Добрый день! Меня зовут Валерий Антонов. Я российский предприниматель, основатель сообщества «Бизнес всем». Сегодня хочу рассказать, как правильно сделать штрих-код на свою продукцию, чтобы он устроил торговые сети и не было мучительно больно за ошибочно потраченные деньги.
В сегодняшней статье ищите ответы на самые популярные вопросы в области штрих-кодирования: можно ли формировать штрих-коды самостоятельно, нужно ли их регистрировать, к кому обращаться и как не попасться на удочку мошенников.
Для тех, кто не любит читать длинные тексты предлагаю посмотреть видео, дублирующее информацию этой статьи.
- Почему регистрируют коды
- Что такое штрих-код для продукции и зачем он нужен
- Префиксы штрих-кодов и страны
- Штрих-код производителя — это последовательность черных и белых полос, представляющая некоторую информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами
- Таблица соответствия штрих-кода производителя стран мира
- Пример расшифровки штрих-кода стран производителей EAN-13
- Расшифровка поля «Код товара» в штрих коде
- Подлинность товара по штрих-коду
- Еще статьи
- Какие бывают системы и базы штрихкодирования
- На какой срок регистрируются коды
- Можно ли самостоятельно сформировать EAN-13
- Какую информацию несет в себе штрих-код
Почему регистрируют коды
В мире, где существуют миллионы разных товаров, есть большая вероятность того, что сформированный самостоятельно код уже может быть кем-то занят. Если произойдет ситуация, что на складе торговой организации лежат два разных товара от разных производителей, но с одинаковым кодом, то возникнет сложность с учетом и персонал будет вынужден вручную разбирать эти товары. Отсюда уникальность штрих-кода является обязательным условием всех предприятий в сфере торговли, которые используют автоматизированную систему учета.
Добиться уникальности стало возможно благодаря специальным базам, которые выдают только свободные штрих-коды и закрепляют на них права за компаниями-производителями. Именно за регистрацию в базе и платит производитель, чтобы быть уверенным, что его код никем не занят.
Что такое штрих-код для продукции и зачем он нужен
Штриховой код — это изображение, содержащее закодированную информацию о продукте, которое необходимо для автоматизации систем учета. В большинстве случаев для этого используют коды стандарта EAN.
EAN, European Article Number (европейский номер товара) — самый популярный стандарт кодирования, созданный сначала в Европе, а затем распространившийся по всему миру.
Коды стандарта EAN используются:
Самые популярные штрих коды EAN-13 и EAN-8
Код представляет из себя прямоугольное поле с чередующимися черными и белыми полосами. Внизу располагаются цифры, которые дублируют информацию из комбинации этих полос. Если в случае повреждения кода сканер не сможет его прочитать, то благодаря этим цифрам сотрудник склада или кассир смогут вручную внести информацию в систему.
В настоящее время самые популярные EAN коды в России это:
Префиксы штрих-кодов и страны
В системе DiSAI различают внутреннее ранжирование штрих-кодов и международное ранжирование штрих-кодов, таким образом у каждой страны могут быть либо внутренние префиксы штрих-кодов, либо международные префиксы штрих-кодов. Связано это исключительно с возможностями ранжирования штрих-кодов и диверсификации распространения продукции определённой страны — либо только в её пределах (внутреннее ранжирование), либо и в её пределах и за её пределами (международное ранжирование).
К примеру для Российской Федерации существуют международные префиксы штрих-кодов, которые имеют диапазон 460-469, и существуют внутренние префиксы штрих-кодов, которые имеют диапазон 793-799, при этом штрих-коды с префиксами 793-799 направлены на реализацию продукции исключительно внутри Российской Федерации, а штрих-коды с префиксами 460-469 имеют статус международных и направлены на реализацию продукции как внутри страны, так и за её пределами.
Как правило префиксы внутренних штрих-кодов стран используют те цифры, которые не используются международными префиксами.
При этом важно понимать, что префикс штрих-кода не обозначает страну производства/происхождения продукции.
Ниже приведём таблицу соответствий префиксов штрих-кодов с их ранжированием и в рамках какой страны они присваиваются.
Префиксы штрих-кодов и стран
Общепризнанным мировым стандартом штрихкодирования продукции является обозначение в префиксе штрих-кода страны. Префикс — это первые три цифры штрих-кода. Есть распространенное мнение, что в штрих-коде закодирована страна производства / происхождения товара, однако это неверно. Узнать штрих коды стран производителей по первым трем цифрам нельзя. Они обозначают не страну производителя, а страну, где находится регистратор, который присваивает номер коду продукции.
В стандарте EAN-13 различают международное и внутреннее ранжирование. Разница у них в том, что при международном формате штрих-код может использоваться по всему миру, а при внутреннем оборот штрих-кода ограничен территорией страны, где располагается регистратор.
Для примера рассмотрим штрих-коды, которые получают производители и продавцы в Российской Федерации:
• Для внутреннего формата используют префиксы с цифрами от 793 до 799, штрих-код такого вида может применяться только на территории России.
• Для международного формата предусмотрены префиксы с цифрами от 460 до 469, которые направлены на реализацию товара, как на территории России, так и по всему миру.
Более подробно о форматах можно узнать из нашей статьи как сделать штрих-код на товар.
Ниже расположена таблица, в которой можно увидеть соответствие префиксов штрих-кода EAN-13 и их формата, а также страну, к которой принадлежит штрих-код:
ШТРИХ КОДЫ СТРАН МИРА
Штрих код помещается на товар и в зашифрованном виде хранит данные о его происхождении. В стандарте EAN-13 штрихкод состоит из 13 цифр, первые три из которых — коды стран производителей. Далее код компании, код товара и контрольная цифра для защиты от подделок.
Штрих код России
В штриховой кодировке Россия занимает диапазон от 460 до 469. Любое из этих чисел в начале последовательности означает, что товар произведен в Российской Федерации: 460, 461, 462, 463, 464, 465, 466, 467, 468 и 469.
Штрих коды Белоруссии, Украины, Казахстана
У белорусских товаров штрих код начинается с числа 481, у украинских 482, у казахстанских 487.
Какой страны штрих код
Допустим, у нас в руках товар, мы видим его штрих код — заметный прямоугольник, состоящий из черных вертикальных линий. Чтобы определить, из какой страны ввезен товар, надо посмотреть на цифры под этим прямоугольником. Первые три цифры — код страны. А расшифровка кода — в таблице ниже. Но не обольщайтесь! На самом деле реальное происхождение груза может не соответствовать тому, что написано в штрих кодах. Например, зарегистрирован производитель в одной стране, а завод по сборке — в другой. Или же компания международная, охватывает сразу несколько стран. Или речь о дочернем предприятии. Разных нюансов много, и многие пользуются этим как уловкой для лучшего торгового продвижения.
Австралия и Океания
Прочие штрих коды
В силу исторических причин на мировой сцене есть сильные игроки с собственным штрихкодом, не являющиеся государством или по крайней мере признанным государством. Например, китайские Гонконг (489) и Макао (958) после возвращения из вековой аренды сохранили широкую финансовую автономию. Или китайский же Тайвань (471), который давно сам по себе. Значения от 200 до 299 зарезервированы для внутренних нужд производителя, а от 977 до 999 — для книг (ISSN), купонов, квитанций и т.д.
Информация с сайта http://geo.koltyrin.ru
Штрих-код производителя — это последовательность черных и белых полос, представляющая некоторую информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами
ШТРИХ-КОД стран производителей
Информация, содержащаяся в коде может быть напечатана в читаемом виде под кодом (расшифровка). Штриховые коды используются в торговле, складском учете, библиотечном деле, охранных системах, почтовом деле, сборочном производстве, обработка документов. В мировой практике торговли принято использование штрих-кодов символики EAN для маркировки товаров.
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:Лучшие сетевые зарядные устройства для телефона и планшета
В соответствии с принятым порядком, производитель товара наносит на него штриховой код, формируемый с использованием данных о стране местонахождения производителя и кода производителя. Код производителя присваивается региональным отделением международной организации EAN International. Такой порядок регистрации позволяет исключить возможность появления двух различных товаров с одинаковыми кодами.
ШТРИХ КОД EAN-13
Проверить штрих код вы можете ниже в представленной таблице.
Таблица соответствия штрих-кода производителя стран мира
Проверить штрих код — таблица
Пример расшифровки штрих-кода стран производителей EAN-13
Рассмотрим на примере цифрового кода :
(код страны) — самые первые две или три цифры определяют страну происхождения (производителя / изготовителя или продавца) продукта, в данном случае это Россия;
(код изготовителя) — далее 4 или 5 цифр (зависит от длины кода страны), означают кто предприятие — изготовитель;
(код товара) — следующие 5 цифр, в них содержится: наименование товара, потребительские свойства, размеры, масса, ингредиенты и цвет;
(контрольная цифра) — самая последняя (добавочная) цифра, предназначена для проверки правильности сканирования (считывания) штрих-кода.
Расшифровка поля «Код товара» в штрих коде
1-я цифра: наименование товара;2-я цифра: потребительские свойства;3-я цифра: размеры, масса;4-я цифра: ингредиенты;5-я цифра: цвет.
Подлинность товара по штрих-коду
Подлинность товара по штрих коду определяется путем вычисления контрольной суммы.
Пример вычисления контрольной суммы штрих-кода 460070208456 (цифра 6 — контрольная сумма/число):
Полученное число совпало с цифрой контрольной суммы. Штрих-код верен.
Если расчетная цифра и контрольная не совпадают, то вероятно, что товар поддельный. Но бывают случаи, когда это не так. Для точного определения подлинности, требуется экспертиза товара и проверка сопровождающих документов.
Еще статьи
На территории России можно использовать префиксы двух диапазонов. Это связано с территорией использования кодов. Для обращения только внутри России можно использовать 460-469 и 793-799, а если продукция будет продаваться за границей, допускается только 460-469.
Разница в префиксах для российских товаров
Какие бывают системы и базы штрихкодирования
В России выделяют три основные системы штрихкодирования:
Так как с «ISBN» и «GS1» все понятно — у них в системе один представитель, то с «DiSAI» стоит уточнить, что при обращении к их партнеру-регистратору рекомендуем запросить аккредитацию партнера или проверить его нахождение в списке аккредитованных регистраторов на сайте ассоциации «DiSAI».
Все вышеописанные системы обмениваются между собой данными, чтобы выдавать уникальные штрих-коды без повторов. Но на рынке встречаются предложения выдачи кодов другими компаниями, не входящими в официальные системы, которые продают «воздух» — коды, не зарегистрированные в базах. На первый взгляд эти коды выглядят рабочими и даже могут быть приняты для оборота в сетевых магазинах. Однако, есть шанс получить код, который уже занят официальной системой или будет занят в будущем. В этом случае купленный неофициально код станет нерабочим, т. к. магазин или маркетплейс не будет разбираться в ситуации, а возьмет продукт с тем кодом, у которого есть официальная регистрация.
Поэтому советую быть внимательным и не обращаться к тем, кто предлагает приобрести штрих-код вне официальных систем. А также стоит обратить внимание, если компания-регистратор просит у вас ежегодные отчисления — это признак неофициальных регистраторов, т.к. среди официалов ежегодные взносы есть только в «GS1».
На какой срок регистрируются коды
Из-за наличия ежегодных отчислений в системе «GS1» регистрация штрих-кодов действует 1 год — до следующего платежа. В системах «ISBN» и «DiSAI» штриховые коды действуют бессрочно до тех пор, пока существует ваша компания. При ликвидации или продаже вашей компании в будущем можно будет перерегистрировать коды на новую компанию за небольшую плату.
Поскольку штрих-коды продаются пакетами, состоящими из фиксированного количества кодов (5, 10, 100, 500 и т. д. штук в пакете) , обычно приобретают кодов больше, чем нужно, чтобы оставшиеся коды оставались в резерве до появления новых товаров. Например, если у вас сейчас производится 20 товаров, то можно приобрести пакет из 50 кодов. В этом случае 30 кодов останутся свободными (50-20=30). На них вы потом сможете самостоятельно вносить информацию о новых товарах, когда они у вас появятся.
Пример приобретения пакета штрих-кодов
Для тех предпринимателей, кто хочет получить штрих-коды на свою продукцию в системе DiSAI быстро и с минимальными затратами, предлагаю обратиться к нам в «МаксиКод» — аккредитованному московскому регистратору.
Наши специалисты с удовольствием проконсультируют Вас, помогут заполнить необходимые документы и проведут процедуру максимально быстро, с заключением договора. У нас отсутствует предоплата, платеж осуществляется в самом конце процедуры после всех проверок работоспособности и уникальности Ваших кодов с выдачей свидетельства от ассоциации DiSAI.
Надеюсь, что смог развеять туман над темой присвоения штрих-кодов для продукции и ответил на интересующие вопросы.
Можно ли самостоятельно сформировать EAN-13
Да, можно. Но только для использования внутри одного предприятия. В этом случае нужно использовать проверенное средство для генерации штрих-кодов, чтобы избежать ошибок, а после генерации в обязательном порядке протестировать готовый код на сканере. Для генерации кодов собственными силами нужно, чтобы штрих-код начинался с цифры 2.
Если Вы планируете продавать товары в магазинах или маркетплейсах, необходимо регистрировать штрих-код в системе автоматической идентификации. Вы оплачиваете не штрих-код, а его регистрацию.
Какую информацию несет в себе штрих-код
Штрих-код EAN-13 состоит из нескольких отдельных секторов:
Первые 3 цифры для префикса – означают код национальной организации, в реестре какого государства находится производитель. Каждая страна имеет один или несколько своих кодов. Так, например, для России предусмотрены коды — 460-469 и 793-799, для Китая — 680-689 и 690-699, для Беларуси — 481.
Обратите внимание, что при формировании этих цифр имеется в виду не страна производства, а местонахождение регистрирующего органа. Иными словами, если компания-производитель находится в России, регистрирует продукцию в России, а выпускает её в Китае, то префикс будет российский, а не китайский.
Секторы кода EAN-13
4-7 цифры — это код производителя.
8-12 цифры — это номер товара, под которым он зарегистрирован в базе данных производителя. Не содержит данных о характеристиках товара (цвете, размере и т. д.) .
13 цифра — контрольная. Необходима для запуска считывания сканером и проверки на подлинность кода.