ГОСТ Р МЭК 60095-2-2023 Батареи стартерные свинцово-кислотные. Часть 2. Батареи для легковых пассажирских и легких грузовых транспортных средств. Маркировка и размеры
Автомобильная аккумуляторная батарея несет в себе функцию основного и вспомогательного источника энергии. Без нее максимально затруднен старт двигателя и невозможно питание бортовой сети при выключенном ДВС. Качественная и сбалансированная АКБ обязательно сочетает высокие пусковые токи и большую емкость. Такой набор характеристик позволяет стартеру эффективно проворачивать маховик с поршнями под давлением 10-12 атмосфер и длительное время отдавать электричество со стабильным номинальным напряжением под динамичной нагрузкой.
Сейчас можно купить аккумулятор для авто с доставкой по адресу или на условиях самовывоза. Но при этом проблемы выбора никуда не уходят, если не понимать особенности маркировки, конструкции корпуса и внутреннего устройства.
2. Устройство и электрохимические типы
3. Деление по типам
4. Типы корпусов – Азия, Европа, Америка
5. Монтажное расположение клемм
6. Диаметр подключения
- Диаметр подключения
- Типоразмер
- Маркировка
- Типы корпусов – Азия, Европа, Америка
- Деление по типам
- Батареи стартерные свинцово-кислотные. Часть 2. Батареи для легковых пассажирских и легких грузовых транспортных средств. Маркировка и размеры
- 1 Область применения
- Скачать ГОСТ Р МЭК 60095-2-2023
- Объявления по теме
- Аккумулятор GS 7. 2-12
- Аккумуляторы Fiamm 12FGL100
- Аккумулятор Coslight 6-GFM-100X
- Устройство и электрохимические типы
- Маркировка кислотных аккумуляторов
- Монтажное расположение клемм
Диаметр подключения
Самое важное отличие, которое сильно влияет на возможности эксплуатации. В зависимости от типа корпуса выводные клеммы различаются по штатной форме и диаметру:
Применение на одном АКБ клемм с разным сечением нивелирует риск ошибки с выбором «плюса» и «минуса» при подключении питания стартера и бортовой сети автомобиля.
Типоразмер
Корпусы Европа и Америка имеют идентичные габариты. Например, у батарей емкостью 60 Ач общая высота 17,5-19 см. У азиатских этот показатель чуть больше (до 22 см) за счет верхнего расположения электродов. Именно поэтому важно корректно анализировать возможности посадочного места под капотом, чтобы надежно закрепить АКБ прижимной планкой и избежать случайного касания токоотводами металлических частей кузова.
Более 95% штатных батарей на автомобилях с ДВС – свинцово-кислотные АКБ различных модификаций, которые не обладают эффектом памяти и отличаются максимальным временем удержания заряда. Чтобы улучшить эксплуатационные характеристики (стойкость к вибрациям, срок службы, высокие стартовые токи), применяют специальные технологии поддержки электрохимической реакции и упрочнения конструкции пластин. Батареи AGM способны эффективно функционировать под любым углом установки. Мокрые модели Ca+Ca и HIBRID обладают сниженным саморазрядом и электролизом воды, стойкостью к коррозионным процессам и осыпанию активной массы электродов.
Аккумуляторы в корпусе Азия, Европа или Америка – взаимозаменяемы при условии, что стандартизированы по единой системе (EN, DIN, SAE). В противном случае необходимо воспользоваться переходной таблицей для корректного определения подходящих стартерных токов. Могут возникнуть также сложности из-за различий в диаметрах выводных клемм. При выборе достаточной емкости АКБ можно ориентироваться на объем двигателя:
Но лучше всегда брать батарею с запасом 5-15Ач для достаточного резерва питания в холодную погоду и при увеличении потребителей бортовой сети.
Чтобы купить качественную АКБ Banner, Bosch, Hankook, не нужно дожидаться сомнительных акций и распродаж залежалого товара. Всегда можно дорого сдать автомобильный аккумулятор в Москве и компенсировать значительную часть стоимости новой батареи с хорошей датой выпуска и гарантией качества от производителя.
Маркировка
Нюансы символьных обозначений на АКБ зависят от используемой методологии. Чаще всего это европейский стандарт ETN (European Type Number), который официально сокращен в надписях до двух букв «EN». Сама маркировка состоит из 9-значного числа, разделенного на четыре зоны, последовательно указывающие на диапазон и фактическую емкость, конструктивное исполнение и 10% тока «холодной прокрутки».
Жесткая конкуренция на рынке привела к тому, что производители стараются упростить для потребителей процедуру подбора оптимальной батареи и дублируют информацию на корпусе в более понятной форме. Например, австрийский авто аккумулятор Banner дополнен наклейкой, на которой четко прописаны основные характеристики – рабочее напряжение (V), емкость в амперо-часах (Ah), сила стартерного тока в амперах (A).
На корпусе возле клеммы выбиты четыре буквы, позволяющие узнать дату выпуска. Первые две указывают на порядковую неделю, последние – на год. Чтобы перевести буквенные обозначения в цифры, следует использовать специальную таблицу.
Если на корпусе указано EBBF – это 41-я неделя (начало октября) 2015 года, СGBI – 26-я неделя (конец июня) 2018 г.
На батарее может присутствовать также отечественная (по ГОСТ Р 53165-2008), немецкая (DIN), американская (SAE) маркировка. Между ними существуют различия в трактовке величины пусковых токов. Не зная нюансов, достаточно сложно, к примеру, купить авто аккумулятор Bosch для корректной замены штатной АКБ Exide на «Форде», «Вольво» или «Хонде». (см. таблицу).
Отмененный отечественный стандарт ГОСТ 959-91 соответствовал DIN. Действующий ГОСТ Р 53165-2008 ориентирован на международные нормы IEC 60095-1:2006.
Типы корпусов – Азия, Европа, Америка
Среди автомобилистов распространенно заблуждение, что аккумулятор с жидко-абсорбированным электролитом (AGM) и его гелиевый аналог (GEL) – это однотипные АКБ с идентичными технико-эксплуатационными свойствами. Это не так! Второе ошибочное мнение – азиатские батареи отличаются от европейских и американских полярностью за счет левой «плюсовой» клеммы.
У всех серьезных производителей независимо от «географии» в модельном ряду присутствуют АКБ с обратной («0») и прямой («1») полярностью для максимально широкого охвата профильного рынка. Реальные же различия имеют только конструктивную основу и не связаны с направлением электрохимических процессов внутри батареи.
Деление по типам
Свинцово-кислотный автомобильный аккумулятор выпускают в различных модификациях, которые отличаются по физико-химическому состоянию электролита, составу и толщине пластин. Принято выделять:
Гелевые АКБ (GEL) с загущенно-твердым электролитом практически не выпускают в стартерной модификации из-за низких пусковых токов, в основном являются тяговыми источниками энергии для машин и устройств с приводным электродвигателем. Батареи EBF и AGM, например, аккумуляторы для автомобиля Hankook (производитель AtlasBX Co. Ltd Южная Юкерая), адаптированы под систему «старт-стоп», устойчивы к глубокому разряду и низким температурам. Кальциевые модели чувствительны к потере заряда, но генерируют максимально высокие пусковые токи и не допускают самопроизвольной утечки емкости. Гибриды сочетают положительные стороны всех технологий, но не поддерживают режим «старт-стоп» и достаточно интенсивно саморазряжаются.
Батареи стартерные свинцово-кислотные. Часть 2. Батареи для легковых пассажирских и легких грузовых транспортных средств. Маркировка и размеры
1. ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока «РУСБАТ» (Ассоциация «РУСБАТ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4, и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский институт стандартизации» (ФГБУ «Институт стандартизации»).
2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 «Аккумуляторы и батареи».
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 апреля 2023 г. № 280-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 60095-2:2021 «Батареи стартерные свинцово-кислотные. Часть 2. Размеры батарей и размеры и маркировка выводов» (IEC 60095-2:2021 «Lead-acid starter batteries — Part 2: Dimensions of batteries and dimensions and marking of terminals», IDT).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.
Дополнительные сноски в тексте стандарта, выделенные курсивом, приведены для пояснения текста оригинала.
5. ВЗАМЕН ГОСТ Р МЭК 60095-2-2010
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на свинцово-кислотные аккумуляторные батареи (далее — батареи) с номинальным напряжением 12 В, применяемые как источник энергии для запуска двигателя внутреннего сгорания, электропитания световых приборов, системы зажигания и вспомогательного электрического оборудования пассажирских легковых и легких грузовых транспортных средств (далее — ТС).
Батареи, соответствующие настоящему стандарту, крепят к ТС посредством бортиков, расположенных на батарее, или крепежного устройства, фиксирующего батарею за выделенные для этого зоны на крышке.
В настоящем стандарте установлены размеры батарей для ТС, изготавливаемых для использования в странах Европы, Восточной Азии и Северной Америки.
Скачать ГОСТ Р МЭК 60095-2-2023
Новостной канал Элек.ру в Телеграм
Актуальные новости, обзоры и публикации портала в удобном формате.
Публикации по теме
Новости по теме
Объявления по теме
Компания ЭЛМИКС поставляет аккумуляторные батареи свинцово-кислотные MNB.
Герметизированная не обслуживаемая аккумуляторная батарея. Произведенная по технологии AGM. Срок службы: 10-12 лет.
Напряжение, В: 12
Емкость, Ач: 100
Вес, кг: 30,80
Тип клеммы: B5(M6)
Длина: 330
Ширина: 173
Высота: 217
Аккумулятор GS 7. 2-12
Полная линейка ёмкостей аккумуляторов GENERAL SECURITY (Китай).
Герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторы GENERAL SECURITY (Sealed Lead Acid Battery = SLA battery) технологии AGM (Adsorbtion Glass Mat) предназначены для широкого использования в качестве источника электропитания как в портативных устройствах и приборах, так и в стационарных системах различного назначения.
Аккумуляторы Fiamm 12FGL100
Компания ЭЛМИКС поставляет герметичные, необслуживаемые аккумуляторные батареи:
Fiamm FG: FG27004, FG2A007, FG2M009, FG2F009, FG24204, FG26504.
Fiamm FGH: FGH20902, FGH21202.
Fiamm FGHL20902.
Fiamm FLB: 12 FLB 280, 12 FLB 200, 12 FLB 400, 12 FLB 350, 12 FLB 250.
Fiamm XLB: 12XLB 490, 12 XLB 420.
Fiamm UMBT: 12 UMTB 105, 12 UMTB 92, 12 UMTB 100 S, 12 UMTB 60.
Fiamm SLA: 6 SLA 180, 6 SLA 160, 2 SLA 500.
Гарантия на все товары. Наличие на складе в Москве. Отгрузка в кратчайшие сроки. Доставка. Будем рады сотрудничать с Вами!
Доп. информация на нашем сайте.
Аккумулятор Coslight 6-GFM-100X
Компания ЭЛМИКС поставляет герметичные, необслуживаемые аккумуляторные батареи:
Coslight GFM: 6-GFM-200c, 6-GFM-100c, 6-GFM-150c, 6-GFM-65c, 6-GFM-38c,
Coslight GFMG: GFMG-420, GFMG-490, GFMG-1000,
Coslight GFMX: 6-GFM-200X, 6-GFM-100X, 6-GFM-65X, 6-GFM-38X, 6-GFM-120X, 6-GFM-150X.
Также реализуем аккумуляторы других популярных марок, стабилизаторы, источники бесперебойного питания, инверторы, электрогенераторы, зарядные устройства и тестеры, аккумуляторные стеллажи и шкафы.
Гарантия на все товары.
Отгрузка в кратчайшие сроки.
Доставка по Москве, отгрузка по России и в страны СНГ осуществляется с помощью транспортных компаний: железнодорожным или автотранспортом, либо любым другим удобным для Вас способом.
Будем рады сотрудничать с Вами!
Устройство и электрохимические типы
Главный принцип работы АКБ – постоянная химическая реакция для накопления, отдачи и восстановления электрического тока. Наиболее популярная и востребованная схема – погруженные в водный раствор серной кислоты (электролит) металлические пластины, изготовленные из губчатого свинца (Pb) и его диоксида (PbO2).
Они чередуются и физически разделены сепараторными перегородками. Диоксид свинца обладает сильными окислительными свойствами, изначально несет положительный заряд (анод) и обеспечивает стабильную отдачу энергии под нагрузкой. Отрицательно заряженный свинцовый электрод (катод) поддерживает общую реакцию электролитического растворения металлов и способствует эффективному восстановлению емкости при подключении зарядного тока.
Важно знать, что стандартная автомобильная батарея на 12В – это комплектное устройство, которое состоит из 6 самодостаточных аккумуляторов по 2В («банок»), которые последовательно соединены в единую энергосистему для получения суммарного напряжения. Выход из строя одного элемента нарушает общую работоспособность.
Обслуживаемые модели дополнены крышками на каждой банке для контроля уровня электролита и долива воды. Малообслуживаемые изготовлены по технологиям SMF (герметично запечатанный) и VRLA (клапан для стравливания избыточного давления).
Маркировка кислотных аккумуляторов
Стационарные кислотные аккумуляторы имеют следующую маркировку: С-1, С-2, СК-3, СК-10 и.т.п. Буквы и цифры маркировки обозначают:
С – стеклянный корпус аккумулятора
К – допускается разряд большими токами (короткий разряд)
1,2,3 – индекс условной емкости. Чтобы получить истинную емкость, нужно индекс умножить на 36 А.Ч. Например, электрическая емкость Q аккумулятора С-3 имеет величину: Q= 3∙36 = 108 А.Ч.
Маркировка стартерных кислотных батарей включает следующие обозначения:
— цифры, стоящие впереди обозначения указывают количество последовательно соединенных аккумуляторных батарей;
— буквы СТ указывают на назначение батареи (стартерная);
— буквы ТСТ обозначают стартерные батареи для машин тяжелой службы (тракторные агрегаты и т.п);
— число после дефиса указывает номинальную емкость аккумулятора в ампер-часах при 20-ти часовом режиме разряда;
— буквы после дефиса и числа в условном обозначении указывают:
· первая буква определяет материал, из которого сделан моноблок батареи (П– пластмасса асфальтопековая,
Э– эбонит, Т – термопласт;
· следующие буквы обозначают материал, из которого сделаны сепараторы (при этом одна буква обозначает, что сепараторы сделаны из одного материала): М – мипласт, С – стекловолокно, Р – мипор. Применение двойных сепараторов отмечается буквами: МС – мипласт и стекловолокно, РС – мипор и стекловолокно.
Например, условное обозначение 6СТ-75ЭМСуказывает, что стартерная батарея (СТ), состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (цифра 6 перед буквами СТ) номинальной емкостью 75 А.Ч,
в моноблоке из эбонита (Э), с сепараторами из мипласта и стекловолокна.
Заряд аккумуляторов.30 мин.
Электролит кислотных аккумуляторов.
Электролитом кислотных аккумуляторов служит раствор серной кислоты H2SO4.
В зависимости от температурных условий эксплуатации и технических условий, предъявляемых к аккумуляторам, применяются электролиты различной плотности.
Для приготовления электролита используется кислота, не имеющая примесей и поставляемая в концентрированном виде с плотностью 1.83-1.84 г/см3. Техническую серную кислоту использовать запрещается.
Процесс приготовления электролита сводится к вливанию концентрированной серной кислоты в дистиллированную воду. Вливать воду в кислоту категорически запрещается.
Электролит приготавливается в стойкой против действия серной кислоты посуде: керамической, эбонитовой, фаянсовой, свинцовой, соблюдая при этом особую осторожность и правила безопасности указанные в п.2.8. Применение железной, цинковой, медной или стеклянной посуды категорически воспрещается.
Техника безопасности при работе со щелочными аккумуляторами.
К работе с аккумуляторами допускаются лица, изучившие правила техники безопасности и сдавшие зачет.
Все работы со щелочью и аккумуляторами производится в специальной защитной одежде (устойчивой к щелочи), резиновых сапогах, прорезиненных фартуках, резиновых перчатках и очках. Твердая щелочь и электролит разъедают кожу, одежду, обувь.
При обращении со щелочью, приготовлении электролита и заливке аккумуляторных батарей необходимо соблюдать следующие правила:
— при дроблении, разведении и разбавлении щелочи необходимо защищать глаза, кожу и одежду от попадания твердой щелочи и раствора;
— При составлении электролитов сначала налить в бак (сосуд) воду, а затем постепенно вливать (всыпать) щелочь. Лить воду в твердую или жидкую щелочь категорически запрещается;
— Для приготовления электролита использовать только щелочестойкие емкости. Использовать медную, оцинкованную, луженую алюминиевую, свинцовую и керамическую посуду запрещается;
— На всех сосудах со щелочью электролитом и нейтрализующим раствором должны быть четкие надписи;
— При всех операциях по проверке уровня и плотности электролита следует соблюдать осторожность и не проливать электролит;
— На рабочем месте аккумуляторщика всегда должны находиться сосуд с нейтрализующим веществом (2 – 3% растровом борной кислоты), чистая вода и бинт;
— При попадании электролита на кожу или одежду немедленно обработать поврежденный участок нейтрализующим раствором, а затем промыть большим количеством (струей) воды;
— Категорически запрещается хранение, прием пищи и питьевой воды в аккумуляторных помещениях.
Техника безопасности при заряде аккумуляторных батарей.
1)Помещение для заряда аккумуляторных батарей должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей 6 – 8 кратный обмен воздуха в час. Вентиляция должна включаться перед началом заряда батарей и отключаться не менее чем через 1.5 часа после его окончания. Обслуживание зарядных станций, выпрямителей, выпрямителей и аккумуляторов должно производиться подготовленным личным составом с квалифицированной группой по правилам и мерам безопасности не ниже III.
2) При осмотре аккумуляторных батарей во время обслуживания запрещается пользоваться открытым огнем (спичками, свечами, и т.п.) во избежание взрыва гремучего газа, скопившегося внутри аккумуляторов. Для осмотра разрешается пользоваться только электрическими переносными лампами безопасного напряжения 12 или 24 вольт.
3) Перед постановкой аккумуляторных батарей на заряд необходимо вывернуть пробки, чтобы не допустить скопления внутри аккумуляторов большого скопления гремучего газа. Аккумуляторные батареи, подготовленные к заряду, должны соединяться посредством плотно прилегающих зажимов или наконечников, обеспечивающих надежный электрический контакт и исключающий возможность искрения.
4) Заряжать аккумуляторные батареи необходимо на стеллажах или в специально оборудованных шкафах, оборудованных вытяжной вентиляцией, отсасывающей взрывоопасные газы.
5) Во время заряда нельзя наклоняться к батареям во избежание ожогов лица и глаз брызгами электролита.
6) Категорически запрещается проводить заряд кислотных и щелочных аккумуляторов в одном помещении.
7) Подсоединить и отсоединять аккумуляторные батареи при заряде разрешается только после отключения от зарядной сети.
8) В помещении для заряда аккумуляторных батарей запрещается курить и пользоваться открытым огнем. Категорически запрещается проверять состояние батарей коротким замыканием “на искру”.
9) Запрещается ремонт зарядного устройства, не отключив его предварительно от сети.
10) Помещение аккумуляторной должно быть всегда заперто. Допуск в помещение, порядок хранения и выдача ключей определяется инструкцией.
Эта страница нарушает авторские права
allrefrs.ru — 2023 год. Все права принадлежат их авторам!
Монтажное расположение клемм
Выводные электроды на аккумуляторе европейского типа утоплены в специальных нишах крышки. Это позволяет подключить клеммы заподлицо с верхней плоскостью АКБ, не допуская искусственного прироста монтажной высоты.
Аккумуляторы с корпусом Азия имеют токоотводы в виде торчащих рожек, которые установлены сверху на ровной крышке.
АКБ американского типа отличаются фронтальным (боковым) размещением выводных электродов. Часто можно встретить комбинированные «американо-азиатские» модели с дополнительной парой токоотводов на крышке.