Маркировка потребительской тары по стандарту

Маркировка потребительской тары по стандарту Маркировка

Упаковочные материалы

В зависимости от назначения упаковочные материалы подразделяют на изолирующие, поглощающие и амортизационные.

Изолирующие материалы служат для защиты груза от воздействия внешних агрессивных факторов. К ним относятся разнообразные виды бумаги, фольги, полимерных пленок и различные их сочетания.

Бумажные изолирующие материалы используют в основном для предотвращения проникновения жиров (пергамент, подпергамент, пергамин) и влаги (парафинированная, водонепроницаемая, битумная и дегтевая бумага). Битумная и дегтевая бумага имеет ограниченное применение, так как вызывает коррозию металлов, поэтому могут быть применены специальные сорта бумаги: биостойкая и антикоррозионная. Последняя содержит в своем составе ингибиторы, которые связывают кислород и вызывают образование на поверхности металла предохранительного слоя.

Для изоляции продукции от проникновения посторонних запахов, жиров и влаги применяется фольга из меди, свинца, алюминия, олова, коррозионно-стойкой стали. Часто фольга используется в сочетании с различными материалами.

В качестве изолирующих применяются также полимерные пленки. Герметичные чехлы из них обеспечивают защиту металлических изделий от коррозии в самых экстремальных климатических условиях при температуре до 60 0С и влажности до 100%. Герметичность обеспечивается сваркой швов упаковки, однако для предотвращения конденсации влаги внутрь упаковки необходимо вкладывать вместе с изделием поглощающие влагу материалы.

Амортизационные материалы обеспечивают сохранность изделий при ударах, вибрации, трении выступающих частей изделия о внутренние поверхности транспортной тары и других нагрузках. Требования к амортизационным материалам следующие: небольшая объемная масса, механическая прочность, минимальная остаточная деформация, возникающая в результате действия механических нагрузок, негигроскопичность и химическая инертность, отсутствие абразивных свойств, низкая стоимость и простота изготовления. Каждый вид амортизационных материалов имеет свои специфические свойства, определяющие условия и ограничивающие область его применения.

обладает высокой эластичностью, используется для амортизации тяжелых предметов, однако ее упругие свойства нестабильны (зависят от влажности). Оптимальная влажность древесной стружки составляет 12-18%, поскольку при большей влажности стружка теряет эластичность, а при меньшей – ломается и пылит. Кроме того, древесная стружка может содержать смолистые вещества, вызывающие коррозию.

Войлок и шерсть отличаются достаточной упругостью, хорошо сопротивляются повторным деформациям, но гигроскопичны, подвержены гниению и поражению насекомыми.

обладает наилучшей упругостью, негигроскопично, не подвержено сгоранию, но характеризуется высокой абразивностью, что значительно ограничивает сферу его применения.

Бумага и картон – наиболее распространенные виды амортизационных материалов, стоимость их производства относительно невелика. Они легко принимают нужную форму, хорошо амортизируют легкие изделия, применяются для упаковывания пищевых, парфюмерных, медицинских и других грузов, но невлагостойки, при повторном применении теряют упругие свойства.

являются наиболее перспективными амортизационными материалами, среди которых можно особо отметить пенополистирол – материал с микроячеистой структурой. Плотность пенополистирола 25 кг/м3, его отличает большая механическая прочность, стойкость к влаге, низкой температуре.  Пенополистирол не дает пыли, но при повторных нагрузках изменяет свои амортизационные свойства. Применяют также пенополиуретан, пенополиэтилен, велофлекс, отвечающие всем современным требованиям, но обладающие весьма высокой стоимостью.

С точки зрения перспектив использования амортизирующих материалов, следует учитывать, что стоимость полимерных материалов постоянно снижается. Возможность формирования из этих материалов амортизаторов любой, достаточно сложной формы, уникальные физические свойства позволяют эффективно защищать груз, производить из них, например, герметичные мешки, которые при размещении в таре и создании внутри мешка повышенного давления воздуха надежно фиксируют в таре груз любой сложной формы без необходимости дополнительного крепления. Особенно удобен такой способ фиксации груза в контейнере.

Перспективные тарные материалы и конструкции тары.

С точки зрения экономии тарных ресурсов наиболее предпочтительными тарными материалами являются тонкостенная дощечка, древесноволокнистая плита, картон и полимерные материалы.

Тонкостенная дощечка толщиной 4-5 мм используется для изготовления разовой и возвратной тары неразборной или разборно-складной конструкции. Достоинствами такой тары, сшитой или армированной проволокой, являются небольшая относительная масса, прочность и устойчивость к повышенной влажности. Сферой ее более эффективного применения являются перевозки плодоовощной продукции на дальние расстояния. Производство такой тары позволяет получать экономию древесины до 40% по сравнению с традиционно дощатой. Улучшаются также объемные показатели тары (отношение внутреннего объема к внешнему), благодаря чему увеличивается использование вместимости транспортных средств, снижается стоимость тары и трудоемкость изготовления за счет механизации процесса сборки. Разборно-складная конструкция тонкостенной тары позволяет использовать ее как возвратную до 2-3 раз.

Древесноволокнистые плиты применяют взамен досок для обшивки боковых и торцевых стенок крупногабаритной тары, каркасной и каркасно-щитовой конструкции. Такую тару целесообразно применять для перевозки изделий машиностроения массой до 10 т. При использовании 100 м2 древесноволокнистой плиты толщиной 3-4 мм достигается экономия примерно 14 м3 пиломатериалов. Еще большая экономия может быть получена при использовании плит взамен строганных досок для изготовления крупногабаритной тары в экспортном исполнении, когда к обработке поверхности тары предъявляют повышенные требования.

Тарный картон находит более широкое применение для упаковывания и транспортирования самых разнообразных грузов. Производство картонной тары отличается высоким уровнем механизации, что позволяет автоматизировать процесс упаковывания грузов. Картонная тара по сравнению с деревянной является более экономичной по таким показателям, как относительная собственная масса, стоимость, полезный объем, материалоемкость и трудоемкость изготовления. К недостаткам тары относится гигроскопичность и недостаточная прочность, ограничивающие сферу применения.

Для изготовления транспортной тары также используется плоский и гофрированный картон, причем последний может быть двух, трех и пятислойным. Механическая прочность картона зависит от исходного материала, типа и размера гофр, от способа их образования (поперек или вдоль полотна бумаги). Способ продольного гофрирования позволяет увеличивать торцевую жесткость картона. Кроме того, появилась возможность выпускать пятислойный гофрированный картон с перекрещивающимися направлениями гофр, что значительно увеличивает прочность тары.

Влагопрочный картон обладает повышенными физико-химическими свойствами. Влагопрочность достигается пропиткой картона расплавами воска, парафина или склеивания в особых условиях. Картон используется для производства специальных картонно-наливных барабанов, заменяющих сухотарные бочки, каждая тысяча единиц такой тары экономит порядка 23 м3 лесоматериалов.

Капрен и резофан являются новыми прогрессивными материалами для изготовления транспортной тары. Капрен представляет собой комбинацию капрона, бумаги и вспененных полимеров, придающих картону необходимую жесткость и прочность. Резофан – слоистый материал, состоящий из двух слоев низкосортного шпона и запрессованной между ними резиновой прослойки. Прослойка изготавливается из отходов резинокордного производства. Подбирая ее состав, можно получить нужные свойства как прослойки, так и резофана в целом. Резофан может использоваться как листовой материал в качестве обшивки тары, из него можно получить многооборотную тару, имеющую большой срок службы.

Полимерные материалы – полиэтилен, поливинилхлорид, полистирол, полипропилен – находят широкое применение при изготовлении как потребительской, так и транспортной тары. Полимерная масса обладает рядом достоинств: низкая относительная масса, высокая прочность, эластичность, герметичность, химическая стойкость.

Полимерная тара может быть жесткой, полужесткой и мягкой. Жесткую используют, в основном, как многооборотную. Она обладает высокой прочностью, удобна в эксплуатации, изготавливается самой разнообразной формы. К полужесткой таре относятся различные бутылки, флаконы, баночки, используемые в основном как потребительская тара.

В пищевой и других отраслях промышленности для изготовления потребительской тары полимерная пленка используется в сочетании с бумагой, фольгой и другими материалами, что значительно расширяет сферу применения полимерных пленок.

Наибольшее распространение получили мягкая полимерная тара  виде различных чехлов, мешков, пакетов и пленки для скрепления транспортных пакетов. Мягкая полимерная тара изготавливается из различных видов полимеров, насчитывающих более 20 наименований.

В общем объеме производства полимерной тары удельный вес пленок составляет 75%. Для скрепления тарно-штучных грузов в транспортном пакете применяют два вида пленок: термоусадочную и растягивающуюся. Применение термоусадочных пленок основано на их способности сжиматься под действием теплоты. Пакет сначала обертывают пленкой, а затем нагревают. Пленка натягивается и прочно скрепляет пакет. Перед нанесением на пакет растягивающейся пленки последняя растягивается внешней силой, а затем навивается на пакет. Величина внешней силы должна обеспечивать окончательное удлинение пленки не более чем на 20%, при таком усилии остаточных деформаций в пленке не наблюдается. После снятия внешней силы пленка сжимается и скрепляет пакет. Полимерные пленки, используемые для скрепления пакетов, должны обладать достаточной прочностью, оптической прозрачностью, а также удерживать типографскую краску для нанесения маркировки.

Гофропласт (пластмассовый картон) представляет собой профилированный материал из термопластичной массы, состоящей из двух гладких листов с вертикальными перемычками или гофрами между ними. Для изготовления гофропласта используют полиэтилен, полипропилен, полистирол. По конструкции гофропласт напоминает трехслойный картон, который может применяться для изготовления тары любой формы: лотков, коробок, ящиков, чехлов, а также контейнеров и поддонов разового использования. Свойства гофропласта позволяют упаковывать в тару самую разнообразную продукцию пищевого и технического назначения. Гофропласт обладает высокой прочностью, легкостью, прозрачностью, высокой паро и водонепроницаемостью, масло и химостойкостью, морозоустойчивостью, устойчивостью к гниению и развитию микрофлоры.

Вернуться в «Каталог ГОСТ»

На эту страницу сайта можно сделать ссылку:

На правах рекламы:

Наиболее распространенные виды тары

Ящики – закрытая со всех сторон транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцевыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее, изготовленная из досок, фанеры, пластмассы, металла или комбинации упаковочных материалов.

(ГОСТ 2991-91) используются для упаковывания основной части грузов. Стандартом допускается изготавливать ящики следующих типов:

I – плотные с цельными торцевыми стенками без планок;

II – плотные с торцевыми стенками, собранными на двух планках;

III – плотные с торцевыми стенками, собранными на четырех планках;

IV – лотки на трехгранных планках;

V – решетчатые с торцевыми стенками, собранными на двух планках;

VI — решетчатые с торцевыми стенками, собранными на четырех планках;

Ящики каждого типа (за исключением типа I) имеют подтипы, различающиеся конструктивными способностями. Тип ящика выбирается в зависимости от свойств и массы упаковываемого в него груза, условий транспортирования и хранения. Размеры ящиков должны соответствовать ГОСТ 21140-88. При этом предпочтение следует отдавать ящикам с размерами, обеспечивающими наиболее полное использование площади стандартных поддонов и транспортных средств.

Существуют и другие стандарты на деревянные ящики, которые учитывают специфические особенности перевозимых грузов и должны учитываться при разработке технологического процесса перевозки. Действие данных стандартов распространяется на различные деревянные ящики, используемые в легкой, рыбной, пищевой, химической, электротехнической, автомобильной промышленности, в сельском хозяйстве, а также на дощатые обрешетки.

Дальнейшая унификация типоразмеров деревянной тары с привязкой к модулю 800х1200 мм будет способствовать развитию пакетных перевозок и повышению уровня механизации ПРР, транспортных и складских работ.

Стойкость древесины и ее способность выдерживать удары и толчки является важным фактором выбора деревянной тары. Древесина, используемая для изготовления тары, может быть мягкой и твердой. Характерной особенностью мягкой древесины является то, что она тяжело раскалывается и имеет средние показатели прочности, способности удерживать гвозди и сопротивляемости ударам. Твердая древесина имеет более заметную тенденцию к раскалыванию, ее древесные слои часто деформируют гвозди (тем не менее, она обладает более заметной способностью их удерживать), а также большую прочность и сопротивляемость ударам по сравнению с мягкой древесиной.

Основные достоинства деревянных ящиков, сколоченных гвоздями, заключаются в следующем:

К недостаткам деревянной тары относят:

На практике применяют таблицы, в которых указана рекомендуемая толщина доски для разных сортов древесины, видов ящиков и грузов и массы содержимого.

Ящики, скрепленные проволокой – это достаточно жесткие контейнеры, обладающие прочностью и пониженным расходом материала для изготовления, потому что значительная часть древесины заменена в них стальной проволокой. Сплошные и перегородочные ящики типа поддонов представляют собой контейнеры, снабженные основанием, способным выдерживать значительные нагрузки и удобным для манипулирования погрузо-разгрузочными механизмами и устройствами. Боковы стенки и основание такого контейнера могут иметь плотную или открытую структуру, а верхняя стенка может быть закрытой или открытой.

(тара без перекладин) может быть открытая и закрытая. Если транспортируемый груз слишком велик для размещения в ящике или контейнере, применяется тара в виде остова из перекладин, для выбора которой необходимо учесть следующие основные факторы:

Ящики из гофрированного картона должны отвечать общим техническим требованиям ГОСТ 9142-90. Ящики изготавливают складными нескольких типов:

— с четырехклапанным дном и крышкой;

При изготовлении подобных ящиков применяют вспомогательные упаковочные средства:

Картонная тара имеет ряд преимуществ перед деревянной: значительно легче, дешевле.

Внутренние размеры ящиков должны соответствовать требованиям ГОСТ 21140-88 с учетом размеров и массы упаковываемой продукции. Наружные размеры ящиков равны внутренним, увеличенным на 10 мм при использовании картона типа Т и на 20 мм – картона типа П.

Для скрепления клапанов и ящиков применяются склейка, обтяжка пластмассовой или металлической упаковочной лентой шириной 15-20 мм и толщиной 0,2-0,3 мм (ГОСТ 3560-73), склейка клеевой лентой на бумажной основе типа В (ГОСТ 18251-87), сшивка ящика металлическими скобами – стальной низкоуглеродистой проволокой диаметром 0,7-1 мм (ГОСТ 3282-74) или стальной плющеной лентой шириной 2,5 мм и толщиной 0,4-0,5 мм (ГОСТ 10234-77), рекомендуемая предельная масса упакованной продукции в ящике – до 40 кг, оптимальная – 15-20 кг.

Высота штабеля определена нормативно-технической документацией и для ящиков под конкретную продукцию вычисляется в соответствии с усилием сопротивления сжатию ящиков.

Кроме ГОСТ 9142-90 существует ряд стандартов на ящики из гофрированного картона для конкретных видов продукции, действие которых распространяется на ящики для радиоэлектронной аппаратуры бытового назначения, изделий электроники, ламп накаливания, химических нитей, пищевых продуктов, табака, моющих средств, кондитерских изделий, мясной и молочной продукции, продукции легкой и химической промышленности, лекарств, мороженного, для бутылок с пищевыми жидкостями, продукции приборостроительной промышленности.

Тара из коробчатого картона, бумаги и комбинированных материалов должна соответствовать требованиям ГОСТ 12301-81 и предназначена для упаковывания и хранения промышленной продукции. Предельные размеры коробок (длина, высота, ширина) до 800 мм. Толщину картона и бумаги выбирают в зависимости от вместимости коробки или массы упакованной продукции от 0,4 до 1,5 мм.

Возможно изготовление различного типа коробок:

I – с телескопической крышкой;

II – с крышкой на шарнире;

III – пенал.

Применение пачек из картона, бумаги и комбинированных материалов для сыпучих продуктов регламентируют ТУ 10.684-88 (взамен ГОСТ 6420-73). Всего установлено 16 номеров пачек различных типоразмеров.

Ящики полимерные для бутылок с пищевыми изготавливают по ОСТ 10-17-86 (взамен ГОСТ 17538-80), который регламентирует требования к их конструкции.

Многооборотная тара из синтетических материалов представляет собой разнообразный ассортимент ящиков из синтетического материала с размерами основания 400х300 и 600х400 мм. Емкость ящиков 20-130 л. При этом ящики объемом 20 и 25 л могут штабелироваться на ящики объемом 40, 50, 60, 65 и 78 л. Возможно штабелирование на европоддонах и специальных поддонах промышленного назначения. Ящики имеют крышки, которые состоят из двух частей, соединяемых по  линии типа гребенки. Ящики пломбируются пломбами одноразового использования. При штабелировании допускается усилие до 2,8 кН. В порожнем состоянии ящики вкладываются один в другой, что уменьшает их объем на 75%. Многооборотная тара не только обеспечивает сохранность грузов во время транспортировки, но и исключает несанкционированный доступ к грузу.

Мешки и кули экономически целесообразны при транспортировании насыпных грузов. Их главное достоинство заключается в сравнительно малой массе по сравнению с содержимым и связано с гибкостью, удобством заполнения и выгрузки, минимально требуемыми габаритами для хранения и малой себестоимостью изготовления.

Для упаковывания грузов используют следующие основные виды мешков и кулей:

— хлопчатобумажные посылочные мешки;

— льноджутокенафные и водонепроницаемые текстильные мешки;

— полиэтиленовые или иные пластиковые мешки;

— бумажные кули.

Независимо от выбора надлежащего мешка или куля для отправки груза на удобство использования данной тары сильно влияет принцип ее хранения, заполнения и разгрузки. Например, хрупкость бумажных мешков приводит к их разрывам, что происходит обычно в результате хранения мешков при чересчур сухих атмосферных условиях. Такие мешки следует хранить в зонах с повышенной влажностью.

На мешки для продуктов, мешки технического назначения и на ткани, применяемые для их изготовления, распространяется ГОСТ 30090-93, который предусматривает следующие размеры мешков:

предназначены для упаковывания в них сыпучей и штучной продукции. Согласно ГОСТ 2226-88 мешки могут производиться двух типов: сшитые и склеенные. Мешки обоих типов могут быть с открытой или закрытой (с клапаном) горловиной. Общее число слоев в мешке должно быть от трех до шести. Расположение слоев из битумированной, влагопрочной и ламинированной полиэтиленом бумаги устанавливается по согласованию с потребителем.

В сухом состоянии и при правильном заполнении бумажные мешки обладают значительной прочностью и могут быть уложены в штабеля. При перевозке они дешевы и пригодны для транспортирования многих грузов: цемент, корм для скота, удобрения и т.п. Предназначенные для транспортирования относительно небольшого количества груза, они легко перегружаются, а в отличие от некоторых методов перевозки порошкообразных грузов навалом исключают потери от выдувания.

для химической промышленности (ГОСТ 17811-78) могут быть использованы и для другой продукции, если обеспечиваются ее сохранность и качество.

Полиэтиленовые мешки изготавливают из пленки толщиной 0,15, 0,19 или 0,22 мм для продукции массой соответственно до 20 кг, свыше 20, но не более 30 кг и свыше 30, но не более 50 кг.

Пример условного обозначения мешка номер 5, изготовленного из пленки толщиной 0,19 мм: М5-0,19 ГОСТ 17811-78.

Кипы и тюки бывают сжатыми (например, для хлопка-сырца, шерсти и отходов бумаги) или свободными (например, для отправки некоторых мягких грузов, включая текстиль, ткани, меха, ковры и т.п.). Грузы, особенно подтвержденные загрязнению, увлажнению, порезам и повреждениям в местах подвеса на крюк, требуют внутренней защиты, обычно в виде влагонепроницаемой защиты, обвертки из фибрового картона, а для уменьшения повреждения в местах подвеса на крюк необходимо наличие ушек в углах кипы. Кроме того, на кипах следует четко и ясно помещать условные маркировки относительно способов ПРР.

Барабаны, бочки и фляги пригодны для различных грузов. Например, в такую тару можно помещать жидкости различной вязкости, порошки, стружкообразные и зернистые химические вещества. Барабаны, бочки и фляги обеспечивают хорошую защиту грузов, их широко применяют для перевозки горючих и коррозионных грузов.

Данная тара предохраняет груз от распыления и проникновения влаги и может быть устойчивой по отношению к водяному пару, создает помеху для хищений грузов. Материалами для ее изготовления служит фибровый картон, бумажные композиты, дерево, фанера, сталь, алюминий, полимерные материалы и др. Тара может быть как наружной, так и внутренней, однократного и повторного использования. Существует ряд возможных способов для закрытия указанной тары.

Грузополучатель имеет право отказаться от приема смятых барабанов, бочек и фляг, даже если они не разорваны. Причины их смятия – чрезмерные размеры тары для транспортирования и плохое ее закрытие, а также недостаточно плотное примыкание верхних крышек. При перевозке правильно выбранной и плотно закрытой тары основной причиной смятия бочек и барабанов является сдвиг тары, приводящий к смятию корпуса, шва, кромки бочки или барабана. Плотная упаковка и надлежащие подкладки позволяют свести сдвиг к минимуму.

Барабаны картонные навивные (ГОСТ 17065-94) изготавливают четырех типов (I-IV), отличающихся друг от друга способами и техническими средствами заделки дна и крышки в зависимости от перевозимой продукции (сыпучей или пастообразной). Для упаковывания продукции могут быть использованы вкладыши из полимерных материалов.

При транспортировании барабаны с продукцией могут быть сформированы на поддоне в  пакет в один, два или три яруса по высоте. На стандартном поддоне  размерами 800х1200 мм вмещаются от 13 до 39 барабанов диаметром 266 мм, от 8 до 16 барабанов диаметром 325 мм и от 4 до 8 барабанов диаметром 435 мм.

(ГОСТ 9338-80) изготавливают с фанерным остовом и дном из фанеры или древесины двух типов (I и II) в различных исполнениях в зависимости от конструкции дна.

Для упаковывания в фанерные барабаны ГОСТ 9338-80 рекомендует пластичные смазочные материалы, сухие пигменты, красители и другую сыпучую и пастообразную химическую продукцию; густотертые краски; лекарственное сырье, лекарственные средства в порошках.

Барабаны стальные тонкостенные для химических продуктов (ГОСТ 5044-79) одноразового использования предназначены для упаковывания, транспортирования и хранения порошкообразных, кусковых, пастообразных, расплавов и жидких химических продуктов. Барабаны выпускают трех типов в различных исполнениях.

Барабаны стальные толстостенные для химических продуктов (ГОСТ 18896-73) вместимостью 100 л (диаметр 484 мм, высота 800 мм) предназначены для упаковывания, транспортирования и хранения сыпучих и пастообразных химических продуктов. Барабаны изготавливают двух типов:

Бочки деревянные заливные и сухотарные предназначены для различной продукции и изготавливаются по ГОСТ 8777-80.

Бочки стальные сварные и закатные с гофрами на корпусе (ГОСТ 13950-91) выпускают двух типов:

Пример условного обозначения: бочка стальная сварная типа I вместимостью 200л – БС1-200; то же, но оцинкованная – БС1-200-Ц.

Бочки стальные сварные с обручами катания на корпусе (ГОСТ 6247-79) выпускают двух типов:

Бочки можно транспортировать в несколько ярусов. При дальних перевозках (более 500 км) между ярусами устанавливают деревянные прокладки сечением не менее 20х100 мм. Хранение бочек допускается не более чем в 5 ярусов на деревянных прокладкой толщиной не менее 100 мм под нижним ярусом. Между ярусами используют прокладки толщиной не менее 20 мм.

Бочки из коррозионно-стойкой стали (ГОСТ 26155-84) изготавливают трех типов в зависимости от вместимости и конструкции днищ и горловин.

Бочки алюминиевые для химических продуктов (ГОСТ 21029-75) изготавливают двух типов:

Бочки предназначены для упаковывания, транспортирования и хранения жидких, вязких и сыпучих химических продуктов, не действующих активно на алюминий. Бочки устанавливают вертикально штабелями высотой не более 8 м с использованием прокладок между ними.

Бочки стальные сварные толстостенные для химических продуктов (ГОСТ 13366-80) изготавливают двух типов:

Бочки предназначены для хранения и транспортирования опасных грузов классов 6 и 8 по ГОСТ 19433-88 и для низкокипящих жидких химических продуктов, создающих избыточное давление. Бочки имеют вместимость 110 л (диаметр 481 мм, высота 780 мм) и 275 л (диаметр 600 мм, высота 1235 мм). Бочки хранят вертикально в штабеле не более чем в 5 ярусов по высоте с прокладками между ними.

выпускают согласно ТУ 10.10.739-88 вместимостью 50 л. Бочки предназначены для упаковывания, транспортирования и хранения сгущенного и сухого молока, сливочного масла, желатина, маргарина, яичного порошка. Бочки изготавливают двух типов:

Высота бочек 500 мм, диаметр 400 мм (тип I) и 397 мм (тип II).

Бочки для коньяка, вин, соков и морсов согласно ТУ 10.24.15-90 производят вместимостью 50, 100, 150, 200, 300, 350, 400, 450, 550 и 600 л. Бочки скрепляются обручами. В  зависимости от назначения бочки выпускаются трех типов.

по ОСТ 6-19-500-78, ОСТ 6-15-68-78 предназначены для упаковывания, транспортировки и хранения жидких, вязких и порошкообразных продуктов за исключением легковоспламеняющихся. Бочки вместимостью 30 л имеют диаметр 320 мм, высоту 500 мм; вместимостью 40 л – соответственно 400 и 333 мм; 50 л – 400 и 560 мм; 60 л – 400 и 600 мм.

Фляги многооборотные металлические выпускают в соответствии с ГОСТ 5799-78 вместимостью 40 л и используют упаковывания, транспортирования и хранения лакокрасочных материалов. Наружный диаметр фляг 400 мм, высота 495 мм. Фляги выпускают без внутреннего покрытия, с полиэтиленовым или лакокрасочным покрытием.

(ГОСТ 5037-97) используют для перевозки молока и молочных продуктов. Фляги типа ФА выпускают из алюминия, типа ФЛ – из луженой стали.

Стеклянные бутыли для химической продукции согласно ОСТ 6-09-109-85 в зависимости от формы горловины выпускают двух типов:

Диаметр бутыли вместимостью 10 л 236 мм, высота 417 мм; вместимостью 20 л  — соответственно 280 и 542 мм.

Способы и технологии формирования укрупненной грузовой единицы.

Пакетный способ перевозки грузов заключается в том, что отдельные штучные грузовые единицы в таре и в незатаренном виде у отправителя объединяют в одно укрупненное место – пакет, как правило, с применением специальных приспособлений (поддонов, или увязочных устройств) и доставляют его до получателя без расформирования в пути. При этом погрузку, выгрузку, штабелирование и другие операции с укрупненными местами выполняют только механизированным способом.

Развитие перевозок грузов укрупненными грузовыми местами или укрупненными грузовыми единицами (УГЕ) с помощью поддонов, пакетов или контейнеров является одним из основных направлений повышения эффективности перевозок на транспорте. Это позволяет ускорить обращение грузов, повышает производительность труда при производстве ПРР, сокращает расходы на транспортную тару и хранение грузов, позволяет автоматизировать выполнение ПРР, упрощает транспортно-экспедиторские, передаточные и другие коммерческие операции.

Целесообразность укрупнения грузовых мест предопределяет ряд факторов:

Например, если 60 консервных банок уложены в картонную коробку – это небольшой единичный груз. Если 20 таких коробок уложены на поддон в пять рядов по четыре в каждом, вилочный погрузчик, поднимающий их как единичный груз, перегружает одновременно 1280 банок. Если 20 пакетированных УГЕ размещены в контейнере, который перемещается как единичный груз, то обрабатывается одновременно 25600 банок. Последовательное укрупнение грузовой единицы наглядно демонстрирует эффективное сокращения грузовых операций.

Использование при перевозках УГЕ обеспечивает повышение производительности труда на ПРР и складских операциях в 3-4 раза, снижение затрат на такие операции в 2-3 раза, сокращение простоя ПС под грузовыми операциями.

Например, если стоимость в морском порту погрузки на судно целлюлозы в кипах составляет 12,6 $/mt, то в пакетах – 5,4 $/mt. Одновременно в 2 раза уменьшается время погрузки и разгрузки судна, что позволяет снизить ставку морского фрахта, особенно при перевозках грузов на коротких рейсах. Это снижение может достигать 4-6 $/mt. Стоимость пакетирования целлюлозы ориентировочно составляет 5 $/mt. Однако необходимо помнить об утилизации использованных средств крепления, сепарации и укрупнения, которая в некоторых странах (в частности, в США) вызывает дополнительные и зачастую существенные затраты.

Пакетирование грузов.

называется УГЕ, сформированная из штучных грузов в таре или без нее с применением различных способов и средств пакетирования, сохраняющая форму в процессе обращения и дающая возможность комплексной механизации ПРР и складских работ. Различают одно- и многооборотные средства пакетирования. При осуществлении ПРР и транспортировке нагрузку, создаваемую грузом, воспринимает несущее средство пакетирования. Разваливание пакета предупреждает скрепляющее средство пакетирования.

УГЕ, составленная из нескольких транспортных пакетов с применением специальных скрепляющих приспособлений (стропов, рам), следующих вместе с блоком, называется блок-пакетом.

Форма пакета может быть прямоугольной, цилиндрической и трпецевидной. Трапецевидная форма применяется для обеспечения заполнения верхней, суженной части габаритов мест транспортирования и хранения грузов (например, ж/д вагонов).

Для пакетирования отдельных видов грузов нормативно-технической документацией устанавливаются размеры пакетов.

Классификация средств пакетирования.

К средствам пакетирования относят следующие приспособления:

Маркировка потребительской тары по стандарту

Поддон – средство пакетирования, имеющее площадку для укладки груза, с надстройками или без них, приспособленное для механизированного перемещения. С помощью поддона можно быстро формировать УГЕ из уже имеющихся первичных единиц. На поддоне груз закрепляется различными способами – либо за счет системы укладки, не позволяющей «рассыпаться» благодаря собственному весу первичных грузовых единиц, либо за счет связки груза с поддоном – стропования, либо за счет упаковывания грузовой единицы в термоусадочную пленку (толщиной от 0,15 мм).

Наиболее широкое применение находят плоские поддоны. По ГОСТ 9078-84 регламентированы типы, основные параметры, размеры и назначение плоских многооборотных поддонов. Данные поддоны являются универсальными средствами пакетирования.

Маркировка потребительской тары по стандарту

В качестве примера стандартизации требований к поддонам для перевозки конкретного груза можно привести ГОСТ 18343-80, который распространяется на плоские деревянные, деревометаллические и металлические поддоны, предназначенные для формирования на них транспортных пакетов из кирпича и керамических камней.

Если применение многооборотных поддонов неэффективно, используют одноразовые поддоны размерами 800х1200 и 1000х1200 мм грузоподъемностью соответственно 1 и 1,25 тн. Такие поддоны должны соответствовать требованиям ГОСТ 26381-84.

В зависимости от числа поверхностей, на которые может быть уложен груз, поддоны подразделяют на одно и двухнастильные. Однонастильные поддоны имеют минимальную собственную массу. Двухнастильные поддоны имеют большую прочность и, следовательно, грузоподъемность.

В зависимости от числа сторон, с которых возможен ввод вилочного захвата погрузчика, поддоны классифицируют на двух и четырехзаходные. Четырехзаходные поддоны вместо брусьев имеют короткие деревянные кубики для разделения верхней и нижней поверхностей поддона, так что с какой бы стороны от поддона не находился погрузчик, он может надежно понять поддон. Имеются также восьмизаходные поддоны, которые могут быть подняты с каждой из четырех сторон и в направлении каждой из четырех полудиагоналей. В стесненных условиях, например, внутри контейнера, это иногда создает большие удобства.

Поддон состоит из следующих частей:

Ящичные и стоечные поддоны менее распространены, чем плоские, однако число их типоразмеров и сфера применения постоянно расширяются. Если использование плоских поддонов не позволяет выполнять многоярусное штабелирование пакетов из-за возможного разрушения тары, применяют поддоны многократного использования (ГОСТ 9570-84):

Для перевозки картофеля, овощей и фруктов применяются специализированные ящичные поддоны (ГОСТ 21133-87), изготавливаемые из стали и пиломатериалов.

Маркировка потребительской тары по стандарту

Маркировка потребительской тары по стандарту

Задача выбора вида и конструкции поддонов обычно затрагивают следующие аспекты:

На транспорте широко применяют специализированные разновидности поддонов: флеты, тилты, болстеры.

Флет – поддон со складными стенками, в который можно устанавливать грузы в пакетах и без упаковки, не требующие защиты, которые обеспечивают контейнеры. Флеты бывают трех видов: плоские, с торцевыми бортами, с полной надстройкой. Плоский флет представляет собой грузовую платформу с размерами стандартного контейнера, оборудован фитингами и не имеет надстройки. Достоинства заключаются в удобстве штабелирования без груза и при возврате, недостатки – в необходимости крепления груза, невозможности использования спредеров обычного для контейнеров типа, невозможности штабелирования флетов в груженом состоянии. Флет с торцевыми бортами или стойками (стационарными или складными) не имеет продольных элементов для скрепления торцевых стенок, которые способны воспринимать нагрузки. Он более распространен, чем плоский, так как допускаем многоярусное складирование. Флет с полной надстройкой имеет кроме основания боковые элементы, способные воспринимать нагрузки, может иметь один или несколько сплошных бортов, скрепленных верхней рамой, иногда снабжается съемными крышками или эластичными закрытиями. Флеты различных типов имеют основание, размеры которого соответствуют размерам контейнера типа 1С. Собственная масса флета в зависимости от конструкции составляет 1,4-3,5 т.

Тилт – поддон со складными щитами-стенками, расположенными со всех четырех сторон.

Болстер – поддон-площадка, размеры которой соответствуют стандарту ISO с  угловыми фитингами и гнездами для стоек.

Пакеты могут быть сформированы из ящиков и других штучных грузов путем обтягивания комплекта единиц груза металлической или полимерной лентой.

Пакеты, сформированные при помощи специальных стропов (одно или многоразового использования), т.е. строп-пакеты, по сравнению с пакетами на поддонах занимают меньше места, стропы имеют меньшую массу и стоимость и являются пакетообразующими самозатягивающими средствами.

Средства крепления груза на пакетах должны обеспечивать сохранность пакета при перевозке всеми видами транспорта при действии инерционных нагрузок с ускорением 29,4 м/с2, а несущие средства скрепления должны иметь шестикратный запас прочности. Поддоны для пакетирования должны выдерживать четырехкратную нагрузку.

При пакетировании пакетов ящичных, мешковых, киповых и подобных грузов на плоском или стоечном поддоне руководствуются соотношением линейных  размеров ГМ и поддона, при этом:

Максимальная высота Hmax для деревянных поддонов обычно до 1,8 м, для флетов, тилтов, болстеров – 2,44 м. Максимальная грузоподъемность для деревянных поддонов – до 2 т, флетов – 20 т, строп-пакетов – 1,3, 1,5, 3 т.

Стандартизация грузовых мест.

Грузовые места стандартизируют на основе единого модуля – исходной меры, принятой для выражения кратных соотношений размеров конструкций, сооружений и их частей. Модульный принцип стандартизации ГМ учитывается при проектировании перегрузочных средств, ПС смежных видов транспорта, технологического оборудования.

В качестве стандартного модульного типоразмера грузовой единицы принят пакет размерами 400х600 мм (модуль упаковки), а в качестве исходного элемента стандартизации – универсальный поддон размерами 800х1200 мм, широко применяемый в международных перевозках.

Маркировка потребительской тары по стандарту

Требования к упаковке продуктов

Производство и реализация продукции пищевого требуют точного следования процессу, соблюдения норм и правил. Она должна быть полностью безопасна для потребителя, сохранять свежесть и красивый внешний вид от конвейера до стола. Именно поэтому к упаковке продовольственной продукции предъявляются повышенные нормы.

— Полная совместимость с содержимым упаковки. Тара не должна влиять на свойства или отдельные компоненты, изменять их характеристики или вступать в химические реакции.

— Для к употреблению товара продовольственного используют материалы, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам. Они полностью безвредны для людей, домашних животных. Не выделяют токсинов даже при нагревании.

— Технологические нормы предусматривают практичность и удобство использования. Упаковки снабжают специальными язычками, клапанами для вскрытия. Они имеют эргономичную форму, удобную для хранения на складе или в холодильнике.

— При разработке учитывают характеристики, за транспортировку. Тара должна быть герметичной, достаточно прочной, определенного . Последний параметр рассчитывается по количеству товарных мест в общей большой коробке или сетке.

— При хранении, перевозке, в процессе продажи, упаковка должна стойко выдерживать все нагрузки и воздействия. К ним: статическое электричество, удары и сдавливание, неаккуратные броски, воздействие влаги и разных температур, давление внутренней среды.

— Если товар подлежит заморозке, то к таре – это ее морозостойкость.

Выбирая тип и вид упаковки для пищевых продуктов, необходимо помнить о ее эстетичности. Запоминающийся дизайн с характерной для данного продукта символикой – это лучший инструмент продвижения. Красочная печать, наклейки за формирование мнения потребителей и положительный имидж бренда.

Правила упаковки по виду и типу продукции

Определенные товаров требуют особенного подхода к их упаковке. Аппаратуру и бытовую технику необходимо оберегать от прямых солнечных лучей, ударов и больших давящих нагрузок. Для детских игрушек, конструкторов важны безопасность и удобство использования. Соответственно, упаковку необходимо подбирать именно под ту продукцию, на которой специализируется предприятие.

В случае потенциальной опасности, предъявляются особые требования к упаковке продукции. К данной категории :

— бытовые и лекарственные аэрозоли;

— чистящие химические составы бытового назначения и для автомобилей;

— горюче-смазочные вещества;

— лакокрасочные товары;

— концентрированные кислоты и щелочи.

Материал емкости не должен реагировать с содержимым, изменять свою структуру или свойства продукта. В случае опасности воспламенения, материал не должен накапливать статическое электричество, давать искры при ударе. Тара должна быть герметичной и плотно укупоренной.

Знание правил по выбору упаковки позволяет максимально сохранить свойства товара, без ущерба для его эксплуатационных качеств. Чтобы привлечь внимание потребителей, стоит подобрать говорящее , достоинства товара на этикетке.

Оцените статью
Маркировка-Про