Об упаковке и маркировке потребительских товаров реализуемых в сфере торговли и услуг

Об упаковке и маркировке потребительских товаров реализуемых в сфере торговли и услуг Маркировка

Об упаковке и маркировке потребительских товаров реализуемых в сфере торговли и услуг

Об упаковке и маркировке потребительских товаров реализуемых в сфере торговли и услуг

Об упаковке и маркировке потребительских товаров реализуемых в сфере торговли и услуг

Об упаковке и маркировке потребительских товаров реализуемых в сфере торговли и услуг

Об упаковке и маркировке потребительских товаров реализуемых в сфере торговли и услуг

Об упаковке и маркировке потребительских товаров реализуемых в сфере торговли и услуг

Об упаковке и маркировке потребительских товаров реализуемых в сфере торговли и услуг

Об упаковке и маркировке потребительских товаров реализуемых в сфере торговли и услуг

Законы и акты общие для всех отраслей

Маркировка парфюмерной продукции

Маркировка изделий легкой промышленности

Маркировка автошин и покрышек

Содержание
  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31. 2019 г. № 1953
  2. Полный текст Постановления № 1953 на официальном сайте Правительства России
  3. Постановление Правительства Российской Федерации 29. 2020 г. № 216
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 05. 2019 г. № 860
  5. Полный текст Постановления № 860
  6. Полный текст № 487–ФЗ
  7. Полный текст Распоряжения № 792-р
  8. Полный текст Постановления № 515 (pdf, 232 Кб)
  9. Полный текст Постановления № 577 (pdf, 84 Кб)
  10. Полный текст 325-ФЗ
  11. Основные положения нормативных и правовых актов, регламентирующие информационные процессы в товароведении и торговле
  12. Порядок организации и производства экспертизы в экспертной организации
  13. Штрафные санкции за нарушения оборота маркированной продукции
  14. Стандартизация и сертификация товаров
  15. Маркировка табачных изделий
  16. Полный текст Постановления № 953 (pdf, 1650 Кб)
  17. Полный текст Постановления № 224 (pdf, 280 Кб)
  18. Полный текст Постановления № 1250 (pdf, 365 Кб)
  19. Полный текст Постановления № 1956 на официальном сайте Правительства России
  20. Полный текст Постановления № 1958 на официальном сайте Правительства России

Постановление Правительства Российской Федерации от 31. 2019 г. № 1953

Установлены порядок маркировки фотокамер, фотовспышек и ламп-вспышек средствами идентификации и особенности внедрения информационной системы мониторинга в отношении фототоваров

Определяет порядок, сроки и регламент введения маркировки фототоваров

Полный текст Постановления № 1953 на официальном сайте Правительства России

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. №860

Вносит изменения в сроки и этапы перехода к обязательной маркировке обуви

Полный текст Постановления № 952

Постановление Правительства Российской Федерации 29. 2020 г. № 216

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. № 860

Полный текст Постановления № 216

Постановление Правительства Российской Федерации от 05. 2019 г. № 860

Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров

Определяет порядок, сроки и регламент введения маркировки в обувной отрасли

Полный текст Постановления № 860

“О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и статьи 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» — вступил в силу 1 января 2019 года.

Статья 1 этого закона изменяет пункт 5 статьи 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ следующим образом:

«5. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности — «код товара», определяемый Правительством Российской Федерации и позволяющий идентифицировать товар или код товарной номенклатуры.»

Статья 2  вносит дополнения в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» — вводит понятие маркировки товаров, определяет ее цели и задачи, устанавливается запрет на оборот немаркированных товаров.

Полный текст № 487–ФЗ

Указан перечень товаров подлежащих обязательной маркировке (приведены первые 4 цифры кода ТНВЭД) и сроки введения системы для различных товарных групп.

Полный текст Распоряжения № 792-р

“О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров”

Утверждены общие правила маркировки товаров и положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Это позволит установить единый подход к процессам маркировки товаров, чётко определить полномочия и обязанности участников соответствующих процедур

Полный текст Постановления № 515 (pdf, 232 Кб)

«Об утверждении размера платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации и обеспечения мониторинга движения товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также о порядке ее взимания»

Утверждена стоимость кодов маркировки

Полный текст Постановления № 577 (pdf, 84 Кб)

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

С 1 января 2020 года налогоплательщики, реализующие лекарственные препараты, обувные товары и предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, не вправе применять единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и патентную систему налогообложения (ПСН)

Полный текст 325-ФЗ

Об обязательном применении ККТ и 2D-сканеров штрих-кода при продаже в розницу маркированных товаров

Выдержки из «Методических рекомендаций», которые «Честный ЗНАК» составил для участников оборота обувной продукции:

«Представители розничного звена должны иметь сопряженные с ранее установленной контрольно-кассовой техникой сканеры двухмерных кодов Data Matrix, и заключить договор с оператором фискальных данных о передаче документов по маркированной продукции в систему Честный ЗНАК».

«62. Участники оборота товаров, осуществляющие реализацию товаров в розницу, техническими средствами (посредством установленной и зарегистрированной в реестре участников контрольно-кассовой техники) сканируют и распознают средство идентификации продаваемой обувной продукции. Сведения об уникальном идентификаторе товара включаются в фискальный документ «кассовый чек», формируемый контрольно-кассовой техникой в порядке, определенном ФНС России.

а). Реквизиты чека и реализуемой продукции посредством фискального накопителя передаются оператору фискальных данных.

б). Оператор фискальных данных по соглашению с участником оборота товаров не позднее суток со дня получения данных о реализации обувной продукции передает в Систему (примечание: Честный ЗНАК) следующие сведения:

— реквизиты ККТ;

— номер фискального документа;

— дата реализации;

— цена реализации;

— уникальный идентификатор товара»

Основные положения нормативных и правовых актов, регламентирующие информационные процессы в товароведении и торговле

Нормативно-методологическая база информационного обеспечения товароведения и экспертизы товаров – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих информацию о товарах и работу с ней.

В России создано правовое пространство, регламентирующее информацию о товарах. Это законы Российской Федерации:

1. Конституция РФ

2. Гражданский кодекс

3. «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

4. «О защите прав потребителей».

5. «О рекламе».

6. «Об упаковке, маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг».

7. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 №134-ФЗ.

Закон РФ «Об ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ»

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.

Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Статья 4. Качество товара (работы, услуги)

1. Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Статья 5. Права и обязанности изготовителя в области установления срока службы, срока годности

товара, а также гарантийного срока на товар

1. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы? период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

2. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности? период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

3. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок? период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель обязан удовлетворить требования потребителя.

Статьи 8-10 настоящего закона устанавливают право потребителя на информацию:

Информация о продавце. «Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, режиме его работы и реализуемых им товарах. Изготовитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и

режим ее работы.

Продавец размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.»

Информация о товаре. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:

***обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;

***сведения об основных потребительских свойствах товаров;

***о весе и об объеме,

***о калорийности продуктов питания,

***о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов,

***а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний;

***цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);

***гарантийный срок, если он установлен;

***правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

***срок службы или срок годности товаров;

***место нахождения, фирменное наименование изготовителя;

***информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров;

***информацию о правилах продажи товаров.

Глава II. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ

Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в

отношении недостатков товара

1. Потребитель вправе предъявить требования к продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек или кассовый чек, выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром.

Поиск по сайту:

Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Порядок организации и производства экспертизы в экспертной организации

Экспертиза и сертификация товаров

1. Экспертиза – профессиональная исследовательская деятельность, осуществляемая экспертом или группой экспертов для ответа на четко поставленные вопросы и выдачи письменного документа установленной формы (Акта экспертизы, Заключения эксперта, Сертификата происхождения и т.п.)

Экспертиза товаров (ЭТ) – исследование основных характеристик товара, проведенное экспертом (или группой экспертов) для ответа на четко поставленные вопросы и выдачи письменного документа установленной формы (заключение, акт, сертификат и т.п.).

Эксперт – компетентный специалист, обладающий специальными знаниями, умениями и навыками в определенной области, и назначенный или привлеченный для производства экспертизы. С пециальные знания – знания, приобретенные посредством профессионального образования и полученные с опытом практической и научной работы.

Акт экспертизы – документ, составленный по установленной форме и содержащий конкретные сведения, данные, результатыисследования, выводы, связанные с производством экспертизы.

Комиссионная экспертиза – экспертиза, которая проводится несколькими экспертами одной или разных специальностей.

Комплексная экспертиза – комиссионнаяэкспертиза, которая производится несколькими экспертами разных специальностей для решения взаимосвязанных вопросов, относящихся к разным видам экспертизы.

Повторная экспертиза – экспертиза, которая проводится в случае возникновения у лица или органа, назначившего экспертизу, сомнения в правильности или обоснованности ранее выданного акта экспертизы (заключения эксперта) для ответа на те же вопросы, которые ранее (в предшествующей экспертизе) решались, и поручается только другому эксперту или комиссии экспертов.

Дополнительная экспертиза – экспертиза, которая проводится в случае недостаточной полноты ранее выданного акта экспертизы (заключения эксперта) для ответа на вопросы, которые ранее (в предшествующей экспертизе) не решались, и поручается тому же или другому эксперту. Решенные в предшествующей экспертизе вопросы под сомнение не ставятся и выводы эксперта не перепроверяются.

Контрактная экспертиза – экспертиза, которая проводится для оценки выполнения условий контракта (договора).

Таможенная экспертиза – экспертиза, которая проводится для таможенных целей. Например, для идентификации страны происхождения товара, определения кода товара по ТН ВЭД и др.

Страховая экспертиза – экспертиза, которая проводится для оценки причиненного страхователю ущерба в стоимостном выражении с учетом качественных и количественных потерь при наступлении страхового события или случая (например, пожара, аварии, стихийного бедствия, хищения имущества и т. п.).

Банковская экспертиза – экспертиза, которая проводится для оценки количества, качества и ориентировочной стоимости товаров (или имущества), передаваемых под залог.

Потребительская экспертиза – экспертиза, которая проводится для оценки характеристик товара, принятого на экспертизу от потребителя (покупателя или приобретателя).

2. Принципы экспертизы товаров:

Основными объектами ЭТ являются потребительские товары

Дополнительные объекты ЭТ:

· сырье, материалы, полуфабрикаты,

· технологические процессы (производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации),

· торговые услуги по упаковыванию и маркированию товаров,

· услуги по послепродажному обслуживанию товаров.

Субъектами экспертизы являются заказчики и исполнители экспертизы.

Исполнителями экспертизы являются экспертные организации и физические лица (эксперты) соответствующего профиля или специализации, а также испытательные лаборатории, научно-исследовательские институты и другие организации и лица, привлекаемые к производству экспертизы по усмотрению экспертной организации.

Заказчиками экспертизы могут быть государственные и муниципальные органы власти, правоприменительные органы (судебные, правоохранительные, таможенные, налоговые и другие), российские и иностранные юридические ифизические лица, заинтересованные в производстве экспертизы.

Основанием для производства экспертизы в экспертной организации является:

· заявки на производство экспертизы,

· постановление или определение правоприменительных органов,

· договор (контракт) между заказчиком и экспертной организацией.

Документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 г. № 24-ФЗ).

1. Нормативный документ (НД) – это документ, устанавливающий правила, общие принципы и характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступные широкому кругу пользователей.

1. Законы РФ, Постановления правительства РФ, Указы президента РФ

2. Технические регламенты

4. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН)

5. Строительные нормы и правила (СНиП)

6. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (например, ОК 005 или ОКП)

7. Товарные номенклатуры внешнеэкономической деятельности (например, ТН ВЭД России, ТН ВЭД Таможенного союза)

8. Нормативные документы в области торговли

9. Нормативные документы в области транспортирования (перевозки) товаров (грузов)

10. Нормативные документы организационно-технического и методического характера в определенной государственной или российской системе. Они устанавливают правила, порядки, методы выполнения работ в определенной системе и утверждены компетентным органом. Например: Правила и Порядки проведения сертификации продукции в РФ; Правила и рекомендации в системе ГОСТ Р – документы в области стандартизации)

Технический документ (ТД) – документ, в соответствии с которым осуществляется изготовление, хранение, перевозка и реализация продукции (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и другие). (ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г., № 29 – ФЗ)

2. Технические документы:

1. Товарно-сопроводительные документы

2. Эксплуатационные документы

3. Проектно-конструкторские документы

2.1. Товарно-сопроводительные документы – документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации товара или партии товаров на всем пути товародвижения.

1. Количественные ТСД (Спецификации, Упаковочные листы, Акты приемки товаров по количеству, Коммерческие акты, Акты об установленном расхождении в количестве товаров)

2. Качественные ТСД (Сертификаты, Декларация о соответствии, Ветеринарные свидетельства, Санитарно-эпидемиологические заключения, Протоколы испытаний, Качественные удостоверения, Акты списания)

3. Расчетные ТСД (Счета, Счета-фактуры)

4. Комплексные ТСД (Накладные: товарно-транспортные, железнодорожные, приходно-расходные и др.)

2.2. Эксплуатационные документы – документы, предназначенные для передачи и хранения информации о правилах эксплуатации товара, использование и обслуживание которого не требует специальной подготовки

1. Руководство по эксплуатации

2. Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия

6. Каталог деталей и сборочных единиц

7. Нормы расхода запасных частей

8. Нормы расхода материалов

9. Ведомость комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей

10. Учебно-технические плакаты

11. Ведомость эксплуатационных документов

2.3. Проектно-конструкторские документы:

1. Схемы, графики, чертежи, макеты

2. Описания продукции (например, Технические описания)

3. Пояснительные записки

4. Другие проектно-конструкторские документы, необходимые для производства и последующей эксплуатации продукции (товара)

1. Сборники производственных рецептур

2. Технологические инструкции по производству продукции

3. Инструкции по хранению групп (или видов, или сортов) продукции (или товаров)

4. Инструкции по приемке партии товаров по количеству

5. Инструкции по приемке партии товаров по качеству

6. Инструкции по применению норм естественной убыли

7. Другие технологические документы

Маркировка – это текст, условные обозначения или рисунки, нанесенные на упаковку или товар, или другие вспомогательные средства (ярлыки, бирки, контрольные ленты, кольеретки, вкладыши, этикетки и прочие), предназначенные для идентификации товара или отдельных свойств товара и доведения информации до потребителя об изготовителе, количественных и качественных характеристиках товара. (Закон «Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг»)

Производственная маркировка наносится изготовителем; требования к производственной маркировке продукции отечественного производства установлены стандартами и ТУ на соответствующие классы, группы или виды продукции. (Например: ГОСТ 7296 – 81 «Обувь. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение»)

Торговая маркировка наносится продавцом (или изготовителем) не только на товар или потребительскую тару, но и на кассовый и товарный чеки. Требования к торговой маркировке регламентированы

· Законом «О защите прав потребителей» (статья 10),

· Правилами продажи отдельных видов товаров (постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 с изм. и доп., п. 11),

· ГОСТ Р 51074 – 2003 «Товары продовольственные. Информация для потребителя. Общие требования» (введен в действие с 01.07.2005 г.).

Информация должна быть Д оступной, Д остоверной и Д остаточной. Это требования трех «Д» к маркировке как информации для потребителя.

Специальная литература – это издания, предназначенные для доведения профессиональной информации до заинтересованных пользователей. В зависимости от характера информации ее делят на учебную, научную, справочную.

Средства измерения – это технические устройства для измерения физических величин (линейки, весы, термометры, приборы, измерительные системы и прочее).

Средства обнаружения – это технические устройства и стандартные вещества, предназначенные для обнаружения веществ, содержащихся в товаре.

Порядок организации и производства экспертизы в экспертной организации.

1. Подача в экспертную организацию Заявки на производство экспертизы или постановления (определения) правоприменительных органов.

2. Регистрация Заявки в Журнале регистрации документов по производству экспертизы (далее – в Журнале).

3. Руководитель экспертной организации рассматривает Заявку, материалы и документы и принимает Решение о производстве экспертизы (или об отказе).

4. Заключение Договора на производство экспертизы между заказчиком и экспертной организацией. Договор регистрируется в Журнале.

5. Руководитель экспертной организации выдает эксперту Наряд на производство экспертизы, Заявку и все поступившие материалы и документы. Наряд регистрируется в журнале под таким же номером, что и заявка. Заявка + Наряд являются для эксперта основаниями для производства экспертизы от имени экспертной организации.

6. Эксперт проводит полное исследование объектов, документов, материалов, исходя из поставленной перед ним задачи. Формулировка задачи экспертизы в Заявке, постановлении (определении), Наряде, Акте экспертизы (Заключении эксперта) должна быть идентична.

7. На основании результатов проведенных исследований эксперт составляет Акт экспертизы (или Заключение эксперта) и подписывает его.

8. Руководитель проверяет Акт экспертизы, подписывает его и скрепляет печатью экспертной организации.

9. Акт экспертизы регистрируется в Журнале. Акт сдается в экспертную организацию для регистрации не позднее следующего рабочего дня с момента окончания экспертизы. После регистрации Акта изменения или дополнения в Акт могут вноситься только с разрешения руководителя экспертной организации.

10. После поступления оплаты за производство экспертизы Акт экспертизы вместе со всеми приложениями, образцами выдается заказчику или по согласованию с заказчиком отправляется почтой с уведомлением. Факт выдачи Акта Заказчику регистрируется в Журнале и подтверждается подписью Заказчика.

11. Архивный Акт, копии всех документов и материалов сдаются в архив экспертной организации и хранятся в течение трех – пяти лет.

Штрафные санкции за нарушения оборота маркированной продукции

Предусмотрена административная и уголовная ответственность

Для производителей / импортеров

ст. 15.12 КоАП РФ, часть первая: производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации, влечет за собой штраф в размере:

К выписанному штрафу прилагается изъятие всей немаркированной продукции.

Для организаций торговли

ст. 15.12 КоАП РФ, часть вторая. Штрафы:

Наступает в случаях, когда стоимость непромаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер. В ст. 169 УК РФ под крупным ущербом понимается сумма, превышающая 1,5 млн руб. Производство, приобретение, хранение, перевозка или продажа товаров, которые подлежат обязательной маркировке, без маркировки согласно ст. 171.1 части первой УК РФ облагаются штрафом в размере до 300 000 руб. или лишением свободы до 3 лет со штрафом до 80 000 руб.

Оборот немаркированных табачных изделий

ст. 171.1 части пятой УК РФ.

Штраф за несоблюдение правил маркировки составляет до 500 000 руб., или лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 120 000 руб. При этом под крупным ущербом считается сумма более 100 000 руб. (прим. 2 к ст. 171.1 УК РФ).

Стандартизация и сертификация товаров

Объект стандартизации: продукция, процессы, услуги.

Цель стандартизации: выявление наиболее экономически оправданного решения.

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение максимальной степени упорядочения в определённой области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач.

Результат стандартизации – нормативный документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов: стандарт или технические условия.

Стандарт – нормативный документ по стандартизации, устанавливающий для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся различных видов деятельности; направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определённой области.

Стандартизация – база для управления качество, которое является показателем конкурентоспособности товара.

Главный орган по стандартизации в России: Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Основой Государственной Системы Стандартизации является фонд нормативных документов, состоящий из четырёх уровней:

1. Законодательные акты государства, законы в области стандартизации, технические законодательные акты по группам продукции;

2. Государственные и межгосударственные стандарты;

3. Отраслевые стандарты, стандарты научно-технических и инженерных обществ;

4. Стандарты предприятий и технические условия.

Правовой основой Государственной Системы Стандартизации является хозяйственное законодательство, включающее в себя Законы РФ о защите прав потребителей, стандартизации, метрологии и сертификации. Важнейшими структурными элементами ГСС являются:

• органы и службы стандартизации;

• комплекс стандартов и технических условий;

• система контроля за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий.

В России применяются следующие категории стандартов:

1. Межгосударственный (ГОСТ), региональный стандарт, утверждается международными организациями по стандартизации;

2. Государственный (ГОСТ Р), утверждается Госстандартом;

В ГОСТ и ГОСТ Р включают:

• обязательные требования к качеству продукции и её безопасности для человека и среды;

• обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости;

• обязательные методы контроля качества продукции;

• параметрические ряды и типовые конструкции;

• основные потребительские свойства, упаковка, маркировка;

• общепринятые термины и нормы.

В зависимости от содержания и назначения разрабатывают стандарты следующих видов:

• основополагающий стандарт: имеют широкую область распространения или содержит общие положения для определённой области;

• стандарты на продукцию: устанавливают требования к группам однородной продукции;

• стандарты на процессы: устанавливают требования к типовым технологическим процессам создания, хранения, транспортировки и ремонта продукции;

• стандарты методов испытаний: устанавливают требования ко всему, что связано с испытаниями товара.

• На некоторые виды товаров разрабатываются технические условия (ТУ), утверждаемые изготовителем по согласованию с заказчиком. ТУ распространяются на узкую группу товаров.

Международная организация по стандартизации (ИСО), объединяющая 90 стран, работает с 1946 года. Основная задача международной стандартизации: гармонизация системы стандартов страны и приведениё её к международной, повышение качества продукции страны, сотрудничество с другими странами, участие в международном разделении труда. Сертификация – комплекс действий, в результате которых посредством специального документа – сертификата или знака соответствия – подтверждается соответствие продукции требованиям международных или национальных стандартов. Является важной мерой повышения конкурентоспособности.

Добровольная сертификация проводится по инициативе самого предприятия – изготовителя продукции с целью повышения конкурентоспособности продукции или по требованию продавца, а также потребителя.

Обязательная сертификация является прерогативой государства и направлена на обеспечение качества и безопасности продукции.

Существуют две формы сертификации:

1. Самосертификация: гарантирование соответствие продукции установленным требованиям самим производителем;

2. Сертификация независимыми органами. Госстандарт национальный орган России по сертификации.

Основные цели системы сертификации:

5. защита потребителей от продукции, которая опасна для их жизни, здоровья, имущества, а также окружающей среды;

6. содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции.

Марочная политика – это действия, направленные на создание, поддержание, защиту, усиление и расширение марки.

Кратко остановимся на ряде марочных стратегий.

Стратегия расширения товарной линии (семейства марки) предполагает выпуск дополнительных товарных единиц, обычно с новыми характеристиками, в той же категории товаров и под той же маркой.

Стратегия расширения границ, использования марки представляет собой использование уже имеющих успех марочных названий для выпуска новых или модифицированных товаров в новой категории. В рамках этой стратегии признанная рынком марка обеспечивает новому товару быстрое узнавание.

Стратегия мультимарок (многомарочный подход) подразумевает создание дополнительных марок в одной и той же категории товаров. Использование этой стратегии позволяет дифференцировать товары так, что каждая марка предлагает различные функции и свойства соответствующим целевым сегментам рынка.

Стратегия корпоративных марок предполагает продвижение всех товаров на рынок под единой маркой. Эта стратегия прямо противоположна стратегии мультимарок. Ее использование позволяет экономить средства, вкладываемые в маркетинг, и облегчает процесс внедрения товара на рынок. В рамках данной стратегии используется сочетание корпоративной и индивидуальных марок.

Стратегия новых марок подразумевает создание новых марок, в частности затем, чтобы отграничить определенную группу моделей от традиционного образа марки, и используется в тех случаях, когда фирма начинает производство новой категории товаров.

Наибольший успех может принести комбинированное использование приведенных стратегий. Их сочетание зависит от конкретных условий деятельности предприятия и содержания его товарной политики.

Репозиционирование товарной марки – это изменение ее позиционирования на рынке. Соответствующее решение принимается под влиянием успехов аналогичной товарной марки конкурентов или в связи с изменением потребительских предпочтений. В этом случае может потребоваться изменение товара и его образа.

Согласно Закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Товарные знаки помогают различать товары и услуги разных производителей.

Право на товарный знак охраняется законом. Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать другим лицам использовать товарный знак. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно нанесен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

На зарегистрированный товарный знак выдается специальное свидетельство. В соответствии со ст. 5 указанного Закона в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании.

В настоящее время существует множество видов и групп товарных знаков.

Виды товарных знаков по форме выражения:

Виды товарных знаков по объектам:

Виды товарных знаков по праву собственности владельца:

Бренд-менеджмент — это набор техник маркетинга, которые применяются к определенному бренду, продукту или услуге с целью увеличения значимости в восприятии конечных потребителей и целевой аудитории. Из определения видно, что это сложный и разнообразный процесс, так как существует огромное количество различных продуктов и услуг в условиях рыночной экономики. Цели Бренд-менеджмент ставит перед собой цель повышения ценности того или иного бренда. В данном случае ценность – это выгода, которую получает производитель. Необходимо отметить, что такие понятия, как бренд-менеджмент, маркетинг и пиар, – это разные вещи. В первом случае менеджеры составляют финансовые отчеты и ведут бухгалтерию, так как эффективность их работы исчисляема материально. Во втором случае бюджет под задачи маркетинга выделяется в самом конце бизнес плана, на фактические «остатки». Этот же принцип зачастую относится и к пиару. Соответственно, в отличие от пиара и маркетинга, бренд-менеджмент играет важную стратегическую роль в работе всей организации.

Бренд-менеджмент на современном этапе представляет собой даже не инструмент, а целую науку. Именно поэтому необходима определенная типизация брендов. В результате этого появилось и множество моделей бренд-менеджмента. Рассмотрим их: Премиум-класс – это бренды, у которых цена продукта значительно выше средней цены по отдельно взятой категории товара. Эконом-класс ориентирован на наиболее широкие массы покупателей, имеет большой ценовой разброс.

«Боец» — это бренд, который способен быть востребованным с учетом минимальных рекламных и маркетинговых затрат. Его создают при необходимости обеспечить конкуренцию с частными дешевыми марками.

Частные марки (они же «белые бренды») — это бренды розничной торговли.

Семейные – близкая по категории одноименная продукция (например, зубные пасты и щетки). Расширение бренд-маркетинга – это использование уже известного бренда для вывода на широкий рынок каких-то новых продуктов или целой линейки товаров и услуг.

Лицензия – документ, подтверждающий акт передачи прав другому производителю на использование уже существующего бренда.

Брендинг совместный – объединение маркетинговых усилий нескольких производителей.

Корпоративный – название компании является самим брендом.

Бренд работодателя – создание образа компании в видении потенциальных клиентов, коллег и наемных работников. Стратегический бренд-менеджмент – наиболее глобальные и долгосрочные методы планирования маркетинговых шагов, обычно состоят на вооружении у крупных холдингов и корпораций —

Маркировка – текст, условные обозначения, рисунок, нанесенные на упаковку и/или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения информации до потребителей об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.

Такое определение маркировки дано в Федеральном законе «Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг».

Основными функциями маркировки являются:

Информационная функция маркировки является основной. Наибольший удельный вес в маркировке приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший – на коммерческую При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в ТСД.

Маркировка для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации, поэтому в ней удельный вес коммерческой информации значительно меньше

Идентифицирующая функция маркировки обусловлена определением терминов «идентификация» и «маркировка».

«Идентификация товара – установление соответствия наименования товара, указанного в маркировке и/или в сопроводительных документах, предъявляемых к нему требованиям».

Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимозависимы. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителей положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.

Производственная маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы кольеретки и др.

Упаковка — разработка и производство вместилища или оболочки для товара.

Вместилище или оболочка — это разные варианты упаковки, которая включает в себя три слоя. 
 Внутренняя упаковка — это непосредственное вместилище товара.

Под внешней упаковкой имеют в виду материал, служащий защитой для внутренней упаковки и удаляемый при подготовке товара к непосредственному использованию.

Под транспортной упаковкой имеют в виду вместилище, необходимое для хранения, идентификации или транспортировки товара. И наконец, неотъемлемой частью упаковки являются маркировка и печатная информация с описанием товара, нанесенные на саму упаковку или вложенные в нее.

Требования, предъявляемые к упаковке:

12. Упаковка должна обеспечивать сохранность товара от порчи и повреждений;

13. Обеспечить создание рекламы товару;

14. Обеспечить создание рациональных единиц для транспортировки и складирования товара;

15. Упаковка должна отличатся от упаковки конкурента;

16. Должна помогать в быстрой идентификации производителя;

Создавать имидж и соответствовать уровню цен.

Часто встречаются случаи, когда товар лучше «переодеть», но удачные упаковки могут учитывать различные варианты положения товара и удобство его выкладки. В качестве примера можно привести упаковки «Солнечных» хлопьев и мюслей производства ООО «Овсяный проект». Передняя и задняя грани практически одинаковы – у сотрудников магазина нет проблем с соблюдением правила «лицом к покупателю». Через прозрачные боковые грани легко рассмотреть содержимое, следовательно, возрастает доверие к товару у покупателя..

Например, на упаковках каш «Быстров по-восточному» (с изюмом и орехами, с дыней) восточные орнаменты помогают в создании образа продукта. Появление национальных символов (упаковки кетчупов «Балтимор») делает продукты привлекательными также для представителей этнических рынков.

Маркировка табачных изделий

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Уточнены регламент и сроки обязательной маркировки табачной продукции, в частности разрешена маркировка складских остатков и указаны сроки и порядо саркировки альтернативной табачной продукции

Полный текст Постановления № 953 (pdf, 1650 Кб)

«Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции»

Внесены изменения в Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в соответствии с которыми с 1 марта 2019 года введены обязательная маркировка табачной продукции средствами идентификации и мониторинг оборота такой продукции

Полный текст Постановления № 224 (pdf, 280 Кб)

«О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № 224»

Уточнен статус пачек сигарет и папирос, которые были выпущены по всем правилам до момента начала обязательной маркировки (1 июля 2019 года). Они приравнены к табачной продукции, которую производители стали обязаны маркировать с 1 июля.

Ограничен срок действия кода маркировки DataMatrix: после его получения  у производителей будет 20 рабочих дней для нанесения кода на упаковку. Если нанесение не произойдет, код будет отозван и его использование станет невозможным.

Для организаций розничной торговли, которые используют кассы в удаленных местностях без передачи сведений в ОФД уточнен срок в 30 календарных дней для отправки сведений о продажах напрямую в систему «Честный ЗНАК». Те сведения, который были сформированы с 1 июля до 27 сентября должны быть переданы в систему не позднее 26 октября 2019 года.

Полный текст Постановления № 1250 (pdf, 365 Кб)

Установлены порядок маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенности внедрения информационной системы мониторинга в отношении этих товаров

Определяет порядок, сроки и регламент введения маркировки в отрасли легкой промышленности

Полный текст Постановления № 1956 на официальном сайте Правительства России

Установлены порядок маркировки шин и покрышек средствами идентификации и особенности внедрения информационной системы мониторинга в отношении этих товаров

Определяет порядок, сроки и регламент введения маркировки автомобильных шин и покрышек

Полный текст Постановления № 1958 на официальном сайте Правительства России

Установлены порядок маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенности внедрения информационной системы мониторинга в отношении парфюмерной продукции

Определяет порядок, сроки и регламент введения маркировки парфюмерных товаров

Оцените статью
Маркировка-Про