С развитием линейки моделей машин Минского Тракторного Завода, усовершенствованием ходовых и тяговых качеств выпускаемых тракторов диски и обода колёс имеют разные конструкции и размеры с учётом: вида установленных ведущих мостов, действующих нагрузок на оси, используемых размеров шин, возможности регулировки ширины колеи трактора и необходимости сдваивания ходовых колёс. В материале идёт речь о разновидностях дисков передних и задних колёс для популярных марок тракторов Беларусь.
- Виды и классификация
- Индекс нагрузки и скорости в маркировке шин
- Как читать маркировку
- Тракторные шины – особенности и нюансы
- Конструкция колесных дисков
- Балансировка колес
- Как заменить колесный диск
- Разновидности колес
- Эксплуатация и обслуживание
- Где купить
- Как выбрать колесные диски для МТЗ
- Давление
- Задние колесные диски МТЗ 80 и 82
- Характеристики дисков МТЗ 1221
- Диски передних колес МТЗ 1221
- Диски задних колес МТЗ 1221
- Передние, задние, размеры, как заменить
- Размер передних, задних и рекомендуемое давление
- Передние колесные диски МТЗ 80 и 82
- Шины трактора МТЗ 82 — размер и давление в шинах
Виды и классификация
Одним из секретов универсальности тракторов МТЗ является возможность регулировать колею и другие рабочие параметры, используя разные колесные диски и шины. К примеру, подобная функция реализована на поздних модификациях МТЗ 80 и 82 и современных машинах: у них ширина колеи меняется без замены колес, но при необходимости поменять их тоже можно.
Сегодня практически под каждую задачу предлагаются специализированные варианты колес (колесных дисков), а также выпускается много универсальных и многофункциональных моделей.
Представленные на рынке модели различаются размером, местом установки, назначением и конструктивными характеристиками.
По месту установки диск может быть:
Передние диски трактора меньше, а задние идут большего диаметра.
Также для энергонасыщенных машин выпускаются спаренные модификации (спарка), которые обычно предлагаются в качестве дополнительной комплектации. Спарка дает возможность установить двойное колесо для увеличения площади контакта с поверхностью. Это уменьшает давление на грунт. Спаренные проставки устанавливаются на тракторы, которые работают на мягких почвах, в заболоченной местности и т.д.
По методу изготовления все варианты — штампованные, однако они бывают двух основных типов:
Сварной вариант – дешевый и имеет простую конструкцию. За счет сварки достигается максимальная прочность, и даже под нагрузкой элементы колеса не расшатываются. На моделях стандартной ширины сварка используется точечно в нескольких местах, а узкие конструкции, как правило, провариваются по всему периметру. По этой причине любой задний колесный диск МТЗ будет сварным. Из минусов такого решения можно отметить невозможность менять колею. Передние могут быть как сварными, так и разъемными – это зависит от конкретной модификации сельскохозяйственной техники.
Разборные диски колеса считаются более универсальными, поскольку их можно устанавливать тремя разными способами, т.е. получить сразу несколько вариантов колеи. Разъемным может быть только передний диск, поскольку нагрузка на переднюю ось меньше, чем на заднюю.
Устанавливать разборные передние колесные диски имеет смысл только на машины, которые используются для фермерских и сельскохозяйственных нужд. В строительном и ЖКХ-сегменте необходимости ступенчато менять колею нет, и значит, можно обойтись более дешевыми сварными моделями.
Что касается размеров, то для тракторов МТЗ наиболее распространенными вариантами являются следующие:
Важно: Размер дисков не совпадает с размером шин – последние должны быть немного больше по ширине, а диаметр должен совпадать.
Например, на передний колесный диск МТЗ 80 подойдут колеса шириной от 11,2 дюймов. Для задних дисков шириной 14 дюймов подходят шины шириной 15,5 или 16,9 дюймов.
Для тракторов МТЗ выпускаются конструкции в десятках вариантов ширины. Их принято делить на три группы:
Также при выборе необходимо обратить внимание на количество крепежных отверстий: они подбираются под тип ступицы колеса. Общепринятыми являются два варианта крепления:
Индекс нагрузки и скорости в маркировке шин
Дополнительными цифрами и буквами, вне зависимости от размера, в марке изделия указывают эксплуатационный индекс нагрузки и скорости, указывающий максимальную нагрузку которую выдерживает покрышка при рабочем давлении в ней на максимальной скорости эксплуатации. В аббревиатуре после марки-типоразмера первые три цифры указывают показатель нагрузки, затем показатель скорости в виде буквы с цифрой.
Таблица индексов нагрузки
Особое внимание нужно обращать при подборе покрышек для машин с погрузочным оборудованием, где увеличивается нагрузка на ходовую часть. Обычно подтверждением прочности является количество слоёв корда изделия, в соответствии с которым присваивается индекс нагрузки (грузоподъёмности). Для экскаваторов на базе МТЗ 82(80) и тракторов с фронтальными, грейферными погрузчиками подбирают покрышки исходя из дополнительного веса погрузочного оборудования с учётом веса полной загрузки ковша или поднимаемого груза.
Таблица индексов скорости для покрышек сх. техники.
Стандартным набором для МТЗ 82 являются две задних покрышки с индексом не менее значения 130 с выдерживаемой нагрузкой по 1900 кг каждая и пара передних шин с индексом не менее 115 с предельной нагрузкой до 1215 кг. Таким образом общий потенциал прочности всех четырёх пневматических колёс машины составит более 6000 кг , что превышает на 50% эксплуатационный вес трактора. Индекс скорости для колёс для МТЗ выбирают в пределах А6, А7, А8. В данной комплектации потенциала прочности покрышек достаточно для использования машины с навесными машинами в различных агрегатах.
При постоянном использовании трактора с экскаваторным или другим специальным оборудованием увеличивающим вес рекомендуют подбирать резину с показателями обеспечивающими 100% запаса прочности.
Как читать маркировку
Чтобы правильно выбрать колесные диски для трактора МТЗ, нужно знать, как читать маркировку. Разберемся детальнее, какие обозначения можно встретить:
Маркировка имеет следующий вид: ХХ00Е-11. Буквами и цифрами зашифрованы следующие характеристики:
ХХ – профиль обода;
00 – ширина в дюймах;
Е – тип бортовых закраин;
11 – диаметр в дюймах.
Также вводится маркировка ЕТ, которая указывает на расстояние смещения плоскости крепления фланца ступицы по отношению к середине оси вращения обода. Обратить внимание на показатель ЕТ нужно особенно при выборе колесных дисков для пропашных тракторов, поскольку от этого зависит, получится ли сформировать колею заданной ширины.
Тракторные шины – особенности и нюансы
Стоит сразу же заметить, что ходовая часть МТЗ-80/82 имеет некоторые отличия, суть которых заключается в следующем – МТЗ 80 оснащён задними ведущими колёсами, в то время как передние выполняют направляющие функции. В то же время, на МТЗ 82 задние колёса также являются ведущими, в то время как передние сочетают в себе ведущие и направляющие функции. При этом в обеих вариациях, шины выполнены на пневматической основе.
При выборе шин, здесь в первую очередь следует подразумевать задние, необходимо принимать во внимание и тот факт, для каких именно работ они будут использованы в дальнейшем, от этого зависит их размер. Итак, возможен выбор таких вариаций (все размеры представлены в дюймах):
Выбор оптимального давления зависит в первую очередь от типа выполняемой работы, а соответственно и от выбранного размера колес.
Таблица допустимых нагрузок на шины трактора.
Таблица изменений нагрузки.
Таблица: Виды работ и режимы внутреннего давления в шинах
Конструкция колесных дисков
И цельные, и разъемные варианты состоят из 2-х элементов:
Опорный диск необходим для крепления колеса к ступице, а обод – это деталь, на которую непосредственно надевается шина.
В сварных моделях обод не отсоединяется от опорного диска. Достоинства такого решения: низкая цена, легкая центровка. Главный недостаток – невозможность ремонта или замены отдельно поврежденного элемента. Если сварной элемент погнется или повредится, придется менять его целиком.
В разборных моделях обод крепится к опорному диску при помощи болтов. Чтобы было проще соединять детали и центровать их, в диске имеются отверстия, а в ободе – упорные кронштейны. Особенность конструкции в том, что обод можно посадить на опорный диск как сверху, так и изнутри. Это дает возможность регулировать колею.
Несмотря на более высокую стоимость разъемных элементов, владельцы, как правило, предпочитают именно их. Связано это с тем, что детали колеса подвержены износу и могут повредиться в процессе эксплуатации. Заменить поврежденный элемент будет дешевле, чем установить новый. Таким образом, стоимость эксплуатации трактора снижается.
Каким бы ни был тракторный диск, в нем будет отверстие под вентиль камеры. На узких и средних моделях отверстие круглое, а на широких – вытянутое, чтобы исключить повреждение вентиля.
На передних и задних колесных дисках МТЗ проделано множество отверстий:
На заднем колесном диске Беларуса может быть дополнительно приварено усилительное кольцо со стороны крепления к ступице.
Для максимальной надежности крепежные отверстия делают конусными. Таким образом, для крепления понадобятся 5 или 8 шпилек также в форме конуса. Подобное решение позволяет обеспечить максимальное прилегание метизов и предотвратить самопроизвольное откручивание. По этой же причине шпильки часто закисают или обламываются, как их выкрутить в этой ситуации – мы писали тут.
Балансировка колес
Колёса для спецтехники не нуждаются в балансировке. Проблема биения колес чаще всего связана с неполадками в крестовине (реже – в подшипниках) и нарушении развала-схождения.
Стоит отметить способ, которым многие пользуются для улучшения ходовых характеристик трактора. Для этого в камеры заливают жидкость – от простой воды до специальных антифризов. Также используются чугунные утяжелители. Эти меры улучшают сцепление с грунтом и делают ход более плавным. Однако к балансировке колеса они не имеют никакого отношения.
Как заменить колесный диск
Чтобы заменить передний или задний диск МТЗ, выполняют следующие действия:
Если при снятии диска шпильки не выкручиваются, прочитайте о том, как выкрутить прикипевшую шпильку или заломыш. Применение излишней силы при откручивании или закручивании гаек приведет к трещинам в металле. Как следствие – его прочность снизится, и появятся деформации.
Чтобы изменить колею и расставить или сократить расстояние колесами, выполняют следующие действия:
Задние колеса можно ступенчато расставлять до увеличения колеи до 1800 мм. Для этого колеса тоже меняются местами (левое вместо правого и наоборот). Переставляются они вместе со ступицами.
Если нужно на энергонасыщенных тракторах установить спаренные колеса, то для этого понадобятся специальные проставки (спарки). Их можно приобрести в качестве дополнительной комплектации, проставки предлагают и многие сторонние производители запчастей для сельскохозяйственной техники.
Чтобы смонтировать проставку и сделать сдвоенные колеса на МТЗ, потребуются длинные болты. Их устанавливают вместо штатных коротких болтов, поэтому диаметр и шаг резьбы должны совпадать. На длинные болты крепятся одновременно диск и проставка, что ускоряет и упрощает переоборудование спецтехники. Наружное колесо крепится на шпильки, которые запрессованы в проставку.
Разновидности колес
Чтобы правильно выбрать и купить резину на МТЗ, следует представлять себе конструкцию тракторных шин. Делаются они по камерному типу, то есть имеют внутреннюю камеру и покрышки. Камера удерживает воздух и принимает на себя большую часть нагрузки. Покрышка защищает камеру от трения и состоит из следующих элементов:
Эксплуатационные качества «резины» зависят от каждого из этих параметров в отдельности и их сбалансированной работы в целом. Теперь рассмотрим основные критерии классификации шин и их типы.
Каждая шина маркируется в миллиметровом или дюймовом вариантах. Расшифровывается маркировка так. Возьмём для примера 380/80R38 142A8 / 142B, где:
Эксплуатация и обслуживание
Определенные мероприятия по обслуживанию колесных дисков желательно выполнять каждый раз при замене покрышек. В частности, нужно очищать их от грязи и пыли, ржавчины и следов, оставленных техническими жидкостями.
Общие рекомендации по техническому обслуживанию и эксплуатации следующие:
При серьезных повреждениях деталь нужно заменить на новую. Это поможет сделать нагрузку на колеса равномерной, и значит, продлить срок службы ходовой.
Где купить
Приобрести покрышки можно в любом специализированном магазине, где владельцев тракторов проконсультируют опытные консультанты, и помогут выбрать подходящую модель индивидуально, для каждого клиента.
Аналогом фирменных центров являются сайты по продаже подержанных товаров (Авито, например). Но всегда будет оставаться риск такой покупки, потому что неизвестна история колёс – не зная, как использовались колёса можно купить шины или диск, в плохом состоянии. Поэтому при покупке подержанных покрышек на Авито, владельцам нужно быть максимально внимательными, и чётко понимать, какие шины нужны.
Итог можно подвести следующий: чтобы шины для трактора служили долго, и помогали выполнять все функции трактора – необходимо следить за ними должным образом (давление, размеры). Если за колёсами будет должный и соответствующий уход – срок службы увеличится, и не придётся покупать новые.
Как выбрать колесные диски для МТЗ
Размер дисков для Беларусов приведен в таблице.
Размер колесных дисков для мотоблоков МТЗ приведен в таблице.
Рассмотрим детальнее характеристики наиболее распространенных дисков для передних колес МТЗ 80 и 82 размером W9-20. Они же подойдут и для других Беларусов 1,4-го тягового класса.
Передние сварные диски для Беларусов выпускают в двух вариантах:
Неразъемные элементы устанавливаются преимущественно на тракторы с ведущим мостом портального типа. На машинах старого образца используется крепление на 5 шпилек – соответственно, диск имеет 5 отверстий. На Белорусы 80 и 82 нового образца применяются усиленные крепления на 8 шпилек, и у деталей будет 8 отверстий под них.
Главное различие между разными дисками для переднего колеса МТЗ 80/82 будет заключаться в вылете. Под вылетом понимают расположение плоскости крепления ступицы на диске по отношению к центральной оси обода колеса. В маркировке вылет обозначается буквами ЕТ.
Технические характеристики передних колесных дисков для МТЗ 80 или 82:
Что касается разборных модификаций переднего колеса МТЗ 80 и 82, то они более универсальные, поскольку допускают возможность регулировки ширины колеи. Разъемные модели выпускаются только с 8 отверстиями, их крепят на 8 шпилек. Они специально были разработаны для эффективной работы на усиленных балочных ПВМ с планетарно-цилиндрическими редукторами.
Давление
На тракторы устанавливаются шины повышенной проходимости, позволяющие передвигаться по абсолютно любым покрытиям, включая глубокий снег, асфальт, грязь и глину. Для сохранения резины необходимо следить за давлением и состоянием колёс. Обусловлено это тем, что для эксплуатации Беларуса в различных условиях, необходимо подкачивать, спускать или перекачивать давление, чтобы сохранить колёса в порядке и без трещин. Нормальное давление без нагрузки составляет: задние – 2.5 атмосферы, передняя шина МТЗ – 1.5 атм. При работе с нагрузкой необходимо обратиться к инструкции по эксплуатации – найти необходимый раздел, выбрать тип работ, который нужно провести, и подобрать давление.
Пример: при транспортных работах давление задней шины МТЗ составляет 1 атм, при работе с навесным оборудованием – 1.4.
Задние колесные диски МТЗ 80 и 82
Диски заднего колеса МТЗ 82 имеют размер DW14L-38, они все сварные и используют однотипную систему креплений на 8 отверстий. Подходящие размеры шин: 15.5R38 и 16.9R38.
Технические характеристики задних колесных дисков для МТЗ 80 или 82:
- вылет ЕТ – 125;
- число отверстий – 8.
Самым популярным производителем является БЗТДиА. Также детали выпускают КрКЗ и другие предприятия.
Характеристики дисков МТЗ 1221
На Беларусе 1221 используется усиленный балочный передний ведущий мост с планетарными редукторами колес. Такая конфигурация имеет ограничения в регулировке ширины балки. Поэтому изменения колеи преимущественно осуществляются за счет переменного вылета.
Диски передних колес МТЗ 1221
Передние колесные диски МТЗ-1221 имеют размер W12-24, это наиболее распространенный вариант. Вылет у них регулируется в диапазоне -68 — +140 с определенным шагом. Подходящие шины − 420/70R24 или 14,9R24.
Также на МТЗ-1221 могут устанавливаться передние колесные диски размером W10x24. У них вылет меняется ступенчато: +1, +51,+120, -83, -33. Для них подходят шины 11.2-24 или 12.4-24.
Диски задних колес МТЗ 1221
Для задних колес на МТЗ-1221 предлагаются колесные диски размером DW15L-38. Подходящие шины для них − 18.4R38 или 16.9R38.
Альтернативный вариант задних колесных дисков для МТЗ-1221 − W8x42 с каталожным номером 3101020. На оборудованный этими дисками трактор устанавливаются шины 11.2R42.
https://youtube.com/watch?v=xR4GJLE7-DM%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque
https://youtube.com/watch?v=a4YrT4rd58k%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque
Передние, задние, размеры, как заменить
На тракторах МТЗ устанавливаются колесные диски разных типоразмеров. Узкие, средние и широкие, различных диаметров – разнообразие вариантов позволяет для конкретной задачи подобрать оптимальные варианты и менять ширину колеи. О том, как подобрать передний или задний колесный диск на МТЗ, как определиться с размерами и шинами, что выбрать – 5 или 8 отверстий, поговорим далее в статье.
Размер передних, задних и рекомендуемое давление
На конвейере штатно на МТЗ-80 устанавливаются следующие шины:
Передние — 7.50-20 или 9.00-20
Задние — 15.5-38
Какое давление необходимо поддерживать в шинах на МТЗ-1221?
Точное давление для каждой шины устанавливает завод-изготовитель шины.
Например, для передней шины 7.50-20 завод-изготовитель рекомендует поддерживать давление, равное 160 кПа или 1,6 Бар
Волжский шинный завод (Voltyre) придерживается тех же самых рекомендаций для своих шин: .
Для задней шины 15.5-38 рекомендованное рабочее давление отличается для разных модификаций, в зависимости от количества слоев: 8/10/16: 1,6/2,0/3,2 Бар соответственно.
Для продукции Волжского шинного завода (Voltyre) рекомендованное рабочее давление также отличается для разных модификаций, в зависимости от количества слоев: 8/10/16: 1,6/2,0/3,1 Бар соответственно.
Чтобы шина на тракторе служила максимально долго, следует внимательно следить за давлением в шине, т.к. пониженное как и повышенное давление крайне негативно сказывается на сроке службы шины.
Давление в шине всегда должно быть оптимальным, для этого соблюдайте рекомендации завода-изготовителя ваших шин.
Звоните: +7 (978) 764 93 37
Передние колесные диски МТЗ 80 и 82
Шины трактора МТЗ 82 — размер и давление в шинах
Шина трактора МТЗ 82 состоит из камеры и покрышки. Камера служит для удержания воздуха во внутренней полости шины. Стенки камеры и покрышки наполненные сжатым воздухом воспринимают нагрузки действующие на шину. Покрышка состоит из протектора, каркаса, брекера, бортов и боковин.
Каркас выполняет роль основной силовой частью шины, чьи характеристики определяют ее грузоподъемность и прочность. Каркас изготавливается из нескольких слоев специальной прорезиненной кордовой ткани, чьи слои плотно наложены друг на друга. Протектор является беговой частью шины из объемного слоя резины, облегающая плотно каркас. Грунтозацепы и впадины протектора образуют рисунок, от формы которого зависит сцепление шины с поверхностью грунта. Брекер — это подушечный слой выполненный из мягкой резины и служит для смягчения ударов, передающихся от протектора к каркасу. Боковины шины имеют гораздо тонкие покровные слои резины и служат для предохранения боковых стенок каркаса от повреждений. На ободе покрышка закрепляется при помощи бортов. Внутри бортов находятся проволочные кольца, обернутые концами слоев корда каркаса. Проволочные кольца увеличивают жесткость бортов покрышки и предотвращают их растяжение.
Пневматическая шина МТЗ 82: 1 — протектор; 2 — брекер; 3 — каркас; 4 — боковина; 5 — бортовые кольца; 6 — борт.
Накачивание камеры сжатым воздухом осуществляется через установленный на ней вентиль с золотником, представляющий собой клапан обратного действия. Конструкция вентиля шин задних колес трактора МТЗ 82 позволяет подключить к нему устройство для наполнения шин водой или подобной жидкостью для балластирования трактора.
Размер передних и задних шин МТЗ 82
Трактор МТЗ 82 комплектуется шинами со следующими типоразмерами: — передние шины 11,2-20; — задние шины — 15,5-38.
Задние шины размером 15,5-38 по устройству отличаются усиленным брекером и радиальным размещением нитей корда в каркасе. Шины, чей каркас имеет диагональное расположение нити корда каркаса образуют плоскость профиля шины углом 50-54º, а шины с радиальной конструкции — их угол не превышает 5º. Радиальное расположение нитей корда придает шине лучшую гибкость. Также, данные шины улучшают тягово-сцепные качества трактора, уплотняют почву и меньше пробуксовывают, обладают большим ресурсом по износостойкости протектора.
Эксплуатация и техническое обслуживание шин трактора МТЗ 82
Техническое состояние шин влияет на тягово-сцепные качества трактора, его расход топлива, проходимость и производительность. Таким образом, можно смело утверждать, что шины во многом определяют производительную и экономичную работу трактора. Кроме того, шины являются дорогостоящими и быстроизнашиваемыми компонентами трактора, цена которых составляет около 12% от стоимости самого трактора. В течении всего срока службы трактора шины меняются 3-4 раза, поэтому и затраты на эксплуатацию шин составляют примерно 20% общих затрат на эксплуатацию трактора.
На срок службы шины влияет не только соблюдение правил эксплуатации, но и от условий, в которых они используются: влажность и температура воздуха, особенности дорожного покрытия и свойства почвы. При эксплуатации трактора на полевых работах срок службы шин составляет около 6000 часов, а при выполнении транспортных работ они изнашиваются гораздо быстрее. На каменистых почвах, в горных районах срок службы шины сокращается на 25-35%, а на зимнем снежном покрове, наоборот, увеличивается на 25-30%.
Передние ведущие шины мтз 82 изнашиваются быстрее, чем задние. Это объясняется тем, что радиус качения передних шин меньше в 1,7 раза по сравнению с задними. Проходя один и тот же путь, передние шины совершают больше оборотов.
Для предотвращения быстрого износа шин рекомендуется придерживаться следующих правил: 1. строго соблюдайте нормы внутреннего давления в шинах, зависящих от условий работы и нагрузок на трактор; 2. при движении на высоких скоростях проконтролируйте — не ведет ли трактор в сторону. Если ведет, то остановите трактор и подкачайте шину с меньшим давлением; 3. старайтесь не допускать резких торможений, доводящие колеса до юза, а также длительного буксования колес; 4. не ставьте трактор на грунте, загрязненным нефтепродуктами; 5. своевременно проверяйте и регулируйте развал схождение передних колес; 6. отключайте передний мост на сухих дорогах; 7. не допускайте виляние и биение колес.
Давление в шинах трактора МТЗ 82
Рекомендации по внутреннему давлению в шинах, кгс/см2
Нарушение норм внутреннего давлениях в шинах значительно снижает срок их эксплуатации. Внутреннее давление, значение которого ниже норма на 20%, сокращает срок службы на 15%, а увеличенное давление — на 10%. При выполнении определенных видов работ допустима временная перегрузка шин.