Маркировка съемных грузозахватных приспособлений стропа

Маркировка съемных грузозахватных приспособлений стропа Маркировка

Съемные грузозахватные приспособления часть1

Для предотвращения нецелевого использования строп стандарты предусматривают наличие бирки с их маркировкой, включающей основные параметры и характеристики изделия. Изготовлена она может быть из металла, кожи или пластика. Последние обычно используют на стропах из текстильных материалов, которые могут быть повреждены острыми стальными краями. Нанесение маркировки на бирки осуществляется методом вырубки (для металлических) либо термопечати, что позволяет сохранить читабельность информации в течение всего срока использования.

Выдержка из Стандарта

Съемные грузозахватные приспособления и тара

Cranes. Non-fixed load-lifting attachment and tare. Exploitation

Дата введения – 2017–04–01

1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации съемные грузозахватные приспособления (далее СГП) и грузовую тару (Т), используемые совместно с грузоподъемными кранами (далее – краны) при подъеме и перемещении грузов, и устанавливает требования к процессам эксплуатации СГП и Т, а также определяет порядок и методы оценки их работоспособности, включая периодичность и объем работ, браковочные показатели, требования к условиям проведения проверок и испытаний. Требования настоящего стандарта могут быть использованы при оценке работоспособности несъемных грузозахватных приспособлений (грузозахватных органов).
1.2 Настоящий стандарт может быть использован при разработке руководств по эксплуатации СГП и Т, проектов производства работ и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов (технологических регламентов), а также при составлении программ профессионального обучения стропальщиков и учебных программ подготовки специалистов в области эксплуатации кранов, при этом он не отменяет указаний эксплуатационных и нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться, если в них изложены более жесткие требования, чем в настоящем стандарте.
1.3 Настоящий стандарт может быть использован при разработке:
— должностных инструкций ответственных специалистов;
— производственных инструкций стропальщиков, а также рабочих основных профессий, допущенных в установленном порядке к дистанционному управлению
кранами с пола, в части установления требований к осмотру СГП и Т, проводимому непосредственно перед их применением, а также к безопасным способам использования их в работе.

3 Термины и определения
3.1 браковка: Решение о невозможности использования в работе СГП или Т, основанное на оценке соответствия браковочным показателям, принятое и оформленное в установленном порядке ответственными специалистами эксплуатирующей организации или специализированной организацией.
3.5 обследование: Форма оценки работоспособности СГП или Т, осуществляемая специализированной организацией в соответствии с положениями настоящего стандарта в виде комплекса работ по определению технического состояния, соответствия эксплуатационным (конструкторским) и нормативным документам и соответствия процесса эксплуатации требованиям нормативных правовых актов.
3.7 проверка состояния: Форма оценки работоспособности СГП или Т, осуществляемая ответственными специалистами эксплуатирующей организации по инструкции, разработанной на основе норматива (браковочных показателей) изготовителя и настоящего стандарта, утвержденной распорядительным актом эксплуатирующей организации.
3.9 оценка работоспособности: Процедура, осуществляемая в форме осмотра, проверки состояния или обследования СГП и Т, с целью определения и прогнозирования их технического состояния, а также возможности и условий безопасной эксплуатации.
3.10 показатель браковочный: Признак или совокупность признаков неработоспособного состояния СГП и Т, установленных руководством по эксплуатации и настоящим стандартом.
3.13 строповка: Технологическая операция, выполняемая перед началом процесса подъема и перемещения груза, с целью соединения последнего с краном. Строповка осуществляется посредством обвязки, зацепки, захватывания груза и/или его подвешивания на крюк крана, с использованием, как правило, СГП.
3.13.1 зацепка: Технологическая операция по соединению захватов СГП либо крюка крана со строповочными элементами груза либо с элементами обвязки груза.3.13.2 обвязка: Технологическая операция по подготовке груза, не имеющего строповочных элементов, к зацепке грузозахватным приспособлением либо крюком крана, выполняемая, как правило, с использованием кольцевых и петлевых стропов.
3.15 тара грузовая (тара): Металлическое, деревянно–металлическое или полимерное средство для складирования, транспортирования и хранения грузов, имеющее строповочные элементы.

Таблица 3 – Сроки службы грузозахватных приспособлений

*При эксплуатации стропов, сварных траверс и захватов в неотапливаемом помещении и на открытом воздухе, а также при наличии в зоне их использования источника агрессивной среды по классификации, указанной в НПА, срок службы должен быть уменьшен на 25 %.
**Обследование на предмет определения возможности установления нового назначенного срока службы стропов данной категории не проводится. По истечению назначенного срока службы они изымаются из эксплуатации и утилизируются в установленном порядке.
***Для данных траверс, а также для оснащенных текстильными ветвями на полимерной основе, у которых своевременно проводились периодические проверки состояния и замена ветвей, что подтверждено соответствующими записями в технической документации, за назначенный может быть принят срок, установленный для траверс, не имеющих в составе гибких соединительных элементов.

Таблица 4 – Сроки службы грузовой тары

В состав работ при оценке работоспособности входит (п.8.5-8.13):
— Проверка наличия и состояния документации;
— Проверка наличия и состояния маркировки;
— Оценка работоспособности металлоконструкций;
— Оценка работоспособности стропов и гибких соединительных элементов других СГП;
— Оценка работоспособности соединительных элементов, захватов и блоков;
— Оценка работоспособности болтовых и шарнирных и других разъемных соединений;
— Оценка работоспособности металлической тары;
— Оценка работоспособности полимерной тары;

8.14 Условия и методы проведения испытаний
8.14.2 Испытанию могут быть подвергнуты идентифицированные СГП и Т, находящиеся в работоспособном состоянии. Дефекты и повреждения, выявленные при осмотре, проверке состояния или обследовании и подпадающие под браковочные показатели, приведенные в руководстве по эксплуатации или настоящем стандарте, должны быть устранены до проведения испытаний.
8.14.7 При испытании специальных СГП, зацепка которыми испытательных грузов, невозможна, должна быть предусмотрена схема надежного присоединения испытательного груза необходимой массы к изделиям, для которых предназначены СГП.
В случае, если упомянутые изделия относятся к опасным грузам либо являются дорогостоящими изделиями единичного производства, допускается подтверждение прочностных характеристик металлоконструкций предназначенных для них СГП посредством выполнения расчетов, исходными данными в которых являются фактические сечения элементов и фактические механические свойства.

8.15 Оформление результатов испытаний, проверки состояния и обследования
8.15.3 Результаты первичного освидетельствования и испытания вновь установленных на крюковой кран механизированных и/или электрифицированных СГП, в том числе моторных грейферов или магнитов, помимо их отражения в журнале СГП и Т, должны быть занесены в паспорт крана. Запись в паспорте должна подтверждать, что СГП установлено на кран в соответствии с требованиями эксплуатационной или конструкторской документации и выдержало испытание.
8.15.8 Результаты обследования СГП и Т оформляются специализированной организацией в виде акта обследования с необходимыми приложениями, составляемого с учетом рекомендуемой формы, приведенной в приложении В и используются эксплуатирующей организацией для принятия решения о продолжении эксплуатации, снижении рабочих параметров, ремонте или снятии с эксплуатации (утилизации).
По результатам проведения внеочередного обследования СГП и Т в паспорте должна быть указана причина, вызвавшая необходимость его проведения.

Форма бирки и место ее крепления

Стандарт не определяет жесткие требования по месту крепления маркировки чалок. На практике обычно они имеют круглую, квадратную либо овальную форму, но отдельные производители могут использовать и дизайнерские варианты в виде многоугольников. Крепятся обычно бирки в следующих местах:

Стропы стальные канатные. Особенности маркировки

Маркировка съемных грузозахватных приспособлений стропа

В общем случае, обозначение на бирке кольцевой либо петлевой чалки включает следующие элементы:

Дополнительно на бирке стропы в обязательном порядке указывают производителя, дату выпуска и заводской номер изделия. Последняя информация позволяет при необходимости определить компанию, которая выпустила чалку при наличии каких-либо вопросов к качеству готовой продукции, ее надежности и другим моментам.

Стропы текстильные. Особенности маркировки

Маркировка съемных грузозахватных приспособлений стропа

Особенность искусственных волокон в возможности их окрашивания в разный цвет, что позволило ввести визуальную маркировку в зависимости от грузоподъемности, упрощая идентификацию и выбор конкретных чалок для работы. На сегодня общепринята следующая цветовая маркировка:

В зависимости от способа изготовления все подобные чалки делят на круглопрядные, ленточные и полотенца для подъема труб. Первые изготавливают из металлического сердечника, который оплетен нитями из полиэстера, воспринимающих нагрузку и определяющих грузоподъемность.

Дополнительно в материал вшивается бирка, которая включает следующие данные:

Чаще всего для бирок используют ткань либо кожу, на которые наносится информация методом термопечати (альтернативой станет несмываемая краска). Вшивают их обычно в месте стыковки рукавов, где минимален контакт с поднимаемым грузом, что предотвращает их повреждение.

Маркировка съемных грузозахватных приспособлений стропа

Маркировка съемных грузозахватных приспособлений стропа

Стропы на текстильной основе завоевали вначале Запад, а
потом постепенно стали применять и у нас.

Изготовление
и эксплуатация должна соответствовать РД 24-СЗК-01-01 «Стропы грузовые общего назначения на
текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации»

Данный руководящий документ
разработан позднее Правил ПБ 10-382-00 и РД 10-33-93. Он включает требования
международных требований к стропам на текстильной основе, имеет значительные
расхождения с основными требованиями Правил.

Методы
контроля и испытаний кардинально не отличаются от изложенных в ПБ10-382-00 и
РД10-33-93, добавлены контрольные испытания дополнительных образцов в партии
лент на 250 строп нагрузкой превышающей грузоподъемность стропа в 7 раз и
выдержанной под нагрузкой 10 мин.

Маркируются текстильные стропа специальной пришиваемой
биркой, на которой обозначено: (данные приближены к требованиям ISO- 4878)

Маркировка текстильных строп:

Для увеличения службы текстильных строп применяются защитные чехлы,
прокладки, уголки.

Текстильные стропа снабжаются паспортом. В связи с тем, что
РД24-СЗК-01-01 пока мало доступно, то в паспорте (образец также изложен в РД)
определены указания мер безопасности при эксплуатации данных строп,
транспортировке и хранении, а также нормы и правила браковки.

Осмотр стропов производится в соответствии с
ПБ10-382-00 (каждые 10 дней или перед выдачей в работу ежедневно)

Не
допускаются к работе стропы, у которых:

Браковка цепных стропов – нормы и
правила

Выбраковка цепных
стропов, произведенных согласно ПБ-10-382-00 и ТУ 3150-001-52466920-2005

При обнаружении любого
из перечисленных дефектов производится выбраковка цепных строп, дальнейшее
использование небезопасно.

Самостоятельный ремонт
цепных стропов запрещен.

Выбраковка конструкционных
элементах цепного стропа (таких как скобы, крюки, соединительные звенья и т. )
недопустимы

Также следует соблюдатьсроки
эксплуатации цепных строп

Сейчас стали употреблять импортные стропы, так как при
одной и той же грузоподъемности, они имеют меньший диаметр, соответственно и
меньший вес.

Стропы из цепей и текстильные
стропы

Предназначены для строповки грузов и навешивание на крюк крана.

Стропы из цепей одинаковой грузоподъемности
со стропами из стального каната, имеют меньшую толщину, что намного удобнее в
работе для строповке груза.

Маркировка съемных грузозахватных приспособлений стропа

Для строп используются круглозвенные цепи с
коэффициентом запаса прочности не менее
4

Класс прочности из цепей Т(10)

Все комплектующие цепей
должны быть одного класса прочности

Маркировка съемных грузозахватных приспособлений стропа

В данном случае принцип обозначение аналогичен канатным, но имеет ряд специфических моментов. На первом месте стоит маркировка конкретного типа стропа, который может быть:

Дополнительно у подобной чалки указывают грузоподъемность, общую длину и исполнение, дату изготовления, порядковый номер выпущенного компанией изделия и наименование производителя.

Маркировка съемных грузозахватных приспособлений стропа

Съемные грузозахватные приспособления (СГП) предназначены
для строповки груза, они навешиваются на крюк крана и при помощи них груз
перемещается краном.

Включают стропы, захваты, траверсы и тара.

СГП должны изготовляться по ГОСТам, нормалям,
ТУ, и Правилам по кранам ПБ 10-382-00. Завод изготовитель должен иметь
разрешение на изготовление СГП (лицензию).

РД 10-33-93
Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной
эксплуатации.

Для получения
разрешения завод-изготовитель должен представить в Ростехнадзор:

Всю
докуметацию, перечисленную в п. 2.1 документа.

Стропы
изготовленные для сторонних организаций должны снабжаться паспортом.

С вступлением в силу
административного регламента, установившего обязательное наличие заключения
экспертизы промышленной безопасности или сертификата соответствия, разрешение
на изготовление съемных грузозахватных приспособлений от Ростехнадзора
обязательно.

номер нормативного
документа (технических условий);

предприятие-изготовитель
и его адрес;

разрешение (лицензия) на
изготовление;

состав и комплект
поставки.

2. Чертеж
(эскиз, схема) общего вида с указанием основных размеров.

3.
Технические данные и характеристики:

собственная масса, кг;

прочие технические
данные и характеристики.

5.
Инструкция по эксплуатации.

6.
Инструкция по техническому освидетельствованию.

7.
Ведомость запасных частей.

9.
Свидетельство о приемке (дата испытаний).

СГП должны быть испытаны после изготовления на
заводе-изготовителе нагрузкой на 25% выше грузоподъемности.

Внешней выбраковке подвергаются 100% ГЗП, а испытание
статической нагрузкой разное количество из изготовленной партии одного
материала согласно ГОСТА.

Например по РД 11-07-2007 Инструкции по проектированию, изготовлению и
безопасной эксплуатации стропов грузовых

. Количество контрольных
образцов, подвергаемых механическим испытаниям при производстве стропов,
звеньев партиями (в партию входят однотипные по материалу, грузоподъемности,
типу и исполнению изделия) должно быть:

— четыре образца из партии более
200 штук;

— три образца из партии от 100 до
200 штук;

— два образца из партии до 100
штук.

Поэтому перед эксплуатацией новых строп их рекомендуется
нагрузить грузом 100% грузоподъемности и произвести не менее 3 раз каждого
рабочего цикла на максимальных
скоростях.

Стропы при эксплуатации не ремонтируются и не испытываются.

После испытания все Съемные грузозахватные приспособления
маркируются и снабжаются паспортом.

Маркировка съемных грузозахватных приспособлений стропа

Каждый элемент строп должен иметь свою маркировку крюк,
соединительное звено, каждый калибр цепей и т.д.

Все стропы имеют маркировочные бирки, на которых указываются:- наименование предприятеля-изготовителя и его товарный знак;- заводской номер стропа;- грузоподъемность;- дату испытания на заводе-изготовителе (месяц, год).Допускается указывать длину стропа и его обозначение.

Подразделяются по материалу изготовления:

Стропы из стального
каната

Рекомендуют для строповки грузов до 3-х тонн.

Они должны изготовляться из канатов крестовой свивки по ГОСТ 3071, ГОСТ 3079, ГОСТ 2688, ГОСТ 7668 и ГОСТ
7669.

В расчете строп применяется коэффициент запаса не менее 6, число ветвей строп – 3, (так как
распределение натяжения в ветвях строп затрудняется с увеличением ветвей), и
угол между ветвями строп для строп общего назначения 90º, специальные для груза, фактический угол.

Петля на стропах,
соприкасающая с кольцами, соединительными звеньями, петлями на грузе, должна
быть защищена коушем. п. 2.7.3 Правил

Соединение канатов в стропах

Маркировка съемных грузозахватных приспособлений стропа

Маркировка съемных грузозахватных приспособлений стропа

Образование петли в
стропах п. 2.7.3
Правил должна быть выполнена:

с
применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;

Применение сварных втулок не
допускается (кроме крепления конца каната во втулке электрической тали).

Рис 2 Канаты, заделанные в
петлю (а), на коуш (б), гнльзово-клиновым соединением (в), разъемным
соединением (г), то же, в муфту (д), на коуш с использованием металлической
гильзы (е), клиновой зажим (ж): 1 — канат, г —коуш. 3. 5, 12 — гильзы, 4 —
клиновидный конец рычага, 6 — эксцентриковый рычаг, 7, 11 — оси, 8 — съемная
скоба, 9 — муфта, 10 — щеки

Изготовление строп должно соответствовать требований Правил и РД 11-07-2007 Инструкции по проектированию, изготовлению и безопасной
эксплуатации стропов грузовых

Преимущества канатных стропов:

Недостатки канатных стропов:

канаты в смазке, могут загрязнять груз

Оцените статью
Маркировка-Про