Две копейки – столько стоит генерация одного кода. При этом нужно учитывать, что маркируется отдельно взятая единица товара (каждый пакет молока, пачка масла и т.д.) или упаковка (например, коробку с творожными сырками). В любом случае код будет стоить те же 2 копейки.
Все слышали о введении обязательной маркировки товаров в РБ. Разбираемся вместе – Маркировка Электронный знак – что это, кому и чем грозит, как действовать чтобы всё было по закону.
Если вы производитель, продавец или импортер на территории Республики Беларусь, если вы экспортируете любые товары в Российскую Федерацию, заранее подготовьтесь к маркировке. Организуйте процесс нанесения кодов, сделайте настройки оборудования и программ учета товара
У группы компаний Аверсон уже есть опыт внедрения систем маркировки на предприятиях Республики Беларусь. Мы знаем про маркировку всё! В кратчайший срок настроим весь бизнес-процесс «под ключ». Консультация и подбор решения, подходящего только вам – бесплатно.
Узнайте как маркировать ваш товар
- Почему именно не все товары, а выборочно и почему DataMatrix?
- Основные изменения
- Функции оператора системы маркировки
- Товары могут не маркироваться
- Запрещен оборот на территории РБ
- Функции, делегированные Совмину
- Как работает маркировка
- МНС о маркировке товаров
- Маркировка других товаров
- Для чего нужна маркировка?
- Некоторые товары уже имеют стикер со штрихкодом – это и есть маркировка?
Почему именно не все товары, а выборочно и почему DataMatrix?
С таким вопросом мы обратились к Вячеславу Танину, заместителю директора по коммерческим вопросам ЗАО «Голографическая индустрия». Вот что он нам ответил: «Молоко и молочная продукция, шины, изделия легкой промышленности, бутилированная вода – именно по этим товарам чаще всего возникают разногласия между контролирующими органами России и Беларуси. Кроме того, эти товары часто фальсифицируются на территории стран ЕАЭС. Чтобы исключить спорные вопросы и получить возможность проследить движение товара от создания до покупателя, Россия инициировала маркировку кодом DataMatrix».
К 1 марта 2022 года должна быть создана сквозная система маркировки молочной продукции, шин, упаковок бутилированной воды, товаров легкой промышленности. К этому времени весь объём товаров, который производится, продаётся и ввозится в РБ, должен быть промаркирован в единой системе Электронный знак.
Проще говоря, если вы производите-продаете продукты в Беларуси, то к концу года вы либо обязаны маркировать товар, либо он не будет подлежать дальнейшей реализации
Указом от 06.01.2021 № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 9) в новой редакции изложен Указ от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками».
Указ № 9 официально опубликован 07.01.2021, нормы в части маркировки субъектами хозяйствования товаров вступят в силу с 08.07.2021 (через 6 месяцев после официального опубликования).
Контроль за функционированием системы маркировки, а также координация деятельности других государственных органов по вопросам маркировки товаров возложены на МНС (п. 7 Указа № 9).
Основные изменения
– унифицированными контрольными знаками;
– средствами идентификации.
Средства идентификации представляют собой уникальную последовательность символов в машиночитаемой форме, представленную в виде штрихового кода, или записанную на радиочастотную метку, или представленную с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации, предназначенного для идентификации экземпляров товаров.
Товары будут маркироваться путем нанесения на них и (или) на их упаковку средств идентификации или материальных носителей, содержащих средства идентификации;
Необходимые сведения субъекты хозяйствования самостоятельно будут вносить в государственную информационную систему маркировки товаров (далее – система маркировки) в виде электронных документов.
Обратите внимание! ИП предоставлена возможность передачи таких сведений на бумажных носителях до 01.07.2022;
Оператором системы маркировки определен РУП «Издательство «Белбланкавыд».
Функции оператора системы маркировки
Обратите внимание! В связи с передачей оператору системы маркировки функций по реализации контрольных (идентификационных) знаков будет упразднено осуществление налоговыми органами административных процедур в отношении юридических лиц и ИП по:
– размещению в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции заявки на реализацию контрольных (идентификационных) знаков;
– возврату денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных контрольных (идентификационных) знаков.
Товары могут не маркироваться
Такие случаи предусмотрены:
– механизмом маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;
– Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС от 02.02.2018.
Отдельные случаи включены для обеспечения дополнительных условий при вывозе товаров за пределы РБ и будут применяться, когда маркировка товаров средствами идентификации введена только в РБ.
Запрещен оборот на территории РБ
– унифицированных контрольных знаков;
– средств идентификации;
Функции, делегированные Совмину
– подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками;
– подлежащих маркировке средствами идентификации.
Ознакомиться с текстом Указа № 9 можно на Национальном правовом Интернет-портале pravo.by.
Ознакомиться с полным текстом комментария МНС можно здесь или на сайте МНС.
21.01.2021 9 мин на чтение
мин
Фото с сайта beltamas.by
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2021 № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ) в новой редакции изложен Указ Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» (далее – Указ № 243).
Указом № 243 утверждены соответствующие положения, в которых закреплены основополагающие правовые предписания, необходимые для функционирования двух видов маркировки товаров в Республике Беларусь – маркировки унифицированными контрольными знаками и маркировки средствами идентификации.
В целом нормы Указа № 243 основываются на действующем с 2005 года в Республике Беларусь механизме маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.
Новшествами в данном механизме являются:
Новацией в механизме маркировки в Республике Беларусь становится создание системы маркировки, в которой будет аккумулироваться информация об унифицированных контрольных знаках, кодах маркировки, средствах идентификации, маркированных товарах и субъектах хозяйствования, осуществляющих маркировку и оборот маркированных товаров. Оператором системы маркировки определено РУП «Издательство «Белбланкавыд».
Справочно. Средства идентификации представляют собой уникальную последовательность символов в машиночитаемой форме, представленную в виде штрихового кода, или записанную на радиочастотную метку, или представленную с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации, предназначенного для идентификации экземпляров товаров.
Товары будут маркироваться путем нанесения на них и (или) на их упаковку средств идентификации или материальных носителей, содержащих средства идентификации.
Оператор системы маркировки будет предоставлять услуги субъектам хозяйствования, необходимые для маркировки товаров как унифицированными контрольными знаками, так и средствами идентификации, внесения обязательной информации в систему маркировки, обеспечивать информационный обмен о маркированных средствами идентификации товарах при осуществлении трансграничной торговли в ЕАЭС между национальными операторами систем маркировки других государств – членов ЕАЭС.
Оператором системы маркировки будет осуществляться генерация кодов маркировки, в том числе по предложениям субъектов хозяйствования, реализация унифицированных контрольных знаков, кодов маркировки, средств идентификации, защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты.
Указом № 243 Совету Министров Республики Беларусь либо уполномоченному им органу предоставлены полномочия по:
Также Совету Министров делегированы полномочия на утверждение двух перечней товаров: подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками и подлежащих маркировке средствами идентификации.
Указом № 243 предусмотрен запрет оборота на территории Республики Беларусь товаров:
Одновременно Указом № 243 предусмотрены случаи, когда товары могут не маркироваться унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации. Большинство таких случаев соответствуют изъятиям, предусмотренным в настоящее время механизмом маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, а также Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 г. (далее – Соглашение). Отдельные случаи включены для обеспечения дополнительных условий при вывозе товаров за пределы Республики Беларусь и будут применяться, когда маркировка товаров средствами идентификации введена только в Республике Беларусь.
В целях обеспечения полной и достоверной информации о приобретенных унифицированных контрольных знаках и средствах идентификации Положением о функционировании государственной системы маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, утверждаемым Указом № 243, устанавливается, что необходимые сведения об унифицированных контрольных знаках и средствах идентификации будут передаваться субъектами хозяйствования в систему маркировки в виде электронных документов. При этом индивидуальным предпринимателям предоставлена возможность передачи таких сведений на бумажных носителях до 1 июля 2022 г.
В связи с передачей оператору системы маркировки функций по реализации унифицированных контрольных знаков, кодов маркировки, средств идентификации, защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты будет упразднено осуществление налоговыми органами административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по:
В целях реализации Соглашения Указом № 243 определяется компетентный (уполномоченный) орган Республики Беларусь в сфере маркировки товаров – Министерство по налогам и сборам.
Нормы Указа в части маркировки товаров субъектами хозяйствования вступают в силу с 8 июля 2021 г.
Как работает маркировка
На каждую единицу товара или товарную упаковку наносится идентификационный знак – цифровой код, по которому можно получить всю информацию о передвижении продукта.
Код маркировки наносят так, чтобы не было возможности отделить его без повреждения.
Код генерирует и передает производителю система Электронный знак, и только она. С момента выпуска кода система Электронный знак начинает отслеживать по нему все, что происходит с товаром – вся информация о производстве, импорте, перемещениях, продажах и любых других операциях становится прозрачной.
Процедура маркировки молочных товаров в 2021 году гарантирует, что коды нельзя:
Обязательная маркировка товаров дает возможность государству контролировать их оборот и не допускать участия поддельной продукции
МНС о маркировке товаров
Министерство по налогам и сборам информирует, что в Республике Беларусь с 8 июля 2021 г. ряд товарных групп подлежат маркировке унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации.
Маркировке унифицированными контрольными знаками
подлежат:
Для маркировки указанных товаров используют унифицированный контрольный знак, который имеет следующее визуальное изображение:
* — двумерный штриховой код DataMatrix.
Маркировке средствами идентификации подлежат:
С 1 марта 2022 г. маркировке будут подлежать отдельные товары легкой промышленности (пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков, женские или для девочек, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное).
Для маркировки указанных товаров используется средство идентификации, штриховой код GS1 DataMatrix, который имеет следующее визуальное изображение:
Подлинность товара, подлежащего маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, потребители могут проверить с помощью мобильного приложения «Электронный знак», которое предоставляет определенную информацию о таком товаре.
В отношении товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, в мобильном приложении указывается информация о товаре, унифицированном контрольном знаке, дате маркировки, субъекте хозяйствования, осуществившем маркировку.
В отношении товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, указывается полная информация о товаре, например, сведения о производителе, составе, сроке годности, дате выпуска и т.д.
Для сканирования унифицированных контрольных знаков или средств идентификации необходимо нажать на кнопку в окне мобильного приложения.
После сканирования унифицированных контрольных знаков или средства идентификации на товаре на экран мобильного приложения выводится результат проверки – информация о товаре и сканированном унифицированном контрольном знаке или средстве идентификации.
Таким образом, потребитель товара при использовании мобильного приложения «Электронный знак» самостоятельно может сопоставить информацию, указанную на товаре (этикетке) с информацией, содержащейся в системе маркировки, а также установить, что товар действительно промаркирован законно приобретенными унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.
Результат проверки унифицированного контрольного знака имеет несколько типов, например «промаркирован товар», «в обороте» и т.д.
В случае, если по результатам проверки на экране не выведен статус «промаркирован товар», это означает, что субъект хозяйствования не выполнил требования о маркировке в полном объеме (сведения о маркировке не переданы в систему маркировки).
Результат проверки средства идентификации имеет также несколько типов, например «промаркирован товар», «выдан код», «код не найден» и т.д.
При установлении несоответствий информаций на товаре и в мобильном приложении (товар в мобильном приложении не совпадает с фактически проверяемым товаров, коды маркировки не найдены в приложении и т.д.), а также в случае, если при проверке товара через мобильное приложение у потребителя возникнут сомнения в легальности приобретаемого им товара (на экране результат проверки подсвечен цветом отличным от зеленого), то потребитель может воспользоваться кнопкой мобильного приложения «Жалоба».
В разделе «Жалоба» возможно передать информацию о несоответствиях либо иных выявленных самим потребителем нарушениях с прикреплением актуальных фотографий товара, унифицированного контрольного знака или средства идентификации, которая будет в дальнейшем использована контролирующими органами для принятия соответствующих мер реагирования.
Главное управление развития налоговых органов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Маркировка других товаров
С молочными товарами разобрались, а как быть с маркировкой других видов продукции на территории РБ? Зачем это нужно, если не обязательно?
Для чего нужна маркировка?
Чтобы понимать, что товар не контрафактный. Каждый код на каждой единице товара – уникальный, его невозможно подделать или переклеить. Потребитель, просканировав его на кассе, сможет убедиться, что товар не поддельный, а государство проконтролирует весь путь товара от создания до конечного владельца.
В идеале на рынке останутся только легальные производители и импортеры.
Работать в обход системы маркировки не получится – нарушителей ждут штрафы
Некоторые товары уже имеют стикер со штрихкодом – это и есть маркировка?
Да, так сейчас маркируют в Беларуси товары из этого списка. Штрихкод подтверждает легальность товара. С 8 июля ничего не меняется для этих товаров, кроме внешнего вида штрихкода – теперь это будут унифицированные контрольные знаки. Плюс добавляется ещё одна категория, обязательная к маркировке – молочная продукция, но другой меткой – DataMatrix.
На данный момент маркировка кодами DataMatrix обязательна только для молочной продукции из официального списка, остальные товары маркируются по желанию. Однако в будущем эта процедура будет неизбежна для всех видов товаров.