Маркировка немецкой бронетехники

Маркировка немецкой бронетехники Маркировка

Классификация и обозначения немецких танков — тема непростая. Достаточно всего лишь пары «неудобных» примеров, как распространённые точки зрения перестают работать, а с виду логичные объяснения превращаются в кашу. Значит ли это, что немецкие обозначения очень нелогичны и трудны в понимании? На самом деле нет. Здесь как с иностранными языками: для правильного перевода нельзя механически заменять каждое слово в русском предложении соответствующим иностранным. Вот и в немецкой системе обозначений тоже своя логика, не проще и не сложнее — она просто другая. Попробуем вникнуть в её суть и разобрать некоторые трудные с виду примеры.

Системы обозначений немецких танков развивались годами при участии сотен людей. Они отражают непростую историю развития бронетехники, полную ухабов и крутых поворотов, поэтому не стоит требовать от них математической точности и ясности.

Деление на семейства

Возьмём название Pz.Kpfw.I Ausf.A. Обычно его понимают примерно так: Pz.Kpfw.I — это название танка, а Ausf.A — его модификация, то есть Т-1A. На первый взгляд всё логично, ведь затем был Pz.Kpfw.I Ausf.B с более мощным двигателем и удлинённым шасси. Напрашивается аналогия с советскими обозначениями КВ-1 и КВ-1с, Т-34 и Т-34-85. Проблема в том, что дальше эта аналогия совершенно перестаёт работать.

Маркировка немецкой бронетехники

Три разных Pz.Kpfw.II: Ausf.A, Ausf.D и Ausf.G

Pz.Kpfw.I Ausf.C — не последующая модернизация Ausf.A или Ausf.B, а совершенно новый танк, сконструированный по другим принципам, с индивидуальной торсионной подвеской вместо блокированной на листовых рессорах, безвальной коробкой передач вместо вальной и т.д. Это вовсе не исключение из правил. Pz.Kpfw.I Ausf.F тоже стал самостоятельной конструкцией, его никак нельзя назвать развитием Ausf.C. Итого, обозначение Pz.Kpfw.I не может быть названием одного танка, ведь мы имеем дело с тремя разными танками, у каждого из которых есть свои модификации.

Подобное мы видим и у Pz.Kpfw.II. Если Pz.Kpfw.II Ausf.C основан на предыдущих модификациях, то Pz.Kpfw.II Ausf.D — это новый танк, у которого переработали даже общую компоновку. Pz.Kpfw.II Ausf.L без всяких натяжек можно назвать другим танком относительно Ausf.F и Ausf.D, это касается и Pz.Kpfw.II Ausf.J. Здесь мы насчитали аж четыре разных танка, у каждого из которых своя линия развития.

Можно продолжать и далее. Pz.Kpfw.III Ausf.E отличается от Pz.Kpfw.III Ausf.A чуть ли не больше, чем Т-43 от Т-34, технически это разные танки. Под обозначением Pz.Kpfw.IV мы видим не только привычные «четвёрки», но и Neubau Fahrzeug, который немцы обозначали как Neubau-Panzerkampfwagen IV. Думаем, никто не будет спорить, что трёхбашенный Nb.Fz. и однобашенный Pz.Kpfw.IV Ausf.C — это два совершенно разных танка, пусть и под общим названием Pz.Kpfw.IV.

Маркировка немецкой бронетехники

Pz.Kpfw.I, Pz.Kpfw.II и так далее до Pz.Kpfw.VII — это обозначения не конкретных моделей танков, а их семейств. Словом Ausführung называли не только модификации танков, но и разные танки в рамках одного семейства. Логика немцев проста: если новый танк создаётся на замену существующему и относится к тому же семейству, то и название он получает похожее, даже если речь идёт о совершенно другой конструкции.

Pz.Kpfw.I Ausf.C создавался на замену устаревающим Ausf.A и Ausf.B по той же концепции двухместного пулемётного танка, поэтому он тоже получил название Pz.Kpfw.I. Neubau Fahrzeug, точно так же, как и Pz.Kpfw.IV, относится к семейству танков поддержки с 75-мм пушкой, поэтому в 1940 году его по аналогии переименовали в Neubau-Panzerkampfwagen IV.

Пожалуй, самым интересным обозначением отличился Pz.Kpfw.38(t). В начале Второй мировой войны по своим характеристикам он был сравним с ранними Pz.Kpfw.III и мог выполнять те же задачи, поэтому немцы назвали его tschechische Pz.Kpfw.III («чешский Pz.Kpfw.III»). Если бы подобную систему использовали в СССР, то Т-43 получил бы название «Т-34 тип Б», а Т-44 — «Т-34 тип В».

Маркировка немецкой бронетехники

VK 30.01 (H) — первый танк семейства Pz.Kpfw.VI

Теперь становится понятным, почему VK 45.01 (P) и VK 45.01 (H), такие разные по конструкции, обозначались как Pz.Kpfw.VI: ниша у них была одна и та же. А раз VK 45.03 создавался на замену Pz.Kpfw.VI Ausf.E, то он тоже получил название Pz.Kpfw.VI Ausf.B. Что интересно, к семейству Pz.Kpfw.VI также относились VK 30.01 (H), VK 36.01 и VK 30.01 (P). Аналогично обстоят дела и с Pz.Kpfw.V от разных родителей — MAN и Daimler-Benz.

Что касается «звериных» названий, то с ними не всё так просто. Обозначение Panther было синонимом Pz.Kpfw.V и обозначало целое семейство. С другой стороны, в семействе Pz.Kpfw.VII мы находим «Лёве» и «Маус», да и VK 30.01 (P) назывался не «Тигр», а «Леопард» — как, кстати, и VK 16.02. Так что здесь никакой системы нет.

Производственные серии

Некоторые танки (в основном ранние) немцы обозначали ещё и по производственным сериям, однако здесь никакого общего принципа усмотреть не удаётся. Например, Pz.Kpfw.I Ausf.A делились на четыре серии, а Ausf.B — на две, поэтому Ausf.A и Ausf.B прежде всего означают отличия в конструкции, а не конкретные производственные серии.

А вот в случае с Pz.Kpfw.III всё наоборот, обозначения Ausführung практически дублируют серии: 1-я серия — Ausf.A, 2-я серия — Ausf.B, 3-я серия — Ausf.C и Ausf.D, 4-я серия — Ausf.E, 5-я серия — Ausf.F, 6-я серия — Ausf.G, 7-я серия — Ausf.H. Изначально Ausf.E, F и G технически планировались совершенно одинаковыми, и разные обозначения у них только из-за разных серий. Именно поэтому неверно говорить, например, что Pz.Kpfw.III Ausf.F отличались от Ausf.E 50-мм пушкой. Изменения в конструкцию вносились постепенно в ходе производства, поэтому ранние Ausf.G от поздних Ausf.F отличить практически невозможно.

Маркировка немецкой бронетехники

Pz.Kpfw.III Ausf.F с 50-мм пушкой и усиленным бронированием лба. Правильное название этого танка можно установить только по серийному номеру!

Было и так, что изменения конструкции планировалось начинать с конкретной серии, в этом случае можно говорить о том, что обозначение Ausführung подразумевает модификацию танка. Например, шестискоростную коробку передач внедрили на Pz.Kpfw.III Ausf.H. Позже немцы отказались от деления по сериям, поэтому последней 8-й серии соответствуют аж четыре обозначения: Ausf.J, L, M и N.

Аналогичная ситуация и с «четвёрками». Pz.Kpfw.IV Ausf.C практически ничем не отличались от Ausf.B, но получили отдельное обозначение из-за другой производственной серии. Точно так же ранние Pz.Kpfw.IV Ausf.G, кроме серии, ничем не отличались от поздних Pz.Kpfw.IV Ausf.F, поскольку многие изменения внедрялись прямо по ходу производства. С другой стороны, все Pz.Kpfw.IV седьмой серии получили усиленное до 50 мм бронирование лба, так что некоторые конструктивные изменения вполне соответствуют обозначениям Ausführung.

В последующих семействах танков немцы уже не отражали серии в названиях танков. Например, в случае Pz.Kpfw.IV так и писали: 1.Serie/BW, то есть BW (кодовое обозначение Pz.Kpfw.IV) первой серии. Однако никаких обозначений вроде 1.Serie/Tiger (P) в документах нет, хотя производство «Тигров» фирмы Porsche планировалось в двух сериях.

По орудию или по массе?

Давно укоренился миф, будто немцы классифицировали танки не по массе, а по калибру орудий. Именно поэтому в начале Второй мировой войны Pz.Kpfw.III с 37-мм пушкой назывался средним танком, а Pz.Kpfw.IV с 75-мм «окурком» был якобы тяжёлым. Этим объясняют и то, почему 45-тонная «Пантера» считалась средним танком: ведь калибр её орудия меньше, чем у тяжёлого «Тигра». Эта теория похожа на правду, но лишь на первый взгляд.

Маркировка немецкой бронетехники

Деревянная модель Pz.Kpfw.VI Tiger H2 с 75-мм пушкой и башней Rheinmetall

Предположим, что немцы действительно называли Pz.Kpfw.IV тяжёлым танком по калибру. В этом случае аналогичные танки того же времени и с тем же орудием тоже должны обозначаться как тяжёлые. Правильно, — отвечают сторонники мифа, — Neubau Fahrzeug с 75-мм орудием — это тяжёлый трёхбашенный танк прорыва Pz.Kpfw.V (или Pz.Kpfw.VI, тут как фантазия разгуляется). Проблема в том, что Neubau Fahrzeug изначально назывался mittlerer Traktor, то есть средний трактор, а позже немцы переименовали его в Pz.Kpfw.IV. Слухи о тяжёлом танке прорыва — это работа немецких пропагандистов.

Что касается «Пантеры», то с ней ситуация ещё интереснее. Дело в том, что 75-мм орудие KwK 42 изначально разрабатывалось для тяжёлых танков «Тигр». Идея была в том, чтобы облегчить танк за счёт орудия меньшего калибра, но без потери в бронепробитии. Башня «Пантеры» и вовсе создавалась на основе башни Pz.Kpfw.VI Tiger H2.

Идея классификации по калибру орудия не выдерживает никакой критики. Судя по всему, для немцев важнейшим в классификации было предназначение танка. Что касается пределов массы, то немцы обращались с ними весьма вольно: не получилось создать 35-тонный средний танк — пусть будет 45-тонный, что уж говорить о 53-тонной Panther II.

Ранние кодовые обозначения

Помимо названий Panzerkampfwagen немцы активно использовали кодовые обозначения. Они были полезны, например, для обозначений разных прототипов и модификаций, а также в тех случаях, когда танк ещё не получил название Panzerkampfwagen.

Маркировка немецкой бронетехники

Танк B.W. фирмы Rheinmetall

По своим ранним танкам немцы вели работы втайне от наблюдателей за соблюдением условий Версаля, поэтому обозначения подбирались так, чтобы скрыть назначение машины. За примерами далеко ходить не надо: Grosstraktor — «большой трактор», mittlerer Traktor — «средний трактор», Leichttraktor — «лёгкий трактор», Kleintraktor — «малый трактор» и Landwirtschaftliche Schlepper — «сельскохозяйственный тягач», сокращённо La.S. Эти обозначения продолжали использоваться и после введения названий Panzerkampfwagen. Например, La.S. приняли на вооружение как Pz.Kpfw.I, а Pz.Kpfw.I Ausf.B пятой серии назывались 5.Serie/La.S.

После постройки Pz.Kpfw.II период «сельскохозяйственного вермахта» закончился, и последующие двухбуквенные обозначения прямо отражали назначение танка. Pz.Kpfw.III назывался Zugführerswagen (Z.W.) — «танк командира взвода», а Pz.Kpfw.IV обозначался как Begleitwagen (B.W.) — «танк сопровождения», т.е. огневой поддержки пехоты и других танков.

Маркировка немецкой бронетехники

Исходный танк D.W., в результате переделки которого был создан VK 30.01 (H)

Двухбуквенными индексами удобно называть прототипы и модификации. Например, фирма Krupp представила два прототипа будущего Pz.Kpfw.IV — B.W.I Kp и B.W.II Kp. Их конкурентом был B.W. фирмы Rheinmetall, который оказался неудачным и вообще не получил обозначения Panzerkampfwagen. Использовались кодовые названия и для обозначений по сериям; например, 1.Serie/B.W. (сокращённо 1./B.W.) — это Pz.Kpfw.IV Ausf.A.

Очень активно немцы использовали двухбуквенные обозначения и на раннем этапе работ по тяжёлым танкам. Изначально тяжёлый танк назывался B.W. verstärkt — «усиленный B.W.», то есть речь шла о развитии концепции Pz.Kpfw.IV с более толстой бронёй. Дальнейшие изменения названий отражают размышления немцев о назначении нового типа танка. Обозначение I.W. (Infanteriewagen — «танк поддержки пехоты») использовалось недолго, вскоре его заменили на D.W. (Durchbruchswagen — «танк прорыва»). Более тяжёлые танки назывались A.W. (Artilleriewagen — «танк артиллерийской поддержки» со 105-мм гаубицей) и S.W. — в данном случае автору пока не удалось найти точную расшифровку. Возможно, это schwerer Panzer или stärkster Panzer, то есть «тяжёлый танк» и «сильнейший танк» соответственно.

Маркировка немецкой бронетехники

Танк B.W.40. Так фирма Krupp видела дальнейшее развитие Pz.Kpfw.IV

Нередко двухбуквенные названия усложнялись для более точного обозначения конкретных модификаций. Например, новая модель Pz.Kpfw.III с торсионной подвеской получила название Z.W.38, поскольку проект был готов в 1938 году. Её планировали выпускать в трёх сериях — Ausf.E, F и G. Развитие шасси с новой коробкой передач обозначалось как Z.W.39; эта модель легла в основу всех последующих Pz.Kpfw.III. Наконец, были Z.W.40 и Z.W.41 с другими ходовыми частями, но в серию они не пошли. Аналогично в семействе B.W. мы видим B.W.40 с переделанным корпусом и ходовой частью.

Обозначения с аббревиатурой VK

В 1937 году под влиянием инженера Генриха Книпкампа Отдел №6 Управления вооружений начал работы по танкам следующего поколения; тогда же были придуманы новые кодовые обозначения. Возможно, немцам надоела чехарда со сменой названий тяжёлых танков, к тому же двухбуквенные обозначения ограничены алфавитом.

К новым обозначениям немцы пришли далеко не сразу, что хорошо видно по обозначениям Pz.Kpfw.I Ausf.C. Поначалу они имели вид VK 3 t, то есть «гусеничная (Vollketten) машина массой 3 тонны». В дальнейшем от приписки «t» или «to» отказались и стали писать просто VK 6. Вскоре появилась необходимость обозначать варианты конструкции — так появились названия VK 6.01 и VK 6.02. Подобным образом называли и другие перспективные танки — например, VK 9.03 и VK 13.01. Наконец, при работе над VK 30.01 понадобилось разделять проекты Henschel и Porsche, поэтому появилась приписка с сокращённым названием фирмы, а обозначения приняли окончательный вид: VK 30.01 (H) или VK 45.02 (P).

Маркировка немецкой бронетехники

Обозначения VK 45.01 и Tiger H1 использовались как синонимы

Обозначения VK по назначению были аналогичны старым двухбуквенным названиям. Они тоже обозначали не только конкретные танки, но и их семейства, например, проекты VK 20 на смену Z.W. На Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV старые двухбуквенные названия продолжали использовать до конца войны, но D.W. решили переименовать. D.W. neue Konstruktion — «новой конструкции» — стал называться VK 30.01 (H), а D.W. (10 cm) — то есть тяжёлый танк со 105-мм орудием — переименовали в VK 36.01. Из-за этого некоторые горе-исследователи рассматривают VK 30.01 (H) как некий новый танк, созданный после D.W. 1 и D.W. 2, хотя на самом деле это лишь его переделка. Если бы не переименование, он, скорее всего, получил бы название D.W. 3.

Существует миф, будто обозначения VK использовались для прототипов, а Pz.Kpfw. — для принятых на вооружение серийных танков. На самом деле оба типа обозначений применялись параллельно. Возьмём, например, уникальный Tiger H1 с экспериментальной коробкой передач ZF 12 E 170: в документе от 18 февраля 1943 года его называют Pz.Kpfw.VI Tiger H1, а 2 марта 1943 года этот же танк упомянут как VK 45.01 (H). В одной из более поздних бумаг экспериментальный «Тигр» обозначен и как VK 45.01 (H), и как Pz.Kpfw.VI, причём в обоих случаях отмечен один и тот же номер шасси.

Переименования ради переименований

Немцы регулярно практиковали переименование танков и без какого-либо практического смысла. Эрвин Адерс, руководивший разработкой танковых шасси фирмы Henschel, после войны отметил, что VK 45.01, Tiger H1 и Tiger E — это одно и то же. Просто немцы однажды решили переименовать Tiger Ausf.H1 в Tiger Ausf.E, и никаких конкретных изменений в конструкции это не отражало.

Маркировка немецкой бронетехники

О переименовании «Тигра» британцы знали ещё во время войны
Tiger! The Tiger tank — a British View — Stationery Office Books, 1986

Другой пример — это переименование Panther Ausf.D в Panther Ausf.A, причём логика изначального названия не ясна до сих пор. По идее, танк фирмы Daimler-Benz должен был обозначаться как Panther Ausf.D, а MAN — Panther Ausf.M, как это было в случае с «Тиграми». К слову, в семействе Pz.Kpfw.III на 8-ю серию приходится так много обозначений Ausführung в том числе и потому, что Ausf.J переименовали в Ausf.L.

Пожалуй, самый известный случай — переименование истребителя танков «Фердинанд» в «Элефант». Принято считать, что оно было связано с капитальным ремонтом, но в действительности Гитлер предложил переименование ещё в ноябре 1943 года, а на ремонт самоходки поступили только в январе следующего года.

Обозначения фирмы Porsche K.

Наконец, мы не можем пройти мимо системы обозначения фирмы Porsche K.G. Без неё говорить о серьёзном изучении истории немецких тяжёлых танков говорить не приходится — несмотря на простоту, она позволяет очень точно разделять варианты конструкций.

Маркировка немецкой бронетехники

Перевод захваченного приказа о переименовании немецкой бронетехники

Фирма Porsche обозначала свои танки индексами Typ с трёхзначным номером. Например, тяжёлый танк VK 30.01 (P) обозначался как Typ 100, а Maus назывался Typ 205. Однако далеко не всегда между внутрифирменными индексами Porsche и обозначениями Управления вооружений были однозначные соответствия. Например, названию VK 45.01 (P) соответствуют два индекса — Typ 100 и Typ 101, а Typ 100 в разное время назывался VK 30.01 (P) и VK 45.01 (P).

Дело в том, что названия Управления вооружений отражали весовой класс, а индексы Porsche соответствовали деталям конструкции, особенно разным двигателям и трансмиссиям. Изначально тяжёлый танк Typ 100 назывался VK 30.01 (P), но в марте 1941 года его масса превысила 45 тонн, поэтому Отдел №6 переименовал его в VK 45.01 (P). А вот работы по Typ 101, известному как Tiger (P), начались только в июле 1941 года. Индекс VK 45 ему достался по наследству, хотя речь изначально шла о 52-тонном танке.

Маркировка немецкой бронетехники

Но и с Pz.Kpfw.VI Tiger (P) всё не так просто, ему соответствуют целых пять индексов: Typ 101 и Typ 102 с электрической и гидромеханической трансмиссией, Typ 103 с новой системой охлаждения, а также Typ 130 и Typ 131 с двигателями водяного охлаждения с электрической и гидромеханической трансмиссиями соответственно. И это не считая Typ 101C и Typ 101D для переделанных корпусов!

Фирма Porsche разрабатывала не только танки, но и двигатели к ним, причём название каждого мотора повторяло название танка, для которого он изначально создавался. Например, для танка Typ 100 Porsche спроектировала 10-литровый двигатель Typ 100, а для более тяжёлого Typ 101 — более мощный 15-литровый мотор Typ 101. На танке Typ 180, более известном как VK 45.02 (P) или Tiger P2, кроме бензиновых Typ 101 рассматривались и дизельные двигатели Typ 180/1 и Typ 180/2, причём конструкция последнего выросла в Sla.16.

Маркировка немецкой бронетехники

Опытный танк Typ 100 весной 1941 года: ещё не «Тигр», но уже VK 45.01 (P)

Наконец, именно с подачи Порше немцы начали давать бронетехнике «звериные» имена. Первенцем стал Typ 100 — Pz.Kpfw. Leopard, за ним последовали «Тигры» и «Пантеры». Этой традиции немцы следуют до сих пор.

Источники и литература:

  • Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen IV (Panzer Tracts Nr. 4-1) — Darlington Productions, 1997
  • Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Panzerkampfwagen & Jagdpanzer (Panzer Tracts Nr. 20-1) — Panzer Tracts, 2001
  • Walter J. Spielberger. Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten — Motorbuch Verlag, 1987

Немецкие «секретные проекты танков» являются одной из наиболее благодатных тем для исторических споров, подтасовок фактов и откровенных фальсификаций. Что-то из этого делается в шутку, что-то по незнанию, а что-то и с умыслом. Попробуем разобраться, что же из сумрачных немецких творений «настоящее», а что нет.

Waffenträger auf E 100

Маркировка немецкой бронетехники

Самая обсуждаемая и неоднозначная машина в немецком дереве игры World of Tanks. Является стопроцентной разработкой конструкторского бюро Кровавого Варгейминга (КБ КВГ). Первоначально на неё предполагалось установить спаренную зенитную установку калибра 128 мм, но позже, из-за отсутствия в игре многоствольности, самоходка получила зенитную пушку с механизмом заряжания. В скором времени планируется её замена на куда более правдоподобный проект, не так давно найденный в архивах. Причина замены, прежде всего, в том, что Waffenträger auf E 100 откровенно выбивается из общего ряда машин в линейке немецких ПТ-САУ.

Маркировка немецкой бронетехники

Tiger ( P )

Маркировка немецкой бронетехники

Это вторая после Waffenträger auf E 100 самоходная установка, полностью разработанная в КБ КВГ и не имеющая никаких исторических прототипов. Появилась она в ходе «удлинения» ветки немецких артиллерийских САУ до 10 уровня. Концептуально G.W. Tiger ( P ) является логичным предшественником G.W. Tiger, известного также как Grille 17/21. В отличие от Waffenträger auf E 100, никаких планов по выведению этой САУ из игры или её замене нет, поскольку машина вполне гармонично вписывается в свою ветку. Кроме того, на текущий момент не найдено ни одного реально существовавшего проекта, которым можно было бы заменить в игре эту машину.

E 50 Ausf

Маркировка немецкой бронетехники

Машина разработана в КБ КВГ и даже запатентована. Тем не менее, полной выдумкой она не является. E 50 Ausf.M представляет собой концептуальное видение того, как могло выглядеть дальнейшее развитие среднего танка E 50. Корпус и частично башня представляют собой развитие идей, заложенных в реальном Е 50. Согласно документам, его трансмиссию предполагалось установить сзади. В дальнейшем эту идею развили французы, использовавшие немецкие разработки при создании собственного среднего танка AMX M4. Туда же, кстати говоря, перекочевал и переделанный двигатель от E 50.

Jagdpanzer E-100

Маркировка немецкой бронетехники

В отличие от Waffenträger auf E 100, данная машина не является выдуманной разработчиками игры World of Tanks. Этот истребитель танков носил название Sturmgeschütz E-100. Впрочем, название это не должно никого смущать. Самоходная установка создавалась именно как сверхтяжёлый истребитель танков. Сохранился чертёж BZ 3364, а также отрывочные архивные сведения, которые легли в основу реконструкции Jagdpanzer E-100. Истории создания этой самоходной установки посвящён отдельный материал, «Сверхтяжёлые бумажные истребители танков». Несмотря на то, что полноценных чертежей этой самоходной установки не сохранилось, её реконструкция максимально соответствует тому, что проектировалось фирмой Krupp летом 1944 года.

Jagdpanther II

Маркировка немецкой бронетехники

Некоторые особо ретивые «специалисты» приписали авторство и этой самоходной установки КБ КВГ. На самом деле, авторами этого истребителя танков являются инженеры концерна Krupp. В ноябре 1944 года прорабатывался проект под названием Panzerjäger Panther mit 12,8 cm L/55 (Pak 80). Он подразумевал создание на базе Pz.Kpfw. Panther истребителя танков с кормовым расположением боевого отделения. Подобная компоновка позволяла установить в САУ гораздо более мощное орудие, а именно 12,8 cm Pak 80, которое ставилось в истребитель танков Jagdtiger. Поскольку переделка шасси в документах отдельно не оговаривалась, при создании игровой модели была использована ходовая часть Panther II.

VK 72. 01(K)

Ещё одна машина, авторство которой приписывается не просто КБ КВГ, а непосредственно автору этого материала. Польщён, но вынужден признаться – авторами VK 72.01 также являются инженеры Krupp. Индекс VK 72.01 появился в начале 1942 года. Требования на эту боевую машину действительно изначально ограничивали боевую массу 72 тоннами. Но очень быстро масса выросла до 90 тонн, столько же весил в самом конце 1941 года VK 70.01. В качестве вооружения для нового сверхтяжёлого танка предполагалось использовать орудия калибром либо 105-мм, либо 149 мм. Весной 1942 года инженеры Krupp стали прорабатывать вариант VK 72.01 с расположением башни в кормовой части. Проект VK 72.01 менялся за несколько месяцев столько раз, что заявлять о представленном в игре варианте «такого не было» — это очень смелый поступок.

E-90 (Pz. Kpfw. Tiger III S)

Маркировка немецкой бронетехники

А этот танк – плод богатой фантазии интернет-историков, появившийся в конце 2000-х годов. Согласно созданной ими теории, Pz.Kpfw. E-90, он же Tiger III S, является облегчённым вариантом E-100. Тут задумка натыкается на одну логическую проблему: заменой Tiger II должен был стать E-75, а более тяжёлый E-100 планировалось делать унифицированным с Tiger II по ряду элементов. Зачем немцам был ещё один тяжёлый танк, обычная человеческая логика объяснить не может. Тем не менее, творение пытливых умов умудрилось прорваться из интернета в некоторые печатные издания.

E-79 Schwarzwolf VK 66. 01 (H)

Маркировка немецкой бронетехники

За 10 лет до World of Tanks фирма ASCII Corporation выпустила на консоли Sony Playstation игру Panzer Front. Помимо настоящей техники, были там и придуманные образцы, включая E-79. Нередко разработчиков World of Tanks донимают вопросами «когда Е-79 появится в игре?». Идея интересная, но в игре и так достаточное количество придуманных танков, чтобы добавлять ещё один. Да и вопрос авторских прав никуда не делся.

E-100 Henschelturm/Adlerturm

Маркировка немецкой бронетехники

Этот танк разработан в конструкторском бюро одной из китайских фирм, производящих пластиковые модели. Согласно придуманной там концепции, помимо штатной башни для E-100, была разработана башня фирмы Heschel. Интернет-историки развили тему: по их мнению, помимо Heschel, еще одну башню разработала Adlerwerke. Что те, что другие «инженеры» — никудышные специалисты по истории немецкой бронетанковой техники. Хотя бы потому, что фирма Henschel никогда танковые башни не разрабатывала. Их разрабатывала и выпускала фирма Krupp. Разумеется, и Adler к разработке башен никакого отношения не имела. На Adlerwerke занимались проработкой ходовой части. Одним словом, E-100 Henschelturm и Е-100 Adlerturm – продукты богатого воображения людей, совершенно не разбирающихся в матчасти.

Sturmgeschütz 40 T-34

Маркировка немецкой бронетехники

Вот такой странный аппарат (на верхней фотографии) появился несколько десятков лет назад на страницах журналов и книг, посвящённых самоходке StuG III. На шасси трофейного Т-34 якобы была установлена рубка StuG 40 Ausf.F/8. Особо ретивые книгопечатники даже разработали цветную схему. На самом деле это не более чем фотомонтаж (исходная фотография — нижняя).

Flakpanzer T-34

Маркировка немецкой бронетехники

Согласно ничем не подтверждённой информации, боевая группа Kienast в апреле 1945 года использовала трофейный Т-34, переделанный под установку 88-мм зенитной пушки Flak 18. В качестве доказательства приводится фотография такой машины. С завидным постоянством такой истребитель танков регулярно требуют от разработчиков World of Tanks, предлагая в качестве аргумента эту самую фотографию. Простой поиск довольно быстро показывает, что это не более чем фотомонтаж, базой для которого послужила фото с трофейным Т-34–85. На деле танк с установкой Flak 18 существовал, но базой для него служил Pz.Kpfw.IV. Такая машина была обнаружена американцами на одной из свалок немецкой техники в Чехии.

Jagdpanzer E-50

Маркировка немецкой бронетехники

Разработчиком этой неординарной конструкции является французский чертёжник Hubert Cance. Таким, по мнению автора, должен был быть истребитель танков на базе E-50. Тем не менее, на базе E-50 никаких самоходных установок не разрабатывали, и даже сам E-50 дальше концепции не продвинулся. Обратите внимание, что Hubert Cance засунул всех членов экипажа в рубку. То же самое он, кстати, сделал и с САУ, известной как Jagdpanther II. На заводских чертежах Panzerjäger Panther mit 12,8 cm L/55 (Pak 80) места для механика-водителя и стрелка-радиста явно расположены в корпусе. А там, где их разместил Hubert Cance, находится система охлаждения.

15 cm Sturmgeschütz E-75

Маркировка немецкой бронетехники

Вот такую жутковатую конструкцию Hubert Cance представил в журнале Truck & Tanks совсем недавно. Базируется она на слухах о якобы разработанной на базе тяжёлого танка E-75 самоходной установке, оснащённой 149-мм пушкой с длиной ствола 52 калибра. Информация об этой САУ встречается в литературе, но на деле это ошибка. Установка такой пушки действительно имела место, по крайней мере на бумаге, но датирована она началом 1942 года и базой для неё служил VK 70.01. Причём речь, судя по всему, идёт не о САУ, а о танке. Что же касается этой реконструкции, то её реалистичность вызывает огромные сомнения. Нагрузка на передние катки при такой компоновке была бы просто чудовищной.

Sturmgeschütz Maus

Маркировка немецкой бронетехники

Этот проект имеет под собой реальную основу, однако его реализация за авторством Hubert Cance снова подкачала. Совершено непонятно, куда при такой компоновке девать двигатель, генератор и прочее. Кормовое расположение боевого отделения было бы куда более логичным.

Kampfwagenvernichter Ausf. F (E-100) Krokodil

Маркировка немецкой бронетехники

Ещё одно творение Hubert Cance, опубликованное в 2007 году в журнале Batailles & Blindes. За основу была взята информация о разработке самоходной установки на базе E-100. Чертёжник подошёл к вопросу творчески и создал боевую машину, напоминающую истребитель танков Jagdpanther. О том, какой будет нагрузка на передние катки, он явно не задумывался. В реальности подобная конструкция просто нежизнеспособна, поскольку её передние катки будут постоянно выходить из строя, как и подвеска. Тем не менее, «Крокодил» обрёл популярность, и его тоже периодически просят добавить в World of Tanks.

Kampfwagenvernichter E-90

Маркировка немецкой бронетехники

Развитие идеи Kampfwagenvernichter Ausf. F (E-100) Krokodil, подхваченной интернет-историками. Представляет собой переделку «Крокодила» на базе придуманного танка E-90. Имеет те же пороки, что и оригинал, но, ко всему прочему, даже его база не имеет с реальностью ничего общего.

Geschützwagen E-100

Маркировка немецкой бронетехники

Напоследок стоит упомянуть самоходную установку, которая присутствует в World of Tanks и полностью придумана, но не в недрах КБ КВГ. В конце 2000-х Geschützwagen E-100 построил один стендовый моделист. Несмотря на то, что она была полностью придуманной, модель получилась очень убедительной. Во многом она похожа на Grille 17/21 и вполне логично находится сейчас на вершине ветви немецких артиллерийских САУ. Убирать или заменять её не планируется.

В предыдущей статье я как мог рассказал о логике немецкой системы обозначений, объяснив некоторые её принципы. Теперь самое время продолжить разговор и затронуть кодовые обозначения танков, в которых прослеживаются принципы классификации танков. Как и в прошлый раз, сегодня я не собираюсь выдумывать какие-либо названия и классификации за немцев.

Мы уже рассмотрели разделение немецких танков на семейства, но не коснулись того, что лежало в основе подобного разделения. Как немцы классифицировали свои танки и насколько важными для них были ТТХ и предназначение боевых машин? Надо сказать, эта тема давно и обильно поросла всякой ерундой. Самое время с ней разобраться.

Миф о классификации по орудиюСуществует миф, будто немцы классифицировали свои танки не по массе, а по калибру орудий. Именно поэтому в начале Второй мировой войны Pz.Kpfw.III с 37-мм пушкой был средним танком, а Pz.Kpfw.IV с 75-мм гаубицей считался тяжёлым. А далее Пантера несмотря на свою массу в 45 тонн всё равно считалась средним танком, ведь у Тигра калибр орудия был больше. Для непосвящённого в тему всё вроде бы логично, но факты не оставляют этому мифу ни единого шанса.

Ещё проще разобраться с Тиграми и Пантерами. В середине июля 1941 года Отдел №6 Управления вооружений обратился к фирме Rheinmetall с заданием разработать более лёгкую башню под новое орудие для тяжёлых танков. Оружейники разработали 75-мм орудие с длиной ствола 70 калибров, которое при лучшей бронепробиваемости было компактнее и легче, чем 88-мм орудие Тигра, а также более компактную и лёгкую башню под него. Уже в 1942 году обсуждался вопрос о серийном производстве тяжёлого танка Tiger H2 с этой башней. То есть орудие Пантеры изначально разрабатывалось для тяжёлых танков, да и Tiger H2 с 75-мм орудием средним вдруг не становился. Окончательно добивает миф проект Пантеры с 88-мм орудием. Никто в связи с изменением калибра не переименовывал её в тяжёлый танк Pz.Kpfw.VI.

Ранние кодовые обозначенияИтак, мы откинули надоевший миф. Но что же тогда, если не калибр орудия, было для немцев так важно в классификации танков? Обратимся к кодовым обозначениям самих танков и посмотрим, что из этого получится.

Ранние обозначения сознательно не отражают суть, ведь их задача — сбить с толку непосвящённого. Обычно немцы называли свои ранние танки тракторами и сельскохозяйственными тягачами. Так появились Grosstraktor (большой трактор), mittlerer Traktor (средний трактор), Leichttraktor (лёгкий трактор), Kleintraktor (малый трактор), Krupp-Traktor и Landwirtschaftliche Schlepper (сельскохозяйственный тягач, сокращённо La.S.). Эти обозначения продолжали использоваться и после того, как появились названия Panzerkampfwagen, а La.S. приняли на вооружение как Pz.Kpfw.I. Например, Pz.Kpfw.I Ausf.A второй серии назывался 2.Serie/La.S.

После Pz.Kpfw.II сельскохозяйственный вермахт закончился. Немцы осмелели и начиная с будущих Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV перешли на двухбуквенные кодовые обозначения, которые отражали назначение танка. Pz.Kpfw.III назывался Zugfuehrerwagen (Z.W.) — танк командира взвода. У Pz.Kpfw.IV кодовое обозначение было Begleitwagen (B.W.) — машина сопровождения (то есть сопровождения пехоты и танков для их огневой поддержки). Одно из назначений подобных кодовых обозначений — назвать опытный танк в самом начале работ по нему, когда он ещё не принят на вооружение и только испытывается, да и вообще не понятно, будет ли он в серийном производстве. Например, у B.W. фирмы Krupp был конкурент от Rheinmetall — B.W. (Rh). Он оказался менее удачным и никакого обозначения Ausfuerung ему так и не присвоили.

В дальнейшем немцы использовали двухбуквенные кодовые обозначения при разработке тяжёлого танка. Сперва его назвали B.W. (verstaerkt), то есть усиленный танк поддержки. По смыслу это очень удачное название, ведь речь шла о 30-тонном танке с 75-мм «окурком», но 50-мм круговой бронёй, то есть это танк, аналогичный Pz.Kpfw.IV, но с более мощной защитой. Дальнейшие изменения кодовых обозначений показывают раздумия немцев по поводу назначения тяжёлого танка. Название I.W. (Infanteriewagen, танк поддержки пехоты) продержалось недолго и было в итоге заменено на D.W. — Durchbruchswagen, то есть танк прорыва. Кроме того, фирма Krupp вела работы над тяжёлым танком со 105-мм гаубицей, который вполне предсказуемо получил кодовое обозначение A.W. — Artilleriewagen, танк артиллерийской поддержки.

Кодовые обозначения варьировались для уточнения. Если прототипов было несколько, то для удобства их называли по номерам. Кроме того, если было несколько проектов фирм-конкурентов, то указывалось сокращённое название фирмы. Например, фирма Krupp подготовила два прототипа B.W. с рессорной и с торсионной подвесками, они получили обозначения B.W.I Kp и B.W.II Kp. Первая серия танков называлась 1.Serie/B.W. (сокращённо 1/B.W.) или Pz.Kpfw.IV Ausf.A. Аналогично два прототипа D.W., отличающихся по конструкции, назывались DW 1 и DW 2. Для того, чтобы отличать тяжёлые танки с разным вооружением, калибр указывался вместе с двухбуквенным обозначением: D.W. (7,5 cm) и D.W. (10 cm).

В ходе развития семейств важные изменения иногда отражались в кодовых обозначениях, хотя происходило это не всегда. Например, когда в 1937-38 годах немцы фактически заново проектировали шасси Pz.Kpfw.III, то новый танк получил кодовое обозначение Z.W.38. Этому кодовому обозначению соответствовали три производственные серии (4, 5 и 6, то есть Ausf.E, F и G). Далее из-за проблем в конструкции шасси было переделано и получило обозначение Z.W.39, ему соответствует седьмая производственная серия (Ausf.H). А вот Z.W.40 с новой ходовой частью и Z.W.41 с опорными катками с внутренней амортизацией так и остались прототипами. Что касается тяжёлых танков, то после переделки D.W. разделили на D.W. neue Konstruktion и D.W. alte Konstruktion, то есть новой и старой конструкции.

Вообще нужно отметить, что немецкие кодовые обозначения не полностью соответствуют советским индексам вроде Объект 430. Советские индексы обозначают конкретные танки, а немецкие — семейства танков, как это было, например, в случае с прототипами B.W. конкурирующих фирм. Танки разные, но раз у них одна ниша и одно семейство, то и названия похожи.

Обозначения VKВ 1937 году, когда под влиянием Книпкампа начались работы над новым поколением танков, Отдел №6 Управления вооружений вводит новые кодовые обозначения. Логично предположить, что немцам надоела чехарда со сменой кодовых названий D.W., поэтому они решили не указывать назначение танка в названии. Кроме того, двухбуквенные обозначения были довольно ограничены в количестве, алфавит ведь не резиновый.

При разработке нового танка Pz.Kpfw.I Ausf.C было использовано новое кодовое название VK 3 t. VK расшифровывалось как Vollketten (а не Versuchskonstruktion, как иногда указывается), то есть чисто гусеничная машина (в противоположность полугусеничным бронеавтомобилям). Целиком название означало следующее: гусеничная машина массой 3 тонны. Когда стало ясно, что танк в рамках 3-тонного класса не удержать, его переименовали в VK 5 to. В дальнейшем от приписок «t» и «to» отказались, а танк назвали VK 6. Когда появилось несколько вариантов конструкции, то для их различения стали приписывать номер варианта. Так появились VK 6.01 и VK 6.02. Подобным образом стали обозначать и другие перспективные танки, например, VK 9.03 и VK 13.01. Остался последний штрих — указание фирмы, подготовившей проект. Оно было необходимо в тех случаях, когда в рамках одного задания фирмы-конкуренты предлагали свои проекты, например, VK 45.01 (P) и VK 45.01 (H).

Обозначения VK по своему смыслу были полностью аналогичны старым двухбуквенным кодовым названиям. Они также обозначали не только конкретные танки, но и семейства танков. Например, мы можем говорить о танках VK 20, создававшихся на замену Pz.Kpfw.III. Ряд танков сразу получили новые обозначения, старые Pz.Kpfw.I-IV обозначались как и раньше, а D.W. решили переименовать в VK 30.01 (H). В связи с этим горе-историки всячески любят рассматривать VK 30.01 (H) как некий новый танк, созданный после D.W. 1 и 2, хотя на самом деле это всего лишь переделка базовой конструкции, которую назвали бы D.W. 3, если бы не переименование.

Основа классификацииТеперь же рассмотрим вопрос, обозначенный в самом начале статьи: что было для немцев важнейшим в классификации танков? Мы уже убедились, что это не калибр орудия и не вооружение вообще. Масса тоже не играет решающей роли, ведь немцы вольно двигали границы, сперва раскормив Пантеру до 45 тонн, а затем и Пантеру 2 до 53 тонн. Они хотели начать войну с 30-тонным тяжёлым танком, а закончили с 70-тонным.

Судя по всему важнейшим в классификации для немцев было назначение танка. В соответствие с назначением формулировалась концепция и выдвигались требования в рамках определённого весового класса. Если танк не удавалось реализовать в этом классе, то весовые рамки обычно смело раздвигались. Особенно хорошо первостепенное значение предназначения танка было видно до начала Второй Мировой войны, когда вовсю использовались двухбуквенные кодовые обозначения, указывающие на предназначение танка. Деление на семейства тоже во многом обуславливалось именно назначением танка, а не его массой и прочими характеристиками.

Но, как уже говорилось, непростой и ухабистый путь развития немецких танков как в зеркале отражался в их обозначениях. У немцев не получилось следовать изначально ясной логике, поэтому они запутали семейства танков и их названия. Сперва в палитру добавили штурмовые танки тяжёлого бронирования (Pz.Kpfw.I Ausf.F, Pz.Kpfw.II Ausf.J и VK 65.01), а затем не удалось снять с производства Pz.Kpfw.IV и провести унификацию шасси средних танков. Наконец, Pz.Kpfw.III и IV обменялись ролями: Pz.Kpfw.III Ausf.N стал танком огневой поддержки и сопровождения, а Pz.Kpfw.IV Ausf.F-J превратились в массовых универсалов с хорошими противотанковыми возможностями.

Оцените статью
Маркировка-Про