Маркировка шин в трехфазной сети

Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т.ч. шины, должны иметь буквенное обозначение РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.

Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом. Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах.

Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины должны быть обозначены:

1) при переменном трехфазном токе: шины фазы А — желтым, фазы В — зеленым, фазы С — красным цветом,

Маркировка шин в трехфазной сети

2) при переменном однофазном токе шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом, шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, — голубым цветом (т.к. она считается нулевой рабочей шиной).

Маркировка шин в трехфазной сети

Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;

3) при постоянном токе: положительная шина (+) — красным цветом, отрицательная (-) — синим и нулевая рабочая М — голубым цветом.

Маркировка шин в трехфазной сети

Рис. 3 –Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе

Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.

Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.

При расположении шин «плашмя» или «на ребро» в распределительных устройствах (кроме комплектных сборных ячеек одностороннего обслуживания (КСО) и комплектных распределительных устройств (КРУ) 6-10 кВ, а также панелей 0,4-0,69 кВ заводского изготовления) необходимо соблюдать следующие условия:

1. В закрытых распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ при переменном трехфазном токе сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин должны располагаться:

а) при горизонтальном расположении:

одна под другой: сверху вниз А-В-С;

одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;

б) при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):

слева направо А-В-С или наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;

в) ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров — из центрального):

при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С;

при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз А-В-С.

2. В пяти- и четырехпроводных цепях трехфазного переменного тока в электроустановках напряжением до 1 кВ расположение шин должно быть следующим:

одна под другой: сверху вниз А-В-С-N-PE (PEN);

одна за другой: наиболее удаленная шина А, затем фазы В-С-N, ближайшая к коридору обслуживания — PE (PEN);

при вертикальном расположении: слева направо А-В-С-N-PE (PEN) или наиболее удаленная шина А, затем фазы В-С-N, ближайшая к коридору обслуживания — PE (PEN);

ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:

при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С-N-PE (PEN);

при вертикальном расположении: А-В-С-N-PE (PEN) сверху вниз.

3. При постоянном токе шины должны располагаться:

сборные шины при вертикальном расположении: верхняя М, средняя (-), нижняя (+);

сборные шины при горизонтальном расположении:

наиболее удаленная М, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;

ответвления от сборных шин: левая шина М, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.

В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных в пп. 1-3, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи — ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.

Маркировка шин в трехфазной сети

В наше время монтаж электропроводки проводится проводами с различным цветом изоляции. И дело здесь не в каких-то модных тенденциях или красоте самого изделия, а в безопасности и удобстве эксплуатации данной электропроводки.

Ведь цветная изоляция может выполнять две функции одновременно – защиту от удара электрическим током или защиту от короткого замыкания путем наложения на проводник изоляционного материала, и с помощью цвета этого самого изоляционного материала помогает электрику определить назначения данного проводника.

Для избегания путаницы все цветовые расцветки были сведены к единому стандарту, описанному в ПУЭ.

Цветовая маркировка может быть выполнена как по всей длине проводника, так и в точках соединения проводников или на их концах. Для этого могут применять цветную изоленту или термоусадочные трубки (кембрики).

В данной статье мы рассмотрим цветную маркировку в однофазных и трехфазных цепях, а также в цепях постоянного тока.

Цвета проводов в однофазной сети

Разные цвета изоляции проводов становятся наиболее актуальны когда монтаж электрической проводки проводит один человек, а ремонт и обслуживание проводит другой. Основной задачей цветной маркировки является легкость и быстрота в определении назначения какого-то из проводов.

Цвета фазных проводов

Согласно ПУЭ фазные провода в однофазной электрической сети могут иметь следующий цвет изоляции – черный, красный, коричневый, серый, фиолетовый, розовый, оранжевый, белый, бирюзовый. Такая цветная маркировка довольно удобна – увидев провод с таким цветом изоляции становится понятно, что перед вами фаза (но все равно лучше перепроверить, так как на практике бывают случаи, когда маркировка не соблюдается).

Нулевой рабочий проводник или нейтраль

Нейтраль или нулевой рабочий проводник (N) принято выполнять проводом с голубым цветом изоляции.

Нулевой защитный проводник и нулевой совмещенный проводник

Нулевой защитный проводник (PE) имеет желто-зеленый цвет изоляции. Совмещенный же нулевой и рабочий проводник (PEN) имеет голубой окрас с желто-зелеными метками на конце или наоборот – желто-зеленый окрас с голубыми метками на конце.

Если у вас нет провода подходящего по цвету, то монтаж можно выполнить проводом любого цвета (кроме имеющего расцветку защитного PE проводника) пометив концы данного провода цветной изолентой или термоусадочной трубкой, которые имеют цвет, обозначающий назначение проводника. Также можно пометить концы проводника нужным цветом и в случае, когда монтаж уже выполнен проводником другого цвета.

Ниже показаны цвета, которыми обозначают фазные, нулевые, защитные и совмещенные проводники:

Маркировка шин в трехфазной сети

Цвета проводов и шин в сети переменного тока при трехфазном подключении

Для соблюдения правильного чередования фаз при подключении трехфазных потребителей электрической энергии тоже применяют цветную маркировку шин и кабелей. Это значительно облегчает жизнь монтажникам и ремонтникам, так как по цвету кабеля или шины можно определить фазу, которая подключена или будет подключена к этому кабелю или шине. В отличии от однофазных потребителей, где фазный провод может быть выполнен кабелями с разными цветами изоляции (перечень выше), для трехфазных потребителей цвета, которыми могут обозначать фазы строго регламентированы ПУЭ.

При трехфазном подключении фаза А должна обозначатся желтым цветом, фаза В – зеленым, фаза С – красным. Нулевой рабочий, защитный и совмещенный проводники имеют такой же окрас, как и при однофазном подключении.

Маркировка шин в трехфазной сети

Допустимо выполнение цветовых обозначений кабелей и шин не по всей их длине, а только в местах присоединения кабелей или шин, как это показано на рисунке выше.

Также цветовые коды могут соответствовать международному стандарту IEC 60446 или же могут применять кодировку принятую внутри страны соответствующими регламентирующими документами. Например, в США и Канаде для заземленных и незаземленных систем используют различные цветовые коды. Ниже приведена таблица, в которой показаны для сравнения цветовые кодировки кабелей и шин различных стран:

Маркировка шин в трехфазной сети

Цвета проводов и шин в цепях постоянного тока

В цепях постоянного тока обычно используется только две шины, а именно плюс и минус. Но иногда  цепи постоянного тока бывают со средним проводником. Согласно ПУЭ шины и провода подлежат следующей маркировке в цепях постоянного тока: положительная шина (+) – красная, отрицательная (-) – синяя, нулевая рабочая М (при ее наличии) – голубая.

Маркировка шин в трехфазной сети

Изменения в цветовую маркировку шин и проводов

В Российской Федерации ГОСТ Р 50462-92, который регулировал идентификацию проводников в электрических сетях по цифровым и цветовым обозначениям с 01.01.2011 был заменен на ГОСТ Р 50462-2009, который имеет довольно существенные отличия от ГОСТ Р 50462-92 и имеет некоторые противоречия  с ПУЭ 7. Ниже приведена таблица, в которой приведены рекомендации к цветной маркировке шин и кабелей согласно ГОСТ Р 50462-92:

Маркировка шин в трехфазной сети

Маркировка шин в трехфазной сети

Маркировка шин в трехфазной сети

При проведении электромонтажных работ часто возникает вопрос о цветовой кодировке проводов.

Раньше, как это было в «застойные» времена, использовались только белые, реже черные нити.

Поэтому определение фазы или нуля в электрической сборке занимало много времени. Мне пришлось заручиться помощью индикаторов напряжения и различных аналоговых и цифровых устройств.

Маркировка шин в трехфазной сети

Чтобы этого избежать, необходимо привести цветовую кодировку кабелей и шин к единому стандарту.

И, как всегда, обратимся к нормативным документам, а именно к ПУЭ, Глава 1, п. 1.1.29 и п. 1.1.30. Четко сказано, что идентификацию проводов проводов и шин цифровыми цветами или обозначениями следует использовать в соответствии с ГОСТ Р 50462-92.

Маркировка шин в трехфазной сети

А что написано в этом ГОСТе?!

Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50462-92 для обозначения проводов и шин могут использоваться следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, синий, серый, белый, розовый, бирюзовый.

Маркировка шин в трехфазной сети

Согласно ПУЭ п. 1.1.29:

Маркировка шин в трехфазной сети

Маркировка шин в трехфазной сети

Маркировка шин в трехфазной сети

Петров Василий Александрович

Электромонтер 6 разряда, ООО «Петроэнергоспецмонтаж», 18 лет стажа

Сделаю для вас несколько снимков в качестве примера. Все нулевые рабочие проводники (N) подключены к шине (N) и имеют синий цвет. Все нейтральные защитные проводники (PE) подключены к шине (PE) и имеют желто-зеленый цвет.

Маркировка шин в трехфазной сети

Маркировка шин в трехфазной сети

Маркировка шин в трехфазной сети

Маркировка шин в трехфазной сети

И все остальные цвета, кроме синего (синего) и желто-зеленого, можно использовать в качестве фазных проводов.

Маркировка шин в трехфазной сети

На фотографиях ниже видно, что фазовые жилы белые.

Маркировка шин в трехфазной сети

Маркировка шин в трехфазной сети

Цветовая маркировка проводов и шин при переменном трехфазном токе

Согласно ПУЭ п. 1.1.30 при переменном трехфазном токе шины фазы А должны быть желтыми, фаза В — зелеными, фаза С — красными. Это легко и просто запоминается в виде аббревиатуры «ЖЗК», например желтый, зеленый, красный.

Маркировка шин в трехфазной сети

Маркировка шин в трехфазной сети

Для наглядности приведу несколько примеров.

Система сборных шин напряжением 10 (кВ).

Маркировка шин в трехфазной сети

Два измерительных трансформатора НОМ-10 (кВ).

Маркировка шин в трехфазной сети

Выходное питание распределительной подстанции напряжением 500 (В).

Маркировка шин в трехфазной сети

Выходная секция питателя 400 (B).

Маркировка шин в трехфазной сети

Как видно, в представленных примерах полностью соблюдена цветовая кодировка шин трехфазного переменного тока.

Маркировка шин в трехфазной сети

Смирнов Константин Юрьевич

Мастер участка электросетей, ООО «Петроэнергоспецмонтаж»

Кстати, совсем необязательно, чтобы покрышки были полностью окрашены в тот или иной цвет. Достаточно сделать цветовую маркировку (в виде краски, клея, термоусадочных трубок, этикеток и т.д.), Где шины подключены к коммутационным аппаратам.

Маркировка шин в трехфазной сети

Маркировка шин в трехфазной сети

Цветовая маркировка проводов и шин при переменном однофазном токе

Согласно ПУЭ п. 1.1.30, при однофазном переменном токе шина фазы B, подключенная к концу обмотки питания, должна иметь красный цвет, а шина фазы A подключена к началу источника питания обмотка должна иметь желтый цвет.

Маркировка шин в трехфазной сети

Маркировка шин в трехфазной сети

К сожалению, у меня нет четких примеров таких электроустановок. Может у кого-то есть фото, буду очень признателен, если поделитесь ими.

Кстати, если однофазные шины являются ответвлением трехфазной системы тока, то они обозначаются согласно требованиям цветовой кодировки трехфазной системы.

Маркировка шин в трехфазной сети

Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе

Согласно ПУЭ п. 1.1.30 при постоянном токе положительная («плюс») шина должна быть красной, отрицательная («минусовая») шина — синей, а рабочий ноль («М») — синим.

Маркировка шин в трехфазной сети

Маркировка шин в трехфазной сети

Для примера приведу экран постоянного тока (DC) = 220 (В).

Маркировка шин в трехфазной сети

Маркировка шин в трехфазной сети

А это выводы прямиком из батареи.

Маркировка шин в трехфазной сети

Маркировка шин в трехфазной сети

Маркировка шин в трехфазной сети

Белухин Сергей Геннадьевич

Электромеханик 4 разряда ООО «Петроэнергоспецмонтаж»

Кстати, со свинцово-кислотных аккумуляторов СК-5 мы плавно переходим на необслуживаемые аккумуляторы Varta.

Маркировка шин в трехфазной сети

Дополнение

С 01.01.2011 г отменен ГОСТ Р 50462-92, указанный в начале статьи. Вместо этого вступил в силу ГОСТ Р 50462-2009, в котором некоторые пункты противоречат предыдущему ГОСТу. Например, в пункте 5.2.3 указано, что для фазных проводов предпочтительны следующие цвета:

Для наглядности публикую фото распределительного щита одной из банков, на котором мы проводили электромонтаж.

На мой взгляд, принятая ранее маркировка «ЖЗК» более наглядна.

В однофазной сети коричневый цвет является предпочтительным цветом для фазного проводника. Следовательно, если однофазная сеть является ответвлением трехфазной сети, цвет фазового провода должен совпадать с цветом фазового проводника трехфазной сети.

Кроме того, введен запрет на использование желтого и зеленого цветов по отдельности (п. 5.2.1). Их можно использовать только в сочетании с желто-зеленым цветом для защитных проводов PE. В связи с этим была изменена маркировка трехфазной сети «ЖЗК», так как в ней отдельно использовались желтый и зеленый.

Также изменена цифровая маркировка цепей постоянного тока (п. 5.2.4):

Внимание!!! Хочу предупредить, что нет необходимости сейчас запускать и изменять имеющуюся разметку. Ведь когда были введены конструкции, старый ГОСТ Р 50462-92 еще действовал. Но при вводе в эксплуатацию новых электроустановок нельзя не учитывать ГОСТ 50462-2009.

Если по какой-либо причине невозможно пометить провода и шины в соответствии с вышеуказанными требованиями, можно использовать любой цвет. Но необходимо обернуть концы жил изолентой, клеем, положить на холст или термоусадочные трубы соответствующего цвета, например, так:

Маркировка шин в трехфазной сети

Маркировка шин в трехфазной сети

PS Уважаемые коллеги, Прошу соблюдать требования по цветовой кодировке кабелей и шин при проведении электромонтажных работ. Будем уважать друг друга.

Оцените статью
Маркировка-Про