Маркировка трубопроводов на судах согласно нбжс

Маркировка трубопроводов на судах согласно нбжс Маркировка

Маркировка трубопроводов на судах

Трубопроводы судовые. Правила нанесения отличительных и предупреждающих знаков

ПРАВИЛА НАНЕСЕНИЯ
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ
И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИХ ЗНАКОВ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Дата введения 01.01.91

Настоящий стандарт устанавливает правила нанесения
отличительных и предупреждающих знаков на судовых трубопроводах для определения
вида и назначения проводимой среды.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Спасибо за прочтение статьи. Вся информация была взята из проверенных источников и самого ГОСТ-а 5648-90.

Наши специалисты подберут Вам оптимальное паровое и пароконденсатное оборудование, исходя из Ваших параметров.

Если у Вас остались вопросы, мы будем рады Вам помочь. С нами можно связаться любым удобным способом:

По телефону: +7 (343) 288-35-54 или WhatsApp

На трубопроводы, находящиеся в машинном отделении (МО), наносятся отличительные знаки в виде цветных колец: узкие (шириной 25 мм) и широкие (шириной 50 мм). Число и цвет колец определяют назначение трубопровода и вид перекачиваемой среды. Например, противопожарный трубопровод имеет кольца забортной воды — топливный — воздушный — смазочного масла — сточный, фекальный — и т.д.

Трубопроводы состоят из соединенных между собой отдельных труб и разнообразной арматуры: задвижек, клапанов, кранов, клинкетов.

Для удобства компоновки систем с учетом подбора труб, необходимой арматуры и безопасной эксплуатации введены два основных параметра трубы:
условный проход, условное давление.

Условный проход, или условный диаметр, обозначается Dy (международной обозначение DN). Для труб одного и того же наружного диаметра, но имеющих разную толщину стенок, в качестве условного диаметра принимают внутренний диаметр трубы. Внутренний диаметр проходного сечения арматуры равен «условному проходу» трубы. В судостроении применяют следующие
«условные диаметры»: 3, 6, 10, 15, 20, 25, 32, 40, 50, 70, 80, 100, 125, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 500 мм.

В эксплуатации систем часто используется пробное давление — рпр — это предельное давление, которое должны выдерживать трубы, арматура и соединительные детали при испытании водой, имеющей температуру не более 100 °С. Пробное давление не должно быть ниже давления, устанавливаемого в трубопроводе при полном открытии предохранительного клапана
(не ниже 0,4 МПа); для систем охлаждения и во всех других случаях оно равно 0,2 МПа.

При гидравлических расчетах трубопроводов в качестве внутренних диаметров обычно принимают значения, равные диаметрам условных проходов. Зная условный проход и толщину стенки трубы, подбирают по стандарту ее наружный диаметр. При выборе размера трубы стремятся к тому, чтобы диаметр условного прохода мало отличался от ее внутреннего диаметра
(расхождение между ними не должно превышать 10 %). В противном случае гидравлический расчет выполняют по фактическому внутреннему диаметру трубы.

Толщина стенки металлической трубы, находящейся под внутренним давлением, должна быть не менее определяемой по формуле:

s = s0 + b + c

где — толщина стенки, получаемая из расчета трубы на прочность, мм; — прибавка, учитывающая утончение трубы при изгибе, мм; — прибавка, учитывающая уменьшение толщины трубы из-за коррозии, мм.

Для труб из специальных стальных сплавов, обладающих достаточной коррозионной стойкостью, прибавка «с» может быть уменьшена или вообще не учитываться. Для медных и латунных труб значение прибавки «с» принимают равным 0,8 мм.

Литература

1. Судовые трубопроводы окрашиваются под цвет помещения, который определяется по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

Трубопроводы водяного отопления и паровые трубопроводы допускается окрашивать в серебристо-серый цвет.

Арматура противопожарных систем должна быть окрашена в красный цвет.

2. Отличительные и предупреждающие знаки наносятся на трубопроводы судовых систем в соответствии с ГОСТ 5648—76.

3. Отличительные знаки подразделяются на основные и дополнительные. Основной знак определяет проводимую среду, а сочетание основного и дополнительного устанавливает назначение трубопровода.

4. Отличительные и предупреждающие знаки наносятся на окрашенную поверхность трубопровода в виде цветных колец. Ширина отличительных колец 25 или 50 мм, предупреждающих — 50 мм.

При нанесении только отличительных знаков расстояние между кольцами должно быть 25 мм. Кольца предупреждающих знаков наносятся между кольцами отличительных знаков без зазора.

5. Отличительные и предупреждающие знаки наносятся краской или, наложением липкой ленты необходимого цвета, отвечающими требованиям эксплуатации судна. На трубопроводы диаметром свыше 150 мм допускается наносить знаки в виде полуколец со стороны видимой части трубы. На специфичные трубопроводы (газовыхлоп, дымоход и т. п.) отличительные и предупреждающие знаки не наносятся.

6. Цвет отличительных знаков не должен совпадать с цветом окраски трубопровода. При совпадении цветов отличительные знаки наносятся на вспомогательные кольца белого цвета. Ширина вспомогательных колец должна превышать ширину отличительных колец на 75 мм в каждую сторону.

7. Отличительные и предупреждающие знаки наносятся на трубопроводы у палуб, платформ, переборок, механизмов, аппаратов, цистерн, клапанов, клинкетов, коробок и т.п., а также в местах переплетения труб. На прямолинейных участках трубопроводов отличительные знаки наносятся на расстоянии не более 6 м друг от друга. При прокладке трубопроводов под обшивкой знаки должны быть нанесены под съемными лючинами или щитами.

8. При необходимости уточнения проводимой среды на трубопроводах допускается наносить поясняющие надписи:

Поясняющие надписи следует наносить на трубопроводы или на специальные щитки, закрепляемые на трубопроводах у отличительного знака. Перечень сокращенных наименовании трубопроводов приведен в приложении 5.

При необходимости направление движения проводимой среды обозначается стрелкой.

Надписи и стрелки наносятся черной или белой красками на основную окраску рядом с отличительным знаком шрифтом, соответствующим ГОСТ 2.304—68.

9. Характеристики цветов, а также размеры маркировочных щитков должны соответствовать ГОСТ 14202—69.

Маркировка судовых трубопроводов осуществляется в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 5648–90 (ранее был ). Этот стандарт устанавливает правила нанесения отличительных и предупреждающих знаков на судовых трубопроводах для определения вида и назначения проводимой через них среды.

Знаки можно наносить с помощью клейкой ленты нужного цвета. Отличительные, также как и предупреждающие знаки, наносятся на окрашенную поверхность трубопровода в виде цветных колец по всей окружности трубы (если нет такой возможности, разрешено нанесение знака в виде незамкнутого кольца, со стороны видимой части трубопровода).

Ширина маркировочных колец должна быть 25 или 50 мм. При нанесении только отличительных знаков, расстояние друг от друга между кольцами должно быть 25 мм.

Цвет отличительных знаков не должен совпадать с цветом окраски трубопровода, но в некоторых обоснованных случаях разрешено окрашивать трубопровод (по всей поверхности) в цвет отличительного или предупреждающего знака.

Цвета отличительных знаков

Ширина предупреждающих колец должна быть 50 мм. Предупреждающие знаки должны наноситься между отличительными знаками без зазора.

В случае совпадения цветов с фоновым цветом трубопровода, отличительные знаки наносятся на вспомогательные кольца белого цвета. Ширина таких вспомогательных колец должна превышать ширину отличительных колец на 75 мм в каждую сторону. Знаки должны быть нанесены на трубопроводе с обеих сторон соединений (при невозможности допускается нанесение только с одной стороны), переборок, палуб, арматуры (краны, задвижки, клинкеты, клапаны), у механизмов, оборудования, аппаратов, цистерн на расстоянии 150 мм. На прямых участках трубопроводов отличительные и предупреждающие знаки наносятся на расстоянии не более 6 м друг от друга. При прокладке трубопроводов под обшивкой знаки должны быть нанесены под съемными лючинами или щитами.

При необходимости уточнения проводимой среды или направления потока, на трубопроводах или специальных щитках допускается наносить поясняющие надписи непосредственно у отличительного знака (белой или чёрной краской).

Цветовая маркировка трубопроводов стандартизована и позволяет достаточно просто ориентироваться в судовых магистралях.

Окраска трубопроводов (общий стандарт)

При окраске судовых трубопроводов допускается как использование общих стандартов, так и применение специальной маркировки при окрашивании трубопроводов под цвет помещения. Ниже приведена цветовая маркировка трубопроводов, в соответствии с их назначением. Метки нанесены в предположении окраски трубопровода под цвет помещения. Допускаемая окраска трубопровода указывается в скобках. При этом цветовые метки могут не применяться.

Судовые трубопроводы маркируются согласно межгосударственному стандарту (ранее был ). Этот стандарт устанавливает правила нанесения отличительных и предупреждающих знаков на судовых трубопроводах для определения вида и назначения проводимой через них среды. Знаки можно наносить с помощью краски, липкой ленты нужного цвета, либо методом декалькомании ( используя печатные оттиски или проще говоря — переводные изображения).

Отличительные также как и предупреждающие знаки наносятся на окрашенную поверхность трубопровода в виде цветных колец по всей окружности трубы (если нет такой возможности, разрешено нанесение знака в виде незамкнутого кольца, со стороны видимой части трубопровода). Ширина отличительных колец должна быть 25 или 50 мм. При нанесении только отличительных знаков, расстояние друг от друга между кольцами должно быть 25 мм. Цвет отличительных знаков не должен совпадать с цветом окраски трубопровода, но в некоторых обоснованных случаях разрешено окрашивать трубопровод (по всей поверхности) в цвет отличительного или предупреждающего знака.

Цвета отличительных знаков.

В случае совпадения цветов с фоновым цветом трубопровода, отличительные знаки наносятся на вспомогательные кольца белого цвета. Ширина таких вспомогательных колец должна превышать ширину отличительных колец на 75 мм в каждую сторону. Знаки должны быть нанесены на трубопроводе с обеих сторон соединений (при невозможности допускается нанесение только с одной стороны), переборок, палуб, арматуры (краны, задвижки, клинкеты, клапаны), у механизмов, оборудования, аппаратов, цистерн на расстоянии 150 мм. На прямых участках трубопроводов отличительные и предупреждающие знаки наносятся на расстоянии не более 6 м друг от друга. При прокладке трубопроводов под обшивкой знаки должны быть нанесены под съемными лючинами или щитами. При необходимости уточнения проводимой среды или направления потока, на трубопроводах или специальных щитках допускается наносить поясняющие надписи непосредственно у отличительного знака (белой или чёрной краской).

1. Цель практической работы: ознакомить курсантов с требованиями Регистра, предъявляемыми к судовым системам и маркировкой судовых систем.

2. Задание: Рассмотреть и изучить требования Регистра к судовым системам. Изучить маркировку систем..

3. Используемая литература:

1) Горячев А.М. Устройство и основы теории морских судов. Л.: Судостроение, 1971 г.

2) Фрид Е.Г. Устройство судна. Судостроение, Л.: 1978 г.

3) Кулагин В.Д. Теория и устройство промысловых судов. Л.: Судостроение, 1986 г.

4) Регистр. Правила классификации и постройки морских судов.

3. Порядок выполнения работы

3.1. Познакомиться с классификацией судовых систем и их назначением..

3.2. Рассмотреть и изучить конструктивные элементы судовых систем – трубопроводы, путевые соединения, фасонные части, арматуру.

3.3. Рассмотреть и запомнить маркировку судовых трубопроводов.

3.4. Изучить требования Регистра к судовым системам.

3.5. Рассмотреть нормы снабжения судов спасательными средствами и требования СОЛАС-74/95 к спасательным средствам.

4. Содержание отчета о выполненной работы:

4.1.Кратко описать тебование Регистра к судовым системам.

4.2.Описать отличительный знак трубопроводов осушительной, балластной систем, системы водотушения в соответствии с требованиями НБЖР-80.

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

Судовые системы представляют собой совокупность специализированных трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами и устройствами. Они предназначены для перемещения жидкостей, воздуха или газов в целях обеспечения нормальной эксплуатации судна (за исключением энергетической установки, трубопроводы которой в число судовых систем не входят).

Работа судовых систем обеспечивает живучесть судна, т. е. безопасность плавания, необходимые условия обитаемости, сохранность груза, а также выполнение специальных функций, связанных с назначением судна, например на танкерах, спасателях, промысловых судах и т. п.

На гражданских судах обычно предусматривают: трюмные системы — осушительная, водоотливная, перепускная, иефте-содержащих трюмных вод; балластные системы — балластная, дифферентная, креновая, замещения, нефтесодержащих балласт ных вод; системы пожаротушения — водяного пожаротушения, водяного орошения, спринклерная, водораспыления, водяных завес, паротушения, пенотушения, углекислотного тушения, объемного химического тушения, инертных газов, порошкового пожаротушения; системы бытового водоснабжения — бытовой пресной воды, питьевой воды, мытьевой воды, бытовой забортной воды, бытовой горячей воды; сточные системы — сточных вод, хозяйственно-бытовых вод, шпигатов открытых палуб; системы микроклимата — вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления (парового, водяного, воздушного); системы холодильных установок — холодильная, холодильного агента, холодоноси-теля; системы хозяйственного пароснабжения, подогрева жидкостей, пропаривания; системы сжатого воздуха — высокого давления, среднего давления, низкого давления, иневмоуправления; система охлаждения судового оборудования; система гидравлики.

Кроме названных основных на судах имеются различные вспомогательные системы: измерительных, воздушных и переливных труб; системы продувания и обогревания трубопроводов и арматуры, а также системы связи, сигнализации и управления, к которым относятся системы переговорных труб, трюмной сигнализации, пожарной сигнализации, контроля параметров работы и аварийной сигнализации.

К числу специализированных судозых систем, выполняющих функции, связанные с назначением судна, относятся: специальные системы танкеров — грузовая, зачистная, газоотводная, мойки грузовых танков, орошения грузовых танков; специальные системы спасательных судов — грунторазмыва, грунтоотсоса, водоотливно-спасательная, сжатых газов и газовых смесей; специальные системы промысловых судов — рыбьего жира, растительного масла, тузлука, рыбоиодачи, производственной пресной воды, производственной забортной воды, производственной канализации, производственного пароснабжения.

Устройство судовых систем и их расположение на судне зависят от назначения системы, количества и расположения обслуживающих его потребителей. Если судовая система обслуживает несколько потребителей, то ее выполняют в виде основного магистрального трубопровода, от которого ответвляются отростки к потребителям.

Магистральный трубопровод обычно прокладывают по линейна или кольцевой схеме. Последняя обеспечивает большую живучесть, чем линейная, так как в случае повреждений в кольцевом трубопроводе система может функционировать по оставшейся разомкнутой части кольца. Однако магистральный трубопровод, проложенный по кольцевой схеме, несколько тяжелее (на 20—30 %), сложнее и дороже.

В зависимости от распределения механизмов, обслуживающих систему, различают автономный, групповой и централизованный принцип устройства судовых систем (рис. 8.1). При автономном трубопроводы и потребители каждого водонепроницаемого отсека обслуживаются самостоятельными механизмами. При групповом один механизм обслуживает потребителей нескольких водонепроницаемых отсеков. И, наконец, при централизованном принципе все потребители данной системы судна обслуживаются одним механизмом. Некоторые судовые системы, требующие высокой живучести, выполняют по комбинированному принципу: каждый отсек имеет автономную систему, но при выходе из строя насоса этот отсек может обслуживать насос соседнего отсека.

Маркировка трубопроводов на судах согласно нбжс

Централизация расположения механизмов упрощает и удешевляет систему, но уменьшает ее живучесть. Именно поэтому предпочтение тому или другому принципу устройства данной системы отдается только после тщательного изучения особенностей ее эксплуатации и анализа ее роли в обеспечении безопасности плавания и живучести данного судна, а также требований экономии массы.

К конструкции и работе судовых систем предъявляют определенные требования. К общим требованиям относятся: высокая надежность; живучесть, т. е. способность системы выполнять свои функции при частичном повреждении или выходе из строя отдельных участков; коррозионная стойкость, компактность и минимальная масса; хорошая защищенность от механических повреждений во время эксплуатации, например при погрузочно-разгрузочных операциях; доступность для осмотра, окраски и ремонта; хороший внешний вид, отвечающий архитектуре помещений, в которых смонтированы системы; высокая степень автоматизации и механизации; экономичность постройки и эксплуатации; обеспечение требований техники безопасности.

Все судовые системы, имеющие забортные отверстия, должны иметь конструкцию, исключающую попадание забортной воды внутрь судна. Кроме того, конструкция всех систем должна быть такова, чтобы затопление или пожар в одном отсеке не мог распространиться по трубопроводам в другие неповрежденные районы судна. Как правило, не допускается прокладка трубопроводов через топливные цистерны.

Отдельные требования определяются назначением и особыми условиями работы каждой системы. Так, системы, отливающие за борт сточные и льяльные воды, не должны допускать загрязнение акваторий остатками нефтепродуктов и других вредных отходов сверх санитарных норм, установленных Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ 73/78, а механизмы трюмных систем, обеспечивающих живучесть судна, должны надежно работать даже при затоплении помещений, в которых они расположены, и т. п. Требования к системам, обеспечивающим безопасность плавания и охрану человеческой жизни, а также незагрязнение моря, регламентируются Правилами Регистра.

В состав каждой судовой системы входят следующие конструктивные элементы: трубы с путевыми соединениями и запорно-регу-лирующей арматурой, образующие в совокупности трубопровод; источники питания системы гидравлической энергией; аппаратура и приводы управления арматурой и машинами; контрольно-измерительные приборы; емкости — хранилища рабочей среды. В состав ряда систем входят аппараты и установки, изменяющие агрегатное состояние или температуру рабочего тела.

Судовые трубы, путевые соединения и арматура, а также присоединяемые к судовым трубопроводам элементы механизмов; аппаратов и контрольно-измерительных приборов характеризуются условным проходом и условным давлением.

Под условным проходом Dу понимают фактический внутренний диаметр проходного отверстия арматуры, измеряемый в миллиметрах (мм). Условный и фактический (наружный или внутренний) диаметры труб не совпадают. Чтобы унифицировать фланцы судовой арматуры и труб, принято следующее; каждому условному диаметру должен соответствовать один постоянный наружный диаметр, а внутренние диаметры могут изменяться в зависимости от толщины трубы.

Под условным давлением Ру понимают давление (в Па или кгс/см 2 ), на которое рассчитывают арматуру при определенной температуре рабочего вещества. По условному давлению выбирают рабочее давление, при котором можно использовать арматуру в системе с заданной температурой рабочего вещества. При температуре рабочего вещества 120° рабочее и условное давления совпадают.

Рассмотрим важнейшие конструктивные элементы судовых систем.

Трубы являются основной частью каждой системы. Выбор материала для изготовления трубопровода зависит от свойств рабочего вещества, для которого предназначена система. В судовых системах этими веществами являются холодная и горячая

Чтобы смонтированные трубопроводы разных судовых систем можно было легко отличать друг от друга и от трубопроводов энергетической установки, их маркируют цветными кольцами (широкими — 50 мм и узкими — 25 мм), наносимыми на хорошо заметных участках (табл. 9 и 10).

Путевые соединения участков труб между собой, в местах прохода через переборки, а также подсоединения к механизмам бывают разъемными и неразъемными. Разъемные соединения осуществляют при помощи фланцев, штуцеров, фитингов и дюритовых муфт (рис. 8.2). Неразъемные соединения в труднодоступных или не требующих разборки местах выполняют сваркой и пайкой.

Для разветвления труб и прокладки их через настилы судовых перекрытий — палуб, переборок — применяют фасонные части (рис. 8.3): колена, тройники, четверники, стаканы (переборочные и палубные), а чтобы уменьшить напряжения, возникающие в трубах при колебаниях температуры или деформации корпусных конструкций, предусматривают компенсаторы, выполняемые в

виде изогнутых или гофрированных участков труб или специальных конструкций (на трубах больших диаметров), называемых сильфонными компенсаторами. Обычно все эти соединения изготовляют из того же материала, что и трубы.

Арматура судовых трубопроводов служителя пуска и выключения системы, разобщения отдельных ее участков, регулирования количества и давления рабочей среды, изменения направления ее движения. Эту арматуру относят к категории запорно-регулирующей в отличие от арматуры, изменяющей качество рабочего вещества, к которой относят различные фильтры, глушители, огневые предохранители и т. п.

В зависимости от назначения и конструкции запорно-регули-рующую арматуру разделяют на краны, клапаны, клинкеты, захлопки и заслонки, которые изготовляют из углеродистой стали, латуни, бронзы, чугуна, легких сплавов, винипласта, полиэтилена, стеклопластика.

Краны имеют в корпусе плотно притертую коническую пробку с одним или несколькими отверстиями. Различают проходные (рис. 8.4), трехходовые краны и крановые манипуляторы (переключатели). Их применяют в судовых системах, находящихся под условным давлением до 2,5 МПа (25 кгс/см 2 ) и имеющих трубы с условным проходом до 80 мм, так как для больших давлений или диаметров трудно обеспечить необходимую герметичность простой притиркой пробки.

В последнее время в судовых трубопроводах стали применять проходные краны с шаровой пробкой, которые обладают хорошей герметичностью и просты в управлении. Их можно использовать на трубопроводах с условным проходом до 250 мм и условным давлением до 4,0 МПа (40 кгс/см 2 ).

Клапаны (рис. 8.6) перекрывают проходные отверстия при помощи перемещающейся в корпусе клапана тарелки, плотно прилегающей к гнезду. В зависимости от назначения клапана и способа управления тарелкой различают запорные, невозвратные, невозвратно-запорные, невозвратно-управляемые, предохранительные и редукционные клапаны.

Для централизации управления системой несколько клапанов иногда объединяют в одном блоке, называемом клапанной коробкой или клапанной колонкой.

Запорные клапаны имеют тарелку, перемещаемую штоком, который вращают вручную (непосредственно или дистанционно) или с помощью механического привода. Невозвратные клапаны штока не имеют, а тарелка прижимается к гнезду под действием своей тяжести или пружины, что обеспечивает автоматическую работу клапана, пропускающего рабочую среду только в одном направлении.

Невозвратно-запорные клапаны имеют шток, не соединенный с тарелкой, а только ограничивающий ее подъем. Этот клапан при штоке, ввернутом до отказа, запирает трубопровод, а при вывернутом (поднятом) работает как невозвратный.

Предохранительные клапаны работают по принципу невозвратных. Эти клапаны имеют пружину, прижимающую тарелку. Клапан срабатывает, если давление пружины становится больше заданного. Аналогично устроены и редукционные клапаны, предназначенные для поддержания заданного давления в магистрали.

Клинкеты (рис. 8.7) представляют собой запорный орган, у которого проход закрывается клиновым запором, имеющим вид диска с одним или двумя скосами. Клинкеты применяют на трубопроводах с условным диаметром от 50 до 900 мм и условным давлением 1,6 МПа (16 кг/см 2 ). Они меньшей легче, чем клапаны, но уступают им по плотности запирания.

Захлопки — это клапаны с шарнирно-зак-репленной тарелкой. Они относятся к категории быстрозапорной арматуры и работают по принципу невозвратно-запорного клапана. Используют их в основном для закрывания выходных отверстий отливных трубопроводов. В последние годы на трубопроводах с условным диаметром 300—1000 мм и условным давлением до 0,1 МПа (1 кг/см 2 ) широкое распространение получили поворотные затворы, у которых запорным органом служит круглый диск, вращающийся вокруг оси, проходящей перпендикулярно оси трубопровода. Эти затворы компактны, просты и удобные в управлении.

В трубопроводах систем вентиляции и кондиционирования воздуха применяют заслонки — особые пластины в виде шибера, закрывающего или открывающего канал.

Управление арматурой судовых систем осуществляется местными или дистанционными приводами вручную или же механическими двигателями. Дистанционные приводы бывают валиковые, электрические, пневматические и гидравлические.

Правила безопасности и нанесения водяных знаков по ГОСТ-у 5648-90

Маркировка делается клейкой лентой. Ширина для обычных отличительных знаков должна быть либо 25 миллиметров, либо 50 миллиметров. Расстояние между разными трубами 25 миллиметров. Для определения водяных знаков они не должны совпадать с цветом этих самых труб, это делается для безопасности и для того, чтобы работники могли легко отличить цвета.

НАНЕСЕНИЕ ЗНАКОВ НА СУДОВЫХ ТРУБОПРОВОДАХ

. Отличительные и предупреждающие знаки (далее —
знаки) должны наноситься на окрашенную поверхность трубопровода в виде цветных
колец по всей окружности трубы.

Ширина отличительных колец должна быть 25 или 50 мм,
предупреждающих — 50 мм.

При нанесении только отличительных знаков расстояние
между кольцами должно быть 25 мм друг от друга.

Предупреждающие знаки должны наноситься между
отличительными знаками без зазора.

Допускается нанесение знака в виде незамкнутого кольца
со стороны видимой части трубы.

. Сочетания цветных колец в знаке установлены в табл. в
зависимости от проводимой среды и наименования системы.

. Знаки наносят краской, наклейкой липкой ленты или
методом декалькомании.

. При совпадении цветов знака с цветом окраски
трубопровода знак наносят на вспомогательное кольцо белого цвета.

Ширина вспомогательного кольца должна превышать ширину
знака на 75 мм в каждую сторону.

. Знаки должны быть нанесены на трубопроводе с обеих
сторон соединений, переборок, палуб, арматуры (клапаны, задвижки, краны), у
механизмов, оборудования, аппаратов, цистерн на расстоянии 150 мм.

Допускается размещать знаки с одной стороны соединения
или арматуры.

При прокладке трубопроводов под зашивкой отличительные
и предупреждающие знаки должны быть нанесены под съемными лючками, щитами и
т.д. в их просвете.

Знаки на прямом участке трубопровода наносят на
расстоянии не более 6 м.

. Арматура систем пожаротушения должна быть окрашена в
красный цвет.

. Для более точного определения проводимой среды,
направления потока и назначения трубопровода допускается наносить на
трубопровод или на специальные щитки, прикрепляемые у отличительного знака,
поясняющие надписи, символы, цифровые обозначения, стрелки направления и др.

. Надписи, символы, обозначения, стрелки направления
наносят контрастной белой или черной краской вблизи отличительного знака.

. В обоснованных случаях допускается окраска всей
поверхности трубопровода вместе с арматурой и оборудованием цветом
предупреждающих или отличительных знаков согласно табл.

. Примеры нанесения надписей, символов, обозначений,
стрелок направления приведены в приложении.

Цвета отличительных знаков

Цвета предупреждающих знаков

Проводимая среда — забортная вода

Проводимая среда — пресная вода

Проводимая среда — пар

Проводимая среда — масла и легкогорючие жидкости

Проводимая среда — газы

Проводимая среда — воздух

Проводимая среда — прочие жидкости и газы

* АППУ — атомная
паропроизводительная установка.

Воздушные, измерительные, газоотводные, наливные и
переливные трубы из емкостей

Маркировка водонепроницаемых, водогазонепроницаемых переборок и противопожарных закрытий

Каждому водонепроницаемому отсеку (трюму), танку (цистерне), коффердаму, шпангоуту и др. должен быть присвоен номер.

Нумерация водонепроницаемых отсеков (трюмов), танков (цистерн), коффердамов, шпангоутов и др. конструкций судна производится в соответствии с
нумерацией, приведенной в Информации по аварийной посадке и остойчивости.

Каждой платформе и палубе, отделению и помещению присваивается наименование в соответствии с построечной спецификацией.

На всех дверях, люках (за исключением люковых закрытий трюмов), горловинах танков (цистерн), запорных устройствах судовой вентиляции, пробках
замерных отверстий, головках воздушных труб танков заводом-строителем судна должны быть укреплены стационарные планки или сделаны
надписи наименований помещений, куда они ведут, а для запорных устройств судовой вентиляции — принцип действия и наименование вентилируемого помещения, например, — «Вытяжная машинных помещений».

На палубе или фальшборте над каждой водонепроницаемой переборкой наносится маркировка: в числителе арабскими цифрами — номер переборки
и в знаменателе римскими цифрами — номера отсеков, которые разделяет данная водонепроницаемая переборка. Начало стрелки указывает номер шпангоута
водонепроницаемой переборки в корме, конец стрелки указывает номер водонепроницаемой переборки в носу; маркировка наносится на
хорошо видимом месте белой краской размером 200×200 мм.

Маркировка трубопроводов на судах согласно нбжс

На каждом судне с обоих бортов должны быть нанесены:

Внутренний диаметр круга — 250 мм, высота букв и цифр — 100 мм, ширина штриха — 10 мм;

Маркировка трубопроводов на судах согласно нбжс

В машинных помещениях, гаражах, других больших помещениях судна и во всех их междупалубных пространствах, расположенных ниже летней грузовой
марки для плавания судна в пресной воде, должны быть нанесены:

ПРИМЕЧАНИЕ. Судостроительные заводы знаки маркируют электросваркой.

Отнесение водонепроницаемых и противопожарных закрытий, горловин цистерн и запорных устройств судовой вентиляции к той или иной группе маркировки
на эксплуатируемых судах определяется судовладельцем или капитаном судна, а на строящихся судах в соответствии с настоящим Наставлением
и ОСТом — заводом-строителем.

Запорные устройства судовой вентиляции (главные электро- и турбовентиляторы) машинных помещений, не оборудованные фильтрами грубой очистки,
маркируются буквой С.

Запорные устройства специальной судовой вентиляции, оборудованные фильтрами грубой очистки, фильтрами-поглотителями ФВУ, фильтрами тонкой
очистки, а также фильтрами-противогазами на воздушных трубах танков (цистерн) пресной воды, маркируются буквой X.

Запорные устройства судовой вентиляции на вентиляционных системах, не вошедших в группы X и Б, маркируются буквой Т.

Вахтенные, выставляемые на период открытия помещений, имеющих маркировку Б и Т, обязаны:

На шкафчиках, выгородках для пожарных кранов (или на переборках вблизи их установки) и других местах на судне должны быть нанесены хорошо
различимые поясняющие надписи.

Судовые трубопроводы должны иметь отличительные знаки и окраску.

Электрораспределительные щиты также должны иметь соответствующие условные обозначения.

. Цвета колец отличительных знаков должны
соответствовать указанным в табл.

. Цвета колец предупреждающих знаков должны
соответствовать указанным в табл.

ПРИМЕРЫ НАНЕСЕНИЯ
НАДПИСЕЙ, СИМВОЛОВ И ОБОЗНАЧЕНИЙ НА ТРУБОПРОВОДАХ

. ВНЕСЕН Министерством судостроительной промышленности
СССР

. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением
Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам
от 23.04.90 № 949

. ВЗАМЕН ГОСТ 5648-76

. ИЗДАНИЕ (декабрь 2003 г.) с Изменением № 1,
утвержденным в мае 1995 г. (ИУС 8-95)

Трубопровод на судах

На трубопроводах судов всегда делают маркировки. Они делаются по указанному межгосударственному ГОСТ-у. Для чего же нужны маркировки трубопроводов на судах?

Это делается в целях безопасности, также есть международный стандарт для определения труб различных видов. Маркировки делаются по цветам или по сочетанию цветов. Сейчас в Российской Федерации действует ГОСТ 5648-90, до этого действовал ГОСТ 5648-76. ГОСТ 5648-76 был изменён, так как он был принят во времена СССР и соответствовал лишь его стандартам. ГОСТ 5648-90 соответствует международно-признанным стандартам. Стоит сказать, что для ВМФ маркировки не отличаются.

Оцените статью
Маркировка-Про