Маркировка трубопроводов и электрощитов на судне

Маркировка трубопроводов и электрощитов на судне Маркировка

3.2.1.
«Новороссийск» — наименование судна.

3.3.1.
1,3,5,7, 9, — Номера грузовых помещений
(танков, трюмов)2,4,6,8,10

50
IV III
10 наносится маркировка белой
краской

на
палубе или фальшборте, где, например

30
— номера переборки;

IV,III
— номера отсеков судна, разделяемых
переборкой;

.3.5.
л — Забортное отверстие (кингстон)
– обозначается на

фальшбортах
бортов их расположения, где:

К
— первая буква наименования отверстия;

14
— расстояние в метрах от верхней кромки
отверстия до кромки верхней

. Место
приема – передачи груза и людей с
вертолета на

борт
судна и наоборот.

3.3.7.
Схемы швартовки судна.

.3.8.
16 16 Места концов и разрывов
бортовых килей —

обозначаются
с обоих бортов цифрами и знаками.

(16 – расстояние, м, от верхней
кромки палубы до верхней кромки киля).

ориентироваться в темноте
на своем вахтенном посту, в заведуемом
служебном и жилом помещении: найти
выход, любой механизм, прибор, клапан,
трубопровод и т.п.;

герметизировать отсек, в
котором расположен вахтенный пост,
заведуемое служебное и жилое помещение:
задраить водонепроницаемые и
противопожарные двери, люки, горловины,
иллюминаторы, вентиляционные головки
(грибки и т.п.);

находить любое штатное
аварийно-спасательное и противопожарное
имущество, находящееся в районе вахтенного
поста и в заведуемом помещении, в том
числе и в темноте;

приготовить к действию и
использовать по назначению
аварийно-спасательное и противопожарное
имущество, находящееся в районе вахтенного
поста и в заведуемом помещении;

определить по маркировке
и отличительным знакам назначение
трубопроводов, клапанов, электрощитов,
а также дверей, люков и горловин в районе
вахтенного поста и в заведуемом помещении;

отыскать, закрыть и открыть
клапаны, кингстоны, ввести в действие
и вывести из него стационарные средства
борьбы за живучесть судна своего
вахтенного поста;

пользоваться всеми видами
средств внутрисудовой связи и сигнализации,
имеющимися на вахтенном посту и в
заведуемом помещении;

включить и выключить
аварийное освещение на вахтенном посту,
в заведуемом служебном и жилом помещении;
отыскать место подключения и вооружить
переносной светильник; пользоваться
аккумуляторными аварийными фонарями;

включить и выключить
вентиляцию на вахтенном посту, в
заведуемом служебном и жилом помещении;

быстро обнаружить и вынести
пострадавшх из опасной зоны;

хорошо знать расположение
судна, выполнить обязанности посыльного
и доставить донесение на ГКП или в другие
судовые помещения.

Основные предупредительные мероприятия

Предупредительные
мероприятия по обеспечению живучести
судна

Мероприятия
по обеспечению непотопляемости

Степень обеспечения непотопляемости
судна определяется информацией об
аварийной посадке и остойчивости и
характеризуется следующими основными
показателями:

осадкой
носом и кормой, углом крена и дифферента,
поперечной диаграммой плеча статической
остойчивости, поперечной метацентрической
высотой, запасом плавучести, высотой
надводного борта до и после выполнения
мероприятий по повышению остойчивости
и запаса плавучести;

производительностью
водоотливных средств и возможностью
их использования при различных вариантах
затопления отсеков.

К основным предупредительным мероприятиям,
обеспечивающим непотопляемость судна,
относятся:

организация
правильного технического использования
и постоянной готовности систем водоотлива
и спрямления судна, переносных водоотливных
средств и АСИ;

строгое
руководство информацией по посадке и
остойчивости судна;

обучение
экипажа правилам технического
использования корпуса судна и его
элементов, а также систем водоотлива и
спрямления судна, переносных водоотливных
средств и АСИ;

содержание
в надлежащем состоянии надписей и
нумерации помещений, маркировки
водонепроницаемых и противопожарных
закрытий, запорных устройств судовой
вентиляции, организация их задраивания
при различных условиях эксплуатации
судна.

Водонепроницаемость корпуса судна
обеспечивается герметичностью наружной
обшивки, второго дна, палуб, водонепроницаемых
переборок, иллюминаторов, клапанов и
механизмов закрытия забортных отверстий.

Для своевременного обнаружения и
устранения дефектов корпуса постоянная
судовая комиссия систематически, в
сроки, указанные в Правилах эксплуатации
металлических корпусов, устройств и
систем судов таможенных органов (приказ
ГТК России от 10 декабря 1996 г. N 746) (далее
— ПЭКУС), проводит осмотры и проверку
его технического состояния.

Для обеспечения водонепроницаемости
корпуса судна, находящегося в эксплуатации,
запрещается прорезание и сверление
отверстий в наружной обшивке,
водонепроницаемых переборках и закрытиях,
палубах, платформах и втором дне.

Эти
работы могут производиться как исключение
только с разрешения командира судна в
целях борьбы за живучесть судна или при
спасении людей.

Все водонепроницаемые двери (люки или
горловины) ниже палубы переборок во
время плавания должны быть всегда
закрыты.

Перепускные (спускные) клинкеты и
клапаны, установленные на водонепроницаемых
переборках, втором дне, платформах,
палубах должны быть всегда закрыты, за
исключением случаев, регламентированных
информацией.

Перед выходом судна в море (на реку, на
озеро) иллюминаторы, двери, люки и другие
отверстия на палубе и в бортах, ведущие
в водонепроницаемый корпус, должны быть
надежно задраены.

Во время плавания должно быть организовано
постоянное наблюдение за водонепроницаемостью
корпуса.

Для своевременного обнаружения
поступления воды в условиях обычной
эксплуатации необходимо регулярно, 2
раза в сутки на стоянке и один раз за
вахту на ходу, производить замеры уровня
жидкости во всех льялах и сточных
колодцах. Результаты измерений
записываются в судовом журнале.

Небольшие протечки воды в надводной и
подводной части корпуса, которые могут
привести к порче оборудования судовых
помещений, необходимо по возможности
устранять немедленно.

Маркировка
водогазонепроницаемых переборок,
противопожарных закрытий, запорных
устройств судовой вентиляции

Каждому водонепроницаемому отсеку
(трюму), цистерне, коффердаму, шпангоуту
должен быть присвоен номер.

Нумерация
водонепроницаемых отсеков (трюмов),
цистерн, коффердамов, шпангоутов
производится в соответствии с нумерацией,
приведенной в информации.

Нумерация
производится последовательно с носа в
корму, снизу вверх. Нечетные номера
присваиваются помещениям по правому
борту, четные — по левому.

Каждой
палубе и платформе присваивается
наименование в соответствии с построечной
спецификацией.

Все водонепроницаемые двери (люки или
горловины) разбиваются на четыре
категории: Б, З, П, Т (первые буквы слов
«Боеприпасы», «Задраено»,
«Приказание», «Тревога»).
Порядок их задраивания (отдраивания)
приведен в главе 6 Устава службы на
морских и речных судах таможенных
органов Российской Федерации.

На шкафчиках и выгородках для пожарных
кранов должны быть нанесены хорошо
различимые надписи. Судовые трубопроводы
и электрораспределительные щиты должны
иметь отличительную маркировку и
окраску.

Размеры
и цвет букв, их окантовка, а также знаки
безопасности (в том числе указательные
знаки и надписи), отличительная маркировка
и окраска трубопроводов и электрощитов
приведены в приложениях N 2 и N 3 Наставления.

Мероприятия
по обеспечению пожарной безопасности

Основные мероприятия по поддержанию
противопожарного режима на судне

Пожары на судах в основном происходят
от:

неосторожного
и небрежного обращения с открытым огнем,
нагревательными приборами и от курения;

неисправности
электрокабелей, электрооборудования,
освещения, судовых механизмов и нарушения
правил их эксплуатации;

попадания
топлива на раскаленные и горячие
поверхности механизмов, выхлопных
трубопроводов;

искрообразования
при работе камбуза и при ударах;

воспламенения
горючих газов и паров нефтепродуктов;

нарушения
правил производства сварочных работ и
работ с открытым огнем;

разрядов
статического и атмосферного электричества;

самовозгорания
и самовоспламенения предметов.

К самовозгоранию способны: ветошь,
пакля, парусина, белье, одеяла и другие
абсорбирующие материалы, хранящиеся в
сыром виде навалом или в связках.

При стоянке судна у причала (в том числе
и при ремонте) должны быть приняты меры
по обеспечению в случае необходимости
быстрого его отхода при возникновении
пожара на причале или на другом судне.

Курение на судне разрешается при наличии
пепельниц только в каютах, салонах и
составу вахты — в рулевой рубке (без
выхода на открытые части мостика),
радиорубках, а также в специально
отведенных приказом по судну общих
местах для курения экипажа, где должны
быть установлены урны с водой.

Выбрасывание
спичек, окурков и других горящих предметов
за борт запрещается.

Чистка загрязненных частей электрических
машин и обмоток должна производиться
моющими средствами на негорючей основе.

Для предупреждения возникновения
пожаров на судне запрещается:

хранить
в открытом виде горюче-смазочные
материалы;

хранить
навалом в сыром виде, смоченные или
пропитанные маслом, красками, лаками,
растворителями предметы способные
самовозгораться: ветошь, паклю, парусину,
одежду, белье, одеяла, постельные
принадлежности; перед укладкой на
хранение они должны очищаться и
просушиваться;

хранить
свежевыкрашенную парусину в сложенном
виде или в плохо вентилируемом помещении;

хранить
легковоспламеняющиеся жидкости и
горючие материалы (дерево, краски, лаки
и др.) не в специально предназначенных
кладовых или местах;

оставлять
без наблюдения включенные бытовые
электронагревательные приборы и теле-
и радиоаппаратуру;

оставлять
при перерывах в работе включенным или
находящимся под током электроинструмент;

Пиротехнические средства должны
храниться в металлических шкафах или
ящиках закрытых на замок, установленных
на открытом мостике и оборудованных
специальными стеллажами, исключающими
их трение друг о друга и о стенки шкафа
или ящика.

Пиротехнические
средства, срок хранения которых истек,
должны сдаваться на берег.

Пиротехнические
средства, которые отказали в действии
при применении, должны уничтожаться
путем немедленного затопления.

Судовые запасы обтирочных материалов
должны храниться в ящиках и мешках в
сухих помещениях. Использованные
обтирочные материалы запрещается
выбрасывать за борт, их необходимо
выносить на берег в специально
установленные для этих целей контейнеры.

Все горючие предметы и материалы не
должны соприкасаться с электропроводкой,
электроарматурой и нагревающимися
конструкциями.

При выходе из помещений судна (каюта,
кают-компания, кладовая, трюм и т.п.)
должны быть выключены электроосвещение,
трансляция, теле- и радиоаппаратура
этих помещений.

Во избежание возникновения пожаров от
неисправного электрооборудования
необходимо поддерживать сопротивление
изоляции его не ниже допустимых норм.

Запрещается загромождать коридоры,
внутренние и наружные трапы в районе
жилых и служебных помещений, выходы из
них грузами, вещами и другими предметами.
Запрещается скапливание людей в проходах.
Это необходимо для обеспечения быстрой
эвакуации лиц, временно находящихся на
борту судна и экипажа судна из аварийных
районов и мест пожара, для обеспечения
подходов к району аварии или месту
пожара АГ с АСИ и противопожарными
средствами.

Спецодежда
должна храниться в металлических шкафах
в развешанном виде.

Мероприятия
по поддержанию противопожарного режима
в судовых помещениях

В машинных помещениях не допускается:

попадание
горюче-смазочных нефтепродуктов на
горячие поверхности и электропроводку;

скапливание
горюче-смазочных нефтепродуктов в
льялах и под плитами, попавшие туда
нефтепродукты должны немедленно
удаляться;

у
всех механизмов и устройств, работающих
на жидком топливе, приемников топлива,
масла, а также под опорными подшипниками
гребных валов должны быть установлены
поддоны для сбора топлива и масла; при
обнаружении утечки должны быть приняты
немедленные меры к устранению причин
утечки и по уборке разлитых жидкостей;

разрушение
изоляции механизмов и трубопроводов;

хранение
легкоиспаряющихся нефтепродуктов,
красок, лаков;

хранение
одежды, пакли, ветоши, дерева и других
горючих материалов на механизмах и
трубопроводах.

В машинных помещениях необходимо:

регулярно
очищать путем продувки, мытья и удаления
сажи, трубы, дымоходы, выхлопные
коллекторы, компенсаторы и искрогасители
и содержать их всегда чистыми и в
исправном состоянии;

изолировать
и окрашивать негорючей краской все
нагревающиеся части главных двигателей
и котлов;

поддерживать
в исправном состоянии двери и люки для
обеспечения плотного закрытия.

должны
быть окрашены кислотоупорными красками;

аккумуляторные
батареи должны иметь надежное крепление,
исключающее их удары друг о друга и о
другие предметы, и находиться на резиновых
ковриках;

их
вентилирование должно производиться
в соответствии с инструкцией и обязательно
при производстве зарядки аккумуляторов;

при
работе с аккумуляторными батареями
должен использоваться только изолированный
инструмент, исключающий искрообразование
при ударах; зажимы батарей и наконечники
проводов должны быть постоянно поджаты;

их
освещение как стационарное, так и
переносное должно быть только
взрывобезопасного исполнения; применение
электронагревательных приборов
запрещается.

все
предметы и материалы должны храниться
по сортности, раздельно;

подверженные
самовозгоранию материалы (просмоленная
пакля, ветошь и т.п.) должны храниться в
местах, безопасных в отношении попадания
воды, масла и жира;

прием
и хранение сырой и промасленной обтирки,
пакли, спецодежды и т.п. запрещаются;

периодически
должны производиться проверки хранения
обтирочных и волокнистых материалов;

весь
отсыревший материал необходимо
просушивать на палубе с соблюдением
соответствующих мер предосторожности;

хранение
горючих жидкостей, масел, краски, лаков
запрещается.

В салонах, кают-компаниях, каютах
запрещается:

хранить
взрывчатые, легковоспламеняющиеся и
опасные в пожарном отношении вещества
и материалы;

протирать
мебель и оборудование бензином и
керосином;

обертывать
электролампы бумагой, занавесками и
другими горючими материалами;

сушить
одежду и другие предметы на электрогрелках,
батареях отопления;

использовать
какие-либо не штатные бытовые переносные
электронагревательные приборы;

иметь
нештатные электрические розетки;

располагать
вешалки с одеждой над приборами отопления;

курить
лежа в постели.

На камбузе необходимо:

регулярно
очищать плиты, трубы, дымоходы и
искрогасители путем продувки, мытья и
удаления сажи;

содержать
заведование в чистом и исправном
состоянии.

В
помещении камбуза запрещается сушка
белья, спецодежды и т.п. над плитами,
хранение промасленной ветоши и
легковоспламеняющихся жидкостей.

Мероприятия
по обеспечению готовности к действию
стационарных средств борьбы за живучесть

Судно должно быть снабжено системами
пожарной сигнализации, системами
водоотлива (осушения) и пожаротушения.

Все стационарные системы обеспечения
живучести судна должны находиться в
постоянной готовности к немедленному
использованию.

они
должны быть защищены от каких-либо
повреждений;

насосы
и трубопроводы пожарной системы, системы
водоотлива (осушения) не должны
использоваться для перекачки
нефтепродуктов.

Режим работы пожарной системы в различных
условиях эксплуатации судна определяется
командиром судна.

По
сигналу «Аварийная тревога» система
должна находиться под рабочим давлением,
резервные пожарные насосы должны быть
готовы к немедленному запуску.

Проведение систематических осмотров
и проверок систем должно проводиться
в соответствии с ПЭКУС.

1. Цель практической работы: ознакомить курсантов с требованиями Регистра, предъявляемыми к судовым системам и маркировкой судовых систем.

2. Задание: Рассмотреть и изучить требования Регистра к судовым системам. Изучить маркировку систем..

3. Используемая литература:

1) Горячев А.М. Устройство и основы теории морских судов. Л.: Судостроение, 1971 г.

2) Фрид Е.Г. Устройство судна. Судостроение, Л.: 1978 г.

3) Кулагин В.Д. Теория и устройство промысловых судов. Л.: Судостроение, 1986 г.

4) Регистр. Правила классификации и постройки морских судов.

3. Порядок выполнения работы

3.1. Познакомиться с классификацией судовых систем и их назначением..

3.2. Рассмотреть и изучить конструктивные элементы судовых систем – трубопроводы, путевые соединения, фасонные части, арматуру.

3.3. Рассмотреть и запомнить маркировку судовых трубопроводов.

3.4. Изучить требования Регистра к судовым системам.

3.5. Рассмотреть нормы снабжения судов спасательными средствами и требования СОЛАС-74/95 к спасательным средствам.

4. Содержание отчета о выполненной работы:

4.1.Кратко описать тебование Регистра к судовым системам.

4.2.Описать отличительный знак трубопроводов осушительной, балластной систем, системы водотушения в соответствии с требованиями НБЖР-80.

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

Судовые системы представляют собой совокупность специализированных трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами и устройствами. Они предназначены для перемещения жидкостей, воздуха или газов в целях обеспечения нормальной эксплуатации судна (за исключением энергетической установки, трубопроводы которой в число судовых систем не входят).

Работа судовых систем обеспечивает живучесть судна, т. е. безопасность плавания, необходимые условия обитаемости, сохранность груза, а также выполнение специальных функций, связанных с назначением судна, например на танкерах, спасателях, промысловых судах и т. п.

На гражданских судах обычно предусматривают: трюмные системы — осушительная, водоотливная, перепускная, иефте-содержащих трюмных вод; балластные системы — балластная, дифферентная, креновая, замещения, нефтесодержащих балласт ных вод; системы пожаротушения — водяного пожаротушения, водяного орошения, спринклерная, водораспыления, водяных завес, паротушения, пенотушения, углекислотного тушения, объемного химического тушения, инертных газов, порошкового пожаротушения; системы бытового водоснабжения — бытовой пресной воды, питьевой воды, мытьевой воды, бытовой забортной воды, бытовой горячей воды; сточные системы — сточных вод, хозяйственно-бытовых вод, шпигатов открытых палуб; системы микроклимата — вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления (парового, водяного, воздушного); системы холодильных установок — холодильная, холодильного агента, холодоноси-теля; системы хозяйственного пароснабжения, подогрева жидкостей, пропаривания; системы сжатого воздуха — высокого давления, среднего давления, низкого давления, иневмоуправления; система охлаждения судового оборудования; система гидравлики.

Кроме названных основных на судах имеются различные вспомогательные системы: измерительных, воздушных и переливных труб; системы продувания и обогревания трубопроводов и арматуры, а также системы связи, сигнализации и управления, к которым относятся системы переговорных труб, трюмной сигнализации, пожарной сигнализации, контроля параметров работы и аварийной сигнализации.

К числу специализированных судозых систем, выполняющих функции, связанные с назначением судна, относятся: специальные системы танкеров — грузовая, зачистная, газоотводная, мойки грузовых танков, орошения грузовых танков; специальные системы спасательных судов — грунторазмыва, грунтоотсоса, водоотливно-спасательная, сжатых газов и газовых смесей; специальные системы промысловых судов — рыбьего жира, растительного масла, тузлука, рыбоиодачи, производственной пресной воды, производственной забортной воды, производственной канализации, производственного пароснабжения.

Устройство судовых систем и их расположение на судне зависят от назначения системы, количества и расположения обслуживающих его потребителей. Если судовая система обслуживает несколько потребителей, то ее выполняют в виде основного магистрального трубопровода, от которого ответвляются отростки к потребителям.

Магистральный трубопровод обычно прокладывают по линейна или кольцевой схеме. Последняя обеспечивает большую живучесть, чем линейная, так как в случае повреждений в кольцевом трубопроводе система может функционировать по оставшейся разомкнутой части кольца. Однако магистральный трубопровод, проложенный по кольцевой схеме, несколько тяжелее (на 20—30 %), сложнее и дороже.

В зависимости от распределения механизмов, обслуживающих систему, различают автономный, групповой и централизованный принцип устройства судовых систем (рис. 8.1). При автономном трубопроводы и потребители каждого водонепроницаемого отсека обслуживаются самостоятельными механизмами. При групповом один механизм обслуживает потребителей нескольких водонепроницаемых отсеков. И, наконец, при централизованном принципе все потребители данной системы судна обслуживаются одним механизмом. Некоторые судовые системы, требующие высокой живучести, выполняют по комбинированному принципу: каждый отсек имеет автономную систему, но при выходе из строя насоса этот отсек может обслуживать насос соседнего отсека.

Централизация расположения механизмов упрощает и удешевляет систему, но уменьшает ее живучесть. Именно поэтому предпочтение тому или другому принципу устройства данной системы отдается только после тщательного изучения особенностей ее эксплуатации и анализа ее роли в обеспечении безопасности плавания и живучести данного судна, а также требований экономии массы.

К конструкции и работе судовых систем предъявляют определенные требования. К общим требованиям относятся: высокая надежность; живучесть, т. е. способность системы выполнять свои функции при частичном повреждении или выходе из строя отдельных участков; коррозионная стойкость, компактность и минимальная масса; хорошая защищенность от механических повреждений во время эксплуатации, например при погрузочно-разгрузочных операциях; доступность для осмотра, окраски и ремонта; хороший внешний вид, отвечающий архитектуре помещений, в которых смонтированы системы; высокая степень автоматизации и механизации; экономичность постройки и эксплуатации; обеспечение требований техники безопасности.

Все судовые системы, имеющие забортные отверстия, должны иметь конструкцию, исключающую попадание забортной воды внутрь судна. Кроме того, конструкция всех систем должна быть такова, чтобы затопление или пожар в одном отсеке не мог распространиться по трубопроводам в другие неповрежденные районы судна. Как правило, не допускается прокладка трубопроводов через топливные цистерны.

Отдельные требования определяются назначением и особыми условиями работы каждой системы. Так, системы, отливающие за борт сточные и льяльные воды, не должны допускать загрязнение акваторий остатками нефтепродуктов и других вредных отходов сверх санитарных норм, установленных Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ 73/78, а механизмы трюмных систем, обеспечивающих живучесть судна, должны надежно работать даже при затоплении помещений, в которых они расположены, и т. п. Требования к системам, обеспечивающим безопасность плавания и охрану человеческой жизни, а также незагрязнение моря, регламентируются Правилами Регистра.

В состав каждой судовой системы входят следующие конструктивные элементы: трубы с путевыми соединениями и запорно-регу-лирующей арматурой, образующие в совокупности трубопровод; источники питания системы гидравлической энергией; аппаратура и приводы управления арматурой и машинами; контрольно-измерительные приборы; емкости — хранилища рабочей среды. В состав ряда систем входят аппараты и установки, изменяющие агрегатное состояние или температуру рабочего тела.

Судовые трубы, путевые соединения и арматура, а также присоединяемые к судовым трубопроводам элементы механизмов; аппаратов и контрольно-измерительных приборов характеризуются условным проходом и условным давлением.

Под условным проходом Dу понимают фактический внутренний диаметр проходного отверстия арматуры, измеряемый в миллиметрах (мм). Условный и фактический (наружный или внутренний) диаметры труб не совпадают. Чтобы унифицировать фланцы судовой арматуры и труб, принято следующее; каждому условному диаметру должен соответствовать один постоянный наружный диаметр, а внутренние диаметры могут изменяться в зависимости от толщины трубы.

Под условным давлением Ру понимают давление (в Па или кгс/см2), на которое рассчитывают арматуру при определенной температуре рабочего вещества. По условному давлению выбирают рабочее давление, при котором можно использовать арматуру в системе с заданной температурой рабочего вещества. При температуре рабочего вещества 120° рабочее и условное давления совпадают.

Рассмотрим важнейшие конструктивные элементы судовых систем.

Трубы являются основной частью каждой системы. Выбор материала для изготовления трубопровода зависит от свойств рабочего вещества, для которого предназначена система. В судовых системах этими веществами являются холодная и горячая

пресная и морская вода; водяной пар; воздух; масло; нефтепродукты; растворы некоторых солей; химические пены, фреоны, аммиак, углекислота и прочие вещества, отличающиеся друг от друга агрессивностью, а также температурой, давлением, скоростью течения. На судах применяют преимущественно цельнотянутые и сварные трубы из углеродистой стали, а также трубы из легированной стали, медные, медно-никедевые, латунные и дюралевые. Для агрессивных веществ применяют трубы из нержавеющей стали, полиэтилена, винипласта (последние отличаются высокой химической стойкостью и весят примерно в б— 7 раз меньше металлических); стальные трубы, футерованные полиэтиленом или биметаллические (снаружи — сталь, внутри — медь»), а также стальные, оцинкованные изнутри.

Чтобы смонтированные трубопроводы разных судовых систем можно было легко отличать друг от друга и от трубопроводов энергетической установки, их маркируют цветными кольцами (широкими — 50 мм и узкими — 25 мм), наносимыми на хорошо заметных участках (табл. 9 и 10).

Путевые соединения участков труб между собой, в местах прохода через переборки, а также подсоединения к механизмам бывают разъемными и неразъемными. Разъемные соединения осуществляют при помощи фланцев, штуцеров, фитингов и дюритовых муфт (рис. 8.2). Неразъемные соединения в труднодоступных или не требующих разборки местах выполняют сваркой и пайкой.

Для разветвления труб и прокладки их через настилы судовых перекрытий — палуб, переборок — применяют фасонные части (рис. 8.3): колена, тройники, четверники, стаканы (переборочные и палубные), а чтобы уменьшить напряжения, возникающие в трубах при колебаниях температуры или деформации корпусных конструкций, предусматривают компенсаторы, выполняемые в

виде изогнутых или гофрированных участков труб или специальных конструкций (на трубах больших диаметров), называемых сильфонными компенсаторами. Обычно все эти соединения изготовляют из того же материала, что и трубы.

Арматура судовых трубопроводов служителя пуска и выключения системы, разобщения отдельных ее участков, регулирования количества и давления рабочей среды, изменения направления ее движения. Эту арматуру относят к категории запорно-регулирующей в отличие от арматуры, изменяющей качество рабочего вещества, к которой относят различные фильтры, глушители, огневые предохранители и т. п.

В зависимости от назначения и конструкции запорно-регули-рующую арматуру разделяют на краны, клапаны, клинкеты, захлопки и заслонки, которые изготовляют из углеродистой стали, латуни, бронзы, чугуна, легких сплавов, винипласта, полиэтилена, стеклопластика.

Краны имеют в корпусе плотно притертую коническую пробку с одним или несколькими отверстиями. Различают проходные (рис. 8.4), трехходовые краны и крановые манипуляторы (переключатели). Их применяют в судовых системах, находящихся под условным давлением до 2,5 МПа (25 кгс/см2) и имеющих трубы с условным проходом до 80 мм, так как для больших давлений или диаметров трудно обеспечить необходимую герметичность простой притиркой пробки.

В последнее время в судовых трубопроводах стали применять проходные краны с шаровой пробкой, которые обладают хорошей герметичностью и просты в управлении. Их можно использовать на трубопроводах с условным проходом до 250 мм и условным давлением до 4,0 МПа (40 кгс/см2).

Клапаны (рис. 8.6) перекрывают проходные отверстия при помощи перемещающейся в корпусе клапана тарелки, плотно прилегающей к гнезду. В зависимости от назначения клапана и способа управления тарелкой различают запорные, невозвратные, невозвратно-запорные, невозвратно-управляемые, предохранительные и редукционные клапаны.

Для централизации управления системой несколько клапанов иногда объединяют в одном блоке, называемом клапанной коробкой или клапанной колонкой.

Запорные клапаны имеют тарелку, перемещаемую штоком, который вращают вручную (непосредственно или дистанционно) или с помощью механического привода. Невозвратные клапаны штока не имеют, а тарелка прижимается к гнезду под действием своей тяжести или пружины, что обеспечивает автоматическую работу клапана, пропускающего рабочую среду только в одном направлении.

Невозвратно-запорные клапаны имеют шток, не соединенный с тарелкой, а только ограничивающий ее подъем. Этот клапан при штоке, ввернутом до отказа, запирает трубопровод, а при вывернутом (поднятом) работает как невозвратный.

Предохранительные клапаны работают по принципу невозвратных. Эти клапаны имеют пружину, прижимающую тарелку. Клапан срабатывает, если давление пружины становится больше заданного. Аналогично устроены и редукционные клапаны, предназначенные для поддержания заданного давления в магистрали.

Клинкеты (рис. 8.7) представляют собой запорный орган, у которого проход закрывается клиновым запором, имеющим вид диска с одним или двумя скосами. Клинкеты применяют на трубопроводах с условным диаметром от 50 до 900 мм и условным давлением 1,6 МПа (16 кг/см2). Они меньшей легче, чем клапаны, но уступают им по плотности запирания.

Захлопки — это клапаны с шарнирно-зак-репленной тарелкой. Они относятся к категории быстрозапорной арматуры и работают по принципу невозвратно-запорного клапана. Используют их в основном для закрывания выходных отверстий отливных трубопроводов. В последние годы на трубопроводах с условным диаметром 300—1000 мм и условным давлением до 0,1 МПа (1 кг/см2) широкое распространение получили поворотные затворы, у которых запорным органом служит круглый диск, вращающийся вокруг оси, проходящей перпендикулярно оси трубопровода. Эти затворы компактны, просты и удобные в управлении.

В трубопроводах систем вентиляции и кондиционирования воздуха применяют заслонки — особые пластины в виде шибера, закрывающего или открывающего канал.

Управление арматурой судовых систем осуществляется местными или дистанционными приводами вручную или же механическими двигателями. Дистанционные приводы бывают валиковые, электрические, пневматические и гидравлические.

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru — 2023 год. Все права принадлежат их авторам!

Маркировка закрытий судовых помещений и отсеков.

3.5.1.
Согласно схеме (чертежу) судна каждое
его помещение, отсек, отделение должно
иметь на их закрытиях (дверях, крышках
люков и горловин) следующую маркировку
(обозначения):

а) Наименование – в виде планки или
надписи;

б) Знак безопасности (Приложение 9 НБЖС,
с 154-163);

в) Номер по порядку;

г) Знак влияния на живучесть судна и
его положение по тревогам.

(Приложение 3 НБЖС, с 138-141).

1.Водогазонепроницаемые
– это крышки люков и горловин, дверей
и другие закрытия, установленные на
конструкциях судна и исключающие
возможность затопления отсека или
помещения забортной водой и распространения
ее по судну, а также обеспечивающие
газонепроницаемость (герметичность)
помещения (с.7 НБЖС).

2.Противопожарные – это двери других
закрытий, установленные на огнестойких
и огнезадерживающих конструкциях
корпуса судна и исключающие распространение
пожара и дыма по судну, а также создающие
условия для безопасной эвакуации людей
из помещений и для успешной ликвидации
пожара (с.7 НБЖС).

3.Наружные запорные устройства судовой
вентиляции – это двери и крышки шахт,
грибовидные головки, клинкеты, задвижки
и другие устройства, установленные на
воздуховодах, и обеспечивающие их
перекрытие для герметизации помещений
(с.7-8 НБЖС).

3.5.3.
Все три вида закрытий маркируются
(обозначаются) установленными знаками
(с.138-140 НБЖС), указанными в таблице ниже:

Виды линий трубопроводов, их конфигурация и назначение

Виды линийтрубопроводов показаны
на рис. 2.4.

-магистраль– главный трубопровод,
из которого среда идет к отдельным
потребителям или собирается от них;

— ответвление(отросток) —
трубопровод, связывающий магистраль с
отдельным потребителем, как правило,
меньшего диаметра, чем магистраль;

— перемычка- съемный или постоянный
трубопровод с запорной арматурой,
связывающий трубопроводы двух разных
систем (рис.2.4,б).

Маркировка трубопроводов и электрощитов на судне

Рис. 2.4. Виды линий
трубопроводов; а
— магистраль : 1- магистраль, 2-отростки;
б
— перемычка: 1- магистраль осушительной
системы, 2- магистраль балластной системы,
3-перемычка; в
— обвод:
1-магистраль, 2- исключаемый элемент, 3-
обвод; г
– обводы для изменения направления
перекачки по магистрали: 1-центробежный
насос, 2- магистраль, 3- обводы

В соответствии с принципами, изложенными
в п. 2.3., каждая из систем должна иметь
свои трубопроводы, использование общих
участков труб для разных систем не
допускается. Однако для повышения
живучести судна должна быть предусмотрена
возможность работы насоса одной системы
в другой ( например, балластного насоса
в осушительной системе и наоборот). Для
этого насосы на входе и выходе из них
соединяются перемычками (рис. 2.4, б).

обвод– участок трубопровода с
запорной арматурой, служащий для
направления среды в обход какого- либо
элемента системы, например, фильтра
(рис. 2.4,в). Используя два обвода
можно изменить направление перекачки
жидкости центробежным насосом в
магистрали (рис.2.4,г).

По конфигурации в пространстветрубопроводы имеют такие типы:

— линейная– имеет одну магистраль
(рис. 2.6,в);

— многолинейная– группа параллельных
трубопроводов, Это разновидность
относительно короткой магистрали с
длинными отростками, отходящими от
магистрали в одном направлении (рис.
2.6,б).

— кольцевая– замкнутая магистраль
(рис. 2.5). Может выглядеть как две
магистрали, соединенные перемычками с
отсечными клапанами 2 и 3. Благодаря
перемычкам и кольцевой конфигурации
при разрушении любого участка кольца
4 он отсекается от системы и сохраняется
возможность водоснабжения других
потребителей 5. Такая конфигурация
применяется для систем водотушения на
крупных пассажирских судах. Похожую
конфигурацию имеет система кровообращения
человека.

— одноканальнаяидвухканальная
— первая из них это обычная магистраль,
а вторая конфигурация — две магистрали,
по которым идет одна среда, но с разными
физическими параметрами (например,
горячая и холодная вода в системе
водоснабжения, пар и конденсат в системе
парового отопления и пр.).

По назначению трубопроводы делятся на
такие:

— приемный трубопровод– служит для
приема на судно жидкостей с берега
или другого судна (питьевая вода, топливо,
масло и пр.). Снабжается специальной
арматурой, защищающей от присоединения
к береговым трубопроводам, не
соответствующим виду жидкости, например,
к приемному трубопроводу питьевой воды
(см п. 1.3.7,к, рис. 1.45) нельзя присоединить
шланг подачи топлива и наоборот. Для
защиты от случайного загрязнения они
имеют заглушки, запираемые на замок;

— трубопровод выдачи– служит для
передачи на очистную станцию (ОС) или
береговые очистные сооружения загрязненной
воды – сточных вод, нефтесодержащих
вод, остатков нефтепродуктов. Отличие
этих трубопроводов состоит в том, что
они снабжаются запорной арматурой,
которая пломбируется санитарным
инспектором после выкачки вод. Это не
позволяет безнаказанно слить грязную
воду за борт. Кроме этого, выходные
патрубки закрываются заглушками (см.
п. 1.3.7,л, рис.1.46);

— всасывающие трубопроводы-
располагаются перед насосом, давление
в них обычно меньше атмосферного. В этих
трубопроводах при значительном разряжении
могут возникать воздушные пробки и
гидравлические удары;

— напорные трубопроводырасполагаются
за насосом, давление в них превышает
атмосферное и гидростатическое;

— безнапорные трубопроводыне
подвергаются действию избыточного
давления, по ним жидкость перетекает
под действием собственной тяжести.

Соседние файлы в папке СИСТЕМЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Обозначения в грузовых и машинных помещениях.

3.4.1.
Летняя грузовая ватерлиния наносится
синей или белой краской с обоих бортов
в трюмах, МП, помещениях специальной
категории и во всех их межпалубных
пространствах. В этих местах обозначается
цифрами каждый 5-й

Оцените статью
Маркировка-Про