Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения Маркировка
Содержание
  1. Стрелочный перевод
  2. УстройствоПравить
  3. Работа в условиях низкой температуры
  4. Прочие виды стрелокПравить
  5. Типы стрелочных переводовПравить
  6. Прочие виды транспортаПравить
  7. СтрелочникПравить
  8. ЛитератураПравить
  9. Описание стрелочных переводов
  10. Основные виды конструкции
  11. Прямолинейная крестовина
  12. Крестовина криволинейного типа
  13. Скоростные параметры
  14. Крестовина с литым сердечником
  15. Крестовина цельнолитого типа
  16. Сборно-рельсовые
  17. Типы переводов по направлению
  18. Крестовина с подвижным усовиком
  19. Подвижной сердечник
  20. Контррельсы
  21. По марке крестовины
  22. По конструкции привода
  23. Неисправности, с которыми запрещается эксплуатация стрелочного перевода.
  24. Перечень неисправностей и отступлений стрелочных переводов и пути, при выявлении которых движение закрывается или ограничивается скорость движения
  25. (Схема расположения неисправностей на стрелочном переводе)

Стрелочный перевод

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 августа 2022 года; проверки требуют 4 правки.

Стрелочный перевод — это наиболее широко распространённое устройство соединения путей, которое предназначено для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Другими словами, стрелочный перевод позволяет подвижному составу переходить с главного пути на один (или более) примыкающий путь.

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

Соединения железнодорожных путей на станции Франкфурт

Для соединения недалеко расположенных рельсовых путей устраивается съезд, который состоит из двух стрелочных переводов и соединительного пути (несокращённый или сокращенный) между ними. Для перехода с одного пути на другой поездов, движущихся в разных направлениях, укладывается последовательно два съезда, а при определённых условиях — перекрёстный съезд.

При соединении нескольких параллельных путей стрелочные переводы располагают друг за другом на одном общем пути, который получил название стрелочной улицы.

Глухим пересечением называется взаимное пересечение двух рельсовых путей, лежащих на одном уровне. В зависимости от угла, под которым пересекаются пути, бывают прямоугольные и косоугольные.

При ремонте земляного полотна под одним из путей, при переходе двухпутной линии через однопутный мост и в некоторых аналогичных случаях поезда движутся по каждому пути без перехода с одной рельсовой колеи на другую — применяется сплетение путей.

УстройствоПравить

Стрелочный перевод классической конструкции на станции Шепетовка

Наиболее распространённое в России устройство «французской» стрелки (с остряками) выглядит следующим образом:

  • Сбрасывающая стрелка с электроприводом (Япония)
  • Сбрасывающая стрелка с электроприводом с дистанционным управлением с подъездного пути (Россия)
  • Стрелочный перевод с ручным управлением (демонтирован фонарь и указатель)
  • Стрелочный перевод с электроприводом с дистанционным управлением на узкоколейной детской дороге (Россия)
  • Электропривод стрелочного перевода (Германия)
  • Слева — стрелочный перевод с дистанционным электрическим управлением, справа — с ручным (Россия)

Стрелочный перевод с подвижным сердечником (Япония)

Крестовины обеспечивают прохождение колёс подвижного состава в местах пересечения рельсовой нити одного пути рельсовой нитью другого. Различают крестовины без подвижных частей, по которым движение подвижного состава возможно по любой из рельсовых колей в любое время, и крестовины с подвижными элементами, которые должны переводиться одновременно со стрелками, и движение по которым возможно только по той колее, на которую переведена крестовина. Крестовины с подвижными элементами вместе с приводами в целом дороже как в изготовлении, так и в эксплуатации, зато позволяют обходиться без контррельсов и без разрыва рельсовой колеи, которое неизбежно в неподвижных крестовинах в тех местах, где траектория гребня колёс пересекает рельсовую нить другого направления. За счёт этого крестовины с подвижными элементами позволяют достигать гораздо большей плавности прохождения подвижного состава и уменьшать ударные нагрузки. Крестовины обычно изготавливаются из высокомарганцевой стали (сталь Гадфильда), обладающей высоким сопротивлением износу при ударных нагрузках.

Стрелочные переводы на главных и приёмо-отправочных путях, предназначенных для пассажирского движения, имеют крестовины марки не круче 1/11. По стрелочным переводам с крестовиной марки 1/9 движение пассажирских поездов допускается только по прямому пути. На приёмо-отправочных путях, предназначенных для грузового движения, укладывают стрелочные переводы с маркой крестовины не круче 1/9, а симметричные — не круче 1/6. Стрелочные переводы прочих путей имеют марки крестовин не круче 1/8, а симметричные — не круче 1/4,5.

Принцип работы стрелочного перевода иллюстрирует следующая анимация.

Стрелочный перевод с газовым обогревом (Швейцария)

В данной анимации путь между точками А и В прямой, а между точками A и C — боковой.

Работа в условиях низкой температуры

При установлении низких температур, например, зимой, снег и лёд могут стать причиной неперевода стрелки в требуемое положение (неприлегание остряка к рамному рельсу), что ведёт к работе электродвигателя на фрикцию (повышения тока электродвигателя стрелочного электропривода), что, в свою очередь, может привести к перегоранию предохранителя или сгоранию двигателя и в конечном итоге к невозможности перевода стрелки с пульта управления (контроль стрелки сохраняется). В прошлом, да и сейчас для решения данной проблемы специальные работники занимались расчисткой путей, в зависимости от количества выпадающего снега издаётся приказ о вводе 1, 2, 3 очереди. Так до сих пор и происходит в некоторых странах и на некоторых, особенно малозначимых, линиях. Ещё одним вариантом разрешения проблемы является обогрев перевода для растопления снега и льда. С этой целью обычно используют газ или электричество, а также для очистки стрелочных приводов применяется сжатый воздух (пневмообдувка стрелки).

  • Сначала происходит разметка мест для установки фундаментных угольников и просверливаются отверстия для крепежа угольников в шейке рельса.
  • Устанавливаются серьги с изолирующим устройством.
  • Происходит установка всех тяг (стрелочная, рабочая, контрольная).
  • Проверяется работоспособность всей гарнитуры и привода при помощи перевода курбельной рукояти.
  • Стопорные планки загибаются и шплинтуются болты, после — устанавливаются закрутки и устанавливается фартук.
  • Электропривод в обязательном порядке должен быть окрашен несмываемой чёрной краской. На крышке краской белого цвета указывается изображение стрелы и номер стрелки.

Прочие виды стрелокПравить

Существуют конструкции, в которых происходит совмещение торцов подвижных рельсов, соединяемых колеёй при перемещении их в горизонтальной плоскости.

Также существуют специальные конструкции, в которых колея одного из направлений начинается в виде клина, накладываемого механизмом на головки рельсов другого направления, благодаря чему такую стрелку теоретически возможно ввести в имеющийся путь без разрыва его колеи. Движение по одному из направлений происходит также по практически не изменённой рельсовой колее, но по отклонённому направлению необходимо сильное ограничение скорости.

Также в монорельсе применяется переворотный тип стрелки, когда два направления закреплены с разных сторон бруса. Для перевода стрелки механизм переворачивает брус нужной стороной.

Типы стрелочных переводовПравить

Перекрёстный двойной стрелочный перевод на станции Шепетовка. На фото он переключен на маршрут «левый ближний — правый дальний».

Перекрёстный двойной стрелочный перевод типа «Bäseler» в Гейдельберге

  • одиночные стрелочные переводы, в которых один путь разделяется на два.
    обыкновенные (прямолинейные) — у которых одно из направлений полностью прямолинейно.симметричные — в которых оба направления отклоняются одинаковыми радиусами на одинаковый угол в разные стороны, за счёт чего длина стрелочного перевода минимальна при заданном минимальном радиусе кривой, такие стрелочные переводы часто применяются в стеснённых условиях.несимметричные одно- и разносторонние.
  • обыкновенные (прямолинейные) — у которых одно из направлений полностью прямолинейно.
  • симметричные — в которых оба направления отклоняются одинаковыми радиусами на одинаковый угол в разные стороны, за счёт чего длина стрелочного перевода минимальна при заданном минимальном радиусе кривой, такие стрелочные переводы часто применяются в стеснённых условиях.
  • несимметричные одно- и разносторонние.
  • двойные стрелочные переводы, в которых тесно соседствуют 2 стрелки, и один путь разветвляется на три;
    симметричные, в которых два направления отклоняются одинаковыми радиусами на одинаковый угол в разные стороны, а третье направление прямолинейно. Такие стрелочные переводы называются тройниками.несимметричные одно- и разносторонние.
  • симметричные, в которых два направления отклоняются одинаковыми радиусами на одинаковый угол в разные стороны, а третье направление прямолинейно. Такие стрелочные переводы называются тройниками.
  • перекрёстные стрелочные переводы — располагаются в месте пересечения под углом двух путей.
    одиночный имеет два комплекта остряков, управляемые двумя механизмами, и позволяет проходить с любой из четырёх веток прямо, и между двумя ветками из этих четырёх — на отклонение.двойной — позволяют как проходить по каждому из пересекающихся путей прямо, так и переходить с одного пути на другой. В такой конструкции присутствует четыре комплекта остряков, управляемые двумя механизмами; две тупые и две остроугольные крестовины. Такие стрелочные переводы часто называют «американскими» («американками») или «крокодилами».
  • одиночный имеет два комплекта остряков, управляемые двумя механизмами, и позволяет проходить с любой из четырёх веток прямо, и между двумя ветками из этих четырёх — на отклонение.
  • двойной — позволяют как проходить по каждому из пересекающихся путей прямо, так и переходить с одного пути на другой. В такой конструкции присутствует четыре комплекта остряков, управляемые двумя механизмами; две тупые и две остроугольные крестовины. Такие стрелочные переводы часто называют «американскими» («американками») или «крокодилами».
  • сбрасывающая стрелка в нормальном положении (то есть по умолчанию) направлена на сброс («в никуда»), чтобы не допустить выхода случайно ушедшего подвижного состава (вагона, локомотива) на чужой маршрут. Только при приготовлении маршрута по данной стрелке, она переводится, замыкая путь.

Наибольшее распространение получили одиночные обыкновенные стрелочные переводы, в отдельных случаях укладываются перекрестные двойные стрелочные переводы. Все остальные виды особого распространения не получили ввиду сложности устройства и эксплуатации.

Прочие виды транспортаПравить

Принцип работы советского стрелочного перевода

Принцип работы современных трамвайных стрелочных переводов

Задача стрелочного перевода — изменять направление следования трамвайных поездов. Достигается это благодаря использованию специальных парных клиньев — перьев стрелки, которые отжимают реборды колес и направляют их в нужном направлении.

Нередко трамвайная стрелка, в отличие от железнодорожной, оснащается только одним клином. Вторая рельса исполняется просто с разрывом и не управляет направлением движения состава, а плавность хода колеса над разрывом достигается за счет дна желоба рельса, по которому реборда прокатывается своим внешним радиусом.

При одностороннем движении трамваев половина стрелок становятся «обратными» (на которых пути, с точки зрения направления движения, соединяются, а не расходятся). Такие стрелки не управляют движением состава, их не требуется переводить и положение их клина обычно просто продавливается движущейся по ним колесной парой.

Ручной перевод стрелочного перевода — тяжелый, малопроизводительный и при интенсивном уличном движении до некоторой степени опасный труд.

Сейчас в Москве и других городах России перевод выполняется автоматически. Стрелка имеет электрифицированную систему управления с электромагнитным приводом. В стрелочной коробке находятся два соленоида. Они имеют фактически двойной сердечник, соединённый с тягой, которая, в свою очередь, соединена с перьями стрелки.

Работает система управления стрелкой от контактной сети трамвая напряжением 600 вольт. Один из электроприводов сериесный (последовательный), он включён в электрическую цепь последовательно цепи трамвайного вагона. Второй — шунтовой — включён в электрическую цепь параллельно. Сериесный привод устанавливается в коробке стрелки справа по ходу движения, а шунтовой — слева.

На контактном проводе в 16—18 метрах перед стрелкой находятся сериесные (последовательные) воздушные контакты, которые опускают токоприёмник трамвая, плавно отрывая его от контактного провода. В 25 метрах за стрелкой (на линиях, где ходят двух-трехвагонные сцепки или сочлененные вагоны большой длины, расстояние может быть увеличено до 50—70 метров), на одном уровне с контактным проводом параллельно ему установлены шунтовые воздушные контакты.

Если трамваю надо проследовать направо — водитель проводит его под сериесными воздушными контактами накатом, с выключенными двигателями. Так как сериесная цепь оказывается разомкнутой — стрелка остаётся в правом положении.

Если трамваю надо повернуть налево — водитель с помощью контроллера включает двигатели. Когда поезд проходит под сериесными контактами с включенными двигателями, возникает электрическая цепь «контактный провод — сериесный электропривод — сериесные воздушные контакты — токосъемник вагона — двигатели вагона — рельсы». При этом сериесный соленоид втягивает сердечник и переводит стрелку для левого направления движения.

В Барнауле и Бийске применяется другая система управления стрелками. Здесь стрелочные переводы оборудованы реверсивными мотор-редукторами. Управляются мотор-редукторы с использованием индукционной сигнальной системы. На вагонах установлены генераторы электрических колебаний с частотой 11 кГц и индукционные катушки, расположенные перед первой колесной парой. Перед стрелочным переводом в грунт вкопана петля из провода. При включении водителем генератора и при нахождении вагона в зоне стрелочного перевода в петле возникает индукционный ток, который обрабатывается автоматикой стрелки и включает мотор-редуктор для перевода перьев в другое направление. Естественно, такая система не может работать при движении вагона задним ходом.

В Екатеринбурге и Челябинске стрелочные переводы оборудованы единственным соленоидом. Механизм привода устроен так, что при срабатывании соленоида происходит перевод перьев в другое положение. При отключении соленоида обратного перевода не происходит. Таким образом, если нужно перевести стрелку, то при проезде сериесного контакта водитель должен ехать со включенным тяговыми двигателя. Если же стрелку переводить не нужно, то сериесный контакт проходится с выключенными тяговыми двигателями (накатом). Таким образом, перевод стрелки зависит от тока потребления трамваем во время прохождения сериесного контакта. Так же устроены управляемые стрелки в Саратове. Часть стрелок в Екатеринбурге оборудована электронной системой управления, связь с которой из вагона осуществляется по радиоканалу.

Монорельсовая стрелка (стрелочный перевод)

СтрелочникПравить

Рычаги и тяги управления ручного стрелочного перевода

Слово «стрелочник» и «стрелки» используются в некоторых фразеологизмах:

ЛитератураПравить

  • Учебный фильм «Стрелочный электропривод» (Петербургский государственный университет путей сообщения)
  • Учебный фильм «Устройство и содержание стрелочных переводов» (Корпоративный центр профессионального обучения персонала Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»)
  • Учебный фильм «Неисправности стрелочного перевода и их выявление» (Вологодский отдел Ярославского учебного центра Северной железной дороги ОАО «РЖД»)
  • Учебный фильм «Выключение стрелок ЭЦ с сохранением пользования сигналами»
  • Специальный репортаж: Железнодорожная автоматика (ОАО «РЖД»)

1. Содержание железнодорожной колеи по уровню

3. Содержание железнодорожной колеи по ширине

4. Требования по ширине земляного полотна, параметрам балластной призмы

5. Требования к элементам железнодорожного пути

Все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) по прочности, устойчивости и состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.

Ширина земляного полотна поверху на прямых участках железнодорожных путей должна соответствовать верхнему строению пути.

На существующих линиях до их реконструкции допускается ширина земляного полотна не менее:

— на однопутных линиях — 5,5 м, а в скальных и дренирующих грунтах не менее 5,0 м;

— на двухпутных линиях — 9,6 м. а в скальных и дренирующих грунтах не менее 9,1м.

Минимальная ширина обочины земляного полотна поверху должна быть 0,4 м с каждой стороны пути.

На железнодорожных путях необщего пользования:

— расстояние от оси железнодорожного пути до бровки отвала определяется в зависимости от высоты отвала, рода отвальных грунтов, типа и рода используемого железнодорожного подвижного состава и устанавливается владельцем железнодорожного пути необщего пользования;

— расстояние от подошвы развала до оси ближайшего железнодорожного пути определяется в зависимости от высоты откоса и категории грунта и должно быть не менее 2,5 м;

— расстояние от оси бровки уступа до оси железнодорожного пути при обработке уступов экскаваторами с верхней погрузкой должно быть не менее 2,5 м.

На кривых участках железнодорожного пути общего и необщего пользования радиусом менее 2000 м земляное полотно должно соответствовать нормам и правилам.

Для вновь строящихся железнодорожных линий и вторых железнодорожных путей, а также реконструируемых железнодорожных линий ширина земляного полотна поверху и параметры балластной призмы должны соответствовать требованиям норм и правил.

Бровка земляного полотна железнодорожного пути в местах разлива вод должна быть не менее чем на 0,5 м выше максимальной высоты наката волны при сильных ветрах.

Нормы и допуски содержания железнодорожной колеи по ширине и по уровню

Рис. 16 Ширина железнодорожной колеи

Номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках пути и на кривых радиусом 350 м и более — 1520 мм. Ширина колеи на более крутых кривых должна быть:

На участках железнодорожных линий и путях, где комплексная замена рельсошпальной решетки не производилась, допускается на прямых и кривых участках пути радиусом более 650 м номинальный размер ширины колеи — 1524 мм. При этом, на более крутых кривых ширина колеи принимается:

Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранения, на прямых и кривых участках пути не должны превышать по сужению — 4 мм, по уширению + 8 мм, а на участках, где установлены скорости движения 50 км/ч и менее — по сужению — 4 мм, по уширению + 10 мм. Запрещается эксплуатировать рельсовую колею шириной более 1548 мм и менее 1512 мм.

Верх головок рельсов обеих нитей пути на прямых участках должен быть в одном уровне. Разрешается на прямых участках пути содержать одну рельсовую нить на 6 мм выше другой.

Рис. 17 Содержание железнодорожной колеи по уровню на прямых участках

На кривых участках пути наружный рельс должен быть выше внутреннего в зависимости от радиуса кривой и скоростей движения по ней.

Примечание: Возвышение наружной нити рельсовой колеи на кривых участках пути производится для уменьшения негативного последствия действующих сил на подвижной состав с целью повышения его устойчивости и плавности хода.

Возвышение наружной рельсовой нити не должно превышать 150 мм. В необходимых случаях на кривых участках главного пути максимальное возвышение наружной рельсовой нити может допускаться с разрешения ОАО «РЖД» и более 150 мм.

Маркой крестовины стрелочного перевода называется отношение ширины сердечника крестовины (измеряемое в его корне) к длине сердечника. (Рис. 19).

Марка крестовины характеризует угол отклонения бокового пути от прямого.

Рис.19 Определение марки крестовины

Марки крестовин бывают:

1/9 — (Uгр≤40 км/ч; Uпас≤25 км/ч)

Допускаются марки крестовин:

Для приемо-отправочных путей грузового движения — не круче 1/9, а симметричные – не круче 1/6

Для прочих путей — не круче 1/8, а симметричные не круче 1/ 4,5

Исключение: На главных и приемо-отправочных пассажирских путях допускается марка 1/9 в трех случаях:

а) для перекрестного стрелочного перевода и одиночного, являющегося продолжением перекрестного (Рис. 20)

б) если пассажирские поезда проходят только по прямому пути стрелочного перевода (Рис.21)

в) Если замена стрелочного перевода марки 1/9 на стрелочный перевод марки 1/11 вызывает переустройство всей горловины станции.

На сегодняшний день стрелочные переводы разбиты на несколько видов. Кроме того, каждый из них имеет свою марку крестовины. Как определить, какой из них обладает тот или иной перевод? Все достаточно просто — марка представлена в виде дроби, и цифра, указанная в качестве числителя, — это ширина сердечника, а знаменатель — это его длина.

Описание стрелочных переводов

На сегодняшний день марка крестовины может указывать не только на длину и ширину его элементов, а еще и на величину угла, которая имеется между рабочими гранями сердечника. В настоящее время активно используются такие марки, как 1/9, 1/11, 1/6 и другие.

У работников железных дорог имеются правила технической эксплуатации (ПТЭ), в которых есть пункт, регламентирущий установку определенных переводов на путях разного типа. К примеру, марка крестовины на главных путях, а также на приемо-отправочных пассажирских не может быть более 1/11. Если перевод относится к перекрестному или же одиночному, следующему после перекрестного, то он не может быть круче, чем 1/9.

Если стрелочный перевод расположен на прямолинейном отрезке пути, то марка его крестовины держится в пределах 1/9. Если железнодорожные пути принадлежат к группе грузовых приемо-отправочных, то требуемые марки крестовин стрелочных переводов — 1/9, а если перевод симметричный, то не более 1/6. Все прочие пути при тех же условиях имеют маркировку крестовины 1/8 или же 1/4,5, если она принадлежит к группе симметричных.

Основные виды конструкции

Крестовина — это жесткая конструкция, которая может иметь подвижные или неподвижные элементы. На сегодняшний день наибольшую популярность приобрели крестовины последней разновидности. Основными рабочими деталями для таких изделий стал сердечник, имеющий рабочие грани, а также два усовика.

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

Марка крестовины, как уже говорилось, связана не только с параметрами ширины и длины, а еще и с углом между рабочими гранями. На территории Российской Федерации наиболее распространенными стали стрелочные переводы 1/9, 1/11, 1/18, 1/22.

Прямолинейная крестовина

У стрелочных переводов могут различаться рабочие грани. В зависимости от этого они могут быть прямолинейными или же криволинейными. Наибольшее распространение получили прямолинейные типы конструкций. Грани таких переводов прямые по обоим направлениям. Если с тем, как определить марку крестовины стрелочного перевода, все достаточно просто и понятно, то сразу определить положение граней очень сложно.

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

Основное отличие прямолинейных от других — это возможность использования одной и той же крестовины как правопутных, так и левопутных переводов. Также упомянутую крестовину можно эксплуатировать и в обыкновенном, и в симметричном типе перевода.

Крестовина криволинейного типа

Марка крестовины стрелочного перевода криволинейного типа отличается тем, что рабочая грань как сердечника, так и усовика имеет очертание кривой линии, откуда и пошло ее название. Здесь стоит отметить, что определенные преимущества у таких конструкций есть даже перед прямолинейными, а заключены они в том, что длина самого перевода уменьшается. Если же сохранить изначальную длину, то тогда появится возможность значительно увеличить радиус.

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

Применение крестовин данного типа распространено только на железнодорожных дорогах промышленного назначения. Однако у них имеется и ряд отрицательных сторон:

  • в плане изготовления они являются достаточно сложными;
  • использовать крестовину пологой марки можно лишь для направления в одну сторону, так как применять ее для перевода и в правую, и в левую сторону нельзя;
  • укладывать эту деталь в симметричный стрелочный перевод также не получится.

Крестовины могут отличаться не только гранями, но и конструкцией. Они могут быть трех видов — цельнолитые, сборно-рельсовые или сборные с литым сердечником.

Скоростные параметры

Самыми распространенными типами обыкновенного стрелочного перевода стали крестовины марки 1/18 и 1/22. Максимальная скорость передвижения по путям с такими переводами составляет 80 и 120 км/ч, соответственно. Что касается перемещения подвижного состава по переводам, марка крестовин которых 1/9 и 1/11, а путь принадлежит к прямому типу, то скорость здесь не может быть выше чем 100 и 120 км/ч. А на боковой части такого пути скорость не может превышать 40 км/ч.

Если марка крестовины стрелочного перевода 1/11, а сами рельсы типа Р65, то скорость может быть не больше 50 км/ч, при переводе же симметричного типа это значение может быть повышено до 70 км/ч.

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

Стоит отметить, что переводы могут быть еще и перекрестными. Чаще всего упомянутый стрелочный перевод выполнен под двойным углом с обыкновенными переводами. Если он располагается в горловине станции, к примеру, то маркировка крестовины будет 2/9. Для того чтобы увеличить скорость передвижения подвижного состава по боковым путям, необходимо изготавливать более пологие стрелки. На сегодняшний день наилучшим примером пологой крестовины является марка 1/65. Применяется такой перевод в высокоскоростной линии, позволяя перемещаться поезду со скоростью до 220 км/ч.

Крестовина с литым сердечником

В наши дни на территории Российской Федерации чаще всего применяется сборный тип с литой сердцевиной одностороннего типа. Отличительная особенность этих крестовин заключается в том, что здесь и сердечник, и изнашиваемая часть усовиков — это цельная конструкция литого типа. Как правило, в качестве исходного сырья для такой марки крестовин используют высокомарганцевую сталь. Усовики же изготавливаются из типовых рельсов, после чего к ним присоединяется сердечник.

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

Основное отличие такой конструкции от сборно-рельсовой, к примеру, заключается в том, что срок службы ее значительно больше, при том что количество деталей уменьшено. Хотя если сравнить с цельнолитыми, то связь всех элементов тут будет несколько хуже. Наибольшее распространение марки крестовин с литым сердечником получили в США.

Крестовина цельнолитого типа

Конструкция этой крестовины достаточно простая — она состоит из одной литой детали. Преимуществом стало то, что благодаря этому значительно увеличилась прочность детали, а также устойчивость. Однако при производстве приходится тратить гораздо больше металла.

На территории Российской Федерации данные конструкции нашли свое применение при стрелочных переводах с маркой крестовины 1/11. Тип самого перевода обычно Р65, а скорость перемещения подвижного состава в данном случае составляет 160 км/ч по прямому отрезку пути. При одинаковых условиях эксплуатации, если сравнивать со сборно-рельсовыми, к примеру, цельнолитые отличаются не только большей прочностью и устойчивостью, но и более длительным сроком службы. Кроме того, сама по себе крестовина содержит минимальное количество деталей.

Стоит также вспомнить и о такой существующей разновидности, как скоростная цельнолитая крестовина. Она отличается тем, что обладает полным сечением с диафрагмой жесткости. Для того чтобы колеса подвижного состава могли более плавно переходить по крестовине, поперечный профиль усиков имеет два участка. Маркировка конструкции в данном случае — 1/20 по внешнему уклону и 1/7 по внутреннему. Среди жестких крестовин цельнолитые считаются наиболее качественными экземплярами.

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

Сборно-рельсовые

Сердечник таких крестовин состоит из двух отдельных частей, которые пристроганы друг к другу. Этими частями стали отрезки рельсов, которые соединяются между собой. В комплект названной конструкции также входят вкладыши усовики и определенное количество болтов, необходимое для сборки.

Они полностью собираются из частей рельсов и на данный момент на территории Российской Федерации не выпускаются. У этого типа достаточно много недостатков, среди которых основные — это большое количество сборных деталей и малая связь между ними, из-за чего различные дефекты у сборно-рельсовых крестовин проявляются гораздо быстрее, чем у других типов.

Типы переводов по направлению

В настоящее время используются самые различные стрелочные переводы, которые позволяют направлять подвижной состав:

  • Наиболее простой тип среди них — это одиночный стрелочный. Он позволяет разделить один путь на два разных. Следующий тип конфигурации — это обыкновенный или, как его еще называют, прямолинейный. Установка такой крестовины указывает на то, что одно из направлений полностью прямолинейное.
  • Следующий тип — это симметричные. Чаще всего такой тип конструкции используется в наиболее стесненных условиях. Особенность здесь заключается в том, что оба его направления отклоняются на один и тот же угол в разные стороны. За счет такого отклонения удается достичь того, что длина стрелочного перевода минимальна. Используются данные переводы как двойные. В данном случае здесь в конструкции тесно соединены две стрелки, и один путь можно разделить не на два, а сразу на три направления. Перекрестные стрелочные переводы предназначены для того, чтобы размещать их в местах пересечения под углом.

Крестовина с подвижным усовиком

На сегодняшний день самыми распространенными стали крестовины с подвижным усовиком и с подвижным сердечником. Применение первых из них наиболее распространено в тех стрелочных переводах, которые наиболее активно используются в съездах в одном направлении. Кроме того, они отлично подходят для применения в переводах на высокоскоростных путях. Когда сердечник прижимается к усовику из-за воздействия одной или двух пружин, то мертвое пространство внутри закрывается. Это создает рельсовый путь непрерывного типа, который позволяет проходить такой отрезок пути на достаточно высокой скорости.

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

Если подвижной состав движется в противоположную сторону, то усовик будет отжиматься гребнями колес. И в данном случае может возникать удар поверхностью колеса о сердцевину сердечника. Для того чтобы избежать такой проблемы, в крестовине этого типа нужно несколько снизить уровень расположения сердечника, по отношению к его усикам. Хотя можно сделать и наоборот — поднять усовики над сердечником.

Подвижной сердечник

На территории Российской Федерации занимаются производством двух несколько разных типов конструкции с подвижным сердечником. У первого типа он состоит из специальных остряковых рельс. Кроме того, у него достаточно гибкие ветви. Установка таких крестовин необходима на путях, где нужно реализовать скорость передвижения до 200 км/ч или даже больше. Второй тип названной конструкции состоит из подвижного сердечника поворотного сборного типа.

Крестовины, обладающие подвижным сердечником, отличаются определенными преимуществами. Речь идет о том, что наличие гибких ветвей позволяет создать непрерывную рельсовую колею. Наличие же такой колеи позволяет подвижному составу поддерживать свою скорость на том же уровне, который наблюдается на перегоне. Важно отметить, что в таком случае нет необходимости и в монтаже контррельсов, а срок службы подвижного сердечника при этом примерно в 4-5 раз больше, чем у неподвижного.

Недостатком можно считать то, что необходимо устанавливать дополнительные поворотные механизмы, которые будут обеспечивать движение сердечника. Отдельно можно сказать о марке крестовины кардана. Изготавливается она из стали марки 20Х.

Контррельсы

Отдельно стоит сказать о контррельсах. Их основная задача в стрелочном переводе — это направление колес подвижного состава в нужный желоб. Изготавливают их так же, как и большинство других деталей из обычных путевых рельсов. Однако в некоторых случаях их можно создавать еще и из рельсов со специальным профилем. Чаще всего контррельсы располагаются на общих путевых подкладках. В качестве соединения используются болты.

Стрелочный перевод – это устройство, предназначенное для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Другими словами, стрелочный перевод позволяет подвижному составу переходить с главного пути на одну из двух (или более) веток.

Обыкновенный стрелочный перевод состоит из четырех частей:

1. Стрелка (остряка, рамные рельсы и переводной механизм с тягами)

2. Соединительная часть

3. Крестовина (сердечник, усовики и контррельсы)

4. Комплект переводных брусьев

Стрелочные переводы на железнодорожных путях общего пользования должны иметь крестовины следующих марок:

на главных и приемо-отправочных железнодорожных путях, по которым происходит движение пассажирских поездов, — не круче 1/11, а перекрестные переводы и одиночные, являющиеся продолжением перекрестных, — не круче 1/9; стрелочные переводы, по которым пассажирские поезда проходят только по прямому пути перевода, могут иметь крестовины марки 1/9. Допускается отклонение движения пассажирских поездов на боковой путь по стрелочным переводам марки 1/9, если замена таких переводов на марку 1/11 вызывает переустройство стрелочных горловин, осуществить которое в данное время не представляется возможным;

на приемо-отправочных железнодорожных путях грузового движения — не круче 1/9, симметричных крестовин — не круче 1/6;

на прочих железнодорожных путях — не круче 1/8, симметричных крестовин — не круче 1/4,5.

На железнодорожных путях необщего пользования допускается использование стрелочных переводов с крестовинами следующих марок:

на главных и приемо-отправочных железнодорожных путях — не круче 1/9, симметричных крестовин — не круче 1/6;

на прочих железнодорожных путях — не круче 1/7, симметричных крестовин — не круче 1/4,5;

на подгорочных железнодорожных путях — не круче 1/9, симметричных — не круче 1/6.

Перед остряками всех противошерстных стрелочных переводов на главных железнодорожных путях общего пользования должны быть уложены отбойные брусья.

Применение вновь перекрестных стрелочных переводов и глухих пересечений допускается с разрешения, соответственно, владельца инфраструктуры, владельца железнодорожных путей необщего пользования.

По марке крестовины

Все
стрелочные переводы в пути железнодорожного
типа в России и странах бывшего СССР
принято характеризовать маркой крестовины
– натуральной дробью, численно равной
тангенсу угла, под которым в крестовине
пересекаются пути. Например: 1/9 или 1/11.

В
других странах практикуется указание
самого угла, например, в градусах.

Среди
обыкновенных прямолинейных стрелочных
переводов в странах бывшего СССР наиболее
типичны и распространены переводы с
маркой крестовины 1/11 и 1/9, допускающие
соответственно скорости движения по
отклонению до 50 и 40 км/ч для грузовых
поездов, и до 50 и 25 км/ч для пассажирских
поездов, радиусы их переводных кривых
соответственно довольно близки к
значениям 300 и 200 м соответственно.
Перекрёстные стрелочные переводы, как
правило, выполняются под двойным углом
крестовины обыкновенных переводов в
горловине станции, например, 2/9 при
обыкновенных переводах с крестовинами
1/9. (2/9 здесь означает фактически удвоенный
угол с тангенсом 1/9, а не угол с тангенсом
2/9). Для симметричных стрелочных переводов
типичны, например, крестовины марки
1/6. Существуют обыкновенные стрелочные
переводы с крестовиной марки 1/18 и 1/22,
допускающие движение по отклонению со
скоростями соотв. 80 км/ч и 120 км/ч.

По конструкции привода

Перевод
стрелок может осуществляться вручную,
с помощью так называемого стрелочного
станка, представляющего собой систему
рычагов и тяг, установленных в
непосредственной близости от стрелочного
перевода.

В
прежние годы на крупных станциях иногда
применялось дистанционное управление
несколькими стрелками с одного стрелочного
поста, посредством системы тросов и
тяг. Из-за низкой надёжности и частых
нарушений правильного функционирования
такого привода, например, в случае
растяжения тросов или их обмерзания в
зимнее время, повсеместного применения
такой привод не получил и, как правило,
со временем был заменён электрическим.

В
настоящее время стрелочные переводы с
ручным приводом применяются лишь на
станциях малодеятельных участков
железных дорог, на деповских путях и на
подъездных путях промышленных предприятий,
то есть в тех случаях, когда общее
количество стрелок на станции не велико
и не требуется их частый перевод.

На
железнодорожных станциях с большим
пассажиро- и грузопотоком применяются
стрелочные переводы с электрическим
приводом. Управление такими стрелками
осуществляется дистанционно, с поста
электрической централизации станции.

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

Рис.
3.3.3. Разбивка обыкновенного одиночного
стрелочного перевода по элементам.

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

Рис.
3.3.4. Разбивка симметричного стрелочного
перевода по элементам.

Основные
размеры обыкновенных одиночных стрелочных
переводов.

Все стрелочные переводы в пути железнодорожного типа принято характеризовать маркой крестовины, которая представляет собой отношение в виде дроби, числителем которой выступает ширина сердечника, а знаменателем его длина (также, величину угла между рабочими гранями сердечника выражают в градусах), применяются стрелочные переводы с марками крестовин симметричные переводы с марками крестовин 1/9, 1/11, 1/6 и др.

Стрелочные переводы должны иметь крестовины следующих марок (согласно ПТЭ п. 3.14):

-на главных и приёмо-отправочных пассажирских путях – не круче 1/11, а перекрёстные переводы и одиночные, являющиеся продолжением перекрёстных, — не круче 1/9;

на приёмо-отправочных путях грузового движения – не круче 1/9, а симметричные – не круче 1/6;

на прочих путях – не круче 1/8, а симметричные – не круче 1 / 4,5.

— одиночные стрелочные переводы — один путь разделяется на два:

— обыкновенные (прямолинейные) — одно из направлений полностью прямолинейно.

— симметричные — оба направления отклоняются одинаковыми радиусами на одинаковый угол в разные стороны, за счёт чего длина стрелочного перевода минимальна при заданном минимальном радиусе кривой. Такие стрелочные переводы часто применяются в стеснённых условиях.

— несимметричные одно- и разносторонние.

— двойные стрелочные переводы — в них тесно соседствуют 2 стрелки и один путь разветвляется на три:

— симметричные — два направления отклоняются одинаковыми радиусами на одинаковый угол в разные стороны, а третье направление прямолинейно. Такие стрелочные переводы называются «тройниками».

— перекрёстные стрелочные переводы — располагаются в месте пересечения под углом двух путей:

— сбрасывающая стрелка в нормальном положении (то есть по умолчанию) направлена на сброс («в никуда»), чтобы остановить случайно ушедший подвижной состав(вагон, локомотив). Только когда диспетчер готовит маршрут отправления (прибытия) поезда, сбрасывающая стрелка переводится, замыкая путь. Разновидность сбрасывающей стрелки — сбрасывающий остряк — установленный на пути один остряк.

Наибольшее распространение получили одиночные обыкновенные стрелочные переводы, в отдельных случаях укладываются двойные перекрёстные стрелочные переводы. Все остальные виды особого распространения не получили ввиду сложности устройства и эксплуатации.

Измерение параметров стрелки.

Марки
крестовины
– это отношение ширины сердечника
крестовины к его длине до математического
центра (тангенс угла крестовины).

Угол
крестовины

угол пересечения боковых граней
сердечника.

Математический
центр

точка пересечения рабочих граней
сердечника крестовины.

  • на
    главных и
    приемо-отправочных путях пассажирского
    движения не круче 1/11,
    а перекрестные переводы и одиночные
    являющиеся продолжением перекрестных
    – не круче 1/9;
  • на
    грузовых движении
    не круче 1/9,
    а симметричные
    не круче 1/6;

Неисправности, с которыми запрещается эксплуатация стрелочного перевода.

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

  • Рамные
    рельсы
    – рельсы, к которым прижимаются остряки.
    При помощи остряков изменяют направление
    движения подвижного состава и имеют
    специальный профиль для плавного
    перекатывания колес подвижного состава
    с рамного рельса на остряк.
  • Остряки
    соединяют
    между собой соединительными тягами,
    число которых зависит от длины остряков.
    Они предназначены для изменения
    направления движения подвижного
    состава. Изготавливаются из рельсов
    специального профиля.
  • Крестовина

    обеспечивает проход гребней колес
    подвижного состава в местах пересечения
    рельсовой нити одного пути с рельсовой
    нитью другого, состоит из сердечника
    крестовины и усовиков.
  • Контррельс

    направляет гребни колес в соответствующий
    желоб крестовины, позволяя пройти
    вредное пространство, т.е. расстояние
    от горла крестовины до острия сердечника.
    Горло крестовины – это узкое пространство
    между рабочими гранями усовиков в месте
    их изгиба.
  • Стрелочные
    брусья –
    предназначены
    для соединения металлических частей
    стрелочных переводов, обеспечения
    необходимой жесткости, горизонтальной
    и вертикальной устойчивости стрелочного
    перевода.

Перечень неисправностей и отступлений стрелочных переводов и пути, при выявлении которых движение закрывается или ограничивается скорость движения

Запрещается
эксплуатировать стрелочные переводы
и глухие пересечения, у которых имеется
хотя бы одна из следующих неисправностей:

(Схема расположения неисправностей на стрелочном переводе)

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

1
(2)

Разъединение
стрелочных остряков и подвижных
сердечников крестовин с тягами;

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

3
— Отставание
остряка от рамного рельса, подвижного
сердечника крестовины от усовика на 4
мм и более, измеряемое у остряка и
сердечника тупой крестовины против
первой тяги, у сердечника острой
крестовины — в острие сердечника

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

4
— Выкрашивание
остряка или подвижного сердечника, при
котором создается опасность набегания
гребня, и во всех случаях выкрашивание
длиной:

  • на
    главных путях — 200 мм и более,
  • на
    приемо-отправочных путях — 300 мм и
    более,
  • на
    прочих станционных путях — 400 мм и
    более;

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

5
— Понижение
остряка против рамного рельса и подвижного
сердечника против усовика на 2 мм и
более, измеряемое в сечении, где ширина
головки остряка или подвижного сердечника
поверху 50 мм и более;

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

6
— Расстояние
между рабочей гранью сердечника
крестовины и рабочей гранью головки
контррельса менее 1472 мм ; Расстояние
между рабочими гранями головки контррельса
и усовика более 1435 мм;

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

7
— Излом
остряка или рамного рельса;

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

8
— Излом
крестовины (сердечника, усовика или
контррельса);

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

9
— Разрыв
одного контррельсового болта в
одноболтовом

или обоих в двухболтовом
вкладыше;

Стрелочные переводы и их маркировка и требования ПТЭ к разрешенным маркировкам стрелочных переводов на путях различного назначения

Необходимо
предупреждать возникновение и развитие
следующих неисправностей:

  • неравномерность
    подбивки брусьев, особенно под стрелкой
    и крестовиной;
  • нарушение
    в отводах подуклонки рельсов, вследствие
    чего рельсы скручиваются;
  • выплески,
    разжижения балластного слоя, резких
    отступлений по уровню;
  • укладку
    нетиповых скреплений под крестовиной;
  • нарушение
    в размерах поперечного сечения балластной
    призмы.
Оцените статью
Маркировка-Про