- Как отличить зимнюю шину от летней?
- ТЕМПЕРАТУРА
- Основные размеры шин
- Где искать размер шин?
- Обозначения для правильной установки
- Маркировка шин отечественного производства
- Что означают символы на шине?
- Как распознать всесезонные шины?
- Маркировка зарубежных шин
- Размерность шин
- Чем отличается зимние шины от летних?
- Обозначения конструкции и свойств
- Как маркируются шины в США
- Дата изготовления
- Маркировка условий эксплуатации шины
- Другие обозначения
- Индексы нагрузки и скорости
- Общие сведения
- Новая маркировка
- Маркировка шин — расшифровка для легковых автомобилей
- Рисунки протектора шин
- Зачем нужна маркировка шин
- Дополнительные обозначения
- Индекс нагрузки
- Наиболее распространенные маркировки на шинах
- Тонкости шинной МАРКИРОВКИ
- Нагрузка
- Рекомендации
- Дождевые шины
- Маркировка дождевой резины
- Обозначения шин
Как отличить зимнюю шину от летней?
Зимние шины имеют M + S (Mud + Snow, Mud + Snow) на боковой стороне шины и символ трех вершин со снежинкой внутри. Иногда на шине нет знака M + S, но есть символ со снежинкой — это тоже значит. что шина предназначена для зимнего сезона.
Немного сложнее отличить зимнюю шину от круглогодичной. Шины такого типа, встречающиеся в Европе, обычно обозначаются снежинкой со знаком M + S. Различия видны в протекторе . В случае всесезонной шины она имеет меньше порезов и канавок, чем типичная зимняя шина, но больше, чем летняя. Некоторые модели имеют асимметричный рисунок протектора: половина отвечает за летние свойства (летний протектор с меньшим количеством планок), а другая — за зимнее поведение.
Названия всесезонных моделей шин часто включают фразы, которые говорят о хорошей производительности в течение года, например, «All Season», «Quatrac», «Quadraxer», «4 Seasons», «All Weather» и т. Д. Некоторые производители также имеют свои собственные круглогодичные шины — обычно это символы, которые позволяют вам легко определить тип шины, с которой вы имеете дело.
Следите за шинами, которые имеют обозначение M + S без снежинки. Это могут быть товары, импортируемые из США, где большинство шин имеют обозначение M + S, но с всесезонными или зимними продуктами не имеют ничего общего.
В европейских реалиях всесезонные шины похожи на зимние шины, поэтому чаще всего имеют символ горы со снежинкой. Маркировка M + S может также появляться на шинах 4×4 / SUV независимо от их сезона. В заключение, символ горы со снежинкой означает, что шина будет хорошо работать в типичных зимних условиях. UTQG маркировка Маркировка UTQG (Uniform Tire Quality Grading) относится в основном к легковым шинам с рынка США, но их также можно найти в Европе (данная модель может попасть на оба рынка). Официально они не применяются на нашем континенте, поэтому производители и продавцы не сообщают об их значении и стоимости для данных моделей. Этот тип маркировки можно найти на боковине шины в виде субтитров с определенными значениями: TREADWEAR — устойчивость протектора к истиранию, TRACTION — сцепление шин на мокрой дороге, ТЕМПЕРАТУРА — устойчивость шин к перегреву. износу протектора.
Как они распределяются? Испытание проводится в контролируемых условиях на обозначенном маршруте с расстоянием 6400 миль или около 10 300 километров вокруг авиабазы Гудфелло, Сан-Анджело, штат Техас.
Протестированные шины устанавливаются на специально подготовленную машину вместе с шинами с индексом 100, а затем сравнивается расход. Его уровень измеряется каждые 800 миль (1287 км). На основании результатов измерений шины получают индексы, например, 60, 100, 200 или 400. Если шина получает индекс 60, ее теоретическая долговечность составляет 60% от сравнительной шины (индекс 100).
В результате шина с индексом 60 будет изнашиваться почти в 2 раза быстрее, чем шина с индексом 100. В свою очередь, шина, которая получает индекс 200, изнашивается в 2 раза медленнее, чем сравнительная шина, и в 2 раза быстрее, чем шина с индексом 400. Модель с индексом будет 400 В 4 раза долговечнее сравнительного продукта (с индексом 100).
TRACTION Адгезия под UTQG маркировкой выражается буквенными знаками. Наивысший рейтинг — AA, за ним следуют A и B, а наименьший — индекс C. С этой отметкой водитель получает информацию о способности шины останавливать автомобиль на мокрой дороге.
Определение параметра TRACTION происходит на асфальтовой или бетонной дорожке при строго определенных условиях. Тестовая машина разгоняется до скорости 65 км / ч, затем тормозит. Во время теста система АБС в автомобиле отключена. В Европе самое низкое допустимое значение параметра TRACTION — A. Если кто-то предпочитает динамичный и агрессивный стиль вождения, стоит поискать шины с индексом AA. Индексы B и C приемлемы только в американских условиях, а в Европе такие шины лучше не покупать.
Следует также отметить, что маркировка TRACTION не сообщает об адгезии на сухой дороге, изгибах или устойчивости к аквапланированию .
ТЕМПЕРАТУРА
Последним из обозначений UTQG является ТЕМПЕРАТУРА, которая определяет устойчивость покрышки к перегреву, то есть температуре, создаваемой во время движения. При движении на высокой скорости шина сильно нагревается, что может сократить срок ее службы. Чтобы выделить индекс (возможно, A, B и C, где A — это лучшее значение), проводятся лабораторные испытания. Устойчивость к перегреву очень сильно связана с индексом скорости. Поэтому для маркировки A необходимо пройти 30-минутное испытание со скоростью 115 миль / ч (185 км / ч), чтобы получить отметку B, при 30-минутной испытательной скорости 100 миль / ч (160 км / ч) и шину, и для индекса C шина должна пройти испытание на скорости 85 миль / ч.
Маркировка TRACTION (адгезия) и TEMPERATURE (перегрев) в Европе должна быть не менее A. TREADWEAR (износостойкость) поможет вам выбрать шины с более длительным сроком службы. Если вы хотите взять на вооружение эти признаки, помните, что разница между шинами с индексом 200 и 400 будет значительной. Тем не менее, маркировки UTQG следует рассматривать только как обзор. Нет необходимости использовать их в Европе, а значения определяются в условиях Северной Америки.
Маркировка автошины обязательно наносится на следующих производителей покрышек:
Amtel, Белшина, Barum, Bridgestone, Continental, Cooper, Cordiant, Dayton, Debica, Goodyear, Dunlop, Falken, Firestone, Fulda, General, Gislaved, Hankook, Кама, Kelly, Kleber, Kormoran, Kumho, Marshal, Matador, Maxxis, Michelin, Nitto, Nokian, Pirelli, Sava, Semperit, Tigar, Triangle, Toyo, Uniroyal, Yokohama. Данная маркировка шин действует с 2021 года.
Основные размеры шин
посадочный диаметр (d) на обод колеса, обозначается в дюймах;
ширина профиля (s) смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода (табл. 1, 2, 3);
серия (h) — отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это отношение 80% или более;
наружный диаметр (D) — диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;
высота профиля (H) — разница между наружным и посадочным диаметрами. В обозначении шин не приводится.
Где искать размер шин?
Размер на стороне каждой шины. Ищите строку типа 205/55 R16 91 В или 195/50 R15 82T. Информацию о размерах шин (и часто применимых альтернативных размеров ) также можно найти чаще всего:
- на посту возле водительской двери,
- в буфер обмена,
- на крышке топливного бака,
- в инструкции автомобиля.
Обозначения для правильной установки
- RIGHT — шина для правой стороны.
- LEFT — покрышка для левой стороны.
- INSIDE — сторона установки (внутренняя).
- OUTSIDE — сторона установки (внешняя).
Маркировка шин отечественного производства
Что означают символы на шине?
195 — ширина шины в миллиметрах.
50 — значение, выраженное в процентах, означает отношение высоты стороны шины (место, где мы нашли информацию о размере шины) к ширине. В этом случае значение «50» означает 50 процентов от 195 мм или 97,5 мм.
R — радиальная конструкция, тип конструкции шины.
15 — диаметр посадочного места, который также является диаметром обода, приведенным в дюймах. 82 T — индекс нагрузки со значением 82 и индексом скорости класса T (вы можете прочитать индексы ниже).
С — обозначение доставочной шины .
Индекс скорости. Индекс скорости — это знак, сообщающий о максимальной скорости, с которой вы можете двигаться на данной шине. Вы найдете его на стороне шины, в конце знака с размером. ВНИМАНИЕ! Для зимних шин вы можете использовать более низкую скорость, чем рекомендованная производителем.
Как распознать всесезонные шины?
Всесезонные шины сочетают в себе черты как зимних, так и летних шин. Из-за более редкого снегопада водители все чаще выбирают всесезонные шины. Как и зимние шины, всесезонные шины имеют маркировку M + S и символ 3PMSF. Дополнительно всесезонная шина имеет маркировку All Weather, All SeasonsИх можно использовать независимо от сезона или погоды, что сэкономит вам время и деньги на покупку или замену шин каждый сезон. Протектор всесезонных шин подходит как для заснеженных улиц, так и для жарких летних покрытий.
Маркировка зарубежных шин
На них могут быть некоторые другие обозначения:
“Тous terrain” — всесезонная;
“R+W” (Road + Winter) — дорожная + зимняя (универсальная);
“Retread” — восстановленная;
“Inside” — внутренняя сторона;
“Outside” — наружная сторона;
“Rotation” — направление вращения (для шин с направленным рисунком);
“Side facing inwards” — сторона, обращенная внутрь;
“Side facing outwards” — сторона, обращенная наружу (для асимметричных шин);
“Steel” — обозначение наличия металлокорда;
“TL” — бескамерная шина;
“ТТ” или “MIT SCHLAUCH” — камерная шина.
Размерность шин
Размерность для многих таит загадки. Вроде бы проблем в обычной жизни нет: какие цифры указаны на боковине штатной шины, с такими нужно купить зимнюю или летнюю на замену изношенной. Но что именно они обозначают? Для примера возьмем индекс 225/50 R17 98 Н на шине Continental.
- 225 – ширина протектора в миллиметрах.
Материалы по теме - 50 – высота профиля в процентах, считается как отношение высоты к ширине резины.
- R – указывает на радиальную конструкцию шины (а не на радиус). Может встретиться литера D. Так обозначают модель с диагональной конструкцией, но легковыми они могут быть разве что под ретроавтомобили.
- 17 – диаметр (не радиус!) в дюймах диска, на который надевается покрышка. Для шины это не общий диаметр, высчитанный по внешним краям, а диаметр ее центрального отверстия.
- 98 – код грузоподъемности шины. В данном случае колесо может нести до 750 кг.
- Н – индекс скорости. Чем дальше буква в латинском алфавите, тем более высокоскоростная шина. Наиболее популярные индексы – Н (210 км/ч) и V (240 км/ч).
Чем отличается зимние шины от летних?
Маркировка производителя является основным параметром, отличающим зимнюю резину от летней. Как распознать зимнюю резинуУ них есть отметина снежинки на фоне горы, так называемый 3PMSF. Кроме того, они должны быть помечены символом M + S, который указывает на возможность использования их на снегу и грязи. Зимние шины имеют большое количество канавок и прорезей, которые отвечают за сцепление на снегу и эффективно отводят воду. Кроме того, производители зимних моделей используют резиновый состав с диоксидом кремния или силикона, который сохраняет мягкость и адгезию даже при очень отрицательных температурах, что позволяет поддерживать высокое сцепление с дорогой. Летние же шины действую иначе, они обеспечивают оптимальное сцепление с дорогой только при высоких температурах. Зима будет гибкой при температуре ниже 7 градусов по Цельсию, а лето начнет затвердевать, что сделает ее более подверженной скольжению.
Протектор летних и зимних шин
Обозначения конструкции и свойств
Tubeless – бескамерная шина. Эта надпись означает, что шина используется без камеры, герметично закрывая диск.
Tube tyрe – обозначение камерной шины. Использовать шину можно только с камерой. Если надписи нет, значит шина бескамерная.
MAX. PRESS – максимальное давление в шинах. Маркировка указывает давление в кПа. Для перевода в другие единицы измерения давления применяются таблицы. Давление в шинах связано с индексом нагрузки, при выборе оптимальных параметров необходимо учитывать оба показателя. Данные о значениях брать по таблицам.
MAX. LOAD – максимальная нагрузка на шину. Данная нагрузка указывается в фунтах и килограммах.
Traction – путь торможения шины на влажном асфальте. Для обозначения применяются буквы А, В, С, где А указывает лучший показатель, а С –худший.
Steel – надпись на боковине, означающая что в составе резины присутствуют армирование металлическими нитями.
Как маркируются шины в США
DOT-код — это маркировка автошин на основании нормативных требований американского Министерства транспорта (United States Department of Transportation). По сути, этот код представляет собой последовательность цифр и букв, в которых зашифрованы следующие данные о шине:
- информация о заводе-изготовителе, типоразмер;
- заводской код (модель шины, партия, какие-либо особенности);
DOT-код всегда наносят на боковину шины, и выглядит он так: DOTХХХХ ХХХХХХХХ.
Например, на шине есть обозначение XEE0 T255 2015.
- Первая группа цифр и букв — данные о заводе-изготовителе и обозначение типоразмера. В нашем случае это завод в бразильском городе Граватаи, где расположен один из заводов компании Pirelli. Типоразмер 185/60R15.
- Вторая группа — это индекс, который используют на данном заводе, чтобы обозначить модель и партию шины. Некоторые производители не проставляют этот код.
- А третья группа — данные о дате производства: первые две цифры — неделя, вторые две цифры — год. Данная шина была выпущена на 20 неделе 2015 года.
Действующая в США, Японии и некоторых других странах система маркировки шин «Р-metric», по сравнению с европейской системой «Euro-metric», имеет более расширенный ряд обозначений. В «Р-metric», помимо уже рассмотренных выше обозначений, присутствует индекс назначения покрышки. Он ставится перед цифрами, которыми обозначается ширина профиля покрышки:
- P (от англ. PASSENGER) — шины, предназначенные для установки только на легковые автомобили.
- LT (от англ. LIGHT TRUCK) — для установки на лёгкие грузовики, фургоны и микроавтобусы.
- LTP (от англ. LIGHT TRUCK PERSONAL) — для установки на лёгкие грузовики в персональном пользовании.
- T (от англ. TEMPORARY) —- обозначение для шины, устанавливаемой на компактное «запасное» колесо.
Прим.: американский концерн GENERAL TIRE на свои шины GRABBER АР ставит обозначения LT235/75R15 и Р205/75R15. А модель DM-01 японского производителя BRIDGESTONE маркируется обозначением LT255/70R15.
Нередко маркировка разных моделей покрышек для грузовых пикапов и джипов обозначается в дюймах. В этом случае основной параметром идёт наружный диаметр, а не ширина профиля.
Прим.: расшифруем обозначение модели GRABBER AT американского шинного концерна GENERAL TIRE — 30х9,5R15LT:
- 30 — обозначение наружного диаметра;
- 9,5 — обозначение ширины профиля;
- R — обозначение шины радиального типа;
- 15 — обозначение посадочного диаметра шины;
- LT — обозначение шин, предназначенных для установки на лёгкие грузовики.
Приведенный размер также характерен для шин с повышенной проходимостью и соответствующим рисунком шинного протектора (в редких случаях рисунок протектора может быть универсальным). Маркируются такие шины обозначением «M+S».
На шинах с повышенной слойностью конструкции (6, 8, 10 PR), которые подходят микроавтобусам и лёгким грузовикам, применяется маркировка «С» (от англ. Сommercial). Обозначение «С» расположено непосредственно за данными о посадочном диаметре шины.
Для примера: обозначение аналогичной шины производства концерна DUNLOP: 185R14C 102/100М.
- 185R14C размеры шины;
- 102/100 индекс допустимой нагрузки шины, одиночной и сдвоенной (850/800 кгс);
- М обозначение скоростной нагрузки/ индекс скоростной категории, к которой относится данная шина (не более 130 км/ч).
Ну и самый главный, пожалуй, вопрос — зачем мне всё это знать? Всё знать и не нужно. Вы в любой момент сможете свериться со статьёй или экспертом. Но основные показатели: ширина, высота, индекс нагрузки, индекс скорости знать не помешает. Вы сможете более точно формулировать запрос или даже самостоятельно определиться с нужной шиной в магазине.
Дата изготовления
Один из ключевых параметров – дата выпуска шины. На нее надо смотреть и при покупке нового комплекта, не говоря уже о подержанном. Больше пяти-шести лет с даты выпуска ездить на резине не рекомендуется, хотя и не запрещено ни законодательно, ни самими производителями. Дата изготовления указана четырьмя цифрами в овале. Две первые – неделя, две вторые – год. Например, 3119 обозначает «варку» 31-й недели 2019 года.
Маркировка условий эксплуатации шины
Маркировка сезонности имеет как общепринятые буквенные, так и символьные обозначения.
M&S, M+S (Mud + Snow — грязь плюс снег) маркировка означает зимний тип шины. Согласно стандартам некоторых стран, все шины (летние, всесезонные либо зимние) должны иметь эту маркировку.
AS (All seasons ) – обозначение ставят на всесезонных шинах, которые можно использовать круглый год
Кроме общих указаний, производитель маркирует возможности конкретных шин в сезонных условиях. В основном они зависят от композитного состава материала покрышки и профиля протектора.
TEMPERATURE A – способность шины противостоять температурным воздействиям. Он подразделяется на категории А, В и С. Категоря А лучше переносит температуры, чем категория С.
TRACTION А – коэффициент сцепления, обозначается буквами в категориях A, В, С. Категория А имеет лучшее сцепление с поверхностью, чем категория С, в своем классе.
Часто встречаются символы в виде солнца, дождя, снежинки на фоне гор, или все вместе. Они обозначают, что резина разработана для указанных погодных условий. Стоит обращать внимание на дополнительную информацию производителя, для какого климатического пояса дана рекомендация, так как высота выпадения осадков и вид осадков различны в земных широтах.
Индикаторы износа протектора Tread Wear Indicator
В канавках протектора шины можно видеть небольшие выступы, в виде небольшой стрелки или треугольника, иногда с маркировкой буквами TWI (Tread Wear Indicator). Выступ показывает изношенность протектора. Стандартами предусмотрена минимально допустимая высота протектора 1,6мм для легковых и 4мм для грузовиков. Указатели TWI находятся именно в этих точках. На плечевой части колеса их должно быть не меньше шести. Если износ на уровне указателя – вашему автомобилю срочно нужна новая резина.
Индекс устойчивости к износу Treadwear
Маркировка TW обозначает фактическую устойчивость шины к износу по сравнению с базовой моделью. Он показывает, что при испытаниях производителя износ протектора был определен как 100 единиц, в условиях фактических перевозок, при соблюдении остальных параметров эксплуатации, коэффициент износа =450. Чтобы подтвердить значение индекса, производитель провел специальные испытания и подтвердил его практикой экспертов.
Шина Run Flat
Маркировка надписью Run Flat обозначает, что шина в случае прокола или пореза проедет на жестких боковинах около 100км, не повредив диски. Производители маркируют шины Run Flat разными буквами. Самые визуально понятные имеют вид RFT (Run Flat Tyres), ROF (Run On Flat), или просто RF. Если вам встретятся аббревиатура из списка HRS, XRP, TRF, PAX, MOE, AOE, RSC, ZP, ZPS, DSST, SSR, их расшифровка обозначает резину, которая может спущенной доехать без повреждений диска до ближайшей мастерской.
Sport Utility Vehicles – шины предназначены для спортивных автокаров и внедорожников. Обеспечивают хорошее сцепление с дорогой в любых погодных условиях.
Другие обозначения
Также символы на шинах включают:
- монтажные метки — обозначения сторон, направления вращения;
- способ герметизации — камерная (TT) или бескамерная (TI);
- технические обозначения производителя, которые не несут никакой информации для потребителя;
- знаки омологации — у каждого производителя свои символы (для Audi — АО, BMW — звезда);
- метки, которые определяют степень износа;
- обозначение технологии Run Flat — у каждого производителя свои обозначения;
- код DOT — данные производителя о заводе-изготовителе, партии производства.
Если выбираете шины, расшифровка символов поможет подобрать модели с учётом особенностей каждого автомобиля. А если сложно разобраться во всех этих обозначениях, то в сети «Колёса Даром» всегда готовы помочь подобрать летние и зимние модели с учётом особенностей региона эксплуатации из широкого ассортимента представленных линеек от различных производителей (именитых и не очень).
Индексы нагрузки и скорости
Два важнейших параметра работы автошины – индексы нагрузки и скорости. Нагрузка и скорость тесно взаимосвязаны и влияют на производительность транспорта в целом, будь то грузовой или легковушка, тем более легкие мопеды и мотоциклы. Перегруз и превышение скорости по отдельности ухудшают эксплуатационные показатели работы шины, а действуя совместно, влияют на управляемость транспортом и комфортабельность движения.
Индекс нагрузки обозначен на боковине цифрой, он расположен следующим за типоразмерами. Грузоподъемность определяется по таблице индексов нагрузок, единой для всех автошин мира. Нагрузка указывается производителем в килограммах и обозначает максимально возможный вес, который перевозит колесо без потери качества резины. Сумма нагрузок колес равна грузоподъемности автомобиля, что, как известно, является ключевым показателем эффективности транспорта.
Индекс скорости имеет буквенное обозначение. Физическое значение скорости в км/ч определяют по таблице индекса скорости. Значение в таблице указывает максимальную скорость покрышки в км/ч, с которой она может перевозить груз указанного веса. Скорость является вторым ключевым показателем работы автомобиля.
При замене родных шин следуйте рекомендациям производителя, или выбирайте характеристики выше рекомендованных, с учетом условий, в которых эксплуатируется автомашина.
Дата производства обязательно выбита на боковине, имеет важное значение для свойств резиновой покрышки. Дата указывается в овальной рамке цифровым обозначением, состоящим из четырех (с 2000 года) чисел: первые два обозначают неделю, а вторые – год выпуска.
Например, 1620 в овале значит, что шина произведена в 16ю неделю 2020 года и на сегодня находится в рабочем состоянии. Изделия с датой маркировки более, чем 5летней давности, могут быть непригодны для работы под нагрузкой. Как известно, резина со временем рассыхается, каучук крошится, использование ее для езды на любой скорости небезопасно.
Данные о производителе
Для определения производителя шин в американском транспортном законодательстве установлен стандарт DOT (U.S. Department of Transportation). Это зашифрованный код производителя с указанием адреса, размера шины и подтверждения ее сертификации согласно требованиям стандарта безопасности PMVSS № 109. Например, МКR4 AJOR.
К коду производителя добавляется дата выпуска шины согласно общепринятому стандарту.
Соответствие качества шины европейским транспортным стандартам подтверждается маркировкой E27. Значение указывает код страны, подтверждающей соответствие покрышки требованиям качества ECE (Economic Commission for Europe). Шины европейских производителей маркируются обычным «made in» с указанием страны происхождения.
Логотипы брендов и производителей расположены на каждом колесе с легким прочтением названия.
Общие сведения
Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по конструкции радиальные и диагональные. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:
дорожные (в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
зимние, используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней “резине”. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их.
всесезонные являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
универсальные обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
повышенной проходимости рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.
Новая маркировка
В России вводится обязательная маркировка шин в целях борьбы с «серыми» поставками. Уникальный код Data Matrix обладает высокой степенью защиты и считывается через несколько слоев упаковки. Декларируется, что его невозможно подделать или скопировать, а зашитые в нем сведения считываются даже при частичном повреждении. Код может расшифровать каждый покупатель. Для этого его необходимо просканировать специальным мобильным приложением «Честный знак». После чего на экране гаджета высветятся сведения о производителе и импортере, характеристики товара, дата ввода в оборот в России.
Обязательная маркировка введена с 1 ноября 2020 года. С этого дня запрещены производство, импорт в Россию и покупка у производителей и импортеров резины без меток установленного образца. С 15 декабря запрещен весь оборот немаркированных покрышек. Складские остатки разрешали снабжать метками до 1 марта 2021 года.
Концерн Continental в первых рядах участвовал в тестировании технологии в России и полностью готов к ее внедрению. В течение 2019 года он вместе с сотнями других компаний из разных отраслей в нашей стране сгенерировал тысячи кодов, отрабатывая систему. Более того, в мировом масштабе у компании уже готовы решения по интегрированию в покрышки электронных чипов, позволяющих контролировать их состояние, включая степень износа.
Маркировка шин — расшифровка для легковых автомобилей
На данный момент используется метрическая маркировка шин, которую мы и будем рассматривать на примере маркировки шины P 205/65R16 91H, расшифровка будет следующей:
- Р — опциональный индекс, обозначающий назначение шины
- 205 – ширина профиля шины (т.е. контура шины в радиальной плоскости колеса), указывается в милиметрах
- 65 — отношение высоты профиля шины к её ширине, указывается в процентах
- R — буквенный индекс, указывающий на тип шины
- 16 — посадочный диаметр покрышки, соответствующий диаметру обода автомобильного диска, указывается в дюймах
- 91 — индекс нагрузки
- H — индекс скорости
Как у любого товара, у шины существует свой срок годности. Даже если шина просто лежала на складе, то через 5 лет она не будет соответствовать свойствам, которые заявил производитель. Ведь резина теряет эластичность, рассыхается. Это внутренние процессы, внешне изменений может и не быть. Поэтому смотрим на 4 цифры, которые указаны в овальной рамке. Первые две — это неделя, а вторые — год изготовления. При этом чем свежее модель, тем лучше.
Рисунки протектора шин
ненаправленный рисунок (фото а) — симметричный относительно радиальной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения. Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается с таким рисунком;
направленный рисунок (фото б) — симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью;
асимметричный рисунок (фото в) — не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя — на мокрой.
Зачем нужна маркировка шин
При первом взгляде на маркировки кажется, что производители разрисовывают боковины для красоты. Расписанная боковина – горы, снежинки, капли тумана, размашистые логотипы и цепочки непонятных цифр, бегущие по окружностям. Рельефы протекторов в мускулистых ромбах, квадратах, бровастых канавках и продольных разрезах. Прикосновение к «телу» шины открывает взаимоотношения резины с дорогой – мягкие, жестче, уверенные, предусмотрительно шипованные.
Есть даже записи о дне рождения и правила монтажа. В действительности каждое обозначение рассказывает о возможностях и пределах использования шины. Маркируются они затем, чтобы из множества изделий выбрать модель в такой комбинации параметров, при которых автомобиль будет везти груз или пассажиров на хорошей скорости, напевая колесами бодрую мелодию, а водитель – чувствовать управляемость и устойчивость движения на заданном им курсе.
Единые стандарты маркировки шин распространяются на основные параметры – типоразмеры, показатели допустимой нагрузки и скорости. Характеристики второго уровня маркируются разными производителями по-разному, даже по маркам автомобилей, поэтому стремиться узнать все расшифровки, пожалуй, невозможно. Встречаются буквенные, цифровые и символьные обозначения.
Сегодня мы раскроем секрет, как расшифровать маркировку шины, как воспользоваться, чтобы выбрать при покупке оптимальную комплектацию для автомобиля. Разберем маркировки по характеристикам, в порядке подбора покупателем шин для машины.
Дополнительные обозначения
Есть и другие обозначения с интересной и полезной информацией:
Первое, что необходимо определить — это сезонность. Маркировка на зимних моделях — «снежинка», или winter, на летних — символ «солнце», или summer.
Также на рынке представлены всесезонные модели, которые маркируют M+S. Такие шины можно использовать в переходный период, когда днём всё тает, а ночью слегка подмораживает. Либо устанавливать на автомобиль, который эксплуатируют в регионах с мягкими зимами.
Используют и другие обозначения:
- Frost, или R+W, — для холодной погоды;
- Any Weather (AW) — любая погода;
- Rain, Aqua, Water, символ зонтика — модели для дождя;
- M/T — покрышки рассчитаны на движение по грязи.
Важно! Если зимние модели обязательно маркируют, то на летних может не быть никаких обозначений.
Индекс нагрузки
Индекс нагрузкиНагрузка на шину, кгИндекс нагрузкиНагрузка на шину, кгИндекс нагрузкиНагрузка на шину, кг
Наиболее распространенные маркировки на шинах
- Как отличить зимнюю резину от летней и всесезонной?
- UTQG маркировка (ТЕМПЕРАТУРА, ОБОРУДОВАНИЕ, ТЯГА)
Тонкости шинной МАРКИРОВКИ
Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в некоторых пределах, то для лета предпочтительнее более широкие покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого радиуса — шине приходится проскальзывать из-за того, что противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.
От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина — жесткая и не терпит плохих дорог.
Отдельная категория шин — «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.
Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.
Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:
Обозначения шин категории Run-Flat
Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице:.
Для гурманов
Такие предпочитают подбирать комплект шин из одной партии, стараясь избегать даже минимальных отклонений в свойствах. Тогда нужно обратить внимание на маркировку типа: «DOT GU N4 FRVX 1908». На шинах Michelin все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:
DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;
GU – код завода-изготовителя;
N4 – код размера:
FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;
1908 (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2008) выпуска шины.
Могут быть нанесены сертификаты ECE, ETRO и FMVSS.
Шины разных партий если и различаются, то не настолько, чтобы это заметил потребитель. Разница, как правило, мизерная.
Приоткрою маленькую тайну, которую многие шинники стараются по понятным причинам не афишировать. Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования. Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице:
Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию
Ставятся по требованию автопроизводителей:
Примечание:
Michelin рекомендует:
1. На автомобилях марки, выделенной жирным шрифтом недопустимо использовать шины без соответствующей маркировки.
2. Шины, выделенные жирным шрифтом недопустимо использовать на автомобилях другого производителя.
Шины без подобной маркировки — среднестатистические, и идут в продажу либо на комплектацию автомобилей без особых требований к покрышкам.
Если вы подбираете одну шину на BMW или Porsche, лучше уточнить, есть ли на ней специальная маркировка. Если есть – ищите точно такую же, заказывая через дилера автомобиля. Понятно, что такая покрышка обойдется дороже обычной магазинной. Но только тогда можно быть уверенным, что в экстренной ситуации автомобиль не взбрыкнет «среднестатистической покрышкой». Если такую найти невозможно, придется покупать в обычном шинном магазине все четыре.
О грыжестойкости
Увеличение индексов скорости и грузоподъемности не означает, что шина будет меньше бояться пробоев и притирания к бордюрам. Но небольшие преимущества все же есть. Более скоростные шины конструктивно прочнее в радиальном направлении. Зачастую благодаря усиливающей прокладке между брекером и каркасом. Такие шины чуть менее уязвимы к ударам но, как правило, более жесткие и шумные.
Шины с более высоким индексом грузоподъемности отличаются не только дополнительной подложкой, но и усиленными боковинами. Они действительно более прочные. У шин для автомобилей категории SUV усиливают подкладками еще и плечи, так что если предстоит ездить по разбитым дорогам, можно подобрать такие, подходящие по размерности и скоростным возможностям. Кстати, некоторые импортные автомобили для российского рынка производители комплектуют шинами заведомо большей грузоподъемности. Имейте ввиду, что они тяжелее, менее комфортны, и увеличивают расход топлива. К тому же, жесткие шины плохо гасят энергию ударов, потому больше страдают подвеска и кузов. Вариант некоторого увеличения «грыжестойкости» – увеличение давления выше рекомендованного на 0,3-0,5 бар. Но не забудем, что при этом ухудшится сцепление колес с дорогой и плавность хода.
Тату на плечах
1. В последнее время боковины шин некоторых производителей украсились картинками примерно следующего вида.
Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе шин.
2. «Зеленые» шины отличаются уменьшенным расходом топлива и пониженным уровнем шума. Насколько – знает только сам производитель.
такой значок применяет Michelin. А Nokian и Pirelli – рельефные листочки
3. Трехглавая снежная вершина со снежинкой говорит о том, что шины созданы для суровых зимних условий. Применяется как дополнительная маркировка к шинам типа «M+S»
4. Самый удобный индикатор износа (Nokian) – достаточно беглого взгляда на протектор, чтобы узнать, какова его остаточная глубина (цифры «выдавлены» на определенную глубину) и сохранили ли шины способность оставаться зимними (снежинка сотрется с протектора, когда глубина его канавок останется меньше 4 мм)
5. Еще одна хитрость Nokian – маркировка позиционирования колес на автомобиле при сезонной смене шин.
6. Толкование круглых и треугольных цветных меток на боковинах шин не регламентировано ни одним международным или европейским документом. К примеру Bridgestone, Yokohama, Kumho, маркируют продукцию в соответствии с требованиями заводов-изготовителей автомобилей. Поэтому цветные метки можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации.
Наиболее распространенное толкование желтых меток – легчайшая часть покрышки. Красная указывает место максимальной силовой неоднородности либо наиболее тяжелой части шины. Белая метка любой формы – фрагмент штампа ОТК.
Цветные полоски в канавках протектора – это, как правило, логистические сигналы, упрощающие жизнь складским работникам.
Чтобы знать наверняка, что означает каждая конкретная цветная полоска или метка любой конфигурации, придется обратиться к производителю шины.
В подготовке статьи принял участие Сергей Мишин
Нагрузка
Рядом с размером указывают ещё один показатель (цифра и буква). Цифра обозначает индекс нагрузки на одно колесо, а буква — максимально допустимую скорость, при которой сохраняются все заявленные производителем эксплуатационные характеристики. Но в обозначении зашифрованы показатели. Чтобы определить значения, нужно обратиться к специальным таблицам.
Этот параметр обычно даётся с запасом для легковых автомобилей, поэтому автолюбители редко обращают внимание на него. А вот владельцам грузового или коммерческого транспорта следует учитывать такой параметр.
Использование шин с более высокой нагрузкой или повышенным скоростным показателем, чем предлагает производитель транспортного средства, не всегда оправдано. Ведь чем более скоростная модель, тем она жёстче. А значит, теряется комфорт, плавность хода. Но зато увеличивается срок службы, если часто приходится рассекать по бездорожью.
Рекомендации
Желательно, чтобы все шины, установленные на автомобиль, были не только одного размера и конструкции, но и одной модели и по возможности одного производителя. Несмотря на внешнее сходство некоторых рисунков протектора, каждая модель шин обладает комплексом свойств, присущих только ей. При установке на разные оси автомобиля шин с отличающимся, хотя и очень похожим рисунком (это допускается Правилами дорожного движения), сцепные свойства неизбежно будут отличаться, что может пагубно сказаться на управляемости в критических ситуациях. В случае вынужденной установки не одинаковых шин необходимо по возможности избегать следующих сочетаний:
низкопрофильная “резина” впереди и высокопрофильная сзади;
на ведущей оси переднеприводного автомобиля установлены шипованные шины, а сзади без шипов;
впереди установлены новые шины, а сзади полностью изношенные или наоборот и т.д.
Особенно опасны два последних варианта, так как на влажном или обледенелом асфальте сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, что может привести к заносу и ДТП.
Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора. Это связано с тем, что сделать “идеальную” шину, которая бы обеспечивала максимальную реализацию характеристик автомобиля при всех дорожных условиях, невозможно. Поэтому производители выпускают шины:
с определенной специализацией, когда наиболее развиты одно (или два) свойства (как правило, в небольшой ущерб другим). Например, шина для комфортного движения по шоссе, обладая низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Или шина имеет повышенный ресурс и обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с другими моделями) за счет низкого сопротивления качению, но может не обеспечивать хорошей комфортности, устойчивости и управляемости. Как правило, все крупные производители (к сожалению, пока в основном зарубежные) указывают в рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами обладает данная модель шины. Правда, при этом умалчивают, какими свойствами “пожертвовали”;
с усредненными, примерно одинаковыми по величине, свойствами, для обеспечения приемлемой реализации характеристик автомобиля в широком диапазоне дорожных условий.
Поэтому перед выбором шин необходимо определить:
какие свойства шин, помимо надежного сцепления, вам наиболее важны — “спортивность”, комфортность, экономичность и т.п.
условия, в которых будет большее время эксплуатироваться автомобиль;
максимальные грузоподъемность и скорость, габаритные размеры шины, которые должны соответствовать автомобилю.
При переходе на другую размерность желательно, чтобы не изменился наружный диаметр шины, который можно рассчитать по формуле: D = 25,4d+2sh,
где d — посадочный диаметр колеса (дюймы), s — ширина профиля шины (мм), h — серия шины (отношение высоты профиля шины к ее ширине в %). Рекомендуемые варианты замены приведены в табл. 5.
Необходимо учитывать, что эксплуатация шин на предельных скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс.
Дождевые шины
Не все об этом знают, но есть дождевые шины. Это особый тип летних шин, которые лучше подходят для езды по мокрой дороге. Дождевые шины имеют направленный рисунок протектора, а резина изготовлена из кремнезема. Дождевые шины предотвращают потерю сцепления на мокрой дороге. Стоит отметить, что смесь, из которой изготовлены дождевые шины, теряет свои свойства в жаркую погоду. В солнечную погоду нельзя использовать дождевые шины. Дождевые шины были произведены для водителей, ведущих обычно дождливый климат.
Маркировка дождевой резины
Rain, Aqua, Water, Aquatred, Aquacontact или нарисованный зонтик — это маркировка дождевых шин, которая означает, что резина подходит для езды по-мокрому шоссе.
Чтобы понимать, какая цифра, что обозначает, расшифруем маркировку. В качестве примера возьмём обозначение 175/70 R13. С первого взгляда кажется, что это набор цифр, расшифровать которые трудно без специальных справочников. Но всё проще:
- Первый показатель (175) — это ширина профиля шины. Обозначается в миллиметрах.
- Второй показатель (70) — высота профиля. Также измеряется в миллиметрах. Некоторые производители, могут не использовать данное обозначение, если высота — стандартная величина, т. е. соответствует 80–82% от ширины модели.
- Третий параметр (R, D, B) определяет конструкцию шины. В основном все модели выпускают с радиальным кордом (R), так как у диагонального (D) ниже эксплуатационные показатели. Также можно встретить диагонально опоясанный корд (B).
- Последняя цифра (13) — отвечает за диаметр диска. Измеряется в дюймах.
Но в обозначении размера встречаются и другие буквы, которые не всегда понятны:
- LT — для внедорожников и небольших грузовиков;
- P — модель для легковых авто;
- C — для коммерческих грузовиков и фургонов;
- ST — модель для трейлеров и прицепов;
- T — колесо-докатка (временное);
- XL — усиленная модель, которая выдерживает повышенную грузоподъёмность;
- RF — использование дополнительных слоёв корда для усиления;
- ZR — высокоскоростная модель (рекомендована для скорости более 240 км/ч).
Надеемся, что прояснили ситуацию с основными обозначениями.
Обозначения шин
Содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным.
1 — максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 — обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE»;
3 — количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
4 — товарный знак завода-изготовителя;
5 — ширина профиля;
6 — серия;
7, 15 — обозначение радиальной шины;
8 — обозначение бескамерной шины;
9 — посадочный диаметр;
10 — индекс грузоподъемности;
11 — индекс скорости;
12 — обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
13 — дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года — трехзначное число);
14 — знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
16 — наименование модели.
Примеры обозначения шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Цифры и буквы означают:
185; 215; 5,90 — ширина профиля в мм или дюймах;
70; 90 — серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
R — обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву “D” не указывают);
14; 15; 13 — посадочный диаметр обода в дюймах;
С — индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
В обращении встречаются шины с иными обозначениями, например:
1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 — ширина профиля в дюймах и миллиметрах;
13 — посадочный диаметр обода в дюймах.
Буквы R нет, значит шина диагональная. Поскольку не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%.
2) 31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах)
31 — наружный диаметр;
10,5 — ширина профиля;
R — радиальная шина;
15 — посадочный диаметр.