Посуда с маркировкой олень

Богдановичский фарфоровый завод (БФЗ) – один из молодых советских фарфоровых заводов. Год его создания – 1973. Символом завода выбрали Хозяйку Медной горы в образе ящерицы с короной. Такое изображение появилось не случайно, ведь предприятие находится в Свердловской области. Знаменитые сказы Павла Бажова прославили уральский край, его талантливых мастеров и послужили вдохновением при выборе знака.

Символ БФЗ Ящерка

Фарфоровое производство в Кемеровской области появилось благодаря настойчивым просьбам местного руководства. Угольная, химическая промышленность задействовали в основном мужское население, тогда как женский труд был мало востребован. Создание фарфорового завода в 1973 году решило вопрос трудоустройства, а также позволило наладить выпуск красивой бытовой посуды, художественного фарфора, отражающего народные традиции региона и накопленный опыт других фарфоровых заводов.

Сахарница. Авт. Проченко


Посуда с маркировкой олень

Изделия Хайтинского фарфорового завода с момента его основания пользовались популярностью не только среди российских покупателей, но и за рубежом. Предприятие просуществовало почти 130 лет, успев немало пережить за это время. Обустройство и запуск производства в Иркутской области оказались довольно трудным делом, хотя к этому моменту в Российской империи уже работало несколько фарфоровых мануфактур. Однако, несмотря на трудности, завод начал свою работу и успешно выпускал продукцию вплоть до своего закрытия в 2000-х гг.

Клейма Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ)

1957-середина 1960-х гг.

Клейма Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки)

1946- 1950 гг.

1946 — 1957 гг.

Клейма Дулевский фарфоровый завод (Дулево)

1946-1957 гг.

Клейма Кисловодская фабрика сувениров (Кисловодск)

до 1952 г.

Клейма Минский фарфоро-фаянсовый завод (Минск)

1946-конец 1940-х гг.

конец 1940-х гг.

Клейма Рижская керамическая фабрика (Рижская керам. фабрика)

Изображение на первом клейме Прокопьевского завода было придумано главным художником А. И. Прочко. Это была шахтерская лампа. Образ подчеркивал важные для региона связи с угольной промышленностью.

Но выяснилось, что на Дружковском заводе ставили похожее клеймо. Поэтому срочно стали придумывать новый знак. Л. Володькин предложил наносить на продукцию стилизованный образ оленя с заглавной буквой П, разместившейся между рогов животного. Так, в 1976 году ПФЗ обзавелся новой собственной торговой маркой предприятия, которая оставалась неизменной до момента ликвидации предприятия.


Посуда с маркировкой олень

Посуда с маркировкой олень

Если Вы желаете продать изделия Прокопьевского фарфорового завода, обратитесь к экспертам компании «Raritetus». Специалисты оценят предметы по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Можно проконсультироваться вживую, приезжайте к нам офис. Вам предложат выгодную сумму выкупа, денежные средства можно получить наличными или переводом на банковскую карту.

История Богдановичского фарфорового завода в постсоветский период

После распада СССР на советских предприятиях происходит смена собственности. В 1992 году образуется ООО «Богдановичский фарфор». Предприятие было ведущим в фарфоровой промышленности России по выпуску столовый посуды для ресторанов и кафе. К этому времени накоплен значительный опыт производства, расширен ассортимент, налажен выпуск художественных изделий. В 1993 году на базе «Асбестовского монтажного управления» создается филиал Богдановичского фарфорового завода. Он был ориентирован на выпуск элитного фарфора.

Экономические сложности 1990-х коснулись и Богдановичского фарфорового завода. Налаженные поставки глины из Украины были практически прекращены. Эксперименты с местным сырьем уже не давали привычного высокого качества. Дорогая продукция производства филиала в Асбесте продавалась с трудом, пришлось часть помещений сдать в аренду и перейти на выпуск более дешевых товаров. На низкотемпературный фарфор упал спрос.

На российский рынок стали поставлять конкурентную продукцию из Китая, европейских стран. Богдановичский фарфоровый завод пытался выжить за счет создания уникальных коллекций с памятными местами России, видами Уральского края. Высоко ценились работы художницы по надглазурной росписи Е. Гребенщиковой. Выпускали столовые наборы с позолотой, красивые чайные сервизы в восточном стиле, чайные пары, сервизы с национальной символикой, сувениры.


Посуда с маркировкой олень

Завод продолжал испытывать финансовые затруднения, росла задолженность перед персоналом и поставщиками. Б ФЗ был градообразующим предприятием, жизнь населения зависела от его работы. Правительство Свердловской области, пытаясь спасти производство, размещает заказ на выпуск фирменной посуды для подводного крейсера Верхотурье. Попытка не привела к успеху, в 2009 году Компания «Богдановичский фарфор» закрылась. В производственных цехах осталось «белье», заготовки для росписи, которые некоторое время использовались местными художниками.

Клейма Хайтинского завода

После национализации фабрики Перевалова в 1920 г. клеймо изменилось на «ХФЗ Хайта» и, с 1950-х гг. изображение белого горностая, как символ белизны и чистоты.


Посуда с маркировкой олень

Посуда с маркировкой олень

История Прокопьевского фарфорового завода. Советский период

Прокопьевcкий фарфоровый завод (ПФЗ) стал первым крупным предприятием выпускающим художественный фарфор в Западной Сибири. До его открытия в регионе существовали небольшие предприятия по производству технического фарфора, фаянсовых изделий, майолики.

Изначально завод сосредоточился на производстве утилитарного фарфора. Необходимо было насытить рынок товарами для домашнего обихода. Выпуск первой тарелки увековечили памятной надписью и торжественно отметили 25 апреля 1973 года.

Памятная первая тарелка

Новый советский завод снабдили современным импортным оборудованием из Чехословакии, налаживать его помогали чешские инженеры. Установленные ими автоматические линии помогали добиться хорошего качества. Процессы заготовления массы, формовки, обжига и художественного оформления были механизированы. Планировали, что предприятие станет крупнейшим поставщиком посуды с мощностью 55 млн. изделий в год. К производству тарелок Прокопьевский завод успешно добавил выпуск сервизов, сувениров, среди первых изделий появились чайные наборы.


Посуда с маркировкой олень

Применение современных технологий позволило освободить кадры, сосредоточить внимание на художественном декорировании. Глубоких корней и традиций оформления фарфора заводчане не имели. Опытных специалистов в городе не было, прокопьевские модельщики, живописцы были направлены на обучение в Дулево. Становление творческого коллектива было нелегким. Со всей страны приезжали трудиться на завод молодые выпускники художественных учебных заведений СССР. Во многом живописный стиль Прокопьевского фарфора был заимствован у Дулевского фарфорового завода. Подмосковные изделия отличала простота, функциональность форм, свободная кистевая роспись, покрывающая фарфор, мягкий пастозный мазок, жизнерадостный колорит. Позаимствовав идеи народного урало-сибирского промысла росписи по дереву, опираясь на традиции Дулевской живописи, мастерам Прокопьевcкого фарфорового завода удалось сформировать фирменный стиль прокопьевского фарфора.

Кофейник ПФЗ. Авт. Володькин

Хайтинский фарфоровый завод в дореволюционный период


Посуда с маркировкой олень

История сибирского фарфорового дела началась еще в XIX столетии. В 1800-х гг. братья Андрей и Алексей Курсины обнаружили месторождения белой глины в районе Бельского острога. Однако их намерениям, использовать это открытие для основания собственного дела, не суждено было сбыться. Курсиным поступило предложение от главы Императорского фарфорового завода стать мастерами на петербургском производстве. Начало освоения территории Сибири в этом ключе было отложено еще на какое-то время.

Узнав от братьев Курсиных о расположении глиняного месторождения, купец из Иркутска, А. Е. Полевой, решил создать собственное производство. Его небольшую фабрику по производству фарфора и фаянса можно считать первым сибирским заводом. Но дела складывались не в пользу владельца. В итоге, к 1811 г. Полевой был вынужден продать завод П. В. Солдатову. Усилия всех этих людей стали основой, от которой смогли в дальнейшем оттолкнуться будущие создатели сибирских фарфоровых и фаянсовых фабрик.


Посуда с маркировкой олень

В 1830-х гг. начали благодаря государственной инициативе отправлять юношей на обучение из Сибири в Москву. В результате, к 1840-м – 1850-м гг. было налажено активное производство изделий из фаянса. Фабрику, ранее приобретенную П. В. Солдатовым, затем приобрел купец, Сыропятов. Благодаря двум мастерам, прошедшим обучение в Москве, Петру Калмыкины и Василию Скронякову, он наладил выпуск не только фаянса, но и фарфора. Сырье, белую глину, Сыропятову поставляли братья Переваловы, крестьяне из небольшой деревни Узкий Луг. Несмотря на первоначальный успех, дела у фабрики шли все хуже. В итоге, купец Сыропятов оказался должен Переваловым довольно большую сумму и был вынужден продать им завод. Так началась новая веха в истории сибирского фарфора.

В 1869 году братьями Филиппом и Данилой Переваловыми была основана собственная мануфактура. Они были выходцами из крестьян, своим трудом и усердием добившихся положения купцов и предпринимателей. Первым важным шагом в создании фарфорового завода, стало для Переваловых перенесение производства ближе к месторождению белой глины. Фабрика была расположена недалеко от места слияния рек Хайтинки и Белой, недалеко от их родной деревни, Узкий Луг. Благодаря этому решению снижались транспортные расходы, а также проблемы с доставкой сырья. Вокруг завода приглашенными на него рабочими со временем был основан поселок Мишелевка. Своим названием он обязан одному из самых талантливых мастеров завода этого времени, Н. Мишелеву. После окончания возведения здания фабрики, началось ее оборудование. Устанавливались паровые машины, водяные колеса, волокуши, дробилки, строились горны для обжига изделий. Для работы на фабрики приглашались не только местные жители, но и профессионалы фарфорового дела из Москвы, Санкт-Петербурга и др.


Посуда с маркировкой олень

Все эти процессы потребовали от Переваловых крупных денежных затрат. Какое-то время им понадобилось для восстановления своего достатка. Только после этого стартовало фарфоровое производство. Главным приоритетом завода на начальном этапе был выпуск изделий повседневного потребления. Не изящных и красивых, а простых по дизайну. Фабрика производила емкости для хранения масла, солений и муки, тарелки, селедочницы и др. Это была дешевая, а потому доступная большинству людей посуда. Продукция предприятия Переваловых быстро завоевала рынок, потеснив предметы из дерева, олова и глины. Изделия из хайтинского фарфора стали постоянными посетителями ярмарок, таких, как Преображенская, Якутская, Минусинская и др. « Фирма Братьев Переваловых» занималась всеми этапами работы с продукцией, от производства, до сбыта и распространения. Постоянно растущие доходы позволили модернизировать завод. Были построены новые цеха, установлены горны из Японии и паровые машины. Рабочий день сотрудников длился иногда по 14 часов. Достижения Хайтинского завода были отмечены многочисленными наградами. В 1881 г. изделия фабрики удостоились серебряной медали «За трудолюбие и искусство на екатеринбургской выставке. А в 1896 г. уже в Нижнем Новгороде заводу была присуждена награда «За хорошее качество изделий».


Посуда с маркировкой олень

После смерти Данилы Перевалова, фабрика перешла в руки его сыновей. Один занимался продажей изделий в Санкт-Петербурге, другой работал на производстве в Хайте. Последний, Иван Данилович Перевалов, начинает переоборудование завода. Новое оборудование, новый подход к созданию фарфора. Для усовершенствования выпускаемых изделий, Иван пригласил из Санкт-Петербурга мастеров с Императорского завода, а также с производств Гарднера и Кузнецова. Благодаря этим усилиям, фабрика получает признание. Чистый, тонкий, просвечивающий на свету хайтинский фарфор удостаивается наград не только на российских выставках, но и на международных. Например, в Антверпене в 1906 г. изделия Переваловых были награждены золотой медалью, обойдя конкурентов из Дании, Китая и Голландии. Фабрика к этому моменту выпускала самые разные вещи: столовые сервизы, чайные пары и тройки, светильники, шкатулки, чернильницы, вазы и др. Кроме того она специализировалась на создании таких уникальных изделий, как особый вид фарфоровых иконостасов. Мастера занимались подглазурной росписью, золочением, формовкой и др. Поверхность посуды покрывалась орнаментами и элементами растительного мира Сибири, такими как жарки.


Посуда с маркировкой олень

Иван Данилович во многом был новатором, одним из самых предприимчивых и знающих людей в своей области. Однако, жизнь его оборвалась раньше времени. В 1907 г. экипаж Перевалова, направлявшийся из Иркутска обратно на фабрику был атакован разбойниками. Они узнали, что в тот день сотрудники завода вместе с владельцем перевозили с собой выручку. В результате нападения Иван Данилович Перевалов был убит. Экипаж не доехал до фабрики всего несколько верст.


Посуда с маркировкой олень

В период управления Иваном Даниловичем Хайтинским заводом был организован музей. Для этого выделили помещение, где разместили образцы всех созданных предприятием изделий. Сам музей не только сохранял память об истории фабрики, но и служил рекламой для гостей. На момент основания в 1907 г. в нем насчитывалось более 1000 образцов, а в 1917 г. – свыше 11 000 экспонатов. Все это богатое наследие могло бы стать отличной базой для исследования фарфоровых изделий фабрики. Однако, после 1930 г. предметы начали пропадать из музея, расходясь на подарки, призы, награды и др. В итоге, большая часть экспонатов, посуды Хайтинского завода, была утеряна.

Богдановичский фарфоровый завод в советский период

Строительство масштабного предприятия начали в городе Богданович. Город был назван в честь Евгения Васильевича Богдановича, он был автором проекта сибирско-уральской железной дороги. Завод, построенный на Урале, должен был стать крупнейшим комплексом по производству недорогой бытовой посуды, в основном, для удовлетворения потребностей предприятий общественного питания.

Первый этап строительства Богдановичского фарфорового завода завершился вводом в эксплуатацию линии по производству фарфоровых тарелок в 1973 году. На полную мощность завод вышел к 1981 году, когда он ежегодно выпускал до девяносто миллионов штук изделий. Изначально главной целью завода стала стандартная посуда. Так появились простые по дизайну, но качественные по исполнению тарелки, выполненные из белоснежного фарфора с отшлифованным дном, на котором ставили клеймо и подпись «Общепит». Позднее на Богдановичском фарфоровом заводе изготавливали и столовые сервизы, сувенирную и интерьерную продукцию.


Посуда с маркировкой олень

Богдановичский фарфоровый завод специализировался на традиционных высокотемпературных изделиях, но также был открыт специальный цех, и внедрен выпуск фарфора низкотемпературного. Низкотемпературный фарфор обладает прочностью, термостойкостью, его можно использовать для разогрева в духовке или печке. Такой фарфор покрывают глухой глазурью белого или кремового цвета, он не просвечивается, обладает повышенной пористостью. Цена фарфора, выполненного по такой технологии, была в два раза ниже аналогичных изделий.

На заводе была установлена итальянская технологическая линия «сити», которая обеспечивала скоростную штамповку фарфоровых тарелок по шесть штук в секунду, а обслуживало процесс всего пять человек.

Богдановичский завод с момента основания занимал второе место по объему выпуска. Завод выпускал двести наименований посуды, среди которых обеденные сервизы, подарочные наборы. Производили не только изделия с фирменными знаками для общепита, но принимали индивидуальные заказы.

Для расширения художественного направления на БФЗ пригласили мастеров Дулевского завода. Передавали опыт по ручной росписи, работе с формой. Художники использовали уже полюбившиеся мотивы роз с крупными лепестками «агашки», композиции из цветов и бутонов с листьями. Для декора также применяли деколи, аэрографию. Со временем Богдановичский фарфор обрел свой стиль, завоевал признание. К праздничным и знаменательным датам завод создает живописные работы, выполненные по эскизам художников. Например, тематические – «Яблочный спас», «Золотая осень», чашки «Времена года», пасхальные наборы. Выпускают декоративные вазочки, блюда для фруктов, тарелки, пепельницы, мелкую скульптуру.

Детская продукция Богдановичского завода занимает особое место на производстве. Замечательные детские сервизы с яркими веселыми рисунками созданы по мотивам сказок «Буратино», «Три поросенка», «Курочка Ряба», «Простоквашино».

Детский сервиз «Курочка Ряба»

В 1978 году выпускают ограниченную серию детской посуды с правилами дорожного движения. Любимые детские персонажи — доктор Айболит, Чебурашка и крокодил Гена учили детей узнавать сигналы светофора, быть внимательными на дороге.

Над художественным фарфором работали супруги Архиереевы. Благодаря их творческому труду и поискам были созданы интересные произведения. Александра Родионовна Архиереева создавала уникальные фарфоровые формы.

Среди работ сервизные формы «Уралец», «Бутон», «Колокол», «Махонечка», подарочные наборы «Обновление», «Мелодия». Она занималась и росписью, обращаясь преимущественно к растительным мотивам. Живописью также занимались художники Некрасов А. В., Воронцова Д. А., Слободенюк Т. С.

Вместе с супругом Архиереевым Аркадием Федоровичем, мастером по росписи, были созданы не только столовые, но и декоративно-прикладные изделия. Фарфоровая статуэтка «Отцово подаренье» выполнена по мотивам сказки Бажова. Выразителен силуэт девушки, любующейся украшениями в зеркале. Роспись наряда лаконична и нежна, тонкий цветочный узор вторит блеску драгоценностей на кокошнике.

Статуэтка «Отцово подаренье»

Работают художники над чайными сервизами, вазами, панно. Лиричные пейзажные росписи А. Ф. Архиереева выполнены утонченно и эффектно.


Посуда с маркировкой олень

Прокопьевcкий фарфоровый завод в постсоветское время

Перемены 90-х годов Прокопьевский завод, став арендным предприятием, принимает с оптимизмом, полагая, что их продукция будет востребована. Самостоятельность позволит наладить и планировать сбыт, в том числе за границу, получать валюту.

Но после распада СССР Прокопьевский завод вынужден столкнуться с рядом трудностей. В первую очередь это уменьшение поставок украинской глины, отказаться полностью от которой было невозможно. Для снижения издержек и обретения сырьевой стабильности, завод постепенно переходит на каолин российских месторождений, расположенных в непосредственности близости к предприятию.

Директором завода поставлена задача стать независимыми в отношении импортного оборудования и внедрять российскую технику. Установлены российские формовочные, шлифовальные станки, модернизирована технология шелкографии. Руководство планирует увеличить объемы производства популярной продукции – кофейных, столовых сервизов, предметов декора. Компания сотрудничает с постоянными оптовыми клиентами, развита розничная торговая сеть. В планах расширение географии поставок в США, Францию.

Но уже к 2000-м годам предприятие стало испытывать экономические трудности. Не помогло и акционирование. Росли долги перед поставщиками ресурсов, персоналом, а успешную реализацию товаров наладить не удалось. В 2006 году ООО «Прокопьевский фарфоровый завод» был внесен в реестр ликвидированных предприятий.

Клеймо Богдановичского фарфорового завода

Товарным знаком предприятия «Богдановичский фарфор» стал символ Хозяйки Медной горы – ящерка в короне.

Выбор образа вызывал бурное обсуждение. Среди героев рассматривали животных, персонажей Бажова, пока не остановились на понравившемся всем рисунке ящерки. Клеймо Богдановичского фарфорового завода хорошо знакомо ценителям фарфора. Вид клейма не претерпевал изменений со временем. Литера «А» ставилась рядом с клеймом на изделия филиала в г. Асбест.


Посуда с маркировкой олень

Посуда с маркировкой олень

Посуда с маркировкой олень

Если Вы желаете продать Богдановичский фарфор, обратитесь к экспертам компании «Raritetus». Специалисты оценят фарфор по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Можно проконсультироваться вживую, приезжайте к нам офис. Вам предложат выгодную сумму выкупа.

Хайтинский завод в СССР и РФ


Посуда с маркировкой олень

Фабрика перешла по наследству наследникам Ивана Даниловича. Кроме того, часть обязанностей по управлению предприятием была делегирована компаньонам владельцев. В результате, фирма изменила свое название на «Товарищество Перевалова, Шелгунова, Метелева». Однако, в такой форме компания просуществовала совсем недолго. После революции 1917 года фабрика находилась на грани банкротства.

В 1920-м г. завод национализировали. Название вновь изменилось. Теперь предприятие именовалось как «Первая государственная Хайтинская фарфоровая фабрика «Сибфарфор». В 1923 начался процесс модернизации и перестройки. Цеха завода обветшали, а их техническое оснащение уже не соответствовало необходимым стандартам. В ходе работ к 1925-му г. восстановили токарный цех, а в 1927 г. начали работу современные туннельные печи, носившие название в честь инженера, их спроектировавшего, И. А. Емельянова. Корпуса завода стали каменными.

Художественное оформление изделий в этот период также изменилось. На смену растительным и животным мотивам природы Сибири пришел декор в стиле советской плакатной графики. В 1920-е – 1930-е гг. на фабрике было изготовлено большое количество агитационного фарфора. В то же время, сильно сократилось производство хайтинского фаянса. Главным приоритетом для предприятия стал выпуск изоляционного фарфора, создававшегося по заказу Москвы.

К 1940-м гг. увеличилось количество выпускаемых бытовых изделий. В период Великой Отечественной войны Хайтинский завод был переоборудован под изготовление деталей для машин, изоляционно-технических приспособлений и химических емкостей. Посуда продолжала выпускаться, однако, ее оформление совершенно изменилось. Дизайн был самый простой и лаконичный, декор в виде росписей, золочения и др. исчез с предметов.


Посуда с маркировкой олень

В кон. 1950-х гг. руководством СССР было принято решение включить Хайтинский завод в число предприятий, на которые была возложена задача обеспечить фарфором всю страну. На долю сибирской фабрики пришлись не только собственные территории, но также Дальний Восток и северные регионы. Это потребовало модернизации производства и очередной реконструкции завода. Работы были завершены только к 1972 г. Фабрика увеличилась в размерах, обзаведясь огромными корпусами. Кроме того, в 1954 г. предприятие вновь сменило название на «Хайтинский фарфоровый завод». Помимо своей основной задачи в этот период он производил также, например, фарфоровые статуэтки в виде якутов, эскимосов и др.


Посуда с маркировкой олень

К 1960-му г. на Хайтинском фарфоровом заводе была создана художественная мастерская. Для работы здесь в последующие годы приглашались мастера с разных концов СССР. Они делились своим опытом в создании фарфора, а также получали возможность развиваться и изобретать. В разное время здесь работали: Р. Алешина, Д. Воронцова, В. Сивкова, П. Галанова и др.


Посуда с маркировкой олень

Раиса Григорьевна Алешина была на фабрике главным художником. Она стала одной из первых мастеров, стоявших у истоков возрождения хайтинского фарфора во всем богатстве его оформления. Раиса Григорьевна курировала художественную лабораторию, передала мастерам завода опыт в создании росписи фарфора в технике крупных мазков, создав тем самым узнаваемый сибирский орнамент. В его основе лежали в основном растительные мотивы.


Посуда с маркировкой олень

В 1970-х гг. завод Хайта выпускал более 25 000 000 фарфоровых изделий в год. Хорошее качество и доступная цена посуды привлекали большое количество советских покупателей. Однако, к 1990-м гг. период процветания фабрики завершился. Она вновь стала выпускать агитационный фарфор, но уже для новых задач. Устаревшее оборудование снизило количество производимых изделий. В стране начался процесс приватизации. Хайтинский завод перешел в руки частного владельца. Его преобразовали в Акционерное Общество. Конкуренция с продукцией из Китая, повышение цен на содержание предприятия, в особенности на топливо, в конечном итоге стали причиной закрытия фабрики. Завод то закрывался, то возобновлял работу. Но в 2003 г. предприятие объявило себя банкротом и затем начало переходить от владельца к владельцу. В 2017 г. на заводе организовали производство сувенирной продукции, но насколько оно будет успешным покажет только время.


Посуда с маркировкой олень

Посуда с маркировкой олень

Сохранившиеся в фабричном музее образцы изделий сейчас находятся в запасниках сразу нескольких музеев. Этими предметами владеют, например, Новолялинский краеведческий и Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.

Коллекционирование и цены


Посуда с маркировкой олень

На современном антикварном рынке можно обнаружить множество предметов из хайтинского фарфора. Кофейный сервиз 1970-х – 1980-х гг. может стоить от 1700 рублей. Вазу конца 1960-х – начала 1970-х гг. можно продать за 2500 рублей. Столовый сервиз с супницей, этого же периода, стоит от 2500 рублей. Одним из самых дорогих произведений Хайтинского фарфорового завода являются Олимпийские мишки. Цена на них может составлять как 5000 рублей, так и 30 000 и дороже. Если вы хотите продать советские фарфоровые изделия, то можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Присылайте фото и заказывайте бесплатную экспертную онлайн-оценку фарфора, или приезжайте к нам в офис. Специалисты «Raritetus» помогут оценить его и предложат выгодную цену.

Художники и скульпторы Прокопьевcкого фарфорового завода

Прокопьевский фарфоровый завод был запущен в 1973 году. К этому времени в многолетней школе советского фарфора сложились два больших художественных направления – «московское» и «ленинградское», которые наследовали разные пласты русской культуры.

Московская школа фарфора ориентировалась на традиции народной живописной культуры, характер работ был близок к ремесленным, они рассчитывали на массового покупателя, изготавливали сувенирно-подарочный и экспортный ассортимент. Ленинградская школа в основном разрабатывала высокохудожественную продукцию, опираясь на европейские классические образцы.

Фарфоровые фабрики на периферии выбирали близкое им по духу направление, а также пытались найти свой стиль, включая в него элементы местного творчества. Так случилось и на Прокопьевском фарфоровом заводе. П ФЗ избрал в качестве образца Дулевский завод, художественные особенности которого занимают важное место в истории русского фарфора. Молодым художникам, прибывшими работать на Прокопьевский завод, нужно было заняться формированием ассортимента продукции, создать фирменный стиль.

Главный художник Прочко Анатолий Иванович и его жена Валентина Ивановна приехали с Артемьевского завода. Из украинского Мирогорода прибыли супруги Володькины, художник по росписи М. С. Марьина. Бурков Сергей Иванович по окончании Строгановского училища начинает профессиональный путь на ПФЗ.

С энтузиазмом и творческим порывом приступают к работе молодые специалисты. Они сразу создают несколько новых форм сервизов и росписей к ним.

Форма сервиза «Сибирская» была разработана А. И. Прочко одной из первых, выпускалась в течение двух лет до 1978 года. Также им выполнены замечательные формы сервизов «Застольный», «Колобок».

Форма сервиза «Застольный»

Для создания посуды «Кузбасс» объявили заводской конкурс. Новую форму чайного сервиза нужно было создать с учетом особенностей заводского оборудования и технологий. В результате появилась округлая форма с мягкими линиями, выполненная под влиянием традиций украинских гончаров. Украшали форму разными вариантами растительных орнаментов. Декор «Пурпуровый» художницы Володькиной Н. Д. получился нарядным: богатый коричнево-золотистый узор из листьев, в центре композиции расположена эффектная стилизованная пурпуровая роза. Рисунок «Жду гостей», того же авторства, содержит букет из большой розы в центре в обрамлении двух маленьких. Глубокий зеленый цвет листьев, золотая отводка создают праздничное оформление. Сервиз был отмечен государственным Знаком качества. Комплект сервиза постоянно расширяли, дополняя новыми изделиями, над формами работал скульптор Володькин Л. Н.

Чайник «Кузбасс» роспись «Пурпуровый»

Форма «Кузбасс» роспись «Жду гостей»

Л. Володькин был автором форм чайных сервизов «Каменный цветок», вазы «Сувенирная». Предметы модели «Каменный цветок» объемны, с выраженным рельефом в духе народной керамики, дополнены удобной широкой ручкой, расписаны Н. Володькиной в сине-белой стилистике, с прозолотью.

Форма «Каменный цветок». Авт. Володькин

Один из ведущих моделистов ПФЗ — Сергей Иванович Бурков. Среди его работ форма чайного сервиза сервиз «Кадриль». Роспись «Золотая осень» по этой форме выполнена Н. Д. Володькиной, особенности работы – охристо-золотистые нежные переходы тонов, легкие размывы, мягкие контуры цветов и листьев.


Посуда с маркировкой олень

Работам Натальи Володькиной свойственна декоративность в сочетании с тонким вкусом. Крупные листья, нарядные цветочные букеты и глубокий колорит создают яркий праздничный рисунок. Стили росписи «ситчик», «медальон», «фриз» были основаны на дулевских мотивах «агашки», «прозолоти». Володькина показала себя прекрасным живописцем, мастером владеющем кистью, умеющим создать красивый нарядный орнамент.


Посуда с маркировкой олень

Разработкой форм для напольных ваз занимался скульптор Александр Перунов. Он создавал как простые формы, так и сложные, украшенные лепниной, рельефом, с витиеватыми ручками.


Посуда с маркировкой олень

Предприятие выпускало художественный агитационный фарфор и сувенирную продукцию к юбилейным датам, значимым политическим и общественным событиям. Например, к Олимпиаде-80 в Москве мастера выпустили забавную фигурку олимпийского Мишки.


Посуда с маркировкой олень

Художник по малым скульптурным формам Наталья Уласик одним из направлений выбрала жанр анималистики. Легкими нежными штрихами позолоты Н. Уласик подчеркивала реалистичность образов животного мира. Её хотелось показать красоту и белизну фарфора, поэтому роспись фарфоровых статуэток лаконична, но выразительна.


Посуда с маркировкой олень

Вера Перунова увлеченно работала с сувенирной продукцией, а также была автором рисунков и форм посуды. Ее произведения отличает живость, оптимизм, близость к народному творчеству. Точно подмеченные детали помогают зрителю создать в воображении сказочную историю.


Посуда с маркировкой олень

На ПФЗ работал коллектив замечательных художников, которые сумели создать запоминающиеся яркие нарядные предметы интерьера и столовой посуды. После закрытия завода многим из них пришлось уехать и работать на других действующих фабриках.

Изделия Прокопьевского фарфорового завода обладают художественной, коллекционной и музейной ценностью.

Оцените статью
Маркировка-Про