Вопросы экзаменационных билетов по курсам ДОПОГ ver. 2020

Вопросы экзаменационных билетов по курсам ДОПОГ ver. 2020 Маркировка

Каждая грузовая единица, содержащая опасный груз, должна иметь маркировку, характеризующую вид и степень опасности груза.

Допускается не наносить маркировку, характеризующую транспортную опасность груза, на транспортный пакет, если с его боковой и торцовой поверхности четко видна маркировка, нанесенная на упаковку.

Контейнер, заполненный опасными грузами разных наименований, должен иметь маркировку, характеризующую вид опасности каждого груза.

Грузовые единицы, неочищенные из-под опасных грузов или содержащие неочищенную тару, должны иметь маркировку, соответствующую требованиям настоящего стандарта.

Маркировка должна содержать:

  • на упаковке и (или) транспортном пакете — знак опасности, транспортное наименование груза, номер ООН, классификационный шифр;
  • на крупногабаритной таре или контейнере — знак опасности, номер ООН, а также номер аварийной карточки при транспортировании по железной дороге (если такой номер установлен). Аварийная карточка, не имеющая номера, должна прилагаться к грузовым документам.

Маркировка, характеризующая вид и степень опасности груза, наносится на:

  • контейнер — на дверь, боковую стенку и, если позволяет конструкция, крышку;
  • контейнер-цистерну — на днище и обечайку цистерны (сверху и сбоку).

Допускается совмещение маркировки, характеризующей вид и степень опасности, с транспортной маркировкой и маркировкой, характеризующей груз на одном ярлыке, при этом размер ярлыка должен быть увеличен на величину, кратную количеству знаков. Размер знака опасности допускается уменьшать до 25 мм.

Допускается не наносить знаки опасности на грузовые единицы с опасными грузами подкласса 1.4 группы совместимости S, а также с грузами растительного и животного происхождения подклассов 4.1 и 4.2 (такие как хлопок, жмых, копра, рыбная мука). Вместо знака опасности указывается номер подкласса, а также группа совместимости (для подкласса 1.4).

На грузовых единицах, предназначенных к перевозке морским транспортом, маркировка должна быть выполнена так, чтобы содержащаяся в ней информация оставалась различимой после пребывания грузовой единицы в морской воде в течение 3 мес.

В нормативной документации на продукцию указывают:

  • температуру вспышки, если она не более 61 °С;
  • температуру разложения, если она не более 50 °С;
  • класс (подкласс), номер чертежа знака опасности; классификационный шифр, номер ООН (для опасных грузов в мелкой фасовке номер чертежа знака опасности не указывают);
  • для грузов класса 9 — надпись «Опасные только для _____________», указать вид транспорта и классификационный шифр.

Вопросы экзаменационных билетов по курсам ДОПОГ ver. 2020

Введение

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 (вступило в силу с 25.04.2012 г.) автомобильные перевозки опасных грузов на территории России должны осуществляться в соответствии с «Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ, ADR).

ДОПОГ устанавливает ряд требований к оснащению транспортных средств, перевозящих опасные грузы (легковоспламеняющиеся, токсичные, коррозионные, радиоактивные и прочие опасные вещества). В частности перевозка опасных грузов автомобильным транспортом должна осуществляться с применением специальной маркировки.

Согласно ДОПОГ транспортные средства должны маркироваться табличками оранжевого цвета и знаками опасности (пп. 5.3.1.1.1 и пп. 5.3.2.1.1, глава 5.3 ДОПОГ).

Информационные таблички Опасный груз (оранжевого цвета)

Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, которым не присвоен идентификационный номер опасности (отсутствует идентификационные номер опасности в колонке 20 таблицы А главы 3.1 ДОПОГ), должны иметь две универсальные таблички оранжевого цвета (без номеров): одна из них должна крепиться спереди транспортного средства, другая – сзади.

(пп. 5.3.2.1.1, пп. 5.3.2.1.2, глава 5.3 ДОПОГ)

Пример: Фургон перевозит боеприпасы дымовые. Данному грузу не присвоен номер опасности, поэтому транспортное средство оснащено  только  универсальными  табличками оранжевого цвета (спереди и сзади).

В случае если транспортное средство перевозит опасный груз, которому присвоен номер опасности по ДОПОГ, то на бортах с 2-х сторон такого транспортного средства должны располагаться дополнительные таблички оранжевого цвета. Боковые таблички должны содержать в себе номер опасности и номер груза (номер ООН).

(пп. 5.3.2.1.2, глава 5.3 ДОПОГ)

Пример: Автотопливозаправщик перевозит бензин, которому присвоен номер опасности 33 (легковоспламеняющееся вещество с температурой вспышки ниже 23 °С) и номер ООН – 1203. По бокам закреплены таблички с соответствующими номерами.

В случае если конструкция транспортного средства предусматривает несколько цистерн, отсеков или контейнеров (либо к автоцистерне присоединена прицеп-цистерна), то дополнительные таблички должны быть закреплены по бокам каждой цистерны, отсека или контейнера. Номер опасности и номер ООН должны соответствовать веществам, помещенным в каждую из цистерн, отсеков или контейнеров.

(пп. 5.3.2.1.2 и пп. 5.3.2.1.4, глава 5.3 ДОПОГ)

Пример — В одном из отсеков автоцистерны перевозится бензилхлорид, а в другом – бензотрифторид. Спереди и сзади транспортного средства будут закреплены универсальные таблички. На отсеке с бензилхлоридом по бокам будут закреплены 2 таблички с номерами 68-1738,  а на отсеке с бензотрифторидом – с номерами 33-2338.

​В случае если на транспортном средстве перевозятся только одно опасное вещество (но не перевозится неопасное вещество), то таблички могут не крепиться по бокам транспортного средства. В таком случае таблички, закрепленные спереди и сзади транспортного средства, должны содержать идентификационные номера данного вещества.

​(пп. 5.3.2.1.6, глава 5.3 ДОПОГ)

Пример — Автотопливозаправщик перевозит только одно вещество — дизельное топливо, которому присвоен номер опасности 30 (легковоспламеняющееся вещество с температурой вспышки от 23 до 60 °С) и номер ООН – 1202. Поскольку вещество только одно, то сзади и спереди транспортного средства установлены таблички с номерами соответствующими дизельному топливу, а на бортах с 2-х сторон табличек не установлено.

В случае если в отсеках автоцистерны перевозятся только дизельное топливо, бензин, керосин, нефтепродукты или авиационное топливо для турбинных двигателей (но не перевозится никакое другое вещество), то таблички могут не крепиться по бокам транспортного средства. В таком случае таблички, закрепленные спереди и сзади транспортного средства, должны содержать идентификационные номера наиболее опасного из перевозимых веществ, т. е. вещества с самой низкой температурой вспышки.

(пп. 5.3.2.1.3, глава 5.3 ДОПОГ)

Пример — Автоцистерна перевозит одновременно бензин и дизельное топливо. В таком случае достаточно маркировки спереди и сзади в виде таблички с нанесенным номером опасности бензина – 33, и его номером ООН – 1203 (поскольку у бензина температура вспышки ниже 23 °С, а у дизельного топлива – выше).

Порожние транспортные средства, не прошедшие очистку от опасного вещества (дегазацию/дезактивацию), должны сохранять маркировку в виде табличек оранжевого цвета.

(пп. 5.3.2.1.7, глава 5.3 ДОПОГ)

Таблички оранжевого цвета должны быть сняты или полностью закрыты каким-либо огнестойким материалом (материал должен закрывать табличку после 15 минут пребывания в огне), если транспортное средство не перевозит опасный груз и прошло очистку, дегазацию или деактивацию. Для этого можно использовать специальные держатели с защёлками (достаточно лишь вынуть табличку из держателя) либо складные таблички, которые можно просто закрыть, зафиксировав замочком.

(пп. 5.3.2.1.8, глава 5.3 ДОПОГ)

Знаки маркировки опасных грузов (основные правила размещения)

Знаки маркировки опасных грузов (информационные табло)

При перевозке опасного груза транспортное средство должно маркироваться знаками опасности (информационные табло соответствующие определенным классам опасности): 2 знака по бокам и 1 знак сзади транспортного средства.

(пп. 5.3.1.4.1, глава 5.3 ДОПОГ)

Пример — Транспортное средство перевозит боеприпасы дымовые с разрывным зарядом – такому грузу присвоен подкласс опасности 1.2 (вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасности взрыва массой) и группа совместимости – G (пиротехническое изделие, содержащее как взрывчатое вещество, так и дымообразующее вещество).

В случае если конструкция транспортного средства предусматривает несколько цистерн, отсеков или контейнеров (либо к автоцистерне присоединена прицеп-цистерна), то дополнительные знаки опасности должны быть закреплены по бокам каждой цистерны, отсека или контейнера. Знаки должны соответствовать классам опасности тех веществ, которые помещены в каждую из цистерн, отсеков или контейнеров.

В случае если в одной из секций размещено вещество, соответствующее 2-м и более классам опасности, то на такой секции рядом должны располагаться все знаки присутствующих классов (также все виды знаков должны дублироваться на задней части транспортного средства).

Пример — В одном из отсеков автоцистерны перевозится бензилхлорид, а в другом – бензотрифторид. На отсеке с бензилхлоридом по бокам будут закреплены 2 знака соответствующие классу 6.1 – токсичные вещества,  а на отсеке с бензотрифторидом – знаки соответствующие классу 3 – легковоспламеняющиеся вещества. Бензилхлорид обладает дополнительной опасностью (коррозионность), поэтому на отсеке, в котором перевозится данное вещество по бокам закреплены 2 дополнительных знака соответствующие классу 8 – коррозионные вещества. Сзади транспортного средства присутствуют по одному знаку трёх присутствующих классов опасности.

В случае если в нескольких отсеках транспортного средства размещены вещества, соответствующие одному и тому же классу опасности (либо несколько классов), то размещать знаки на каждом из отсеков не обязательно – достаточно 2-х комплектов знаков на бортах (с каждой стороны) и 1-го сзади транспортного средства.

Пример — Автоцистерна перевозит одновременно бензин и дизельное топливо. В таком случае достаточно знаков только 3-го класса опасности — легковоспламеняемые вещества (2 знака на бортах, 1 — сзади).

В случае если транспортное средство перевозит вещество, опасное для окружающей среды (в целях ДОПОГ таковыми считаются вещества, загрязняющие водную среду), то такое транспортное средство оснащается соответствующим знаком. Знак нансосится по тем же правилам, что и знаки соответствующие классам опасности — с 2-х сторон на бортах и сзади транспортного средства.

На рисунках выше можно видеть такой знак нанесенный на бортах транспортных средств, перевозящих вещества, опасные для окружающей среды.

Порожние транспортные средства, не прошедшие очистку от опасного вещества (дегазацию/дезактивацию), должны сохранять маркировку в виде знаков опасности.

(пп. 5.3.1.6.1, глава 5.3 ДОПОГ)

Знаки должны быть сняты или закрыты, если транспортное средство не перевозит опасный груз и прошло очистку, дегазацию или деактивацию.

(пп. 5.3.1.1.5, глава 5.3 ДОПОГ)

Таблички ДОПОГ (основные правила размещения)

Группы упаковок

Согласно договору все опасные грузы должны иметь определённую группу упаковки. Группа упаковки характеризует степень опасности перевозимого груза. Они делятся на три группы (все цифры римские):

  • I — очень опасный груз.
  • II — просто опасный груз.
  • III — незначительно опасный груз.

Особенность опасности класса 3 — это способность испаряться. Закрытые упаковки устраняют образование и утечку паров. У 3-го класса могут быть одна главная опасность и максимально 2 дополнительные опасности.

  • Класс 4.1 — группа упаковки — II или III. Примерно 5 % этих веществ имеют дополнительную опасность — термическая нестабильность — возможность взрыва (сера, целлюлоза).
  • Класс 4.2 — группа упаковки — I,II,III.
  • Класс 4.3 — группа упаковки — I,II,III.
  • Класс 5.1 — группа упаковки — I,II,III (минеральные удобрения, перекись водорода).
  • Класс 5.2 — групп упаковок не имеет (сырьё хим.заводов).
  • Класс 6.1 — группы упаковок — I,II,III. Имеет много дополнительных опасностей (синильная кислота, мышьяк, вещества содержащие ртуть и т. д.).
  • Класс 6.2 — не имеет групп упаковок.
  • Класс 8 — группы упаковок — I,II,III. Имеет много дополнительных опасностей.
  • Класс 9 — группы упаковок — II,III. (пыль асбеста — канцероген, вещества при горении которых выделяются диоксины, также канцерогены, не разлагаются в течение 20 лет).

Особенность класса 2 в том, что он не имеет главной опасности и не имеет групп упаковок. Имеет следующие особенные опасные свойства и их специальные обозначения:

  • А — удушающие — создают нехватку кислорода для дыхания в закрытых помещениях (инертные газы).
  • О — окисляющие, то есть способствующие горению (кислород)
  • F — огнеопасность (пропан)
  • Т — ядовитые
  • Далее два и более опасных свойства одновременно
  • ТF — ядовитые + воспламеняющие
  • TC — ядовитые + едкие (коррозийные)
  • TO — ядовитые + окисляющие
  • TFC — ядовитые + воспламеняющиеся + едкие

TOC — ядовитые + окисляющие (способствуют горению)+едкие (коррозийные)

Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка». Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.

Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, коррозионные газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами, должны быть упакованы герметично (Герметичная тара — тара, конструкция которой обеспечивает непроницаемость газов, паров и жидкостей).

Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с заполнением свободного пространства соответствующими негорючими прокладочными и впитывающими материалами.

Грузы в мелкой расфасовке, перевозимые как неопасные согласно п.2.1.43, допускается упаковывать в ящики из гофрированного картона. Ящики должны иметь обечайки, вкладыши, перегородки, решетки, прокладки, амортизаторы. Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в плотные деревянные ящики с крышками.

Опасные грузы в металлических или полимерных банках, бидонах и канистрах должны быть дополнительно упакованы в деревянные ящики или обрешетки.

Опасные грузы в мешках и ящиках из гофрированного картона, если такая упаковка предусмотрена стандартами или техническими условиями на продукцию, должны перевозиться повагонными отправками. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в мешках должны быть упакованы в жесткую транспортную тару (металлические или фанерные барабаны, бочки, деревянные или металлические ящики).

При предъявлении к перевозке жидких опасных грузов тара должна наполняться до нормы, установленной стандартами или техническими условиями на данную продукцию.

Совместная упаковка в одном грузовом месте допускается только для тех опасных грузов, которые разрешены к совместной перевозке в одном транспортном средстве. При этом каждое вещество упаковывается отдельно в соответствии со стандартами или техническими условиями на это вещество. Упакованные вещества помещаются в плотный деревянный ящик с гнездами. Дно ящика, свободные промежутки в гнездах, а также свободное пространство под крышкой заполняются соответствующим мягким негорючим упаковочным материалом. Ящик прочно закрывается крышкой. Масса брутто такого места не должна превышать 50 кг. Все совместно упакованные вещества должны быть поименованы в накладной с указанием массы каждого вещества.

Опасные грузы, разрешенные к перевозке в контейнерах, должны быть упакованы аналогичным образом.

Опасные грузы, следующие в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы, должны иметь тару и упаковку в соответствии с ГОСТ 15846-79 «Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение».

При перевозке жидких опасных грузов повагонными отправками, грузоотправитель обязан помещать в транспортное средство не менее 1% мест порожней тары на случай повреждений отдельных грузовых мест.

Оцените статью
Маркировка-Про