Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы

Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы Маркировка

Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы

Фарфоровые изделия, произведенные в СССР, характеризуются неизменно высоким качеством. В связи с этим они пользуются повышенным спросом среди коллекционеров,  искусствоведов и настоящих ценителей. В Советском Союзе работали более двух десятков различных фабрик, на которых производились подобные изделия. Определить, какому именно заводу в СССР принадлежала фарфоровая посуда, позволяет клеймо. Это специальный знак, подтверждающий качество и подлинность продукции. В этой статье расскажем о клеймах на посуде из фарфора в СССР, предоставим информацию о том, как они менялись по годам, и оформим своеобразный каталог изображений для наглядности.

Коллекция фарфоровой и фаянсовой посуды музея-заповедника «Кузнецкая крепость» включает в себя изделия, изготовленные до революции и в советский период. Ранее была опубликована выставка, посвященная клеймам на фарфоровой и фаянсовой посуде XIX – начала XX вв. из музейной коллекции. Данная выставка посвящена клеймам заводов советского времени.

Клеймо на фарфоре предназначено для определения производителя, кроме того, является знаком качества.

После революции большинство фарфоровых и фаянсовых фабрик были национализированы. Те, что не смогли продолжить работу, были перепрофилированы.

Новые клейма демонстрируют исчезновение символики Российской империи. Советские торговые марки сначала используют аббревиатуры с названием предприятия или несколько измененное дореволюционное клеймо. В 1920-1930-е гг. в клейма стали включать названия организаций, в которые входили предприятия: «Главунивермаг», «Центрофарфортрест», «Мособлгорспецторг» и прочие. Серп и молот, колосья пшеницы, земной шар в разных сочетаниях появляются на торговых марках. Для клейм советского времени характерна трафаретность.

К 1950-м годам подавляющее большинство клейм содержали название предприятия и населенного пункта, где оно находилось. Марки становятся всё более стандартными, лаконичными и простыми. Это признак механизации процесса производства.

Распространены были стандартные клейма экспортной продукции в связи с расширением торговых связей СССР. Большинство клейм советского периода имеет обозначение сортности изделия, в том числе отражённое в цвете клейма.

С начала 1960-х гг. многие предприятия в качестве торговой марки стали использовать стилизованные изображения животных и растений. За каждым образом стояла история.

Чем ближе к современности, тем проще, схематичнее становились клейма.

Большинство фарфоровых и фаянсовых предприятий, работавших в СССР, не выдержали современных рыночных условий из-за отсутствия государственной поддержки и были закрыты.

Клейма и продукция современных российских фарфоровых и фаянсовых предприятий демонстрируют обращение к опыту прошлого, в частности, дореволюционным образцам и лучшим советским изделиям. В основном это касается стилистики, декора. Технологии, естественно ушли далеко вперед, но ручная роспись и лепка продолжают использоваться в современных изделиях.

Для удобства на выставке клейма сгруппированы по производителям в хронологическом порядке. Можно увидеть схожие клейма разных предприятий, но одного временного периода.

В первую группу вошли предприятия, образованные до революции. Внутри группы заводы располагаются по дате основания, начиная со старейшего. Во вторую группу вошли предприятия, появившиеся в советский период.

Клейма Дмитровского фарфорового завода.

Фарфоровый завод в поселке Вербилки был основан в 1766 г. (хотя есть более ранние варианты дат) Ф.Я. Гарднером. В 1892-1917 гг. принадлежал «Товариществу» М.С.Кузнецова.

В советское время Дмитровский завод был ориентирован на выпуск массового фарфора. В 1920 – 1 пол.1930-х гг. разрабатывались новые формы и рисунки на производственную тематику.

Первые советские клейма созданы на основе дореволюционных с заменой двуглавого орла на герб СССР – такова марка заводов объединения Фарфортрест, в который входил и Дмитровский. Похожее клеймо в тот же период у завода в Дулёве. На более позднем клейме в центре серп и молот, название фабрики расположено по окружности.

В клеймах появляется и изображение продукции. Вот более поздний вариант подобной чайной чашки.

В 1936-37 гг. предпринимались попытки привнести в декор принципы хохломской росписи и палехской миниатюры. Великая Отечественная война прервала развитие завода, к разработке новинок вернулись во второй половине 1940-х гг. Начали выпуск разнообразных подарочных ваз, сервизов на тему Победы и других исторических событий.

Чайная и столовая посуда с традиционной цветочной росписью отличается декоративностью и яркостью красок. Клейма становятся более простыми.

С 1965 года символом предприятия становится изображение головы лося и буква «В» на его шее.

В 1970-80-е годы произошел расцвет творчества коллектива художников Дмитровского завода. Своевременные мероприятия по модернизации производства позволяли поддерживать высокое качество и ассортимент продукции.

В конце 1990-х годов для преодоления кризиса предприятие обратилось к воссозданию ретроспективных образцов.

Продукция завода в разные годы отмечена многочисленными наградами.

В настоящее время предприятие функционирует под названием «Фарфор Вербилок».

Клейма Конаковского фаянсового завода.

Производство организовано Ф.-Х. Бриннером в 1809 г. в с.Кузнецово Тверской губернии. Уже через год его владельцем стал А.Я.Ауэрбах. В 1870 г. фабрика перешла в собственность М.С. Кузнецова. В начале XX в. Тверская фабрика «Товарищества» выпускала большой ассортимент продукции: столовую и декоративную посуду, статуэтки, санфаянс, майоликовые иконостасы и киоты.

В 1918 г. предприятие было национализировано под названием Государственная Тверская фабрика. Выпуск продукции, разработанной дореволюционными мастерами, продолжился. В 1923 г. предприятию присваивается имя М.И. Калинина. В 1929 г. село Кузнецово переименовывается в Конаково в честь революционера П.П. Конакова.

В советский период для клейм предприятия характерно наличие советской атрибутики. В разных сочетаниях изображался серп и молот, колосья пшеницы, герб страны.

В 1920-1927 гг. в клейме присутствовало название села Кузнецово Тверской губернии и новое название фабрики. В тот же период использовалось более лаконичное клеймо из букв «Т» и «Ф», обозначавшее «тверской фарфор».

В 1930-е гг. начинается внедрение нового ассортимента изделий и рисунков. На предприятии сложился коллектив художников и скульпторов. Образцы продукции неоднократно удостаивались призов на международных выставках. С 1937 г. Конаково стало городом, и фабрика стала называться «Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина».

Подобная чаша (КП 1763) и фаянсовое блюдо большого размера, декорированное цветочным узором по окружности (КП 1764), относится к тому же периоду (1934-1940 гг.)

Великая Отечественная война прервала работу по замене «кузнецовской» продукции. Тем не менее, производство продолжалось.

Такое же клеймо на фаянсовой тарелке и блюде, декорированных рельефным бортом и цветами на дне.

К периоду 1941-1946 годов относится и маслёнка с росписью васильками (КП 2695).

Со 2-й половины 1940-х годов вновь активизируется работа художественной лаборатории, и создаются замечательные росписи для сервизов и декоративных изделий, интересные скульптурные композиции.

В 1950-е годы предприятие выходит на довоенные объемы производства. Заводское клеймо становится очень лаконичным: «ЗиК». Конаково.

Подобное клеймо без указания года, немного отличающееся формой букв, датируется 1960-62 годы.

Интересны образцы авторской продукции.

В 1962 г. на клейме появляется изображение еловой ветки и надпись «ЗиК».

Конаковский фаянсовый завод активно работал вплоть до начала 1990-х гг. После полутора десятков лет трудностей предприятие прошло процедуру банкротства в 2011 г., незадолго до своего 200-летия. В настоящее время работает небольшая производственная компания «Конаковский фаянс» на базе бывшей художественной лаборатории.

Клейма Дулёвского фарфорового завода.

Предприятие было основано в 1832 г. Т.Я. Кузнецовым в пустоши Дулёво и до 1918 г. принадлежало Кузнецовым. После национализации название было изменено на Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда». Художественное оформление изделий, помимо традиционных вариантов (растительные рисунки) стало включать и революционную символику.

Клейма раннего периода были созданы на основе дореволюционных, но двуглавый орёл был заменён на герб СССР.

В 1930-е гг. проводилась реконструкция и расширение производства. В 1936 г. была создана художественная лаборатория. Продукция Дулёвского завода была ориентирована на массового потребителя и традиционно пользовалась популярностью у населения.

В годы ВОВ завод работал на нужды фронта, производя изоляторы, аптечную и госпитальную посуду. Основная продукция практически не выпускалась.

После войны предприятие вернулось к производству посуды для населения. К 1950 г. завод достиг довоенных объемов производства. Традиционно завод выпускал продукцию двух направлений: 1) высокохудожественный фарфор; 2) столовая и чайная посуда для массового потребления, выполненная в традициях народного искусства. Создавались также замечательные скульптурные изделия.

Клеймо завода становится всё более простым.

Неоднократно продукция Дулёвского завода получала высшие награды международных выставок. Графическое изображение скульптуры «Сокол» А.Г.Сотникова, удостоенное Гран-при Всемирной выставки 1958 г. стало торговой маркой завода.

На Дулёвском заводе в росписи преобладала русская национальная стилистика: яркая, сочная живопись, широкий мазок, крупные формы, берущие начало в XIX в. Излюбленный узор: «агашка» — яркий цветок, напоминающий розу, с круглыми лепестками. В 1960-е гг. добавляется иная манера декорирования: роспись мягких, пастельных тонов, с золотой обводкой, простым геометрическим рисунком.

В 1970-е гг. благодаря творчеству В.К. Яснецова в росписи появляются этюды русской природы, полевые цветы.

С 1991 по 2012 гг. завод находился в собственности трудового коллектива, с 2012 г.– в частной собственности. Производство удалось сохранить, предприятие модернизируется.

В настоящее время Дулёвский завод – крупнейший в России по производству фарфора. Часть изделий получили статус изделий народно-художественных промыслов России.

Клейма Речицкого фарфорового завода.

Был основан в 1858 году Михаилом Куриновым. Является одним из старейших заводов Гжели.

В 1920-30-е годы предприятие выпускало посуду бытового назначения. С началом электрификации часть производства была переориентирована на изготовление электротехнического фарфора. В годы ВОВ активно осваивались технологии производства лабораторной посуды для химической промышленности.

В послевоенный период завод находился на реконструкции, завершившейся в 1963 году. Новые химические лаборатории и производства требовали качественной продукции и деталей из фарфора. Производственные мощности наращивались и к 1992 году завод выпускал уже более 300 наименований продукции. Трудности 1990-х годов удалось преодолеть, и завод сохранил производство.

В настоящее время предприятие выпускает химико-лабораторную посуду, электротехнический фарфор, формы для производства резиновых перчаток, а также традиционную гжельскую художественную фарфоровую продукцию. Ассортимент насчитывает более 500 наименований продукции.

Клеймом завода служили буквы РФЗ. Причем клеймо в случае с лабораторной посудой, наносилось на тулово изделия, а не на дно. В 1980-е годы клеймо стало стилизованным.

Лабораторная посуда из собрания музея:

Клейма Хайтинского фарфорового завода.

Хайтинская фабрика под Иркутском была основана в 1869 г. купцами Переваловыми. В начале XX в. перешла в собственность торгового дома «Щелкунов и Метелёв». К 1917 г. фабрика находилась на грани закрытия.

После национализации в 1920 г. предприятие реконструировали и переименовали в 1-ю Государственную Хайтинскую фарфоровую фабрику «Сибфарфор». Производство фаянса прекратилось.

В 1927 г. на фабрике установили первую тоннельную печь, изобретённую И.А. Емельяновым.

Основная продукция Хайтинской фабрики – изоляторы и так называемые «крестьянские стаканы». В 1920 -30-х гг. в ассортименте появляется агитационный фарфор – с государственной символикой, портретами полярников-папанинцев, изображениями колхозных ярмарок. Выпускалась и дешевая посуда, доступная широким слоям населения.

В годы ВОВ предприятие занималось выпуском изоляционно-технического фарфора и химической посуды, абразивных кругов для обточки стволов орудий. Название было изменено на Хайтинский абразивный завод. Бытовой фарфор производился, но в незначительном количестве.

После войны, в 1954 г., абразивное производство закрылось. Предприятие вновь получило название Хайтинский фарфоровый завод. В 1950-х гг. клеймо завода было ХФЗ Хайта.

У росписи продукции Хайтинского завода есть свои особенности – это сибирские сюжеты (орнамент, национальные костюмы и прочее). В 1960 году на предприятии была создана художественная лаборатория. Её визитной карточкой стала крупномазковая живопись, яркие росписи на цветочную тематику. Вазы и декоративные блюда оформлялись золотом, использовались элементы национального орнамента народов Сибири.

В 1950-70-х годы Хайтинский фарфоровый завод обеспечивал бытовым фарфором всю Сибирь и Дальний Восток. Собственная сырьевая база помогала предприятию поддерживать производство, сохраняя высокое качество продукции. С 1970-х годов символом предприятия стал белый горностай как символ белизны и чистоты.

Рост цен на топливо в 1990-2000-е годы подкосил завод (печи работали на мазуте). Сервизы Хайтинского завода стали очень дороги в производстве. Дешевая китайская посуда заполонила рынок. Сегодня сохранили производство только те заводы России, что работают на природном газе.

Клейма завода «Пролетарий».

Историю ведёт с гончарного завода, построенного в 1882 г., и приобретённого в 1892 г. И.Е. Кузнецовым. Он модернизировал производство, новая фабрика получила название Бронницкой. Она производила фарфоровые и фаянсовые изделия.

В 1918-19-й годы произошла национализация бывших предприятий И.Е.Кузнецова.

В 1921 году был создан Государственный трест фарфоро-фаянсовой промышленности — Новгубфарфор. Бронницкая фабрика вошла в него под названием фарфоровый завод «Пролетарий». Первоначально производство шло по дореволюционным разработкам.

Продукция завода в составе объединений «Новгубфарфор» и «Центрфарфортрест».

В 1930-е годы в ходе индустриализации завод был модернизирован, формы и роспись изделий полностью обновлены. В предвоенные годы предприятие активно работало.

Великая Отечественная война остановила производство, завод работал в эвакуации, а после войны его пришлось восстанавливать от последствий бомбёжек.

В послевоенные годы завод «Пролетарий» регулярно модернизировался, наращивал объемы производства, качество и ассортимент продукции. На предприятии сложился свой творческий коллектив талантливых живописцев. К началу 1950-х годов был достигнут довоенный объём производства.

В 1967 году был освоен выпуск тонкостенного фарфора. В 1970-е годы обработка и декорирование большинства изделий стали поточными. В 1980-е годы четверть продукции «Пролетария» декорировалась способом шелкографии или сдвижной деколи.

Клейма предприятия были стандартные и включали в основном название завода и его местонахождение, с 1950-х годов стали весьма лаконичными. В 1967-80-х годах клейма завода «Пролетарий» не включали в себя надписи, только схематичный рисунок, указание сорта и другие цифровые отметки.

Завод работал до 2008 года и закрыт после процедуры банкротства.

Клейма Будянского фаянсового завода.

Начал работу в с. Буды Харьковской губернии как Новохарьковская фабрика М.С.Кузнецова в 1886-1887 годах. Предприятие выпускало как фаянсовые, так и фарфоровые изделия.

После революции завод был национализирован, в 1920-е годы возобновилась нормальная работа после гражданской войны. С 1922 года Будянский фаянсовый завод входил в состав треста «Укрфарфорфаянсстекло». С середины 1920-х годов получил название «Серп и молот». В ходе индустриализации завод получил новое оборудование, позволившее увеличить производительность. В годы Великой Отечественной войны завод попал в зону боевых действий и оккупации и был разрушен. К 1953 году восстановленное предприятие вернулось к довоенному объему производства, а в 1954-1956 годах Будянский завод получил новое оборудование и постепенно вошел в число крупнейших предприятий фарфорофаянсовой промышленности СССР. Часть продукции постоянно шла на экспорт. Наибольшего объема производства завод достиг в 1970-80-е годах. После распада СССР предприятие продолжило работу, практически не сбавляя темпов производства. В начале 2000-х годов в деятельности Будянского завода выявили нарушения законодательства, в 2006 году он обанкротился.

Клейма Будянского завода представлены названием предприятия и организаций, в которые оно входило, в разных вариациях. Во 2-й половине XX в. появляется эмблема «Петух».

Клеймо Коростенского фарфорового завода.

Построен в 1904 году в г. Коростень Овручского уезда Волынской губернии поляком А.К. Пржибыльским. До революции выпускало неокрашенный фарфор, расписывали который в Польше.

После революции было национализировано, но попало в зону боевых действий. С окончанием гражданской войны вместе с другими предприятиями стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности было передано в ведение Главного комитета стекольно-фарфоровой промышленности ВСНХ и возобновило работу. В 1928 году была завершена реконструкция предприятия. Объемы производства по сравнению с 1913 года выросли в 5 раз.

Вместе с Барановским и Будянским заводами завод выполнял заказы торгового представительства СССР на изготовление посуды для Турции и Египта.

Начало индустриализации привело к техническому перевооружению предприятия. По состоянию на 1935 год фарфоровая фабрика являлась главным предприятием г. Коростень Житомирской области. Предприятие выпускало массовую продукцию.

Во время Великой Отечественной войны завод был разрушен, но в мае 1945 года возобновил работу.

После войны предприятие активно развивалось, продолжая оставаться главным в городе. С 1950-х годов начинается расцвет художественной лаборатории Коростенского завода. Начался выпуск декоративной посуды, изделий мелкой пластики, наполненных национальным колоритом.

Полная модернизация завода состоялась в 1966-1972 годах, что повысило производительность. Завод стабильно работал в 1970-90-е годы, в том числе на экспорт. Экономический кризис 2000-х годов привел к перебоям в деятельности предприятия и к банкротству в 2012 г.

Заводские клейма включали полное или сокращенное название предприятия в разных вариантах оформления.

Клеймо Кисловодского фарфорового завода.

Завод был создан в 1952 году на базе артели, занимавшейся художественной резьбой по кости. Производство фарфора на предприятии освоили к началу 1960-х годов. Особенностью Кисловодского завода является использование ручной лепки фарфора в декорировании продукции.

Основная продукция предприятия – памятные кружки и бюветницы для отдыхающих.

Бюветницы – это особые кружки с носиком, использующиеся для минеральной воды, в данном случае – кисловодского нарзана.

На курортах Кавминвод бюветницы появились ещё в н.XX в., но только в 1960-х стали действительно популярны, когда лечебный туризм стал массовым явлением.

Традиции косторезной мастерской воплотились в дизайне кружек, отражавшем национальный колорит и придававшем декоративность изделиям.

В 1988 году предприятию присвоен статус традиционных народных промыслов. В 1990-е гг. КФЗ преобразован в ЗАО «Кисловодский фарфор – Феникс». Клейма завода простые и лаконичные (образованы из букв КФС и их стилизации, а также варианты надписей с названием предприятия и изображением птицы)

В советский период предприятие, не имевшее местной сырьевой базы, получало каолин с Украины и Мурманской области, а гипс – с Урала. Современное предприятие «Феникс» ищет новые сырьевые базы с каолином определенного состава, чтобы не потерять производство.

Клеймо Прокопьевского фарфорового завода.

Завод основан в 1973 году в г. Прокопьевск Кемеровской области. Основная причина организации предприятия – трудоустройство женщин, выведенных из шахт по решению правительства СССР.

Прокопьевский завод был первым крупным предприятием в Западной Сибири, которое выпускало художественный фарфор. На заводе сложился творческий коллектив из скульпторов и художников. Предприятие производило тарелки, сервизы как с простой, как и с высокохудожественной росписью, статуэтки, сувенирную продукцию, напольные вазы.

Первоначально маркой предприятия должно было стать упрощенное изображение шахтерской лампы, но обнаружилось, что этот образ уже используется. Клеймом ПФЗ стало стилизованное изображение оленя с буквой «П» между рогами (автор Л.Н. Володькин).

Прокопьевский завод обеспечивал доступной продукцией население и предприятия Кемеровской области и соседних регионов.

Сырье на Прокопьевский завод поступало с Трошковского месторождения глины (Черемховский район Иркутской области).

В конце 1990-х годах произошла череда реорганизаций предприятия. Кризис продолжался до 2003 года, когда производство возобновилось. В 2005 году завод закрылся окончательно.

Большинство фарфоровых и фаянсовых изделий из коллекции музея представлено массовым товаром, доступным широким слоям населения. В собрании музея есть продукция как центральных, так и сибирских предприятий. Среди нетиповой посуды следует отметить курортную кружку-бюветницу производства Кисловодского завода, а также авторскую маслёнку с куропатками производства Конаковского завода.

Кроме пищевой посуды в коллекции музея присутствует техническая – посуда для химических лабораторий.

По коллекции музея невозможно делать выводы о распространенности продукции разных предприятий в нашем городе, так как нельзя определить происхождение большинства предметов, и коллекция в целом малочисленна для подобных исследований.

Выставка подготовлена с.н.с. музея-заповедника «Кузнецкая крепость» Кауфман Ю.Б.

Каталог заводов СССР по производству изделий из фарфора с их клеймами

Нередко люди, нашедшие дома продукцию из фарфора времен СССР, задаются вопросом, какому заводу принадлежит клеймо в виде оленя, лося, птицы, цветка и т.д. Определить это несложно, если знать основную информацию о производителях.

Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы

Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы

Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы

Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы

Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы

Известное клеймо с изображением лося ставилось на фарфоровую посуду именно этого завода.

Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы

Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы

Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы

Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы

Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы

Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы

Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы

Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы

Маркировки фарфоровых заводов ссср штампы

Если в вашем доме имеется чайный сервиз из фарфора СССР с клеймом в виде лося или другими интересными знаками, вы сможете его достаточно выгодно продать. Наш антикварный магазин предлагает клиентам привлекательные условия сотрудничества: официальная сделка с заключением договора, оплата непосредственно в день обращения, возможность расчета в любой удобной валюте.

Перед приобретением осуществляется оценка предметов. Она может быть выполнена различными способами.  Вы можете самостоятельно доставить посуду в наш магазин или оставить заявку на выезд эксперта. В случае необходимости наш специалист приедет на дом и проведет оценку совершенно бесплатно.

Если для вас более удобен онлайн-формат сотрудничества, вы можете отправить нам несколько фотографий изделия перед продажей. Мы выполним оценку за 15 минут и назовем стоимость вещи.

Если обозначенная цена вас устраивает, заключается официальное соглашение. Оплата может быть произведена любым удобным вам способом. Возможен как наличный, так и безналичный расчет.

Мы гарантируем 100% безопасность сделки и конфиденциальность личных сведений клиента.

Вы хотите узнать, почему в СССР выпускали посуду без клейма, и получить консультацию по другим интересующим вопросам? Обращайтесь к нашим специалистам по указанному на сайте телефону или через форму обратной связи. Также мы готовы проконсультировать в Telegram.

Какие данные могут предоставить эмблемы фарфоровых заводов СССР на посуде?

В большинстве случаев специальные знаки в СССР ставились на дне изделий из фарфора. Их можно было увидеть на чашках, тарелках, вазах, графинах и т.д.

Клеймо на фарфоровой посуде в России могло предоставить немало информации о рассматриваемой вещи. Такие знаки содержат данные об изготовителе, периоде выпуска изделия, качественных характеристиках и т.д. В связи с этим расшифровка знаков заводов на фарфоровой посуде СССР приобретает особое значение.

Стоит учитывать, что одна фабрика может иметь множество различных маркировок. Это связано с тем, что клеймо на фарфоровой посуде в СССР нередко менялось по годам (многие коллекционеры даже имеют готовую таблицу с перечнем фото таких обозначений). Зачастую это осложняет процесс идентификации продукции.

На маркировке фарфоровой посуды можно найти данные о сорте материала (первый, второй, третий). Эта информация может указываться буквами и цифрами (например, 1-С) или при помощи цвета.

Оцените статью
Маркировка-Про