Требований к маркировке упаковке товара и продукции

Требований к маркировке упаковке товара и продукции Маркировка

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96.

Требование к таре и упаковке закупаемых товаров

Толстобоков Олег Николаевич,

кандидат технических наук, эксперт по

государственных и общественных закупок

К числу важнейших потребительских свойств любого товара относят тару, упаковку и фасовку.

В ст. 33 Закона № 44-ФЗ не указана обязанность заказчика устанавливать требования к маркировке и упаковке закупаемых товаров. Вместе с тем при указании в описаниях объектов закупок конкретных требований к таре и упаковке, нередкими являются случаи подачи жалоб от участников на неправомерность действий организаторов закупок.

Автор статьи анализирует практику контроля центрального аппарата ФАС России при указании в техническом задании закупочной документации требований заказчиков в части упаковки и расфасовки.

Напомним, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Ряд участников закупок считают неправомерными действия заказчиков в части установления в техническом задании при описании объектов закупки требований к таре, упаковке и сроку хранения товара.

Однако, по мнению ФАС России, требования к таре, упаковке и сроку хранения товара, используемого при выполнении работ не противоречит положениям статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Соответственно, довод заявителей о том, что заказчик неправомерно установил в техническом задании требования к таре, упаковке и сроку хранения товаров, не находят своего подтверждения (см. решение ФАС России по делу № К-455/15 от 28.04.2015).

Конечно же, с позиции участников закупки конкретные требования к таре и упаковке указывают на одного конкретного производителя и приводят к ограничению и недопущению конкуренции в закупках. Вместе с тем, указанные доводы в силу отсутствия доказательной базы не находят поддержки в ФАС России.

Например, из обращения Заявителя следует, что большинство требований раздела 10 документации об Аукционе на закупку печенья и хлеба посвящены маркировке и упаковке товара, что никаким образом не влияет на установление соответствия предлагаемого товара требованиям Заказчика.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что требования к маркировке и упаковке товара является неотъемлемой частью требований государственных стандартов, в соответствии с которыми они изготавливаются, и установление требований к маркировке и упаковке товара не нарушают требования Закона № 44-ФЗ.

Как отмечено в решении ФАС России по делу № КГОЗ-114/15 от 06.04.2015, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что требования, установленные Заказчиком в документации об Аукционе к маркировке и упаковке товара, нарушают положения Закона № 44-ФЗ, что обусловило признание довода жалобы необоснованным.

Кроме того, заслуживает внимание практика ряда заказчиков, в части отклонения заявок, не соответствующих установленным заказчиками требованиям по упаковке предлагаемых к поставке товарам.

Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование; «Больше» означает более установленного значения и не включает крайнее минимальное значение.

Изучив заявку Заявителя на участие в Аукционе, Комиссия ФАС России установила, что заявка содержит следующее предложение о товаре: «Зажим для бумаг. Размер 19 мм, материал корпуса – металл, должен скреплять 80 листов, количество зажимов в упаковке – 12 шт., цвет зажимов – черный, упаковка – картонная коробка», что не соответствует требованию пункта 15 Технического задания документации об Аукционе.

Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. (см. РЕШЕНИЕ по делу № К-1699/14 от 20.11.2014)

Соответственно, ошибки в составе заявки в части ненадлежащего указания характеристик тары обуславливает правомерное отклонение заявки членами аукционной комиссии.

Например, при закупке битумнополимерных герметиков заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе по причине не представления информации о таре. В документации были установлены требования к битумно-полимерным герметикам, в том числе «Тара должна исключать прилипание битумно-полимерного герметика к стенкам упаковки».

В свою очередь, участник закупок в первой части заявки на участие в электронном аукционе указал конкретные характеристики предлагаемого к поставке сахара, а именно: сахар-песок, ГОСТ 21-94, (вкус и запах сладкий, без посторонних привкуса и запаха, как в сухом сахаре, так и в его водном растворе, сыпучий, цвет белый, раствор сахара слабо опалесцирующий, без нерастворимого осадка, механических и других посторонних примесей. Массовая доля сахарозы (в пересчете на сухое вещество), соответствует 99,75 %. Массовая доля редуцирующих веществ (в пересчете на сухое вещество), соответствует 0,050 %. Массовая доля золы (в пересчете на сухое вещество), соответствует 0,04 % ); Остаточный срок годности поставляемого Товара соответствует 80 % от установленного (указанного на маркировке Товара и в удостоверении качества) на момент поставки Товара; Упаковка мешок п/п фасовкой 50 кг. Как видно из вышеприведенного примера, заказчик не установил требование об упаковке сахара – песка в мешки по 5 кг, при этом участник закупки указал дополнительную информацию об упаковке сахара-песка в мешок фасовкой 50 кг.

Соответственно, правовых оснований отклонить заявку за несоответствие неустановленным в документации о закупке требованиям Закон № 44-ФЗ не содержит, что будет обуславливать, по мнению автора статьи, действия аукционной комиссии не правомерными в части отклонения за явки, предлагающей к поставке сахарпесок в фасовке по 50 кг.

В ряде случаев организаторы закупок устанавливают в закупочных документациях правила пересчёта закупаемых товаров исходя из потребительских упаковок, что влияет на правомерность принятия решений о допуске или не допуске участников закупок к торгам.

Яркими примерами являются практики закупок лекарств.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на поставку 126,230 тыс. упаковок Ацетилцистеин участнику закупок было отказано в допуске в связи с несоответствием требованиям документации. Так, в требованиях документации об электронном аукционе установлено: «В том случае если форма выпуска лекарственного препарата, предлагаемого участником электронного аукциона отличается от формы выпуска установленной документацией об электронном аукционе, участник электронного аукциона производит перерасчет количества таблеток в упаковке с округлением в большую сторону до заводской упаковки Товара в адрес каждого грузополучателя.

Не допускается: перерасчет с уменьшением количества таблеток в адрес каждого грузополучателя; перерасчет с увеличением количества таблеток более чем на одну заводскую упаковку предлагаемого Товара в адрес каждого грузополучателя». В приложении №2 к документации об электронном аукционе установлено: «Ацетилцистеин 600 мг в таблетке, 10 штук в упаковке. Количество 126,230 тыс. упаковок».

Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, Комиссия ФАС России установила, что заявка содержит увеличение количества таблеток на две штуки (с 10 до 12), в пределах одной и той же упаковки, и каждый грузополучатель получит то количество упаковок, которое указанно в Техническом Задании, что соответствует требованиям, установленным в документации об Аукционе.

При этом представителями Заказчика на заседание Комиссии не представлено сведений, подтверждающих, что товар, предлагаемый Заявителем к поставке, не является эквивалентным требованиям, установленным в документации об Аукционе.

Следовательно, Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона № 44-ФЗ и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП.

ВЫВОД: Анализ практики контроля свидетельствует о том, что указание требований заказчика в таре, упаковке, расфасовке закупаемых товаров при условии отсутствия ограничения количества участников закупок не запрещается положениями Закона № 44-ФЗ. При этом отклонения заявок по причине несоответствия тары и расфасовок, предлагаемых к поставке товаров будет считаться правомерным исключительно при условии установления указанных ограничений в условиях закупочной документации.

Положения п. 1 и 2 ст. 18 распространяются также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия.

1. Пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к расфасовке и упаковке пищевых продуктов, их маркировке, а также к используемым для упаковки и маркировки пищевых продуктов материалам.

(в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 47-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать требования к пищевым продуктам в соответствии с законодательством Российской Федерации в части их маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно достоверной и полной информации о пищевых продуктах.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 47-ФЗ)

4. Обязательная маркировка отдельных видов пищевых продуктов средствами идентификации осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

(п. 4 введен Федеральным законом от 01.03.2020 N 47-ФЗ)

Упаковка и маркировка. Условия транспортировки <20>

4.3. Вся упаковка должна иметь следующую маркировку:

Наименование Товара: ___________

Заказчик: (наименование) ____________

Поставщик: (наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица)) ________

Пункт назначения: _________

Ящик/контейнер N _______, всего ящиков/контейнеров _______

Размеры (высота, длина, ширина) ________

Вес брутто _____ кг

Вес нетто ______ кг.

4.4. Каждый ящик/контейнер должны сопровождать два экземпляра упаковочного листа с описанием Товара, указанием веса нетто, веса брутто, количества Товара, указанием номера и даты Контракта (далее — Упаковочный лист). Один Упаковочный лист с приложением документов, предусмотренных пунктом 5.3 Контракта, должен находиться внутри ящика/контейнера, другой — крепиться с внешней стороны ящика/контейнера в водонепроницаемом конверте.

Требований к маркировке упаковке товара и продукции

Государственная система контроля соблюдения правил оформления этикеток и маркировки товаров является одной из самых строгих в рамках действующего российского законодательства. Стандарты жестко регламентированы, но при этом достаточно сложны и сопровождаются многочисленными нормативными актами, разобраться в которых довольно сложно, если не иметь специальной подготовки. Сотрудники надзорных органов во время проведения проверок часто пользуются неосведомленностью предпринимателей в этой области и накладывают жесткие штрафы за различные недочеты. Наказания, согласно положениям КоАП, внушительные – размеры взысканий достигают 500 тысяч рублей. Необходимость уплаты такого штрафа может попросту разорить небольшой магазин. Защита прав предпринимателей в данном случае в первую очередь начинается с необходимости изучения и скрупулезного следования правилам, предъявляемых государством.

Кроме стандартов, установленных государством, дополнительные требования есть у системы маркировки «Честный знак», которая активно развивается и затрагивает все больше и больше отраслей. Отдельные обязательства по указанию сведений о товарах накладывают на своих партнеров маркетплейсы, основываясь на собственных системах складского учета, которые они применяют.

В этой статье мы собрали основные обязательные требования к этикеткам продукции, реализуемой в розничной торговле. Особенно эта публикация окажет помощь начинающим предпринимателям в том, чтобы сориентироваться в теме.

Какая информация должна быть на этикетке

Законодательные постановления, нормативы и акты четко регламентируют информационное содержание упаковки товаров. Каждая единица выпускаемого и реализуемого товара должна содержать на упаковке следующие данные: наименование, сорт, вес, цену, дату выпуска и допустимый срок хранения.

Для пищевой продукции предусмотрены дополнительные сведения, которые касаются, например, калорийности и состава (об этом ниже).

Если товар привезен из-за рубежа, информация на его упаковке должна быть приведена в соответствие российским стандартам. Чаще всего это делается путем наклеивания этикеток, содержащим необходимую информацию, поверх данных, нанесенных иностранным производителем. Стоит отметить, что стандарты Евросоюза в области этикетирования практически не отличаются от действующих в России нормативов, но перевод информации на русский язык остается обязательным условием.

Подробная информация о применяемых стандартах размещена на сайте Росстандарта.

Добросовестные поставщики несомненно должны предусматривать обеспечение своей продукции необходимыми этикетками с требуемой информацией.

Требования к этикеткам на продуктах питания

Требований к маркировке упаковке товара и продукции

К этикеткам, которые применяются для размещения информации о пищевых продуктах, применяется больше требований, чем к промтоварам. Так, помимо названия, веса и состава, на них необходимо указывать калорийность, список белков, жиров и углеводов (БЖУ), срок хранения в формате «годе до», необходимость термической обработки перед употреблением, а также, как сказано в документах, присутствует расплывчатая формулировка «иные данные, достоверно характеризующие» товар.

Основные проблемы у бизнеса при разработке этикеток для продуктов питания возникают в блоках «Наименование и название», а также «Особые предупреждения». Остановимся на этом подробнее.

Название не всегда соответствует наименованию. Например, «Сочные фермерские куриные котлетки ручного производства» на языке законодательства именуются не иначе как «рубленые, формованные полуфабрикаты, изготовленные из мяса курицы». Отсутствие такой формулировки повлечет за собой наложение штрафа. Информацию о существующих наименованиях, которые признает государство, можно найти в «Каталоге национальных стандартов».

В блоке «Особые предупреждения» должна находиться информация о возможных потенциально вредных и/или опасных для здоровья компонентах. Сокрытие этой информации может привести не только к наложению денежных штрафов, но даже к уголовной ответственности.

Требования к оформлению этикеток

Дизайн этикеток товаров – область, которая, как ни странно, государством не регламентируемая. Нормативов о размере шрифта, месте расположения и материалов, из которых должны быть изготовлены этикетки, попросту нет. Закон указывает на то, что информация, размещенная на упаковке продукции, должна быть легко считываемая, но конкретных параметров нет. Изредка в правоприменительной практике появляются дела, когда покупатели жалуются на невозможность прочитать информацию на упаковке, но каких-либо серьезных последствий для производителей и продавцов такие жалобы не имеют.

Штрафные санкции

Не указан изготовитель. Штраф – 40000 рублей. На отсутствие этого обязательного информационного блока проверяющие обращают внимание в первую очередь. Довольно странно, но нередко встречаются предприниматели, которые по каким-либо причинам не указывают информацию о себе в качестве производителя.

Отсутствие обязательной информации, к которой относятся, в частности, масса, вес, условия хранения и эксплуатации караются наказанием в виде штрафа размеров в 50000 рублей.

Самый крупный штраф – 500000 рублей – придется уплатить, если намеренно указать недостоверные данные о товаре. Стоит отметить, что доказать намеренный умысел в суде достаточно проблематично, поэтому объем взыскания может быть уменьшен. Но сотрудники надзорных органов в подобных случаях часто идут, что называется, на принцип и максимально усложняют работу допустивших такое правонарушение предпринимателей, дотошно проверяя его деятельность.

Изменения в законодательстве

Хотя в том же пресс-релизе говорится, что обсуждения, касающиеся блока «дата изготовления / срок хранения», действительно велись, однако такие изменения не могут быть приняты правительством единолично, поскольку российское государство взяло на себя обязательства по согласованию подобных шагов в рамках своей деятельности в Таможенном союзе, который объединяет также Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию.

Дополнительное этикетирование в системе «Честный знак»

Требований к маркировке упаковке товара и продукции

Обязанность маркировки с использованием системы «Честный знак» на данный момент является объективным условием ведения бизнеса в разных отраслях. Государство объясняет смысл этой инициативы тем, что таким образом оказывает содействие развитию предпринимательства, отсекая недобросовестных контрагентов от реализации контрафактной продукции.

На упаковку товара при производстве или при его ввозе в Россию ставится специальная метка со штрих-кодом стандарта Data Matrix (внешне он похож на давно используемый и привычный штрих-код, но технически они различаются). В этом знаке зашифрована специальная информация о продукции: код товара из национального каталога, а также уникальный зашифрованный код прослеживания.

Наносимый штрих-код фактически является дублирующей электронной версией этикетки, физически нанесенной на упаковку товара. К тому же, необходимость применения специальной техники для маркировки увеличивает затраты бизнеса, однако по заявлениям Минпромторга, в разработке находятся субсидии предпринимателям для решения этого вопроса. Он имеет свои особенности. Подробно о принципе работы системы «Честный знак» и сферах деятельности, в которых ее применение необходимо, мы рассказывали в отдельной статье.

Этикетки и маркировка при работе с маркетплейсами

Бизнес, использующий в качестве канала продаж торговлю на маркетплейсах, сталкивается с необходимостью дополнительно маркировать свою продукцию, соблюдая правила, установленные торговыми площадками.

У каждого из маркетплейсов свои специфические требования, которые, конечно, приводят к привлечению дополнительных ресурсов и финансовых затрат со стороны предпринимателей. Конечно, речь не идет о том, чтобы привлекать масштабные инвестиции в бизнес, но расходы и себестоимость товаров подобная практика однозначно увеличивает.

Самые строгие требования предъявляет к своим партнерам Wildberries. Требования к этикеткам у этого маркетплейса такие:

Требований к маркировке упаковке товара и продукции

У Ozon требования мягче, но также имеют свои особенности. Информация должна быть размещена в верхней части этикетки и состоять из:

По центру этикетки продавец должен написать номер склада, откуда едет заказ. Далее указывается местоположение пункта доставки, дата и время поставки.

Содержание этикеток, которые используются для маркировки продуктов, продаваемых на Яндекс.Маркет, также должно отвечать определенным требованиям. На этикетках в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения:

Материал этикеток — самоклеящаяся термобумага либо термотрансферная бумага. Размер фиксированный – 105х148 мм.

Оцените статью
Маркировка-Про