климате, а для более суровых условий эксплуатации выпускается ДТ Евро 5 классов (от 0 до 4) с предельной температурой от -20 до -44 °С.
Состав и плотность
Летнее дизтопливо (ДТЛ), согласно ГОСТу, предназначается для применения при температуре внешней среды выше 0° Цельсия, так как ниже этой отметки летний дизель начинает густеть, а при t° -10 — застывать. Зимний дизель (ДТЗ) рассчитан на применение в холодный период или в северных регионах до нижнего температурного предела – 20-30°С в зависимости от добавок. Арктическое горючее (ДТА) сохраняет свои свойства даже при температуре -55°С.
Основные составляющие сырья для производства дизтоплива включают сероводороды, щелочь, кислоты, воду и прочие примеси в меньшем процентном соотношении. Этих включений не должно быть в готовом продукте, так как они не позволяют использовать его в ДВС безопасно. Каждый из этих компонентов по-своему влияет на узлы и различные части, из которых состоит мотор, вызывает коррозию и изменение физико-химических свойств стали, чугуна, меди, алюминия, резины, пластика.
Свойства дизельного топлива отличаются также и по содержанию в их составе серы (количество единиц на определенный объем). В ДТЛ этот показатель составляет 0,2% на 1 л, в ДТЗ — 0,5%, в ДТА — 0,4%. Благодаря включениям серы в составе дизельного горючего, улучшается его смазывающее свойство, однако слишком большая сернистость является причиной повышенной токсичности отработанных выхлопов. На нефтеперегонных заводах процент включения серы снижают до указанных выше значений, получая, таким образом, основу для дальнейшего производства определенных марок ДТ.
Все марки топлива имеют отличия по плотности в килограммах на кубический метр (или в граммах на куб. см) с коэффициентом от 0,76 до 0,9. Чем выше температура окружающей среды, тем больший объем приобретает любая жидкость, но если говорить о нефтепродуктах в сравнении с водой, то этот показатель расширения объема выше на 15-25%. Но увеличенный объем не означает повышение массы, она остается неизменной при любых температурах.
В процессе перегонки нефти, фракции дизеля нагревают до высоких температур: ДТЛ — до 345°С; ДТА — не выше 335°С. Чем больше нагрев, тем выше будет плотность дизеля на выходе, а следовательно и предел температуры замерзания готового продукта.
Разница стоимости марок дизтоплива
Арктическое дизтопливо, в сравнении с летним, стоит на 20% больше, и на 30% выше в сравнении с зимним ДТ. Использовать летнее горючее при температуре ниже допустимой нельзя. Состав дизельного топлива моментально парафинизируется и загустевает, топливный насос ДВС просто не будет работать, а иногда и просто может выйти из строя, после чего потребуется недешевый ремонт. Однако ДТЗ, ДТА летом допускается кратковременно использовать, при условии, если на данный момент нет летнего варианта горючего. При плюсовых температурах зимние марки ДТ негативно влияют на мотор: появляется детонация, снижается мощность, увеличивается токсичность выхлопных газов.
Отличия в стоимости различных типов ДТ объясняется также затратами на их выработку, наличием пакетов добавок и моторных присадок, которые необходимы для улучшения характеристик ДТ по сезонам. Каждая определенная присадка может повысить цетановое число, понизить температурный порог застывания, умерить токсичность, увеличить смазывающие свойства и ресурс элементов топливного насоса и ДВС в целом.
Виды дизтоплива
Далее, рассмотрим основные марки дизельного топлива и их характеристики. К слову, тут легко запутаться, поскольку производители и потребители сегодня имеют право руководствоваться разными стандартами и техническими руководствами, принятыми официально. Но, обо всем по порядку!
Ключевые виды
Если не углубляться в маркировку и расшифровку, можно выделить следующие виды дизтоплива:
- Летнее. Используется при температуре до 0°С, при более низкой – густеет, при -10°С – застывает;
- Зимнее. Имеет предельный температурный уровень применения -25/-30°С (зависит от присадок);
- Арктическое. Застывает при -55°С.
Важнейшие свойства
Указанные выше три базовые разновидности определяют важнейшие характеристики дизеля:
- Температурный предел воспламенения от давления (в камере внутреннего сгорания дизель воспламеняется не от искры, а в результате сжатия кислорода и последующего впрыска горючего);
- Предельная температура использования;
- Температура загустевания и застывания.
- Также важным параметром является цетановое число (показатель качества воспламенения). Оно означает скорость возгорания смеси в цилиндрах мотора. Чем меньше цетановое число, тем медленнее происходит взрыв, и наоборот. Соответственно, большее цетановое число предполагает более эффективную работу ДВС. Другими словами, дизель, при поступлении в двигатель, быстрее воспламенится от сжатия. Цетановое число можно повысить путем добавления специальных присадок, ускоряющих детонацию.
Солярка обычно имеет цетановое число менее 40. Качественный же дизель – от 48 и до 56. К слову, слишком высокий показатель (более 60) – тоже не есть хорошо. Это значит, горючее не успеет сгореть полностью, следовательно, выхлоп будет более дымным, увеличится расход.
Дизтопливо имеет желтый или светло-коричневый оттенок, оно прозрачное, слегка вязкое по консистенции. Не смешивается с водой. Легко воспламеняется. Токсичное (4 класс опасности для человека).
Маркировка ДТ и ее расшифровка
Далее, переходим к маркам дизельного топлива и их характеристикам, а также подробным расшифровкам ГОСТов.
Согласно ГОСТу «305-2013. ДТ. Технические Условия», выделяют следующие коды марок дизельного топлива:
- Л – летнее. Дизельное топливо марки Л эксплуатируется при t не ниже -5°С;
- Е – межсезонное. Эксплуатируется при t до -15°С;
- З – зимнее. Рекомендовано к использованию при t до -30°С;
- А – арктическое. Применяется при t от -30°С до -55°С.
Данные марки топлива ДТ были выделены еще в советское время. Сегодня Россия больше придерживается европейских стандартов.
Согласно ГОСТу 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», в России используются следующие сорта и марки дизельного топлива:
- Марка Л делится на сорта A, B (Б), C, D (Д);
- Марка Е на E, F;
Сорт и класс марки дизельного топлива по данному стандарту отражает температурный предел и условия сферы применения: от +5°С (и выше) до — 44°С (и ниже).
Также существует ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия». Гост делит марки зимних дизельных топлив на классы в зависимости от климатических условий использования и t фильтруемости:
Это еще не все! Сегодня в России также функционирует государственный стандарт на дизельное топливо «ГОСТ Р 52368-2005». Он ограничивает содержание в горючем серы:
- Вид I – не более 350 мг/кг;
- Вид II – не более 50 мг/кг;
- Вид III – не более 10 мг/кг.
В 2011 году, в связи с образованием Таможенного Союза на территории России, Беларуси и Казахстана, был принят Технический Регламент обозначения марок дизельных топлив и области их применения, согласно которому горючее обозначают группой знаков через дефис:
- ДТ;
- Климатическое условие применения: Л, Е, З, А;
- Экологический класс: К2 (сера не более 500 мг/кг), К3 (до 350 мг/кг), К4 (до 50 мг/кг), К5 (до 10 мг/кг).
Таким образом, группа знаков ДТ-Е-К5 означает, что перед вами межсезонное дизтопливо (применяется при t до -15°С) экологического класса 5 (Евро 5).
Большое количество разных стандартов и ГОСТов привело к путанице и смешиванию понятий, марок, классов, сортов и видов дизельного топлива. Некоторые производители даже указывают разные виды маркировок в технических паспортах горючего. Надеемся, с нашими расшифровками, вы сумеете разобраться!
Дизтопливо и солярка — это ведь одно и то же?
Называть дизельное топливо соляркой неправильно, хотя в разговорной речи термин прижился. Дело в том, что дизельное топливо содержит не только соляровые фракции — еще есть газойлевые и керосиновые. А названия «соляр» или «солярка» происходят от немецкого Solaröl — «солнечное масло»: так когда-то называли образующуюся при перегонке нефти более тяжелую фракцию желтоватого оттенка. Сегодня солярка — это отдельный вид топлива, применяющийся разве что в тракторах, в автомобиле оно не используется.
Классы дизельного топлива в зависимости от содержания серы
- Класс К5 — не более 10 мг/кг.
- Класс К4 — не более 50 мг/кг.
- Класс К3 — не более 350 мг/кг.
- Класс К2— не более 500 мг/кг.
Сейчас в России разрешены выпуск и использование дизельного топлива класса не ниже К5.
Нередко водители или операторы техники забывают о таком недостатке ДТ, как способность его загустевания даже при незначительном морозе. Поэтому возникают ситуации, когда двигатель не запускается, и приходится решать проблему методами нагрева топливных баков открытым огнем, что довольно небезопасно. Чтобы избежать подобных проблем, следует заблаговременно и правильно приобретать соответствующую марку дизтоплива в зависимости от погодных условий и знать ее особенности. Ниже рассмотрим характеристики ДТ по его классам.
Летние марки
Особенность ДТЛ — сохранение рабочего жидкого состояния требуемой плотности при t°= 0 и больше градусов. Основные параметры летнего дизеля следующие:
- цетановое число — больше 51 ед. при температуре использования до 45°С окружающего воздуха;
- плотность — 845-865 кг/м3 при t использования 20-25°С;
- вязкость — 4-6,1 кв. мм/ с при t°=19-25°С;
- порог замерзания — -10°С.
Однако следует учесть, что в действительности, несмотря на то, что двигатель и работает, при незначительных температурах ниже «нуля», летние марки ДТ уже теряют свои эксплуатационные качества.
К недостаткам летнего ДТ можно отнести повышенную способность образования водяного конденсата, вода внутри бака с топливом отслаивается и скапливается внизу. Сбои в работе ДВС по большей части происходят именно по причине водяных пробок, которые блокируют ТНВД. Некоторые водители, чтобы избежать проблем с забором образовавшейся воды, располагают всасывающую трубку в баке несколько выше и время от времени отвинчивают пробку на его дне для слива конденсата. Специалисты рекомендуют водителям еще задолго до наступления холодов полностью сливать летнее ДТ и даже при умеренных температурах начинать пользоваться качественными зимними сортами.
Зимнее
ДТЗ — это наиболее популярный вид горючего в России, в средней полосе его используют преимущественно всесезонно. Нижний предел замерзания ДТЗ — минус 30. Однако для полярных регионов в зимний период рисковать применять этот вид ДТ не нужно. Главные характеристики зимнего горючего следующие:
- цетановое число — 48 единиц при t использования от минус 30°С окружающего воздуха;
- плотность — 825-845 кг/м3 при t использования от -30 до +15°С;
- вязкость — от 1,8 до 5.1 кв. мм/с максимум при t от -20 до +15°С.
Параметры вязкости для ДТЗ здесь имеют более широкий диапазон ввиду его использования не только в мороз, но при плюсовых весенне-осенних температурах.
Арктическое
ДТА — это незаменимый вид топлива в регионах, где температура окружающего воздуха часто опускается ниже тридцати. Этот дизель способен выдерживать даже антарктические условия зимы, а со специальными присадками сохранять рабочие свойства при температуре минус 55°С. Характерные показатели арктического топлива следующие:
- цетановое число — 40 единиц при t использования от -30°С;
- плотность — 760-820 кг/м3 при t использования от -30 до 0°С;
- вязкость — от 1,45 до 4,6 кв.мм/с максимум при t -30 — 0°С.
Указанные параметры не приводятся для плюсовых температур, так как горючее данного вида нецелесообразно использовать в моторах при t выше «нуля» и по свойствам, и по цене.
Использование дизтоплива
К ответу на вопрос «почему нельзя использовать зимние марки дизтоплива в летний период?» — нужно сказать, что летняя марка дизтоплива имеет в своём составе высокий процент содержания парафина, который оказывает достаточные смазочные свойства и вязкость горючего, обеспечивающих компрессионные свойства и сохранение рабочего ресурса узлам топливной системы смазкой в условиях летнего повышенного температурного режима работы.
Зимний сорт топлива, при использовании летом, приобретёт повышенную текучесть, которая снизит, как смазку, так и производительность топливной двигателя, поэтому горючее своей маркой должно соответствовать сезонности использования.
И на оборот, использование летнего сорта топлива зимой, при падении окружающей температуры, приведёт к чрезмерно высокой его вязкости, где будут быстро забиваться фильтры топливной системы застывшими включениями парафина.
Маркировка дизтоплива по стандарту ЕВРО
Первыми в маркировке дизельного горючего по ГОСТ Р 52368-2005 традиционно указывается словосочетание «Дизельное топливо» с добавлением слова «Евро», что отражает назначение горючего в соответствии с классификацией Европейского Союза.
Вторым в обозначении марки идет сезонность применения горючего. В классификации Евро данный показатель отмечается словом «сорт» с дополнительной буквой, отражающей температуру фильтруемости данного топлива.
Третьим в маркировке указывают экологичность горючего по содержанию серы, которое отражают соответствующим видом.
Наглядно маркировка топлива по классификации ЕВРО выглядит следующим образом, пример – «Дизельное топливо Евро, Сорт А, Вид III», что расшифровывается – Дизтопливо Евро, летнее с температурой фильтрации +5°С и содержанием серы не более 10 мг/кг.
В случае маркировки зимних и арктических марок топлива вступает в действие принцип маркировки по ГОСТ Р 55475-2013, где предел фильтруемости топлива в условиях низких температур регламентируется показателем «Класс» с соответствующей цифрой .
Например, марка топлива «Дизельное топливо Евро, класс 3, Вид II», что расшифровывается – Дизтопливо зимнее с температурой фильтрации -38°С и содержанием серы не более 50 мг/кг.
Маркировка по классификации Таможенного Союза
После типа топлива символами «ДТ» -дизельное топливо, в маркировке указывают климатическое условие применения соответствующей литерой, отражающей температурный порог фильтрации марки горючего.
Количество серы в топливе указывается третьим в марке горючего литерой «К» с соответствующей цифрой означающей содержание.
В дополнение нужно отметить, что в связи с поэтапным ужесточением экологических требований в Евросоюзе с 2016 года на территории Российской Федерации законом разрешено использование и выпуск дизельного топлива не ниже класса К5 с минимальным содержанием серы. Норма позволяющая выпуск горючего, на территории РФ, с содержанием серы 350 мг/кг действовала до 31.12.2011 г. После 31.12.14 г. – законодательным актом было остановлено производство горючего с содержанием серы 50 мг/кг.
Марка дизтоплива в чеке заправочной станции
Пример расшифровки марки по классификации Таможенного Союза: «ДТ-Е-К5» – дизельное топливо, межсезонное с применением до температуры окружающей среды не ниже -15°С, содержание серы в горючем не превышает 10 мг/ кг.
Сфера применения дизельного топлива (солярки)
Дизтопливо широко используется для заправки разных видов транспорта:
- железнодорожного;
- автомобильного;
- водного.
Недорогой нефтепродукт также применяется для обслуживания военной и сельскохозяйственной техники, специального оборудования. Его добавляют в различные составы для смазки и охлаждения агрегатов. Кроме того, вещество смешивают с растворами для закалки, которые используются в термической и механической обработке металлов. Остаточное дизельное топливо тоже применяется для заправки оборудования в котельных.
Технология производства дизельного топлива
Дизтопливо – это вязкая жидкость цвета, который зависит от количества смол в составе. Оттенок может быть от желтого до светло-коричневого. Горючее получают путем перегонки нефти. Сырье нагревают до нужной температуры, и из него выкипают определенные фракции, не только дизельные.
Газойлевые и керосиновые фракции – то, из чего преимущественно состоит дизельное топливо. Для них характерны высокие температуры кипения – 180-360 °C. Для каждой марки дизтоплива установлены температурные значения выкипания:
- 50% перегоняется при температуре не выше 280 °C для летней, межсезонной и зимней марки, не выше 255 °C – для арктической;
- 95% по объему перегоняется при температуре не выше 360 °C для всех марок дизтоплива.
Указанные температуры характеризуют фракционный состав дизельного топлива, установленный п. 5.2 ГОСТ 305-2013. Фракции определяют в соответствии с ГОСТ ISO 3405-2013. Не допускается, чтобы температуре перегонки была ниже 200 °C и выше 360 °C. Знать фракционный состав важно, поскольку это помогает определить, насколько качественно будет сгорать топливо, какой будет токсичность отработанных газов и степень дымности.
Установка для производства дизельного топлива
Если говорить о том, как получается дизельное топливо, то можно выделить следующие основные этапы:
- В ректификационных колоннах нефть делят на несколько фракций: бензиновую, керосиновую, дизельную и мазут. Колонны представляют собой аппараты для разделения жидких смесей, компоненты которых кипят при разной температуре.
- Дизельную фракцию подвергают вторичной переработке, чтобы добиться нужного химического состава и структуры углеводородов. С помощью каталитического (высокотемпературного) или гидрокрекинга горючее очищают от избытка серы.
- Прямогонные фракции совмещают с теми, что прошли гидроочистку, что позволяет соблюсти требования ГОСТа. В дизельное топливо высокого класса дополнительно вводят депрессорные и антидымные присадки.
Как работают ректификационные колонны
Здесь нужно сказать, что такое гидродизельное топливо. Оно представляет собой гомогенизированную (однородную) водотопливную эмульсию (ВТЭ), применение которой помогает уменьшить выбросы в атмосферу вредных веществ NO и CO и повысить коэффициент сжигания топлива.
На что влияет состав дизельного топлива
Содержание углеводородов и других веществ влияет на свойства и особенности применения дизтоплива:
- Стойкость к низким температурам. Максимальные показатели принадлежат зимнему и арктическому дизтопливу. Чтобы этого добиться, в состав добавляют тяжелые углеводороды.
- Износ двигателя. Происходит быстрее, если в составе больше нафтеновых углеводородов, смол и других примесей.
- Испаряемость. Чем больше смолистых примесей, тем хуже испаряется дизтопливо и сложнее происходит воспламенение.
- Вязкость. Определяет возможность использовать дизтопливо при отрицательной температуре. Чем больше парафиновых углеводородов, тем быстрее кристаллизуется (застывает) топливо: летнее – при -10 °C, а густеет уже при -5 °C. Чтобы снизить температуру застывания, дизель подвергают депарафинизации – очищению от парафинов. Чем их меньше, тем более сильные холода может выдержать нефтепродукт.
- Цетановое число. Определяет степень воспламеняемости горючего в цилиндре. Чем больше парафинов, тем выше цетановое число и больше показатель воспламеняемости.
Стандарты экологичности
Несмотря на инновационность разработки, этот стандарт ДТ уже устарел, он был актуальным в странах Европейского Союза до 2006 года. С того времени третий стандарт постепенно был вытеснен с производства. Международные организации ввели и утвердили новые требования, из-за которых стандарт Евро 3 перестал удовлетворять усовершенствованным нормам.
Евро 4
Этот стандарт постепенно приходил на смену Euro 3, начиная с 2005 года. Все ввозимые транспортные средства на территорию России с 2013 г. должны соответствовать этому стандарту, исключение — автомобили до 2012 г. выпуска, для которых еще допустимы требования стандарта Евро 3. Здесь следует акцентировать внимание автовладельцев на том, что в ближайшем времени международное сообщество намерено совсем запретить эксплуатацию ТС с двигателями стандарта экологичности ниже Евро 4.
Евро 5
Этот стандарт введен с 2009 г. Он обязателен для всех транспортных средств, выпускаемых мировой промышленностью с 2010 года. В Российской Федерации этот стандарт также введен в действие, как в отечественном автомобилестроении, так и для ввозимого автотранспорта из-за границы.
Евро 6
Новый стандарт Евро 6 был введен в странах ЕС осенью 2015 г. Он подразумевает доработку под него ДВС с новой схемой рециркуляции выхлопов EGR, системой селекции газов SCR, сажевых фильтров. Благодаря применению катализаторов и дополнительных химических присадок в обновленных двигателях эффективнее нейтрализуются вредные выбросы, в выхлопе присутствуют только вода и безвредные газы.
Содержание вредных веществ в экологических классах
Какие виды дизельного топлива существуют
Дизтопливо классифицируется по сезону, когда его рекомендовано использовать. Разница заключается в максимальной температуре, до которой применение нефтепродукта не приводит к засорению топливной системы из-за кристаллизации. Если говорить о том, какие марки дизельного топлива выпускает наша промышленность, то это будут:
- Летнее дизельное топливо (Л). Предназначено для использования при температуре от -5 °C и выше.
- Межсезонное (Е). Используется при температуре окружающего воздуха от -15 °C и выше.
- Зимнее (З). Рекомендовано для применения при температуре до -25 °C и до -35 °C (в зависимости от реальной температуры фильтруемости, о которой пойдет речь ниже).
- Арктическое (А). Применяется при температуре от -45 °C и выше, оптимально для использования в суровом климате.
Зимнее дизтопливо можно получить путем добавления в летнее специальных депрессорных присадок, которые снижают температуру застывания и незначительно влияют на температуру предельной фильтруемости. Самый дорогой способ получения арктического топлива – депарафинизация летнего, т. е. очищение от парафинов, выступающих причиной кристаллизации при низкой температуре окружающей среды.
Какие виды дизельного топлива бывают по экологичности:
- Евро 3. Устаревший стандарт ДТ, бывший актуальным до 2006 года. Сегодня вытеснен с производства, поскольку не удовлетворяет новым требованиям.
- Евро 4. Все ввозимые в Россию транспортные средства с 2013 года должны соответствовать минимум стандарту Евро 4. Но нужно учитывать, что в ближайшем будущем международное сообщество намерено отказаться и от этого стандарта.
- Евро 5. Действует с 2009 года, считается обязательным для всех дизельных автомобилей, выпускаемых мировой промышленностью с 2010 года. В России этот стандарт тоже действует как в отношении ввозимого транспорта, так и в отечественном автомобилестроении.
- Евро 6. Новый стандарт, введенный в Европе с 2015 года. В соответствии с ним были созданы новая схема рециркуляции выхлопов EGR, система селекции газов SCR и сажевые фильтры. За счет этого в выхлопах содержатся только вода и безвредные газы. На территории России стандарт пока не действует.
Дополнительно дизтопливо классифицируется на экологические классы, зависящие от содержания серы:
- К2 – не более 500 мг/кг;
- К3 – не более 350 мг/кг (вид I);
- К4 – не более 50 мг/кг (вид II);
- К5 – менее 10 мг/кг (вид III).
Сорта дизельного топлива для регионов с умеренным и теплым климатом
Дизельное топливо разделяют в зависимости от предельной температуры фильтруемости на следующие сорта:
Эта классификация действует только в регионах с умеренным климатом.
Классы дизельного топлива для регионов с суровым климатом
В регионах с холодным климатом применяют иную классификацию топлива.
- 0 класс. Температура фильтруемости — не ниже -20 °C. Температура помутнения — -10 °C.
- 1 класс. Температура фильтруемости — не ниже -26 °C. Температура помутнения — -16 °C.
- 2 класс. Температура фильтруемости — не ниже -32 °C. Температура помутнения — -22 °C.
- 3 класс. Температура фильтруемости — не ниже -38 °C. Температура помутнения — -28 °C.
- 4 класс. Температура фильтруемости — не ниже -44 °C. Температура помутнения — -34 °C.
Для использования зимой лучше всего подойдет дизельное топливо 1 и 2 классов. Остальные характеристики горючего представлены в таблице ниже.
Летнее (Л) дизтопливо используется в зонах теплого климата и объединяет в себе 3 сорта:
— A (предел фильтруемости +5 °С);
— В (предел 0 °С);
— С (предел –5 °С).
Зимнее (З) дизельное топливо создано для холодного времени года, северных климатических зон. Его критический предел застывания распространяется после уровня сорта F — от –20 до –44 °С.
К межсезонному (Е) дизельному топливу относят сорта:
— (предел фильтруемости —10 °С);
-E (–15 °С);
— F (−20 °С).
Оно используется в умеренном климате.
Есть и арктическое (А) горючее для дизелей. Его используют при t воздуха минус 44–50 °С.
Насколько опасно дизельное топливо
Не менее важен вопрос, к какому классу опасности относится дизельное топливо. В соответствии с п. 7.1 ГОСТ 305-2013 дизтопливо – это малоопасная малотоксичная жидкость. По степени влияния на организм человека по ГОСТ 12.1.007 относится к 4-му классу опасности. В Перечне ОНН дизтопливо имеет номер 1202. Транспортировка должна осуществляется в соответствии с правилами перевозки опасных грузов (ДОПОГ).
Был ли в СССР дизель?
Кроме выше описанных критериев, отражённых в маркировке, горючее должно соответствовать по следующим показателям, отражённым в паспорте на партию произведённого материала.
Паспорт дизтоплива по классификации ЕВРО
Как расшифровывается маркировка топлива?
В 2011 году новый стандарт и маркировка стали использоваться в рамках Технического регламента Таможенного союза. Марка состоит из 3 групп буквенных и цифровых символов, разделенных дефисом. Они обозначают:
- ДТ — дизельное топливо стандарта Евро-5 для автомобильных двигателей;
- климатические условия: Л — летнее, Е — межсезонная до -15 °С, З — зимнее до -20 °С, А — арктическое до -38 °С;
- экологический класс по содержанию серы: К2 — не более 500 мг/кг, К3 — до 350 мг/кг, К4 — до 50 мг/кг, К5 — до 10 мг/кг.
Например, маркировка ДТ-З-К4 расшифровывается как зимнее горючее экологического класса К4. Классы дизельного топлива Евро-5 К3-К5 по содержанию серы соответствуют горючему по ГОСТ I-III видов.
Согласно российскому законодательству, с 2016 года в нашей стране выпускается и продается продукция с содержанием серы не ниже класса К5.
Маркировка дизельного топлива, принятая в рамках таможенного союза
Маркировка включает в себя три группы знаков, расположенных в определенной последовательности.
- Буквы, указывающие вид горючего, — «ДТ».
- Буквы, определяющие климатические условия использования: «А» — арктическое дизельное топливо; «З» — зимнее; «Е» — межсезонное; «Л» — летнее.
- Символы, обозначающие уровень содержания сернистых соединений (К1–К5).
К примеру, ДТ-Л-К2 — это летнее горючее 2-го экологического класса.
Нормативные акты стандарта дизтоплива
Все виды дизельного горючего и их свойственные показатели отражаются в порядке маркировки, которые регламентируются действующими нормативными актами.
С 2005 года на территории РФ начал действовать нормативный акт ГОСТ Р 52368-2005 — «Топливо дизельное Евро», обеспечивший стандартизацию марок выпускаемого горючего по классификации Евро.
В рамках сотрудничества государств Таможенного Союза на территории РФ, Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизстана, с 2011 года и в настоящее время, порядок маркировки дизтоплива определён действующим нормативным актом ТР ТС013/2011.
Таким образом в России работают два нормативных акта регулирующих качества и маркировку дизтоплива, что привело к путанице в понимании видов и марок горючего.
Дополнительно в 2014 году вступил в действие ГОСТ Р 55475-2013 — «Топливо дизельное зимнее арктическое депарафинированное», регламентирующий оборот зимних и арктических сортов дизтоплива, произведённых методом каталитической депарафинизации.
Действующий в прошлом Советский ГОСТ 305-82 1982 года на сегодня не актуален, где существовали сезонные марки Л –летнее с фильтруемостью до 0°С, З –зимняя с застыванием –минус 20°С, А –арктическое с застыванием – минус 50°С. Обязательным было указание процентное содержания серы 0.2, 0.4 и 0.5%. В летней марке указывалась температура вспышки горючего. Зимние марки содержали значение температуры застывания, где отрицательное значение температуры обязательно обозначалось словом «минус».
Да и маленькая ремарка по поводу народного понятия — «солярка». Данное название хоть и является родственным видом топлива, но не является синонимом дизтоплива. В научных кругах солярку называют – соляровым маслом. Подробнее о отличиях, свойствах и применении солярового масла можно узнать в другом материале нашего сайта.
Разница в цене на солярку
ДТЛ стоит до 20% дешевле сравнительно с зимним дизтопливом и до 30% по сравнению со стоимостью ДТА. Заливать летнее топливо при температуре, которая ниже допустимой, запрещено. Такое горючее быстро густеет и парафинизируется, что может вывести топливную аппаратуру дизельного ДВС из строя. Зимний или арктический дизель летом вполне можно использовать, но отдача от мотора в этом случае снижается, увеличивается токсичность выхлопа. Также стоит учитывать разницу в цене ДТЛ и ДТЗ.
Дизельное топливо отличается по цене не только благодаря особенностям изготовления. Также на стоимость марок ДТ влияют пакеты разных присадок и добавок, которые используются для улучшения его эксплуатационных сезонных показателей и свойств.
Такие присадки позволяют дополнительно снизить температуру застывания ДТ, повысить цетановое число, уменьшить токсичность выхлопа в результате сгорания и т.д. Добавление так называемых противоизносных присадок улучшает смазку и увеличивает ресурс дизельного двигателя, а также ТНВД и других элементов топливной аппаратуры.
Марки дизтоплива
По физико-химическим свойствам, эксплуатационным характеристикам и условиям применения дизельное топливо подразделяют на четыре типа, которые маркируются заглавными буквами алфавита:
— Летнее (Л), к которому относятся сорта топлива А, В, С, D с предельной температурой фильтруемости от +5 до -10°С. Это дизтопливо можно использовать при температурах не ниже 0°С.
— Межсезонное (Е), сортов Е и F, с температурой до -15 и -20°С, соответственно используется осенью, когда температура воздуха колеблется в пределах от +5 до -5°С.
— Зимнее (З), которое делится на классы с 0 по 3 и температурой фильтруемости в диапазоне от -20 до -38°С и применяется при температуре воздуха не ниже минус 20°С.
— Арктическое (А) топливо класса 4 с предельной температурой фильтруемости минус 44°С и температурой окружающей среды до минус 50°С (в документах отрицательное значение часто сопровождается словом «минус», а не значком во избежание неточностей).
Маркировка указывает на тип дизельного топлива, географическую область применения и сезонность, а также наглядно показывает уровень его экологичности. В 2011 году на территории Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь был принят технический регламент ТР ТС 013/2011, регламентирующего способ обозначения дизельного топлива, маркировка которого обозначается в виде трех групп знаков:
В первой группе знаков указывается принадлежность к виду дизельного топлива: ДТ.
Во второй группе указывается сезонность топлива:
- Летнее (без определения температуры фильтруемости) – Л;
- Межсезонное (-15°С) – Е;
- Зимнее (-20°С) – З;
- Арктическое (-38°С) – А.
В третьей группе обозначается экологический класс, характеризующийся количественным показателем содержания серы:
- К2 (не более 500мг/кг);
- К3 (не более 350мг/кг) – соответствие с вид I (ГОСТ Р 52368-2005);
- К4 (не более 50мг/кг) – соответствие с вид II (ГОСТ Р 52368-2005);
- К5 (не более 10мг/кг) – соответствие с вид III (ГОСТ Р 52368-2005).
В результате на рынке Российской Федерации появилось два действующих документа, регламентирующих обозначение дизельного топлива. 1 июля 2014 года на территории РФ начал действовать ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное» для видов топлива, предназначенных к применению в условиях холодного климата, изготовленных методом каталитической депарафинизации.
Маркировка топлива по данному стандарту состоит из четырех групп знаков. Первая группа – принадлежность к типу дизтоплива (ДТ). Вторая группа обозначает сезонность – арктическая или зимняя. Третья группа – экологический класс (К3, К4 и К5) соответствует экологическому классу ТР ТС 013/2011. Четвертая группа обозначает минимальную температуру фильтруемости дизельного топлива, знак отрицательной температуры обозначается как «минус».
Данный стандарт не отменяет действия ГОСТ Р 52368-2005.
Необходимо указать, что с 01.01.2016 года на территории Российской Федерации дизельное топливо ниже экологического класса К5(вид III) запрещено к выпуску и обращению.
В настоящее время маркировка дизтоплива дает информацию о количестве серы и температуре использования, остальная информация приводится в паспорте качества.
Также можно встретить запросы с устаревшей маркировкой дизельного топлива.
Ранее существовал стандарт маркировки ГОСТ 305-82 (дата введения: 01.01.83, в настоящее время устарел). Маркировка дизельного топлива зависела от сезонности с обязательным указанием максимально возможного процентного содержания серы. Сезонность топлива обозначалась литерами, обозначая летнее «Л» (фильтруемость до 0°С), зимнее «З» (-20°С) или арктическое «А» (-50°С) топливо. Максимально допустимое процентное содержание серы регламентировалось в пределах 0,2;0,4 или 0,5 процента. В маркировке летней марки топлива должна была указываться температура вспышки, в маркировке зимних должно было быть указание температуры застывания. При маркировании зимнего топлива в целях исключения ошибок при чтении маркировки знак отрицательного числа не мог обозначаться знаком «–», обозначение делалось словом «минус» или «minus».
На смену устаревшего стандарта в 2005 году был принят к исполнению стандарт ГОСТ 52368-2005, действовавший до 2014 года. Данный государственный стандарт действовал на территории Российской федерации. Регламент принимал европейский тип классификации дизельного топлива EN 590, более известного под названием ЕВРО-5.В данном стандарте ограничивалось содержание массовой доли серы:
- Вид I – максимальное содержание серы до 350 мг/кг;
- Вид II – до 50 мг/кг;
- Вид III – до 10 мг/кг.
Также дизельное топливо по данному стандарту классифицировалось по климатическим зонам. В качестве классификатора принималась температура фильтруемости топлива, при котором топливо уже не может течь по топливным магистралям.
- https://avtodigitals.ru/marki-dizelnogo-topliva/
- http://autoleek.ru/avtomobilnye-zhidkosti/toplivo/sostav-i-xarakteristiki-diztopliva.html
- https://www.avtogide.ru/%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%85.html
- https://www.trader-oil.ru/informatsiya/dizelnoe-toplivo-info/chto-takoe-dizelnoe-toplivo/
- https://FB.ru/article/221059/dizelnoe-toplivo—eto-vidyi-sorta-marki-klassyi-dizelnogo-topliva
- https://postavcom.ru/info/10362-klassifikacija-dizelnogo-topliva.html
- https://volgaresurs.ru/klassifikacij-diz-topliva/
- http://KrutiMotor.ru/vidy-dizelnogo-topliva/
Использование дизельного топлива
Морские и речные суда, тепловозы, военная и сельскохозяйственная техника, грузовые автомобили – практически весь тяжелый транспорт работает на дизельных двигателях.
Последние десятилетия популярным в развитых странах Европы становится легковой автомобиль, который работает на дизельном топливе. Расход топлива на 40 % в дизельном двигателе меньше, а тяговое усилие, мощность, проходимость и безопасность выхлопных газов больше, чем в бензиновом.
Дизельное топливо- это экономичное в эксплуатации и по стоимости топливо. Оно используется в дизельных электрогенераторах стационарных и передвижных электростанций, в котлах автономных отопительных систем.
Соляровое масло, которое в народе называют просто соляркой, является остаточным дизельным топливом с высокой вязкостью и температурой кипения до 400°С. Этот вид топлива используется для низкооборотных двигателей на водном и железнодорожном транспорте, тракторах. Кроме того, солярой пропитывают кожу в кожевенной промышленности. Соляровое масло входит в состав смазачно-охлаждающей жидкости при обработке металлов резанием и закалочной жидкости при их термической обработке.
Принцип классификации и маркировки дизельного топлива
Если с бензином пользователю всё понятно, где марка топлива отражает его октановое число, то с маркировкой дизеля всё немного сложнее.
На сегодня, придерживаясь действующих технических регламентов ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС013/2011, классификация дизельного горючего и элементы его маркировки отражают несколько критериев его состава и свойств:
- Назначение
- Температура фильтрации
- Содержание серы
Маркировка назначения
Первым обозначением в маркировке, вне зависимости от используемого стандартизирующего нормативного акта, указывается тип дизтоплива, где в случае дизтоплива пишут литеры — «ДТ» или словосочетание — «Дизельное топливо».
Температура фильтрации
Показатель отражает крайнее падение температуры, при котором густота холодного топлива позволяет проходить через фильтрующие элементы топливной системы с достаточной скоростью, не вызывая сбои в работе двигателя на всех режимах. То есть данный критерий говорит о пороге применения дизтоплива в условиях отрицательных температур или другими словами отражает сезонность использования. В опытном определении показателя фильтрации используют эталонный фильтрующий элемент.
Фильтр топливной системы забитый парафином
Загустевшее летнее дизельное топливо в условиях отрицательных температур
Данный критерий отражает уровень токсичности выхлопных газов, по сути данный показатель говорит о экологичности топлива.
Содержание серы в дизтопливе по стандарту Евро
Кроме вредности выхлопа сера является элементом, активно влияющим на износ механизмов дизеля. Негативным фактором содержания в топливе серы является активное образование нагара, который оказывает, как абразивное действие, снижающее ресурс деталей механизма ДВС, так и теплоизолирующий эффект, нарушающий баланс теплообмена в дизеле. В месте с этим сера негативно влияет на ресурс прецизионных пар плунжеров дизельных, механических топливных систем.
Нагар в механизме двигателя в результате действия серы в топливе
Исчерпывающую, более подробную, развёрнутую информацию о ряде физических и качественных свойств дизтоплива, регламентируемых нормативными актами, указывают только в паспорте, на конкретно выпущенную партию горючего производителем.
Что вообще значит слово «дизель»?
Дизельные двигатели увековечили имя своего изобретателя — Рудольфа Дизеля. Соответствующие топлива также фактически носят его имя.
Область применения
Рассмотрим, в каких сферах используется дизтопливо:
- В качестве горючего для двигателей внутреннего сгорания железнодорожного и грузового транспорта (автобусы, грузовики, военная техника, тяжелые машины в промышленности);
- В сельском хозяйстве для заправки техники, электрогенераторов;
- Как топливо для дизельных легковых автомобилей, строительной техники, судов;
- Солярку применяют в качестве котельного горючего, для пропитки кож, обработки металлов (термической, механической), в смазочно-охлаждающих продуктах и т.д.