В соответствии с требованиями безопасности, R D 220-12-98 и его поправок

В соответствии с требованиями безопасности, R D 220-12-98 и его поправок Маркировка
Содержание
  1. Требования к покрытиям
  2. Порядок осмотра и браковки металлических приспособлений и тары
  3. Использование и применение строп
  4. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
  5. Требования к перемещению грузов с зацепкой их крюками стропов
  6. Поставки строп, соответствующих всем требованиям, от «Донстальканат»
  7. Форма паспорта стропа
  8. Эксплуатация
  9. Подлежат ли ремонту текстильные стропы?
  10. Характеристики и свойства текстильных строп
  11. Грузоподъёмность
  12. Вес
  13. Запас прочности текстильных строп
  14. Влияние угла наклона стропа на его грузоподъёмность
  15. Сроки эксплуатации, правила осмотра, выбраковки, хранение, защита
  16. Оборудование, на котором осуществляется проверка
  17. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
  18. ФОРМА ПАСПОРТА СТРОПА
  19. Графические обозначения, используемые для грузов в упаковке среднего и малого размеров
  20. Графические обозначения, используемые как при транспортировании, так и при хранении, указа* ны в таблице 5.
  21. Графические обозначения, используемые при хранении, указаны в таблице 6.
  22. Маркировка, обозначение, цвет, расшифровка
  23. БИРКИ МАРКИРОВОЧНЫЕ
  24. Строп текстильный кольцевой

Требования к покрытиям

Звенья и цепи стропов рекомендуется окрашивать в два слоя эмалью красного цвета
марки ПФ 115 по ГОСТ 6465 ; для окраски цепей и
захватных элементов стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих
температуру выше 100 °С рекомендуется применять эмаль красного цвета марки
КО-811 по ГОСТ 23122.

По соглашению с потребителем элементы стропов могут иметь защитные покрытия
других видов, устойчивые против характерных для условий эксплуатации стропов
воздействий. Цвет покрытия — красный, оранжевый, желтый.

Порядок осмотра и браковки металлических
приспособлений и тары

Согласно требованиям правил безопасности стропальщики должны производить осмотр
съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары перед их
использованием для подъема и перемещения грузов с применением грузоподъемных
машин.

Инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных
машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство
работ кранами, кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими
грузоподъемными машинами, должны производить осмотр грузозахватных
приспособлений в следующие сроки:


стропов (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней;


траверс, захватов и тары — каждый месяц;


редко используемых съемных грузозахватных приспособлений — перед выдачей их в
работу.

При осмотре канатных стропов необходимо обращать внимание на состояние канатов,
коушей, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и места их
крепления.

Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:


характер и число обрывов проволок, в т. наличие обрывов проволок у концевых
заделок, мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа
обрывов проволок;


поверхностный и внутренний износ;


поверхностная и внутренняя коррозия;


местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;


деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и
прядей, раздавливания прядей, заломов и т


повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового
разряда.

Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната
превышает указанное в таблице.

Стропы из канатов двойной свивки
Участок каната стропа длиной

3d
6d
30d

Число видимых обрывов проволок на данном
участке
4
6
16

Примечание ,
d — диаметр каната, мм.

Браковка деталей стропа (колец, петель и крюков) должна производиться:


при наличии трещин;

Не допускаются к эксплуатации стропы:


имеющие дефекты, указанные в пп. 4 — 4. 6 настоящей Типовой инструкции;


при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;


с деформированными коушами или износе их с уменьшением сечения более чем на
15%;


имеющие трещины на опрессованных втулках или при изменении их размера более чем
на 10% первоначального;


с признаками смещения каната в заплетке или втулках;


с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами
при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;


с крюками, не имеющими предохранительных замков.

Цепной строп подлежит браковке, если будут обнаружены следующие дефекты:


изгиб или износ крюка в звене более 10% первоначального размера;


удлинение звена цепи более 3% первоначального размера (рис. 2);

При осмотре захватов необходимо проверять состояние рабочих поверхностей,
соприкасающихся с грузом. Если на них имеется насечка, то затупление или
выкрашивание зубчиков не допускается. Захват подлежит браковке, если будут
обнаружены изгибы, изломы рычагов или износ и повреждение соединительных
звеньев. Металлические траверсы, состоящие из балок, распорок, рам и других
элементов, подлежат браковке при обнаружении деформаций со стрелой прогиба
более 2 мм на 1 м длины, трещин в местах резких перегибов или изменении сечения
сварных элементов, а также при повреждении крепежных и соединительных звеньев.

При осмотре тары необходимо особенно тщательно проверять:


появление трещин в захватных устройствах для строповки;


исправность фактических устройств и замковых устройств крышек;


отсутствие дефектов в сварных соединениях, целостность маркировки.

Тара
бракуется в следующих случаях:


тара не замаркирована;


не указано назначение тары;


имеются неисправные строповочные узлы;


помяты или разорваны борта;


имеются трещины и другие дефекты в сварных соединениях.

Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары должны
заноситься в специальный журнал. Рекомендуемая Форма журнала учета и осмотра
стропов (тары) приведена в приложении 2 к
настоящей Типовой инструкции.

Использование и применение строп

Сферы применения строп – строительство, автомобилестроение, судостроение, сельское хозяйство, грузоперевозки (бережная транспортировка дорогостоящих объектов и грузов с покрашенной поверхностью). Маломерные модели стропов активно используются при проведении садовых работ.

МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И
ХРАНЕНИЕ

Каждый строп должен быть снабжен маркировочной биркой (ст. 30 Правил
устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов), на которой
указывают:

наименование
предприятия-изготовителя или его товарный знак;

порядковый номер стропа по
системе нумерации предприятия-изготовителя;

дату испытаний (месяц, год).

Способ крепления маркировочной
бирки должен обеспечивать ее сохранность до конца эксплуатации стропа.

На каждом элементе и
захвате стропа на установленном для маркировки месте методом штамповки или
ударным способом должно быть нанесено:

наименование или товарный
знак предприятия-изготовителя;

условное обозначение
элемента или захвата по системе предприятия-изготовителя;

порядковый номер по системе
нумерации предприятия-изготовителя или номер партии.

Стропы одного типа,
длины и одинаковой грузоподъемности свертывают кольцом, комплектуют в одну
общую бухту, которую завязывают по периметру не менее чем в трех местах.

Канатные стропы диаметром до
11,5 мм и длиной до 3,5 м могут быть связаны в пачки или уложены в контейнеры.

Масса пачки не должна
превышать 100 кг.

Цепные стропы
упаковывают в дощатые ящики по ГОСТ
2991 и ГОСТ
10198.

Транспортирование стропов — по группе условий хранения 8 (ОЖ3) по ГОСТ 15150 транспортом любого вида.

Хранение стропов — по группе условий хранения 5 (ОЖ4) по ГОСТ 15150.

Сведения об изготовленных стропах должны заноситься в журнал.

В журнале должны быть указаны
наименование стропа, грузоподъемность, номер нормативного документа
(технологической карты), номер сертификата на примененный материал, результаты
испытаний стропа.

(Измененная редакция, Изм. №
1).

Требования к перемещению грузов с зацепкой их
крюками стропов

Размеры рым-болтов,
скоб и других элементов, предусмотренных на грузе для подсоединения стропа,
должны соответствовать размерам крюков последнего (приложение 3, п.

Запрещается поднимать
груз при канате или цепи, отклоняющихся от плоскости крюка (при крюке,
испытывающем боковой изгиб), а также при крюке, зацепленном за груз только
концом рога.

Поставки строп, соответствующих всем требованиям, от «Донстальканат»

ООО «Донстальканат» реализует канатные и текстильные стропы различных типов и грузоподъемности. На протяжении почти 20 лет мы производим качественную продукцию, соответствующую всем требованиям к изготовлению, испытанию и маркировке стропов. Заказать стропы можно на сайте, отправив выбранный товар в «Корзину». При появлении вопросов о качестве продукции, испытании или применении, наши инженеры дадут исчерпывающие ответы.

Форма паспорта стропа

Разрешение
(лицензия)

на
изготовление стропа

N
__________________________

от
«___» __________ 200__ г. Наименование
и адрес органа,

выдавшего
разрешение

на
изготовление стропа

____________________________________________________________________________

(наименование стропа)

Паспорт

Грузоподъемность
стропа, т ____________________________________________________

Номер
нормативного документа (ТУ) _____________________________________________

Место
товарного знака (эмблемы)

предприятия
— изготовителя стропа

Предприятие-изготовитель
и его адрес ____________________________________________

____________________________________________________________________________

Место
для чертежа стропа

с
указанием длины стропа

Масса
стропа, т _______________________________________________________________

Порядковый
номер стропа по системе предприятия-изготовителя ______________________

____________________________________________________________________________

Год
и месяц выпуска стропа  
____________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дата
испытаний стропа  
________________________________________________________

Результаты
испытаний _________________________________________________________

Гарантийный
срок _____________________________________________________________

Условия,
при которых может эксплуатироваться строп:


наименьшая температура окружающего воздуха, °С _____


наибольшая температура окружающего воздуха, °С _____

________________________________________________

(подпись
руководителя предприятия-изготовителя (цеха)

или
начальника службы контроля продукции

(OTK)
предприятия-изготовителя)

М. _____________________________________________________

(дата)

Примечания: 1. Паспорт должен постоянно храниться у
владельца стропа.

При поставке партии однотипных стропов
допускается изготовлять один паспорт на всю партию. При этом в нем должны быть
указаны все порядковые номера стропов, входящих в данную партию.

Гарантии:
предприятие-изготовитель гарантирует соответствие стропа техническим
характеристикам, приведенным в паспорте (при соблюдении потребителем условий
хранения и инструкции по эксплуатации) в течение 3 месяцев со дня ввода в
эксплуатацию при односменном режиме работы в пределах гарантийного срока
хранения (12 месяцев со дня выпуска стропа).

Эксплуатация

Владельцы грузоподъемных машин, тары и съемных грузозахватных приспособлений
обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия
работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора
и обслуживания согласно требованиям правил безопасности.

Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией
грузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием и
безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных
приспособлений, производственной тары и принимать меры по предупреждению
нарушений правил безопасности.

Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных
машин в исправном состоянии, обязан обеспечить содержание в исправном состоянии
съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары (если содержание
их в исправном состоянии не возложено на другие службы) путем проведения
периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов в установленные
графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала
осмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также личного
осмотра грузозахватных приспособлений и тары в установленные сроки.

Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами,
кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными
машинами, обязано не допускать использования немаркированных, неисправных или
не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных
приспособлений и производственной тары.

Для зацепки, обвязки (строповки) груза и навешивания его на крюк грузоподъемной
машины, за исключением случаев, указанных в п. 6 настоящей Типовой
инструкции, согласно требованиям правил безопасности должны назначаться
стропальщики.

Для навешивания на крюк грузоподъемной машины груза без предварительной обвязки
(груз, имеющий петли, рамы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях,
контейнерах или другой таре) или в тех случаях, когда груз захватывается
полуавтоматическими захватами, могут допускаться рабочие основных профессий,
дополнительно обученные по сокращенной программе для подготовки стропальщиков.

Владельцем грузоподъемных машин и эксплуатирующими организациями должны быть
разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов, которым должны быть
обучены стропальщики. Графическое изображение способов строповки и зацепки
должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах
производства работ.

Владельцем грузоподъемных машин или специализированной организацией должны быть
разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых грузоподъемными
машинами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при
этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая
операция производится с применением грузоподъемной машины.

Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие
осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются. Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие
бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Не допускается
нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.

Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах,
площадках должны выполняться по технологическим картам, в которых приводятся
перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображения
(схемы) строповки грузов.

Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для
строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы,
соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и
угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол
между их ветвями не превышал 90°.

Соединения крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями и коушами стропов
должны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться защелкой крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.

В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами
следует соблюдать следующие правила строповки:


при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток;


под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, двутавр) необходимо
подкладывать подкладки. При этом необходимо учитывать расположение центра
тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить
возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно
таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных
частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого
строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не
менее чем в двух местах;


не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены
так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими
концами за встречающиеся на пути предметы.

Для изготовления подкладок под острые углы металлических грузов могут быть
использованы самые разнообразные материалы и отходы производства (рис. 1) **: дерево, резиновые трубы и согнутые угольники,
отходы резинотканевых шлангов, плоских ремней, транспортерной ленты.

Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого
предназначенной таре; при этом должна исключаться возможность выпадения
отдельных грузов.

Груз, грузозахватное приспособление или тару при их горизонтальном перемещении
следует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути
оборудования, строительных конструкций и других предметов.

Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место,
где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания
устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно
уложены соответствующей прочности подкладки для того, чтобы стропы могли быть
легко и без повреждения извлечены из-под груза.

При работе грузоподъемной машины не допускаются подъем груза, засыпанного
землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, а также
освобождение с применением грузоподъемной машины защемленных стропов, канатов,
цепей.

Подлежат ли ремонту текстильные стропы?

Несмотря на высокую функциональность текстильных строп, ремонту и восстановлению они не подлежат. Согласно требованиям РД24-СЗК-01-01, при обнаружении на данных такелажных приспособлениях рваных строчек, ожогов кислотой или щёлочью, следов обугливания или плавления, а также порезов, разрывов или заеданий они должны быть немедленно сняты с эксплуатации. Важным моментом является учёт износа и удлинения инвентаря за пределами норм, указанных производителем. Тщательной проверке подвергается не только сам строп, но и прилагаемая к нему фурнитура: она ни в коем случае не должна быть деформирована.

Характеристики и свойства текстильных строп

Длиной стропа считается длина свободного отрезка ленты между петлями. Измеряется он в метрах. Этот размер определяет технологические возможности строповки.

Ширина строп текстильных ленточных плоских варьируется от 30 до 300 мм. На данный показатель напрямую влияет грузоподъёмность изделия. Стропы, выдерживающие нагрузку до 1 тонны, имеют ширину 30-50 мм. Модели, применяемые для работы с грузами до 2 тонн, обычно шириной 60-65мм. , до 3 тонн – 85-100 мм. и т.

Нынешние возможности производства позволяют увеличивать грузоподъёмность строп, не увеличивая их ширину. Достигается это за счёт сшивания одновременно нескольких слоёв ленты. Количеством сшитых слоёв определяется гибкость и прочность такелажных изделий.

Грузоподъёмность

Грузоподъёмность СТ измеряется в пределах от 0,5 до 20 тонн. В сфере такелажных работ утверждена определённая система цветового кодирования. Она предполагает, что текстильные стропы окрашены в разные цвета, согласно присвоенной им максимальной рабочей нагрузке. Зависимость показателей можно проследить в таблице:

Цвет стропаНагрузка, (тонны)

Фиолетовый1
Зеленый2
Желтый3
Серый4
Красный5
Коричневый6
Синий8
Оранжевыйболее 10

В реальных же условиях эксплуатации испытываемые такелажными приспособлениями нагрузки могут зависеть от способов строповки, количества закрепляемых стропов и мест их крепления к крюкам грузоподъёмного оборудования, угла наклона ветвей к вертикали и их длины, веса груза и пр. Поэтому зачастую грузоподъёмность стропа определяется с учётом различных коэффициентов (от 0,8 до 2) и вспомогательных величин.

Вес

Вес текстильных строп заметно отличается от веса подобных приспособлений, изготовленных из каната или цепей. При равной грузоподъёмности он гораздо меньше.

Запас прочности текстильных строп

При маркировке СТ, как ленточных, так и круглопрядных, обязательно указывается коэффициент запаса прочности изделия. Встречаются ТС с запасом прочности 6:1, 7:1, а иногда и 8:1. Расшифровка этого показателя: прочность стропа на разрыв в 6/7/8 раз соответственно превышает заявленный производителем предел рабочей нагрузки. Однако, ни при каких авралах не следует загружать стропы выше номинальной грузоподъёмности, в первую очередь, из соображений безопасности. На прочность приспособлений непосредственное влияние оказывает ударная и боковая нагрузка.

Влияние угла наклона стропа на его грузоподъёмность

Если во время подъёма груза задействованный строп находится под углом, это негативно отражается на его грузоподъёмности. За счёт образования дополнительного натяжения ветвей стропа этот показатель заметно снижается.

Допустимыми в работе считаются углы до 90° (ни в коем случае не более 120°). При угле до 90° на каждую ветвь стропа приходится нагрузка, равная 71% веса груза. Если при подъёме угол составляет более 120°, нагрузка, оказываема на ветвь стропа, приравнивается уже к полному весу груза. Прослеживается прямая зависимость между возрастанием разрывного усилия на каждую ветвь стропа и увеличением угла между ними.

Сроки эксплуатации, правила осмотра, выбраковки, хранение, защита

Нужно чётко понимать разницу между сроком годности текстильных строп и сроком их эксплуатации (службы). Срок годности – определённый промежуток времени, в продолжение которого приспособление может адекватно функционировать. Обычно срок годности приравнивается производителями к гарантийному сроку и составляет от полугода до года. Если изделия хранятся дольше указанного срока, перед вводом в эксплуатацию их необходимо подвергнуть испытанию двойной нагрузкой в течение 10 минут.

Средний реальный срок службы ленточного текстильного стропа, активно используемого в одну рабочую смену, составляет 3 месяца. Этот показатель напрямую зависит от ряда условий:

  • интенсивности использования инвентаря;
  • погодных условий при эксплуатации;
  • характера окружающей среды;
  • соблюдения специалистами правил по эксплуатации изделия.

Для того, чтобы избежать намеренных повреждений стропа, сохранить такелажное приспособление в функциональном состоянии до окончания срока его службы необходимо:

  • Исключить перемещение стропа по поверхности груза во время проведения работ.
  • Исключить принудительное вытаскивание ленты из-под груза, её волочение по поверхности (земли или настила), наезд на строп транспорта.
  • Оградить ТС от сильного теплового воздействия, воздействия «брызг» от сварки.
  • Исключить использование в грузоподъёмных работах крюков и скоб, имеющих ярко выраженные шероховатости и заусенцы.
  • Следить за тем, чтобы при поднятии груза стропы находились в расправленном состоянии, не перекручивались между собой.
  • Обеспечить оптимальные условия для перемещения и хранения строп.

Для продления срока службы текстильных строп в процессе их эксплуатации могут быть использованы следующие виды защиты:

  • Защитные чехлы (съёмные и несъёмные) из текстильной ленты, полиуретана и смешанного состава;
  • Накладки, как съёмные, так и пришиваемые к телу стропа (материал – текстиль или полиуретан);
  • Пластиковые кромкозащитные углы, надеваемые непосредственно на острые грани груза.

Выбор защиты текстильных строп напрямую зависит от типа перемещаемого груза, типа применяемого в работе оборудования и условий эксплуатации строп.

Перед началом такелажных работ специалисты обязаны осмотреть грузовые стропы на предмет их целостности и при необходимости произвести выбраковку непригодных к эксплуатации приспособлений. Проверке подвергаются ленты, скобы, и соединительные элементы строп. Особое внимание уделяется исправности защёлкивающихся механизмов. Правила проведения подобных проверок строго регламентированы нормативными документами. Приспособления должны осматриваться стропальщиками перед каждым применением (редко используемые – непосредственно перед выдачей с проведением испытанием на прочность двукратной нагрузкой в течение 10 минут), ответственными должностными лицами – раз в 10 дней.

Непригодными к работе считаются текстильные стропы, имеющие пятна любого размера от кислоты или щёлочи, трещины, порезы, прожоги, разрывы, расслоение материала более, чем на 200 мм. по центру и 100 мм. по краям.

Хранение строп должно осуществляться в строгом соответствии с рекомендациями РД 220-14-98. Документ предполагает предоставление под хранение чистых проветриваемых помещений с невысокой влажностью воздуха, с наличием полок из некоррозийных материалов. Стропы необходимо беречь от воздействия высоких температур и прямого ультрафиолетового излучения. Отбраковка должна храниться строго отдельно от пригодных для работы строп.

Оборудование, на котором осуществляется проверка

Перечень оборудования, на котором необходимо выполнять контроль за состоянием строп, перечислен в нормах российского законодательства. В случае игнорирования порядка проведения, предусматривается административная ответственность.

Регулярная проверка строп повышает уровень безопасности грузов и наемного персонала. Контроль нужно проводит в четко прописанные сроки осмотра стропов. Необходимо качественное обслуживание для таких приспособлений, которые проверяют надежность строп. Страховочный канат или строп может оборваться, что причинит не малый ущерб на рабочем объекте. По этой причине, многие руководители не экономят на том, чтобы качественно обслуживать проверочные системы.

https://youtube.com/watch?v=0wl7_rAgby8%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque

ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

Для проверки
соответствия стропов требованиям настоящего РД предприятие должно проводить
приемосдаточные испытания.

При испытаниях каждый
строп проверяют на соответствие требованиям пп. 1, 2. 6, 2. 1, 2. 2 и
3.

Каждый строп должен быть испытан статической нагрузкой, превышающей
грузоподъемность этого стропа на 25 %.

Элементы стропов (крюки, соединительные звенья, ветви стропов и др. ) при их
серийном изготовлении для поставки на предприятия, производящие стропы,
подлежат испытанию статической нагрузкой, превышающей номинальную
грузоподъемность элемента на 75 %, на предприятии-изготовителе. Испытанию
подвергают не менее 2 % от каждой партии изготавливаемых элементов, но не менее
2 единиц.

Допускается испытывать
указанные элементы непосредственно в составе стропа соответствующей
грузоподъемности.

При индивидуальном
изготовлении подлежат испытанию элементы каждого стропа или каждый строп.

При статических
испытаниях стропов и их элементов визуально проверяют отсутствие остаточных
деформаций и трещин на внешних поверхностях элементов, повреждений канатных
ветвей, а также смещения канатов в креплениях.

Каждый цепной строп
должен быть проверен на соответствие требованиям пп. 1, 2. 2 и 2.

Каждый канатный строп
должен быть проверен на соответствие требованиям пп. 3 — 2. 5, 2. 1, 2. 5 —
2.

Крюки должны
проверяться на соответствие требованиям пп. 8, 2. 11 и 2.

На соответствие требованиям
п. 11
должны проверяться все заготовки крюков, изготовленные свободной ковкой, и
первая и последняя заготовки из партии, изготовленной горячей штамповкой.

Партия заготовок должна
состоять из изделий одного типоразмера, изготовленных из металла одной плавки,
на одном штампе и совместно прошедших термообработку.

При изготовлении крюков
свободной ковкой или штамповкой материалы должны проверяться на соответствие
предела текучести и относительного удлинения нормативным значениям в объеме,
установленном в табл.

Зависимость
числа проверяемых заготовок крюков от размера партии

Размер
партии
Число заготовок

До 6
1

От 6 до 30
2

От 30 до 200
3

Свыше 200
5

Образцы для испытаний
крюков, изготовленных свободной ковкой, должны вырезаться из припуска заготовки
крюка, а изготовленных горячей штамповкой — из тела крюка.

Временное сопротивление
разрыву и ударную вязкость стали следует проверять по требованию потребителя.

На соответствие
требованиям п. 3 должно проверяться не менее 2 % от партии
подвергающихся сварке элементов.

На соответствие
требованиям пп. 10 и 2. 14 следует проверять не
менее 10 % деталей.

На соответствие
требованиям п. 12 следует проверять все детали.

Алюминиевые втулки
проверяют на соответствие требованиям п.

Для элементов,
подвергающихся выборочной проверке, при получении неудовлетворительных
результатов по какому-либо из показателей должна производиться повторная
проверка по этому показателю удвоенного числа образцов, взятых из той же партии.

При неудовлетворительных
результатах повторной проверки партию бракуют.

ФОРМА
ПАСПОРТА СТРОПА

Паспорт
_________________________ (наименование стропа)

на изготовление стропа №
___ от

«__» ______________ 19__
г.

(наименование и адрес органа,
выдавшего разрешение на
изготовление стропа)

Грузоподъемность стропа.

Номер нормативного документа (технологической
карты).

Обозначение стропа по РД 10-33-93, или по
нормативной документации изготовителя.

Товарный знак (эмблема) предприятия-изготовителя
стропа.

Наименование изготовителя, его адрес.

Чертеж стропа с указанием длины стропа.

Масса стропа.

Порядковый номер стропа по системе изготовителя.

Год и месяц выпуска стропа.

Дата испытаний стропа.

Результаты испытаний.

Гарантийный срок.

Условия, при которых может эксплуатироваться
строп:

наименьшая температура окружающего воздуха, ° С

наибольшая температура перемещаемого груза, ° С

Подпись руководителя
предприятия-изготовителя

(цеха), или начальника ОТК

Печать, дата
изготовления стропа.

Примечания: 1. Паспорт должен постоянно
храниться у владельца стропа.

При
поставке партии однотипных стропов допускается изготавливать один паспорт на
всю партию. При этом в нем должны быть указаны все порядковые номера стропов,
входящих в данную партию.

(ISO 780:2015, NEQ)

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1. 0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1. 2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

  • 1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией содействия охране окружающей среды и борьбе с экологическими правонарушениями «Инновационные экологические проекты» (Ассоциация «ИЭП»)
  • 2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 223 «Упаковка»
  • 3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 июля 2021 г. № 59)

За принятие проголосовали:

  • 4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2021 г. № 966-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34757—2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 мая 2022 г.
  • 5 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения международного стандарта ISO 780:2015 «Упаковка. Транспортная упаковка. Графические обозначения, применяемые для обработки и хранения упаковки» («Packaging — Distribution packaging — Graphical symbols for handling and storage of packages». NEQ)
  • 6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
  • 7 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 51474—99*

Информация о введении е действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изме-нений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в зтих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге ^Межгосударственные стандарты»

* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2021 г. N? 966-ст национальный стандарт ГОСТ Р 51474—99 отменен с 1 мая 2022 г.

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

1 Область применения

Упакованная продукция часто маркируется графическими обозначениями, указывающими на способ обработки грузов, на языке страны происхождения. Такие обозначения могут обеспечить сохранность упакованной продукции на территориях, использующих один и тот же язык, но очень часто они малозначимы для грузов, отправляемых в страны, где говорят на других языках, или через такие страны. где они полностью непригодны, если грузы обрабатывают неквалифицированные работники.

Графические обозначения дают наилучшую возможность передачи намерения грузоотправителя и его пожеланий и, следовательно, уменьшают убытки и повреждения вследствие некорректной обработки грузов. Графические обозначения помогают обеспечить безопасность работников, которые могут не знать такую важную информацию, как структура, центр тяжести, характеристики и прочность продукции и ее упаковки при обработке грузов.

В случае, если транспортная упаковка груза повреждена и может не выдержать обычных погрузочно-разгрузочных работ до момента доставки в пункт назначения, то. в соответствии с условиями договора перевозки (договора хранения), необходимо принять решение, стоит ли прекратить транспортирование или хранение или продолжать использование упаковки, нанеся соответствующие графические обозначения на нее. Настоящий стандарт частично допускает рукописное нанесение обозначений, таким образом соответствующую информацию можно добавить на месте, чтобы выполнить необходимые работы.

УПАКОВКА Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами Distribution packaging. Graphical symbols for handling and storage of packages

Дата введения — 2022—05—01

Настоящий стандарт устанавливает ряд графических обозначений (графических знаков), принятых для маркировки транспортной упаковки грузов в цепи поставок продукции и необходимых для отображения порядка обработки грузов.

Настоящий стандарт распространяется на упаковку любой продукции (любых грузов), кроме опасных грузов.

  • 2 Нормативные ссылки
  • 8 настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:

ГОСТ 17527 Упаковка. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации. метрологии и сертификации (www. easc. by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайгах соответствующих национатъных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после лржятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана осыпка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

  • 4 Графические обозначения4.1 Общие положения
  • 4.1 Общие положения

В целях обеспечения безопасной, надлежащей и эффективной обработки грузов необходимо учитывать изображение, цвет, размер, количество и местоположение графических обозначений (графических знаков).

Для грузов в крупногабаритной упаковке графические обозначения следует наносить посредством трафарета непосредственно на упаковку либо допускается их нанесение на этикетку (ярлык). Рекомен-дуется, чтобы графические обозначения были напечатаны, выполнены в виде цветного рисунка или воспроизведены иным способом е соответствии с требованиями настоящего стандарта. Не рекомендуется обводить знаки контуром.

Графический дизайн каждого знака должен иметь лишь одно значение. Знаки разрабатывают таким образом, чтобы их можно было наносить по трафарету, не изменяя их изображение. Изменение графического обозначения допускается в целях улучшения формы трафарета.

Цвет, используемый для графических обозначений, должен быть черным.

Если цвет упаковки такой, на котором не будет отчетливо видно черное графическое обозначение, необходимо предусмотреть контрастный фон. предпочтительно белого цвета.

Не рекомендуется применять такие цвета, как красный, оранжевый, желтый, использование которых может быть ошибочно воспринято как маркировка опасных грузов.

Для стандартных целей габаритная высота графических обозначений (графических знаков) должна составлять 100. 150 или 200 мм.

Однако, в зависимости от размера и формы упаковки допускается увеличение или уменьшение размера графических обозначений, при условии сохранения их четкости.

Допускается изменение горизонтальных и/или вертикальных пропорций в целях улучшения четкости графических обозначений, при условии сохранения первоначального значения.

Для графических обозначений под номерами 1. 10 и 13 место нанесения на упаковку указано в разделе 5.

  • 5 Значение графических обозначений и требования к ним5.1 Общие положения
  • 5.1 Общие положения

Значение и требования по каждому знаку необходимо указывать на транспортной упаковке груза путем использования соответствующих графических обозначений, приведенных в таблицах 1—6.

Для графических обозначений под номерами 4. 5, 6. 17 и 18 допускается рукописное нанесение запрещающего знака.

Для графических обозначений под номерами 16 и 17 количество «п» также может быть скорректировано вручную.

Таблица 1 — Графические обозначения, используемые для грузов в крупногабаритной упаковке

Номер и наименование знака

№ 1 Центр тяжести

№ 2 Место строповки

Значение — центр тяжести транспортной упаковки груза, который обрабатывают как грузовую единицу.

  • • это обозначение обязательно для маркировки тяжелых грузов:
  • • по возможности это графическое обозначение необходимо размещать на всех шести сторонах, но не менее чем на четырех боковых сторонах относительно фактического расположения места центра тяжести:
  • • данное графическое обозначение необходимо наносить в соответствующих местах для того, чтобы точно и в полном объеме передать значение.
  • 1 При опрокидывании тяжелых грузов во время погрузочно-разгрузочных работ может быть повреждена не только продукция, но и рабочие могут получить травмы, в том числе опасные для жизни.
  • 2 Для определения положения канатных строп на упаковке необходимо найти центр тяжести груза, а также знать усиленную конструкцию решетчатого ящика

Значение — канаты и цепи должны располагаться в указанных местах для обеспечения подъема транспортной упаковки груза.

•данное(ыв) графичесжое(ие) обоэнамемие(я) должно(ы) располагаться таким образом, чтобы упаковку можно было удерживать в гориэонтагъном положении:

Примечание — Если решетчатый ящик поднимают с помощью крана при неправильном размещении канатных строп, элемент верхней рамы ящика или нижние полозья разрушатся и в результате произойдет падение

Графические обозначения, используемые для грузов в упаковке среднего и малого размеров

Таблица 2 — Графические обозначения, используемые для грузов е упаковке среднего и малого размеров. для всех типов обработки грузов

Пример расположения знаков рядом с верхним левым углом на четырех вертикальных сторонах:

№ 3 Хрупкое. Осторожно

Значение — содержимое транспортной упаковки груза — хрупкое, поэтому требует осторожного обращения.

  • — в основном данное графическое обозначение располагают либо около левого, либо около правого верхнего утла на всех четырех вертикальных сторонах упаковки;
  • — если места для расположения графических обозначений на всех четырех сторонах упаковки недостаточно. они должны располагаться, как минимум, в верхних углах двух противоположных сторон;
  • — использование данного графического обозначения ограничивается хрупкими товарами, которые не могут быть защищены с помощью обычной упаковки:
  • — данное обозначение необходимо использовать в указанной ориентации

Таблица 3 — Графические обозначения, используемые для грузов в упаковке среднего и малого размеров, для обработки грузов вручную

Номер и наименование знакаГрафическое обозначениеЗначение и требования№ 4 Крюками не братьГ / 3L JЗначение — запрещено применение крюков при поднятии груза. Требования:■ использование данного графического обозначения ограничивается случаями, когда его применение необходимо;- запрещающий знак может быть рукописнымNe 5 Подъем ручной тележкой запрещаетсяГ «1L JЗначение — запрещено применять ручную тележку с этой стороны транспортной упаковки груза при подъеме и обработке. Требования:- использование данного графического обозначения ограничивается случаями, когда его применение необходимо:• запрещающий знак может быть рукописным

Таблица 4 — Графические обозначения для механизированной обработки грузов

Номер и наименование анакаГрафическое обозначениеЗначение и требования№ 6 Вилочные погрузчики не применятьГ 1Значение — груз не допускается поднимать или перемещать с помощью вилочных погрузчиков или аналогичного подъемного оборудования. Требования:- использование данного графического обозначения ограничивается случаями, когда его применение необходимо. — запрещающий знак может быть рукогмснымN4 7 Не зажиматьГ ПL JЗначение — транспортную упаковку груза не следует зажимать по указанным сторонам при обработке с помощью грузоподъемного оборудования зажимного типа. Требования:• данное графическое обозначение используют, когда необходимо обозначить место, которое запрещено зажимать:• запрещающий знак может быть рукописным№ 8 Зажимать здесьГ “1L JЗначение — необходимо применять зажимы в указанных местах транспортной упаковки груза при обработке с использованием грузоподъемного оборудования зажимного типа. Требования:- брать зажимами следует только маркированную соответствующим образом упаковку;• данное графическое обозначение размещают на противоположных сторонах транспортной упаковки груза таким образом, чтобы оно находилось в зоне видимости оператора погрузчика с зажимным устройством, подъезжающего для выполнения операции;• данное графическое обозначение не следует размещать на тех сторонах упаковки, которые планируется захватывать зажимами;• данное графическое обозначение следует использовать для обозначения места, где следует брать груз зажимами

Графические обозначения, используемые как при транспортировании, так и при хранении, указа* ны в таблице 5.

Таблица 5 — Графические обозначения, используемые как при транспортировании, так и при хранении

Номер и наименование знакаГрафическое обозначениеЗначение и требования№ 9 Не катитьГ ж J «1LЗначение — груз не следует катить или переворачивать. Требования:• использование данного графического обозначения ограничивается случаями, когда его применение необходимо:• запрещающий знак может быть рукописным№ 10 Беречь от влагиГ <4 “*L. ** JЗначение — груз необходимо беречь от попадания влаги и держать в сухом месте. Требования:• использование данного графического обозначения ограничивается случаями, когда его применение необходимо;• данное обозначение необходимо использовать в указанной ориентацииNo 11 Беречь от солнечных лучейL. » JЗначение — груз следует защитить от попадания солнечных лучей. Требования:• использование данного графического обозначения ограничивается случаями, когда его применение необходимо;• данное обозначение необходимо использовать в указанной ориентацииNe 12 Защитить от радиоактивных источниковГ «1** L. * JЗначение — содержимое грузовой единицы может быть повреждено или прийти в полную негодность из-за проникновения радиоактивного излучения. Требования:• использование данного графического обозначения ограничивается случаями, когда его применение необходимо:• данное обозначение необходимо использовать в указанной ориентации

Графические обозначения, используемые при хранении, указаны в таблице 6.

Таблица 6 — Графические обозначения, используемые при хранении

Комер и наименование знакаГрафическое обозначениеЗначение и требования№ 18 Штабелирование запрещеноГ “1L JЗначение — штабелировать груз запрещается. На груз в транспортной упаковке запрещается класть другие грузы. Требования:• е целях обеспечения качества транспортирования и хранения груза, при обнаружении повреждения упаковки рекомендуется на месте вручную добавлять запрещающий знак:• запрещающий знак может быть рукописным;• данное обозначение необходимо использовать в указанной ориентации

УДК 621. 669. 82:674:006. 354

МКС 55. 020

Ключевые слова: транспортная упаковка, маркировка, указывающая на способ обращения с грузами

Редактор Н. Таланова Технический редактор В. Прусакова Корректор HjA. Королева Компьютерная верстка ЛА. Круговой

Сдано а набор 15. 2021. Подписано а печать 29. 2021 Формат 60&gt;84Ч. Гарнитура Ариал Усл. печ. 86 Уч. -им

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичной исполнении о ФГБУ «РСТ».

117418 Москва. Нахимовский пр-т. www. goslrnfo

Маркировка, обозначение, цвет, расшифровка

В соответствии с требованиями безопасности, R D 220-12-98 и его поправок

Каждый строп имеет маркировочную бирку (см. фото), на которой обязательно указывается следующая информация:

  • производитель (товарный знак и адрес);
  • условное обозначение (с указанием типа стропа);
  • грузоподъёмность (подчас этот показатель зависит от способа строповки);
  • длина изделия (от петли до петли);
  • материал-основа;
  • дата изготовления/дата испытаний;
  • нормативно-техническая документация (учитываемые в производстве стандарты качества).

Маркировка обязательна для любых видов строп. Её отсутствие является причиной отбраковкой изделия по причине небезопасности его эксплуатации.

Цвет износоустойчивой бирки указывает на тип материала, который был использован при производстве стропа: синий – полиэстер (PES), зелёный – полиамид (PA), коричневый – полипропилен (PP).

БИРКИ
МАРКИРОВОЧНЫЕ

Все стропы, согласно п. 1
настоящего РД, должны иметь маркировочные бирки.

Бирки рекомендуется
выполнять из стальных листов — марка стали Ст3 по ГОСТ 380, толщина
1 — 1,5 мм.

Крепежные кольца для
навешивания бирок на строп рекомендуется выполнять из проволоки по ГОСТ
9389 III класса, нормальной точности, диаметром 2 — 3 мм.

Размеры бирок и колец для
стропов грузоподъемностью до 3,2 т приведены на рис. 1, а и П. 2, а, для сторопов грузоподъемностью свыше
3,2 т — на рис. 1, б
и П.

В соответствии с требованиями безопасности, R D 220-12-98 и его поправок

В соответствии с требованиями безопасности, R D 220-12-98 и его поправок

а — для стропов грузоподъемностью до 3,2
т, б — свыше 3,2 т

В соответствии с требованиями безопасности, R D 220-12-98 и его поправок

В соответствии с требованиями безопасности, R D 220-12-98 и его поправок

Рис. Кольца крепежные:

а — для стропов грузоподъемностью до 3,2 т, б — свыше 3,2 т

Бирки
рекомендуется крепить к звену стропа, навешиваемому на крюк крана, при помощи
крепежного кольца или вплетать в канат универсального стропа.

Надписи на бирках следует
выполнять ударным способом. Для стропов грузоподъемностью до 3,2 т следует
применять шрифт 3-ПР 3 по ГОСТ
26. 020, для стропов грузоподъемностью свыше 3,2 т — шрифт 5-ПР 3 по ГОСТ
26. 020.

Если бирка утрачена и
необходимая информация не нанесена на концевом звене, то строп должен быть
изъят из эксплуатации.

Строп текстильный кольцевой

Грузоподъемность (т): От 1,0т до 6,0т

Наименование: Строп кольцевой

Примечание: Текстильный

Цепные грузозахватывающие приспособления представляют собой одну или несколько закреплённых на одном кольце цепей из сварных стальных звеньев. Они долговечны, устойчивы к высоким температурам и агрессивным средам. Цепные стропы не пружинят, не растягиваются, не боятся предметов с острыми кромками. Длину цепных стропов в случае необходимости можно уменьшить с помощью специальных приспособлений. Единственным минусом этой разновидности крепежа является невозможность использовать его при перемещении легкоповреждаемых грузов.

Чтобы стропальщик мог подобрать стропы с учётом веса, разновидности и объёма перемещаемого груза, на бирке, которая обычно крепится к канату, ленте или цепи, производитель грузозахватного приспособления указывает: номер изделия, из какого материала оно изготовлено, количество ветвей. Так, например, маркировкой 4СЦ будет обозначен цепной строп с четырьмя ветвями. 4СК на бирке означает, что перед вами строп канатный четырёхветвевой. На цепном изделии с одной замкнутой ветвью будет стоять СЦ1ВЗ. На бирке универсального кольцевого стропа вы прочтёте аббревиатуру УСЦ, если он цепной, и УСК, если канатный.

У текстильных стропов также своя маркировка. Строп текстильный кольцевой обозначается аббревиатурой СТК. СТП на бирке означает, что вы купили строп текстильный петлевой. На качественном изделии обязательно будет указываться также грузоподъёмность, класс прочности, длина, название завода-изготовителя и дата заводского тестирования.

Стропальщиком может стать прошедший медицинское освидетельствование человек, достигший совершеннолетия. Чтобы иметь право обвязывать и перемещать грузы с паре с крановщиком, он должен пройти специальное обучение и получить удостоверение, подтверждающее, что он аттестован комиссией, в составе которой был инспектор Ростехнадзора. Допущенный к работе стропальщик обязан знать особенности работы крана, к крюку которого ему придётся крепить груз, владеть знаковой сигнализацией для обмена сигналами с машинистом крана, соблюдать технику безопасности и выполнять следующие правила:

  • Прежде чем крепить груз, необходимо проверить исправность стропа и убедиться, что он обладает достаточной грузоподъёмностью.
  • Железобетонные изделия, контейнеры и оборудование закрепляют канатами и цепями за все имеющиеся петли.
  • Для перемещения мелкоштучных и сыпучих грузов с помощью крана их упаковывают в специально предназначенную для этого тару.
  • Для крепления грузов нельзя использовать срощенные стальные канаты с узлами или петлями.
  • Стропы накладывают на основной массив подлежащего перемещению объекта. Стропальщик должен закрепить стропы так, чтобы при подъёме груза крюк находился над ним.

При использовании грузозахватных приспособлений, конструкция которых состоит из нескольких ветвей, нагрузку необходимо распределять равномерно. Угол между канатами или цепями не должен превышать 90°. По окончании работ стропальщик обязан освободить крюк крана от стропов, собрать грузозахватные приспособления, проверить их целостность, очистить от грязи, смазать и убрать на хранение.

Цепной четырёхветвевой строп восьмого класса прочности грузоподъёмностью от 2,4 до 17 т и длиной от 1 м можно навешивать на крюк подъёмного крана. Используется он для подъёма и транспортировки грузов с нестандартной формой или острыми краями.

Текстильный кольцевой строп из плоской ленты, выполненной из полиэстера, способен выдержать нагрузку от 1 до 6 т. С его помощью удобно транспортировать окрашенные и легкоповреждаемые грузы, чтобы сохранить форму, структуру или для покрытие которых предпочтителен «мягкий» захват.

Стальной канатный двухветвевой строп грузоподъёмностью от 630 кг до 20 т применяется для подъёма и перемещения грузов кранами, в процессе погрузки-разгрузки на складах и промышленных площадках, при выполнении строительно-монтажных работ. Выдерживает резкие динамические нагрузки.

«Строймашсервис» является официальным дилером многих заводов-изготовителей, поэтому мы можем предложить вам по выгодной цене не только большой выбор грузоподъёмных строп, но и практически любое строительное оборудование и материалы. Купленный вами товар мы доставим в любую точку России.

Оцените статью
Маркировка-Про