Все задвижки и их маркировка

Все задвижки и их маркировка Маркировка
Содержание
  1. Типовые размеры фланцевых задвижек
  2. Особенности и обозначения
  3. Шиберные задвижки
  4. Сальниковый узел
  5. Типы и маркировка задвижек
  6. Способы маркировки арматуры
  7. Материалы изготовления деталей
  8. Шланговая задвижка и шланговый затвор
  9. Преимущества и недостатки шланговой задвижки
  10. Замена другими видами запорной арматуры
  11. Разновидности задвижек
  12. Дисковый поворотный затвор
  13. Дополнительные и специальные знаки
  14. Пример маркировки задвижки
  15. Цвет
  16. Параллельные, шиберные, шланговые задвижки
  17. Приводной механизм
  18. Эксплуатация, хранение, транспортировка
  19. Как делают задвижки Составные части задвижек 30с41нж
  20. Что означает номинальный диаметр задвижки DN
  21. Типы соединений задвижек
  22. От чего зависят размеры диаметров задвижек
  23. Условные обозначения
  24. Маркировка и условные обозначения трубопроводной арматуры
  25. Задвижка с выдвижным шпинделем
  26. Где используются
  27. Фланцевых, чугунных, шиберных, клиновых
  28. Детали затвора
  29. Правила маркировки арматуры
  30. Регистрация и обозначение
  31. Как наносится маркировка
  32. Расшифровка маркировки арматуры
  33. Состав маркировки

Типовые размеры фланцевых задвижек

Фланцевые виды запорной арматуры, наиболее часто используемые для установки в трубопроводах различного назначения используются в качестве устройства регулирования потока рабочей среды и его запирания. Крепление в систему осуществляется при помощи фланцев, на болтовой тип соединения.

Размеры диаметров этого вида устройств зависят:

  • От величины условного прохода корпуса;
  • Максимального и рабочего давления внутри трубопровода;
  • Длины устройства.

Диаметр рабочего прохода корпуса устройства имеет величины:

  • Малого диаметра 10, 25, 80 мм;
  • Средней группы размерных величин 125, 250, 350 мм рабочего прохода;
  • Большого размера — 500, 600, 700, 800, 1200, 1600, 2000 мм.

Фланцевые виды устройств используются в системах внутренне давление которых номинально поддерживается в пределах 400-40000 Кпа.

Диаметр устройств напрямую связан с их линейными размерами, или по другому строительной длиной — 140,180, 230, 290, 330, 390, 430, 470 510, 550 мм

Внимание! Маркировка запорной арматуры имеет буквенно-цифровую кодировку, в которой первая цифра — это тип устройства, вторая цифра через дефис диаметр условного прохода в корпусе, третья обозначает рабочее давление. Вторая часть маркировки обозначает гост, по которому выполнена конструкция модели.

Особенности и обозначения

Задвижка – это вид запорной арматуры, который перекрывает движение рабочей среды методом перемещения затвора под прямым углом относительно движения транспортируемого продукта. К ее преимуществам относят:

  • небольшое гидравлическое сопротивление (в положении, не препятствующем движению продукта);
  • отсутствие поворотов движения;
  • широкую сферу применения (в том числе, на трубопроводах, транспортирующих вязкие продукты);
  • функционал, включая подачу транспортируемого продукта в любом направлении;
  • условно небольшую строительную длинутрубопроводной арматуры.

Недостатки изделий данного типа с любым обозначением:

  • ограничения по части эксплуатации в магистралях, транспортирующих материалы с кристаллизирующимися включениями;
  • ограничения по допустимым перепадам давления в системе;
  • медленный отклик на действия по открыванию/закрыванию;
  • трудности монтажа и ремонта уплотнителей затвора;
  • довольно высокий риск гидроудара в конце хода.

Классификация делит задвижки в зависимости от принципа работы запорного элемента. Различают арматуру с выдвижным шпинделем и неподвижным. В первом случае ходовая гайка помещена в корпусе – шпиндель в таком устройстве выдвигается над гайкой. Во втором случае имеет место соединение ходовой гайки со шпинделем, а сама она установлена в затвор (с началом движения шпиндель не выдвигается, а наоборот, углубляется внутрь механизма).

Еще один признак классификации – конструкция. По нему запорная арматура делится на параллельную и клиновую.

В первом случае (параллельная задвижка) особенность состоит в том, что уплотнители седел конструкции идут друг параллельно другу. Ее маркировка – 30 и 31. Затвор в таких изделиях может называться по-разному (как правило, это нож, диск или шибер).

В этой категории выделяются однодисковые (шиберные) и двухдисковые задвижки (параллельные). Первые используются в трубопроводах, когда требования к герметичности перекрытия рабочей среды не очень высокие. Имея жесткую конструкцию, такая трубопроводная арматура способна выдерживать довольно высокое давление в сети и значительные температуры в системе. Двухдисковая задвижка обеспечивает лучшую герметичность по сравнению с однодисковой.

Особенности клиновой задвижки:

  • форма затвора напоминает плоский клин (благодаря чему изделие и получило название);
  • седла (а что важнее, их уплотнительные материалы) находятся параллельно уплотнителям затвора и расположены под углом к направлению его перемещения.

Здесь тоже есть свои подклассы. Так, не отличаются высокой надежностью задвижки с цельным клином (быстро изнашиваются уплотнительные поверхности). Они нуждаются в дополнительной подгонке седел, которая выполняется индивидуально для обеспечения высокой герметичности закрытия потока. Подгонка осуществляется при сборке изделия и значительно осложняет ремонт. Седла и клин в такой арматуре не являются взаимозаменяемыми. Кроме того, из-за износа, коррозии и тепловых нагрузок в закрытом положении в задвижке запорный элемент может заедать.

Задвижка с упругим клином в отличие от предыдущего изделия не требует подгонки. Затвор имеет форму (полу)разрезанного клина, области которого соединены упругим элементом. При прижатии с усилием, переданным через шпиндель, в закрытом положении клин изгибается, насколько позволяет пружинящий элемент. Благодаря этому уплотнительные элементы частей клина плотно прилегают к седлам. Главное преимущество задвижки клинового типа – высокая герметичность перекрытия рабочей среды.

Шиберные задвижки

Для этого вида запорной арматуры основное место установки — трубопроводы для транспортировки продуктов нефтепереработки. Основное назначение — это перекрытие потока, а вот использование в качестве регулировочной аппаратуры для таких устройств необходим дополнительный привод.

Для установки используются размеры рабочего прохода корпуса диаметром:

  • До 150 мм — 100 и 150 мм;
  • От 150 до 500 мм — 200, 250, 300, 350, 400 и 500 мм;
  • От 500 до 1000 мм — 600, 700, 800 и 1000 мм;
  • Свыше 1000 — 1050 и 1200 мм.

Для расчета рабочего давления трубопровода используются показатели — 1,6 — 12,5 МПа

Маркировка серии шиберной арматуры включает в себя:

  • Способ установки задвижки в трубопровод;
  • Тип привода управления;
  • Классу сейсмостойкости устройства;
  • Соответствие климатическому варианту исполнения;
  • Стандарт, согласно которому выполнено изготовление.

Сальниковый узел

Чтобы надежно отгородить внутреннее пространство арматуры от окружающей среды, выполняется герметизация с применением сальникового узла. Набивка сальника выдерживает разные нагрузки. Она трется о внешнюю поверхность шпинделя и противостоит внутреннему давлению. В качестве набивки, которая кольцами наматывается вокруг штока и фиксируется грандбуксой, используется паронит, асбестовый или ТРГ шнур. Асбоматериал может использоваться в разном исполнении:

  • обработанный антифрикционным составом и усиленный проволокой;
  • проклеенный, графитированный;
  • армированный проволокой из латуни и обработанный графитовой смазкой;
  • пропитанный специальным жиром после плетения.

Набивка из термически расширенного графита называется шнуром ТРГ. Этот современный уплотнитель отличается высокими антифрикционными свойствами. Грандбукса отливается из серого чугуна или стали 35Л. Если чугун для создания детали используется редко, то сталь широко применяется при условиях эксплуатации со средними нагрузками.

Типы и маркировка задвижек

Характерной особенностью всех модификаций задвижек является перпендикулярное направлению потока транспортируемого агента перемещение запирающего/регулирующего элемента.

Основными эксплуатационными преимуществами задвижек перед иными разновидностями запорной арматуры являются:

  • малая длина;
  • низкое значение гидросопротивления;
  • простой конструктив;
  • возможность эффективно выполнять свои функции при разнообразных условиях эксплуатации.

В свою очередь, недостатками задвижек считаются:

  • большая высота;
  • длительность процесса открытия/закрытия;
  • сложность ремонтных работ;
  • быстрый износ уплотнителей.

Способы маркировки арматуры

Все задвижки и их маркировка

Правила нанесения маркировки запорной арматуры:

  • оттиск – на корпусе изделия;
  • данные по характеристикам модели – с фронтальной стороны;
  • данные об изготовителе – на задней стенке.

Собственно, процесс нанесения осуществляется одним из трех методов – штамповкой, клеймением или гравировкой. Все 3 подхода предполагают деформирование материала поверхности с разным уровнем изменения.

Штамповка – долговечный способ маркировки запорной арматуры. Обозначения, нанесенные с ее помощью, имеют срок службы самих конструкций. При этом качество оттиска тоже остается высоким.

Клеймение – один из самых технологически сложных методов маркировки запорной арматуры. Использует для нанесения обозначений электроискровой карандаш. Довольно дорогой формат обработки поверхностей, потому применяется редко.

Гравировка – один из первых способов маркирования поверхностей. Использует в работе резцы (пуансон, фреза, штихель), занимает минимум времени, сохраняется достаточно длительный период времени.

Материалы изготовления деталей

Шпиндель производится из высокоуглеродистых металлов с повышенными износостойкостью и твердостью. Преимущественно используется сталь СТ20, которая сохраняет свои свойства при температуре до 450 °C. Часто применяется марка 20Х13. У штоков из сталей СТ25, СТ30 более высокая не только прочность, но и хрупкость, поэтому они не подходят для эксплуатации при значительных нагрузках.

Для изготовления седельных колец и затворных дисков используются цветные металлы.

ЛЦ40С. В составе литейной латуни 40% цинка, 1% свинца. Сплав твердостью 80 МПа по Бринеллю плавится при температуре 885 °C.

ЛЦ38МцС2. Твердость и температура плавления такая же. Включает в себя до 40% цинка, до 2,5% свинца и марганца.

ЛС59. Основные характеристики такие же. Больше всего в составе меди (до 60%), цинка (до 40%). Максимальное содержание свинца составляет 1,9%.

Наиболее эффективное уплотнение шпинделя модели 30ч6бр обеспечивается набивкой АП-31 и кольцами ТРГ. Первая — это квадратный или круглый эластичный шнур из плетенной пропитанной жиром графитированной нити. Набивка применяется в уплотнителях сальника, выдерживает температуру от -70 до 300 °C и давление до 4,5 МПа. Кольца ТРГ изготавливаются из термически расширенного графита. Они выдерживают температуру в химически агрессивных и нейтральных средах, соответственно, до 400 и до 2500 °С. Применяются в системах, перекачивающих многие среды — от воздуха, воды, пара до альдегида, спирта, кислоты.

Шланговая задвижка и шланговый затвор

Шланговая задвижка с маркировкой 33 имеет следующие особенности работы:

  • транспортируемый продукт двигается через шланг – гибкий патрубок;
  • деформируясь под давлением шпинделя, патрубок меняет пропускную площадь (размер проходного сечения);
  • благодаря деформации шланга регулируется расход рабочей среды.

Что до сферы применения, то шланговая задвижка с маркировкой 33 может применяться в трубопроводах, транспортирующих практически любой материал. Единственное требование: продукт не должен деформировать шланговый элемент. Сам шланговый патрубок делают из бензостойкой, химически стойкой или малостойкой резины.

Преимущества и недостатки шланговой задвижки

Главные преимущества шланговой задвижки с маркировкой 33:

  • хорошая герметичность (полное исключение контакта внутренней рабочей среды со внешней);
  • небольшое гидравлическое сопротивление за счет прямоточной конструкции запорной арматуры;
  • исключение вероятности застоя рабочей среды.

Есть и недостатки:

  • сильно ограниченный срок службы;
  • небольшое предельное давление, на которое рассчитан шланговый затвор задвижки в трубопроводной системе, (до 10 кгс/кв. см);
  • невысокие приемлемые температуры в трубопроводе со шланговой задвижкой (до +80 °C);
  • сложности управления (нужно большое усилие для зажима патрубка).

Замена другими видами запорной арматуры

Если шланговая задвижка (или шланговый затвор) не справляется со своими функциями в конкретной трубопроводной системе, ее имеет смысл заменить запорным мембранным клапаном. Или поставить сильфонный клапан.

И мембранная, и сильфонная конструкция клапанов обеспечивают полную герметичность перекрытия движения продукта в трубопроводной магистрали. Но последний значительно удорожит устройство или модернизацию трубопровода.

Кроме задвижек, бывают и шланговыми затворы. Маркировка шлангового затвора – шифр 32. Шланговые затворы и шланговые задвижки имеют схожие конструкции и функциональность. При необходимости (в некоторых случаях) они взаимозаменяемы.

Разновидности задвижек

Задвижек, принципиальное устройство которых одинаковое, различаются между собой материалами деталей, составными частями, способами монтажа.

Технология изготовления корпуса. Арматура бывает сварная, литая, кованная либо штампованная, а также комбинированная. Последняя изготавливается с применением сварки из штампованных и кованных конструкционных элементов.

Варианты уплотнения. Разделение ведется на изделия графитоармированные, жидкометаллические, сальниковые, сильфонные. У моделей сальникового типа шпиндель (или шток) уплотняется относительно перекачиваемой среды набивкой или пропитанной маслом прокладкой, прижатой накидной гайкой. При сильфонном уплотнении герметичность обеспечивается упругими гофрооболочками из синтетики и металла.

Тип привода. Задвижки бывают ручные, электрические, гидравлические, пневматические. У ручных усилие передается через маховик и резьбовой шпиндель. У электрических перемещение затвора выполняется штоком, играющим роль якоря электрической катушки. Гидравлические модели работают за счет давления жидкости на шток, который расположен в закрытом цилиндре. У пневматических принцип работы той же, только вместо воды используется сжатый воздух.

Все задвижки и их маркировка

Рис. Разные типы приводов задвижек

Варианты присоединения к трубопроводу. Разделение ведется на арматуру фланцевую, муфтовую, приварную. У первой на двух противоположных горизонтальных концах расположены фланцы с отверстиями. Они присоединяются к таким же ответным деталями трубопровода болтами, шайбами, гайками. Муфтовая применяются на задвижках, условный проход которых не превышает DN 50. У патрубков приварной арматуры устроены гладкие концы. Они крепятся к трубам аргонодуговой сваркой.

Разные марки задвижек также различаются типом усилия, которое передается к затвору. У изделий с механическим или электрическим управлением шпиндель, обладающий резьбой, передвигается благодаря вращательному воздействию маховика. У арматуры, которая управляется гидравлическим либо пневматическим приводом, цилиндрический шток движется после передачи ему поступательного усилия.

Дисковый поворотный затвор

Дисковый поворотный затвор с маркировкой 32 – трубопроводная арматура, получившая название благодаря форме запорного элемента. Это диск с диаметром, примерно равным диаметру трубы. Открытие и закрытие затвора с обозначением 32 осуществляется путем поворота диска вокруг собственной оси. Последняя расположена под прямым углом к оси трубопровода.

При наличии клапана, который может принимать промежуточные положения, дисковый поворотный затвор может выполнять не одну, а сразу 2 функции – перекрывать поток и регулировать его интенсивность. Но по сравнению с другими видами арматуры сфера его применения ограничена, так как конструкция затвора данного типа не позволяет ему длительное время работать при среднем или высоком давлении в трубопроводной системе.

В зависимости от вида уплотнения запорного элемента, дисковый затвор делится на типы трубопроводной арматуры с эластичным и жестким уплотнением. В первой группе есть 3 варианта

  • с уплотнителем на диске;
  • рубашкой на корпусе;
  • уплотнителем в металлическом корпусе.

Преимущество в этом ряду получили изделия, уплотнение которых «спрятано» в корпус, поскольку оно в меньшей степени подвергается разрушительному действию рабочих сред, а потому служит дольше. Если же сравнивать эластичные и жесткие уплотнения, то первые хороши тем, что дают улучшенную герметичность, а вторые меньше подвержены износу (более долговечны).

Требования к маркировке трубопроводной арматуры, в т. задвижек, определены ГОСТом №4666-2015г. Кроме этого документа, в ГОСТе 5762-2002г. в разделе 5. 4 указаны общие положения о маркировке задвижек.

В соответствии с этими документами, на корпусе задвижки должны быть нанесены:

  • обязательные;
  • дополнительные;
  • и специальные знаки маркировки.

Статус «обязательный» подразумевает наличие отличительных знаков на корпусах любой арматуры (за некоторыми исключениями, которые ограничиваются конструкцией). К таким относятся:

  • диаметр номинальный условного прохода – указывается в мм, пример: DN 150 или 150;
  • давление номинальное – наносится в «бар», «кгс/м2» или в МПа, пример: PN 40 или PN 4 МПа;
  • материал корпусных деталей – указывается в соответствии с обозначением по ГОСТу на конкретный вид сплава, пример: для стали литейной WCB, 25Л или 35Л;
  • лейбл завода-изготовителя – зарегистрированный установленным порядком товарный знак;
  • номер изделия и дата выпуска.

Если задвижка выпущена с разными номинальными диаметрами входного и выходного патрубков, маркировка на корпусе будет выглядеть так – DN100/DN120, либо 100/120. При этом в числителе указывается диаметр входного патрубка.

Знак «давление номинальное» может дополняться или заменяться:

  • знаком «допустимая температура» – обозначение: t 200 или t от -200 до +200;
  • знаком «рабочее давление» – Рр 40 или Рр 4 МПа.

При наличии этих двух знаков на корпусе, маркировка «давление номинальное» может отсутствовать.

Все задвижки и их маркировка

Рис. Маркировка задвижек.

Отличие номинального давления от рабочего в том, что первое указывается в общем случае для температуры рабочей среды 200С, а второе – для заданного температурного режима конкретного предприятия трубопроводного транспорта. В соответствии с нормами, чем выше температура транспортируемого вещества, тем ниже должно быть давление в системе. В этом случае будет обеспечена долговечность задвижки и ее безопасная эксплуатация.

Указание материала корпуса, крышки, штурвала, крепежных, а также других деталей, зависит от нормативного документа (ГОСТа) на конкретный сплав. Например, для корпусных деталей из нержавейки применяется ГОСТ 5632, для титановых изделий – ГОСТ 2171. При недостатке места на корпусе, название сплава может быть сокращено условным его обозначением, указанным в соответствующем стандарте. К примеру, для нержавейки 08Х18Н10Т используется сокращение ЭИ448.

В качестве обозначения завода-изготовителя арматуры допускается указывать как товарный знак, так и наименование предприятия.

Дополнительные и специальные знаки

Дополнительные знаки маркировки не являются обязательными и наносятся в 1 из 3 случаев.

В соответствии с положениями нормативных документов.

Если договором заказчик предусмотрел наличие на корпусных деталях определенных опознавательных знаков.

По решению завода-изготовителя.

В некоторых случаях дополнительные знаки являются обязательными. В случае, если:

  • техническое обслуживание задвижки на трубопроводе выполняет определенная организация (фирменное обслуживание);
  • партия арматуры изготовлена для поставки на экспорт;
  • арматура выпущена или испытана определенной рабочей средой;
  • или задвижка является неполнопроходной;

на  корпус или крышку наносят соответствующие знаки. Также к дополнительным знакам относятся указания массы, типа уплотнительного материала во фланце, клеймо контроля ОТК, величина пробного давления, класс арматуры по сейсмостойкости, герметичности затвора и другие.

Все задвижки и их маркировка

Рис. Дополнительная маркировка на фланце корпуса

Специальные знаки являются обязательными для конкретных отраслей промышленности. Необходимость такого знака определена:

  • нормативными документами о безопасности на производстве;
  • или техническими регламентами.

К специальным относятся знаки соответствия стандартам Таможенного и Европейского союза, указания о взрывобезопасности и огнестойкости задвижки. Данная маркировка наносится на задвижках промышленных предприятий, имеющих на балансе опасные производственные объекты, к которым предъявляются усиленные требования охраны труда и технологической безопасности.

Обязательные знаки маркировки наносится на корпусе и крышке лицевой стороны задвижки. Остальные указания, если не поместились на лицевой, наносятся на оборотной стороне. Если поместить всю маркировку на корпусных деталях не получается, знаки указываются на табличке, прикрепляемой к лицевой части.

Лицевой частью называется правая сторона задвижкипо ходу движения рабочей среды. Если пропуск вещества осуществляется в обе стороны, расположение лицевой стороны указывается в руководстве по эксплуатации.

Знаки, указывающие на материал уплотнителя во фланце корпуса, диаметр проходных отверстий неполнопроходных задвижек, наносятся на соответствующие фланцы. Дополнительный знак, указывающий направление перемещения клина, для удобства также наносится на верхнюю плоскость штурвала.

Пример маркировки задвижки

Рассмотрим пример расшифровки задвижки 30лс527нж.

  • «30» — число, шифрующее тип арматуры. В этом случае — задвижка.
  • «лс» — материал корпуса, легированная сталь.
  • «5» — для управления арматурой применяется механический редуктор.
  • «27» — заводской номер арматуры.
  • «нж» — уплотнения из нержавеющей стали.

Если проходное отверстие имеет внутреннее покрытие, то это отражается в маркировке. Например, 30лс527нжфт — наличие фторопластового покрытия задвижки («фт» в конце обозначения).

Все задвижки и их маркировка

Цвет

Общий порядок окраски задвижек указан в ГОСТе №4666-2015г. Приложением Е установлены цвета окраски для разных металлов. В таблице Е. 1 указано:

  • для чугунной арматуры (относятся все виды чугуна, включая высокопрочный) – черный;
  • для углеродистой стали (Л25-35 или аналог WCB) – серый;
  • для легированной стали (например, 08Х18Н10Т, AISI 301) – синий;
  • для высоколегированной стали (включая жаростойкую и жаропрочную) – голубой.

Отдельно выделяют нормы окраски задвижек для:

  • газовой (ГОСТ №56001-2014г.);
  • нефтяной;

и атомной промышленности (НП №068-05).

Все задвижки и их маркировка

Рис. Окраска арматуры для газопровода

Для каждой отрасли определены свои нормы. К примеру, для нефтяной промышленности цвет окраски наносят, исходя из климатического исполнения. Для исполнения «У» это серый, для «ХЛ» – синий.

Параллельные, шиберные, шланговые задвижки

Кроме клиновой арматуры, для перекачки разных сред применяются задвижки параллельные двухдисковые, шиберные, шланговые.

Параллельные 2-дисковые задвижки. Состоят из 2 дисков, которые для блокировки потока воды, нефти или иной среды прижимаются к седлам с использованием специального грибка клиновидной формы.

Шиберные задвижки. Состоят из параллельно расположенные сёдел и дисковой заслонку. При опускании запорного механизма проход герметично перекрывается благодаря давлению находящейся в трубопроводе среды. Такая арматура востребована при строительстве систем, транспортирующих шлам, пульпу, канализационные стоки, в том числе с механическими примесями. Затворы с заостренными краями называются шиберными ножевыми.

Шланговые задвижки. Запорный орган такой арматуры абсолютно не похож на другие затворные системы. Вместо сёдел и уплотнительных поверхностей в конструкции присутствует патрубок в виде эластичного шланга. Он вмонтирован в корпус, и при необходимости перекрытия трубопровода пережимается штоком. Эти модели называются задвижками, поскольку шпиндель передвигается под прямым углом по отношению оси прохода в корпусе. Шланговая арматура устанавливается на трубопроводы, перекачивающие вязкие среды, агрессивные жидкости при температурах и давлениях, соответственно, до 110 °C, до 1,6 МПа.

Все задвижки и их маркировка

Рис. Виды задвижек по запорным механизмам (общий вид)

Приводной механизм

Состоит из шпинделя и гайки. Поскольку первый контактирует с транспортируемой средой и трется о спаренную деталь, то требования к ним предъявляются повышенные. Гайка создается из латунного круга ЛС59-1, состоящего из меди, цинка, свинца. Последний повышает антифрикционные качества и упрощает процесс обработки заготовки.

По ходу изготовления гайки от прутка по длине отрезается заготовка, в ней проделывается отверстие, затем фрезой нарезается резьба. Шпиндель производится из круга, при изготовлении которого использовалась сталь марки 20×13. Этот ферритно-мартенситный металл отличается жаропрочностью и коррозионной стойкостью.

Чтобы правильно эксплуатировать трубопроводную арматуру, нужно знать, какая резьба на штоке задвижки. У шпинделя арматуры привода она может быть левой либо правой. В рассматриваемой модели арматуры по действующему стандарту резьба нарезана правой. Маховик для перекрытия потока в этом случае нужно крутить по часовой стрелке. У некоторых задвижек с механическим редуктором резьба нарезана левая. Первопричина такого направления витков кроется в устройстве механической передачи, которая может быть конической либо червячной.

Эксплуатация, хранение, транспортировка

По ходу эксплуатации арматуру нужно проверять, обслуживать и после техосмотра ремонтировать. При проверках осмотру подлежат:

  • сальниковый узел на предмет протечек;
  • крышка с корпусом, которые не должны быть ржавыми, деформированными, треснувшими;
  • соединение корпуса с крышкой на предмет герметичности и плотности прилегания;
  • монтажные фланцы.

Перевозка и хранение арматуры проводится в заводской таре. При транспортировке ящики нужно располагать в вагоне или грузовом автомобиле в соответствии с маркировочными обозначениями. После аккуратной выгрузки тара с товаром выгружается краном. При долгом хранении задвижек шток смазывается специальной пастой. Арматура в складском помещении обязана быть защищена от влаги и прямых солнечных лучей.

Как делают задвижки
Составные части задвижек 30с41нж

1 – корпус; 2 – крышка; 3 – клиновый затвор; 4 – шпиндель; 5 – резьбовая втулка; 6 – гайка. 7 – болт или шпилька; 8 – откидной болт; 9 – уплотнитель; 10 – сальниковая набивка; 11 – маховик

Рис. Задвижка 30с41нж (разрез, вид слева)

Арматура клиновая стальная 30с41нж устанавливается на трубопроводах, перекачивающих воду, пар, воздух и нефть, нефтепродукты, аммиак. А также природный и другие неагрессивные газы. Рассчитана на эксплуатацию при температуре и давлении среды, соответственно, до 425 °C, до 1,6 МПа. Согласно маркировке у задвижки под регистрационным номером 41 стальной корпус и нержавеющие поверхности клина.

Что означает номинальный диаметр задвижки DN

Все задвижки и их маркировка

Для обозначения и классификации задвижек всех типов в современной технической документации принято использовать обозначение DN — номинальный диаметр. Это обозначение применяется к обозначению внутреннего диаметра рабочего прохода корпуса устройства. Данное обозначение номинального диаметра выступает, кроме этого, общим для обозначения и остальных элементов конструкции задвижки, которые включены в размерную группу.

Номинальный размер позволяет быстро подобрать нужный типоразмер устройства для установки, собственно этим обозначением пользуются и для маркировки диаметра трубопровода, что дает возможность быстро подбирать номенклатуру арматуры для трубопровода, не вдаваясь в подробности. Использование номинального размера внутреннего рабочего прохода DN или ДУ регламентировано государственными стандартами и выступает официальным типом маркировки арматуры по ее диаметру.

Типы соединений задвижек

Все задвижки и их маркировка

Наличие в ассортименте задвижек нескольких размерных групп обеспечивает возможность применения нескольких видов соединений арматуры с трубопроводом.

Практически все виды задвижек, имеющие в ассортименте приборы малого диаметра используют муфтовый тип соединения. Диаметр до 100 мм обеспечивает надежность муфтового соединение с трубой. Исключением здесь выступает только шиберные типы арматуры, которые и конструировались для уменьшения размера корпуса.

Средние размеры до 500 мм имеют как стандартные фланцевые типы крепления в литом корпусе, так и возможность установки в бесфланцевом варианте. Небольшой рабочий проход позволяет использовать оба варианта крепления. Как и болтовое соединение на фланцах, так и использование шпилек для затяжки одинаково эффективно что для всех видов задвижек.

Большой диаметр арматуры традиционно применяется только во фланцевом типе установки. Здесь не имеет разницы каким образом выполнен корпус методом чугунного литья или сваркой штампованных фрагментов. Для трубопроводов, имеющих диаметр свыше 500 мм фланцевое соединение с применением болтов, обеспечивает максимально простое и герметичное соединение.

От чего зависят размеры диаметров задвижек

Все задвижки и их маркировка

Использование в качестве запорной арматуры задвижек разного диаметра чаще всего вызвано техническими условиями для каждого конкретного типа трубопровода и условиями транспортируемых по нему продуктов. Диаметры задвижек определяются по внутреннему диаметру полости устройства. Это особенность маркировки и расчета размеров вызвана необходимостью обеспечить максимально простой способ пропуска транспортируемого потока трубопроводом.

Разработанные государственные стандарты определяют основные виды запорной арматуры. К этим видам относятся:

  • Фланцевые задвижки;
  • Стальные задвижки;
  • Чугунные задвижки;
  • Шиберные виды задвижек;
  • Клиновые типы задвижек.

Для каждого вида арматуры разработаны нормы и стандарты, определяющие не только внутренний диаметр отверстий, но и типы соединений и размеры фланцевых элементов. Для классификации используются следующие стандарты:

  • ГОСТ 3706-93 — стандарт производства фланцевых видов затворов;
  • ГОСТ 9698-86 — определяет стандарт двух видов арматуры стальных и чугунных видов задвижек;
  • ГОСТ 10738-76 — применяется для классификации клиновидных видов запорной арматуры;
  • ГОСТ Р 55020-2012 — классифицирует шиберные конструкции.

Условные обозначения

Все задвижки и их маркировка

Какой бы вид запорной арматуры не использовался, у него на корпусе присутствует ряд цифр и букв, которые представляют собой условное обозначение, которое поможет сделать правильный выбор в пользу того или иного устройства. Примером может служить проходного типа вентиль, который может обозначаться несколькими соединенными между собой вершинками, треугольниками.

Более детальный обзор базовых обозначений арматуры можно посмотреть, ознакомившись с картинкой, приведенной выше. Каждый тип арматуры должен использоваться под определенную разновидность трубопроводной магистрали. Для того, чтобы подобрать наиболее подходящие комплектующие, следует обратить внимание на приведенную маркировку, которая находится на верхней части корпуса рассматриваемого изделия.

Обычно задвижки оснащаются шильдиком, на котором указана следующая информация (согласно ГОСТ 4666–75):

  • фирменный знак производителя;
  • наименование продукта;
  • диаметр условного прохода и максимальное значение рабочего давления;
  • номер изделия (заводской);
  • дата производства.

Маркировка и условные обозначения трубопроводной арматуры

Для наглядности и понимания, свободной ориентации в обозначении запорной арматуры, приведем ряд распространенных обозначений с расшифровкой:

1) Задвижка 30с41нж — стальная задвижка с механическим приводом с цилиндрической передачей и нержавеющими уплотнительными кольцами

2) Задвижка 30ч6бр — чугунная задвижка с пневматическим приводом и уплотнительными кольцами из бронзы и латуни

3) Задвижка 30нж541нж — 30 задвижка, нж — корпус из нержавейки, 5 — механический привод, 41 — № регистрации выпуска, нж — уплотнительные поверхности из нержавейки.

Расшифровка задвижки 30с99нж

  • 30 — тип арматуры — задвижка
  • с — материал корпуса — углеродистая сталь
  • 99 — номер модели
  • нж — материал уплотнения — нержавеющая сталь

Дополнительные характеристики 30с99нж:

  • клиновая — седла расположены под углом относительно друг друга, а при закрытии клин плотно входит в промежуток между ними
  • фланцевая — стыкуется с элементами трубопроводов с помощью фланцевых соединителей
  • с выдвижным шпинделем — конструкция предусматривает наружное расположение ходовой гайки и резьбы шпинделя, который при вращении совершает поступательное движение

4) Изделия серии 32с908р, где: 32 поворотный дисковый тип затвора

с поверхности затвора из стали (углеродистой)

9 тип привода (в данном случае указывает на производство запорной арматуры с электроприводом)

08 регистрационный № модели

4) 19с63нж. Число 19 означает затвор обратный, клапан герметичный. Маленькая буква «с» означает корпус выполнен из углеродистой стали. Буквы «нж» говорят, что уплотнительные поверхности в изделии выполнены из нержавеющей стали;
5) 32с908р. «32» – изделие является затвором поворотным дисковым. «с» – выполнено из углеродистой стали. «9» – управляется электрическим приводом. Номер модели 08. «р» – уплотнительные поверхности выполнены из резины.

Задвижка с выдвижным шпинделем

Ходовая гайка и участок шпинделя с резьбой находятся вне корпуса задвижки (см. рис. При открытии арматуры вращается гайка, шпиндель же вместе с заслонкой перемещается только поступательно. Величина его выдвижения соразмерна с высотой хода заслонки. Для корректности работы арматуры ходовая гайка статично возвышается над крышкой на величину поднятия затвора в конструкции бугельного узла.

Плюс такой системы — отсутствие негативного воздействия перекачиваемой жидкости на ходовой узел. Кроме того, пара «шпиндель-гайка» по причине свободного доступа легко обслуживается, а сальниковое уплотнение меньше изнашивается. Минус — относительно большая высота изделия, влекущая за собой необходимость оставлять свободное место под выдвигающийся резьбовой участок штока.

Все задвижки и их маркировка

Рис. Задвижки с выдвижным и невыдвижным шпинделями (разрезы)

Где используются

Все задвижки и их маркировка

Областей, где применяется подобное оборудование, множество. Их условно можно поделить на такие подгруппы:

  • Бытовая продукция сантехнического назначения. Эта область по праву считается одной из наиболее обширных. Подобная арматура используется при обустройстве систем водоснабжения как квартирных, так и частных домов. Также монтаж производится как в системах отопления, так и газовых плитах. Зачастую выбирается ручной тип управления, так как эксплуатационные показатели у них находятся на оптимальном уровне. Также они весьма надежны и имеют собственное обозначение (обратные клапаны).
  • Арматура, которую принято использовать как при обустройстве судов речного, так и морского флота. Такой тип продукции весьма специализированный, к тому же оборудование этого типа должно немного весить и характеризоваться высоким показателем надежности.
  • Трубозапорный тип арматуры, который используется в промышленных масштабах. К этой категории следует отнести фонтанное оборудование, системы, отвечающие за транспортировку радиоактивных и токсичных масс и нефтяную отрасль. Используемая в этих областях продукция должна характеризоваться высоким показателем надежности и соответствующим эксплуатационным сроком. Устойчивость к коррозии обязательна, как и терпимость к резким температурным и иным перепадам (давления).
  • Арматура, предназначенная для общего использования. Этот тип арматуры можно встретить абсолютно в каждой сфере повседневной деятельности современного человека. Это касается как бытового, так и хозяйственного использования (назначения). Так, примером могут послужить котельные, водопроводы, газопроводы и отопительные системы. К этой категории следует отнести и всю арматуру запорную для водоснабжения.

Фланцевых, чугунных, шиберных, клиновых

Для проектирования новых и ремонта уже существующих систем трубопроводов используются государственные стандарты, регламентирующие запорную арматуру. Разработка и производство всех видов задвижек для трубопроводов осуществляется на основании именно этих стандартов, делающих унифицированными все размерные величины оборудования. Современные производители, кто изготавливает свою продукцию на основании своих внутренних технических условий, при этом использует такие же нормы, как и указанные в ГОСТ.

Детали затвора

Клин, непосредственная задача которого открывать и блокировать проход, несет повышенную ответственность при эксплуатации арматуры, поэтому он отливается из высокопрочной стали WCB. Его уплотнительные поверхности наплавляются на основу с помощью одной из сварок — дуговой, плазменной или лазерной. Проволока, которая используется для наплавки, может создаваться из трех сплавов. Дешевый металл 2Cr13 с содержанием хрома 13% отличается коррозионной стойкостью и жаропрочностью. У сплава 13Х25Т количество хрома еще выше — 28%.

В конструкции затворного механизма также присутствуют запрессованные в корпус уплотнительные кольца. Поскольку последние после запрессовки не подлежат демонтажу и замене, то предъявляемые к ним требования исключительно высокие. Следом на кольца наносят металл марки 07Х26Н13 либо 08Х21Н10Гб. Сплаву 07Х26Н13, в состав которого входят хром, никель, марганец и кремний, свойственны прочность, кислото-, износоустойчивость, стойкость к ударам. У сплава 08Х21Н10Гб меньше никеля и хрома, но больше марганца, что положительно отражается на наплавочных свойствах.

Правила маркировки арматуры

Все задвижки и их маркировка

Маркировка арматуры – регламентная мера и должна осуществляться согласно нормам и нормативами российских госстандартов. В соответствии с последними, обозначения запорной арматуры формируются в таблицу и включают цифры + буквы. Порядок отметок:

  • 2 первые цифры ряда указывают на класс, вид, тип изделия;
  • буквы за первыми 2 цифрами – материал основных компонентов (корпус, крышка);
  • 1–2 цифры за буквами – регистрационный номер (если их 3, то первая – это тип используемого привода);
  • 2 «замыкающие» буквы указывают на материальное исполнение поверхностей;
  • последние буквы – обозначение варианта сборки конструкции.

Согласно ГОСТ, нанесение осуществляется на последней стадии ее изготовления. Важное условие: оттиск ставится по завершении производства, но до проведения испытаний. Такой подход позволяет контролировать отбракованные после контрольной оценки образцы, чтобы оперативно устранить дефекты и передать продукцию на выпуск, реализацию.

Высокое качество маркировочного оттиска – репутационный фактор, признак серьезности производителя и его ответственного подхода к качеству своей номенклатуры. Поэтому процесс нанесения обозначений доверяется исключительно специалистам с соответствующей подготовкой. Здесь важно владение навыками работы со специализированным оборудованием, применяемым для маркировки запорной арматуры.

Регистрация и обозначение

Регистрацией задвижек в России занимается Центральное конструкторское бюро арматуростроения (ЦКБА). Все учтенные конструкции перечислены в справочнике №036-2017. Для запуска заводом-изготовителем линии по выпуску конкретной модели задвижки, необходимо подать заявку на регистрацию этой модели. После проведения регламентированной проверки, ЦКБА принимает решение о включении или не включении модели задвижки в справочник 036-2017.

Присвоение и внесение в раздел справочника ЦКБА №036-2017 номера задвижки является фактом сертификации изделия и разрешением на его выпуск.

Именно обозначение из справочника ЦКБА указывается в наименовании задвижки. Например:

  • 30с564нж;
  • 30с41нж;
  • 30с927нж;
  • 30ч6бр;
  • 30ч939р.

Разберем на примере клиновой задвижки 30с564нж, какую информацию несет это обозначение.

Рис. Обозначение таблицы фигур.

Документ ЦКБА №023-2015, являющийся пояснением к справочнику 036-2017, содержит таблицы фигур. В этих таблицах приводится расшифровка кодов обозначения. Для 30с564нж:

  • «30» указывает на тип арматуры – задвижка;
  • «с» указывает на материал корпусных деталей – в данном случае сталь;
  • цифра «5» указывает на тип приводного механизма – здесь это механический редуктор;
  • «64» указание на порядковый номер, присвоенный ЦКБА в соответствии с заявленными ТУ;
  • «нж» указывает на материал уплотнителя в запорном органе – в данном случае используется наплавка из коррозионно-стойкой стали.

В соответствующих таблицах фигур №№ 1,2,3,4 стандарта ЦКБА №023-2015 указывается полная номенклатура характеристик трубопроводной арматуры (в т. задвижек). Таблица 1 содержит коды типов арматуры. В таблице 2 указаны материалы, из которых сделаны корпусные детали. Таблица 3 содержит типы приводов управления затвором. В таблице 4 указаны материалы, используемые в качестве уплотнительной поверхности в затворе.

Все задвижки и их маркировка

Рис. Таблицы фигур.

Введение нормы обозначения по таблице фигур позволило потребителям трубопроводной арматуры быстро ориентироваться в номенклатуре продукции, а также вести единый учет конструкционных особенностей задвижек в едином справочнике.

Обозначения по соответствующим таблицам фигур не имеют ничего общего с требованиями к маркировке, наносимой на корпусные детали задвижки.

Как наносится маркировка

Все задвижки и их маркировка

Исходя из имеющихся ГОСТов, нанесение маркировки на арматуру производится на корпус агрегатов. На лицевой стороне принято наносить информацию касательно используемой модели, а вот товарный знак наносится с противоположной стороны еще на заводе, на одной из стадии ее производства.

Нанесение обозначений может осуществляться такими способами:

  • Клеймение. Этот процесс достаточно сложный, поэтому понадобится определенные навыки и опыт работы от сотрудника. Для этого принято использовать специализированное оборудование, которое представлено в виде электроискрового карандаша. В связи со сложностями нанесения и стоимость необходимого оборудования, метод используется крайне редко.
  • Гравировка. Этот способ является одновременно простым и наиболее распространенным способом нанесения маркировок и других надписей на металлические поверхности. На агрегатах, изготовленных в прошлом веке, подобную гравировку также можно встретить. Резец понадобится для нанесения соответствующих цифр и букв. Также могут использоваться пуансоны, фреза и штихель.
  • Штамповка. Таким образом происходит несущественная деформация используемого материала. Посредством теснения создаются необходимые цифры и буквы. Срок видимости нанесенных обозначений будет приравниваться к сроку службы самого изделия.

Стоит также обратить внимание на то, что от выбранного материала окрашиваться внешняя сторона изделий будет в разны цвета:

  • серый для углеродистой стали;
  • черный обозначает использование серого ковкого чугуна;
  • голубой говорит об использовании коррозийной стали;
  • синий же свидетельствует об изготовлении агрегата на основе легированной стали.

Расшифровка маркировки арматуры

В соответствии с положениями стандарта для маркирования запорной трубопроводной арматуры используются знаки таких типов:

  • Обязательные – наносятся на любые арматурные устройства.
  • Дополнительные символы, которые производитель наносит по своему решению. Для некоторых видов арматуры применением дополнительных знаков может устанавливаться нормативной документацией или контрактом с заказчиком. В том числе дополнительные обозначения обязательно применяют для арматур, эксплуатируемой в нефтяной и газовой промышленности, атомной энергетике, других ответственных отраслях.
  • Специальные – предусматриваются к нанесению по действующим директивам, техрегламентам, нормативной документации по технике безопасности. Надпись со специальными знаками выполняется на отдельной информационной табличке, закрепляемой на корпусе арматурного изделия.

Расшифровка обозначений арматурной маркировки в соответствии с ГОСТ 4666-2015 приведена в таблице:

№ 
Обозначаемый параметр
Тип знака
Примечание

1
Диаметр номинальный 
Обязательный
Литеры «DN» и значение диаметра в мм цифрами, например, DN 100. Также допускается указание только цифрами, например, 100. Если входной и выходной патрубки имеют разный диаметр, их значения указываются через дробь, например DN50/DN100 или 50/100. 2
Давление номинальное
Обязательный
Литеры «PN» и значение давления цифрами. По умолчанию указывается величина в барах без написания единиц измерения, например, PN 125. Стандарт допускает указывать давление в МПа с написанием единиц измерения, например PN 12,5 МПа. 3
Материал, из которого изготовлен корпус
Обязательный
Указывается тип в соответствии с нормативной документацией или ТУ. 4
Наименование производителя оборудования
Обязательный
Зарегистрированный соответствующим образом знак. 5
Направление движения потока. Указывается для моделей арматуры с регламентируемым направлением движения среды. Обязательный
Указывается стрелкой. 6
Прокладка для герметизации фланцевого соединения
Дополнительный
Параметры обозначения указываются в конструкторской документации на модель. 7
Разрешенная температура или температурный диапазон эксплуатации
Обязательный
Литера «t» или «T» и значение в градусах цифрами. 8
Резьба патрубков присоединения
Дополнительный
Указывается обозначение резьбы по соответствующему стандарту. 9
Рабочее (Pp) или расчетное (P) давление транспортируемой среды
Обязательный
Наносится аналогично знаку 2. 10
Обозначение арматуры
Дополнительный
Указывается в соответствии с конструкторской документацией. 11
Нормативный документ
Дополнительный
Указывается соответствующий стандарт или техусловия. 12
№ плавки
Дополнительный
Указывается по требованию технического заказчика или нормативной документации. 13
Индекс арматурного устройства или указание места его монтажа на схеме
Дополнительный
Указывается по требованию технического заказчика или нормативной документации. 14
Категория обслуживания устройства
Дополнительный
Наносится при действующей фирменной системе ТО и ремонта арматуры. 15
Футеровка, используемая для арматуры
Дополнительный
Параметры обозначения указываются в конструкторской документации на конкретную модель. 16
Обращение арматурного изделия на рынке
Специальный
Знаки, указывающие на соответствие требованиям Таможенного союза, директив ЕС, API. 17
Клеймо принимающего контроллера
Дополнительный 
В соответствии с документацией производителя

18
Дата производства
Обязательный
Наносится месяц и год выпуска. 19
Заводской номер арматуры
Обязательный
Указание заводского номера изделия. 20
Гидравлические параметры
Дополнительный
Предусматривается для регулирующего оборудования. 21
Страна производства
Дополнительный
Для экспортируемой или импортируемой арматуры. 22
Среда или ее фазовое состояние
Дополнительный
Для арматуры, разработанной под конкретную рабочую среду. 23
Положение РЭл или ЗЭл при отключении электроснабжения привода
Дополнительный
Применяется для арматуры с электроприводом

24
Символ взрывобезопасности модели
Дополнительный
Знак Ex. 25
Направление закрытия и открытия
Дополнительный
Примеры применения приводятся в  ГОСТ 4666-2015 (прил. 26
Положение РЭл или ЗЭл
Дополнительный
Примеры применения приводятся в  ГОСТ 4666-2015 (прил. 27
Испытательное давление среды
Дополнительный
Наносится аналогично знаку 2. 28
Настроечное давление среды
Обязательный
Наносится аналогично знаку 2. 29
Минимальное и максимальное значение допустимого перепада давления среды
Дополнительный
Наносится аналогично знаку 2. 30
Эффективный проходной диаметр Dэф
Дополнительный
Наносится аналогично знаку 1. 31
Масса модели
Дополнительный
Приводится в соответствии с конструкторской документацией или по техусловиям. 32
Класс арматуры
Дополнительный
 
33
Исполнение оборудования по рекомендованным климатическим условиям использования
Дополнительный
Маркировка по нормативной, конструкторской документации или по техусловиям. 34
Огнестойкость модели
Специальный
Указывается знак «FT». Дополнительно рекомендовано указание стандарта, на основании которого выполнены испытания. 35
Углеродный эквивалент материала
Дополнительный
Маркировке подлежат детали под приварное соединение – катушки, патрубки и т.

Состав маркировки

Согласно ГОСТ и нормативным документам, в маркировке задвижек обязательно содержится следующая информация:

  • материал изготовления корпуса;
  • номинальный диаметр Ду, мм;
  • номинальное давление в системе, бар или Мпа;
  • знак (клеймо) изготовителя;
  • дата выпуска изделия;
  • заводской номер продукции;
  • указание направления вращения маховика для закрытия/открытия затвора. Маркируется на рукоятке стрелкой.

Все задвижки и их маркировка

Дополнительно может маркироваться:

  • обозначение задвижки на схеме (согласно КД);
  • нормативный документ, по которому было изготовлено изделие — ГОСТ или ТУ;
  • клеймо ОТК о принятии арматуры;
  • масса изделия;
  • положение затвора в нормальном состоянии. Применяется для задвижек, оснащенных электроприводом;
  • тип уплотнений при фланцевом исполнении арматуры;
  • климатическое исполнение.

Маркировка стальных, чугунных и алюминиевых задвижек наносится на корпус. Также она может быть продублирована на информационной табличке. На лицевой стороне корпуса маркируется значение номинального давления среды, Ду, материал корпуса. Сзади наносится знак производителя, заводской номер и дата выпуска изделия, рабочий диапазон температур. Эти данные могут указываться на лицевой стороне корпуса, если позволяют габариты арматуры.

Оцените статью
Маркировка-Про