Возрастная маркировка библиотеки

Госдума приняла закон об отмене возрастной маркировки на литературных произведениях, включенных в школьную программу по литературе, и на главных книгах четырех традиционных для России религий: Библии, Коране, Танахе и Ганджуре. Добиться смягчения правил маркировки для произведений литературы и искусства в целом депутатам не удалось, хотя первоначально предполагалось именно это.

«Мы сегодня закрываем очень долгую, и, на мой взгляд, очень важную историю», — заявила, докладывая 15 декабря о результатах доработки текста законопроекта ко второму чтению один из его авторов, глава думского Комитета по культуре Елена Ямпольская («ЕР»). И подвела, по её словам, «сухой итог».

История принятия закона действительно была долгой, а итог действительно оказался «сухим».

Внесенная солидной группой депутатов из всех думских фракций инициатива о некотором пересмотре правил возрастной маркировки в отношении произведений литературы и искусства Госдума приняла в первом чтении ещё в 2019 году, то есть в прошлом созыве.

Действующие правила маркировки, прописанные в законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», предусматривают несколько степеней, если можно так выразиться, защиты: 0+. 6+, 12+, 16+ и 18+. Эти правила авторы законопроекта сочли избыточными: они говорили об абсурдных ситуациях, когда в книжных магазинах продавались Библия и Коран с маркировкой «16+», а также книги Виктора Астафьева, Михаила Шолохова и русских поэтов из школьной программы с аналогичным знаком или даже помеченные как «18+».

Что же предлагалось в принятом в первом чтении документе?

Сейчас маркировке по закону и так вроде бы не подлежит информационная продукция, «имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества». Но кто и на основании каких критериев должен эту ценность определять — непонятно. Депутаты хотели наделить полномочием выработки соответствующих критериев правительство. Это во-первых.

Никаких изменений в перечень опасной и потому запретной для детей информации вносить не предполагалось. (Кстати, с тех пор этот перечень ещё больше расширился. Буквально в последние недели «18+» стала информация, «демонстрирующая» нетрадиционные сексуальные отношения или «предпочтения», а также та, что может побудить к смене пола: раньше была запретной лишь та, что нетрадиционные сексуальные отношения пропагандировала. А ещё — всё то, что написано, спето, создано, сыграно гражданами, которых российские власти признали «иностранными агентами».)

После принятия в первом чтении законопроект четыре года обсуждался разными заинтересованными инстанциями и депутатами в рамках комитета и специально созданной в Госдуме рабочей группы во главе с первым вице-спикером Александром Жуковым («ЕР»), напомнила г-жа Ямпольская. Проведено «множество совещаний», «процесс согласования был очень сложным»,- признала она.

В октябре 2020 года тема маркировки произведений литературы и искусства был поднят на заседании Совета по культуре и искусству при президенте РФ. По итогам мероприятия Владимир Путин в январе 2021 года дал поручение Госдуме при участии правительства «рассмотреть вопрос о возможности уточнения механизмов законодательного регулирования доступа детей к информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, в том числе путём закрепления в законодательстве Российской Федерации критериев отнесения информационной продукции к информационной продукции названной категории». Срок исполнения — до 1 мая 2021 года.

Что получилось в итоге?

Осталась ужесточающая нынешние правила норма: в прокатных удостоверениях фильмов обязательно должна быть информация о запрете распространения либо об ограничении распространения среди детей.

А ещё из-под действия закона выводятся главные религиозные книги признанных в России традиционными религий: христианства (Библия), ислама (Коран), иудаизма (Танах) и буддизма (Ганджура).

Уполномочен следить за тем, насколько любая информационная продукция в стране соответствует требования закона о защите детей от вредной информации, у нас Роскомнадзор.

О том, какие ещё, кроме Минпросвещения, органы и структуры участвовали в доработке текста законопроекта, г-жа Ямпольская не сказала. Но, по сведениям «МК», свою позицию отстаивали Минкультуры, Роскомнадзор, Уполномоченный по правам ребенка в РФ (сначала это была ставшая сейчас вице-спикером Госдумы Анна Кузнецова, а потом — Мария Львова-Белова), советник президента по культуре и искусству Владимир Толстой, а против более существенных смягчения требований по маркировке произведений литературы и искусства выступал, в частности, как раз Роскомнадзор.

«Вокруг этого законопроекта развернулась страшная борьба», — сказала в разговоре с «МК» один из авторов инициативы, первый замглавы думского Комитета по культуре Елена Драпеко («СР»). Противники его принятия, по её словам, «заявляли, что ребенок и то, и это не должен видеть, что это его травмирует», а в той экспертной группе, которая сейчас занимается экспертизой произведений искусства, подходят к произведениям «только с одной точки зрения: а вдруг там целуются? вдруг кто слово какое не то сказал?». Г-жа Драпеко назвала такой подход «махровым ханжеством, которое расцвело и мешает людям жить». Поэтому пока, признала она, удалось добиться лишь освобождения от обязательной возрастной маркировки литературы из школьной программы и религиозной литературы. Важным нововведением она считает возможность привлечения в качестве экспертов культурологов и искусствоведов.

Совет Федерации может одобрить закон на следующей неделе. В силу он вступит через 10 дней с момента опубликования после подписи президента. Скорее всего, это будет уже в начале января.

С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данный Закон распространяется на всех, кто по определению п. 12 ст. 2 осуществляет «оборот информационной продукции»: издатели, книготорговцы и библиотеки. Сегодня нам необходимо решить, как мы будем внедрять нормы Закона № 436-ФЗ  в практику.

1. В понятийном аппарате Закона № 436-ФЗ отсутствуют определения понятий «распространитель информационной продукции» и «производитель ин­формационной продукции». Исходя из норм закона, и издатели, и книготор­говцы, и библиотеки могут одновременно выступать как в роли производителей, так и распространителей информационной продукции. А значит, согласно п. 1 ст. 6 они обязаны самостоятельно заниматься ее возрастной классификацией до начала оборота — предоставления или распространения, включая продажу, выдачу из библиотечных фондов, размещение в информационно-теле­коммуникационных сетях и т. д.Отсутствие в Законе № 436-ФЗ разграничения зон ответственности между «производителем» и «распространителем» информации обязывает общедо­ступные библиотеки проводить возрастную классификацию всего библио­течного фонда.

2. В понятие «информационная продукция» (п. 5 ст. 2) включены и печатная, и аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, базы данных, а также продукция средств массовой информации, которыми комплектуются библиотеки.В соответствии с нормами Закона № 436-ФЗ возрастной маркировки требует вся информационная продукция, незави­симо от срока ее поступления в фонды, за исключением печатной, выпущенной в оборот до дня его вступления в законную силу (п. 2 ст. 23).Впрочем, несмотря на то что закон разрешает не размещать знак маркировки на такой печатной про­дукции, выдача документов из библиотечного фонда все равно должна осущест­вляться в соответствии с возрастом, поэтому библиотекам придется либо зани­маться маркировкой каждого документа, либо преодолевать правовые барьеры каким-либо иным способом.

3. Невыполнимые дополнительные требования к обороту информаци­онной продукции — размещение в стенах одной библиотеки отделов, обслужи­вающих детей, и отделов, работающих со взрослыми, на расстояние не менее чем 100 м друг от друга. В пункте 3 ст. 16 Закона № 346-ФЗ установлено, что «инфор­мационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицин­ских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организа­циях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций».Обслуживание взрослых и детей зачастую ведется в стенах одной библиотеки, что противоречит нормам.Согласно ст. 7 Федерального закона № 78-ФЗ «О библиотечном деле» граждане, достигшие 14-летнего возраста и имеющие паспорт, имеют право записаться в библиотеку. Но по возрастной градации, положенной Законом № 436-ФЗ в основу классификации информационной продукции, эти граждане отнесены к категории «дети».

Закон вступил в законную силу, и его неисполнение наказуемо в соответствии со ст. 4.5, 6.17, 13.21, 19.5, 23.1 и 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Не вдаваясь в детали, акцентируем внимание лишь на том, что нарушение норм Закона № 436-ФЗ (если действие не содержит уголовно наказуемого деяния) влечет за собой для юридических лиц наложение значительных сумм штрафа и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В связи с этим игнорировать Закон № 436-ФЗ невозможно, и придется принимать меры по его исполнению.Необходимо принять управленческие решения на тех участках библиотечной работы, которые попада­ют под действие Закона № 436-ФЗ, а именно: комплектование библиотечного фонда, каталогизация, обслуживание пользователей, организация массовых (зрелищных) мероприятий.

Комплектование и каталогизацияНачиная с 1 сентябрям 2012 г. библиотек должны комплекто­ваться документами, снабженными возраст­ной маркировкой.Вопросы маркирования информационной продукции в печатных и сетевых СМИ, информационных агент­ствах, электронных периодических изданиях, распространяемых на электронных носителях, разъяснены в рекомендациях, принятых Роскомнадзором и Минсвязи.

«Рекомендации по применению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной (книжной) продукции» были утверждены Минкомсвязи России 22.01.2013 № АВ-П17-531. В них ответственность за оборот пе­чатной (книжной) продукции без знака информационной продукции или с на­рушением положений о возрастных ограничениях возложена в равной степени на распространителя и на производителя.Ввиду этого библиотекам рекомендуется при заключении договоров с поставщиками печатной продукции включать в эти договоры специальный пункт, который перекладывал бы ответственность за раз­мещение знака информационной продукции на поставщика, а в случае несоблю­дения им этого пункта договора предусматривал требование возместить убытки, понесенные в результате допущенного нарушения.Поскольку механизмы реализации Закона № 436-ФЗ в отношении возрастной маркировки четко не определены, а согласно его нормам библиотеки участвуют в обороте информационной продукции и несут ответственность за наличие воз­растной маркировки на информационной продукции наравне с издателями и книгораспространителями, нам необходимо организовать проведение классификации печатной и аудиовизуальной продукции, поступившей в библиотеку без соответствующего знака после 1 сентября 2012 г. — даты всту­пления Закона № 436-ФЗ в законную силу.

Из-под действия Закона № 436-ФЗ выведена научная, научно-техническая и статистическая информация, а также информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную и культурную ценность. В связи с этим библиотека сама составляет перечень объектов библиотечного фонда, не под­лежащих классификации, и утверждает его внутренним нормативным актом.

Обязанность по размещению знака информационной продукции следует возложить на отдел комплектования или специалистов, занимающихся комплектованием библиотечного фонда.Кроме того, комплектаторам необходимо вменить в обязанность рассылку поставщикам уведомлений об обязательности размеще­ния знака информационной продукции на изданиях, поставляемых в библиотеку. При отсутствии такого знака на изданиях, поступающих в библиотеку, сведения о возрастной классификации должны запрашиваться у поставщика, который указы­вает их в сопроводительных документах.Комплектаторам и каталогизаторам с привлечением специалистов, отвечаю­щих за автоматизацию библиотеки, следует обеспечить наличие знака информа­ционной продукции при создании библиографической записи и формировании электронного каталога библиотеки.

Обслуживание пользователейВыдача изданий, имевшихся в фондах до 1 сентября 2012 г., должна осуществляться в соответствии с возрастной классификацией.Печатные издания, имевшиеся в фондах до 1 сентября 2012 г., не требуют на­личия знака информационной продукции. Тем не менее их выдача из библиотечных фондов должна производиться в соответствии с возрастной классификацией. В связи с этим во исполнение норм Закона № 436-ФЗ при обслуживании пользо­вателей печатные (книжные) издания, имеющие указание на целевую возрастную группу, целесообразно соотнести с соответствующими возрастными категориями, предусмотренными п. 3 ст. 6 и обозначаемыми знаками информационной про­дукции в графической форме согласно требованиям, изложенным в п. 1 ст. 12. Издания для дошкольного возраста (0-6 лет) будут соответствовать знаку инфор­мационной продукции 0+, для младшего школьного возраста (7-11 лет) — 6+, для среднего школьного возраста (12-15 лет) — 12+, для старшего школьного возрас­та (16 и старше) — 16+.Целесообразно также размещать информацию о введенной возрастной клас­сификации информационной продукции на кафедрах выдачи литературы в чи­тальном зале и абонементе.Доступ детей к информации, распространяемой посредством инфор­мационно-коммуникационных сетей (в т. ч. сети Интернет), организуется в соответствии с требованиями ст. 14, в которой основным условием ее предостав­ления является применение технических и программно-аппаратных средств за­щиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.Работ­ники, связанные с обслуживанием пользователей в сети Интернет, должны нести персональную ответственность за информационную безопасность детской чита­тельской аудитории.Если библиотека имеет веб-сайт, зарегистрированный в качестве средства мас­совой информации, то в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона № 346-ФЗ на основном меню сайта обязательно должен содержаться знак возрастной классифи­кации. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно.

Массовые (зрелищные) мероприятияСоблюдать основные положения Закона № 436-ФЗ придется и при организа­ции массовых мероприятий в библиотеке, работа над которыми традиционно начиналась с определения темы, читательского и целевого назначе­ния, формы проведения и т. д. С введением в действие Закона № 436-ФЗ обяза­тельными элементами станут возрастная классификация информации, распро­страняемой посредством зрелищного мероприятия, и нанесение знака информационной продукции при подготовке афиш или иных объявлений о зре­лищных мероприятиях и выставках (п. 6 ст. 11).При этом сама информационная продукция, демонстрируемая посредством зрелищного мероприятия, наличие знака возрастной маркировки не потребует (подп. 4 п. 4 ст. 11).Организация кино- или видеопоказа в библиотеках должна осуществляться в соответствии с порядком, разработанным Министерством культуры РФ.Необходимым условием для проведения зрелищного мероприятия является наличие знака информационной продукции у демонстрируемых кино- или видеофильмов и звуковое сообщение о недопустимости или об ограниче­нии присутствия на такой демонстрации детей соответствующих возрастных категорий перед началом кино- или видеопоказа.

3. При производстве и распространении периодических печатных изданийЗнак информационной продукции указывается: на первой полосе периодического печатного издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационной продукции, распространяемой в данном выпуске периодического печатного издания.В соответствии со ст. 27 Закона РФ «О средствах массовой информации» каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше логотипа издания или шрифтов, используемых на полосе, при этом шрифт знака информационной защиты по начертанию, цвету должен отличаться от основного шрифта и цветных подложек, используемых на первой полосе периодического печатного издания.Выпуск и распространение периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера, допускается без размещения знака информационной продукции.

Нормативно-правовые документы1. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».2. Порядок размещения знака информационной продукции и текстового предупреждения об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании (утв. приказом Министерства культуры РФ от 16.08.2012 № 893).3. Рекомендации средствам массовой информации по применению Федерального закона «О защите дет от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (информационное сообщение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор и Министерства связи и массовых коммуникаций от 04.09.2012).4. Рекомендации по применению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите дет от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной (книжной) продукции (утв. Минкомсвязи России 22.01.2013 № АВ-П17-531).5. Порядок проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей (утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29.08.2012 № 21.

В отношении произведений искусства предлагается отказаться от маркировки «0+», «6+», «12+» или «16+». Сохраняется лишь обязательная маркировка «18+». Такой закон приняла Госдума.

Обязательную «промежуточную» маркировку заменят общие рекомендации, косвенно касающиеся возраста. В частности, появится маркировка «для семейного просмотра», «для дошкольников», «не рекомендовано для детей» или «для детей младшего школьного возраста». Критерии установит кабмин.

При этом ограничения для категории «18+» по распространению среди несовершеннолетних сохранятся.

Также устанавливается, что произведения нельзя будет запрещать детям, если они были включены в обязательную школьную программу по литературе.

Из-под действия закона выводятся основные религиозные тексты традиционных для России религий.

Также без какой-либо маркировки будут показываться фильмы, созданные до 1991 года.

Упрощение системы возрастной маркировки для произведений искусства и литературы позволит избежать неоднозначной трактовки законодательства, заявила автор законопроекта, глава Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская. Так, сейчас формально для детей до 16 лет недоступна почти вся классика отечественной и мировой литературы. Одинаково требуется маркировать «Войну и мир», «Экспресс-газету» или ток-шоу.

Депутат привела в пример «Тихий Дон», который видела в книжном магазине с пометкой «18+», а также Библию и Коран с маркировкой «16+».

«Трансляция фильмов по телевидению также сопряжена с абсурдностью возрастных цензов», — добавила она, приведя в пример ограничение «16+» для «Приключений Буратино» и «Снежной королевы».

Госдума также приняла в первом чтении законопроект о полном госфинансировании отечественных художественных фильмов для детей и юношества. Это коснется и производства, и проката. Поправки были разработаны во исполнение поручения президента РФ и направлены на выпуск таких фильмов в широкий кинопрокат, говорится в пояснительной записке.

Российские библиотеки обязали выдавать книги, строго соблюдая возрастную маркировку. А книги с пометкой «18+» теперь будут храниться либо в отдельных закрытых шкафах, расположенных вне доступа детей, либо в залах, обслуживающих исключительно совершеннолетних читателей. Новые правила подготовило Министерство культуры РФ, соответствующий приказ опубликован в «Российской газете».

В документе, в частности, говорится: «Библиотеки, посетителями и (или) пользователями которых являются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, в своих помещениях и на территориях библиотек обязаны создать условия, обеспечивающие недоступность для детей размещения информационной продукции, содержащей маркировку «18+» или с текстовым предупреждением «запрещено для детей».

Книги, брошюры и периодику, содержащие информацию, «запрещенную для распространения среди детей», библиотекарям предлагают спрятать подальше от глаз юных посетителей. Выделив для такой литературы отдельный зал или, как минимум, закрывающийся на ключ шкаф, всегда находящийся под контролем библиотекаря.

Взять на дом такую книгу ребенок тоже не сможет. Библиотекарь подберет и предложит ему книги, более подходящие по возрасту. Что, собственно, логично.

Однако библиотеки и раньше выдавали книги «по возрасту». И взрослые книги всегда старались разметить на полках отдельно от детских. Так что по сути новый приказ лишь закрепляет давно установленный порядок.

Спешим успокоить и тех, кто предположил, что теперь подростки не смогут взять в библиотеке книги из школьной программы. Действительно, книги, например, Маяковского, Шолохова, Ахматовой и даже Пушкина иногда попадают в категорию «взрослых», но на них стоит маркировка «16+». И под действие нового приказа они не подпадают.

Возрастная маркировка книг, введенная в России в 2012 году, не в первый раз оказывается в центре внимания. Предложенная шкала: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+ и критерии оценок оказались мало применимы к реальной жизни. Иногда даже доходит до абсурда. Так, школьнице отказались продать стихи Есенина, потому что на книге стоит маркировка «16+». Исправить это недоразумение сможет законопроект, подготовленный Комитетом по культуре Госдумы РФ. Депутаты предложили упразднить все промежуточные категории, оставив лишь одну — «18+», а также запретить относить к книгам для взрослых произведения из школьной программы.

Оцените статью
Маркировка-Про