- BDR 02 00
- DC PL
- (F4) 30 17122
- ГОСТ Р 41. 98-99
- Испытание фар на стабильность фотометрических характеристик в условиях эксплуатации
- ГОСТ Р 41. 98-99 (Правила ЕЭК ООН № 98)
- А Административные предписания Область применения1^
- 1 Определения
- 2 Заявка на официальное утверждение фары1)
- 4 Официальное утверждение
- 2 Структура знака официального утверждения
- 3 Схема знака официального утверждения
- В Технические предписания, касающиеся фар1)
- 6 Освещенность
- 2 Требования, касающиеся ближнего света
- 002439 002439
- 00 2439
- Что такое маркировка
- Маркировка фар
- Знак международного положения с кодом страны
- Категории фар
- Техрегламент
- Направление передвижения
- Начальный угол наклона фары
- Примеры схем знаков официального утверждения
BDR 02 00
ГОСТ Р 41.98-99
Фара, на которую нанесен изображенный выше знак официального утверждения, — фара, соответствующая требованиям настоящих Правил:
и имеющая такую же схему, как на рисунке 6; однако передняя противотуманная фара не может быть включена одновременно с дальним светом
в отношении газоразрядного источника света только для ближнего света и предназначенная только для левостороннего движения
Примечание — Четыре приведенных выше примера соответствуют устройству освещения, на которое нанесен знак официального утверждения, соответствующий:
— переднему габаритному огню, официально утвержденному на основании поправок серии 01 к Правилам ЕЭК ООН № 7 для левосторонней установки;
— фаре ближнего света с газоразрядным источником света для правостороннего и левостороннего движения и дальнего света с газоразрядным источником света с максимальной силой света в пределах 86250 и 101250 лк (на что указывает число 30), официально утвержденной на основании настоящих Правил в их первоначальном варианте и имеющей рассеиватель из пластического материала;
— передней противотуманной фаре, официально утвержденной на основании поправок серии 02 к Правилам ЕЭК ООН № 19 и имеющей рассеиватель из пластического материала;
— переднему указателю поворота категории 1а, официально утвержденному на основании поправок серии 01 к Правилам ЕЭК ООН № 6.
Рисунок 8 — Огонь, совмещенный или сгруппированный с фарой, лист 1
Приведенный выше пример соответствует маркировке рассеивателя, предназначенного для использования в фарах различных типов, а именно:
— либо в фаре ближнего света, предназначенной для обеих систем движения, и фаре дальнего света максимальной силой света в пределах 52500 и 67500 лк (на что указывает цифра 20), официально утвержденных в Нидерландах (Е 4) в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН № 8 с внесенными в них поправками серии 04, в переднем габаритном огне, официально утвержденном на основании поправок серии 01 к Правилам ЕЭК ООН № 7,
— либо в фаре ближнего и дальнего света с газоразрядным источником света максимальной силой света в пределах 86250 и 101250 лк (на что указывает число 30), которая предназначена для обеих систем движения и официально утверждена в Нидерландах в соответствии с требованиями настоящих Правил в их первоначальном варианте и которая совмещается с вышеупомянутым передним габаритным огнем,
— либо в любой из вышеупомянутых фар, официально утвержденной в качестве единой фары.
На корпусе фары проставляют только один действительный номер официального утверждения, например:
DC PL
Фара, на которую нанесен изображенный выше знак официального утверждения, — фара с газоразрядными источниками света, соответствующая требованиям настоящих Правил в их первоначальном варианте в отношении ближнего света и объединяемая, группируемая или совмещаемая с передней противотуманной фарой.
(F4) 30 17122
Рисунок 8, лист 2
Вышеприведенный образец соответствует маркировке рассеивателя из пластического материала, используемого в блоке из двух фар, официально утвержденном в Нидерландах (Е 4) под номером официального утверждения 81151 и состоящем из:
— галогенной фары ближнего света, предназначенной для обеих систем дорожного движения, и галогенной фары дальнего света максимальной силой света хи у лк, соответствующей требованиям Правил ЕЭК ООН № 8, и
— фары дальнего света с газоразрядным источником света максимальной силой света от w до z лк, соответствующей требованиям настоящих Правил в их первоначальном варианте, при этом максимальная сила света всех лучей дальнего света находится в пределах 86250 и 101250 лк, на что указывает цифра 30.
ГОСТ Р 41. 98-99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (обязательное)
Измерительные экраны БЛИЖНИЙ СВЕТ
Рисунок А — Измерительный экран 1
Размеры в сантиметрах на плоском вертикальном экране, расположенном на расстоянии 25 м. Линии НИ и W представляют собой место пересечения этого экрана с горизонтальной и вертикальной плоскостями, проходящими через исходную ось луча ближнего света, указываемую подателем заявки на официальное утверждение. На приведенном выше экране показан луч ближнего света для правостороннего движения. Экран для луча ближнего света для левостороннего движения представляет собой зеркальное отражение относительно линии W. Угол HVH2-HH -15°.
Рисунок В — Измерительный экран 2
Размеры в сантиметрах на плоском вертикальном экране, расположенном на расстоянии 25 м. Линии НН и W представляют собой место пересечения этого экрана с горизонтальной и вертикальной плоскостями, проходящими через исходную ось луча ближнего света, указываемую подателем заявки на официальное утверждение. На приведенном выше экране показан луч ближнего света для правостороннего движения. Экран для луча ближнего света для левостороннего движения представляет собой зеркальное отражение относительно линии W. Угол HVH2-HH — 15°.
12 Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для
Приложение 1 Сообщение, касающееся официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения, окончательного прекращения производства типа фары на
Приложение 4 Испытание фар на стабильность фотометрических характеристик в условиях
Приложение 5 Дополнение 2 Метод измерения степени рассеивания и пропускания света .. 25
Приложение 8 Минимальные предписания в отношении процедур проверки соответствия
Рисунок С — Точки измерения освещенности
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное)
Испытание фар на стабильность фотометрических характеристик в условиях эксплуатации
Испытание фар в сборе
После измерения фотометрических величин в соответствии с требованиями настоящих Правил в точке Етах для луча дальнего света и в точках HV, 50 R и В 50 L (или HV, 50 L, В 50 R для фар, предназначенных для левостороннего движения) для луча ближнего света проводят проверку образца фары в сборе на стабильность фотометрических характеристик в условиях эксплуатации. Под «фарой в сборе» понимают сам комплект фары, включая пускорегулирующее устройство (пускорегулирующие устройства) и те ее части корпуса и ламп, которые могут оказать воздействие на ее способность теплового рассеяния.
1 Испытание фары на стабильность фотометрических характеристик
Испытания проводят в сухую и спокойную погоду при температуре окружающего воздуха (23 ± 5) °С. Фару в сборе монтируют на основании таким образом, как она должна быть установлена на транспортном средстве.
1.1 Чистая фара
Фару включают на 12 ч в соответствии с требованиями 1.1.1 и проверяют в соответствии с требованиями 1.1.2.
1.1.1 Процедура испытания
1.1.1.1 Фару включают и выдерживают во включенном состоянии в течение указанного периода времени, причем:
a) в случае официального утверждения только одного огня (дальнего или ближнего света) соответствующий источник света должен быть включен на указанный период времени1);
b) в случае совмещения огней ближнего и дальнего света или в случае совмещения передней противотуманной фары и фары ближнего света:
— если заявитель указывает, что фара предназначена для работы только с одним источником света2), испытание проводят согласно этому условию, причем каждую функцию включают1) последовательно на время, равное половине периода, указанного в 1.1;
— во всех остальных случаях1)’2) фару подвергают испытанию по нижеследующему циклу в течение указанного периода времени:
*) Если испытуемая фара сгруппирована и/или совмещена с сигнальными огнями, последние включают на весь период испытания. Указатель поворота (при наличии) включают в мигающем режиме при соотношении периодов времени включения/выключения приблизительно как один к одному.
2) В случае одновременного включения двух или более источников света при использовании фары в мигающем режиме такой режим не рассматривается как нормальное использование источников света.
ГОСТ Р 41. 98-99 (Правила ЕЭК ООН № 98)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1ДИНООБРАЗНЫЕ ПР1ДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ФАР МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ГАЗОРАЗРЯДНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ СВЕТА
Uniform provisions concerning the approval of motor vehicle headlamps equipped with gas-discharge light sources
Дата введения 2000—07—01
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН № 98 (далее — Правила).
А Административные предписания Область применения1^
Настоящие Правила применяют к фарам механических транспортных средств с газоразрядным источником (источниками) света, на которых могут быть установлены рассеиватели из стекла или пластических материалов.
1 Определения
В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:
1.1 рассеиватель: Наиболее удаленный компонент фары (устройства), который пропускает свет через освещающую поверхность.
1.2 покрытие: Любое вещество или вещества, нанесенные одним или несколькими слоями на наружную поверхность рассеивателя.
1.3 пускорегулирующее устройство: Устройство электроснабжения газоразрядного источника света. Это пускорегулирующее устройство может частично или полностью находиться внутри фары или снаружи.
1.4 комплектная фара: Набор фар, выполняющих одну и ту же функцию на левой и правой сторонах транспортного средства.
1.5 Дополнительные определения приведены в Правилах ЕЭК ООН № 48.
1.6 фары различных типов: Фары, которые различаются между собой в таких существенных аспектах, как:
1.6.1 фабричная или торговая марка;
1.6.2 характеристики оптической системы;
1.6.3 добавление или исключение компонентов, способных изменить оптические характеристики путем отражения, преломления, поглощения и/или деформации при эксплуатации. Однако добавление или исключение фильтров, предусмотренных только для изменения цвета огня, а не для изменения его светового распределения, не влечет за собой изменения типа;
1.6.4 пригодность для правостороннего или левостороннего движения или возможности использования в обеих системах дорожного движения;
1.6.5 род получаемого огня (ближний свет или дальний свет, или как ближний, так и дальний);
1.6.6 материалы, из которых состоят рассеиватели и покрытия, если они имеются.
*) Ни одно положение настоящих Правил не препятствует какой-либо Договаривающейся стороне Соглашения, применяющей настоящие Правила, запрещать установку официально утвержденной в соответствии с настоящими Правилами фары «РЬ» (рассеиватель из пластических материалов) в сочетании с механическим устройством для очистки фар (т. е. со стеклоочистителями) на регистрируемом транспортном средстве.
1.7 светопередающие компоненты: Любая часть фары, которая передает свет для освещения, например внутренний или внешний рассеиватели, рассеиватель или покрытие отражателя.
2 Заявка на официальное утверждение фары1)
2.1 Заявку на официальное утверждение подает владелец фабричной или торговой марки фары или его надлежащим образом уполномоченный представитель. В заявке должны быть указаны:
2.1.1 предназначена ли фара для получения ближнего или дальнего света или для получения обоих этих огней;
2.1.2 если эта фара, предназначенная для получения ближнего света, то пригодна ли она как для левостороннего, так и для правостороннего движения или только для левостороннего или правостороннего движения;
2.1.3 если фара имеет регулируемый отражатель, то положение (положения) установки фары по отношению к поверхности дороги и продольной средней плоскости транспортного средства;
2.1.4 максимальные вертикальные углы выше и ниже исходного (исходных) положения (положений), в котором (которых) может находиться регулирующее устройство;
2.1.5 на какие источники света подается напряжение, когда используются различные сочетания света;
2.1.6 категория газоразрядного источника света, указанная в перечне Правил ЕЭК ООН № 99.
2.2 К каждой заявке должны быть приложены:
2.2.1 Достаточно подробные для определения типа фары чертежи в трех экземплярах (см. 3.2 и 4.2). На чертежах должны быть показаны место для знака официального утверждения и для дополнительных обозначений по отношению к кругу знака официального утверждения и вертикальное (осевое) сечение фары, а также ее вид спереди с основными узлами оптической конструкции, включая элементы преломления, если они имеются.
2.2.2 Краткое техническое описание, включая марку и тип пускорегулирующего (пускорегулирующих) устройства (устройств) в соответствующих случаях.
2.2.3 Следующие образцы:
2.2.3.1 для официального утверждения фары: два образца со стандартным газоразрядным источником света и одно пускорегулирующее устройство каждого используемого типа в соответствующем случае.
2.2.4 Для испытания пластических материалов, из которых изготовлены рассеиватели:
2.2.4.1 четырнадцать рассеивателей;
2.2.4.1.1 десять из этих рассеивателей могут быть заменены десятью образцами материала размерами не менее 60×80 мм, имеющими плоскую или выпуклую наружную поверхность и в основном плоский (радиус кривизны не менее 300 мм) участок в центральной части размерами не менее 15×15 мм;
2.2.4.1.2 каждый такой рассеиватель или образец материала должен быть изготовлен таким методом, который используется в массовом производстве;
2.2.4.2 отражатель, к которому могут крепиться рассеиватели в соответствии с инструкциями предприятия-изготовителя.
2.2.5 Для проверки ультрафиолетовой сопротивляемости светопередающих компонентов, изготовленных из пластического материала и подвергающихся воздействию ультрафиолетового излучения газоразрядных источников света внутри фары:
2.2.5.1 по одному образцу каждого соответствующего материала, используемого в фаре, или один образец фары, содержащий эти материалы. Каждый образец материала должен иметь один и тот же внешний вид и одинаково обработанную поверхность — в соответствующем случае, — предназначенную для использования в фаре, подлежащей официальному утверждению;
2.2.5.2 проверка ультрафиолетовой сопротивляемости внутренних материалов при их облучении источником света не является обязательной, если применяются газоразрядные источники света с низким уровнем ультрафиолетового излучения, как указано в Правилах (TRANS/SC.1/WP.29/GRE/R.195), или если обеспечивается защита соответствующих компонентов фары от ультрафиолетового излучения, например с помощью стеклянных фильтров.
2.3 К материалам, из которых изготовлены рассеиватели и покрытия — при их наличии, — должен быть приложен протокол испытания характеристик этих материалов и покрытий, если они уже были подвергнуты испытаниям.
2.4 Перед выдачей официального утверждения по типу конструкции компетентный орган проверяет наличие удовлетворительных методов обеспечения эффективного контроля за соответствием производства.
9 Для газоразрядных источников света см. Правила ЕЭК ООН № 99.
3.1 На рассеивателе фар, представляемых на официальное утверждение, должна быть указана четкая и нестираемая фабричная или торговая марка подателя заявки на официальное утверждение.
3.2 На рассеивателе и на основном корпусе2) должно быть предусмотрено достаточное место для знака официального утверждения и дополнительных обозначений, указанных в разделе 4; эти места показаны на чертежах, упомянутых в 2.2.1.
3.3 На фарах, конструкция которых соответствует требованиям как правостороннего, так и левостороннего движения, проставляют маркировку, указывающую оба положения установки оптического элемента на транспортном средстве или газоразрядного источника света на отражателях; эта маркировка состоит из букв R/D для обозначения положения установки в случае правостороннего движения и из букв L/G для обозначения положения установки в случае левостороннего движения.
3.4 На светоиспускающей поверхности всех огней может быть проставлен исходный центр, показанный на рисунке 6.1 в приложении 6.
4 Официальное утверждение
4.1.1 Официальное утверждение предоставляют в том случае, если все образцы типа фары, представленные согласно положениям раздела 2,соответствуют требованиям настоящих Правил.
4.1.2 Фары, отвечающие требованиям настоящих Правил, можно группировать, комбинировать или совмещать с любым(и) другим(и) устройством (устройствами) освещения или световой сигнализации, если их соответствующие световые функции не мешают друг другу.
4.1.3 Если сгруппированные,комбинированные или совмещенные огни соответствуют требованиям нескольких Правил, то может быть проставлен один международный знак официального утверждения при условии, что каждый из сгруппированных, комбинированных или совмещенных огней отвечает соответствующим требованиям.
4.1.4 Каждому официально утвержденному типу присваивают номер официального утверждения. Первые две его цифры (в настоящее время 00) указывают серию поправок,включающих всебя основные технические изменения, внесенные в Правила на момент предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу фары,на который распространяются настоящие Правила. Однако комплектную пару рассмаривают в качестве устройств, относящихся к одному типу.
4.1.5 Стороны Соглашения 1958 г. (далее — Соглашение), применяющие настоящие Правилу уведомляются об официальном утверждении,распространении официального утверждения, отказе в официальном утверждении, отмене официального утверждения или об окончательном прекращении производства типа фары на основании настоящих Правил посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящим Правилам.
4.1.6 На каждой фаре,соответствующей типу,официально утвержденному на основании настоящих Правил,в местах,указанных в 3.2,помимо маркировки по 3.1,проставляют знак официального утверждения,описание которого приведено в 4.2 и 4.3.
2 Структура знака официального утверждения
Знак официального утверждения состоит:
4.2.1 из международного знака официального утверждения,состоящего из:
*) Если фары сконструированы в соответствии с требованиями только правостороннего или только левостороннего движения, то рекомендуется также указывать с помощью нестираемой маркировки на переднем рассеивателе пределы зоны, которая может быть затенена, чтобы не ослеплять участников дорожного движения в стране, где направление движения не соответствует направлению, для которого сконструирована фара, и включать соответствующие пояснения в руководство по эксплуатации этих транспортных средств. Однако если из-за конструкции такая зона является вполне очевидной, то обозначение таких пределов не требуется.
2) Если рассеиватель не может быть отделен от основного корпуса фары, то достаточно предусмотреть место для маркировки на рассеивателе.
4.2.1.1 круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение1);
4.2.1.2 номера официального утверждения, предусмотренного в 4.1.4.;
4.2.2 следующего дополнительного обозначения или обозначений:
4.2.2.1 на фарах, соответствующих требованиям только левостороннего движения, — горизонтальная стрелка, направленная острием вправо по отношению к наблюдателю, смотрящему на фару спереди, т. е. в ту сторону дороги, по которой осуществляется движение;
4.2.2.2 на фарах, соответствующих требованиям обеих систем дорожного движения вследствие соответствующей регулировки оптического элемента или источника света, — горизонтальная стрелка, имеющая два острия: одно из них соответственно направлено влево, другое — вправо;
4.2.2.3 на фарах, соответствующих требованиям настоящих Правил только в отношении ближнего света, — буквы DC;
4.2.2.4 на фарах, соответствующих требованиям настоящих Правил только в отношении дальнего света, — буквы DR;
4.2.2.5 на фарах, соответствующих требованиям настоящих Правил как в отношении ближнего, так и дальнего света, — буквы DCR;
4.2.2.6 на фарах с рассеивателями из пластических материалов рядом с обозначениями по
4.2.2.3 — 4.2.2.5 проставляют буквы PL;
4.2.2.7 на фарах, соответствующих требованиям настоящих Правил в отношении дальнего света, рядом с кругом, в котором проставлена буква Е, проставляют значение максимальной силы света, выраженной с помощью установочной отметки, указанной в 6.3.2.2.
В случае совмещенных фар максимальную силу света луча дальнего света в целом указывают таким же образом, что и выше.
4.2.3 В каждом случае соответствующий способ включения, применяемый при испытаниях по
1.1.1.1 приложения 4, и допустимое значение (допустимые значения) напряжения по 1.1.1.2 приложения 4 указывают в карточках официального утверждения и в карточках сообщений, направляемых странам, которые являются Договаривающимися сторонами Соглашения и применяют настоящие Правила.
В соответствующих случаях на устройстве проставляют следующую маркировку:
4.2.3.1 на фарах, которые соответствуют требованиям настоящих Правил и которые сконструированы таким образом, что ближний свет не включается одновременно с каким-либо другим огнем, с которым он может быть совмещен, на знаке официального утверждения за обозначением лампы ближнего света проставляют наклонную черту (/).
4.2.4 Две цифры номера официального утверждения (в настоящее время 00), которые указывают на серии поправок, включающих в себя последние основные технические поправки, внесенные в Правила на момент предоставления официального утверждения, и, в случае необходимости, рядом с указанными выше дополнительными обозначениями может быть проставлена соответствующая стрелка.
4.2.5 Знаки и обозначения, упомянутые в 4.2.1 и 4.2.2, должны быть четкими и нестираемыми даже в том случае, если фара установлена на транспортном средстве. Считают, что при смещении подвижного компонента это требование соблюдается.
3 Схема знака официального утверждения
4.3.1 Независимые огни
Примеры схем знака официального утверждения и вышеупомянутых дополнительных обозначений приведены на рисунках 1—9 приложения 2 к настоящим Правилам.
*)1 — Германия, 2 — Франция, 3 — Италия, 4 — Нидерланды, 5 — Швеция, 6 — Бельгия, 7 — Венгрия, 8 — Чешская Республика, 9 — Испания, 10 — Югославия, 11 — Соединенное Королевство, 12—Австрия, 13 — Люксембург, 14 — Швейцария, 15 — не присвоен, 16 — Норвегия, 17 — Финляндия, 18 — Дания, 19 — Румыния, 20 — Польша, 21 — Португалия, 22 — Российская Федерация, 23 — Греция, 24 — Ирландия, 25 — Хорватия, 26 — Словения, 27 — Словакия, 28 — Беларусь, 29 — Эстония, 30 — не присвоен, 31 — Босния и Герцеговина, 32 — Латвия, 33—36 — не присвоены, 37 — Турция, 38—39 — не присвоены, 40 — бывшая югославская Республика Македония, 41 — не присвоен, 42 — Европейское сообщество (официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 — Япония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
4.3.2 Сгруппированные, комбинированные или совмещенные огни
4.3.2.1 Если сгруппированные, комбинированные или совмещенные огни соответствуют нескольким Правилам, то может быть нанесен один международный знак официального утверждения, состоящий из круга, в котором проставлена буква Е и за которым следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение, и номер официального утверждения. Такой знак официального утверждения может быть проставлен в любом месте на сгруппированных, комбинированных или совмещенных огнях при условии, что:
4.3.2.1.1 он хорошо виден после их установки, даже если необходимо изменить положение подвижного компонента;
4.3.2.1.2 ни одна из светопропускающих частей сгруппированных, комбинированных или совмещенных огней не может быть снята без удаления знака официального утверждения.
4.3.2.2 Отличительный знак для каждого огня, соответствующий всем Правилам, на основании которых было предоставлено официальное утверждение, вместе с соответствующей серией поправок, включающих в себя последние основные технические изменения, внесенные в данные Правила к моменту выдачи официального утверждения, и, при необходимости, соответствующую стрелку наносят:
4.3.2.2.1 либо на соответствующую светоиспускающую поверхность;
4.3.2.2.2 либо на все устройство таким образом, чтобы каждый из сгруппированных, комбинированных или совмещенных огней мог быть четко идентифицирован (см. четыре возможных примера на рисунке 8 в приложении 2).
4.3.2.3 Размеры элементов единого знака официального утверждения не должны быть меньше минимального размера, предписываемого Правилами, на основании которых было предоставлено официальное утверждение, для самых маленьких отдельных знаков.
4.3.2.4 Каждому официально утвержденному типу присваивают номер официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить один и тот же номер другому типу сгруппированных, комбинированных или совмещенных огней, подпадающих под действие настоящих Правил.
4.3.2.5 Примеры знаков официального утверждения сгруппированных, комбинированных или совмещенных огней со всеми упомянутыми выше дополнительными обозначениями приведены на рисунке 8 в приложении 2 к настоящим Правилам.
4.3.3 Фары, рассеиватели которых используются для огней других типов и которые могут быть совмещены или сгруппированы с другими огнями
Применяют требования 4.3.2.
4.3.3.1 Кроме того, в случае использования одного и того же рассеивателя на него могут быть нанесены знаки официального утверждения, относящиеся к различным типам или группам фар, при условии, что на корпусе фары, даже если его невозможно отделить от рассеивателя, также имеется место, указанное в 3.2, и нанесены знаки официального утверждения для реальных функций.
Если различные типы фар имеют один корпус, то на него могут быть нанесены различные знаки официального утверждения.
4.3.3.2 На рисунке 8 в приложении 2 к настоящим Правилам приведены примеры схем знаков официального утверждения, относящихся к упомянутому выше случаю.
В Технические предписания, касающиеся фар1)
5.1 Каждый образец должен соответствовать спецификациям по разделам 6—8.
5.2 Фары изготовляют таким образом, чтобы при нормальных условиях использования и вопреки вибрации, которой могут при этом быть подвергнуты, они сохраняли предписанные фотометрические характеристики и находились в надлежащем рабочем состоянии.
5.2.1 Фары оснащают устройством, позволяющим регулировать их на транспортном средстве в соответствии с применяемыми к ним Правилами. Такое устройство не требуется устанавливать на фарах, отражатель и рассеиватель которых не отделяются друг от друга, если использование таких комплектов ограничивается транспортными средствами, на которых регулировка фар обеспечивается иным образом.
*) Технические предписания для газоразрядных источников света см. в Правилах ЕЭК ООН № 99.
Если фару дальнего света и фару ближнего света, каждая из которых снабжена отдельным источником (отдельными источниками) света, группируют в единое устройство, то устройство регулировки должно допускать предписанную регулировку каждой из оптических систем отдельно. Это предписание применяют к фарам, обеспечивающим противотуманный огонь и дальний свет, к фарам, обеспечивающим ближний свет и противотуманный огонь, и к фарам, обеспечивающим эти три огня.
5.2.2 Однако эти положения не применяют к фарам в сборе с нераздельными отражателями. В отношении этого типа фар применяют требования 6.3 настоящих Правил.
5.3 В том случае, когда замена газоразрядного источника света может быть проведена без инструментов, патрон лампы должен соответствовать размерам, характеристики которых указаны в спецификации соответствующей категории используемого газоразрядного источника Публикации 61-2 МЭК. Газоразрядный источник света должен быть без труда вставляемым в фару.
5.4 Фары, сконструированные таким образом, чтобы соответствовать требованиям как правостороннего, так и левостороннего движения, могут быть приспособлены к определенному направлению движения посредством соответствующей первоначальной регулировки в момент их установки на транспортное средство или посредством соответствующей регулировки, выполняемой самим водителем. Эта первоначальная регулировка или регулировка, выполняемая водителем, может заключаться, например, в установке под определенным углом либо оптического элемента на транспортном средстве, либо источника (источников) света по отношению к оптическому элементу. Во всех случаях должны быть возможны только два различных положения регулировки, каждое отвечающее одному направлению движения (правостороннему или левостороннему), причем конструкция фары должна исключать любое неумышленное изменение положения регулировки, а также установку в промежуточном положении. Если источник света может занимать два различных положения, то части, предназначенные для крепления источника света к рефлектору, должны быть спроектированы и сконструированы таким образом, чтобы в каждом из этих двух положений источник света устанавливался с той же точностью, которая требуется для фар, предназначенных только для одного направления движения. Соответствие требованиям настоящего пункта проверяют осмотром и, при необходимости, пробным монтажом.
5.5 На фарах, предназначенных для поочередного излучения дальнего или ближнего света, любое механическое, электромеханическое или иное приспособление, вмонтированное в фару для перехода от одного огня к другому1), должно быть сконструировано таким образом, чтобы:
5.5.1 оно было достаточно прочным для бесперебойного функционирования 50000 раз, вопреки вибрации, которой оно может быть подвергнуто при нормальном использовании;
5.5.2 в случае поломки огонь ближнего света обеспечивался автоматически;
5.5.3 всегда обеспечивался либо огонь ближнего света, либо огонь дальнего света, с тем чтобы остановка механизма в промежуточном положении была невозможна;
5.5.4 пользователь не мог обычными средствами изменить форму или положение подвижных элементов.
5.6 Дополнительные испытания для проверки того, что в ходе эксплуатации не наблюдается чрезмерного изменения фотометрических характеристик, проводят в соответствии с требованиями приложения 4.
5.7 Передающие свет элементы, изготовленные из пластических материалов, испытывают в соответствии с требованиями приложения 5.
5.8 Фара и система пускорегулирующего устройства не должны создавать электромагнитных или электрических помех, мешающих работе других электрических/электронньгх систем транспортного средства2).
6 Освещенность
6.1.1 Фары изготовляют таким образом, чтобы при использовании соответствующего газоразрядного источника света они обеспечивали надлежащую освещенность, не вызывая ослепления при включении ближнего света, и хорошую освещенность при включении дальнего света.
6.1.2 Для проверки освещенности, обеспечиваемой фарой, используют вертикальный экран, расположенный на расстоянии 25 м перед фарой и под прямыми углами по отношению к ее осям (см. 6.2.6 и приложение 3 к настоящим Правилам), или любой эквивалентный фотометрический метод.
*) Эти требования не применяют к переключающему устройству.
2) Требование в отношении электромагнитной совместимости распространяется на отдельные типы транспортных средств.
6.1.3 Фару, в которой используют съемный газоразрядный источник света, считают приемлемой, если соблюдаются фотометрические предписания, изложенные в настоящем разделе 6, в случае одного стандартного источника света, который подвергали кондиционированию в течение по крайней мере 15 циклов в соответствии с разделом 4 приложения 4 к Правилам ЕЭК ООН № 99. Световой поток этого газоразрядного источника света может отличаться от эталонного светового потока по Правилам ЕЭК ООН № 99. В этом случае освещенность корректируют соответствующим образом.
Такую корректировку не проводят в случае фар, в которых используют несъемные газоразрядные источники света, или фар с частично или полностью интегрированным пускорегулирующим устройством (устройствами).
6.1.4 Размеры, определяющие положение дуги внутри стандартного газоразрядного источника света, указаны в соответствующей спецификации Правил ЕЭК ООН № 99.
6.1.5 Соответствие фотометрических характеристик проверяют согласно положениям 6.2.6 или 6.3 настоящих Правил. Это требование относится также к светотеневой границе между 3° R и 3° L (в настоящее время рассматривается метод измерения световых характеристик светотеневой границы).
6.1.6 Координаты цветности света, испускаемого фарами, в которых используют газоразрядные источники света, должны находиться в следующих пределах в сторону:
6.1.7 Через 4 с после включения фары, которая была выключена в течение 30 мин или более, освещенность в точке HY дальнего света должна составлять 60 лк, а в точке 50Y ближнего света — 10 лк для фар, дающих дальний и ближний свет, или 10 лк в точке 50V для фар только ближнего света. Электропитание должно быть достаточным для резкого увеличения импульса тока.
2 Требования, касающиеся ближнего света
6.2.1 Ближний свет должен давать четкую светотеневую границу, чтобы с помощью этой границы можно было обеспечить надлежащее регулирование. Светотеневая граница должна быть горизонтальной на стороне, противоположной направлению движения, для которого предусмотрена фара; на другой стороне она не должна пересекать линию HV/H2, показанную на экране 1 в приложении 3, или линию HV/H3/H4, показанную на экране 2 в приложении 3. Ни в коем случае не допускается, чтобы светотеневая граница проходила выше совмещения этих линий.
6.2.2 Фару направляют таким образом, чтобы:
6.2.2.1 у фар, которые должны соответствовать требованиям правостороннего движения, светотеневая граница была горизонтальной на левой половине экрана1), а у фар, которые должны соответствовать требованиям левостороннего движения, светотеневая граница была горизонтальной на правой половине экрана;
6.2.2.2 эта горизонтальная часть светотеневой границы находилась на экране на расстоянии 25 см ниже линии НН (см. приложение 3). Искривление плеча светотеневой границы должно находиться на линии W.
6.2.3 Отрегулированная таким образом фара должна соответствовать только требованиям, указанным в 6.2.5 и 6.2.6, если заявка на ее официальное утверждение представляется только для ближнего света, и требованиям, указанным в 6.2.5 — 6.3.2.3, если она предназначена для ближнего и дальнего света. Значения параметров, указанные для сегмента II в 6.2.6, не применяют к экрану 2 в приложении 3.
6.2.4 Если отрегулированная вышеуказанным образом фара не соответствует требованиям 6.2.6 и 6.3, разрешается изменить регулировку при условии, что ось светового пучка не перемещается в горизонтальной плоскости вправо или влево более чем на 0,5° (= 22 см), а в вертикальной плоскости вверх или вниз более чем на 0,2° (= 8,7 см)2). Для облегчения регулировки с помощью светотеневой границы разрешается частично затенить фару, с тем чтобы указанная светотеневая граница была более четкой.
О Ширина регулировочного экрана должна быть достаточной для того, чтобы светотеневую границу можно было рассматривать на расстоянии по меньшей мере 5° с каждой стороны линии W.
2) Предел отклонения в 0,5° вправо или влево совместим с отклонением по вертикали вверх или вниз, которое, в свою очередь, ограничивается только требованиями 6.3. Однако требования 6.3 не распространяются на фары, которые должны соответствовать требованиям настоящих Правил только в отношении ближнего света.
002439 002439
Фара, на которую нанесен изображенный выше знак официального утверждения, — фара с рассеивателем из пластического материала, соответствующая требованиям настоящих Правил в их первоначальном варианте в отношении газоразрядного источника света только для ближнего света и предназначенная:
00 2439
Информация о видах и маркировке фар не слишком востребована при эксплуатации приборов освещения автомобиля. Но все меняется в ситуациях, когда необходимо правильно выбрать лампы на замену, или при ремонте и восстановлении оптики. И первым, на что необходимо обратить внимание в этом случае становится маркировка фар, обозначения помогающие быстро определиться и подобрать необходимые изделия для любой марки авто. Итак, что же нам «дает» изучение аббревиатуры. Давайте разберемся.
Что такое маркировка
Маркировка — постоянный символ, включающий данные о стране-производителе, номере и категории фар. Вместе с тем обозначения являются подтверждением сертификации соответствия товара международным нормам. Буквы и цифры находятся на корпусе или стекле. Детальное рассмотрение вопроса, поможет получить информацию:
Конечно, при замене фар владельцы автомобилей чаще всего доверяют рекомендациям специалистов СТО. Однако самостоятельное изучение вопроса не будет лишним. Это поможет найти оптимальный вариант для каждой марки авто, а в определенных случаях избежать покупки подделки и даже сэкономить.
Маркировка фар
Согласно требованиям Правил ЕЭК ООН № 19 и ГОСТ Р 41.19-99 «Единообразные предписания, касающиеся сформированного по форме утверждения противотуманных фар для автотранспортных средств», фары должны быть сертифицированы и маркированы. Маркировка представляет собой четкий и нестираемый знак международного согласия с информацией о стране, выдавшей утверждение, его номере, категории фары и др. Маркировка проставляется на рассеивателе и на корпусе фары, если рассеиватель может быть отделен от него, или на защитном стекле фары. Маркировка автомобильных фар содержит большой объем полезной информации, нужно только научиться правильно ее расшифровывать.
Знак международного положения с кодом страны
Знак официального положения включает в себя:
Ниже представлен каталог стран, ратифицировавших «Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств»:
Категории фар
В настоящее время на автомобили могут быть установлены фары только одного из трех типов: с традиционными автолампами накаливания, с галогенными лампами и с газоразрядными источниками света, например, ксеноном. На международном уровне приняты следующие обозначения категорий фар:
Техрегламент
Необходимо неукоснительно следовать заводской маркировкой и не сочетать несочетаемое. Так, например, установка ксенона в обычные автомобильные фары без соответствующих маркировок «DC», «DR» и «DCR» может угрожать безопасности дорожного передвижения. До вступления в силу нового технического регламента, принятого 23 сентября 2010 года, это квалифицировалось как административное правонарушение и предусматривало наказание в виде лишения прав на срок от 6 месяцев до одного года с конфискацией световых приборов. Согласно внесенным изменениям, установка ксенона в непредназначенные для этого фары возможна при условии оснащения их устройством фароочистки (омывателем) и автокорректором угла наклона фар.
Направление передвижения
Наличие стрелки на фаре (обозначение 6 на рисунке) говорит о том, что фара предназначена для левостороннего передвижения, если стрелки нет — то для правостороннего. Фара с двухсторонней стрелкой предназначена и для левостороннего, и для правостороннего трафика.
Начальный угол наклона фары
Кроме того, производитель обязан маркировать начальный угол наклона ближнего света на корпусе фары или на специальной табличке под капотом. Как обычно, начальный угол составляет 1,0 — 1,5%.
Вот список ведущих производителей автомобильной оптики: AL, Aspock, Bosch, Britax, Carello, CEV, Cobo, Gmak, Hella, Ermax, Europoint, Koito, Ichikoh, Icjpoint, Imasen, Jokon, Lescoa, OEW, Olsa, Oсвар, Rinder, Reiluxia, Rubbolite, TRW, THK, Schefenacker, Seima, Sylvania, Sidler, Socop, Stanley, SWF, Superpoint, Valeo, Vignal, Yorka, ZKW, ULO и другие.
Последнее поколение автомобильных фар имеет на стекле числовую отметку (на рисунке она значится под цифрой 5), обозначающую яркость фары в люксах: 7.5; 10; 12.5; 17.5; 20; 25; 27.5; 30; 37.5; 40; 45; 50.
Важным моментом, требующим повышенного внимания, становится интенсивность освещенности дорожного полотна во время перемещения в ночное время. Правильно подобранные лампы позволят избежать аварийных ситуаций, нередко происходящие при ослеплении водителей встречных транспортных средств. Показатель освещенности находится рядом с буквой официального положения, и обозначается аббревиатурой ВОЧ (ведущее основное число). Единицы на фаре указывают максимальную силу света, зависящую от дальности действия устройства. Маркировка используется только на фарах дальнего света, и составляет не более 150000 кд. Суммарные показания, при этом, не должны превышать 225000 кд (что указано в законодательстве). Чаще всего для транспорта используются фары с параметрами ВОЧ от 7, 5 до 50.
Примеры схем знаков официального утверждения
Фара, с проставленным приведенным выше знаком составленного по форме согласия, представляет собой фару, согласованную в Нидерландах (Е4) под номером составленнго по форме положения 2439 и соответствующую требованиям настоящих Правил в их первоначальном виде (00).
Ближний свет предназначен только для правостороннего перемещения (так как отсутствует какая-либо стрелка). Число 30 означает, что максимальная сила света луча дальнего света составляет от 86 250
Фара, с нанесенным изображением знака официального утверждения, представляет собой фару, соответствующую требованиям настоящих Правил в отношении как ближнего, так и дальнего света, и предназначена:
Слева: только для левостороннего перемещения
Справа: для левостороннего и правостороннего движения после соответствующей
Фара, с нанесенным изображенным знаком официального утверждения, представляет собой фару с рассеивателем из пластического материала, соответствующую требованиям настоящих Правил в их первоначальном виде в отношении газоразрядного источника света только для ближнего света, и предназначена:
Слева: для обеих систем дорожного движения
Справа: только для правостороннего движения
Идентификация фары ближнего света с рассеивателем из пластического материала, отвечающая требованиям настоящих Правил и объединяющаяся, группирующаяся или совмещающаяся с галогенным огнем дальнего света, предназначенным для обеих систем дорожного движения.
Слева: ближний свет не включается одновременно с галогенным огнем дальнего света. Ближний свет предназначен только для правостороннего движения.
Справа: ближний свет не включается одновременно с другой совмещенной фарой.