Автол — М-8В
И все-таки, масло М-8В называют именно так, не смотря на то, что слово автол обозначает любое масло для карбюраторных двигателей.
Веретенка — АУ, И-8А, И-12А, И-20А
В наше время чаще веретенным маслом называют масло АУ ( общепринятое обозначение гидравлического масла, по ГОСТ 17479.3-85 обозначается как МГ-22-А; см. соответсвие обозначений ). Редко, но бывают случаи когда веретенкой называют масла И-8А, И-12А, И-20А.
Галоша — Нефрас-С3-80/120 (БР-1)
Так раньше называли бензин-растворитель для резиновой промышленности ( см. нефтяные растворители ). Сейчас производится растворитель Нефрас-С2-80/120 (БР-2), который по привычке называют Галошей.
Жигулевка — М-6з/10Г1
Так это масло называли потому, что оно было создано специально для автомобилей ВАЗ (Жигули). Позже это масло стали рекомендовать для двигателей практически всех отечественных легковых автомобилей, а жигулевскими стали называть любые масла группы Г1 ( М-6з/12Г1, М-5з/10Г1 и др.; см. обозначения моторных масел ).
Кировское — М-10Г2
Не встречающееся в литературе название масла для дизельных двигателей с турбонаддувом. В основном применяется в двигателях тракторов К-701 Кировского завода.
Камазовское — М-10Г2К
Это масло разрабатывалось специально для двигателей КАМАЗ.
Легроин — Не Топливо дизельное
Хотя именно как синоном диз.топлива легроин употребляется в кроссвордах. На самом деле, легроин — фракция прямой перегонки нефти, применяют, например, в приборостроении в качестве наполнителя жидкостных приборов. Синонимом же легроина может быть, разве что, керосин.
Мадия, Тавот, Масленочная мазь — Солидол
В прошлом солидол выпускали именно под такими названиями.
Москвичёвка — М-6з/10В ( ДВ-АСЗп-10В )
В литературе не удалось найти рекомендаций по применению этого масла в двигателях автомобиля Москвич, однако, известно, что оно является основной маркой для карбюраторных армейских автомобилей и логичнее его называть армейским.
Нигрол — Нигрол
Это именно марка трансмиссионного масла, а не термин, обозначающий все трансмиссионные масла, и уж тем более нельзя нигролом обозвать масло ТЭП-15 (а ведь некоторые это делают !).
Ракетное топливо — Не Реактивное топливо
Многие, говоря ракетное топливо, имеют ввиду реактивное, хотя это не одно и тоже. Ракетное топливо — это вещество, являющееся источником энергии для ракетного двигателя и состоящее, в основном, из гидразинного горючего и азотного окислителя. Реактивное топливо — это топливо для авиационных реактивных и турбореактивных двигателей, основной составляющей которого является керосин, а окислителем — кислород воздуха.
Солярка — Топливо дизельное
Термин солярка (соляр, соляра) в настоящее время в литературе практически не используется, но широко употребим среди трактористов.
Танковое масло — МТ-16п
Танковым и сейчас называют масло МТ-16п, которое в дизельных двигателях современных танков допускается как дублирующий сорт. Основным танковым маслом сейчас является масло М-16 ИХП-3.
сентябрь 2001
коллектив ЗАО «ТЕРА»
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 октября 2016 года; проверки требует 51 правка.
Автóлы (вероятно, от англ. , либо от лат. — «масло») — в наиболее узком смысле общее название ряда марок моторных масел сернокислотной очистки, выпускавшихся в СССР в 1920-х — 1960-х годах и использовавшихся для смазывания нефорсированных автомобильных и тракторных двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием (карбюраторных). Ввиду широкой распространённости автолов, в широком смысле это слово могло использоваться и в качестве родового названия всех автомобильных моторных масел.
Представляли собой дистиллятные нефтяные масла (зимние автолы) или смесь дистиллятных и остаточных масел (летние автолы) с кинематической вязкостью от 25 до 120 мм2/с. Получались сернокислотной или кислотно-контактной очисткой, преимущественно из бакинских и сернистых восточных нефтей, при необходимости — с депарафинизацией сырья.
К 1940-м годам слово «автол» окончательно слилось с понятием «автотракторное моторное масло», в каковом значении вошло даже в официальные документы. В 1942 году был принят ГОСТ 1862-42 «Масла автотракторные (автолы). Технические условия», установивший единый стандарт качества моторных масел для карбюраторных автомобильных двигателей. По нему выпускались автолы с вязкостью по Энглеру 4, 6, 8, 10 и 18. Автол 4 и автол 6 считались зимними, более вязкие автол 8 и автол 10 — летними. Автол 18 использовался в летнее время для смазки тракторных двигателей. К этому времени освоение новых месторождений нефти в Волго-Уральской области и введение в строй новых современно оборудованных НПЗ позволило значительно нарастить выпуск смазочных материалов, а также добиться стабильного их качества.
В послевоенные годы химия смазочных материалов получила в СССР большое развитие. Наряду с обычными автолами, выпускавшимися по ГОСТ 1862-42, а затем — ГОСТ 1862-51, появились автолы с присадками — АКп−5 (зимний) и АКп−9,5 (летний) по ГОСТ 5303-50; загущенные (полученные из маловязких масел добавлением загустителя) автолы с присадками — марок АКЗп−6 (зимний) и АКЗп−10 (летний) по ГОСТ 1862-51; специальные автолы с присадками, предназначенные для использования в более форсированных двигателях легковых автомобилей ЗИС (ГОСТ 3829-47, ГОСТ 3829-51).
С начала 1950-х годов стала использоваться новая классификация моторных масел, в которой вместо условной вязкости в градусах Энглера при 50 °С использовалась кинематическая вязкость в сантистоксах, измеренная при 100°С, а также была введена буквенная индексация масел по назначению (А — автомобильные, М — авиационные) и типу очистки (С — селективная, К — сернокислотная или кислотно-контактная). К этим обозначениям могли добавляться дополнительные буквы: З — «загущенное», п — с добавлением присадки. По новой классификации автолы получили маркировку АК — АК-4, АК-6, АК-8, АК-10 и АК-15 (бывший Автол 18). Тем не менее, старые обозначения продолжали использоваться в обиходе и даже в специальной литературе.
По ГОСТ 1862-51 автолы (масла моторные сернокислотной очистки) вырабатывались в несколько сокращённой номенклатуре из пяти марок — дистиллятные АК-6 (автол 6), АК-10 (автол 10) и АК-15 (автол 18), а также загущенные АКЗп−6 и АКЗп−10. Масло АК-6 выпускалось исключительно в качестве сырья для производства масла с присадкой АКЗп−5 по ГОСТ 5303-50, в автохозяйства и розничную торговлю оно более не поставлялось. Масла АК-10 и АК-15, несмотря на обозначение, могли содержать небольшое количество депрессорной присадки АзНИИ для доведения температуры застывания до установленной техническими условиями. Загущенные автолы АКЗп−6 и АКЗп−10 содержали загущающую, комплексную и депрессорную присадки.
Между тем, к тому времени эпоха автолов уже приближалась к своему концу. В начале 1950-х годов наряду с моторными маслами сернокислотной очистки — собственно, автолами — было освоено производство новых, более качественных моторных масел АС селективной (фенольной или фурфурольной) очистки — АС-5, АС-9,5 и других, выпускавшихся по ГОСТ 5239-51 «Масла автотракторные селективной очистки. Технические условия». По сравнению с автолами они отличались, в частности, повышенными чистотой и стабильностью, а также более низкой склонностью к коксованию. Хотя меньшее количество примесей в маслах селективной очистки обусловило небольшое снижение их смазывающей способности по сравнению с маслами кислотной очистки, а также незначительное, на 2-3 °С, повышение температуры застывания, преимущества новых масел с точки зрения срока службы и количества отложений, оставляемых в двигателе, значительно перевешивали эти малосущественные недостатки. Более совершенные масла селективной очистки стали постепенно вытеснять автолы из эксплуатации. Они также выпускались в вариантах с присадками (АСп−5, АСп−9,5), загущенные (АСЗп−10), и так далее.
После 1962 года была введена в действие новая классификация моторных масел, по которой масла для автомобильных двигателей стали обозначаться буквой «М», к которой прибавлялось число, соответствующее средней кинематическая вязкости масла в сантистоксах, измеренной при 100°С, а также буквенный индекс, обозначающий эксплуатационную группу масла, в зависимости от содержащихся в нём присадок (например, М8Б — автомобильное масло группы «Б» с вязкостью около 8 сСт, бывшее АС-8 с присадкой). Маркировка масел кислотной и селективной очистки в новой классификации не предусматривалась, поскольку нефтехимическая промышленность в те годы уже перестраивалась на выпуск только масел селективной очистки, как более качественных.
Последним государственным стандартом на моторные масла кислотной очистки стал ГОСТ 1862-63 «Масла автотракторные. Технические требования». По нему масла кислотной очистки выпускались четырёх марок — АКЗп−6 (М6Б по новой классификации), АКЗп−10 (М10Б), АКп−10 (также М10Б) и АК-15 (тракторное). За вычетом последнего, эти масла уже имели весьма мало общего с автолами тридцатых — сороковых годов, поэтому название «автол» из официальной номенклатуры горюче-смазочных материалов было окончательно вычеркнуто, хотя всё ещё очень широко использовалось в быту. Постепенно был свёрнут и выпуск самих масел кислотной очистки, в ГОСТ-ах 1970-х годов они уже не упоминаются.
В 1970-е и последующие годы слово «автол» водителями использовалось скорее в силу инерции мышления — в особенности часто оно употреблялось в автохозяйствах, которые получали горючесмазочные материалы в никак не промаркированных ёмкостях, вследствие чего «автолом» по привычке могли называть любое масло, предназначенное для использования в системе смазки двигателя. Точно такими же общими, «родовыми» названиями стали и слова «нигрол» — для любого трансмиссионного масла, и «солидол» или «тавот» — для любой консистентной смазки.
Карягин А. В., Соловьев Г. М. Устройство, обслуживание и правила движения автомобилей. — 3-е изд., переработанное. — М.: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1957. — С. 80. — 488 с.
В региональном министерстве сельского хозяйства и продовольствия сообщили, что ЗАО «Кировский молочный комбинат» в связи с введением обязательной маркировки потребуется закупить новое оборудование для изготовления упаковки, пишет The DairyNews.
— Предприятие участвовало в эксперименте по маркировке молочной продукции в 2020 году, — пояснили в областном минсельхозе. — Из 29 производственных линий в эксперименте были задействованы только четыре. Молоко и сметана готовы к нанесению маркировки. Системы, которые передают коды маркировки, предприятием не приобретены. На фасовке масла предлагаемую систему маркировки невозможно применить, необходимо менять упаковочное оборудование. Заключен контракт на изготовления новых линий со сроком поставки – июль – август текущего года.
Как ранее писало агентство, готовность к введению обязательной маркировки предприятий-переработчиков сырого молока в Кировской области сейчас составляет 30-80% в зависимости от этапов по внедрению новшества. Общая сумма затрат, которую понесет сельхозбизнес в связи с этим, достигнет около полмиллиарда рублей.
Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews
Классификации и системы обозначений моторных масел.
В основу системы обозначений моторных масел, предусмотренной ГОСТ 17.479.1-85 (ред.1998 г.), положены сведения о принадлежности масла к одному из классов вязкости и группе эксплуатационных свойств.
В зависимости от величины кинематической вязкости, моторные масла делятся на классы, указанные в табл. 10. Для всех сортов нормируются пределы кинематической вязкости при 100°С, а для зимних и всесезонных сортов дополнительно нормируется величина кинематической вязкости при минус 18°С. В зависимости от назначения моторные масла делятся на группы, указанные в табл. 11. Соответствие масел той или иной группе устанавливается на основании результатов комплексов методов моторных и лабораторных испытаний, утвержденных Госстандартом РФ.
Классы вязкости моторных масел
Полное обозначение моторных масел включает сведения о виде смазочного материала (М- моторное), классе вязкости, группе эксплуатационных свойств и в отдельных случаях отличительных особенностях продукта.
Пример обозначения моторных масел.
М-10-Г2(к) – буква «М» обозначает принадлежность к моторным маслам, цифра 10 – класс вязкости, для которого величина кинематической вязкости при температуре 100°С нормируется в пределах 9,5 -11,5 мм2/с (сСт), буква «Г» с индексом 2 означает, что по эксплуатационным свойствам масло относится к группе «Г» и предназначено для форсированных дизелей. Буква «к», используется в целях отличительного маркирования, означает, что это масло в основном предназначено для автомобилей КамАЗ. В отличие от него, в моторном ассортименте имеется марка М-10-Г2 , предназначенная для тракторных дизелей.
Группы эксплуатационных свойств моторных масел
В большинстве развитых стран Америки, Азии и Африки получили признание классификации масел по вязкости SAE J 300 (табл.12) и по эксплуатационным свойствам по АРI.
Международная классификация моторных масел повязкости SAE J300 DEC 99* (введена в действие с августа 2001 г.)
В Европе, признавая в целом требования API и SAE, введены специальные требования ассоциации изготовителей автомобилей к моторным маслам – АСЕА-98. Технические параметры судовых масел приведены в табл. 13 и 14.
Области применения судовых масел
Классификациявязкости масел no ISO
Моторные масла, производимые в РФ, обозначаются по ГОСТ 17479.1-85. «Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные».
Первая буква «М» означает, что масло является моторным. Основные показатели для классификации масел по ГОСТ 17479.1-85 — тип двигателя, эксплуатационные условия, форсирование двигателя, по которым масла разделяются на эксплуатационные группы, обозначаемые заглавными буквами:
· А — для нефорсированных двигателей;
· Б — для низкофорсированных двигателей;
· В — для среднефорсированных двигателей;
· Г — для высокофорсированных двигателей;
· Д — для высокофорсированных дизелей, работающих в тяжелых условиях эксплуатации;
· Е — для тихоходных дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы (до 3,5%); масла этой группы на тракторах и автомобилях не применяются.
Вторым показателем является тип двигателя, который обозначается индексом, следующим за обозначением группы: для бензинового двигателя — 1 (например, Г1), для дизельного — 2 (например, Г2); когда масло подходит и для бензинового, и для дизельного двигателя индекс опускается (например, Г).
Для тяжелых условий работы нужны особые свойства масла. В частности, свойства масла улучшаются при введении присадок, поэтому содержание присадок в масле может служить некоторым показателем его качества и назначения (см. табл.1).
Группы масла и содержание присадок
Автомобильные и тракторные дизели по условиям работы масла разделяются на три группы:
· двигатели первой группы работают в легких условиях, для них рекомендуется применять масла группы В;
· двигатели второй группы — режим работы средней тяжести, рекомендуется применять масла группы Г;
· двигатели третьей группы — режим работы тяжелый, рекомендуется применять масла группы Д.
Бензиновые (карбюраторные) автомобильные двигатели разделяются на две группы:
· двигатели с режимом работы средней тяжести, для них применяются масла группы В;
· двигатели с тяжелым режимом работы, для них применяются масла группы Г.
В маркировке масел по ГОСТ 17479.1-85 после буквы назначения масла (М — моторное), следует цифровой символ класса вязкости, численное значение которого приблизительно равно вязкости масла (в мм2/с или в сантиСтоксах (сСт)* при температуре 100 °С) – 6; 8; 10 и т.д., или Зз/8; 4з/6 и т.д. Буквенный индекс «з» указывает, что в масло введены загустители, увеличивающие индекс вязкости масла (уменьшающие зависимость вязкости масла от температуры), т.е. масло может применяться как всесезонное. Далее следует буква (А, Б, В и т.д.), обозначающая степень форсирования двигателя, с индексом (1 или 2), указывающим тип двигателя, (бензиновый, дизельный).
(*1мм2/с = 1 сСт -сантиСтоксу).
Примеры полного обозначения масел:
· масло М-10-Г2— моторное (М) сезонное масло с вязкостью (при температуре 100°С) примерно 1ОсСт (10), предназначенное для высокофорсированных (Г) дизельных (2) двигателей;
· масло М- 6з/10-В -моторное (М), всесезонное масло (6з/10), вязкость которого повышена (при температуре 100°С) с 6 сСт (6) введением загустителей (з) до 10 сСт (10), предназначенное для среднефорсированных (В) бензиновых и дизельных двигателей (без индекса);
· масло М — 8 — В2 Г1 — моторное (М), вязкость которого (при температуре 100°С) 8 сСт (8), предназначенное для среднефорсированных (В) дизельных (2) и высокофорсированных (Г) бензиновых (1) двигателей.
После такого обозначения марки масла могут быть дополнительные индексы, характеризующие специальные свойства, состав или назначение масла. Например, в обозначении марки масла М-8-Г2 (к), буква «к» означает, что масло предназначено для высокофорсированных дизельных двигателей автомобилей КамАЗ и тракторов К-701 (это «зимнее КамАЗовское»масло); М-10-Г2к- «летнее КамАЗовское»масло; в обозначении марки М- 10-Г (и), буква «и» означает, что в масло введены импортные присадки; в обозначении марки М — 8-В2 (т), буква «т» означает, что масло пригодно и для трансмиссии; в обозначении марки М-10-Д(м),буква «м» означает, что масло малозольное. Масла М-8-Д(м)и М-10-Д(м)оптимизированы для применения в двигателях с турбонаддувом.