- Типы масел
- Полусинтетическое масло
- Классификация API
- Так все же, как правильно подобрать моторное масло?
- Преимущества синтетических моторных масел
- Дополнительная информация
- Что можно увидеть на этикетке
- Маркировка зимних смесей
- Сравнение с иными маслами
- 5w40
- 0w20
- 0w30
- 5w50
- Какие присадки есть в моторном масле
- Допуски производителей
- Volkswagen
- Daimler, Mercedes-Benz, Chrysler
- Для бензиновых моторов
- BMW
- Ford
- Renault
- Peugeot
- Тип масла
- Маркировка моторных масел и их взаимозаменяемость
- Класс вязкости
- Takayama SAE 5W-30 (API SN; ILSAC GF-5)
- Расшифровка вязкости масла SAE
- Низкотемпературная вязкость
- Высокотемпературная вязкость
- Расшифровка моторного масла — цифры SAE
- Как классифицируются моторные масла
- ACEA
- ГОСТ
- Takayama SAE 5W-30 (АPI SN/CF C3)
- Сезонность масла
- Зимнее и всесезонное
- Главные отличия всесезонки от зимнего и летнего масла
- Какова роль масла в автомобиле
- Российские производители автомасел
- Классификация ACEA
- Производство синтетики
- Как определить вязкость масла
- Как грамотно выбрать машинное масло
- Классификация моторных масел
- Кинематическая вязкость
- Динамическая вязкость
- Индекс вязкости
- Показатель HTHS (High Temperature High Shear)
Типы масел
Минералка – полностью натуральное масло, в основе которого лежит переработанная нефть с различными добавками, призванными хоть как-то повлиять на улучшение базовых функций смазочного материала. В итоге получается смазка, пригодная разве что для поддержанного транспорта с большим пробегом. Минералка не способна выдерживать экстремальные перепады температур в низком и верхнем диапазоне, а также подвержена замерзанию в зимних условиях. Из-за этого возможны проблемы с запуском ДВС, например, после длительной ночной стоянки на морозе. Еще такое масло быстро окисляется и не защищает от коррозии при длительной эксплуатации. При вскипании минералка оставляет шлаковые отложения и другие продукты износа, которые со временем ухудшают работу двигателя и приводят к различным неполадкам.
Полусинтетическое масло
Полусинтетика – сбалансированное моторное масло, наделенное особенностями минерального и синтетического масла. И все же, по своим свойствам полусинтетика ближе к обычной минералке, поскольку изготовлена на 60-70% из переработанной нефти. Остальная часть состава приходится на синтетические добавки, призванные улучшить качество продукта. В итоге получается более качественный смазочный материал, чем обычная минералка. В отличие от нее такое масло подойдет не только для старых автомобилей, но и вполне пригодно для современных машин с пробегом, включая проблемные моторы с возрастными особенностями (например, утечки из-за микротрещин на стенках цилиндров). Полусинтетика работает в умеренном диапазоне низких и высоких температур, а также лучше подходит для зимнего использования. Летом с полусинтетикой вообще не должно быть никаких проблем.
Синтетика – имеет искусственную основу, полученную путем синтеза химическим элементов. Из главных особенностей синтетики можно отметить комплексный набор многофункциональных присадок с высокой степенью активности и устойчивости к любым нагрузкам, что позволяет увеличить межсервисный интервал и продлить срок службы двигателя. Таким образом, синтетика обеспечивает наилучшую степень защиты двигателя от загрязнения, перегрева, коррозии и окисления деталей. Кроме того, данный тип масла практически не подвержен замерзанию и одинаково хорошо подходит для эксплуатации в зимнее и летнее время года. Еще качественная синтетика позволяет экономить топливо и снижать уровень вредных выбросов СО2.
Классификация API
API – аббревиатура для Американского института нефти, согласно разработанной классификации масла делятся на 2 вида:
- S (Service) – эта маркировка говорит о том, что масло подходит для бензиновых силовых установок легковых автомобилей, средств малой грузоподъемности, микроавтобусов;
- C (Commercial) – к этой категории относится тяжелая техника с дизельными двигателями.
Для легковых машин с дизельными силовыми установками подходят универсальные масла, обозначенные S/C.
Буква рядом обозначает характеристики смеси. Чем ближе она к концу алфавита – тем лучшие свойства демонстрирует масло.
- Маркировки SC, SD, SE, SF, SG, SH считаются устаревшими, такие масла предназначены для двигателей, созданных до 2001 года. Продукция еще выпускается, поскольку старые машины все еще частенько встречаются на дорогах;
- SJ – для двигателей с 2001 года и старше;
- SL – для двигателей, выпущенных с 2004 года;
- SM – стандарт введен в 2004 году, такие масла отличаются повышенной стойкостью к окислению, повышенную защиту от износа, отложений, эксплуатируются при разных температурах;
- EC – аббревиатура для энергосберегающих масел для бензиновых двигателей (Energy Conserving).
Если после буквы стоит цифра, она указывает на разновидность дизеля: 2- двухтактный, 4 – четырехтактный.
Соответствует ли масло заявленной спецификации, проверяет комиссия API.
Так все же, как правильно подобрать моторное масло?
- В первую очередь нужно изучить руководство по эксплуатации автомобиля, а именно — обратить внимание на рекомендации производителя. Оригинальный допуск автопроизводителя указывает, какое масло предпочтительно.
- Подобрать масло по классу вязкости SAE. Его указывают на канистре числом и буквой W. Следует подбирать этот параметр с учётом климатических особенностей региона.
- Обратите внимание на класс качества API — следует выбирать масло в соответствии с годом выпуска автомобиля.
- При выборе масла для автомобилей азиатского производства ориентируются на классификацию ILSAC. Рекомендуется масло с допуском GF-5 или GF-5 RS.
- Не важно, кто производитель продукта. Главное, чтобы масло соответствовало допускам, которые указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Желаем вам комфортного и безопасного вождения!
Преимущества синтетических моторных масел
- Устойчивость к окислению при воздействии высоких температур, замедленное старение.
- Создание прочной, термически стабильной масляной пленки на поверхности деталей.
- Предотвращение образования отложений.
- Устойчивость к вспениванию.
- Легкий запуск двигателя при низких температурах.
Несмотря на одинаковые вязкостные показатели, масла содержат разные пакеты присадок, поэтому могут сильно отличаться по качеству, техническим характеристикам и назначению. Продукты марки 10W40 эффективно используются в бензиновых и дизельных двигателях легковых и коммерческих автомобилей. Они подходят как для российских, так и для зарубежных моторов. Важно выбирать масло проверенного производителя, способного гарантировать соответствие заявленных характеристик фактическим показателям материала.
Дополнительная информация
Сюда относится маркировка допуска и контроля качества от производителей автомобилей: к примеру, WV 505. Дополнительная информация, не признанная стандартами, тоже может присутствовать на упаковке, никакой технической новизны она не несет, просто описывает качества масла: эстеровое, очищающее, защитное и так далее.
Реже встречаются спецификации NMMA (для снегоходов и гидроциклов), Global DND – для японских автомобилей, JASO – для корейских и японских мотоциклов.
Что можно увидеть на этикетке
Для начала вкратце обратим внимание, что означают буквы и цифры на этикетке канистры с маслом, а потом будем подробно рассматривать каждый из наиболее важных параметров.
- Классификация API и ACEA – стандарты для определения качества смазочного материала. По ним можно подобрать масло для бензинового или дизельного двигателя, а также в зависимости от года выпуска транспортного средства.
- Технология изготовления. Производитель считает важным обязательно указать перечень технологий, используемых для производства масла. Как правило, все современные технологические процессы должны удовлетворять актуальным международным патентам и стандартам качества, соответствие которым позволяет убедиться в высоком качестве и подлинности продукта.
- Допуски производителей. Если для бюджетных автомобилей можно подобрать масло любой фирмы и с примитивными параметрами, тогда ведущие автоконцерны (Opel, BMW, Peugeot и т. д.) рекомендуют для своих автомобилей только сертифицированные моторные масла с соответствующими заводскими допусками. По сути, их наличие гарантирует максимальную совместимость с двигателем для его надежной и бесперебойной работы.
- Название масла и его химические свойства. Здесь важно обращать внимание на тип масла – синтетика, полусинтетика или минералка. Название масла играет маркетинговую роль и имеет второстепенное значение.
- Штрих-код – позволяет определить страну, в которой изготовлено масло. Штрих-код также позволяет убедиться в оригинальности изделия и получить необходимую информацию о его происхождении.
- Назначение – в данном случае речь идет о типе транспорта. Например, масло для легковых бензиновых машин.
- Псевдомаркировка – не имеет никакой практической пользы и используется как маркетинговый ход для привлечения покупателей. Не стоит путать с маркировкой SAE, API и т. д.
- Вязкость SAE – одна из наиболее важных составляющих маркировки моторного масла. По вязкости можно подобрать всесезонное, летнее или зимнее масло, а также определить тип продукта – синтетика, полусинтетика или минералка. То есть вязкость указывает на сезонность и адаптацию к тем или иным климатическим условиям.
Маркировка зимних смесей
0W – полноценно функционируют в условиях до -35 градусов;
5W – полноценно функционируют в условиях до -30 градусов;
10W – полноценно функционируют в условиях до -25 градусов;
15W – полноценно функционируют в условиях до -20 градусов;
20W – полноценно функционируют в условиях до – 15 градусов.
Сравнение с иными маслами
Некоторые водители не понимают, какое масло лучше: 5w30 или 0w40, можно ли смешивать их, в чем между ними различие. Масло 5w30 имеет такие температурные пределы:
- минимальный – минус тридцать градусов;
- максимальный – плюс двадцать пять градусов.
Видно, что разница с 0w40 заключается в меньшем диапазоне температур. Следовательно, лучше покупать 0w40, если вы проживаете в очень холодной/жаркой местности. Если смешать смазки, ничего страшного не произойдет.
5w40
Масло 5w40 – это синтетика, которая обладает практически такой же вязкостью, что и 0w40, о чем свидетельствуют пределы температур:
- минимальный – минус тридцать градусов;
- максимальный – плюс тридцать пять градусов.
Если провести сравнение 5w40 с 0w40, то последнее лучше, так как может быть использовано при более низкой температуре. Многие автолюбители не понимают, можно ли смешивать эти два масла. Это не рекомендуется, если противоположное не прописано в инструкции изготовителя.
Чтобы определиться что купить для своего автомобиля 0w40 или 5w40 надо более детально изучить последнюю классификацию.
0w20
Автомасло 0w20 совершенно не подходит для жарких летних условий, в отличие от 0w40, потому как располагает следующими границами температур:
- нижняя – минус тридцать пять градусов;
- верхняя – плюс пятнадцать градусов.
Летом в России на такой смазке не поездишь, ведь она не обладает достаточной высокотемпературной вязкостью. Смешивание с 0w40 не рекомендуется.
Рекомендуем к прочтению: Моторное масло 0w20 – расшифровка
0w30
На масле 0w30 возможно ездить не слишком знойным летом. Оно отличается от 0w40 тем, что его верхний температурный предел составляет плюс двадцать пять (разница в десять градусов), то есть оно имеет меньшую высокотемпературную вязкость. Смешивание с 0w40 возможно, но лучше этого не делать.
Также может быть интересно: расшифровка 0w30
5w50
5w50 обычно используется в профессиональном автомобильном спорте. Оно может исправно выполнять собственную задачу даже при температуре в плюс сорок пять. Разница с «сороковкой» заключается в высокотемпературной вязкости.
У этой смазки она выше. Однако неправильно проводить сравнения типа «5w50 vs 0w40», так как эти масла применяются в разных сферах. Первое оптимально для гоночных машин, второе – для обыкновенных автомобилей с двигателем на бензине/дизеле.
Подводя итоги, можно понять, что «сороковка» – прекрасный выбор для городской езды в российских условиях. Известно, что в России летом может быть сильная жара, а зимой – лютый холод. 0w40 предназначается как раз для подобных климатических условий.
Использование его в более мягком климате будет не слишком рационально, лучше заливать иное автомасло, к примеру, 0w20.
https://youtube.com/watch?v=KkLSx65sfao%3Ffeature%3Doembed
Имею большой опыт за плечами по ремонту автомобилей. Готов поделиться знаниями со всеми у кого руки правильные.
Какие присадки есть в моторном масле
- Вязкостно-загущающие – повышают индекс вязкости масла. Количество этих присадок в масле не превышает 10%. Наличие в масле вязкостных присадок делает его более пригодным для зимнего и всесезонного использования. В целом, можно получить любой смазочный материал с разной вязкостью в зависимости от количества добавленных вязкостных присадок. Как правило, в моторном масле с высоким индексом вязкости не должно быть слишком много вязкостно-загущающих присадок. Более того, достаточно высокий индекс вязкости позволяет получить качественную смазку без каких-либо загустителей. На сегодняшний день тенденция такова, что производители все чаще выпускают моторные масла с невысокой вязкостью, которой вполне достаточно для обеспечения энергосберегающих свойств и экономии топлива. С другой стороны, такое масло больше подходит для благоприятных условий и щадящей эксплуатации. Для экстремального вождения рекомендуется использовать масло с более высокими диапазонами вязкости.
- Моющие – предотвращают образование лаковых и сажевых отложений. Эти присадки включают в себя детергирующие компоненты, необходимые для защиты от окисления и повышенного износа деталей. Под воздействием детергентов все эти отложения направляются к фильтру.
Кроме того, моющие присадки включают в себя диспергирующие компоненты, задачей которых является дробление крупных частиц нагара на мелкие для того, чтобы меньше забивался фильтрующий элемент. - Детергенты – имеют принцип действия, схожий с бытовыми моющими средствами. Это означает, что детергенты богаты своими щелочными свойствами, то есть способны участвовать в нейтрализации кислотных соединений, образующихся при сгорании серы, которая содержится в топливе. Вместе с тем, обеспечивается и эффективная антикоррозионная защита.
- Дисперсанты – удерживают грязевые отложения в «подвешенном» состоянии, не давая им оседать на поверхности деталей. Таким образом, дисперсанты защищают стенки двигателя от накопления грязи, которая не слипается и находится в растворенном виде. При наиболее тяжелых нагрузках дисперсанты смывают всю грязь и доводят ее до безопасной консистенции.
- Противоизносные – предотвращают повышенный износ трущихся механизмов в той области, где нет благоприятных условий для создания прочной масляной пленки. Особенностью противоизносных присадок является их способность абсорбироваться в поверхность металла и создавать пленку со скользящими свойствами для защиты от абразивного износа.
- Антиокислительные присадки – препятствуют окислению деталей и загустению масла в условиях высоких температур. Таким образом, происходит процесс замедления окисления масла. Антиокислительные присадки бывают двух видов – ингибиторы (работают в общем объеме масла) и термоокислительные (работают в рабочем слое на нагретой поверхности).
- Ингибиторы коррозии – защищают от коррозии стальные и чугунные стенки цилиндров, поршни и кольца. Главным отличием антикоррозионных присадок от антиокислительных является защита поверхности металлических деталей, тогда как антиокислительные присадки защищают от окисления само масло.
- Антипенные присадки – так называемые силиконы или полилоксаны, наличие которых не должно превышать тысячных долей процента. Дело в том, что при термическом разложении силикона выделяется оксид кремния, обладающий мощными абразивными свойствами. Поэтому не стоит удивляться, почему масло содержит минимальное количество антипенных присадок, ведь так даже лучше и безопаснее. Эти присадки представлены в виде капелек и не подвержены растворению в масле.
- Модификаторы трения – являются важной составляющей современного моторного масла, применяемого в высокофорсированных моторах, весьма требовательных к качеству смазки. Модификаторы трения способствуют снижению коэффициента трения между деталями. Наиболее известными модификаторами трения являются графит и дисульфид молибдена, которые не растворяются в масле, а присутствуют в нем в виде небольших частиц.
- Депрессорные присадки – обычно входят в состав минеральных масел, которые защищают детали ДВС от кристаллов парафинов, образующихся при сильном снижении температуры масла. Еще на стадии производства минерального масла невозможно полностью удалить парафины, и в связи с этим возникает необходимость в депрессорных присадках. Они препятствуют срастанию кристаллов парафина и это позволяет избежать их укрупнения. Таким образом, благодаря депрессорным присадкам эти кристаллы циркулируют в мелком виде, наиболее безопасном для работы двигателя.
Допуски производителей
Крупнейшие производители автомобилей имеют собственные допуски, наличие которых делает масло более совместимым с двигателем.
Volkswagen
- VW 500.00 – энергосберегающее всесезонное масло с вязкостью 5W-30, 5W-40, 20W-30 или 10W-40. Подходит для бензиновых моторов и соответствует требованиям АСЕА А3-96.
- VW 501.01 – универсальное масло для бензиновых и дизельных моторов с непосредственным впрыском. Соответствует требованиям АСЕА А2 и может быть совместимо с турбодизелями, но только в сочетании с VW 505.00.
- VW 502.00 – бензиновое моторное масло для двигателей с непосредственным впрыском. Соответствует АСЕА А3.
- VW 503.00 – масло для бензиновых моторов, рассчитанное на длительный интервал замены. Подходит для двигателей, выпущенных с весны 1999 г.
- VW 503.01 – масло для высоконагруженных бензиновых моторов спортивных автомобилей (например, VW Golf GTI) и рассчитанное на длительный интервал замены.
- VW 504.00 – масло для бензиновых и дизельных моторов, включая двигатели с сажевыми фильтрами.
- VW 505.01 – масло с вязкостью 5W-40 для дизельных моторов с насос-форсунками.
- VW 505.00 – масло для турбодизелей легковых автомобилей. Подходит для моторов, выпущенных с весны 1999 г.
- VW 506.01 – масло для дизелей с насос-форсунками. Соответствует требованиям АСЕА В4.
- VW 507.00 – масло для бензиновых и дизелей. Имеет повышенный интервал замены, а также является аналогом 505.00 или 505.01.
Daimler, Mercedes-Benz, Chrysler
- MB 228.1 – всесезонное SHPD-масло, соответствующее АСЕА А2.
- MB 228.3 – всесезонное мультивязкостное SHPD-масло, соответствующее АСЕА Е3.
- MB 228.31 – масло для высоконагруженных дизелей с сажевыми фильтрами. Соответствует API CJ-4.
- MB 228.5 – масло UHPD для высоконагруженных дизелей, соответствующее АСЕА В2/Е4 и Е5.
- MB 228.51 – всесезонное масло с требованиями АСЕА Е6 и увеличенным интервалом замены.
Для бензиновых моторов
- MB 229.1 – всесезонное масло для моторов 1998-2002 г. в. Соответствует АСЕА А3 и В3, а также совместимо в первую очередь с моторами
- М271, М275, М28, ОМ646, ОМ467 и ОМ648.
- MB 229.3 – масло с увеличенным интервалом замены, соответствующее АСЕА А3 и В4.
- MB 229.31
- MB 229.51
BMW
- GM-LL-A-025
- GM-LL-B-025
- Dexos1
- Dexos2
Ford
- M2C913-A
- M2C913-B
- M2C913-C
- M2C917-A
- M2C934-B
- M2C948-B
Renault
RN 0700, 0710, 0720
Peugeot
B71 2290; B71 2294, B71 2295, B71 2296.
Тип масла
- Минеральное – изготавливаются на основе нефтепродуктов, на этикетке такой продукции стоит надпись «Mineral»;
- Синтетическое – синтезируется искусственным путем, отличается сложным химическим составом. Маркируется «Fully Synthetic»;
- Полусинтетическое – в его состав входят и синтетические, и органические компоненты, это универсальный вариант, который можно распознать по надписи «Semi Synthetic».
Маркировка моторных масел и их взаимозаменяемость
Автомасла
по вязкости и свойствам систематизированы американскими стандартами SAE (сообщество автоинженеров) и API (институтом нефти). Эта маркировка применяется и в России — европейская классификация ACEA и мировая ILSAC, равно как и собственные допуски европейских автозаводов, у нас не прижились, хотя и печатаются на канистрах.
Напомним, что в коде вязкости SAE формата «5w30 SL/CI-4»:
- первое число характеризует температурный порог холодного пуска — чем оно меньше, тем лучше текучесть на морозе. Соответственно, такое масло можно применять при более низких температурах. Условно говоря, чтобы узнать минимальную температуру, можно к «-40» прибавить 1-е число из кода на этикетке;
- буква «W» означает, что моторное масло может использоваться зимой;
- второе число описывает кинематическую вязкость на прогретом моторе. Чем оно больше — тем масло «жирнее», меньше разжижается при нагреве, и способно сохранять смазывающую пленку, предотвращая сухое трение. Логично, что на старых ДВС и в жарком климате на моторах воздушного охлаждения желательно, чтобы это число было больше. Тогда и «масляная лампочка» перестанет моргать на холостых оборотах у изношеннного агрегата.
- Таким образом, SAE 20 будет летним, SAE W30 — зимним, 15w40 — всесезонным.
Увлечение автопроизводителей более жидкими маслами обусловлено требованиями экологии (топливная экономичность) и уменьшением зазоров в парах трения. Именно поэтому на старых авто рекомендуется более густое автомасло.
Таким образом, в Краснодаре нет смысла покупать 5w30 — летом 15w40 будет более уместно. А зимой в Архангельске, напротив, есть смысл заливать 0w30.
Допуск API по качеству соотносит моторное масло с годом разработки двигателя.
Современные группы направлены преимущественно на устранение последствий увлечения автопроизводителей увеличением удельной мощности (работа на повышенных оборотах), экономичности (обедненная топливовоздушная смесь) и экологичности (нейтрализаторы) «одноразовых» ДВС. Например, лодочные моторы Honda BF 50 и Suzuki DF 140 (имеющие в основе автомобильные двигатели), постоянно работающие в диапазоне 5000-6000 оборотов в минуту, довольствуются «устаревшим» SG.
Для бензиновых моторов (S — service)
Модельный год а/м
1964-68
1969-72
1973-88
1989-94
1995-96
1997-2000
2001-03
2004-10
2010-20
2020-н. Допуск API
SD
SE
SF
SG
SH
SJ
SL
SM
SN
SP
Для дизельных двигателей (C — commercial)
Модельный год а/м
1961-83
1983-90
до 1990, турбо
1990-94 в т. турбо
1994-98 + турбо
1998-2002
2002-06 турбо и EGR
2006-17
2017-н. Класс по API
CC
CD
CE
CF
CG-4
CH-4
CL-4
CJ-4
CK-4
Трансмиссионные масла с маркировкой GL-5 применяются преимущественно в редукторах мостов и раздаточных коробках, GL-4 — в МКПП.
Класс вязкости
Вязкость – одно из доминантных качеств, влияющих на эксплуатацию смазки. Все моторные масла по принятой SAE классификации делятся на: всесезонные, зимние и летние. В последнее время универсальное масло вытеснило сезонные аналоги, ведь его использование избавляет автомобилиста от львиной доли работы по регулярной замене масла.
- Обозначение всесезонных масел – 2 числа: первое – показатель вязкости при минусовых температурах, второе – при высоких. К примеру, SAE20-W40;
- Летние масла имеют самую вязкую консистенцию, обозначаются SAE с числом (SAE 15);
- Зимние с меньшим показателем вязкости маркируются буквой W (winter – зима), например, SAE 10W.
В морозную погоду лучше работают жидкие масла, они экономят топливо и защищают двигатель от перемерзания. Летом приветствуются вязкие смеси.
Takayama SAE 5W-30 (API SN; ILSAC GF-5)
Замыкает тройку моторное масло, которое, в первую очередь, ориентировано на современные автомобили корейского и японского производства, а также на машины иных марок, предназначенные для американского рынка. Об этом свидетельствует его классификация по API (SN) и ILSAC (GF-5), согласно которым данный продукт можно смело отнести к «ТОП» классу. Также из маркировки следует, что рассматриваемое нами масло создано для применения исключительно в бензиновых моторах. Хорошо это или плохо, мы рассуждать не станем, так как перед нами специализированный продукт, при создании которого достигались конкретные цели.
В частности, во главу угла ставилось достижение максимальной топливной экономичности. Подтверждением тому служит указанная в паспорте продукта кинематическая вязкость при 100°С, которая составляет 11,55 мм2/с. Ее значение ниже, чем у рассмотренных нами выше масел. Именно благодаря невысокой кинематической вязкости удалось заметно снизить потери в цилиндропоршневой группе, а, конкретно, в парах трения цилиндр/поршень/поршневые кольца. Как показали стендовые испытания, применение Takayama SAE 5W-30 (API SN; ILSAC GF-5) при прочих равных условиях позволит достигать экономии топлива на уровне 2-2,5%. Достаточно высокий показатель!
Возникает резонный вопрос: если масло обладает низкой вязкостью при высокой температуре, не ухудшит ли это защиту деталей двигателя, особенно если он работает в предельных режимах? Разумеется нет! Создавая формулу масла Takayama SAE 5W-30 (API SN; ILSAC GF-5), разработчики сделали выбор в пользу высококачественной основы и уникального пакета присадок, которые позволили совместить в одном продукте, казалось бы, взаимоисключающие качества.
Отдельного внимания заслуживает показатель щелочного числа — 8,08 мг КОН/г. Как видим, он больше, чем у масла АPI SN/CF C3, следовательно стойкость сопротивления окислению и ресурс смазочного материала будет выше. Что касается зольности. Для масла, созданного специально для бензиновых моторов, в систему очистки выхлопных газов которых входят каталитические нейтрализаторы, ее параметр не имеет решающего значения.
Резюме: Идентичные по вязкости моторные масла могут обладать разными свойствами и качествами, что требует грамотного их применения в двигателях, имеющих конструктивные отличия.
Расшифровка вязкости масла SAE
В обозначении масла слева указана низкотемпературная вязкость. За ней следует буква W, означающая возможность зимнего использования, а справа располагается высокотемпературная вязкость.
Низкотемпературная вязкость
Ниже представлены наиболее актуальные значения низкотемпературной вязкости, а также допустимые для нее температуры.
0Wдля минус 35-30 гр. 5Wдля минус 30-25 гр. 10Wдля минус 25-20 гр. 15Wдля минус 20-25 гр. 20Wдля минус 15-10 гр.
Высокотемпературная вязкость
Ниже представлены наиболее актуальные значения высокотемпературной вязкости, а также допустимые для нее температуры.
30для плюс 20-25 гр. 40для 35-40 гр. 50для 45-50 гр. 60для плюс 60 гр. и выше
Таким образом, меньшее значение указывает на более жидкую основу масла, а высокая цифра наоборот свидетельствует о более густом масле. Например, масло 10W-30 можно использовать при температурах от минус 20-25 до плюс 20-25 градусов.
Расшифровка моторного масла — цифры SAE
Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:
* 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С * 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С * 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С * 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С * 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град
Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
* 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С * 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С * 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С * 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше
Чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.
Расшифровка моторного масла — цифры API
Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)- обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.
Обозначения API для бензиновых моторов:
* SC — автомобили, разработки до 1964 годов * SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов * SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов * SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов * SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации * SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации * SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства * SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации * SM — автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению
При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует — масло может оказаться слишком уж агрессивным.
Обозначения API для дизельных моторов:
* CB — автомобили до 1961 г. , высокое содержание серы в топливе * CC — автомобили до 1983 г. , работающие в тяжелых условиях * CD — автомобили до 1990 г. , много серы в топливе и тяжелые условия работы * CE — автомобили до 1990 г. , двигатель с турбиной * CF — автомобили с 1990 г. , с турбиной * CG-4 — автомобили с 1994 г. , с турбиной * CH-4 — автомобили с 1998 г. , под высокие нормы токсичности США * CI-4 — современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR * CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США
SAE 5W-40Классификация по вязкостно-температурным свойствамAPI SJ/CDКлассификация по эксплуатационным свойствамACEA A3-96; B3-96Европейская классификация по эксплуатационным свойствамCCMC G-5/PD2Европейская классификация по эксплуатационным свойствамVolkswagen 500. 00 и 505. 00 (11/92)Дополнительные спецификации производителей Porsche, BMW, Mercedes-Benz 229
В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра — тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.
Видео ролик о уникальной добавки в моторное масло.
Теги: Расшифровка моторного масла, цифры SAE и API.
Как классифицируются моторные масла
Разработчики двигателей подбирают моторные масла и требования к ним в зависимости от особенностей конструкции и условий работы.
Можно заливать неоригинальные моторные жидкости, но с учетом класса качества и групп качества, рекомендаций производителя. Правильно подобранное неоригинальное масло, удовлетворяющее всем критериям производителя, не является основанием для отказа в гарантийном ремонте в случае выхода из строя двигателя.
Признанной во всем мире классификацией масел для двигателей является SAE — градация по вязкости в зависимости от температуры внешней среды, при которой функционирует двигатель.
При изменениях внешних температур меняется вязкость рабочей жидкости, при низких температурах для оптимальной работы мотора масло должно оставаться достаточно текучим, а при высоких — достаточно густым для защиты мотора.
По стандартам SAE машинные масла разделяются на семнадцать классов от 0W до 60W.
Среди них восемь зимних (первые числа — 0; 2,5; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25) и девять для эксплуатации в летнее время (2; 5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60).
Первое число сообщает минимальную минусовую температуру, при которой прокачивается масло в двигателе насосом и обеспечивается безопасный запуск мотора.
Второе число характеризует вязкость моторной жидкости при высоких температурах, чем больше число — тем гуще жидкость при высоких температурах.
Разделение обоих чисел W говорит о всесезонности применения моторных жидкостей.
Наиболее распространенными в России индексами вязкости для холодного запуска мотора (первые цифры — температура) являются:
- 0W ниже -35°C;
- 5W до -30°C;
- 10W до -25°C;
- 15W до -20°C;
- 20W до -15°C.
Наиболее распространенными в России вторыми числами индексов, характеризующих максимальную внешнюю температуру, являются:
- 30 +25°C;
- 40 от +30°C до +45°C (в зависимости от первых чисел — при 0W +30°C, при 5W +35°C, при 10W +35°C, при 15W и 20W +45°C).
При умеренно холодной зиме и не жарком лете рекомендовано заливать масло 10W, как более универсальное, подходящее для многих автомобилей. При очень холодных зимах следует заливать рабочую жидкость с индексом 0W или 5W.
Современным моторам с пробегом не более 50% от запланированного ресурса требуется масло с невысокой вязкостью.
Классификация API подразумевает разбивание рабочих жидкостей на две категории — «S» для бензиновых моторов и «C» для дизелей. Для моторных масел, подходящих как для бензиновых, так и для дизельных двигателей применяется двойная маркировка через дробь, например, SF/CH.
Далее идет подразделение по уровню эксплуатационных качеств (вторая буква). Чем дальше вторая буква по порядку в алфавите, тем лучше такие машинные масла обеспечивают работу мотора и снижают расход жидкости на угар.
Классы машинных масел для бензиновых двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:
- SN для двигателей современных автомобилей с высоким экологическим классом и энергосбережением;
- SM с 2004 г.в.;
- SL с 2000 г.в.;
- SJ с 1996 г.в.;
- SH с 1993 г.в.
Масла класса SN рекомендованы для замены более ранних.
Классы моторных жидкостей для дизельных двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:
- CJ с 2006 г.в., для обеспечения максимальной защиты окружающей среды от вредных выбросов в атмосферу;
- CL с 2002 г.в., с учетом норм экологичности 2002 г., а с окончанием PLUS введен в 2004 г.с повышенными экологическими требованиями 2004 г.;
- CH с 1998 г.в., для работы на высоких скоростях с учетом норм экологичности 1998 г.;
- CG с 1995 г.в., для условий работы при повышенных нагрузках и высокоскоростных режимах;
- CF-2 для моторов не с прямым впрыском с 1994 г.в., CF-4 с 1990 г.в. для двигателей работающих в высокоскоростных режимах;
- CE с 1993 г.в. для условий работы при повышенных нагрузках.
Цифра 2 или 4 через дефис обозначает двухтактный или четырехтактный двигатель. Все современные автомобили обладают четырехтактным мотором.
Моторные жидкости классов SM и SN подходят для турбированных моторов.
ACEA
Классификация ACEA является европейским аналогом API.
В самой последней редакции 2012 г. масла для двигателей подразделяются на категории:
- A/B для бензиновых (А) и дизельных (В) моторов;
- C для дизельных и бензиновых моторов с повышенным экологическим классом и наличием сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов;
- E для дизельных моторов тяжелого автотранспорта.
Классы и основные характеристики согласно самой последней редакции:
- A1/B1 предназначены для применения в бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены, низкий коэффициент трения;
- A3/B3 предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены, тяжелые условия работы, всесезонность;
- A3/B4 предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных моторах, экономия топлива;
- A5/B5 предназначены для использования в высоконагруженных бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены;
- C1 и С2 заливаются в высокофорсированных дизельные и бензиновые моторы легкового транспорта, снабженными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, низкий коэффициент трения, экономия топлива и продления ресурсов сажевых фильтров и катализаторов, различаются по содержанию различных присадок;
- C3 и С4 предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых моторов легкового транспорта, снабженными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, продляют ресурсы сажевого фильтра и катализатора, различаются по количеству присадок;
- E6 предназначены для дизельных моторов грузового транспорта работающих в особо тяжелых режимах, оборудованными сажевыми фильтрами и нейтрализаторами, увеличенный интервал для замены;
- E7 предназначены для дизельных моторов грузового транспорта работающих в особо тяжелых режимах, оборудованными системами рециркуляции нейтрализаторами, без сажевых фильтров, увеличенный интервал для замены;
- Е9 предназначены для самых современных дизельных моторов с повышенной нагрузкой и жесточайшими требованиями к экологичности, как с сажевым фильтром, так и без него, продленный интервал для замены.
Классификация масел для двигателей ILSAC предназначена для сертификации и лицензирования рабочих жидкостей для моторов легкового транспорта производства США и Японии.
Особенности машинных жидкостей по классификации ILSAC:
- энергосбережение;
- снижение расхода топлива;
- низкая вязкость;
- стойкость к вспениванию;
- малая летучесть;
- защита от засорения каталитических нейтрализаторов за счет низкого содержания фосфора.
Классы качества и год введения:
- GF-1 устаревший класс, соизмеримый с AРI SH, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W при вторых числах 30, 40, 50, 60;
- GF-2 с 1996 года, соизмеримый с AРI SJ, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W со вторыми числами 20, 30, 40, 50, 60;
- GF-3 с 2001 года, соизмеримый с AРI SL, отличие от GF-2 и API SJ состоит в улучшенных противоизносных и антиокислительных характеристик и энергосберегающих параметрах;
- GF-4 с 2004 года соизмеримый с AРI SM с энергоэффективными характеристиками и улучшенными очищающими и антиокислительными свойствами, по индексам SAE — 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, совместимы с каталитическими нейтрализаторами;
- GF-5 с 2010 года, отличается от GF-4 увеличенными энергоэффективными и противоизносными свойствами и совместимостью со всеми системами экологической защиты.
ГОСТ
Классификация машинных масел согласно ГОСТ 17479. 1 первоначально была принята в СССР в 1985 году, но с учетом изменений в автомобилестроении и требованиям для защиты окружающей среды, последняя редакция была в 2015 году.
Классификация машинных масел по ГОСТ в соответствии с международными требованиями
В зависимости от области применения машинные масла подразделяются на группы от А до Е.
Takayama SAE 5W-30 (АPI SN/CF C3)
Спецификации MB 229. 31 226. 5; VW 502. 00/505. 01; BMW LL-04; GM dexos 2.
Данное моторное масло создано с применением современного по рецептуре пакета присадок. Оно ориентировано на применение в технически сложных, высоконагруженных бензиновых и дизельных моторах современных европейских и отечественных автомобилей, которые сошли с заводского конвейера за последние 5-7 лет. У таких авто присутствуют чувствительные к качеству масла агрегаты: турбокомпрессор, гидрокомпенсаторы, гидронатяжители и т. , а также компоненты системы очистки выхлопных газов, в том числе сажевые фильтры.
Если обратиться к паспорту продукта, то внимания заслуживает показатель кинематической вязкости при 100°С, который составляет 12,04 мм2/с. С одной стороны, показатель говорит о том, что перед нами маловязкое, но довольно «крепкое» масло, которое образует прочную пленку, разделяющую поверхности трения и надежно защищающую их от износа. С другой стороны, позволяет отнести данный продукт к энергосберегающим. В нашем случае при работе мотора в оптимальных режимах экономия топлива может составить примерно 1%.
Оценивать масло по способности противостоять окислению по одному лишь щелочному числу, которое равно 7,43 мг КОН/г. , было бы не совсем корректно. Да, оно значительно меньше, чем у упомянутого выше масла API SL/CF; ACEA A3/B4. Однако, продукты имеют абсолютно разную рецептуру, и давать им оценку необходимо рассматривая комплекс их свойств и качеств. Опуская подробности, скажем, что несмотря на меньшее щелочное число, при заправке машины топливом надлежащего качества, масло Takayama SAE 5W-30 (АPI SN/CF C3) с запасом перекроет оговариваемый автопроизводителем регламентный интервал наработки.
Сезонность масла
Важно заметить, что цифры без буквы W указывают на непригодность такого масла к экстремально низким условиям и больше подходят для летней эксплуатации. Такие смазки имеют более высокую вязкость и обеспечивают эффективную защиту деталей ДВС только в теплое время года. При низких температурах летнее масло становится более плотным, что является проблемой для быстрого запуска двигателя на холодную.
Зимнее и всесезонное
Что касается зимних и всесезонных масел, они имеют букву W (Winter) и предназначены для использования в более широком диапазоне низких температур, но здесь не все так однозначно. Дело в том, что зимнее масло в жаркую погоду обретает повышенную текучесть и не способно должным образом защитить детали ДВС от сухого трения и перегрева. Вместе с тем, ухудшается и прочность масляной пленки.
Главные отличия всесезонки от зимнего и летнего масла
Отличием всесезонного масла от зимней и летней смазки является одинаковая адаптация к низким и высоким температурам, но в умеренном диапазоне. В данном случае решающее значение имеет вязкость SAE. Но в любом случае «всесезонка» обладает оптимальным соотношением зимних и летних характеристик. Этим можно объяснить его высокую популярность в регионах с резко меняющимся климатом.
Какова роль масла в автомобиле
Первоначально функцией моторного масла было смазывание шеек коленчатого вала, избавление от побочных продуктов износа и снижение температуры путем вывода жидкости в поддон двигателя.
В современной автоиндустрии функции моторных жидкостей стали заметно шире и изменился состав под осуществление новых функций.
Базовые функции машинного масла:
- защита деталей и рабочих поверхностей от трения за счет образования на них тонкой устойчивой пленки;
- предупреждение появления коррозии;
- охлаждение мотора путем отвода рабочей жидкости в поддон, находящийся в самом низу двигателя;
- удаление из мест повышенного трения отходов механического износа;
- удаление продуктов сгорания топливной смеси, таких как нагар, сажа и других.
https://youtube.com/watch?v=-_OmY4r6_O0%3Ffeature%3Doembed
К основной составляющей моторного масла добавляются различные присадки, которые могут удалять загрязнения, удерживать пленку, образованную на трущихся деталях и выполнять другие функции.
Российские производители автомасел
В мире всего несколько компаний с производством полного цикла — от добычи нефти до конечного продукта на прилавках магазинов автозапчастей. Основная часть производителей закупает базовую основу и присадки, получая собственный продукт. Но большинство брендов — это упаковщики, разливающие готовое автомасло в собственную тару и продающие его под своей маркой. Поэтому высказывание, что импортные автомасла лучше отечественных, удивляет.
Отметим, что даже до кризиса 2022 года русские НПЗ закрывали 30% потребности внутреннего рынка автомобильных смазочных материалов и экспортировали нефтяную основу зарубежным заводам. Поэтому проблем с импортозамещением в этой области быть не должно (поставки присадок пока не обсуждаем).
Также существует мнение, что в некоторых странах Европы в качестве базы используют рециклинг — продукт переработки вторсырья (по сути — регенерация отработки), а в России — преимущественно новую гидрокрекинговую масляную основу. Так что ещё неизвестно, какое масло лучше — импортное или российское.
Приведем несколько российских производителей автомасел.
- Lukoil (Genesis) — один из крупнейших брендов-изготовителей. В линейке представлены масла: моторные, трансмиссионные, для АКПП и двухтактной техники. Упаковка — от литра до бочки.
- Rosneft
— качественное масло для двигателей, поставляемое в т.ч. на автозаводы. - Sintec — синтетические масла и технические жидкости для автотранспорта.
- Luxe
(бывш. Luxoil) предлагает автомасла (в т.ч. с молибденом) и фильтры для большинства иномарок. - Tatneft — смазочные материалы Татнефть производятся с использованием импортных пакетов присадок (Lubrizol, Infineum, Chevron Oronite), одобренных у таких мировых автопроизводителей как Mersedes Benz, VW, MAN,Volvo, OPEL и т.п.
Крупные сети автозаправок выпускают и продают на своих АЗС масла, тормозные жидкости и антифризы под собственными брендами — Лукойл, Роснефть, Башнефть (Novoil), ТНК, Газпромнефть (Gazpromneft), Татнефть (Taneco).
Также ничто не мешает использовать в иномарках оригинальные масла с этикеткой УАЗ и LADA — эти технические жидкости соответствуют достаточно высоким требованиям автопроизводителей, двигатели которых конструктивно не уступают массовым зарубежным моделям.
А специальная жидкость для гидроусилителя руля иноавто — обычное ВМГ3 или «веретёнка» (индустриальное масло И-20А
для гидросистем).
Таким образом, замена импортных автомасел российскими вполне реальна — необходимо лишь соблюдать требования производителя двигателя по индексу качества масла и к вязкости в соответствии с температурным режимом региона эксплуатации машины. А также не затягивать с заменой более 10 тыс. км (приблизительно 250 моточасов) — мотору от этого будет только лучше. Какую марку выбрать — зависит от личных предпочтений.
Классификация ACEA
Европейская ассоциация разработала собственную классификацию ACEA, которая периодически обновляется. Согласно стандарту моторные масла разделяют на 3 группы:
- A/B – для дизелей и бензиновых двигателей легковых машин и авто с малой грузоподъемностью;
- С – можно совмещать с нейтрализаторами отработавших газов;
- Е – для дизелей грузовой техники.
Производство синтетики
Основой любого масла является природное сырье: нефть и газ. Методом переработки из него получают компоненты для изготовления масла. В зависимости от качественного и количественного состава базы продукты делят на минеральные, полусинтетические и синтетические.
Минеральные масла получают простой перегонкой и переработкой нефтепродуктов с добавлением минимального количества присадок. Продукты имеют низкую цену, но их характеристики уже не удовлетворяют требованиям современных автопроизводителей. Масла для новых двигателей должны сохранять стабильную вязкость в широком диапазоне температур, предотвращать появление нагара и шлама при нагревании, обеспечивать хорошую защиту и смазку поверхностей. Так появились синтетические материалы – продукты направленного органического синтеза или гидрокрекинга.
Процесс производства синтетики 10W40 протекает под контролем автоматических систем. Получаются цепочки молекул со строго заданными характеристиками, проявляющие определенные свойства. Для улучшения показателей в синтетическое масло добавляют присадки. Характеристики материалов соответствуют самым строгим международным требованиям и эффективно справляются со всеми основными функциями.
Полусинтетика – это результат смешения минерального и синтетического масла в определенных пропорциях.
Как определить вязкость масла
До появления SAE моторные масла было принято различать по трем категориям:
- маловязкие масла
- средневязкие масла
- тяжелые масла
С появлением международного стандарта SAE J300 требованиям к маслам ужесточились. Вместе с тем, благодаря SAE появилась возможность обозначать степень адаптации масла к определенным температурным диапазонам. Конечно, поначалу это было непривычно, но позже стандарт SAE стал важнейшим критерием при выборе масла.
На сегодняшний день существует одиннадцать классов вязкости SAE:
Как грамотно выбрать машинное масло
Автомобильные производители указывают рекомендуемое масло для двигателя и его допуски в инструкции по эксплуатированию. Возможен подбор масла по тем же критериям, оставшись при этом на гарантии. При грамотном подходе к выбору масла характеристики неоригинального масла ничем не будут уступать оригинальному, а в ряде случаев превосходить его.
https://youtube.com/watch?v=Mt6STd7Sb8M%3Ffeature%3Doembed
Подбирать масла следует по классификациям SAE (вязкость) и API (по типу мотора и году выпуска). Рекомендуемые допуски по этим классификациям должны быть указаны в инструкции.
Рекомендации для подбора автомасла по вязкости:
- при пробеге транспорта не более 25% от заложенного ресурса (новый мотор) требуется заливать автомасла SAE 10W-40 или 5W-40 независимо от сезона;
- в технически исправный двигатель (пробег 26-74% от заложенного ресурса) рекомендовано заливать автомасла с вязкостью 10W-40, 15W-40 — в теплое время года, с вязкостью 5W-30, 10W-30 — в холодное время года, независимо от сезона – 5W-40;
- в старый двигатель (пробег более 76% от заложенного ресурса) необходимо заливать автомасла с вязкостью 15W-40, 20W-40 — в теплое время года, а 5W-40, 10W-40 — зимой, независимо от сезона — 5W-40.
По классификации API моторные жидкости необходимо подбирать класса SМ или SN для современных бензиновых моторов, для дизельных не ниже СL-4 PLUS или СJ-4 для автомобилей с экологическим классом EURO-4 и EURO-5.
Классификация моторных масел
Стандарт API позволяет подобрать масло по области применения для бензиновых и дизельных моторов. В данном случае предусмотрены обозначения S и C соответственно. Следом за ним идет вторая буква, которая конкретизирует условия использования масла в зависимости от года производства автомобиля. Универсальные масла для бензиновых и дизельных моторов имеют обозначение типа SJ/CF. Ниже представлены значения API для бензиновых ДВС:
SCдля машин до 1964 г. SDдля машин до 1964-1968 г. SEдля машин 1969-1972 г. SFдля машин 1973-1988 г. SGдля машин 1989-1994 г. SHдля машин 1995-1996 г. SJдля машин 1997-2000 г. SLдля машин 2001-2003 г. SMдля машин 2004-2016 г. SNдля машин 2017-2021 г. SPдля машин 2021-н.
Далее рассмотрим значения API для дизельных моторов:
CBдля машин до 1961 г. CCдля машин до 1983 г. CDдля машин до 1990 г. СЕдля машин до 1990 г. с турбиной
CFдля машин с 1990 г. с турбиной
CG-4для машин с 1994 г. с турбиной
CH-4для машин с 1998 г. , адаптированных к высоким нормам токсичности
CI-4для актуальных моделей с клапаном EGR
CI-4 Plusдля актуальных моделей с высокими нормами токсичности
CJ/CJ-4для самых современных автомобилей
АСЕА – европейский стандарт, разработанный по аналогии с API. Данный класс масел представлен в виде трех категорий:
- А/В – для бензиновых и дизельных моторов. Здесь различают стандарты А1/В1-04, А3/В3-04, А3/В4-04 и самый современный А5/В5-04.
- С – для бензиновых и дизельных моторов с актуальными экологическими требованиями, причем такие моторы могут быть оснащены каталитическими нейтрализаторами или сажевыми фильтрами (для бензинового ДВС и дизеля соответственно). Здесь выделяют стандарты С1-04, С2-04 и С3-04. Они определяют качество продукта, как и в случае с А/В.
- Е – для высоконагруженных дизелей коммерческого транспорта. Этот стандарт был введен еще в 1995 году, а в середине 2000-х были добавлены дополнительные классы – Е6 и Е7.
Стандарт ILSAC был разработан совместно с японскими и американскими автопроизводителями. В рамках ILSAC предусмотрено всего шесть категорий:
- GF-1 – действовал с 1994 г. и на данный момент устарел. Он соответствует API-SH и включает в себя первоочередные требования для моторных масел японских и американских машин того времени.
- GF-2 – действовал с 1997 г. и тоже считается устаревшим. Он соответствует API-SJ.
- GF-3 – действует с 2001 г. и соответствует API-SL. Масло с такой категорией обладает повышенной экологичностью в сравнении с GF-1 и GF-2, а также позволяет экономить топливо, повышает производительность двигателя и увеличивает его срок службы при высоких нагрузках. Несмотря на свою актуальность, GF-3 тоже считается устаревшим.
- GF-4 – действует с 2001 года и соответствует API SM, а также является улучшенным аналогом GF-3. Более новая категория опережает предыдущий стандарт (GF-3) по большинству параметрам: это улучшенные моющие свойства и повышенная экономия топлива, более высокая экологичность и минимальное содержание фосфора (до 0,08%), а также сохранение полезных свойств при длительной эксплуатации в тяжелых условиях.
- GF-5 – действует с 2010 г. и соответствует API-SN. Этот стандарт обеспечивает высокую защиту поршней и турбин от различных отложений, которые накапливаются в условиях критически опасных температур. Еще данный класс является более экологичным за счет повышенных требований к шламообразованию. Кроме того, заявлен увеличенный интервал замены.
- GF-6 – действует с 2020 г. и является новейшим стандартом ILSAC на сегодняшний день, и потому отвечает самым последним требованиям и тенденциям в автомобильной отрасли.
GF-6 существует в двух вариантах:
- GF-6A – полностью совместим с GF-5 и, по сути, является его улучшенным аналогом. Для GF-6A характерны топливная экономичность и устойчивые всесезонные характеристики. Исходя из этого, для данного стандарта больше актуальна вязкость 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. В отличие от GF-5 более новый стандарт GF-6A соответствует API-SP. Минимальный показатель HTHS у GF-6A составляет 2.9.
- GF-6B – обладает преимуществами на уровне GF-6A. В частности, для масел этой категории характерны улучшенная экономия топлива, ресурсосберегающие свойства и совместимость с вязкостью 0W-16. Этот класс практически не совместим с предыдущими категориями API и ILSAC, и поэтому масло такого класса должно быть прописано в сервисной книжке автомобиля, а в противном случае его использовать не рекомендуется. Минимальный показатель HTHS у GF-6B составляет 2.3.
Кинематическая вязкость
Текучесть моторного масла можно определить с помощью кинематической вязкости, указанной в характеристиках смазочного материала. Данный показатель рассчитывается при нормальной (40 гр. ) и высокой (100 гр. ) температуре. Измерение осуществляется с помощью стеклянного вискозиметра. Единица измерения – мм кв.
Динамическая вязкость
Определить сопротивление на разном расстоянии при движении масла на определенной скорости можно с помощью динамической вязкости, для расчета которой используется специальное машинное оборудование. Его принцип действия заключается в имитации процесса работы смазочного материала в реальных условиях.
Индекс вязкости
По индексу вязкости (Viscosity Index) можно определить степень изменения вязкости моторного масла в зависимости от конкретной температуры. Для получения индекса вязкости используются значения кинематической вязкости при 40 и 100 гр. Более высокий индекс вязкости свидетельствует о меньшей текучести смазки при изменении температуры. Чтобы получить масло с высоким индексом вязкости, производители добавляют полимерные загустители и используют только высококачественную базовую основу.
Показатель HTHS (High Temperature High Shear)
Вязкость масла зависит не только от его характеристик, но и может со временем изменяться под воздействием давления и температуры окружающей среды, а также скорости сдвига. Для определения вязкости при высоких температурах и высокой скорости сдвига используется показатель HTHS.