Фарфоровые изделия, произведенные в СССР, характеризуются неизменно высоким качеством. В связи с этим они пользуются повышенным спросом среди коллекционеров, искусствоведов и настоящих ценителей. В Советском Союзе работали более двух десятков различных фабрик, на которых производились подобные изделия. Определить, какому именно заводу в СССР принадлежала фарфоровая посуда, позволяет клеймо. Это специальный знак, подтверждающий качество и подлинность продукции. В этой статье расскажем о клеймах на посуде из фарфора в СССР, предоставим информацию о том, как они менялись по годам, и оформим своеобразный каталог изображений для наглядности.
Коллекция фарфоровой и фаянсовой посуды музея-заповедника «Кузнецкая крепость» включает в себя изделия, изготовленные до революции и в советский период. Ранее была опубликована выставка, посвященная клеймам на фарфоровой и фаянсовой посуде XIX – начала XX вв. из музейной коллекции. Данная выставка посвящена клеймам заводов советского времени.
Клеймо на фарфоре предназначено для определения производителя, кроме того, является знаком качества.
После революции большинство фарфоровых и фаянсовых фабрик были национализированы. Те, что не смогли продолжить работу, были перепрофилированы.
Новые клейма демонстрируют исчезновение символики Российской империи. Советские торговые марки сначала используют аббревиатуры с названием предприятия или несколько измененное дореволюционное клеймо. В 1920-1930-е гг. в клейма стали включать названия организаций, в которые входили предприятия: «Главунивермаг», «Центрофарфортрест», «Мособлгорспецторг» и прочие. Серп и молот, колосья пшеницы, земной шар в разных сочетаниях появляются на торговых марках. Для клейм советского времени характерна трафаретность.
К 1950-м годам подавляющее большинство клейм содержали название предприятия и населенного пункта, где оно находилось. Марки становятся всё более стандартными, лаконичными и простыми. Это признак механизации процесса производства.
Распространены были стандартные клейма экспортной продукции в связи с расширением торговых связей СССР. Большинство клейм советского периода имеет обозначение сортности изделия, в том числе отражённое в цвете клейма.
С начала 1960-х гг. многие предприятия в качестве торговой марки стали использовать стилизованные изображения животных и растений. За каждым образом стояла история.
Чем ближе к современности, тем проще, схематичнее становились клейма.
Большинство фарфоровых и фаянсовых предприятий, работавших в СССР, не выдержали современных рыночных условий из-за отсутствия государственной поддержки и были закрыты.
Клейма и продукция современных российских фарфоровых и фаянсовых предприятий демонстрируют обращение к опыту прошлого, в частности, дореволюционным образцам и лучшим советским изделиям. В основном это касается стилистики, декора. Технологии, естественно ушли далеко вперед, но ручная роспись и лепка продолжают использоваться в современных изделиях.
Для удобства на выставке клейма сгруппированы по производителям в хронологическом порядке. Можно увидеть схожие клейма разных предприятий, но одного временного периода.
В первую группу вошли предприятия, образованные до революции. Внутри группы заводы располагаются по дате основания, начиная со старейшего. Во вторую группу вошли предприятия, появившиеся в советский период.
Клейма Дмитровского фарфорового завода.
Фарфоровый завод в поселке Вербилки был основан в 1766 г. (хотя есть более ранние варианты дат) Ф.Я. Гарднером. В 1892-1917 гг. принадлежал «Товариществу» М.С.Кузнецова.
В советское время Дмитровский завод был ориентирован на выпуск массового фарфора. В 1920 – 1 пол.1930-х гг. разрабатывались новые формы и рисунки на производственную тематику.
Первые советские клейма созданы на основе дореволюционных с заменой двуглавого орла на герб СССР – такова марка заводов объединения Фарфортрест, в который входил и Дмитровский. Похожее клеймо в тот же период у завода в Дулёве. На более позднем клейме в центре серп и молот, название фабрики расположено по окружности.
В клеймах появляется и изображение продукции. Вот более поздний вариант подобной чайной чашки.
В 1936-37 гг. предпринимались попытки привнести в декор принципы хохломской росписи и палехской миниатюры. Великая Отечественная война прервала развитие завода, к разработке новинок вернулись во второй половине 1940-х гг. Начали выпуск разнообразных подарочных ваз, сервизов на тему Победы и других исторических событий.
Чайная и столовая посуда с традиционной цветочной росписью отличается декоративностью и яркостью красок. Клейма становятся более простыми.
С 1965 года символом предприятия становится изображение головы лося и буква «В» на его шее.
В 1970-80-е годы произошел расцвет творчества коллектива художников Дмитровского завода. Своевременные мероприятия по модернизации производства позволяли поддерживать высокое качество и ассортимент продукции.
В конце 1990-х годов для преодоления кризиса предприятие обратилось к воссозданию ретроспективных образцов.
Продукция завода в разные годы отмечена многочисленными наградами.
В настоящее время предприятие функционирует под названием «Фарфор Вербилок».
Клейма Конаковского фаянсового завода.
Производство организовано Ф.-Х. Бриннером в 1809 г. в с.Кузнецово Тверской губернии. Уже через год его владельцем стал А.Я.Ауэрбах. В 1870 г. фабрика перешла в собственность М.С. Кузнецова. В начале XX в. Тверская фабрика «Товарищества» выпускала большой ассортимент продукции: столовую и декоративную посуду, статуэтки, санфаянс, майоликовые иконостасы и киоты.
В 1918 г. предприятие было национализировано под названием Государственная Тверская фабрика. Выпуск продукции, разработанной дореволюционными мастерами, продолжился. В 1923 г. предприятию присваивается имя М.И. Калинина. В 1929 г. село Кузнецово переименовывается в Конаково в честь революционера П.П. Конакова.
В советский период для клейм предприятия характерно наличие советской атрибутики. В разных сочетаниях изображался серп и молот, колосья пшеницы, герб страны.
В 1920-1927 гг. в клейме присутствовало название села Кузнецово Тверской губернии и новое название фабрики. В тот же период использовалось более лаконичное клеймо из букв «Т» и «Ф», обозначавшее «тверской фарфор».
В 1930-е гг. начинается внедрение нового ассортимента изделий и рисунков. На предприятии сложился коллектив художников и скульпторов. Образцы продукции неоднократно удостаивались призов на международных выставках. С 1937 г. Конаково стало городом, и фабрика стала называться «Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина».
Подобная чаша (КП 1763) и фаянсовое блюдо большого размера, декорированное цветочным узором по окружности (КП 1764), относится к тому же периоду (1934-1940 гг.)
Великая Отечественная война прервала работу по замене «кузнецовской» продукции. Тем не менее, производство продолжалось.
Такое же клеймо на фаянсовой тарелке и блюде, декорированных рельефным бортом и цветами на дне.
К периоду 1941-1946 годов относится и маслёнка с росписью васильками (КП 2695).
Со 2-й половины 1940-х годов вновь активизируется работа художественной лаборатории, и создаются замечательные росписи для сервизов и декоративных изделий, интересные скульптурные композиции.
В 1950-е годы предприятие выходит на довоенные объемы производства. Заводское клеймо становится очень лаконичным: «ЗиК». Конаково.
Подобное клеймо без указания года, немного отличающееся формой букв, датируется 1960-62 годы.
Интересны образцы авторской продукции.
В 1962 г. на клейме появляется изображение еловой ветки и надпись «ЗиК».
Конаковский фаянсовый завод активно работал вплоть до начала 1990-х гг. После полутора десятков лет трудностей предприятие прошло процедуру банкротства в 2011 г., незадолго до своего 200-летия. В настоящее время работает небольшая производственная компания «Конаковский фаянс» на базе бывшей художественной лаборатории.
Клейма Дулёвского фарфорового завода.
Предприятие было основано в 1832 г. Т.Я. Кузнецовым в пустоши Дулёво и до 1918 г. принадлежало Кузнецовым. После национализации название было изменено на Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда». Художественное оформление изделий, помимо традиционных вариантов (растительные рисунки) стало включать и революционную символику.
Клейма раннего периода были созданы на основе дореволюционных, но двуглавый орёл был заменён на герб СССР.
В 1930-е гг. проводилась реконструкция и расширение производства. В 1936 г. была создана художественная лаборатория. Продукция Дулёвского завода была ориентирована на массового потребителя и традиционно пользовалась популярностью у населения.
В годы ВОВ завод работал на нужды фронта, производя изоляторы, аптечную и госпитальную посуду. Основная продукция практически не выпускалась.
После войны предприятие вернулось к производству посуды для населения. К 1950 г. завод достиг довоенных объемов производства. Традиционно завод выпускал продукцию двух направлений: 1) высокохудожественный фарфор; 2) столовая и чайная посуда для массового потребления, выполненная в традициях народного искусства. Создавались также замечательные скульптурные изделия.
Клеймо завода становится всё более простым.
Неоднократно продукция Дулёвского завода получала высшие награды международных выставок. Графическое изображение скульптуры «Сокол» А.Г.Сотникова, удостоенное Гран-при Всемирной выставки 1958 г. стало торговой маркой завода.
На Дулёвском заводе в росписи преобладала русская национальная стилистика: яркая, сочная живопись, широкий мазок, крупные формы, берущие начало в XIX в. Излюбленный узор: «агашка» — яркий цветок, напоминающий розу, с круглыми лепестками. В 1960-е гг. добавляется иная манера декорирования: роспись мягких, пастельных тонов, с золотой обводкой, простым геометрическим рисунком.
В 1970-е гг. благодаря творчеству В.К. Яснецова в росписи появляются этюды русской природы, полевые цветы.
С 1991 по 2012 гг. завод находился в собственности трудового коллектива, с 2012 г.– в частной собственности. Производство удалось сохранить, предприятие модернизируется.
В настоящее время Дулёвский завод – крупнейший в России по производству фарфора. Часть изделий получили статус изделий народно-художественных промыслов России.
Клейма Речицкого фарфорового завода.
Был основан в 1858 году Михаилом Куриновым. Является одним из старейших заводов Гжели.
В 1920-30-е годы предприятие выпускало посуду бытового назначения. С началом электрификации часть производства была переориентирована на изготовление электротехнического фарфора. В годы ВОВ активно осваивались технологии производства лабораторной посуды для химической промышленности.
В послевоенный период завод находился на реконструкции, завершившейся в 1963 году. Новые химические лаборатории и производства требовали качественной продукции и деталей из фарфора. Производственные мощности наращивались и к 1992 году завод выпускал уже более 300 наименований продукции. Трудности 1990-х годов удалось преодолеть, и завод сохранил производство.
В настоящее время предприятие выпускает химико-лабораторную посуду, электротехнический фарфор, формы для производства резиновых перчаток, а также традиционную гжельскую художественную фарфоровую продукцию. Ассортимент насчитывает более 500 наименований продукции.
Клеймом завода служили буквы РФЗ. Причем клеймо в случае с лабораторной посудой, наносилось на тулово изделия, а не на дно. В 1980-е годы клеймо стало стилизованным.
Лабораторная посуда из собрания музея:
Клейма Хайтинского фарфорового завода.
Хайтинская фабрика под Иркутском была основана в 1869 г. купцами Переваловыми. В начале XX в. перешла в собственность торгового дома «Щелкунов и Метелёв». К 1917 г. фабрика находилась на грани закрытия.
После национализации в 1920 г. предприятие реконструировали и переименовали в 1-ю Государственную Хайтинскую фарфоровую фабрику «Сибфарфор». Производство фаянса прекратилось.
В 1927 г. на фабрике установили первую тоннельную печь, изобретённую И.А. Емельяновым.
Основная продукция Хайтинской фабрики – изоляторы и так называемые «крестьянские стаканы». В 1920 -30-х гг. в ассортименте появляется агитационный фарфор – с государственной символикой, портретами полярников-папанинцев, изображениями колхозных ярмарок. Выпускалась и дешевая посуда, доступная широким слоям населения.
В годы ВОВ предприятие занималось выпуском изоляционно-технического фарфора и химической посуды, абразивных кругов для обточки стволов орудий. Название было изменено на Хайтинский абразивный завод. Бытовой фарфор производился, но в незначительном количестве.
После войны, в 1954 г., абразивное производство закрылось. Предприятие вновь получило название Хайтинский фарфоровый завод. В 1950-х гг. клеймо завода было ХФЗ Хайта.
У росписи продукции Хайтинского завода есть свои особенности – это сибирские сюжеты (орнамент, национальные костюмы и прочее). В 1960 году на предприятии была создана художественная лаборатория. Её визитной карточкой стала крупномазковая живопись, яркие росписи на цветочную тематику. Вазы и декоративные блюда оформлялись золотом, использовались элементы национального орнамента народов Сибири.
В 1950-70-х годы Хайтинский фарфоровый завод обеспечивал бытовым фарфором всю Сибирь и Дальний Восток. Собственная сырьевая база помогала предприятию поддерживать производство, сохраняя высокое качество продукции. С 1970-х годов символом предприятия стал белый горностай как символ белизны и чистоты.
Рост цен на топливо в 1990-2000-е годы подкосил завод (печи работали на мазуте). Сервизы Хайтинского завода стали очень дороги в производстве. Дешевая китайская посуда заполонила рынок. Сегодня сохранили производство только те заводы России, что работают на природном газе.
Клейма завода «Пролетарий».
Историю ведёт с гончарного завода, построенного в 1882 г., и приобретённого в 1892 г. И.Е. Кузнецовым. Он модернизировал производство, новая фабрика получила название Бронницкой. Она производила фарфоровые и фаянсовые изделия.
В 1918-19-й годы произошла национализация бывших предприятий И.Е.Кузнецова.
В 1921 году был создан Государственный трест фарфоро-фаянсовой промышленности — Новгубфарфор. Бронницкая фабрика вошла в него под названием фарфоровый завод «Пролетарий». Первоначально производство шло по дореволюционным разработкам.
Продукция завода в составе объединений «Новгубфарфор» и «Центрфарфортрест».
В 1930-е годы в ходе индустриализации завод был модернизирован, формы и роспись изделий полностью обновлены. В предвоенные годы предприятие активно работало.
Великая Отечественная война остановила производство, завод работал в эвакуации, а после войны его пришлось восстанавливать от последствий бомбёжек.
В послевоенные годы завод «Пролетарий» регулярно модернизировался, наращивал объемы производства, качество и ассортимент продукции. На предприятии сложился свой творческий коллектив талантливых живописцев. К началу 1950-х годов был достигнут довоенный объём производства.
В 1967 году был освоен выпуск тонкостенного фарфора. В 1970-е годы обработка и декорирование большинства изделий стали поточными. В 1980-е годы четверть продукции «Пролетария» декорировалась способом шелкографии или сдвижной деколи.
Клейма предприятия были стандартные и включали в основном название завода и его местонахождение, с 1950-х годов стали весьма лаконичными. В 1967-80-х годах клейма завода «Пролетарий» не включали в себя надписи, только схематичный рисунок, указание сорта и другие цифровые отметки.
Завод работал до 2008 года и закрыт после процедуры банкротства.
Клейма Будянского фаянсового завода.
Начал работу в с. Буды Харьковской губернии как Новохарьковская фабрика М.С.Кузнецова в 1886-1887 годах. Предприятие выпускало как фаянсовые, так и фарфоровые изделия.
После революции завод был национализирован, в 1920-е годы возобновилась нормальная работа после гражданской войны. С 1922 года Будянский фаянсовый завод входил в состав треста «Укрфарфорфаянсстекло». С середины 1920-х годов получил название «Серп и молот». В ходе индустриализации завод получил новое оборудование, позволившее увеличить производительность. В годы Великой Отечественной войны завод попал в зону боевых действий и оккупации и был разрушен. К 1953 году восстановленное предприятие вернулось к довоенному объему производства, а в 1954-1956 годах Будянский завод получил новое оборудование и постепенно вошел в число крупнейших предприятий фарфорофаянсовой промышленности СССР. Часть продукции постоянно шла на экспорт. Наибольшего объема производства завод достиг в 1970-80-е годах. После распада СССР предприятие продолжило работу, практически не сбавляя темпов производства. В начале 2000-х годов в деятельности Будянского завода выявили нарушения законодательства, в 2006 году он обанкротился.
Клейма Будянского завода представлены названием предприятия и организаций, в которые оно входило, в разных вариациях. Во 2-й половине XX в. появляется эмблема «Петух».
Клеймо Коростенского фарфорового завода.
Построен в 1904 году в г. Коростень Овручского уезда Волынской губернии поляком А.К. Пржибыльским. До революции выпускало неокрашенный фарфор, расписывали который в Польше.
После революции было национализировано, но попало в зону боевых действий. С окончанием гражданской войны вместе с другими предприятиями стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности было передано в ведение Главного комитета стекольно-фарфоровой промышленности ВСНХ и возобновило работу. В 1928 году была завершена реконструкция предприятия. Объемы производства по сравнению с 1913 года выросли в 5 раз.
Вместе с Барановским и Будянским заводами завод выполнял заказы торгового представительства СССР на изготовление посуды для Турции и Египта.
Начало индустриализации привело к техническому перевооружению предприятия. По состоянию на 1935 год фарфоровая фабрика являлась главным предприятием г. Коростень Житомирской области. Предприятие выпускало массовую продукцию.
Во время Великой Отечественной войны завод был разрушен, но в мае 1945 года возобновил работу.
После войны предприятие активно развивалось, продолжая оставаться главным в городе. С 1950-х годов начинается расцвет художественной лаборатории Коростенского завода. Начался выпуск декоративной посуды, изделий мелкой пластики, наполненных национальным колоритом.
Полная модернизация завода состоялась в 1966-1972 годах, что повысило производительность. Завод стабильно работал в 1970-90-е годы, в том числе на экспорт. Экономический кризис 2000-х годов привел к перебоям в деятельности предприятия и к банкротству в 2012 г.
Заводские клейма включали полное или сокращенное название предприятия в разных вариантах оформления.
Клеймо Кисловодского фарфорового завода.
Завод был создан в 1952 году на базе артели, занимавшейся художественной резьбой по кости. Производство фарфора на предприятии освоили к началу 1960-х годов. Особенностью Кисловодского завода является использование ручной лепки фарфора в декорировании продукции.
Основная продукция предприятия – памятные кружки и бюветницы для отдыхающих.
Бюветницы – это особые кружки с носиком, использующиеся для минеральной воды, в данном случае – кисловодского нарзана.
На курортах Кавминвод бюветницы появились ещё в н.XX в., но только в 1960-х стали действительно популярны, когда лечебный туризм стал массовым явлением.
Традиции косторезной мастерской воплотились в дизайне кружек, отражавшем национальный колорит и придававшем декоративность изделиям.
В 1988 году предприятию присвоен статус традиционных народных промыслов. В 1990-е гг. КФЗ преобразован в ЗАО «Кисловодский фарфор – Феникс». Клейма завода простые и лаконичные (образованы из букв КФС и их стилизации, а также варианты надписей с названием предприятия и изображением птицы)
В советский период предприятие, не имевшее местной сырьевой базы, получало каолин с Украины и Мурманской области, а гипс – с Урала. Современное предприятие «Феникс» ищет новые сырьевые базы с каолином определенного состава, чтобы не потерять производство.
Клеймо Прокопьевского фарфорового завода.
Завод основан в 1973 году в г. Прокопьевск Кемеровской области. Основная причина организации предприятия – трудоустройство женщин, выведенных из шахт по решению правительства СССР.
Прокопьевский завод был первым крупным предприятием в Западной Сибири, которое выпускало художественный фарфор. На заводе сложился творческий коллектив из скульпторов и художников. Предприятие производило тарелки, сервизы как с простой, как и с высокохудожественной росписью, статуэтки, сувенирную продукцию, напольные вазы.
Первоначально маркой предприятия должно было стать упрощенное изображение шахтерской лампы, но обнаружилось, что этот образ уже используется. Клеймом ПФЗ стало стилизованное изображение оленя с буквой «П» между рогами (автор Л.Н. Володькин).
Прокопьевский завод обеспечивал доступной продукцией население и предприятия Кемеровской области и соседних регионов.
Сырье на Прокопьевский завод поступало с Трошковского месторождения глины (Черемховский район Иркутской области).
В конце 1990-х годах произошла череда реорганизаций предприятия. Кризис продолжался до 2003 года, когда производство возобновилось. В 2005 году завод закрылся окончательно.
Большинство фарфоровых и фаянсовых изделий из коллекции музея представлено массовым товаром, доступным широким слоям населения. В собрании музея есть продукция как центральных, так и сибирских предприятий. Среди нетиповой посуды следует отметить курортную кружку-бюветницу производства Кисловодского завода, а также авторскую маслёнку с куропатками производства Конаковского завода.
Кроме пищевой посуды в коллекции музея присутствует техническая – посуда для химических лабораторий.
По коллекции музея невозможно делать выводы о распространенности продукции разных предприятий в нашем городе, так как нельзя определить происхождение большинства предметов, и коллекция в целом малочисленна для подобных исследований.
Выставка подготовлена с.н.с. музея-заповедника «Кузнецкая крепость» Кауфман Ю.Б.
Каталог заводов СССР по производству изделий из фарфора с их клеймами
Нередко люди, нашедшие дома продукцию из фарфора времен СССР, задаются вопросом, какому заводу принадлежит клеймо в виде оленя, лося, птицы, цветка и т.д. Определить это несложно, если знать основную информацию о производителях.
Известное клеймо с изображением лося ставилось на фарфоровую посуду именно этого завода.
Если в вашем доме имеется чайный сервиз из фарфора СССР с клеймом в виде лося или другими интересными знаками, вы сможете его достаточно выгодно продать. Наш антикварный магазин предлагает клиентам привлекательные условия сотрудничества: официальная сделка с заключением договора, оплата непосредственно в день обращения, возможность расчета в любой удобной валюте.
Перед приобретением осуществляется оценка предметов. Она может быть выполнена различными способами. Вы можете самостоятельно доставить посуду в наш магазин или оставить заявку на выезд эксперта. В случае необходимости наш специалист приедет на дом и проведет оценку совершенно бесплатно.
Если для вас более удобен онлайн-формат сотрудничества, вы можете отправить нам несколько фотографий изделия перед продажей. Мы выполним оценку за 15 минут и назовем стоимость вещи.
Если обозначенная цена вас устраивает, заключается официальное соглашение. Оплата может быть произведена любым удобным вам способом. Возможен как наличный, так и безналичный расчет.
Мы гарантируем 100% безопасность сделки и конфиденциальность личных сведений клиента.
Вы хотите узнать, почему в СССР выпускали посуду без клейма, и получить консультацию по другим интересующим вопросам? Обращайтесь к нашим специалистам по указанному на сайте телефону или через форму обратной связи. Также мы готовы проконсультировать в Telegram.
Какие данные могут предоставить эмблемы фарфоровых заводов СССР на посуде?
В большинстве случаев специальные знаки в СССР ставились на дне изделий из фарфора. Их можно было увидеть на чашках, тарелках, вазах, графинах и т.д.
Клеймо на фарфоровой посуде в России могло предоставить немало информации о рассматриваемой вещи. Такие знаки содержат данные об изготовителе, периоде выпуска изделия, качественных характеристиках и т.д. В связи с этим расшифровка знаков заводов на фарфоровой посуде СССР приобретает особое значение.
Стоит учитывать, что одна фабрика может иметь множество различных маркировок. Это связано с тем, что клеймо на фарфоровой посуде в СССР нередко менялось по годам (многие коллекционеры даже имеют готовую таблицу с перечнем фото таких обозначений). Зачастую это осложняет процесс идентификации продукции.
На маркировке фарфоровой посуды можно найти данные о сорте материала (первый, второй, третий). Эта информация может указываться буквами и цифрами (например, 1-С) или при помощи цвета.