Зачастую выбор моторного масла оказывается нетривиальной задачей даже для опытного автовладельца. API, SAE, ACEA — этикетка канистры пестрит аббревиатурами и индексами. Как выбрать моторное масло по классификации и химическому составу? Именно этому вопросу посвящен наш материал.
Воспользуйтесь сервисом быстрого подбора масел, чтобы получить рекомендации ЛУКОЙЛ для вашего автомобиля.
Зная, как правильно расшифровывается маркировка моторных масел, автовладелец сможет подобрать масло под определенные условия и тип двигателя своего автомобиля. Использование качественного продукта значительно продлевает сроки службы деталей и узлов силовой установки и помогает избежать многих неисправностей. В этой статье рассмотрим какие бывают типы моторных масел, разберем классификацию и узнаем, что обозначают буквы и цифры, указанные на упаковке.
Моторные масла различаются по множеству параметров: базовое масло, вязкостные характеристики, степень очистки и так далее. И если с понятием «вязкость масла» большинство автолюбителей знакомы, то маркировка по стандартам API и ILSAC явно не на слуху. Тем не менее, знания об этих классификациях нужны: они помогут подобрать подходящее масло для определённого типа двигателя.
Если совсем кратко: классификации API и ILSAC разделяют моторные масла по их эксплуатационным свойствам. Классификация ILSAC предъявляет уточненные требования к конечному продукту и может рассматриваться как дополнение к классификации API.
Чтобы лучше понять структуру классификаций API и ILSAC, познакомимся ближе с каждой из них.
- Что изменилось в стандартах ILSAC в 2020 году
- Маркировка смазочных жидкостей по ГОСТу
- Краткая история классификации ILSAC
- Сертификация и допуски от автопроизводителей
- Допуски автоконцерна VAG
- Допуски автопроизводителя Mercedes- Benz
- Допуски автопроизводителя BMW
- Допуски автопроизводителя Renault
- Допуски автопроизводителя Форд
- Какие бывают типы моторных масел
- Минеральные (Mineral oil)
- Синтетические (Fully Synthetic)
- Полусинтетические (Semi Synthetic)
- Дополнительные критерии
- Маркировка масел стандарта ILSAC
- Краткая история классификации API
- Маркировка масел стандарта API
- Как расшифровать маркировку по API
- Что изменилось в стандартах API в 2020 году
- Классификация моторных масел
- Новые стандарты API и ILSAC в линейке моторного масла GENESIS
- Как читать маркировку ILSAC
- Как читать маркировку API
- Маркировка масел по ACEA
- Что можно увидеть на этикетке
- Маркировки масел стандарта SAE
- Какой состав моторного масла лучше всего подойдет для вашего автомобиля?
- Ограничения по использованию минеральных масел
- Классификация моторных масел по химическому составу основы
- Классификация моторных масел по степени вязкости
- Эксплуатационные категории моторных масел по API
- Эксплуатационные категории моторных масел по ACEA
- Расшифровка маркировки моторного масла
- Заключение
Что изменилось в стандартах ILSAC в 2020 году
Введенные в мае текущего года стандарты коснулись и классификации ILSAC: они учли изменившиеся требования, предъявляемые к моторным маслам.
Основные отличия новых стандартов ILSAC GF-6A/B от ILSAC GF-5:
Новейшие стандарты 2020 года созданы с заделом на 5-10 лет вперёд, поэтому судорожно искать на полках масло категорий API SP или ILSAC GF-6A/GF-6B не стоит. Предыдущие классы будут использоваться наравне с новыми — это не полная замена, а очередной апдейт для самых современных двигателей. Техника была и остаётся разная, а потому и масла каждому двигателю подойдут строго определенные.
Маркировка смазочных жидкостей по ГОСТу
В соответствии с этой классификацией, моторные смазки разделены на две категории:
В свою очередь по вязкости смазывающий состав бывает:
Чем больше цифра в маркировке, тем выше значение вязкости. По сфере применения все составы разделены на шесть групп, и имеют обозначения от А до Е.
Также смазывающие жидкости по ГОСТу бывают для дизельного и бензинового транспорта. В первом случае они отмечаются индексом «2», во втором «1».
Краткая история классификации ILSAC
ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee) — Международный Комитет по Стандартизации и Апробации Моторных Масел.
Он был создан по инициативам Американской Ассоциации Производителей Автомобилей (ААМА) и Японской Ассоциации Производителей Автомобилей (JAMA), чтобы ужесточить требования, предъявляемые к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.
Стандарт ILSAC дополнительно ужесточает требования к маслу — по их требованиям оно должно:
Сертификация и допуски от автопроизводителей
В стандартах АСЕА и API указаны минимальные требования, согласованные между компаниями, производящими моторные масла и присадки к ним, а также с автопроизводителями. Так как конструктивно транспортные средства отличаются, условия работы для технических жидкостей в них также разные.
Отдельные компании, занимающиеся производством моторов, придумали собственную спецификацию смазывающих жидкостей. Так появились допуски, дополняющие систему стандартизации АСЕА, с отдельно проводимыми испытаниями на моторах со своих транспортных средств.
Такие крупные автопроизводители как BMW, GM, Porsche, Mercedes-Benz, Ford, Renault, VW и Fiat чаще вливают и рекомендуют использовать в своих транспортных средствах одобренные ими моторные масла. В технической документации, приложенной к авто, всегда прописывается спецификация, а ее номер указывается на канистре с маслом.
Рассмотрим наиболее часто применяемые допуски, присутствующие в маркировке на канистрах смазывающих составов.
Допуски автоконцерна VAG
С 2017 года автоконцерн VAG использует специальный регламент допусков – территориальный, где главными критериями являются качество топлива и условия эксплуатации автомобиля. Этот регламент вводит 3 зоны:
Согласно регламенту, Россия относится к зоне B. Для российских условий автоконцерн рекомендует использовать моторные масла, обладающие допусками:
Для всех моторных масел, используемых на территории России, Фольксваген Групп Рус (представительство автоконцерна в РФ) установило фиксированный интервал замены через каждые 15 000 км или 1 год пробега. Несмотря на то, что в Европе масла с допусками, например, VW 504.00 / 507.00 относятся к категории Longlife и их межсервисный интервал составляет 30 000 км или 2 года.
Моторные масла с вязкостью 0W30 и допусками VW506.00, предназначенные для заливки в транспортные средства с увеличенными интервалами между заменой технических жидкостей, походят для использования в двигателях V6 TDI (до 30 000 км) и четырехцилиндровых TDI (до 50 000 км). Можно заливать в новые дизельные автомобили выпуска не ранее 2002 г. Для авто с турбированными моторами, оборудованными насос-форсунками (PD-TDI) предусмотрен допуск VW506.01. Такие масла также имеют увеличенные сроки между заменами.
Допуски автопроизводителя Mercedes- Benz
У этого автопроизводителя также имеется спецификация. Так масло с маркировкой MB229.1 рекомендовано заливать в машины с дизельными и бензиновыми моторами, собранными после 1997 г. Для спецификации MB229.31 подходят жидкости SAE 0W-, SAE 5W- с ограничением по количеству серы и фосфора. Для MB229.5 подойдет энергосберегающее масло с увеличенным временем эксплуатации как на дизелях, так и на бензиновых автомобилях.
Допуски автопроизводителя BMW
Маркировка BMW Longlife-98 указывает, что смазывающий состав предназначен для заливки в транспортные средства, собранные после 1998 г. Спецификация, предусматривает большее пробеги между заменами масла и соответствует ACEA A3/B3.
Для моторов, собранных после 2001 года, рекомендуется использовать моторное масло, имеющее допуск BMW Longlife-01. Спецификация с дополнительной маркировкой FE указывает на возможность использовать его в тяжелых условиях. Допуски BMW Longlife-04 указывают на возможность заливки в самые современные автомобили производителя.
Допуски автопроизводителя Renault
Завод указывает спецификацию Renault RN0700, которая была разработана в 2007 году и соответствует классу АСАЕ А3/В4 или А5/В5. Под Renault RN0710 подходят моторные масла АСАЕ А3/В4. Renault RN 0720 соответствует требованиям АСАЕ С3 и разработан для использования в дизелях последнего поколения с сажевым фильтром.
Допуски автопроизводителя Форд
Смазки классификации SAE 5W-30 со спецификацией Ford WSS-M2C913-A, применяются во время первой заливки и последующей смены масла. Данный масло отвечает стандартам ILSAC GF-2, ACEA A1-98 и B1-98 и запросам завода-изготовителя Форд.
Составы с допусками Ford M2C913-B используются в качестве первично заливаемой технической жидкости и при замене как на дизельном, так и бензиновом транспорте. Составы подходят по требованиям ILSAC GF-2 и GF-3, ACEA A1-98 и B1-98.
Ford WSS-M2C913-D был разработан в 2012 г. Такие масла подходят для всех дизелей марки Форд, кроме Ka TDCi 2009 г, а также силовых установок, собранных в период с 2000 по 2006 гг. Допускается увеличивать интервалы замены и заправлять биотопливом или высокосернистым дизелем.
Смазывающие жидкости допуска Ford WSS-M2C934-A рассчитаны на более длительные время работы без замены и предназначены для дизельных авто с сажевым фильтром.
Смазывающая жидкость со спецификацией Ford WSS-M2C948-B идентично категории ACEA C2. Она предназначена для бензинового и дизельного транспорта с катализатором. В это случае подходят масла с вязкостью 5W20 и уменьшенным сажеобразованием.
Какие бывают типы моторных масел
На полках магазинов чаще можно встретить 3 основных вида моторных масел – это минеральная синтетика и полусинтетика. Каждая из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Рассмотрим каждую немного подробнее.
Минеральные (Mineral oil)
Минералка относится к наиболее дешевым моторным маслам. Ее получают в процессе переработки нефти. В составе продукта отсутствуют какие-либо синтетические добавки, поэтому он не отличается особо высокими эксплуатационными характеристиками. В среднем индекс вязкости колеблется от 85 до 100.
Чтобы немного улучшить свойства, из масла удаляются кислоты, сернистые компоненты и смолы. Однако и это не позволяет добиться хороших результатов.
Сейчас все большую популярность приобретает технология гидрокрекинга. Она позволяет создать смазку, не сильно уступающую по свойствам синтетике. Для получения еще лучшего результата в него добавляются присадки в большом количестве, но не более 15 % от общего объема. Это позволяет придать маслу антикоррозийных свойств, уменьшить трение и улучшить моющий эффект.
В составе минеральных масел присутствуют парафины, углеводороды и различные присадки. На ее вязкость оказывает большое влияние температура окружающей среды.
Если вам подходят минеральные составы, отдавайте предпочтение полученным методом гидрокрекинга. Они отличаются более высокими характеристиками и качеством.
Синтетические (Fully Synthetic)
Масло получается посредством химического синтеза составляющих. К особенностям таких составов относится широкий диапазон рабочих температур, отсутствие негативного влияния на резиновые детали и улучшенный смазывающий эффект. В синтетических маслах часто содержится большое количество присадок, придающих ему лучшие защитные свойства.
В составах присутствуют углеводороды и эфиры, они и определяют основные характеристики смазки. Вязкость находится на уровне 120-150. По типу протекания химических реакций выделяют хлор- и фторсодержащие, углеводородные, эфирные и другие типы.
При изготовлении синтетических моторных их недостатки часто нейтрализуют добавлением различных присадок.
Полусинтетические (Semi Synthetic)
Самый популярный класс смазывающих жидкостей. Изготавливаются на минеральной основе, но с добавлением синтетических присадок. В итоге получается более дешевый состав, чем синтетика, но с характеристиками значительно лучшими, чем у минералки.
Средний индекс вязкости составляет около 120-140. В зависимости от производителя количество присадок 20-50 % от общего объема.
Основную задачу по смазке трущихся частей выполняет база состава. На присадки приходятся защитные и модифицирующие функции. В самых современны продуктах их применяется до 30 различных видов – моющие, противопенные, вязкостные, антиокислительные, противозадирные и прочие.
Такие масла плохо показывает себя при работе в зимний период в регионах с сильными морозами. Однако низкая стоимость и большое число плюсов полностью компенсируют эти недостатки.
Дополнительные критерии
При выборе стоит учитывать, что все моторные масла делятся на категории в зависимости от типа силовой установки. Всего бывает 2 вида – для бензиновых и дизельных моторов. Если автомобиль работает на газе, в него заливают масла первой категории. Также встречаются универсальные смазки. Во время покупки жидкости для дизеля, обращайте внимание на совместимость с турбированными и атмосферными агрегатами.
Маркировка масел стандарта ILSAC
Представляет собой совместную работу японских и американских технологов от Международного Комитета по Стандартизации масел. Классификация насчитывает шесть типов смазок, маркировка идет от ILSAC GF-1 до GF-6. Они практически во всем идентичны по характеристикам со смазками стандарта API. Единственное отличие – масла ILSAC высокого класса энергосбережения и всесезонные. Такой продукт отлично подходит для авто азиатского автопрома.
К каким группам масел по API соотносятся составы ILSAC:
Помимо перечисленных выше в классификации ISLAC для японской техники с турбированными дизелями, есть отдельный тип смазки под обозначением JASO DX-1. Этот продукт предназначен для современных авто, отвечающих высоким стандартам экологичности.
Краткая история классификации API
После судебного решения о принудительном разделе компании-монополиста «Standard Oil» в 1911 году в Америке начали развиваться независимые такие нефтегазовые компании, как Chevron, Mobil Gas или Exxon.
В период Первой мировой войны они стали заниматься снабжением воинских частей нефтепродуктами. У разрозненных компаний не было опыта совместной работы и единого подхода, что вызывало трудности. Нужен был перечень стандартов качества готовой продукции, который был бы зафиксирован в едином реестре.
Регулятором зарождающегося рынка выступил Американский институт нефти (American Petroleum Institute, или API), основанный в 1919 году. API создал единые для всех компаний стандарты качества, а также выступил буфером между производителями и поставщиками нефти с одной стороны и государством с другой.
Сейчас API — одна из крупнейших национальных ассоциаций, представляющая все аспекты американской нефтяной и газовой промышленности. Требованиям API подчиняются добывающие, перерабатывающие и нефтесервисные компании, морские перевозчики, оптовые и розничные продавцы.
Маркировка масел стандарта API
По стандарту API основные показатели в маркировке указывают на то, к какому типу двигателя подходит смазка, режимы работы силовой установки, эксплуатационные характеристики жидкости, условия использования и дата производства. По этой классификации моторные масла разделяются на 2 основные группы:
Вначале маркировки по стандарту API пропечатана та или иная буква, указывающая на тип мотора, для которого подходит масло. Также здесь можно увидеть символ, по которому определяются эксплуатационные характеристики продукта.
Как расшифровать маркировку по API
Мы уже знаем, что по первой букве определяется тип двигателя, для которого подходит моторное масло, а по второй эксплуатационные свойства жидкости. По этой классификации расшифровка проводится так:
Сегодня в категорию S входит 13 типов моторных смазывающих жидкостей. Многие из них уже устарели и подходят для машин, которые практически не используются. Приведем только самые актуальные виды:
Категория С насчитывает 14 типов моторных масел. Половина из них также практически не используется. К более современным относятся следующие:
Моторные масла, прошедшие испытания по API/SAE и отвечающие требованиям действующих критериев качества, помечаются на этикетке упаковки круглым значком. В верхней его части аббревиатура «API», а посредине уровень вязкости по SAE, также возможно указание степени энергосбережения.
Использование смазывающей жидкости в соответствии с требованиями уменьшает износ деталей и риск выхода их из строя, снижает выпадение сажи, расход топлива, уровень шума, повышает ходовые качества техники (особенно в зимний период времени), а также продлевается срок работы катализатора и системы очистки выхлопных газов.
Что изменилось в стандартах API в 2020 году
В мае 2020 года стандарты моторных масел для легкового транспорта с бензиновыми двигателями получили обновление — появились масла новой категории API SP. Они превосходят свойства моторных масел категории API SN, поскольку лучше защищают от следующих проблем:
Классификация моторных масел
Теперь перейдем к наиболее важному моменту при выборе смазывающей жидкости для двигателя – классификация моторных масел. Это поможет упростить процесс с учетом особенностей продукта и его соответствия допускам автомобиля.
Всего насчитывается 5 признанных международных классов:
Все перечисленные стандарты различаются по типах и требованиям к моторному маслу. Поэтому ориентироваться при выборе лучше сразу по нескольким классам.
Новые стандарты API и ILSAC в линейке моторного масла GENESIS
Прежде всего отметим, что все моторные масла из линейки GENESIS лицензированы по стандартам API и ILSAC. Однако разговор о новейших стандартах 2020 года был бы неполным без упоминания соответствующего продукта — это полностью синтетическое всесезонное масло LUKOIL GENESIS ARMORTECH DX1 5W-30, одобренное по самым современным классам API SP и ILSAC GF-6A. Предназначено оно прежде всего для современных двигателей концерна General Motors.
Новое масло обладает следующими преимуществами:
Поскольку массовый переход на новые стандарты не может случиться в одночасье, для большинства современных автомобилей с бензиновыми ДВС будут актуальны предыдущие категории: API SN и ILSAC GF-5.
Чтобы быстро подобрать подходящее моторное масло, воспользуйтесь удобным онлайн-подборщиком.
Как читать маркировку ILSAC
На сегодняшний день классификация ILSAC включает 7 классов: GF-1 и GF-2 (устаревшие), GF-3, GF-4, GF-5, а также новейшие GF-6A и GF-6B. Чем выше цифра, тем современнее класс. Все масла, лицензируемые по стандартам ILSAC, являются всесезонными и относятся к категории энергосберегающих.
Напомним немного о новых классах масел ILSAC GF-6A и GF-6B. Подробнее об особенностях данных категорий:
Как читать маркировку API
Классификация моторного масла API учитывает не только свойства моторных масел, но и технологические особенности двигателей, для которых они предназначены. Пример стандартной маркировки: API SM или API CF.
Первая буква класса указывает на тип двигателя:
Вторая буква указывает на эксплуатационные характеристики масел: каждому новому классу присваивается следующая по алфавиту буква.
Дробная запись (например, API SL/CF) говорит о том, что перед нами универсальное масло, которое можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях.
Первым ставится тот класс масла, который соответствует предпочтительному применению. То есть, основное предназначение масла API SL/CF — для бензиновых двигателей, требующих применения масел уровня API SL, но производитель допускает его использование и в дизельных моторах, требующих применения масел уровня API CF.
Если рассматривать действующие категории API SJ — SP и API CH-4 — CK-4, то масла более поздних категорий допускается использовать в двигателях, которым требовались масла более ранних классов.
Если на этикетке моторного масла нет маркировки API, это означает, что продукт либо вообще не имеет сертификата API, либо присвоенный ему класс качества устарел.
Маркировка масел по ACEA
Стандарт создан Ассоциацией Европейских Автопроизводителей. По нему можно узнать рабочие характеристики состава, предназначение и его класс. Кроме этого, на этикетке указывается для каких типов силовых установок подходит смазка (дизельный или бензиновый).
Последний доработка стандартов ACEA внесла некоторые коррективы и теперь выделяют три группы и 12 видов масел:
В спецификации по ACEA, кроме типа смазки, прописывается год выпуска и номер, под которым вышло последнее обновление требований. Смазывающие жидкости от отечественных производителей тоже имеют свою сертификацию – по ГОСТу.
Что можно увидеть на этикетке
Чтобы получить всю необходимую вам информацию, достаточно внимательно изучить этикетку на таре. Отсюда вы получите следующие сведения:
Чтобы вы лучше поняли, как пользоваться маркировками, ниже мы приведем примеры расшифровки самых важных обозначений на канистрах моторных масел.
Маркировки масел стандарта SAE
К списку самых важных характеристик, на которые всегда следует обращать внимание при покупке моторного масла, относится коэффициент вязкости по SAE. Он указывает на способность смазкой выполнять свои функции при положительных и отрицательных температурах (пределы значений).
По стандарту SAE, смазывающие жидкости для двигателей имеют обозначения в следующем формате «xW-y». Где «х» – это цифра, указывающая на минимальную температуру, при которой смазка будет нормально перекачиваться по каналам, а двигатель работать без затруднений. Буква «W» взята из английского слова Winter, что в переводе означает зима.
Таблица расшифровки вязкости по SAE
Показатель проворачиваемости указывает на способность элементов цилиндропоршневой группы (ЦПГ) беспрепятственно работать при определенной вязкости смазки и температуре воздуха.
Прокачиваемость – это способность моторного масла перетекать по системе при той или иной вязкости, не допуская работы деталей ЦПГ «на сухую». Обычно температура прокачиваемости и проворачиваемости отличается на 10 °С. Лучшая прокачиваемость при пониженных температурах обеспечивается минимальной кинематической вязкостью зимних марок масел.
Символ «y» в маркировке масла – это цифра, указывающая минимальные и максимальные границы высокотемпературной вязкости при его разогреве до рабочих температур (100-150 °С). Чем больше значение, тем более густая консистенция будет у разогретой смазки, и наоборот.
Таблица расшифровки температурных пределов вязкости по SAE
По этой классификации моторные масла делятся на 3 типа в зависимости от их вязкости:
Важно! Выбирая моторное масло среди тех, которые имеют допуски для использования в двигателе вашего авто, необходимо ориентироваться на следующее правило: чем больше пробег мотора – тем выше должно быть значение высокотемпературной вязкости.
Параметр вязкости считается важнейшим в классификации, именно от него в большей степени зависит подойдет масло к вашему авто или нет. Но покупать продукт опираясь только лишь на этот параметр неправильно. Важно подобрать оптимальные характеристики масла к условиям его эксплуатации.
Различные составы помимо степени вязкости обладают и набором других рабочих свойств. Сюда относится моющая способность, антикоррозийная защита, противоокислительные свойства, защита от выпадения сажи и многое другое. Они расширяют возможную область применения масел в тех или иных условиях.
Какой состав моторного масла лучше всего подойдет для вашего автомобиля?
Ответ прост и однозначен: по качеству и эксплуатационным свойствам синтетические масла на голову превосходят минеральные. Главной проблемой последних является нестабильность вязкостных показателей, зависящих от химического состава, который, вследствие происхождения сырья, не отличается постоянством.
Чтобы исправить этот недостаток, в минеральные масла добавляется большое количество загущающих присадок, чувствительных к воздействию высоких температур и подверженных интенсивному разложению в ходе термоокислительных реакций. Продукты их распада наряду с тяжелыми фракциями основы выпадают в виде массивных отложений, что может приводить к преждевременному износу двигателя.
Ограничения по использованию минеральных масел
Сегодня минеральные масла используются лишь в карбюраторных бензиновых и дизельных двигателях устаревших моделей, которые эксплуатируются в условиях умеренного климата: значительное увеличение вязкости при отрицательных температурах делает их непригодными для эксплуатации зимой.
Кроме того, минеральные масла не подходят для смазки двигателей, оснащенных системой принудительной подачи воздуха, поскольку масло слишком быстро разлагается и теряет свои свойства, его использование способно привести к выходу турбины из строя.
Напротив, синтетические масла отличаются химической стабильностью и при этом способны сохранять постоянные показатели вязкости в широком диапазоне температур, вследствие чего подходят для двигателей любых типов.
Что касается полусинтетических масел, их можно рассматривать как компромиссный вариант: они дешевле синтетических, но при этом значительно превосходят минеральные по эксплуатационным параметрам.
Классификация моторных масел по химическому составу основы
Даже начинающий автолюбитель знает о том, что существуют минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла, но вместе с тем далеко не каждый способен внятно сформулировать, чем они отличаются друг от друга. Давайте разбираться.
Любое моторное масло, независимо от марки, состоит из базового масла и присадок — специальных добавок, улучшающих физические свойства основы.
Согласно классификации, предложенной Американским институтом нефти (API — American Petroleum Institute), выделяют шесть базовых масел.
Масла I, II и III групп, получаемые непосредственно из мазута с использованием различных методов очистки, принято называть минеральными:
При производстве базовых масел IV, V и VI групп задействуют технологии органического синтеза (сырьем в данном случае служит природный газ или другие нефтепродукты), поэтому их относят к синтетическим:
Что касается «полусинтетики», так принято называть минеральные масла с добавлением 20–30% синтетических компонентов.
Классификация моторных масел по степени вязкости
Наиболее важным параметром моторного масла, определяющим его способность к образованию защитной пленки на поверхности трущихся деталей, является вязкость. Классификация масел, основанная на динамике их вязкостно-температурных свойств, была предложена Сообществом автомобильных инженеров (SAE — Society of Automotive Engineers).
В соответствии с актуальной редакцией SAE J300, изданной в январе 2015 года, принято выделять три категории масел:
Разберем подробнее каждую категорию, начав с зимних масел.
В записи типа SAE 5W цифра 5 указывает на максимальное значение динамической вязкости (обусловлена взаимным трением слоев масла при их смещении друг относительно друга) при отрицательных температурах и минимальную кинематическую вязкость (текучесть) при 100°C, а литера W указывает, что моторное масло пригодно для эксплуатации в зимнее время года (от английского winter — «зима»).
Максимальная динамическая вязкость рассчитывается применительно к минимальным температурам прокачиваемости масла насосом по каналам смазочной системы и проворачивания коленчатого вала стартером при холодном запуске двигателя.
Как видно из таблицы, разница между этими двумя величинами составляет 5°С. Соответственно, выбирая масло для зимы, необходимо ориентироваться именно на температуру проворачивания.
Здесь прослеживается четкая зависимость:
С летними маслами все несколько сложнее. В маркировке вида SAE 40 цифровой индекс является комплексным: в нем одновременно зашифрованы минимальный и максимальный показатели кинематической вязкости при рабочей температуре 100°С, а также минимальный показатель динамической вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с−1 (HTHS — High Temperature High Shear Rate).
Какой из этих показателей будет оптимальным для вашего автомобиля, может сказать только его производитель, поэтому при выборе летних масел необходимо ориентироваться в первую очередь на техническую документацию
.
Впрочем, корреляция с температурой окружающей среды присутствует и в этом случае:
Вы наверняка обратили внимание, что масло SAE 40 упоминается дважды, а в скобках перечислены его модификации. Все дело в том, что подавляющее большинство моторных масел, представленных на рынке, являются всесезонными, имеют двойную маркировку и обладают разными вязкостно-температурными свойствами.
Например, если вы видите на этикетке SAE 5W-40, это означает, что данное масло подходит для использования в температурном диапазоне от −35°С до +40°С, характеризуется кинематической вязкостью 12,5 мм2/с (минимальное значение) и < 16,3 мм2/с (максимальное значение) при 100°C, а также минимальным показателем динамической вязкости в 3.7 мПа·с при 150°C.
Эксплуатационные категории моторных масел по API
В отличие от SAE, классификация масла API учитывает не только свойства моторных масел, но и технологические особенности двигателей, для которых они предназначены. Стандартная маркировка выглядит следующим образом:
Здесь первая буква обозначает тип двигателя: S (от английского Service) — бензиновый, или C (от английского Commercial) — дизельный. Вторая буква указывает на эксплуатационные характеристики масел, причем каждой новой генерации присваивается буква, следующая по алфавиту.
Дробная запись (например, SJ/CF) говорит о том, что перед нами универсальное масло, которое может использоваться как в бензиновых, так и в дизельных силовых двигателях. Рассмотрим подробнее каждый из классов актуальной редакции API.
SJ: действует с 1996 года, при его разработке учитывалось ужесточение требований к снижению вредных выбросов ДВС в атмосферу;
SL: к данному классу относят масла, подходящие для многоклапанных двигателей с турбонаддувом, оснащенных системами нейтрализации выхлопа;
SM: моторные масла, отличающиеся устойчивостью к термоокислительным процессам и демонстрирующие стабильность вязкостных показателей при низких температурах;
SN: масла, совместимые с современными системами нейтрализации выхлопных газов, отличающиеся пониженным содержанием фосфатов.
CF-4: пришел на замену устаревшего CE в 1990 году;
CF: данный класс ориентирован на двигатели с предкамерой, устанавливаемые на легковые авто;
CF-2: моторные масла, рассчитанные на использование в двухтактных дизельных двигателях;
CG-4: масла для мощных дизельных двигателей американского производства, работающих на малосернистом топливе;
CH-4: класс масел, разработанных для двигателей, использующих топливо, не содержащее серу, либо с пониженным содержанием серы (менее 0,5%);
CI-4: предназначены для двигателей, оснащенных системами рециркуляции и каталитической нейтрализации выхлопных газов;
CJ-4: ориентированы на силовые агрегаты, оснащенные современными системами очистки выхлопных газов и работающие на топливе со сверхнизким содержанием серы (ULSD).
Эксплуатационные категории моторных масел по ACEA
Классификация ACEA разработана Европейской ассоциацией производителей автомобилей (European Automobile Manufacturers’ Association). В ней учитываются технические спецификации автомобилей BMW, Volvo, Ford, Fiat, Porshe, Jaguar Land Rover, Daimler-Crysler, Toyota, Volkswagen, DAF, GM-Europe, MAN, PSA Peugeot Citroen, Renault и SAAB-Scania.
Последняя редакция ACEA вышла в 2016 году. В соответствии с данным документом, все моторные масла принято разделять на 3 категории и 12 классов.
Моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и малого коммерческого транспорта (минивенов, фургонов и т.д.).
A3/B3: всесезонные, стойкие к механической деструкции масла, подходящие для использования в том числе в особо тяжелых условиях эксплуатации транспортных средств;
A3/B4: моторные масла, отличающиеся улучшенными эксплуатационными свойствами по сравнению с предыдущим классом. Ориентированы на применение в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива;
A5/B5: маловязкие масла, показатель вязкости HTST которых лежит в пределах от 2.9 до 3.5 мПа·с, непригодны для некоторых моделей двигателей.
E4: совместимы с двигателями без сажевых фильтров, некоторыми моделями агрегатов, оснащенных системой рециркуляции выхлопных газов (EGR) и системами выборочного каталитического восстановления (SCR), предназначенных для снижения объема выбросов оксидов азота;
E6: подходят для двигателей с EGR, SCR и сажевыми фильтрами, в том числе — работающими на топливе с пониженным содержанием серы;
E7: ориентированы на двигатели без сажевого фильтра, совместимы с большинством моделей, оборудованных системами EGR и SCR;
E9: созданы для силовых агрегатов, оснащенных сажевым фильтром, подойдут для большинства модификаций с EGR и SCR, включая работающие на малосернистом топливе.
Расшифровка маркировки моторного масла
Рассмотрим обозначения, которые можно увидеть на упаковке моторного масла:
Как видите, маркировка предоставила нам исчерпывающую информацию о том, для каких двигателей и эксплуатационных условий подходит данный продукт. Чтобы максимально облегчить выбор масла, мы создали интерактивный подборщик, который покажет рекомендованные продукты для вашего авто, исходя из заданных критериев (тип транспортного средства, марка, серия и модель двигателя).
Заключение
Выбирая моторное масло, обязательно обращайте внимание на следующие критерии: химический состав, вязкость и комплект присадок. Также обратите внимание на канистру, там содержится много информация с допусками для вашего авто.
Помимо этого, не забудьте посмотреть на дополнительные надписи. Так, «Long Life» говорит о том, что масло предназначена для техники с более длительным временем работы между заменой. Помните: не все масла одинаково хорошо подходят для бензиновых и дизельных моторов с турбонаддувом и катализатором и т.д.